Jump to content

Психодрама

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Психодрама
МКБ-9-СМ 94.43
МеШ D011577

Психодрама — это метод действия, часто используемый в качестве психотерапии , при котором клиенты используют спонтанную инсценировку , ролевые игры и драматическую самопрезентацию для исследования и понимания своей жизни. [1] Психодрама, разработанная Джейкобом Л. Морено и его женой Зеркой Туман Морено , включает в себя элементы театра , часто проводимого на сцене или в пространстве, служащем сценической площадкой, где реквизит можно использовать . Группа психодраматической терапии под руководством лицензированного психодраматиста воспроизводит реальные, прошлые ситуации (или внутренние психические процессы), разыгрывая их в настоящем времени. Затем участники имеют возможность оценить свое поведение, поразмышлять о том, как прошлый инцидент разыгрывается в настоящем, и более глубоко понять конкретные ситуации в их жизни. [2]

Психодрама предлагает индивидуальному или групповому творческому пути исследования и решения личных проблем. Его можно использовать в различных клинических и общественных условиях, в которых другим членам группы (аудитории) предлагается стать терапевтическими агентами (заместителями), чтобы заполнить сцену одного клиента. Помимо выгод для назначенного клиента, «побочные выгоды» могут получить и другие члены группы, поскольку они устанавливают соответствующие связи и идеи в своей жизни из психодрамы другого человека. Психодраму лучше всего проводит и ставит человек, обученный этому методу, которого называют режиссером психодрамы. [3]

В сеансе психодрамы один из клиентов группы становится главным героем и сосредотачивается на конкретной личной, эмоционально проблемной ситуации, которую нужно разыграть на сцене. Могут быть разыграны различные сцены, изображающие, например, воспоминания о конкретных событиях в прошлом клиента, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии , сны , подготовку к будущим рискованным ситуациям или неотрепетированные выражения психических состояний здесь и сейчас. сейчас. [2] Эти сцены либо аппроксимируют ситуации реальной жизни, либо являются экстернализацией внутренних психических процессов. Другие члены группы могут стать вспомогательными лицами и поддержать главного героя, играя другие важные роли в сцене. [2] или они могут выступить в роли «двойника», играющего роль главного героя.

Основным принципом психодрамы является теория Морено «спонтанности-творчества». [4] Морено считал, что лучший способ творчески отреагировать на ситуацию — это спонтанность, то есть готовность импровизировать и реагировать в данный момент. [5] Поощряя человека решать проблему творчески, реагируя спонтанно и импульсивно, он может начать находить новые решения проблем в своей жизни и изучать новые роли, которые он может выполнять в ней. [4] Акцент Морено на спонтанных действиях в психодраме получил развитие в его «Театре спонтанности», которым он руководил в Вене в начале 1920-х годов. [6] Разочарованный застоем, который он наблюдал в традиционном театре по сценарию, он обнаружил, что его интересует спонтанность, необходимая в импровизационной работе. В 1920-х годах он основал импровизационную труппу. Эта работа в театре повлияла на развитие его психодраматической теории. [5]

В психодраме участники исследуют внутренние конфликты , разыгрывая на сцене свои эмоции и межличностное взаимодействие. Сеанс психодрамы (обычно от 90 минут до 2 часов) фокусируется преимущественно на одном участнике, известном как главный герой . [7] Главные герои исследуют свои отношения, взаимодействуя с другими актерами и лидером, известным как режиссер . Это делается с помощью специальных техник, включая зеркальное отображение , удвоение , монолог и смену ролей . Сессию часто разбивают на три фазы: разминка, действие и заключительное обсуждение. [8]

Во время типичного психодраматического сеанса несколько клиентов собираются вместе. Группа выбирает одного из этих клиентов в качестве главного героя, и режиссер призывает других клиентов помочь главному герою в «действии», либо изображая других персонажей, либо используя зеркальное отображение, удвоение или смену ролей. Клиенты разыгрывают ряд сцен, чтобы позволить главному герою проработать определенные сценарии. [9] Это, очевидно, полезно для главного героя, но также полезно и для других членов группы, позволяя им взять на себя роль другого человека и применить этот опыт в своей жизни. Во время сеанса основное внимание уделяется отыгрыванию различных сценариев, а не простому их обсуждению. Все различные элементы сеанса (сцена, реквизит, освещение и т. д.) используются для повышения реалистичности сцены. [10]

Типичная сессия состоит из трех частей: разминка, действие и обмен информацией. Во время разминки актерам предлагается войти в такое состояние ума, в котором они могут присутствовать и осознавать текущий момент, а также могут свободно проявлять творческий подход. Это достигается с помощью различных игр и занятий. Далее, раздел действия сеанса психодрамы — это время, в котором происходят сами сцены. Наконец, в постобсуждении разные актеры могут комментировать действие, исходя из своей личной точки зрения, а не как критика, делясь своим сочувствием и опытом с главным героем сцены. [11]

Ниже приведены основные психодраматические техники:

  • Отзеркаливание: главного героя сначала просят разыграть опыт. После этого клиент выходит из сцены и наблюдает, как другой актер входит в его роль и изображает его на сцене.
  • Удвоение : работа двойника заключается в том, чтобы сделать осознанными любые мысли или чувства, которые другой человек не может выразить, будь то из-за застенчивости, вины, сдержанности, вежливости, страха, гнева и т. д. Во многих случаях человек не осознает этого. эти мысли или, по крайней мере, не может сформировать слова, чтобы выразить свои чувства. Поэтому Двойник пытается осознать и придать форму бессознательному и/или недовыраженному материалу. Дублируемый имеет полное право отречься от любых высказываний Двойника и при необходимости исправить их. Таким образом, удвоение само по себе никогда не может быть неправильным.
  • Ролевая игра : клиент изображает человека или предмет, который для него проблематичен.
  • Монолог : клиент высказывает свои мысли вслух, чтобы улучшить самопознание.
  • Смена ролей : клиента просят изобразить другого человека, в то время как второй актер изображает клиента в конкретной сцене. Это не только побуждает клиента думать как другой человек, но также дает некоторые преимущества отзеркаливания, поскольку клиент видит себя в роли второго актера. [12]

Психологические приложения

[ редактировать ]

Психодрама может использоваться как в доклинической, так и в клинической сферах. [5] В неклинической сфере психодрама используется в бизнесе, образовании и профессиональной подготовке. В клинической сфере психодрама может использоваться для облегчения последствий эмоциональной травмы и посттравматического стрессового расстройства. [13] Одно конкретное применение в клинических ситуациях – для людей, страдающих от дисфункциональной привязанности. [14] По этой причине его часто используют при лечении детей, перенесших эмоциональную травму и насилие . Используя ролевые игры и рассказывание историй , дети могут выразить свои эмоции и раскрыть правду о своем опыте, которую они не могут открыто обсуждать со своим терапевтом , а также отрепетировать новые способы поведения. [14] Морено Теория развития ребенка предлагает дальнейшее понимание психодрамы и детей. Морено предположил, что развитие ребенка делится на четыре стадии: обретение личностной идентичности (двойник), узнавание себя ( стадия зеркала ), вспомогательное эго (обнаружение потребности соответствовать) и узнавание другого человека ( смены ролей) стадия . ). На этих стадиях основаны зеркалирование, ролевые игры и другие психодраматические техники. [14] Морено считал, что психодраму можно использовать, чтобы помочь людям продолжить свое эмоциональное развитие с помощью этих техник.

[ редактировать ]

Социометрия

[ редактировать ]

Морено Термин «социометрия» часто используется в отношении психодрамы. [15] По определению, социометрия — это исследование социальных отношений между людьми — межличностных отношений. [15] В более широком смысле, это набор идей и практик, направленных на поощрение спонтанности в человеческих отношениях. Классически социометрия включает в себя методы выявления, организации и предоставления обратной связи по конкретным межличностным предпочтениям человека. Например, в сеансе психодрамы, позволяя группе решить, кем будет главный герой, используется социометрия. [5]

Морено также приписывают создание социодрамы . [16] Хотя социодрама, как и психодрама, использует театральную форму как средство терапии, эти термины не являются синонимами. В то время как психодрама фокусируется на одном пациенте внутри группы, социодрама обращается к группе в целом. Цель состоит в том, чтобы изучить социальные события, коллективные идеологии и модели сообщества внутри группы, чтобы добиться позитивных изменений или трансформаций внутри групповой динамики. [16] Морено также считал, что социодрама может использоваться как форма микросоциологии — что, исследуя динамику небольшой группы людей, можно обнаружить закономерности, которые проявляются внутри общества в целом, например, в «Анонимных алкоголиках» . Социодраму можно разделить на три основные категории: кризисная социодрама, в которой рассматривается групповая реакция после катастрофического события, политическая социодрама, которая пытается решить проблемы стратификации и неравенства внутри общества, и социодрама разнообразия, которая рассматривает конфликты, основанные на предрассудках, расизме или стигматизация. [16]

Драматическая терапия

[ редактировать ]

Другой творческой терапии, метод драматическая терапия , которая была создана и развита во второй половине прошлого века, демонстрирует множество сходств в своем подходе к психодраме, а также в использовании театральных методов для достижения терапевтических целей. [17] Однако обе концепции описывают разные модальности. Драматическая терапия позволяет пациенту исследовать вымышленные истории, такие как сказки, мифы или импровизированные сцены, тогда как психодрама фокусируется на реальном жизненном опыте пациента, чтобы практиковать «новые и более эффективные роли и поведение» (ASGPP). [18]

Джейкоб Л. Морено (1889–1974) — основатель психодрамы и социометрии и один из предшественников движения групповой психотерапии. [19] Около 1910 года он разработал «Театр спонтанности», основанный на игре на основе импровизационных импульсов. Первоначально в центре внимания этого упражнения не было терапевтическое воздействие психодрамы; Морено считал это просто положительными побочными эффектами.

Стихотворение Морено раскрывает идеи, центральные для практики психодрамы, и описывает цель отражения :

Встреча двоих: с глазу на глаз, лицом к лицу.
И когда ты будешь рядом, я вырву тебе глаза
и поставь их вместо моих,
и ты вырвешь мне глаза
и поставлю их вместо твоих,
тогда я посмотрю на себя со своим.

В 1912 году Морено посетил одну из лекций Зигмунда Фрейда . В своей автобиографии он вспоминал этот опыт: «Когда студенты расходились, он выделил меня из толпы и спросил, что я делаю. Я ответил: «Что ж, доктор Фрейд, я начну с того места, на котором вы остановились. люди в искусственной обстановке вашего офиса. Я встречаю их на улице и в их естественном окружении. Вы анализируете их мечты. Я даю им смелость снова мечтать. Вы анализируете и разрываете их на части. разобраться в их конфликтующих ролях и помочь им снова собрать части воедино». [20]

Будучи студентом Венского университета в 1913–1914 годах, Морено собрал группу проституток, чтобы обсудить социальную стигму и другие проблемы, с которыми они столкнулись, создав то, что можно было бы назвать первой « группой поддержки ». Опираясь на подобный опыт и вдохновленный такими психоаналитиками, как Вильгельм Райх и Фрейд, Морено начал развивать психодраму. Переехав в Соединенные Штаты в 1925 году, Морено представил американским психологам свою работу в области психодрамы. Он начал эту работу с детьми, а затем, в конце концов, перешел к большим групповым сеансам психодрамы, которые он проводил в театре «Импровизированная группа» в Карнеги-холле . Эти сеансы утвердили имя Морено не только в психологических кругах, но и среди непсихологов. Морено продолжал преподавать свой метод психодрамы, проводя сеансы до своей смерти в 1974 году. [21]

С 1980 года Ганс-Вернер Гессман разработал гуманистическую психодраму (ГПД). [22] в Психотерапевтическом институте Бергерхаузена в Дуйсбурге, Германия. [23] В его основе лежит образ человека гуманистической психологии. [24] Все правила и методы следуют аксиомам гуманистической психологии. HPD считает себя психотерапией, ориентированной на развитие, и полностью отошел от психоаналитической теории катарсиста. [25] Самосознание и самореализация являются важными аспектами терапевтического процесса. Субъективные переживания, чувства и мысли, а также собственный опыт являются отправной точкой для изменения или переориентации опыта и поведения в сторону большего самопринятия и удовлетворения. Исследование биографии личности тесно связано с социометрией группы.

Другим важным практиком в области психодрамы является Карл Холландер . Холландер стал 37-м режиссером психодрамы, сертифицированным Морено. Он известен, прежде всего, созданием «Кривой психодрамы Холландера», которую можно использовать как способ понять, как структурирован сеанс психодрамы. Холландер использует образ кривой, чтобы объяснить три части сеанса психодрамы: разминку, активность и интеграцию. Разминка существует для того, чтобы привести пациентов в состояние спонтанности и творчества, чтобы они были открыты в акте психодрамы. «Деятельность» — это фактическое разыгрывание психодраматического процесса. Наконец, «кривая» переходит к интеграции. Он служит завершением и обсуждением сессии и рассматривает, как можно перенести сессию в реальную жизнь – своего рода подведение итогов. [26]

Хотя психодрама не практикуется широко, работа, проделанная практиками психодрамы, открыла двери для возможностей исследования других психологических концепций, таких как групповая терапия и расширение работ Зигмунда Фрейда. Растущая область драматической терапии использует психодраму как один из своих основных элементов. Методы психодрамы также используются организациями групповой терапии, а также находят место в других видах терапии, таких как консультирование детей после развода. [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Определение психодрамы из Оксфордских онлайн-словарей» . Архивировано из оригинала 4 июля 2011 года . Проверено 29 января 2011 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Келлерманн, Питер Феликс (1992). Сосредоточьтесь на психодраме . Джессика Кингсли. ISBN  978-1-85302-127-5 .
  3. ^ Пио-Абреу, Хосе Луис и Вилларес-Оливейра, Кристина. (2007) Как работает психодрама? В книге Б. Кларка, Дж. Бурмейстера и М. Масиеля «Психодрама: достижения в теории и практике». Тейлор и Фрэнсис: США. ISBN   0-415-41914-X
  4. ^ Перейти обратно: а б Шакт, Майкл. Спонтанность-творчество: психодраматическая концепция изменения. В книге Б. Кларка, Дж. Бурмейстера и М. Масиеля «Психодрама: достижения в теории и практике». Тейлор и Фрэнсис: США. ISBN   0-415-41914-X
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Блатнер, Адам и Кукиер, Роза. Основные понятия Морено. В книге Б. Кларка, Дж. Бурмейстера и М. Масиеля «Психодрама: достижения в теории и практике». Тейлор и Фрэнсис: США. ISBN   0-415-41914-X
  6. ^ Шайффеле, Эберхард (сентябрь 1997 г.). «Театр истины: психодрама, спонтанность и импровизация; театральные теории и влияние Джейкоба Леви Морено». Исследования в области драматического образования: Журнал прикладного театра и перформанса . 2 (2): 227. дои : 10.1080/1356978970020211 .
  7. ^ Яблонский с. 8.
  8. ^ Яблонский, с. 13.
  9. ^ Yablonsky, pp. 8-11.
  10. ^ Яблонский, с. 12.
  11. ^ Яблонский, с. 13.
  12. ^ Баим, Бурмейстер и Масиэль, стр. 129-132
  13. ^ Келлерманн, П.Ф. и Хаджинс, МК (2000). (Ред.) Психодрама с людьми, пережившими травму: разыгрывая свою боль. Лондон: Джессика Кингсли.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Баннистер, Энн. Психодрама и развитие ребенка. (2007) В Баиме, Бурмейстере и Масиеле, Психодрама: достижения в теории и практике, Routledge, 2007. ISBN   0-415-41914-X
  15. ^ Перейти обратно: а б Боргатта, Эдгар Ф. (декабрь 2007 г.). «Джейкоб Л. Морено и социометрия». Социальная психология Ежеквартально . 70 (4): 330–332. дои : 10.1177/019027250707000404 . JSTOR   20141799 . S2CID   144445609 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Келлерманн, Питер Феликс (июнь 1998 г.). «Социодрама». Групповой анализ . 31 (2): 179–195. дои : 10.1177/0533316498312005 . S2CID   220475794 .
  17. ^ Кедем-Тахар, Эфрат; Феликс-Келлерманн, Питер (1996). «Психодрама и драматическая терапия: сравнение». Искусство в психотерапии . 23 (1): 27–36. дои : 10.1016/0197-4556(95)00059-3 . ISSN   0197-4556 .
  18. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2018 г. Проверено 23 августа 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  19. ^ Yablonsky, pg 5-9.
  20. ^ Автобиография Дж. Л. Морено, доктора медицины (в сокращении), Дж. Л. Морено, Архивы Морено, Гарвардский университет, 1985.
  21. ^ Яблонский Льюис. Психодрама: решение эмоциональных проблем посредством ролевой игры . Нью-Йорк: Гарднер, 1981. ISBN   0-89876-016-X .
  22. ^ Гессманн Ханс-Вернер. «Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама». В: Гуманистическая психодрама . Том IV, издательство Психотерапевтического института Бергерхаузена, Дуйсбург, 1996, стр. 27–76. ISBN   978-3-928524-31-5 .
  23. ^ Гессманн Ханс-Вернер. Гуманистическая психодрама. Том I-IV . Дуйсбург: Издательство ПИБ, 1994. ISBN   978-3-928524-31-5 .
  24. ^ Гессманн Ханс-Вернер. Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама. В: Гуманистическая психодрама. Том IV, издательство Психотерапевтического института Бергерхаузена, Дуйсбург, 1996 г., ISBN   3-928524-31-3 .
  25. ^ Гессманн Ханс-Вернер. Первые размышления о преодолении концепции катарсиса в гуманистической психодраме. В: Международный журнал гуманистической психодрамы. 5-й курс, выпуск 2, декабрь 1999 г., издательство Психотерапевтического института Бергерхаузена, Дуйсбург, стр. 5–26, ISSN   0949-3018 .
  26. ^ Холландер, Карл Э. Международный журнал методов действия: психодрама, тренировка навыков и ролевые игры 54. 4 (2002): 147-157.
  27. ^ Джейкоб Гершони. Психодрама в XXI веке: клиническое и образовательное применение . Нью-Йорк: Springer, 2003. Печать.

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Баим, К.; Дж. Бурмейстер, М. Масиэль, Психодрама: достижения теории и практики . Тейлор и Фрэнсис: США. ISBN   0-415-41914-X .
  • Яблонский, Льюис. Психодрама: решение эмоциональных проблем посредством ролевой игры . Нью-Йорк: Гарднер, 1981. ISBN   0-89876-016-X .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Карнабуччи, Карен: «Покажи и расскажи психодрама» , Nusanto Publishing, США, 2014.
  • Гессман, Ганс-Вернер: Гуманистическая психодрама . Том. I–IV. Издательство PIB, Дуйсбург, Германия, 1994 г.
  • Гессманн, Ханс-Вернер: Эмпирические исследования эффективности групповой психодраматической терапии пациентов с неврозами (МКБ-10: F3, F4). Журнал психодрамы и социометрии, специальный выпуск «Эмпирические исследования». Издательство ВС по общественным наукам - Спецвыпуск «Эмпирические исследования», 2011.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0aa49b662140182c269f8aba193e69af__1717246020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/af/0aa49b662140182c269f8aba193e69af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Psychodrama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)