Модификация поведения
Часть серии о |
Поведенческие влияния |
---|
![]() |
Области обучения |
Темы |
Модификация поведения – это подход к лечению, который использует респондентное и оперантное обусловливание для изменения поведения. На основе методологического бихевиоризма [1] явное поведение модифицируется с помощью (предшествующего) контроля стимулов и последствий, включая непредвиденные обстоятельства положительного и отрицательного подкрепления для повышения желаемого поведения, применения положительного и отрицательного наказания и подавления для уменьшения проблемного поведения. [2] [3] [4]
Прикладной анализ поведения (ABA), поведенческая терапия и когнитивно-поведенческая терапия — это более современные термины для того, что раньше называлось модификацией поведения.
Описание и история [ править ]
Впервые термин «модификация поведения», по-видимому, был использован Эдвардом Торндайком в 1911 году. В его статье «Временные законы приобретенного поведения или обучения» часто используется термин «модификация поведения». [5] В ходе ранних исследований 1940-х и 1950-х годов этот термин использовался исследовательской группой Джозефа Вольпе . [6] Экспериментальная традиция клинической психологии использовала его для обозначения психотерапевтических методов, полученных на основе эмпирических исследований. [7] В 1960-е годы модификация поведения осуществлялась по схеме «стимул-реакция-подкрепление» (SRS). Р ), подчеркивая концепцию « транзакционных » объяснений поведения. [8] С тех пор это слово стало относиться главным образом к методам повышения адаптивного поведения посредством подкрепления и уменьшения неадаптивного поведения посредством подавления или наказания (с акцентом на первое).
В последние годы концепция наказания подверглась многим критикам, хотя эта критика, как правило, не относится к негативному наказанию (тайм-аутам), а обычно относится к добавлению какого-либо неприятного события. Использование позитивного наказания сертифицированными поведенческими аналитиками ограничивается чрезвычайными обстоятельствами, когда все другие формы лечения не дали результата и когда поведение, которое необходимо изменить, представляет опасность для человека или других лиц (см. профессиональную практику поведенческого анализа ). В клинических условиях положительное наказание обычно ограничивается использованием распылителя, наполненного водой, в качестве отталкивающего события. Более аверсивное наказание при неправильном использовании может привести к аффективным (эмоциональным) расстройствам, а также к тому, что получатель наказания все чаще пытается избежать наказания (т. е. «не попасться»).
Модификация поведения зависит от следующего:
- Подкрепление (положительное и отрицательное)
- Наказание (положительное и отрицательное)
- Вымирание
- Формирование
- Затухание
- Цепочка
эффективности Области
Функциональная оценка поведения составляет основу прикладного анализа поведения . Многие методы этой терапии представляют собой конкретные методы, направленные на конкретные проблемы. Вмешательства, основанные на принципах поведенческого анализа, оказались чрезвычайно эффективными при разработке методов лечения, основанных на фактических данных. [9] В дополнение к вышесказанному существует растущий список основанных на исследованиях вмешательств из поведенческой парадигмы.
Дети с СДВГ [ править ]
Одно исследование показало, что в отношении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в течение нескольких лет у детей из группы модификации поведения было вдвое меньше арестов за уголовные преступления, чем у детей из группы, принимавшей лекарства. [10] [11] Эти результаты еще предстоит повторить, но они считаются обнадеживающими для использования модификации поведения у детей с СДВГ. Существуют убедительные и последовательные доказательства того, что поведенческие методы лечения эффективны для лечения СДВГ. Недавний метаанализ показал, что использование модификации поведения при СДВГ привело к увеличению эффекта между групповыми исследованиями (0,83), исследованиями до и после (0,70), внутри групповыми исследованиями (2,64) и исследованиями с одним субъектом (3,78). что указывает на то, что поведенческие методы лечения очень эффективны. [12]
диабет Неконтролируемый типа 2
Бандуры Опираясь на теорию самоэффективности , которая доказала свою эффективность в программах, направленных на содействие связанным со здоровьем поведенческим изменениям у взрослых с диабетом, были реализованы различные вмешательства. Эти вмешательства включают групповое консультирование, групповые обсуждения и процесс расширения возможностей, все они направлены на поощрение людей к принятию здоровой диеты, соблюдению режима приема лекарств и регулярным физическим упражнениям с целью улучшения уровня гликемии. Примечательно, что результаты этих программ продемонстрировали многообещающие достижения: наблюдаются улучшения в самоэффективности и тенденции к повышению уровня гемоглобина A1c. [13]
Лечение в стационаре [ править ]
Программы модификации поведения составляют основу многих программ стационарных лечебных учреждений . Они продемонстрировали успех в снижении рецидивизма среди подростков с проблемами поведения и взрослых правонарушителей. Одна конкретная программа, которая представляет интерес, — это обучающе-семейные дома (см. Модель обучающей семьи ), которая основана на модели социального обучения, возникшей из радикального бихевиоризма . В этих конкретных домах используется семейный подход к лечению, который был тщательно воспроизведен более 700 раз. [14] Недавние усилия привели к включению большего количества программ по модификации поведения в программы возвращения в исправительные учреждения в США, чтобы помочь заключенным адаптироваться после освобождения.
потери Результаты веса
Исследования показали эффективность для людей с ожирением, которые переедают. Одна из программ, называемая «Программа модификации поведения Тревоза» (TBMP), представляет собой доступную программу самопомощи по снижению веса, в которой особое внимание уделяется постоянному уходу. TBMP, проводимый и управляемый непрофессионалами, продемонстрировал замечательный успех в содействии существенной и продолжительной потере веса. Эта программа не только обеспечивает экономическую эффективность, но и обеспечивает постоянную поддержку. Примечательно, что люди с частым перееданием и без него добились значительной долгосрочной потери веса благодаря подходу непрерывного ухода TBMP. [15]
Зависимости [ править ]
Одной из областей, которая неоднократно доказывала свою эффективность, была работа бихевиористов, работающих в области укрепления сообщества против зависимостей . [16]
Депрессия [ править ]
Еще одной областью исследований, получившей широкую поддержку, была поведенческая активация при депрессии . [17]
Один из способов положительного подкрепления при изменении поведения — это комплименты, одобрение, поощрение и одобрение; соотношение пяти комплиментов на каждую жалобу обычно считается эффективным для изменения поведения желаемым образом. [18] и даже в создании стабильных браков. [19]
Критика [ править ]
Модификация поведения подвергается критике в личностно-ориентированных психотерапевтических подходах, таких как консультирование по Роджеру и консультирование по переоценке . [20] которые предполагают «соединение с человеческими качествами человека для содействия исцелению», в то время как бихевиоризм «унижает человеческий дух». [21] Б. Ф. Скиннер утверждает в своей книге «За гранью свободы и достоинства» , что неограниченное подкрепление — это то, что привело к «ощущению свободы», поэтому устранение неприятных событий позволяет людям «чувствовать себя свободнее». [22] Дальнейшая критика распространяется на предположение, что поведение усиливается только тогда, когда оно подкрепляется. Эта предпосылка противоречит исследованиям, проведенным Альбертом Бандурой в Стэнфордском университете. Его результаты показывают, что агрессивное поведение имитируется без подкрепления в исследованиях, проведенных с детьми, смотрящими фильмы, в которых различные люди «выбивают дневной свет из Бобо». Бандура считает, что человеческая личность и обучение являются результатом взаимодействия окружающей среды, поведения и психологических процессов. Однако есть свидетельства того, что подражание — это вид поведения, которому можно научиться, как и всему остальному. Было показано, что дети имитируют поведение, которое они никогда раньше не проявляли и за которое никогда не поощряют, после того как их научили имитировать в целом. [23]
Несколько человек [ ВОЗ? ] подвергли критике уровень подготовки, необходимый для выполнения процедур модификации поведения, особенно тех, которые носят ограничительный характер или используют аверсивной терапии , терапии отвращения или наказания протоколы . Некоторые желают ограничить такие ограничительные процедуры только лицензированными психологами или лицензированными консультантами. После получения лицензии для этой группы постлицензионная сертификация по модификации поведения призвана продемонстрировать объем компетентности в этой области через такие группы, как Всемирная ассоциация анализа поведения. [24] Третьи желают создать независимую практику поведенческого анализа посредством лицензирования, чтобы предложить потребителям выбор между проверенными и непроверенными методами (см. Профессиональная практика поведенческого анализа ). Уровень обучения и защита потребителей по-прежнему имеют решающее значение в прикладном анализе поведения и модификации поведения.
См. также [ править ]
- Управление поведением
- Поведенческая терапия
- Разделение повторяющихся действий, ориентированных на тело
- Скрытое кондиционирование
- Тренинг по изменению привычек
- Болевая модель управления поведением
- Вмешательства и поддержка позитивного поведения
Ссылки [ править ]
- ^ Махони, MJ; Каздин А.Е.; Лессвинг, Нью-Джерси (1974). «Модификация поведения: заблуждение или избавление?». В Фрэнксе, CM; Уилсон, GT (ред.). Ежегодный обзор поведенческой терапии: теория и практика . Том. 2. Бруннер/Мазель. стр. 11–40.
- ^ Мейс, ФК (1994). «Значение и будущее методологий функционального анализа» . Журнал прикладного анализа поведения . 27 (2): 385–92. дои : 10.1901/jaba.1994.27-385 . ПМК 1297814 . ПМИД 16795830 .
- ^ Пелиос, Л.; Моррен, Дж.; Теш, Д.; Аксельрод, С. (1999). «Влияние методологии функционального анализа на выбор лечения самоповреждающего и агрессивного поведения» . Журнал прикладного анализа поведения . 32 (2): 185–95. дои : 10.1901/jaba.1999.32-185 . ПМЦ 1284177 . ПМИД 10396771 .
- ^ Мейс, ФК; Кричфилд, Т.С. (2010). «Трансляционные исследования в поведенческом анализе: исторические традиции и императивы на будущее» . J Exp, анальное поведение . 93 (3): 293–312. дои : 10.1901/jeab.2010.93-293 . ПМЦ 2861871 . ПМИД 21119847 .
- ^ Торндайк, EL (1911). «Временные законы приобретенного поведения или обучения». Животный интеллект . Нью-Йорк: Компания Macmillan.
- ^ Вулпе, Дж. (1968). «Психотерапия методом взаимного торможения» . Условный рефлекс . 3 (4): 234–240. дои : 10.1007/BF03000093 . ПМИД 5712667 . S2CID 46015274 .
- ^ В Бахрах, AJ, изд. (1962). Экспериментальные основы клинической психологии . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 3–25 .
- ^ Кин, доктор медицинских наук; Вебстер, CD (февраль 1969 г.). «Поведенческая терапия и модификация поведения». Канадский психолог . 10 (1): 68-73. дои : 10.1037/h0082506 .
- ^ О'Донохью, В.; Фергюсон, Кентукки (2006). «Доказательная практика в психологии и поведенческом анализе». Поведенческий аналитик сегодня . 7 (3): 335–52. дои : 10.1037/h0100155 .
- ^ Саттерфилд, Дж. Х.; Саттерфилд, Британская Колумбия; Шелл, AM (1987). «Терапевтические мероприятия по предотвращению правонарушений у гиперактивных мальчиков». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 26 (1): 56–64. дои : 10.1097/00004583-198701000-00012 . ПМИД 3584002 .
- ^ Саттерфилд, Дж. Х.; Шелл, А. (1997). «Проспективное исследование гиперактивных мальчиков с проблемами поведения и нормальных мальчиков: подростковая и взрослая преступность». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 36 (12): 1726–35. дои : 10.1097/00004583-199712000-00021 . ПМИД 9401334 .
- ^ Фабиано, Джорджия; Пелхэм-младший, МЫ; Коулз, ЕК; Гнадь, Э.М.; Хронис-Тускано, А.; О'Коннор, Британская Колумбия (2008). «Метаанализ поведенческих методов лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности» . Обзор клинической психологии . 29 (2): 129–40. дои : 10.1016/j.cpr.2008.11.001 . ПМИД 19131150 .
- ^ Уннапирук, Ливан; Вироджратана, Вирапун; Михатчай, Нитайя; Турале, Сью (2014). «Эффективность программы модификации поведения для пожилых людей с неконтролируемым диабетом 2 типа» . Сестринское дело и медицинские науки . 16 (2): 216–223. дои : 10.1111/nhs.12089 . ПМИД 23991917 .
- ^ Дин Л. Фикссен, Карен А. Блазе, Гэри Д. Тимберс и Монтроуз М. Вольф (2007) В поисках реализации программы: 792 повторения модели обучающей семьи. Поведенческий аналитик сегодня, том 8, № 1, стр. 96–106. Поведенческий аналитик онлайн.
- ^ Делински, Шерри Селвин; Латнер, Джанет Д.; Уилсон, Дж. Теренс (2006). «Переедание и потеря веса в программе самопомощи по модификации поведения» . Ожирение . 14 (7): 1244–1249. дои : 10.1038/oby.2006.141 . ПМИД 16899805 . S2CID 1363953 .
- ^ Милфорд, JL; Остин, JL; Смит, Дж. Э. (2007). Укрепление сообщества и распространение научно обоснованной практики: последствия для государственной политики. IJBCT , 3(1), стр. 77–87 [1] )
- ^ Спейтс, Р.С.; Пагото, С.; Калата, А. (2006). «Качественный и количественный обзор поведенческой активационной терапии большого депрессивного расстройства» . Поведенческий аналитик сегодня . 7 (4): 508–17. дои : 10.1037/h0100089 . S2CID 3337916 .
- ^ Киркхарт, Роберт; Киркхарт, Эвелин (1972). «Ушибленное Я: Исцеление в первые годы» . В Ямамото, Каору (ред.). Ребенок и его досье: Я-концепция в ранние годы . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-395-12571-7 .
- ^ Готтман, Дж. М.; Левенсон, Р.В. (1999). «Что предсказывает изменение супружеских отношений с течением времени? Исследование альтернативных моделей». Семейный процесс . 38 (2): 143–58. дои : 10.1111/j.1545-5300.1999.00143.x . ПМИД 10407716 .
- ^ «Консультация по переоценке» .
- ^ Холланд, Дж. Л. (1976). «Новый синтез старого метода и новый анализ некоторых старых явлений». Консультирующий психолог . 6 (3): 12–15. дои : 10.1177/001100007600600303 . S2CID 143031073 .
- ^ Скиннер, Б.Ф. (1974). За пределами свободы и достоинства . Хармондсворт: Пингвин.
- ^ Д. Баер, РФ; Петерсон, Дж. А. Шерман Психологическое моделирование: противоречивые теории, 2006 г. [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Всемирный центр анализа поведения» . Архивировано из оригинала 10 января 2011 г. Проверено 21 января 2011 г.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с модификацией поведения, на Викискладе?