Jump to content

Теория общих факторов

Теория общих факторов , теория, лежащая в основе некоторых исследований в области клинической психологии и психологии консультирования , предполагает, что различные подходы и научно обоснованные практики в психотерапии и консультировании имеют общие факторы , которые во многом определяют эффективность психологического лечения. [1] Это противоречит мнению, что эффективность психотерапии и консультирования лучше всего объясняется конкретными или уникальными факторами (в частности, конкретными методами или процедурами), которые подходят для лечения конкретных проблем. [2]

Однако, согласно одному обзору, «широко признано, что споры между общими и уникальными факторами в психотерапии представляют собой ложную дихотомию , и эти факторы необходимо интегрировать, чтобы максимизировать эффективность». [3] Другими словами, «терапевты должны заниматься конкретными формами терапии, чтобы общие факторы имели среду, через которую они могут действовать». [4] Общие факторы – это один из путей, которым исследователи психотерапии пытались интегрировать психотерапию .

Саул Розенцвейг начал разговор об общих факторах в статье, опубликованной в 1936 году, в которой обсуждались некоторые психотерапии его времени. [5] Джона Долларда и Нила Миллера « В книге Личность и психотерапия», вышедшей в 1950 году , подчеркивается, что психологические принципы и социальные условия обучения являются наиболее важными общими факторами. [6] Сол Гарфилд (который впоследствии редактировал многие издания « Справочника по психотерапии и изменению поведения вместе с Алленом Бергином ») включил 10-страничное обсуждение общих факторов в свой учебник 1957 года « Вводная клиническая психология» . [7]

В том же году Карл Роджерс опубликовал статью, в которой изложил то, что он считал общими факторами (которые он назвал «необходимыми и достаточными условиями») успешного терапевтического изменения личности, подчеркнув факторы терапевтических отношений , которые станут центральными в теории личности. центрированная терапия . [8] Он предложил следующие условия, необходимые для терапевтического изменения: психологический контакт между терапевтом и клиентом, неконгруэнтность клиента, искренность терапевта, безусловное позитивное отношение и эмпатическое понимание со стороны терапевта, а также восприятие клиентом безусловного положительного отношения терапевта и эмпатического понимания. понимание.

В 1961 году Джером Франк опубликовал книгу «Убеждение и исцеление» , полностью посвященную изучению общих факторов психотерапии и связанных с ней подходов к исцелению. [9] Франк подчеркивал важность ожидания помощи (компонент эффекта плацебо ), терапевтических отношений , обоснования или концептуальной схемы, объясняющей данные симптомы и предписывающей данный ритуал или процедуру для их разрешения, а также активного участия как пациента, так и пациента. и терапевт в проведении этого ритуала или процедуры. [10]

После того, как Лестер Люборский и его коллеги опубликовали в 1975 году обзор литературы по эмпирическим исследованиям результатов психотерапии, [11] идея о том, что все виды психотерапии эффективны, стала известна как вердикт птицы Додо , отсылая к сцене из « Приключений Алисы в стране чудес», процитированной Розенцвейгом в его статье 1936 года; в этой сцене, после того как персонажи соревнуются и все побеждают, птица Додо говорит: «Все выиграли, и все должны получить призы». [12] Исследование Люборского было попыткой (и не первой и не последней) опровергнуть исследование Ганса Айзенка 1952 года об эффективности психотерапии; Айзенк обнаружил, что психотерапия, как правило, не приводит к улучшению результатов лечения пациентов. [13] Ряд исследований, проведенных после 1975 года, предоставили больше доказательств в поддержку общей эффективности психотерапии. [14] но вопрос о том, как общие и специфические факторы могут повысить или помешать эффективности терапии в конкретных случаях, продолжал стимулировать теоретические и эмпирические исследования в течение следующих десятилетий. [15]

Знаменитая книга 1982 года « Сходящиеся темы в психотерапии» собрала ряд глав разных авторов, продвигающих общие факторы, включая введение Марвина Р. Голдфрида и Венди Падавер, перепечатку статьи Розенцвейга 1936 года и последующие главы (некоторые из них переиздания) Джона Доллард и Нил Э. Миллер , Франц Александр , Джером Франк , Арнольд Лазарус , Ганс Херрман Штрупп , Сол Гарфилд, Джон Пол Брэйди, Джадд Мармор , Пол Л. Вахтель, Абрахам Маслоу , Арнольд П. Гольдштейн, Энтони Райл и другие. [16] В главе Голдфрида и Падавера различаются три уровня вмешательства в терапию:

  1. теории изменений (теории терапевтов о том, как происходят изменения);
  2. принципы или стратегии изменений;
  3. терапии методы (вмешательства, которые, по мнению терапевтов, будут эффективными). [17]

Голдфрид и Падавер утверждали, что, хотя терапевты могут говорить о своих теориях , используя очень разный жаргон , среди квалифицированных терапевтов больше общего на (промежуточном) уровне принципов или стратегий. Акцент Голдфрида и Падавера на принципах или стратегиях изменений был важным вкладом в теорию общих факторов, поскольку они ясно показали, как принципы или стратегии могут считаться общими факторами (их разделяют терапевты, которые могут поддерживать разные теории изменений) и специфическими факторами (они разделяются терапевтами, которые могут поддерживать разные теории изменений). проявляются по-разному в рамках разных подходов) одновременно. [18] Примерно в то же время Джеймс О. Прочаска и его коллеги, разрабатывавшие транстеоретическую модель изменений, предложили десять «процессов изменений», которые классифицировали «множественные методы, методы и вмешательства, традиционно связанные с несопоставимыми теоретическими ориентациями». [19] и они заявили, что их процессы изменений соответствуют уровню общих принципов изменений Голдфрида и Падавера. [19]

В 1986 году Дэвид Орлински и Кеннет Ховард представили свою общую модель психотерапии , которая предположила, что в любой психотерапии активны пять переменных процесса: терапевтический контракт, терапевтические вмешательства, терапевтическая связь между терапевтом и пациентом, состояния самосознания пациента и терапевта. взаимосвязь и терапевтическая реализация. [20]

В 1990 году Лиза Гренкавадж и Джон К. Норкросс проанализировали описания общих факторов в 50 публикациях, в общей сложности с 89 общими факторами, из которых Гренкавадж и Норкросс выбрали 35 наиболее распространенных факторов и сгруппировали их в пять областей: характеристики клиента, качества терапевта, процессы изменения, структура лечения и терапевтические отношения. [21] В том же году Ларри Э. Бейтлер и его коллеги опубликовали свою модель систематического выбора лечения , в которой была предпринята попытка объединить общие и специфические факторы в единую модель, которую терапевты могли бы использовать для управления лечением, принимая во внимание переменные параметров пациента, окружающей среды, условий, параметров терапевта. и виды лечения. [22] Позже Бейтлер и его коллеги описали свой подход как «выявление общих и отличительных принципов изменений». [23]

В 1992 году Майкл Дж. Ламберт обобщил исследования результатов психотерапии и сгруппировал факторы успешной терапии в четыре области, упорядоченные по предполагаемому проценту изменений у клиентов в зависимости от терапевтических факторов: во-первых, внетерапевтические изменения (40%), те факторы, которые качества клиента или качества его или ее окружения, которые помогают выздоровлению независимо от его или ее участия в терапии; во-вторых, общие факторы (30%), которые встречаются в различных терапевтических подходах, такие как эмпатия и терапевтические отношения; в-третьих, ожидание (15%), часть улучшения, возникающая в результате ожидания клиентом помощи или веры в обоснованность или эффективность терапии; в-четвертых, методы (15%), факторы, уникальные для конкретных методов лечения и адаптированные для лечения конкретных проблем. [24] Исследования Ламберта позже легли в основу книги по теории общих факторов в терапевтической практике под названием « Сердце и душа перемен» . [25]

В середине 1990-х годов, когда управляемая помощь в службах охраны психического здоровья стала более распространенной в Соединенных Штатах , все больше исследователей начали исследовать эффективность психотерапии с точки зрения эмпирически поддерживаемого лечения (EST) для конкретных проблем, делая упор на рандомизированные контролируемые исследования как на золото. стандарт эмпирической поддержки лечения. [26] В 1995 году 12-е отделение Американской психологической ассоциации ( клиническая психология ) сформировало рабочую группу , которая разработала списки эмпирически подтвержденных методов лечения конкретных проблем, таких как агорафобия , фобия типа инъекций крови и травм , генерализованное тревожное расстройство , обсессивно-компульсивное расстройство , паническое расстройство и т. д. [2] В 2001 году Брюс Уэмполд опубликовал «Великие дебаты о психотерапии» — книгу, в которой подверг критике то, что он считал чрезмерным акцентом на EST для решения конкретных проблем, и призвал к продолжению исследований в области теории общих факторов. [27]

В 2000-х годах стало публиковаться больше исследований об общих факторах парной и семейной терапии . [28]

была опубликована серия из десяти статей по теории общих факторов APA В 2014 году в журнале Psychotherapy . [29] В статьях подчеркивалась совместимость между EST и теорией общих факторов, подчеркивалась важность множества переменных в эффективности психотерапии, призывались к большему количеству эмпирических исследований общих факторов (особенно переменных клиента и терапевта) и утверждалось, что отдельные терапевты могут многое сделать для улучшения качества психотерапии. терапии путем строгого использования показателей обратной связи (во время лечения) и показателей результатов (после прекращения лечения). [29] В статье Стефана Г. Хофмана и Дэвида Х. Барлоу , двух выдающихся исследователей в области когнитивно-поведенческой терапии , отмечается, что их недавний сдвиг акцента с отдельных процедур для разных диагнозов на трансдиагностический подход становится все более похожим на теорию общих факторов. [30]

Существует множество моделей общих факторов успешного процесса и результатов психотерапии. [31] Уже в 1990 году Гренкавадж и Норкросс в обзоре литературы выявили 89 общих факторов , что показало разнообразие моделей общих факторов. [21] Чтобы быть полезными для целей психотерапевтической практики и обучения, большинство моделей сокращают количество общих факторов до нескольких, обычно около пяти. В 1971 году Фрэнк перечислил шесть общих факторов и объяснил их взаимодействие. [10] Голдфрид и Падавер перечислили пять общих стратегий или принципов в 1982 году: корректирующий опыт и новое поведение, обратная связь от терапевта к клиенту, способствующая новому пониманию клиента, ожидание того, что психотерапия будет полезна, установление желаемых терапевтических отношений и постоянное тестирование реальности. клиентом. [17] В 1990 году Гренкавадж и Норкросс сгруппировали общие факторы в пять областей. [21] Ламберт сформулировал четыре группы терапевтических факторов в 1992 году. [24] Джоэл Вайнбергер и Кристина Раско перечислили пять общих факторов в 2007 году и рассмотрели эмпирическую поддержку каждого фактора: терапевтические отношения, ожидания эффективности лечения, противостояние или столкновение с проблемой (воздействие), опыт овладения или контроля и приписывание пациентами успешного результата. внутренним или внешним причинам. [32]

Теренс Трейси и его коллеги модифицировали общие факторы Гренкаваджа и Норкросса и использовали их для разработки анкеты , которую они предоставили 16 сертифицированным психологам и 5 опытным исследователям в области психотерапии; затем они проанализировали ответы и опубликовали результаты в 2003 году. [33] Их анализ многомерного масштабирования представил результаты на двумерном графике, где одно измерение представляет горячую обработку по сравнению с холодной обработкой (грубо говоря, близость и эмоциональный опыт в сравнении с технической информацией и убеждением), а другое измерение представляет терапевтическую активность. Их кластерный анализ представил результаты в виде трех кластеров: первый связан со связью (примерно, терапевтический альянс ), второй связан с информацией (примерно, значения, передаваемые между терапевтом и клиентом), а третий связан с ролью (примерно, логический союз). структуру, чтобы клиенты могли понять смысл терапевтического процесса). [33]

В дополнение к этим моделям, включающим множество общих факторов, ряд теоретиков предложили и исследовали отдельные общие факторы, общие принципы и общие механизмы изменений, такие как обучение . В одном примере по крайней мере три независимые группы пришли к выводу, что широкий спектр различных психотерапий можно интегрировать благодаря их общей способности запускать нейробиологический механизм реконсолидации памяти . [34] Дополнительные примеры см. в § Дополнительная литература ниже.

Эмпирические исследования

[ редактировать ]
Исследования Ласки и др. (2014) [35]
Фактор % изменчивости
в результате
ОБЩИЕ ФАКТОРЫ
Цель консенсуса/сотрудничества 11.5%
Сочувствие 9.0%
Альянс 7.5%
Положительное отношение/подтверждение 7.3%
Конгруэнтность/подлинность 5.7%
Различия между терапевтами 5.0%
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ
Различия в лечении < 1,0%

Хотя было предложено множество моделей общих факторов, не все они получили одинаковое количество эмпирических исследований . Существует общее мнение о важности хороших терапевтических отношений во всех формах психотерапии и консультирования. [36]

Обзор исследований общих факторов, проведенный в 2008 году, показал, что от 30% до 70% различий в результатах терапии обусловлены общими факторами. [37] Резюме исследования 2014 года показало, что 11,5% различий в результатах терапии были обусловлены общим фактором достижения цели/сотрудничеством, 9% - эмпатией , 7,5% - терапевтическим альянсом , 6,3% - положительным отношением. подтверждением, 5,7% были обусловлены конгруэнтностью/искренностью, а 5% - факторами терапевта. Напротив, на метод лечения приходилось примерно 1% дисперсии результатов. [35]

Алан Э. Каздин утверждал, что исследователи психотерапии должны не только найти статистические доказательства того, что определенные факторы способствуют успешным результатам; они также должны быть в состоянии сформулировать обоснованные объяснения того, как и почему эти факторы способствуют успешным результатам, то есть механизмы, с помощью которых успешная психотерапия приводит к изменениям. [38] В теории общих факторов доминируют исследования процесса психотерапии и переменных результатов, и существует необходимость в дальнейшей работе, объясняющей механизмы общих факторов психотерапии с точки зрения новых теоретических и эмпирических исследований в области нейробиологии и социальных наук . [39] » Долларда и Миллера). так же, как и более ранние работы (такие как «Личность и психотерапия [6] Фрэнка или Убеждение и исцеление [9] ) объяснили общие факторы психотерапии с точки зрения наук своего времени.

Одним из направлений будущих исследований общих факторов является автоматизированный вычислительный анализ больших клинических данных . [40]

Есть несколько критических замечаний по поводу теории общих факторов, например:

  • что теория общих факторов отвергает необходимость в конкретных терапевтических методах или процедурах,
  • что общие факторы – это не что иное, как хорошие терапевтические отношения , и
  • что теория общих факторов ненаучна. [41]

Некоторые теоретики общих факторов выступили против этой критики. Они заявляют, что:

  • критика основана на ограниченном знании литературы по общим факторам,
  • тщательный обзор литературы показывает, что последовательная процедура лечения является решающей средой для действия общих факторов,
  • большинство моделей общих факторов определяют взаимодействие между несколькими переменными (включая, помимо прочего, переменные терапевтических отношений) и
  • некоторые модели общих факторов дают научно обоснованные объяснения механизмов предлагаемых общих факторов. [42]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Некоторые источники, обобщающие теорию общих факторов, включают: Carr 2008 , стр. 49–67; Электронная почта и Вампольд, 2008 г .; Макаливи и Кастонгуэй, 2015 г .; Вамполд и электронная почта, 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Чамблесс и Оллендик, 2001 г.
  3. ^ Босвелл и др. 2014 , с. 118; этот вывод также содержится, например, в Butler & Strupp 1986 , Arkowitz 1995 , McAleavey & Castonguay 2015.
  4. ^ Карр 2008 , с. 53
  5. ^ Розенцвейг 1936 , Розенцвейг 1940 ; Дункан 2002 , с. 10; Лиза Валлнер Самстаг утверждала, что вклад Сола Розенцвейга в теорию общих факторов часто понимался неправильно ( Samstag 2002 ).
  6. ^ Jump up to: а б Доллард и Миллер 1950 ; совсем недавно Уоррен Трайон выступал за обучение как общий фактор, например, Tryon & Tryon 2011 , p. 152: «Терапевты и терапевтические подходы, которые в настоящее время разделяют нас, различаются только в отношении того, чему следует научиться и как это приобрести... Это делает обучение и память основой нашей науки и профессии и должно мотивировать нас к искать механизмы, лежащие в основе всех эффективных психологических вмешательств...»
  7. ^ Гарфилд 1957 ; Дункан 2002 , с. 14
  8. ^ Роджерс 1957 ; 50 лет спустя, в 2007 году, в серии из 13 статей рассматривалась статья Роджерса 1957 года; в некоторых из этих статей утверждалось, что «достаточные условия» Роджерса не являются общими факторами: «Специальный раздел: Необходимые и достаточные условия на отметке полувека» . Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение . 44 (3): 239–299.
  9. ^ Jump up to: а б Фрэнк и Фрэнк 1991 ; наследие работ Фрэнка обсуждается в Alarcón & Frank 2011.
  10. ^ Jump up to: а б См. также Франк 1971 , с. 350: «Исторический обзор западной психотерапии показывает, что доминирующий психотерапевтический подход той эпохи отражает современные культурные установки и ценности и что одни и те же методы (например, абреакция) вновь появляются под новыми названиями. Общим для всех психотерапевтических методов является (а) эмоциональное воздействие. напряжённые, доверительные отношения; (б) терапевтическое обоснование, принятое пациентом и терапевтом; (в) предоставление новой информации посредством наставлений, примера и самопознания; (г) усиление ожидания помощи пациентом; (д) предоставление пациенту помощи; с опытом успеха; и (f) облегчение эмоционального возбуждения. Распространенные формы инвалидности и их лечение включают медикаментозную терапию конституциональных уязвимостей, эмоциональную поддержку при экологических кризисах, духовное руководство при экзистенциальных тревогах и терапевтические маневры для исправления приобретенных ошибочных привычек восприятия и поведения. в раннем возрасте только последняя форма требует терапевтов, обученных конкретным психотерапевтическим методам».
  11. ^ Люборский, Сингер и Люборский 1975
  12. ^ Вопрос о том, все ли психотерапии примерно одинаково эффективны (известный как вердикт птицы Додо ), и вопрос о том, все ли эффективные психотерапии имеют общие факторы (известный как теория общих факторов), - это два разных вопроса: «Хотя многие авторы рассматривают эквивалентность результатов В качестве основной причины для изучения общих факторов в психотерапии мы с радостью не согласны. Независимо от результата, бесспорно сказать, что психотерапии многих источников имеют некоторые общие черты процесса и содержания, и из этого следует, что может быть лучше понять закономерности этих общностей. Это важная часть лучшего понимания эффектов психотерапии. То есть, независимо от того, эквивалентны ли некоторые психотерапии другим по симптоматическому результату, понимание того, какая часть улучшения состояния клиентов обусловлена ​​факторами, которые являются общими для нескольких подходов, кажется нам важной частью. концептуально и клинически важный вопрос». ( Макаливи и Кастонгуэй, 2015 , стр. 294)
  13. ^ Айзенк 1952 г.
  14. ^ Например: Смит и Гласс 1977 ; Липси и Уилсон, 1993 ; Карр 2008 г.
  15. ^ Обзор работ некоторых выдающихся исследователей психотерапии, исследовавших этот вопрос, см.: Castonguay et al. 2010 год
  16. ^ Голдфрид 1982
  17. ^ Jump up to: а б Голдфрид 1982 , стр. 3–49.
  18. ^ Макаливи и Кастонгуэй, 2015 , стр. 298
  19. ^ Jump up to: а б Прочаска, ДиКлементе и Норкросс, 1992 , с. 1107
  20. ^ Орлинский и Ховард 1986 ; более свежее резюме см.: Орлинский 2017.
  21. ^ Jump up to: а б с Гренкаваж и Норкросс, 1990 г.
  22. ^ Бойтлер и Кларкин, 1990 г.
  23. ^ Бойтлер, Молейро и Талеби, 2002 г.
  24. ^ Jump up to: а б Ламберт 1992 г.
  25. ^ Дункан, Хаббл и Миллер, 2010 г.
  26. ^ Wampold & Imel 2015 , гл. 1
  27. ^ Вампольд и Имел, 2015 г.
  28. ^ Например: Sprenkle & Blow 2004 ; Дэвис и Пирси, 2007 г .; Блоу и др. 2009 год ; Спренкл, Дэвис и Лебоу, 2009 г .; Лебов 2014 ; Карам и др. 2015 год
  29. ^ Jump up to: а б «Специальный раздел: Общие факторы» . Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение . 51 (4): 476–524.
  30. ^ Хофманн и Барлоу, 2014 , с. 511; см. также Хофманн, 2019 г.
  31. ^ Например: Чахер, Юнгхан и Пфамматтер, 2014 г.
  32. ^ Вайнбергер и Раско, 2007 г.
  33. ^ Jump up to: а б Трейси и др. 2003 , стр. 406–410.
  34. ^ Экер, Тичич и Халли, 2012 ; Веллинг, 2012 г .; Лейн и др. 2015 ; более неуверенный взгляд на роль реконсолидации памяти в психотерапии см. в Alberini 2015 и возражения в некоторых из предложенных комментариев в Lane et al. 2015 год
  35. ^ Jump up to: а б Ласка, Гурман и Вампольд, 2014 , с. 472 (табл. 1)
  36. ^ McAleavey & Castonguay 2015 , стр. 301–302.
  37. ^ Имел и Вамполд 2008 , с. 255
  38. ^ Каздин 2005 ; Каздин 2009 ; аналогично, см. также Rosen & Davison 2003.
  39. ^ Имел и Вамполд 2008 , с. 261
  40. ^ For example: Imel, Steyvers & Atkins 2015 ; Chen & Wojcik 2016
  41. ^ Имел и Вамполд 2008 , стр. 256–258
  42. ^ Имел и Вамполд 2008 , стр. 258–260

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Источники, подчеркивающие обучение как общий фактор

[ редактировать ]

Источники, подчеркивающие другие общие факторы.

[ редактировать ]

Источники, подчеркивающие конкретные или уникальные факторы.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1971d90aa72faddea5dfc639706347b1__1693652220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/b1/1971d90aa72faddea5dfc639706347b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Common factors theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)