Психология дорожного движения
Часть серии о |
Психология |
---|
![]() |
Психология дорожного движения — дисциплина психологии , изучающая взаимосвязь психологических процессов и поведения участников дорожного движения. В целом психология дорожного движения направлена на применение теоретических аспектов психологии для улучшения мобильности на дорогах, помогая разрабатывать и применять меры противодействия авариям, а также направляя желаемое поведение посредством обучения и мотивации участников дорожного движения. [1] [2]
Поведение часто изучается в сочетании с исследованиями аварий, чтобы оценить причины и различия в участии в авариях. [1] Психологи дорожного движения выделяют три мотивации поведения водителя: мотивированное или запланированное поведение, импульсивное или эмоциональное поведение и привычное поведение. Кроме того, используются социальные и когнитивные применения психологии, такие как правоприменение, образовательные кампании по безопасности дорожного движения, а также терапевтические и реабилитационные программы. [2]
Широкие теории познания, [3] Сенсомоторные и неврологические аспекты психологии также применяются в области психологии дорожного движения. Исследования таких факторов, как внимание , память , пространственное познание , неопытность, стресс, опьянение, отвлекающие/двусмысленные стимулы, усталость, а также второстепенные задачи, такие как телефонные разговоры, используются для понимания и изучения опыта и действий участников дорожного движения. [2] [4] [5]
Некоторые определения [ править ]
- Психология дорожного движения занимается некогнитивными, когнитивными и сенсомоторными аспектами людей в контексте вождения, взаимодействия с дорожным движением и взаимодействия с другими людьми. Выявляя чувства, вызывающие когнитивные мысли, психология дорожного движения позволяет понять последствия действий и дает возможность изменить поведение.
- Психологию дорожного движения можно определить как инструмент, который посредством субъективного анализа помогает повысить общее качество жизни посредством наблюдения, идентификации и модификации поведения.
- Задача психологии дорожного движения состоит в том, чтобы понять, спрогнозировать и предложить меры по изменению поведения участников дорожного движения на уровнях, определенных общей целью — минимизировать вредные последствия участия в дорожном движении. [6]
Исследование поведения
Исследования поведения в области психологии дорожного движения часто затрагивают такие темы, как мотивация, личностные и гендерные различия, привычки, чрезмерная самоуверенность, различия в возрасте и навыках, внимание и нарушение правил дорожного движения. [7]

Классификация поведенческих факторов на те, которые снижают способность к вождению, и те, которые способствуют рискованному поведению, с дальнейшим разделением на те, которые имеют краткосрочное и долгосрочное воздействие, помогает концептуализировать проблемы и может способствовать определению приоритетности модификации поведения . [8]
Науки о дорожном движении и транспорте занимаются изучением, пониманием, объяснением и прогнозированием всего, что связано с мобильностью людей и продуктов. Он включает в себя несколько аспектов транспортных систем, а также множество методов. Этот процесс направлен на разработку действенных и надежных методов, позволяющих лучше понять и предсказать влияние изменчивости человека и его взаимодействия с окружающей средой на безопасность. [9]
Транспортная система состоит из автомобильной, железнодорожной, морской и воздушной инфраструктуры. Оно включает в себя возможности и ограничения экономики, законов и правил, которые устанавливают барьеры для возможностей отдельного и массового автомобилиста. Например, на скорость может влиять способ передвижения (автомобиль, самолет, поезд или корабль), финансовые возможности типа транспортного средства (реактивный самолет по сравнению с коммерческим, скоростной катер по сравнению с парусным судном и седан по сравнению с роскошным спортивным автомобилем) или такими правилами, как ограничение скорости в сельской местности по сравнению с ездой по городу.
Дорожная среда учитывает местоположение, временные ограничения, численность населения и опасности, которым подвергаются автомобилисты. Эти факторы окружающей среды представляют собой опасность и риск для автомобилистов, которые могут привести к летальному исходу. Вождение во влажных, узких и темных условиях подвергает водителей гораздо большему риску, чем вождение в солнечный день по открытой дороге. Это лишь один из дорожных факторов аварий, который Саллман объясняет более подробно:
- …аварии включают недостаточную видимость или препятствия, грязную дорогу или сыпучий материал, плохое дорожное состояние или дорожную разметку, а также горизонтальную кривизну дороги. Влияние окружающей среды, такое как холодная или жаркая погода, шум и вибрация, с большей вероятностью влияют на состояние стресса и усталости. [10]
Различия в возрасте, личности, темпераменте, стрессе и опыте водителя влияют на скорость, контроль и решения. Водители обычно используют некоторую степень компенсации риска для оценки решений вождения, и она искажается в зависимости от степени опьянения. Употребление алкоголя и наркотиков, бдительность и усталость, отвлечение внимания и сосредоточенность — вот лишь некоторые из основных факторов, связанных с ошибками водителя и авариями. [11]
Исследование сбоев [ править ]
Помимо исследований поведения, исследования аварийных ситуаций также являются компонентом психологии дорожного движения, в котором рассматриваются методология вождения, индивидуальные различия, характеристики личности, временные нарушения и соответствующие возможности, водитель как процессор информации (включает время восприятия и реакции), человеческое факторы дорожно-транспортных происшествий и пешеходов (выявление уязвимости, причин и предотвращение аварий). [12]
Человеческий фактор [ править ]
Большую роль в психологии транспорта играет осмотр оператора. Хотя на безопасность дорожного движения влияют многие внешние факторы, значительную роль играют и внутренние факторы. Некоторые факторы включают в себя:
- Принятие решений
- Демография
- Отвлечение
- Пороги обнаружения [3]
- Наркотики и алкоголь
- Обучение и опыт вождения
- Знакомство с автомобилем и окружающей средой.
- Усталость
- Индивидуальные различия в вождении [13]
- Невнимательность
- Время восприятия-реакции [14]
- Ответ на неожиданное
- Рискованное поведение
- Стресс и паника [15]
- Возможности задачи [16]
Психологические исследования [ править ]
Нейропсихология [ править ]
Связь областей, сетей и цепей мозга с поведением, связанным с управлением транспортным средством, является одной из наиболее важных тем исследований в области психологии дорожного движения. При моделировании вождения было выявлено семь отдельных сетей мозга, которые играют важную роль в нейрофизиологических процессах, связанных с вождением автомобиля. Каждая из сетей имеет уникальную функцию, как это описал Портер: теменно-затылочная борозда участвует в зрительном мониторинге, моторная кора и области мозжечка — для контроля грубой моторики и планирования движений ; орбитофронтальная и поясная извилина — для контроля и торможения ошибок, включая мотивацию, оценку риска и внутреннее пространство; и медиальная лобная, теменная и задняя поясная извилина для бдительности, включая пространственное внимание, зрительный поток, мониторинг и внешнее пространство. [17] Связывая нейропсихологические процессы и вождение, повышается способность понимать ошибки, развитие и безопасность. Участие двигательных и мозжечковых сетей в вождении было подтверждено Кэлхауном, Пекаром и Перлсоном (2004). [17] Исследования дозировки алкоголя и связанного с ним влияния на нейропсихологические процессы показали, что большее количество алкоголя повышает вероятность вождения на высокой скорости и увеличивает количество превышений ограничения скорости. [18]
, консультирование и реабилитация Психологическая оценка
Консультирование по реабилитации — это процесс, поскольку человеку необходимо пройти множество шагов, чтобы стать самостоятельным. Специалист по реабилитации водителей (DRS) – это тот, кто «планирует, разрабатывает, координирует и реализует услуги по вождению для людей с ограниченными возможностями». [19] DSR может исходить из таких знаний, как физиотерапия, психология и образование водителей.
Оценка драйвера требует многих аспектов. Клиническая оценка включает в себя анализ истории болезни, истории вождения и потребностей вождения. Визуальная и перцептивная оценка диапазона движений, двигательной силы, координации, ощущений, времени реакции и когнитивной оценки является решающим аспектом и целью оценки истории болезни.
«Первоначальная оценка водителя может длиться от одного до четырех часов, в зависимости от имеющихся у клиента инвалидности и потребностей вождения. После клинической оценки клиенты проходят дорожную оценку, если они соответствуют минимальным государственным стандартам по здоровью и зрению и имеют действующие водительские права или разрешения. Оценка на дороге проводится в автомобиле для реабилитации водителей, оборудованном двойными тормозами, зеркалом заднего вида и зеркалом для проверки зрения для системы DRS, а также всем необходимым адаптивным оборудованием». [20]
Цель процесса реабилитации состоит в том, чтобы человек осознал свое состояние и попытался вернуть его в среду вождения, в которой он не будет представлять угрозы для других.
Подход [ править ]
Психология транспорта быстро возникла с 1980-х годов и с самого начала придерживалась междисциплинарного подхода и имела общие темы с другими областями, в частности с медициной (например, навыки вождения), инженерией (например, эргономика и человеческий фактор) и экономикой (например, управление спросом на поездки). Мобильность, включая ее положительные и отрицательные последствия, возникает в решениях и поведении людей – и на них можно повлиять. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются ошибки, возникающие из-за неадаптивного поведения при взаимодействии с дорогами или другими транспортными средствами.
См. также [ править ]
- Когнитивная эргономика
- Инженерная психология
- Человеческий фактор
- Ментальная хронометрия
- Дорожная ярость
- Карл Пеглау
СМИ, связанные с психологией дорожного движения, на Викискладе?
- Карусель
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ротенгаттер, Т. (1997). «Психологические аспекты поведения участников дорожного движения». Прикладная психология: международный обзор . 46 (3): 223–234. дои : 10.1111/j.1464-0597.1997.tb01227.x .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Голденбелд, К.; Уровень, ПБМ; Хейдстра, Дж. (2000). «Психологические взгляды на изменение отношения и поведения водителя». Recherche-Transports-Securite . 67 : 65–81. дои : 10.1016/s0761-8980(00)90108-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Риган, Д. (1993). «Диссоциация порогов дискриминации по времени контакта по скорости углового расширения». Видение Рез . 33 (4): 447–462. дои : 10.1016/0042-6989(93)90252-р . ПМИД 8503195 . S2CID 6876776 . doi: 10.1016/0042-6989(93)90252-Р
- ^ Грегер, JA (2000). Понимание вождения: применение когнитивной психологии к сложной повседневной задаче. Психология Пресс.
- ^ Трик, Л.М., Эннс, Дж.Т., Миллс, Дж., и Ваврик, Дж. (2004). Уделяем внимание за рулем: основа для изучения роли внимания при вождении. Архивировано 28 августа 2011 г. на Wayback Machine . Теоретические проблемы эргономики, 5 (5), 385-424.
- ^ Баржонет, П. (2001). Психология дорожного движения сегодня. (1-е изд., стр. 4). Норвелл, Массачусетс: Kluwer Academic Publishers.
- ^ Ротенгаттер и Грегер (17 августа 1998 г.). «Психология дорожного движения и поведение». Транспортные исследования, часть F: Психология дорожного движения и поведение . 1 :1–9. дои : 10.1016/S1369-8478(98)00007-2 .
- ^ Человеческий фактор в причине дорожно-транспортных происшествийЭлени Петриду и Мария Мустаки, Европейский журнал эпидемиологии, Vol. 16, № 9 (2000), стр. 819-826, https://www.jstor.org/stable/3581952.
- ^ Barjonet, PE (Hrsg). (2001). Психология дорожного движения сегодня. Бостон, Лондон: Kluwer Academic Publishers.
- ^ Саллман М. и Дорн Л. (2012). Достижения в психологии дорожного движения: человеческий фактор на автомобильном и железнодорожном транспорте.
- ^ Каччабуэ, ПК (2007). Моделирование поведения водителя в автомобильной среде: критические проблемы взаимодействия водителя с интеллектуальными транспортными системами.
- ^ Шинар, Д. (1978). Психология на дороге: Человеческий фактор в безопасности дорожного движения. (1-е изд.). Беркшир, Великобритания: Лаборатория транспортных исследований.
- ^ Миан, Мубашер; Джаффри, Вакар (01 февраля 2020 г.). «Моделирование индивидуальных различий в поведении водителей» . Журнал окружающего интеллекта и гуманизированных вычислений . 11 (2): 705–718. дои : 10.1007/s12652-019-01313-2 . ISSN 1868-5145 . S2CID 165117497 .
- ^ Таока, Джордж Т. (март 1989 г.). «Время реакции тормозов непредупрежденных водителей» (PDF) . Журнал ITE . 59 (3): 19–21.
- ^ Танвир, Хифса; Мубашер, Миан Мухаммад; Джаффри, Сайед Вакар (февраль 2020 г.). «Интеграция человеческого фактора паники в модель интеллектуального водителя» . 2020 3-я Международная конференция по достижениям в области вычислительных наук (ICACS) . стр. 1–6. дои : 10.1109/ICACS47775.2020.9055947 . ISBN 978-1-7281-4235-7 . S2CID 215722087 .
- ^ Батул, Ваджиха; Мубашер, Миан Мухаммад; Уль Куниан, Сайед Вакар (февраль 2019 г.). «Моделирование задач в модели полного дифференциала скоростей» . 2019 2-я Международная конференция по достижениям в области вычислительных наук (ICACS) . стр. 1–5. дои : 10.23919/ICACS.2019.8689141 . ISBN 978-969-9721-01-4 . S2CID 117760006 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Портер, Б.Е. (ред.). (2011). Справочник по психологии дорожного движения. Академическая пресса.
- ^ Перевод когнитивной нейробиологии в рабочую среду водителя: нейроэргономический подход.Лиз, Моника Н.; Косман, Джошуа Д.; Ли, Джон Д.; Фрике, Никола; Риццо, МэтьюАмериканский журнал психологии, том 123 (4), 2010, 391–411.
- ^ Ассоциация специалистов по реабилитации водителей: Информационный бюллетень по сертификационному экзамену специалиста по реабилитации водителей (www.driver-ed.org/public/articles/index.cfm?Cat=10)
- ^ Оценка и консультирование пожилых водителей http://www.nhtsa.gov/people/injury/olddrive/olderdriversbook/pages/Chapter5.html#Anchor-4%20T-22329
Дальнейшее чтение [ править ]
- Психология дорожного движения и транспорта
- PASS — Психологическая и медицинская помощь для безопасного передвижения. Архивировано 18 сентября 2017 г. в Wayback Machine . Междисциплинарная модель для продвижения и обеспечения мобильности в Европе.
- Барджонет, ЧП (Hrsg). (2001). Психология дорожного движения сегодня . Бостон, Лондон: Kluwer Academic Publishers.
- Грегер, Дж. А.; Ротенгаттер, Дж. А. (1998). «Психология дорожного движения и поведение». Транспортные исследования, часть F. 1 (1): 1–9. дои : 10.1016/s1369-8478(98)00007-2 .
- Джеймс, Леон и Наль, Дайан. Ярость на дороге и агрессивное вождение (Амхерст, Нью-Йорк: Prometheus Books, 2000).
- Новако, RW (2001). Психология транспорта. Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук , 15878-15882.
- Ротенгаттер Т. и Хугенен Д. (ред.) (2004). Психология дорожного движения и транспорта. Теория и применение. Труды ICTTP 2000 . Оксфорд: Эльзевир.
- Андервуд, Г. (редактор) (2005). Психология дорожного движения и транспорта. Теория и применение. Труды ICTTP 2004 . Оксфорд: Эльзевир.
- Уайльд ГДжС (1994). Целевой риск: борьба с опасностью смерти, болезней и ущерба при принятии повседневных решений . Торонто: PDE Publ.