Домашнее задание по психотерапии
Домашние задания по психотерапии иногда поручаются пациентам в рамках лечения . В этом контексте домашние задания вводятся для отработки навыков, полученных в ходе терапии, побуждают пациентов применять навыки, полученные в ходе терапии, в реальных жизненных ситуациях, а также улучшать конкретные проблемы, возникающие в ходе лечения. [1] Например, пациент с дефицитом социальных навыков может выучить и отработать необходимые социальные навыки за один сеанс лечения, а затем перед следующим сеансом ему будет предложено выполнить домашние задания, в которых будут применены эти недавно приобретенные навыки (например, поход на социальное мероприятие или приветствие пяти человек каждый день). [2]
Домашнее задание чаще всего используется в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для лечения расстройств настроения и тревожных расстройств, хотя другие теоретические подходы также могут включать домашнее задание. [3] [4] Некоторые из типов домашних заданий, используемых в КПТ, включают записи мыслей и поведенческие эксперименты. [5] Пациентов, использующих записи мыслей, просят записать негативные мысли в форму записи мыслей и взвесить доказательства как за, так и против негативных мыслей, с целью прийти к новым, сбалансированным мыслям в процессе. Поведенческие эксперименты используются в качестве домашнего задания, чтобы помочь пациентам напрямую проверить свои мысли и убеждения. Исследования показали, что выполнение и точность домашних заданий предсказывают благоприятные результаты психотерапии и могут помочь пациентам сохранить ремиссию . [6] [7] Однако некоторые терапевты обеспокоены тем, что назначение домашних заданий делает терапию слишком формальной и снижает эффективность отдельных занятий. [8]
Подходы
[ редактировать ]Большая часть литературы, опубликованной на сегодняшний день по домашним заданиям в психотерапии, сосредоточена на использовании домашних заданий во время КПТ, что предполагает изменение мыслей и поведения пациентов с целью уменьшения симптомов психических расстройств, от которых они страдают. [9] В CBT существует множество домашних заданий. [10] Эти задачи могут варьироваться от планирования ежедневных упражнений до практики прогрессивной мышечной релаксации пять раз в день до мониторинга и записи своих негативных автоматических мыслей в течение дня. На практике эти домашние задания предназначены для того, чтобы помочь пациентам поднять настроение, попрактиковаться и овладеть навыками, которые они приобрели в ходе терапии, и постепенно улучшать их между сеансами лечения. Исследования показали, что соблюдение домашних заданий положительно предсказывает успешные результаты терапии, и сейчас терапевты ищут более эффективные способы выполнения домашних заданий, чтобы больше людей могли получить от них пользу. [7]
КПТ — не единственный вид терапии, включающий домашнее задание. Хотя каждый терапевт делает свой собственный выбор в отношении домашних заданий, некоторые другие методы лечения, которые могут назначать домашнее задание, включают экспозиционную терапию , психодинамическую терапию и терапию решения проблем. [11] [12] Домашнее задание также можно задавать, даже если терапевты физически не присутствуют рядом с пациентами, проходящим лечение. К таким случаям относится терапия, проводимая по телефону, через видео или через Интернет. [13] [14] Лечение некоторых расстройств, таких как большая депрессия, также может проводиться вообще без терапевта. [15] Хотя эффективность этого метода самопомощи все еще находится под пристальным вниманием, предварительные данные позволяют предположить, что выполнение домашних заданий является одним из факторов, предсказывающих положительные результаты лечения для пациентов, получающих лечение через Интернет. [16]
Записи мыслей
[ редактировать ]Записи мыслей (или дневники мыслей) являются одними из наиболее часто используемых когнитивных заданий в КПТ. [17] Они позволяют пациентам в различных ситуациях внимательно изучить «горячие мысли» и когнитивные искажения и после этого прийти к вновь синтезированной альтернативной мысли, которая более точно соответствует ситуации. Многие записи мыслей решают эту задачу, предлагая пациентам перечислить по порядку: ситуацию, в которой они находятся; какие эмоции они испытывают и с какой интенсивностью эти эмоции ощущаются; какие мысли у них возникают и что такое «горячая мысль»; доказательства горячей мысли; доказательства против «горячей мысли»; сбалансированные альтернативные мысли; и эмоции, которые они испытывают после завершения записи мыслей, и интенсивность этих эмоций. [17]
Пример
[ редактировать ]У Джейн социальное тревожное расстройство , и на работе ей только что сказали, что на следующей неделе она будет выступать с презентацией перед аудиторией в 200 человек. Это вызывает у Джейн сильное беспокойство, и она начинает заполнять дневник мыслей, пытаясь успокоиться. Для начала она заполняет колонку о ситуации, в которой находится: «Мне сказали, что на следующей неделе я собираюсь произнести речь перед большой аудиторией». В следующей колонке Джейн пишет, какие эмоции она испытывает и с какой интенсивностью их испытывает: «Тревожная – 100. Испуганная – 90. Грустная – 40». Затем она начинает идентифицировать некоторые мысли, которые сразу же пронеслись у нее в голове, когда она услышала, что будет проводить презентацию: «О нет, я сейчас все испорчу и задохнусь. Все будут смеяться надо мной. Мой босс меня уволит. никогда не смогу удержаться на работе такими темпами, я бесполезен и неудачник». Джейн называет фразу «Я бесполезная и неудачница» горячей мыслью, мыслью, которая вызывает наибольшее количество негативные эмоции в ее ситуации.
После этого Джейн начинает записывать в следующую колонку доказательства, подтверждающие эту горячую мысль: «Раньше я ужасно справлялась с презентациями. Я помню, как однажды в старшей школе мне пришлось произнести речь перед моими учениками». в классе, и вместо этого я расплакался на глазах у всех. Я получил тройку за эту речь и едва успевал в классе. Мы с моими школьными друзьями больше не разговариваем. Должно быть, я им уже надоела. Мои коллеги тоже не пытаются со мной разговаривать». Джейн записывает в следующей колонке доказательства, опровергающие ее горячую мысль: «Я думаю, что мой начальник, возможно, имел в виду добрые намерения, когда давал мне эту презентацию. Хорошо. Почти все, кто там был, даже подошли ко мне и сказали мне это потом. Я думаю, что эти зрители действительно заботятся обо мне и будут готовы поддержать меня, если я попрошу. Кроме того, я просто заполняю эту запись мыслей. как сказал мне мой терапевт, я думаю, это то, чего она хотела бы от меня».
В следующей колонке Джейн записывает свою альтернативную мысль: «Предстоящая презентация может быть пугающей и вызывать у меня беспокойство, но я думаю, что справлюсь, если знаю, что есть люди, которые меня поддерживают». После этого Джейн записывает эмоции, которые она сейчас испытывает, и их интенсивность: «Тревожность – 50. Боязнь – 40. Грусть – 10. Облегчение – 50».
Эффективность
[ редактировать ]Было обнаружено, что качество и количество записей мыслей, выполненных во время терапии, являются предикторами результатов лечения пациентов с депрессией и/или тревожным расстройством. [18] Более того, Рис, МакЭвой и Натан (2005) обнаружили, что рейтинги точности записей мыслей пациентов в середине лечения положительно коррелировали с результатами после лечения, и что выполнение домашних заданий в КПТ в целом было предпочтительнее, чем не выполнение домашних заданий в КПТ. [19] Точное заполнение записей мыслей также может указывать на общий прирост навыков в лечении; Neimeyer и Feixas (1990) обнаружили, что у пациентов с депрессией, которые аккуратно записывали мысли, вероятность рецидива через шесть месяцев после прекращения лечения была меньше. [20] Исследователи предположили, что это произошло потому, что пациенты, которые точно записывали мысли, приобрели навыки, которым обучают в КПТ, и что эти навыки служили ценными стратегиями преодоления трудностей, когда пациенты столкнулись с будущими стрессорами и им нужно было действовать как свои собственные терапевты.
Поведенческие эксперименты
[ редактировать ]Поведенческие эксперименты — это совместные усилия, в которых терапевты и пациенты работают вместе, чтобы выявить потенциально негативное или вредное убеждение, а затем либо подтвердить, либо опровергнуть его, разработав эксперимент, проверяющий это убеждение. Как и записи мыслей, они чаще всего используются в КПТ. [5]
Пример
[ редактировать ]Пациенты с паническим расстройством склонны интерпретировать нормальные телесные ощущения как признаки надвигающейся катастрофы. [21] Человек с паническим расстройством может тогда поверить, что гипервентиляция является признаком предстоящего сердечного приступа. Терапевт, который выявляет эту неадекватную мысль, может затем работать с пациентом, чтобы проверить это убеждение с помощью поведенческого эксперимента. Для начала терапевт и пациент согласовывают мысль, которую следует протестировать. В данном случае это может быть что-то вроде: «Когда у меня начнется гипервентиляция, у меня случится сердечный приступ».
Затем терапевт может начать давать советы о том, как проверить убеждение. Она может предложить: «Почему бы вам не попробовать гипервентиляцию? Если у вас появятся признаки сердечного приступа, я прохожу курс сердечно-лёгочной реанимации и смогу помочь вам, пока ждёте врачей». После некоторого первоначального опасения пациент может согласиться с экспериментом и начать дышать с гипервентиляцией под наблюдением терапевта. Поскольку у пациента с паническим расстройством, скорее всего, не произойдет сердечный приступ во время гипервентиляции, он с меньшей вероятностью поверит в первоначальную мысль, даже если поначалу он, возможно, боялся проверять это убеждение.
Эффективность
[ редактировать ]По сравнению с записями мыслей поведенческие эксперименты считаются более эффективными для изменения убеждений и поведения человека. [5] Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи провели эксперимент, сравнивающий степень веры и изменения в поведении участников, которым давали либо запись мыслей, либо вмешательство в поведенческий эксперимент. В частности, в этом исследовании проверялись участники, которые поддерживали широко распространенное убеждение: «Если я не вымою руки после посещения туалета, я заболею». [22] Участникам, участвовавшим в записи мыслей, была предоставлена «нормальная» запись мыслей, мало чем отличающаяся от той, которая описана в разделе «Запись мыслей» этой статьи, и их попросили привести доказательства за и против следующего убеждения: «Не мыть руки после выхода из дома». в туалет тебе станет плохо». [22] После этого их попросили поразмышлять над собственным опытом мытья или не мытья рук после посещения туалета и придумать сбалансированное альтернативное убеждение.
В условиях поведенческого эксперимента участники работали с экспериментатором, чтобы придумать исследование, чтобы проверить обоснованность того же убеждения, которое использовалось в условиях записи мыслей. Например, одно исследование могло включать в себя предоставление участнице мочеиспускания без мытья рук после этого, чтобы проверить, не заболеет ли она. Участнику было предложено конкретно определить, как она скажет, заболела она или нет (например, проверить наличие лихорадки, кашля, болей или других распространенных симптомов болезни) и как можно тщательнее проверить свое убеждение (например, если участница считала, что у нее больше шансов заболеть после того, как она прикоснулась к сидению унитаза и не вымыла руки, ей также было предложено проверить эту гипотезу). [22]
Исследователи обнаружили, что по сравнению с контролем без лечения как запись мыслей, так и поведенческие эксперименты были эффективны в уменьшении убеждения, что не мытье рук после посещения туалета может привести к заболеванию. Однако было обнаружено, что поведенческие эксперименты способны изменить убеждения людей сразу после вмешательства, тогда как записи мыслей продемонстрировали эту способность изменить убеждения только при последующем наблюдении через неделю после вмешательства. С другой стороны, исследователи обнаружили, что ни записи мыслей, ни поведенческие эксперименты не были эффективны в снижении частоты мытья рук после туалета, даже если они больше не верили, что заболеют, если не помоют руки. Поскольку изучаемая выборка была составлена из нормальной популяции (в отличие от популяции людей, обращающихся за лечением от психологических расстройств), отсутствие влияния на поведение может быть связано с возможностью того, что изучаемые люди не имели никакой мотивации к лечению. фактически изменить свое поведение. [22]
Проблемы и неопределенности
[ редактировать ]Домашняя работа обычно связана с улучшением результатов лечения пациентов, но до сих пор неясно, какие другие факторы могут смягчить или опосредовать влияние домашней работы на улучшение состояния пациентов. То есть некоторые исследователи предположили, что пациенты, которые более мотивированы выполнять домашнее задание, также с большей вероятностью поправятся; другие исследователи предположили, что только люди с менее тяжелыми психопатологиями способны выполнять домашнее задание, поэтому это будет эффективно только для определенной группы людей. [23] Чтобы проверить эти возможности, Бернс и Шпенглер (2000) использовали моделирование структурными уравнениями для оценки причинно-следственных связей между соблюдением домашних заданий и депрессивной симптоматикой до и после психотерапии. Эти исследователи обнаружили, что «данные согласуются с гипотезой о том, что соблюдение режима HW оказывает причинное влияние на изменения в депрессии, и величина этого эффекта была велика» (стр. 46). [24] Тем не менее, могут существовать факторы, которые улучшают соблюдение домашних заданий во время терапии, такие как компетентность терапевта общего профиля и проверка терапевтом домашних заданий, выполненных после предыдущего сеанса. [25]
Типы домашних заданий, используемые в психотерапии, не ограничиваются записью мыслей и поведенческими экспериментами, которые имеют тенденцию быть относительно структурированными при их выполнении. [5] Фактически, даже несмотря на то, что исследователи обнаружили, что психотерапия с домашним заданием, как правило, более эффективна, чем психотерапия без домашнего задания, не было предпринято много усилий для исследования того, действительно ли определенные виды домашней работы лучше влияют на положительные результаты лечения, чем другие, или же определенные условия способствуют развитию Положительный эффект домашней работы. [7] Например, Хельбиг-Ланг и его коллеги обнаружили, что в среде, где систематические процедуры назначения домашних заданий были редки, но где общее соблюдение домашних заданий оставалось высоким, соблюдение домашних заданий не имело положительной связи с результатами лечения. [26] Другая группа исследователей изучила пациентов с депрессией, которые находились в стадии ремиссии и проходили поддерживающую терапию, и обнаружила, что соблюдение домашних заданий также не коррелирует с результатами лечения в этой выборке. [27] Дополнительные исследования могут помочь выяснить взаимосвязь между типами домашних заданий, используемых в психотерапии, средой, в которой они применяются, и результатами лечения пациентов с различными расстройствами, для лечения которых назначается домашнее задание.
Будущие направления
[ редактировать ]И врачи, и пациенты сталкиваются с трудностями при включении и соблюдении домашних процедур на протяжении всего лечения. [28] [29] Было обнаружено, что факторы, связанные с соблюдением домашнего задания во время лечения, включают постановку терапевтом конкретных целей по выполнению домашнего задания и вовлечение пациента в обсуждения, касающиеся назначенного домашнего задания. [30] Однако если соблюдение домашних заданий так же важно для результатов лечения, как предполагают большинство исследований, то есть возможности для улучшения, и будущие исследования могут быть сосредоточены на том, как более эффективно улучшить соблюдение требований. [31]
Как и психотерапия, в которую они включены, домашняя работа может оказаться неэффективной для помощи всем людям с различными видами психологических расстройств. [32] Поэтому важно выяснить, при каких расстройствах и в каких общих ситуациях домашнее задание может улучшить терапию. Это якобы поможет пациентам, проходящим лечение от психологических расстройств, получать более индивидуальный уход и поддержку и, как мы надеемся, улучшит общие результаты лечения всех расстройств. [33]
Примером конкретной ситуации, в которой домашнее задание может оказаться полезным, является смягчение поведения, направленного на обеспечение безопасности, с помощью поведенческих экспериментов. [5] Поведение, направленное на обеспечение безопасности, предпринимается людьми для предотвращения ожидаемых будущих катастроф, но в конечном итоге может оказаться более вредным для этих людей. Например, пациент с паническим расстройством может избегать физических упражнений, поскольку считает, что тяжелое дыхание вызовет у него паническую атаку. Из-за явно превентивной функции поведения, направленного на обеспечение безопасности, люди, практикующие такое поведение, вряд ли проверят свою реальную эффективность в предотвращении катастроф. Таким образом, разработка поведенческих экспериментов в терапии для проверки такого поведения потенциально может стать полезным средством уменьшения их возникновения. [34]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хундт, Н.Е., Миньогна, Дж., Андерхилл, К., и Калли, Дж.А. (2013). Взаимосвязь между использованием навыков КПТ и результатом лечения депрессии: теоретический и методологический обзор литературы. Поведенческая терапия , 44 (1), 12–26.
- ^ Фаллун, И.Р., Линдли, П., Макдональд, Р., и Маркс, И.М. (1977). Обучение социальным навыкам амбулаторных групп. Контролируемое изучение репетиций и домашних заданий. Британский журнал психиатрии , 131 (6), 599–609.
- ^ Казанцис, Н., Дин, Ф.П., и Ронан, КР (2000). Домашние задания по когнитивной и поведенческой терапии: метаанализ. Клиническая психология: наука и практика , 7 (2), 189–202.
- ^ Боуэн, С., Чавла, Н., Коллинз, С.Е., Виткевиц, К., Сюй, С., Гроу, Дж., ... и Марлатт, А. (2009). Профилактика рецидивов расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ, на основе осознанности: пилотное исследование эффективности. Злоупотребление психоактивными веществами, 30 (4), 295–305.
- ^ Jump up to: а б с д и Беннетт-Леви, Дж. (2003). Механизмы изменений в когнитивной терапии: случай автоматической записи мыслей и поведенческих экспериментов. Поведенческая и когнитивная психотерапия , 31(03), 261–277.
- ^ Бернс, Д.Д., и Ауэрбах, А.Х. (1992). Способствует ли соблюдение домашних заданий выздоровлению от депрессии? Психиатрические летописи .
- ^ Jump up to: а б с Казантцис Н., Уиттингтон К. и Даттилио Ф. (2010). Метаанализ эффектов домашней работы в когнитивной и поведенческой терапии: повторение и расширение. Клиническая психология: наука и практика , 17 (2), 144–156.
- ^ Казанцис, Н., Лампропулос, Г.К., и Дин, Ф.П. (2005). Национальный опрос использования и отношения практикующих психологов к домашним заданиям в психотерапии. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 73 (4), 742.
- ^ Благис, доктор медицинских наук, и Хилсенрот, MJ (2002). Отличительные виды когнитивно-поведенческой терапии: обзор литературы по сравнительному процессу психотерапии. Обзор клинической психологии , 22 (5), 671–706.
- ^ Тейс, МЭ, и Каллан, Дж. А. (2006). Роль домашнего задания в когнитивно-поведенческой терапии депрессии. Журнал интеграции психотерапии , 16 (2), 162.
- ^ Малуфф, Дж. М., Торстейнссон, Э.Б., и Шутте, Н.С. (2007). Эффективность терапии решения проблем в уменьшении проблем психического и физического здоровья: метаанализ. Обзор клинической психологии , 27 (1), 46–57.
- ^ Аль-Кубайси Т., Маркс И.М., Логсдейл С., Маркс М.П., Ловелл К., Сунгур М. и Арайа Р. (1992). Роль домашнего задания по воздействию в уменьшении фобии: контролируемое исследование. Поведенческая терапия , 23 (4), 599–621.
- ^ Карлбринг, П., Бохман, С., Брант, С., Бурман, М., Вестлинг, Б.Е., Экселиус, Л., и Андерссон, Г. (2006). Дистанционное лечение панического расстройства: рандомизированное исследование когнитивно-поведенческой терапии через Интернет, дополненное телефонными звонками. Американский журнал психиатрии , 162 (12).
- ^ Титов Н., Эндрюс Г., Дэвис М., Макинтайр К., Робинсон Э. и Солли К. (2010). Интернет-лечение депрессии: рандомизированное контролируемое исследование, сравнивающее помощь врача и технического специалиста. PLoS ONE , 5(6), e10939.
- ^ Вернмарк, К., Ленндин, Дж., Бьерехед, Дж., Карлссон, М., Карлссон, Дж., Оберг, Дж., ... и Андерссон, Г. (2010). Управляемая самопомощь через Интернет по сравнению с индивидуальной терапией по электронной почте: рандомизированное исследование двух версий КПТ при большой депрессии. Поведенческие исследования и терапия , 48 (5), 368–376.
- ^ де Грааф, Л.Е., Хайберс, М.Дж., Рипер, Х., Герхардс, С.А., и Арнц, А. (2009). Использование и приемлемость неподдерживаемой компьютеризированной онлайн-когнитивно-поведенческой терапии депрессии и ее связи с клиническим исходом. Журнал аффективных расстройств , 116 (3), 227–231.
- ^ Jump up to: а б Гринбергер Д. и Падески Калифорния (1995). Разум превыше настроения: измените свои чувства, изменив образ мышления . Гилфорд Пресс.
- ^ Маусбах, Б.Т., Мур, Р., Роеш, С., Карденас, В., и Паттерсон, Т.Л. (2010). Взаимосвязь между соблюдением домашних заданий и результатами терапии: обновленный метаанализ. Когнитивная терапия и исследования , 34(5), 429–438.
- ^ Рис, К.С., МакЭвой, П., и Натан, PR (2005). Связь между выполнением домашнего задания и результатом когнитивно-поведенческой терапии. Когнитивно-поведенческая терапия , 34 (4), 242–247.
- ^ Неймейер, Р.А., и Фейшас, Г. (1990). Роль домашней работы и приобретения навыков в результатах групповой когнитивной терапии депрессии. Поведенческая терапия , 21(3), 281–292.
- ^ Кларк, Д.М., Салковскис, П.М., Ост, Л.Г., Брейтгольц, Э., Келер, К.А., Вестлинг, Б.Е., ... и Гелдер, М. (1997). Неправильная интерпретация телесных ощущений при паническом расстройстве. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 65 (2), 203.
- ^ Jump up to: а б с д Макманус Ф., Ван Доорн К. и Йенд Дж. (2012). Изучение влияния записей мыслей и поведенческих экспериментов на изменение убеждений. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии , 43 (1), 540–547.
- ^ Кейсерс, GPJ, Шаап, CPDR и Хоогдуин, CAL (2000). Влияние межличностного поведения пациента и терапевта на результат когнитивно-поведенческой терапии. Обзор эмпирических исследований. Модификация поведения , 24(2), 264–297.
- ^ Бернс, Д.Д., и Спенглер, Д.Л. (2000). Приводит ли домашняя работа по психотерапии к улучшению депрессии при когнитивно-поведенческой терапии или улучшение приводит к повышению соблюдения требований к выполнению домашних заданий? Журнал консалтинговой и клинической психологии , 68 (1), 46.
- ^ Брайант, М.Дж., Саймонс, А.Д., и Тейз, Мэн (1999). Навыки терапевта и переменные пациента при выполнении домашних заданий: контроль неконтролируемой переменной в исследовании результатов когнитивной терапии. Когнитивная терапия и исследования , 23 (4), 381–399.
- ^ Хельбиг-Ланг С., Хагестедт Д., Ланг Т. и Петерманн Ф. (2012). Терапевтическое домашнее задание в клинической практике: использование, выполнение и связь с курсом терапии. Журнал психиатрии, психологии и психотерапии , 60 (2), 111–119.
- ^ Век Ф., Рихтберг С., Эш С., Хёфлинг В. и Станжер У. (2013). Взаимосвязь между компетентностью терапевта и соблюдением домашних заданий в поддерживающей когнитивной терапии рекуррентной депрессии: вторичный анализ рандомизированного исследования. Поведенческая терапия , 44 (1), 162–172.
- ^ Казанцис, Н., и Дин, Ф.П. (1999). Использование психологами домашних заданий в клинической практике. Профессиональная психология: исследования и практика , 30 (6), 581.
- ^ Хельбиг С. и Фем Л. (2004). Проблемы с домашним заданием в КПТ: редкое исключение или скорее частое? Поведенческая и когнитивная психотерапия , 32(03), 291–301.
- ^ Детвейлер-Беделл, Дж. Б., и Висман, Массачусетс (2005). Урок распределения домашнего задания: характеристики терапевта, клиента и задачи в когнитивной терапии депрессии. Профессиональная психология: исследования и практика , 36 (2), 219.
- ^ Детвейлер, Дж. Б., и Висман, Массачусетс (1999). Роль домашних заданий в когнитивной терапии депрессии: потенциальные методы повышения приверженности. Клиническая психология: наука и практика, 6 (3), 267–282.
- ^ Норкросс, JC, и Вамполд, BE (2011). Что и для кого работает: адаптация психотерапии к конкретному человеку. Журнал клинической психологии , 67 (2), 127–132.
- ^ Каздин, А.Е. (2008). Лечение и практика, основанные на фактических данных: новые возможности для объединения клинических исследований и практики, расширения базы знаний и улучшения ухода за пациентами. Американский психолог , 63 (3), 146.
- ^ Салковскис, П.М., Кларк, Д.М., Хакманн, А., Уэллс, А., и Гелдер, М.Г. (1999). Экспериментальное исследование роли поведения, направленного на безопасность, в поддержании панического расстройства с агорафобией. Поведенческие исследования и терапия , 37 (6), 559–574.