Джон Б. Ватсон
Джон Б. Ватсон | |
---|---|
Рожденный | Джон Бродус Уотсон 9 января 1878 г. |
Умер | 25 сентября 1958 г. Вудбери, Коннектикут , США | ( 80 лет
Образование | Университет Фурмана (МА) Чикагский университет (доктор философии) |
Известный | Основополагающий бихевиоризм Методологический бихевиоризм Модификация поведения |
Научная карьера | |
Поля | Психология |
Докторантура | Джей Ар Энджелл [1] |
Другие научные консультанты | Джон Дьюи , Х.Х. Дональдсон , Жак Лёб |
Джон Бродус Уотсон популяризировавший научную теорию бихевиоризма (9 января 1878 — 25 сентября 1958) — американский психолог , , основав её как психологическую школу . [2] Уотсон продвинул это изменение в психологической дисциплине в своем выступлении в 1913 году в Колумбийском университете под названием «Психология с точки зрения бихевиористов» . [3] Используя свой бихевиористский подход, Уотсон провел исследования поведения животных, воспитания детей и рекламы, а также провел спорный эксперимент «Маленький Альберт» и эксперимент Керпланка . Он также был редактором журнала Psychoological Review с 1910 по 1915 год. [4] Обзор общей психологии , опубликованный в 2002 году, поставил Уотсона на 17-е место среди наиболее цитируемых психологов 20-го века. [5]
Биография [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Он родился 9 января 1878 года. [2] [6] Его отец, Пикенс Батлер Уотсон, был алкоголиком и оставил семью, чтобы жить с двумя индианками, когда Джону было 13 лет — проступок, который он так и не простил. [7] Его мать, Эмма Кесия Уотсон ( урожденная Роу), была очень религиозной женщиной, придерживавшейся запретов на употребление алкоголя, курение и танцы. [2] [6] назвав своего сына Иоанном в честь известного баптистского служителя в надежде, что это поможет ему получить призвание проповедовать Евангелие. Воспитывая его, она подвергла Ватсона жесткому религиозному воспитанию, которое позже привело к тому, что у него на всю жизнь развилась антипатия ко всем формам религии, и он стал атеистом . [я] [ii] [8]
Пытаясь избежать бедности, мать Уотсона продала свою ферму и привезла Уотсона в Гринвилл, Южная Каролина . [2] чтобы предоставить ему лучшую возможность для успеха. [8] Переезд из изолированной сельской местности в крупный город Гринвилл оказался важным для Уотсона, предоставив ему возможность познакомиться с множеством разных типов людей, которых он использовал для разработки своих теорий психологии. Однако первоначальный переход будет трудным для Ватсона из-за его ограниченных социальных навыков.
Брак и дети [ править ]
Уотсон женился на Мэри Икес, сестре политика Гарольда Л. Икеса , когда он учился в аспирантуре. [9] У них было двое детей, которых также звали Джон и Мэри Икес Уотсон. [10] [8] последний из которых позже предпринял попытку самоубийства. [11] У молодой Мэри и ее мужа Пола Хартли была дочь Мариетт Хартли , актриса, которая страдала от психологических проблем, которые она приписывала тому, что ее воспитывали в соответствии с теориями ее деда. [12] [13]
Жена Уотсона позже подала на развод из-за его продолжающегося романа со студенткой Розали Рейнер (1898–1935). [9] Обыскивая спальню Рейнера, Мэри обнаружила любовные письма от Ватсона. [7] Этот роман стал первой новостью в Балтиморе. Публикация привела к тому, что в октябре 1920 года Университет Джонса Хопкинса попросил Уотсона уйти в отставку. [14]
В 1921 году, после завершения развода, Уотсон и Рейнер поженились в Нью-Джерси . [14] воспитывая двоих сыновей, Уильяма Рейнера Уотсона (1921) и Джеймса Бродуса Уотсона (1924), которые были воспитаны на бихевиористских принципах, которые Джон придерживался на протяжении всей своей карьеры. Пара оставалась вместе до смерти Рейнера в возрасте 36 лет в 1935 году. [15] Как и их сводная сестра, оба сына позже попытались покончить жизнь самоубийством. [11] с Уильямом, покончившим с собой в 1954 году. [2]
жизнь Дальнейшая смерть и
Ватсон сжег свои письма и личные документы, лишив тем самым историков ресурса для понимания ранней истории бихевиоризма и самого Ватсона. [16]
Историк Джон Бернхэм взял интервью у Уотсона в конце жизни, представив его как человека с твердыми убеждениями и некоторой горечью по отношению к своим недоброжелателям. [16] В 1957 году, незадолго до своей смерти, Уотсон получил золотую медаль Американской психологической ассоциации за вклад в психологию. [17]
Уотсон жил на своей ферме до своей смерти в 1958 году в возрасте 80 лет. Он был похоронен на кладбище Уиллоубрук , Вестпорт , Коннектикут . [18]
Образование [ править ]
Несмотря на свою плохую успеваемость и то, что в старшей школе его дважды арестовывали — сначала за драку, а затем за применение огнестрельного оружия в черте города — Уотсон смог использовать связи своей матери, чтобы поступить в Университет Фурмана в Гринвилле в возрасте 16 лет. [8] Там он прошел несколько курсов психологии, но так и не отличился. [2] Он также считал себя бедным студентом, работающим на территории кампуса, чтобы оплачивать расходы на учебу в колледже. Другие считали его тихим, ленивым и непослушным. [8] и поэтому он продолжал считать себя «асоциальным», заводя мало друзей. Тем не менее, будучи не по годам развитым студентом, Уотсон оставил Фурмана со степенью магистра в возрасте 21 года.
После окончания учебы Уотсон провел год в Бейтсбургском институте — так он дал однокомнатную школу в Гринвилле, где он был директором, уборщиком и разнорабочим. Уотсон поступил в Чикагский университет после подачи прошения президенту университета . Успешная петиция будет иметь решающее значение для его восхождения в мир психологии, поскольку опыт учебы в колледже познакомил его с профессорами и коллегами, которые сыграли важную роль в его успехе в превращении психологии в заслуживающую доверия область исследования. Уотсон начал изучать философию под руководством Джона Дьюи по рекомендации профессора Фурмана Гордона Мура. [17] Совместное влияние Дьюи, Джеймса Роуленда Энджелла , Генри Герберта Дональдсона и Жака Леба привело Уотсона к разработке весьма описательного, объективного подхода к анализу поведения, подхода, который он позже назвал бихевиоризмом . [19] Желая сделать психологию более приемлемой с научной точки зрения, Уотсон рассматривал этот подход как декларацию веры, основанную на идее о том, что методология может превратить психологию в научную дисциплину . Позже Уотсон заинтересовался работами Ивана Павлова (1849–1936) и в конечном итоге включил сильно упрощенную версию принципов Павлова в свои популярные работы. [20]
Диссертация по поведению животных [ править ]
Уотсон получил докторскую степень в Чикагском университете в 1903 году. [21] В своей диссертации «Воспитание животных» [22] он описал взаимосвязь между миелинизацией мозга и способностью к обучению у крыс в разном возрасте. Уотсон показал, что степень миелинизации во многом связана со способностью к обучению. Уотсон проработал в Чикагском университете пять лет, занимаясь исследованием взаимосвязи между сенсорной информацией и обучением. Он обнаружил, что кинестетическое поведением крыс, бегущих по лабиринтам, управляет чувство. В 1908 году Уотсону предложили и приняли должность преподавателя в Университете Джонса Хопкинса , и он сразу же был назначен заведующим кафедрой психологии. [20]
Бихевиоризм [ править ]
В 1913 году Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиористов» (также называемую «Манифест бихевиористов»). [3] [21] В «Манифесте» Уотсон излагает основные черты своей новой философии психологии, бихевиоризма , причем в первом абзаце статьи кратко описывается бихевиористская позиция Уотсона: [3] : 2
Психология, с точки зрения бихевиористов, является чисто объективной экспериментальной отраслью естествознания. Его теоретическая цель — прогнозирование и контроль поведения. Интроспекция не составляет существенной части ее методов, и научная ценность ее данных не зависит от готовности, с которой они поддаются интерпретации с точки зрения сознания. Бихевиорист, пытаясь получить единую схему реакции животных, не признает разделительной линии между человеком и животным. Поведение человека, при всей его утонченности и сложности, составляет лишь часть общей схемы исследования бихевиориста.
Павлова В 1913 году Уотсон рассматривал условный рефлекс прежде всего как физиологический механизм, контролирующий секрецию желез. Он уже отверг » Эдварда Л. Торндайка « закон эффекта (предшественник Б. Ф. Скиннера принципа подкрепления ) из-за того, что Уотсон считал ненужными субъективными элементами. Лишь в 1916 году он осознал более общее значение формулировки Павлова, после чего Уотсон сделал ее предметом своего президентского обращения к Американской психологической ассоциации . Статья также примечательна решительной защитой объективного научного статуса прикладной психологии , которая в то время считалась значительно уступающей устоявшейся структуралистской экспериментальной психологии .
В своем понятии бихевиоризма Уотсон делал акцент на внешнем поведении людей и их реакциях на данные ситуации, а не на внутреннем, психическом состоянии этих людей. По его мнению, анализ поведения и реакций был единственным объективным методом понимания действий человека. Этот взгляд – в сочетании с дополняющими друг друга идеями детерминизма , эволюционного континуизма и эмпиризма – внес свой вклад в то, что иногда называют методологическим бихевиоризмом (не путать с радикальным бихевиоризмом Скиннера). Именно эта новая перспектива, по утверждению Уотсона, приведет психологию в новую эру. Он утверждал, что до Вильгельма Вундта не было психологии, а после Вундта были только смятение и анархия. Именно новый бихевиоризм Уотсона проложил путь к дальнейшему прогрессу в психологии.
Бихевиоризм Уотсона отвергал изучение сознания. Он был убежден, что ее невозможно изучить и что прошлые попытки сделать это только мешали развитию психологических теорий. Он считал, что самоанализ в лучшем случае ошибочен, и не давал исследователям ничего, кроме новых вопросов. Он настаивал на том, чтобы психология больше не считалась наукой о «разуме». Вместо этого он заявил, что психология должна сосредоточиться на «поведении» человека, а не на его сознании.
Тем временем Уотсон был президентом Южного общества философии и психологии в 1915 году. [23]
Язык, речь и память [ править ]
Уотсон утверждал, что умственную деятельность невозможно наблюдать. В своей книге «Бехевиоризм» (1924) Уотсон изложил свои мысли о том, чем на самом деле является язык, что приводит к обсуждению того, чем на самом деле являются слова, и, наконец, к объяснению того, что такое память. [24] [25] Все они представляют собой ручные устройства, используемые людьми и приводящие к мышлению . Используя анекдоты, иллюстрирующие поведение и деятельность млекопитающих, Уотсон изложил свои бихевиористские взгляды на эти темы.
Уотсон называет язык «манипулятивной привычкой», потому что, когда мы говорим на языке, звук возникает в нашей гортани , которая представляет собой инструмент тела, которым мы манипулируем каждый раз, когда говорим, чтобы услышать свой «голос». [26] Когда мы меняем форму горла и положение языка, издаются разные звуки. Уотсон объясняет, что когда ребенок впервые плачет или впервые говорит «да» или «ма», это означает, что он изучает язык. Чтобы развить свою теорию, Уотсон и его жена провели эксперимент, в ходе которого они приучили ребенка говорить «да-да», когда он хочет бутылочку. Хотя ребенок был приучен и какое-то время добился успеха, в конечном итоге эта обусловленность была утрачена. Однако Уотсон утверждает, что, когда ребенок станет старше, он будет подражать Ватсону, потому что Ватсон подражает ему. К трем годам ребенку уже не требовалась помощь в развитии словарного запаса, поскольку он учился у других. Таким образом, язык подражателен .
Далее Уотсон утверждает, что «слова — это всего лишь заменители объектов и ситуаций». [26] В своем более раннем эксперименте с ребенком ребенок научился говорить «да», когда хотел бутылочку, или «мама», когда хотел маму, или «шу-да», когда указывал на туфлю отца. Затем Уотсон утверждает, что «мы следим за своими шансами и опираемся на них». [26] Это означает, что человеческие младенцы должны формировать свой язык, применяя звуки, которые они уже сформировали. Вот почему, по словам Уотсона, дети указывают на предмет, но называют его другим словом. Наконец, Уотсон объясняет, как ребенок учится читать слова: мама указывает на каждое слово и читает по шаблону, и в конечном итоге, поскольку ребенок узнает слово по звуку, он или она учится читать его обратно.
По мнению Уотсона, это начало памяти. Все идеи, упомянутые ранее, — это то, что, по словам Уотсона, составляет нашу память, и что мы несем память, которую развиваем, на протяжении всей нашей жизни. Чтобы проиллюстрировать эти идеи, Уотсон рассказывает историю мистера Аддисона Симса и его друга. Друг г-на Симса видит г-на Симса на тротуаре и восклицает: «Чёрт побери! Эддисон Симс из Сиэтла! Я не видел тебя со Всемирной выставки в Чикаго. Ты помнишь гей-вечеринки, которые мы устраивали?» есть в старом отеле Уиндермир?» [26] Даже после всего этого г-н Симс не может вспомнить имя этого человека, хотя они были старыми друзьями, которые вместе встречали одних и тех же людей, места и переживания. Уотсон утверждал, что если двое мужчин займутся своими старыми общими делами и пойдут в одни и те же места (стимулы), тогда произойдет реакция (или воспоминание).
Исследование эмоций [ править ]
Ватсон интересовался обусловливанием эмоций. Конечно, бихевиоризм делал упор на внешнее поведение людей, эмоции рассматривались как простые физические реакции. Уотсон считал, что при рождении есть три незаученных эмоциональных реакции: [27]
- Страх : вызывается только двумя безусловными стимулами — внезапным шумом или потерей (физической) поддержки. Однако, поскольку дети старшего возраста боятся многих вещей (например, разных животных, незнакомых людей и т. д.), такие вызывающие страх стимулы должны быть усвоены. Страх у младенцев можно наблюдать по следующей реакции: плач, учащенное дыхание, закрытие глаз или резкий подпрыгивание.
- Ярость : врожденная реакция на движения тела ребенка, которого сдерживают. Если очень маленького ребенка держать так, что он вообще не сможет пошевелиться, он начнет кричать и напрягать свое тело. Позже эта реакция применяется в различных ситуациях, например, дети злятся, когда их заставляют принимать ванну или убираться в комнате. Эти ситуации вызывают ярость, поскольку связаны с физическим сдерживанием .
- Любовь : автоматическая реакция младенцев на щекотку, похлопывание или легкое поглаживание. Младенец отвечает улыбками, смехом и другими проявлениями нежности. По мнению Уотсона, младенцы не любят конкретных людей, их только к этому приучают. Поскольку лицо матери постепенно ассоциируется с похлопыванием и поглаживанием, оно становится условным раздражителем, вызывающим привязанность к ней. Нежные чувства у людей впоследствии вызывают такую же реакцию, потому что они каким-то образом связаны с матерью.
Использование детей [ править ]
Маленький Альберт» (1920 Эксперимент « )
Эксперимент, проведенный Уотсоном и его помощницей Розали Рейнер в 1920 году, можно считать одним из самых спорных в психологии. Он увековечен в учебниках вводной психологии как эксперимент «Маленький Альберт» . Цель эксперимента состояла в том, чтобы показать, как принципы недавно открытого классического обусловливания можно применить, чтобы внушить страх перед белой крысой «Маленькому Альберту», 9-месячному мальчику. Уотсон и Рейнер обусловили «Маленького Альберта», лязгая железным прутом, когда ему была представлена белая крыса. Сначала мальчику подарили белую крысу и заметили, что он ее не боится. Во-вторых, ему подарили белую крысу, а затем зазвенели железным прутом. «Маленький Альберт» ответил плачем. Эта вторая презентация была повторена несколько раз. Наконец, Уотсон и Рейнер представили белую крысу одну, и мальчик выказал страх. Позже, пытаясь проверить, перешел ли страх на другие предметы, Ватсон подарил Альберту кролика, собаку и шубу. Он плакал, глядя на них всех. [28] Это исследование продемонстрировало, как эмоции могут стать условными реакциями. [29] По мере распространения истории о «Маленьком Альберте» в нее закрадывались неточности и несоответствия, некоторые из которых были связаны даже с самим Ватсоном. [ нужна ссылка ] Анализ видеозаписи Альберта, сделанной Уотсоном, позволяет предположить, что младенец был умственно и неполноценным в развитии. [30] Этическая проблема этого исследования заключается в том, что Уотсон и Рейнер не освободили «Маленького Альберта» от условий. [31]
В 2009 году Бек и Левинсон нашли записи о ребенке Дугласе Мерритте, который, похоже, был Маленьким Альбертом. Они установили, что он умер от врожденной гидроцефалии в возрасте 6 лет. Таким образом, нельзя сделать вывод, в какой степени это исследование повлияло на жизнь Маленького Альберта. [32] 25 января 2012 года Том Бартлетт из The Chronicle of Higher Education опубликовал отчет, в котором ставится вопрос, знал ли Джон Ватсон о когнитивных отклонениях у Маленького Альберта, которые могли бы сильно исказить результаты эксперимента. [33] Однако в 2014 году журналы, которые первоначально поддержали утверждения Бека и Фридланда об Альберте и Уотсоне ( американском психологе и истории психологии ), опубликовали статьи, опровергающие эти утверждения. [34] [35]
Разобуславливание [ править ]
Поскольку «Маленького Альберта» увезли из города, у Ватсона не было времени вылечить ребенка. Это, очевидно, имеет этические последствия, но Уотсон действительно разработал метод избавления от страхов. Вместе со своей коллегой Мэри Ковер Джонс он работал над комплексом процедур, направленных на устранение страхов другого маленького мальчика, Питера. Питер, казалось, боялся белых крыс и кроликов. Уотсон и Джонс посадили Питера на детский стульчик и накормили его вкусным полдником. При этом белого кролика в клетке поместили на таком расстоянии, которое, казалось, не беспокоило ребенка. На следующий день кролика подсадили немного ближе, пока у Питера не появились признаки легкого беспокойства. Это лечение повторялось изо дня в день, пока Питер не смог спокойно съесть свою закуску, когда кролик находился рядом с ним. После этого Питер даже смог поиграть с кроликом. Эта форма модификации поведения сегодня называется систематической десенсибилизацией . [27]
парадигмы обусловленности Ограничения
Парадигма обусловленности имеет определенные ограничения. Исследователям было трудно подготовить младенцев в возрасте всего нескольких месяцев. Возможно, это связано с тем, что у них еще не развилось то, что Пиаже называет «первичными круговыми реакциями». Поскольку они не могут координировать сенсорно-моторные действия, они не могут научиться устанавливать различные ассоциации между своим двигательным поведением и окружающей средой. Еще одно ограничение касается вида условных стимулов, которые люди могут выучить. Когда исследователи пытались приучить детей бояться таких вещей, как занавески или деревянные кубики, они столкнулись с большими трудностями. Люди могут быть «врожденно склонны бояться определенных раздражителей». [27]
младенцам и детям (1928 Психологическая помощь )
XX век ознаменовал формирование качественных различий между детьми и взрослыми. [36] В 1928 году Уотсон написал книгу «Психологическая помощь младенцам и детям» с помощью Розали Рейнер , его помощницы и жены. В ней Уотсон объясняет, что бихевиористы начали верить в необходимость психологической помощи и анализа для младенцев и детей. [37] Все восклицания Ватсона были вызваны его убеждением, что с детьми следует обращаться как с молодыми взрослыми. Таким образом, он предостерегает от неизбежных опасностей, связанных с тем, что мать оказывает слишком много любви и привязанности, потому что любовь — наряду со всем остальным, что понимается с бихевиористской точки зрения, — утверждает Уотсон, обусловлена. Он использует инвалидизм в поддержку своего предупреждения, утверждая, что, поскольку общество не слишком утешает детей, когда они становятся молодыми людьми в реальном мире, родителям не следует устанавливать эти нереалистичные ожидания. Более того, он не одобряет сосание пальца , мастурбацию , гомосексуализм и призывает родителей быть честными со своими детьми в вопросах секса. [38] Он аргументировал такие взгляды тем, что «все слабости, резервы, страхи, предостережения и неполноценность наших родителей вбиваются в нас ударами кувалды». [8] делая вывод, что эмоциональные нарушения были результатом личного лечения, а не наследования. [8]
Уотсон считал, что его лозунг « не больше детей, а лучше воспитанных детей », поддерживая сторону «воспитания» в дебатах « природа против воспитания », утверждая, что мир выиграет от прекращения беременности в течение 20 лет, пока будет достаточно данных. собрались для обеспечения эффективного процесса воспитания детей . Еще больше подчеркивая воспитание, Уотсон утверждал, что ничто не является инстинктивным, а, скорее, все заложено в ребенке посредством взаимодействия с окружающей средой. Поэтому родители несут полную ответственность за выбор среды, в которой будет развиваться их ребенок. [37]
Несмотря на то, что на протяжении всей своей карьеры Уотсон исследовал множество тем, воспитание детей стало для Ватсона самым ценным интересом. Его книга пользовалась огромной популярностью: всего за несколько месяцев после выпуска было продано 100 000 экземпляров. Многие критики были удивлены, увидев, что даже его современники согласились с его взглядами. [39] Его акцент на развитии детей стал новым явлением и оказал влияние на некоторых из его преемников, хотя психологи уже изучали эту область до Уотсона. Дж. Стэнли Холл , например, стал очень известен благодаря своей книге «Подросток», вышедшей в 1904 году . Убеждения Холла отличались от бихевиоризма Уотсона, поскольку первый считал, что поведение человека в основном формируется наследственностью и генетически предопределенными факторами, особенно в детстве. Его самая известная концепция, теория шторма и стресса , нормализовала склонность подростков к противоречивым перепадам настроения. [40]
Хотя он много писал о воспитании детей, в том числе в «Психологической помощи младенцам и детям» , а также во многих популярных журналах, Уотсон позже сожалел, что писал вообще по этой теме, признавая, что он «недостаточно знал», чтобы хорошо выполнять свою работу. . [ нужна ссылка ]
Критика [ править ]
Критики определили, что идеи Уотсона в основном проистекают из его убеждений. [39] Насколько Розали Рейнер согласна с идеями своего мужа по воспитанию детей, также было важным вопросом, поскольку позже она написала статью под названием «Я мать сыновей-бихевиористов». [ нужна ссылка ] в котором она писала о будущем их семьи. [41]
Р. Дейл Нэнс (1970) беспокоился, что личная неосторожность и трудное воспитание Уотсона могли повлиять на его взгляды во время написания книги. Это включает в себя то, что он вырос на бедной ферме в Южной Каролине и имел различные семейные проблемы, такие как отказ от отца. [42] Сюзанна Хоук (2000) разделяла аналогичные опасения, анализируя надежду Уотсона на деловые и непринужденные отношения между матерью и ее ребенком. [36] Хоук отмечает, что Уотсон переключил свое внимание на воспитание детей только тогда, когда его уволили из Университета Джонса Хопкинса из-за романа с Рейнером. [36] Лаура Э. Берк (2008) аналогичным образом исследует корни убеждений, которые Уотсон стал чтить, отмечая эксперимент «Маленький Альберт» как вдохновение для акцента Уотсона на факторах окружающей среды. [43] Маленький Альберт не боялся крысы и белого кролика, пока его не приучили к этому. В результате этого эксперимента Уотсон пришел к выводу, что родители могут формировать поведение и развитие ребенка, просто планируя контроль над всеми ассоциациями стимул-реакция. [43]
Совет Уотсона относиться к детям с уважением, но относительной эмоциональной отстраненностью подвергся резкой критике. Дж. М. О'Доннелл (1985) считает взгляды Уотсона радикальными расчетами. Это недовольство частично проистекает из описания Уотсоном «счастливого ребенка», согласно которому ребенок может плакать только тогда, когда испытывает физическую боль, может заняться своим умением решать проблемы и в результате чего ребенок уклоняется от задавания вопросов. [44] Другие критики более настороженно относились к новому интересу и успехам Уотсона в детской психологии. [ нужна ссылка ]
«Двенадцать младенцев» [ править ]
Уотсон был неправильно процитирован в отношении следующего отрывка, который часто представлен вне контекста и с опущенным последним предложением, что делает его позицию более радикальной, чем она была на самом деле:
Дайте мне дюжину здоровых, хорошо сформированных младенцев и мой собственный определенный мир, в котором я смогу их воспитать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его тому, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу: врачом, юристом, художником. , купец-начальник и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призвания и расы его предков. Я выхожу за рамки своих фактов и признаю это, но то же самое делают и сторонники обратного, и они делают это уже многие тысячи лет.
- Бихевиоризм (2009) [1958], с. 82
» Уотсона В «Бихевиоризме это предложение представлено в контексте расширенного аргумента против евгеники . То, что Уотсон не придерживался радикальной позиции защитника окружающей среды, можно увидеть в его более ранних работах, в которых его «отправной точкой» науки о поведении был «наблюдаемый факт, что организмы, как люди, так и животные, действительно приспосабливаются к окружающей среде посредством наследственные и привычные приспособления». [3] Тем не менее, Уотсон признавал важность воспитания в дискуссии о природе и воспитании , которой его современники-евгеники часто пренебрегали. [7]
Рекламная карьера [ править ]
Благодаря контактам, предоставленным Э. Б. Титченером , академическим коллегой, Уотсон впоследствии в конце 1920 года начал работать в американском рекламном агентстве J. Walter Thompson . Он изучил многие аспекты рекламного бизнеса на первом уровне, в том числе работал продавцом обуви в высококлассном универмаге. Несмотря на столь скромное начало, менее чем за два года Уотсон дослужился до вице-президента компании Thompson. Зарплата его руководителя плюс бонусы от различных успешных рекламных кампаний привели к тому, что доход во много раз превысил его академическую зарплату. Уотсон возглавил ряд громких рекламных кампаний, в частности, для кольдкрема Ponds и других продуктов личной гигиены. [17] Кроме того, ему приписывают популяризацию « перерыва на кофе » во время рекламной кампании кофе Maxwell House . Ему широко, но ошибочно приписывают повторное введение «рекомендательной» рекламы после того, как инструмент потерял популярность (из-за его связи с неэффективными и опасными патентованными лекарствами ). Однако рекламные объявления использовались задолго до того, как Уотсон начал заниматься рекламой.
Примером использования отзывов Уотсоном была кампания, которую он разработал для зубной пасты Pebeco. В рекламе была изображена соблазнительно одетая женщина и ее призывали курить при условии, что они используют зубную пасту Pebeco. Зубная паста была не средством для улучшения здоровья или гигиены, а средством повышения сексуального влечения потребителя. [8] Уотсон заявил, что он не вносил оригинального вклада, а просто делал то, что является обычной практикой в рекламе. Уотсон перестал писать для популярной аудитории в 1936 году и ушел из рекламы примерно в 65 лет. [7]
Избранные работы [ править ]
- 1907. «Кинестетические и органические ощущения: их роль в реакциях белой крысы на лабиринт». [45]
- 1908. «Поведение Нодди и Угольных крачек». [46]
- 1913. «Психология с точки зрения бихевиористов». [3]
- 1914. Поведение: введение в сравнительную психологию . [47]
- 1915. «Недавние эксперименты с самонаводящимися птицами».
- 1920. «Обусловленные эмоциональные реакции» с Розали Рейнер . — исследование «Маленький Альберт» . [48]
- 1921. «Исследования детской психологии» с Розали Рейнер. [28]
- 1924. Бихевиоризм . [24] [25]
- 1928. Психологическая помощь младенцам и детям . [37]
- 1936. «Джон Бродус Ватсон». — автобиография [49]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Кимбл, Грегори А. , Майкл Вертхаймер и Шарлотта Уайт. 2013. Портреты пионеров психологии . Психология Пресс.«Откровенный атеизм Уотсона оттолкнул многих в Гринсвилле ». (с. 175).
- ^ Мартин, Майкл. 2006. Кембриджский спутник атеизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .«Среди знаменитых атеистов с обширными биографическими данными мы находим ведущих психологов и психоаналитиков. Мы могли бы предоставить длинный список, в том числе… Джона Б. Уотсона». (с. 310).
Цитаты [ править ]
- ^ «Классика в истории психологии». Архивировано 3 марта 2015 года в Wayback Machine : «Уотсон получил докторскую степень под руководством Энджелла в 1903 году».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кон, Аарон С. 2014. « Уотсон, Джон Б. ». Стр. 1429–1430 в «Социальной истории американской семьи: энциклопедия» под редакцией М. Дж. Коулмана и Л. Х. Ганонга. Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации Sage . Проверено 16 мая 2020 г. два : 10.4135/9781452286143.n563 . ISBN 9781452286143 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Уотсон, Джон Б. (1913). «Психология с точки зрения бихевиориста» . Психологический обзор . 20 (2): 158–177. дои : 10.1037/h0074428 . hdl : 21.11116/0000-0001-9182-7 . S2CID 145372026 . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Кинч, Уолтер; Качиоппо, Джон Т. (1994). «Введение к 100-летнему выпуску журнала Psychoological Review». Психологический обзор . 101 (2): 195–99. дои : 10.1037/0033-295x.101.2.195 .
- ^ Хаггблум, Стивен Дж.; Уорник, Рене; Уорник, Джейсон Э.; Джонс, Винесса К.; и др. (2002). «100 самых выдающихся психологов 20 века» . Обзор общей психологии . 6 (2): 139–52. дои : 10.1037/1089-2680.6.2.139 . S2CID 145668721 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шихи, Ноэль; Форсайт, Александра (2004). Пятьдесят ключевых мыслителей в психологии . Психология Пресс. п. 244. ИСБН 978-0-415-16775-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хотерсолл, Д. (2004). История психологии . Бостон: Макгроу Хилл
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бакли, Керри В. (1989). Механический человек: Джон Бродус Уотсон и начало бихевиоризма . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN 978-0-89862-744-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Риви, Гретхен; Озер, Иветт Маламуд; Ито, Юрий (2010). Энциклопедия эмоций . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-34576-0 .
- ^ Тодд, Джеймс Томас; Моррис, Эдвард К. (1 января 1994 г.). Современные взгляды на Джона Б. Ватсона и классический бихевиоризм . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-27307-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смирл, Коринн. 2013. « Профиль Розали Рейнер. Архивировано 29 марта 2020 года в Wayback Machine ». Феминистские голоса психологии под редакцией А. Резерфорда. Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Хартли, Мариетт и А. Коммир. 1990. Нарушая тишину . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма .
- ^ Стрэнд, Моника (18 ноября 1990 г.). «Картина несовершенна: отвергнутая родителями, избитая мужем актриса Мариетт Хартли могла бы наполнить свой альбом болью и страданиями» . Sun-Sentinel.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вашингтон Таймс . 2 января 1921 года.
- ^ Мюррей, ди-джей (1988). История западной психологии . Нью-Джерси: Прентис Холл .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бернэм, Джон К. 1994. «Джон Б. Уотсон: интервьюируемый, профессиональный деятель, символ». Современные взгляды на Джона Б. Ватсона и классический бихевиоризм. Гринвуд Пресс .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хергенхан, БР (1992). Введение в историю психологии . Калифорния: Издательская компания Wadsworth .
- ^ «Данные профиля: Джон Бродус Уотсон» . Маркиз Кто есть кто . Проверено 7 августа 2012 г.
- ^ Фэнчер, RE (1990). Пионеры психологии. Нью-Йорк: WW Norton & Company .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боллес, Р.К. (1993). История психологии: тематическая история. Калифорния: Брукс/Коул Паблишинг .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б « Джон Б. Ватсон ». энциклопедия Британская 2020 [1998]. Получено 16 мая,
- ^ Уотсон, Джон Б. 1903. «Воспитание животных: экспериментальное исследование психического развития белой крысы, связанного с ростом ее нервной системы» (диссертация). Чикагский университет .
- ^ «Южное общество философии и психологии» . Южное общество философии и психологии . Проверено 14 августа 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уотсон, Джон Б. 1924. Бихевиоризм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уотсон, Джон Б. 1958 [1924]. Бихевиоризм (переработанная ред.). Чикаго: Издательство Чикагского университета . OCLC 3124756 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уотсон, Джон Б. 2009 [1924]. «Говорить и думать». Ч. 10, стр. 180–200 в журнале «Бехевиоризм» . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крейн, В. (2010). Теории развития: концепции и приложения (6-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уотсон, Джон Б.; Рейнер Уотсон, Розали (1921). «Исследования по детской психологии». Научный ежемесячник . 13 (6): 493–515. Бибкод : 1921SciMo..13..493W .
- ^ Уотсон, Дж. Б.; Рейнер, Р. (1920). «Условные эмоциональные реакции» . Журнал экспериментальной психологии . 3 : 1–14. дои : 10.1037/h0069608 . hdl : 21.11116/0000-0001-9171-B .
- ^ Айронс, Гэри (2012). «Маленький Альберт: ребенок с неврологическими нарушениями». История психологии . 15 (4): 302–327. дои : 10.1037/a0026720 . ПМИД 23397921 . S2CID 23547614 .
- ^ Харрис, Б. (1979). «Что случилось с Маленьким Альбертом?». Американский психолог . 34 (2): 151–160. дои : 10.1037/0003-066x.34.2.151 . S2CID 53390421 .
- ^ Бек, HP; Левинсон, С.; Айронс, Г. (2009). «В поисках маленького Альберта: путешествие в детскую лабораторию Джона Б. Ватсона» (PDF) . Американский психолог . 64 (7): 605–614. дои : 10.1037/a0017234 . ПМИД 19824748 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Баскен, Пол (25 января 2012 г.). «Новый поворот в грустной саге о маленьком Альберте - Перколяторе - Хроника высшего образования» . Хроника.com . Проверено 21 октября 2012 г.
- ^ Пауэлл. Р.А., Н. Дигдон, Б. Харрис и К. Смитсон. 2014. «Исправляем запись об Уотсоне, Рейнере и Маленьком Альберте: Альберт Баргер как« потерянный мальчик психологии »». Американский психолог .
- ^ Дигдон, Н., Р.А. Пауэлл и Б. Харрис. 2014. «Предполагаемые неврологические нарушения маленького Альберта: Уотсон, Рейнер и исторический пересмотр». История психологии .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хоук, Сюзанна (2002) [2000]. « Психологическая помощь младенцу и ребенку: отражение автора и его времени» . Дюкен Математика . Университет Дюкен. Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 16 мая 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уотсон, Джон Б. 1928. Психологическая помощь младенцам и детям . Нью-Йорк: Компания WW Norton .
- ^ «Уотсон, Джон Бродус». Стр. 662–63 в Психологической энциклопедии Гейла (2-е изд.) под редакцией Б. Стрикленда . Детройт: Гейл . 2001.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хергенхан, БР (2005). Введение в историю психологии . Уодсворт: Cengage Learning
- ^ Сантрок, JW 2008. Подростковый возраст . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл .
- ^ Харрис, Б. 2014. «Розали Рейнер, феминистка?» Журнал истории психологии 35:61–69.
- ^ Нэнс, РД (1970). «Дж. Стэнли Холл и Джон Б. Ватсон как детские психологи». Журнал истории поведенческих наук . 6 (4): 303–16. doi : 10.1002/1520-6696(197010)6:4<303::aid-jhbs2300060402>3.0.co;2-m . ПМИД 11609658 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берк, Лаура Э. 2008. Младенцы и дети: от пренатального до среднего детства . ИЛ: Образование Пирсона .
- ^ О'Доннелл, Дж. М. 1985. Истоки бихевиоризма. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета .
- ^ Уотсон, Джон Б. 1907. «Кинестетические и органические ощущения: их роль в реакциях белой крысы на лабиринт». Приложение к монографии «Психологический обзор» 8(33):1–100.
- ^ Уотсон, Джон Б. 1908. «Поведение Нодди и закопченных крачек». Публикация Института Карнеги 103:197–255.
- ^ Уотсон, Джон Б. 1914. Поведение: введение в сравнительную психологию. Генри Холт .
- ^ Уотсон, Джон Б. и Розали Рейнер . 1920. « Условные эмоциональные реакции ». Журнал экспериментальной психологии 3 (1): 1–14. два : 10.1037/h0069608 .
- ^ Уотсон, Джон Б. 1936. «Джон Бродус Уотсон [Автобиография]». Стр. 271–81 в «Истории психологии в автобиографии 3» под редакцией К. Мерчисона. Вустер, Массачусетс: Издательство Университета Кларка .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бакли, Керри В. 1989. Механический человек: Джон Бродус Уотсон и начало бихевиоризма. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Кун, Дебора Дж. 1994. «Не существо разума»: предполагаемое влияние ватсоновского бихевиоризма на рекламу в 1920-х годах». В «Современных взглядах на Джона Б. Уотсона и классический бихевиоризм » под редакцией Дж. Т. Тодда и Э. К. Морриса. Гринвуд Пресс.
- Кертис, HS 1900 [1899]. «Автоматические движения гортани». Американский журнал психологии 11:237–39.
- Дьюсбери, Дональд А. (1990). «Раннее взаимодействие между зоопсихологами и активистами в области животных и основание комитета APA по мерам предосторожности при экспериментах на животных». Американский психолог . 45 (3): 315–27. дои : 10.1037/0003-066x.45.3.315 . ПМИД 2178508 .
- Харрис, Б. 1984. «Дайте мне дюжину здоровых младенцев…»: популярный совет Джона Б. Ватсона о воспитании детей, женщинах и семье». Стр. 126–54 в книге «В тени прошлого: психология изображает полы » под редакцией М. Левина. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Миллс, Джон А. 1998. Контроль: история поведенческой психологии . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.
- Самельсон, Ф (1981). «Борьба за научный авторитет: восприятие бихевиоризма Уотсона, 1913–1920». Журнал истории поведенческих наук . 17 (3): 399–425. doi : 10.1002/1520-6696(198107)17:3<399::aid-jhbs2300170310>3.0.co;2-2 .
- Тодд, Джеймс Т. 1994. «Что психология может сказать о Джоне Б. Уотсоне: классический бихевиоризм в учебниках по психологии, 1920–1989». В «Современных взглядах на Джона Б. Уотсона и классический бихевиоризм » под редакцией Дж. Т. Тодда и Э. К. Морриса. Гринвуд Пресс.
- Тодд, Джеймс Т.; Моррис, Эдвард К. (1986). «Ранние исследования Джона Б. Ватсона: до поведенческой революции» . Поведенческий аналитик . 9 (1): 71–88. дои : 10.1007/BF03391931 . ПМЦ 2741879 . ПМИД 22478649 .
- Тодд, Джеймс Т. и Эдвард К. Моррис. 1994. Современные перспективы Джона Б. Ватсона и классического бихевиоризма. Нью-Йорк: Гринвуд Пресс.
- Вычойковска, А. 1913. «Теоретические и экспериментальные исследования механизма речи». Психологический обзор 20: 448–58.
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Джона Б. Ватсона или о нем в Internet Archive
- Работы Джона Б. Ватсона в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Джон Б. Ватсон. Его жизнь в словах и картинках – Кафедра психологии Университета Фурмана
- Все дело в воспитании — биографический очерк жизни и творчества Уотсона на сайте Университета Джонса Хопкинса, где он работал с 1908 по 1920 год.
- Джон Бродус Уотсон и психология с точки зрения бихевиориста , Роберт Х. Возняк, Колледж Брин-Мор
- Психологическая помощь младенцам и детям. Архивировано 26 сентября 2018 года в Wayback Machine.
- Джон Б. Ватсон в Find a Grave
- 1878 рождений
- 1958 смертей
- Американские психологи XX века
- Американские атеисты
- Психологи-бихевиористы
- Американские психологи развития
- Выпускники Университета Фурмана
- Преподаватели Университета Джонса Хопкинса
- Люди из Гринвилля, Южная Каролина
- Люди из Travellers Rest, Южная Каролина
- Президенты Американской психологической ассоциации
- Выпускники Чикагского университета