Пол Вацлавик
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2018 г. ) |
Пол Вацлавик | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 31 марта 2007 г. | (85 лет)
Основные интересы | Теория коммуникации и радикальный конструктивизм |
Известные идеи | «Нельзя не общаться» |
Пол Вацлавик (25 июля 1921 - 31 марта 2007) был австрийско-американским семейным терапевтом, психологом, теоретиком коммуникации и философом. Теоретик теории коммуникации и радикального конструктивизма , он комментировал вопросы семейной терапии и общей психотерапии . Вацлавик считал, что люди сами создают себе страдания, пытаясь решить свои эмоциональные проблемы. Он был одной из самых влиятельных фигур в Институте психических исследований , жил и работал в Пало-Альто, Калифорния .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Пауль Вацлавик родился в Филлахе , Австрия , в 1921 году в семье директора банка. [1] После окончания средней школы в 1939 году Вацлавик изучал философию и филологию в Венецианском университете Ка Фоскари, хотя философский факультет не был основан до 1969 года, и в 1949 году он получил доктора степень философии . Затем он учился в Институте Карла Юнга в Цюрихе , где в 1954 году получил степень по аналитической психологии . В 1957 году продолжил исследовательскую карьеру в Университете Сальвадора .
Карьера
[ редактировать ]В 1960 году Дональд деАвила Джексон организовал его поездку в Пало-Альто для проведения исследований в Институте психических исследований (МРТ). С 1967 года преподавал психиатрию в Стэнфордском университете .
В Институте психических исследований Вацлавик пошел по стопам Грегори Бейтсона и исследовательской группы (Джексон, Джон Уикленд , Джей Хейли ), ответственных за введение того, что стало известно как теория « двойной связи » шизофрении. Двойную связь можно определить как человека, оказавшегося в ловушке взаимоисключающих ожиданий. Работа Вацлавика 1967 года, основанная на мышлении Бейтсона, «Прагматика человеческого общения » с Доном Джексоном и Джанет Бивин , стала краеугольным камнем теории коммуникации. Другие научные вклады включают работы по радикальному конструктивизму и, что наиболее важно, его теорию коммуникации . Он активно занимался семейной терапией .
Вацлавик был одним из трех основателей Центра краткосрочной терапии при МРТ. В 1974 году члены Центра опубликовали крупную работу по своему краткому подходу « Изменения, принципы формирования проблем и решения проблем» (Вацлавик, Уикленд, Фиш).
Он получил лицензию психолога в Калифорнии с 1969 по 1998 год, когда перестал принимать пациентов.
Личная жизнь
[ редактировать ]Вацлавик был женат (Вера) и имел двух падчериц (Ивонн и Джоанн). Остановка сердца в его доме в Пало-Альто стала причиной его смерти в возрасте 85 лет.
Работа
[ редактировать ]Интерактивный вид
[ редактировать ]Вацлавик провел обширное исследование того, как происходит общение внутри семьи. Вацлавик определяет пять основных аксиом в своей теории общения, широко известной как «Интерактивный взгляд». Интерактивный взгляд — это интерпретационная теория, основанная на кибернетической традиции. Вацлавик считал пять аксиом необходимым условием функционирования процесса общения и компетентности между двумя людьми или целой семьей. По его словам, недопонимание происходит потому, что не все коммуникаторы «говорят на одном языке». Это происходит потому, что у людей разные точки зрения на речь. Имея в основе кибернетическую структуру, Ватцавик рассматривал причинность кругового характера с обратной связью, в которой информация является основным элементом. он касается процессов коммуникации внутри систем в самом широком смысле и, следовательно, также с человеческими системами, например, семьями, крупными организациями и международными отношениями. [ нужна ссылка ]
В рамках «интерактивного представления» общение основано на том, что происходит, и не обязательно связано с тем, кто, когда, где или почему это происходит. Он изучал «нормальную», а также «нарушенную» семью, чтобы сделать вывод об условиях, способствующих подходу ориентации на взаимодействие. Он считал, что индивидуальная личность, характер и отклонения формируются отношениями человека с себе подобными. Он рассматривал симптомы, защиты, структуру характера и личность как термины, описывающие типичные взаимодействия человека, которые происходят в ответ на определенный межличностный контекст. [ нужна ссылка ]
Пять основных аксиом
[ редактировать ]Интерактивный взгляд требует наличия сети правил общения, которые управляют семейным гомеостазом , который представляет собой молчаливый сговор членов семьи для поддержания статус-кво . Даже если статус-кво негативен, его все равно трудно изменить. Сторонники теории взаимодействия полагают, что человек не сможет распознать это деструктивное сопротивление переменам, если он или она не поймет аксиомы Вацлавика. Следующие аксиомы могут объяснить, как может возникнуть недопонимание, если не все коммуникаторы находятся на одной волне. Если одна из этих аксиом каким-то образом нарушена, коммуникация может потерпеть неудачу. Все эти аксиомы взяты из работы Грегори Бейтсона, большая часть которой собрана в книге «Шаги к экологии разума» (1972). [2]
Вацлавик, Бивин Бавелас и Джексон поддерживают эти аксиомы для поддержания семейного гомеостаза.
- Невозможно не общаться : любое поведение является формой общения. Поскольку поведение не имеет аналога (нет антиповедения), невозможно не общаться. Даже если общения избегают (например, бессознательное использование невербальных средств или симптоматической стратегии), это является формой общения. «Симптомная стратегия» приписывает наше молчание чему-то вне нашего контроля и делает невозможным общение. Примерами симптоматической стратегии являются сонливость, головные боли и опьянение. Даже выражение лица, цифровое общение и молчание можно рассматривать как общение получателя. [2]
- Каждая коммуникация имеет аспект содержания и отношений, так что последний классифицирует первую и, следовательно, является метакоммуникацией : любая коммуникация включает в себя, помимо простого значения слов, дополнительную информацию. Эта информация основывается на том, как говорящий хочет, чтобы его поняли и как он сам видит свое отношение к получателю информации. Отношения — это командная часть сообщения или то, как оно произносится невербально. Содержание – это отчет или то, что сказано устно. Умение интерпретировать оба этих аспекта имеет важное значение для понимания того, что сказал коммуникатор. Реляционный аспект взаимодействия известен как метакоммуникация. Метакоммуникация – это общение об общении. Сообщения об отношениях всегда являются наиболее важным элементом общения. [2]
- Характер отношений зависит от пунктуации процедур общения партнеров (пунктуация в переводе с немецкого «Interpunktion»): и отправитель, и получатель информации структурируют поток общения по-разному и поэтому интерпретируют собственное поведение во время общения как просто реакция на поведение другого (т. е. каждый партнер считает, что другой является причиной определенного поведения). «Пунктуировать» коммуникацию означает интерпретировать продолжающуюся последовательность событий, называя одно событие причиной или началом, а следующее событие — ответом. [3] В ситуации с общением, если происходит одно, всегда происходит что-то другое. Например, женщина в отношениях с мужчиной испытывает депрессию. Мужчина в отношениях с женщиной чувствует себя виноватым. Тот, кто наблюдает за этой ситуацией, может спросить: «Она находится в депрессии из-за его вины, или он чувствует себя виноватым из-за ее депрессии?» [2]
- Человеческое общение включает в себя как цифровые, так и аналоговые модальности : эта аксиома относится к использованию невербальных средств и системной стратегии, объясненной в первой аксиоме. В основном это связано с цифровым содержанием общения внутри отношений. [2]
- Процедуры межчеловеческого общения либо симметричны, либо дополняют друг друга : эта аксиома фокусируется на метакоммуникации с двумя основными компонентами, называемыми симметричным обменом и дополнительным обменом. Симметричный обмен — это взаимодействие, основанное на равноправии коммуникаторов. В соответствии с этим комплементарный обмен — это взаимодействие, основанное на различиях в силе. В рамках этих двух развязок их можно использовать тремя разными способами: один вверх, один вниз и один поперек. При общении один на один один коммуникатор пытается получить контроль над обменом, доминируя во всем общении. Коммуникация «один вниз» имеет противоположный эффект. Коммуникатор пытается получить контроль над взаимодействием или подчиниться кому-либо. Последнее сообщение — это одностороннее общение. Это общение направлено на нейтрализацию ситуации. Это также называется переходным, если только один коммуникатор пытается использовать этот стиль. Когда два коммуникатора используют один и тот же стиль «один вверх», «один вниз» или «один поперек», это симметрично. Если они противостоят друг другу, то они дополняют друг друга. Эта аксиома позволяет нам понять, как взаимодействие может восприниматься стилями, которые использует коммуникатор. [2]
Дополнительные понятия
[ редактировать ]Некоторые взаимосвязанные понятия, составляющие интерактивную точку зрения, продвигаемую Вацлавиком и его коллегами из MRI, включают:
- Нельзя не общаться и связанную с этим идею, на которую нельзя не влиять;
- Понимание поведения так, как будто мы постоянно обмениваемся сообщениями, определяющими природу отношений, частью которых мы являемся;
- Смещение фокуса внимания с намерения на последствия поведения как общения;
- Пунктуация, налагаемая наблюдателем;
- Подчеркивание жизненно важной роли предубеждений терапевта в создании социально сконструированной реальности;
- Инвестирование в последствия самоисполняющегося пророчества; и
- Формулирование и полное принятие принципа «как если бы» поведения.
Термин, который часто используется в теории интерактивного взгляда, — это активатор . Фактор влияния находится внутри культуры зависимости; человек, чье ненапористое поведение позволяет другим продолжать злоупотреблять психоактивными веществами. Примером этого может быть человек, позволяющий своему брату или сестре продолжать вести себя незрело, потому что это то, к чему семья привыкла. [ нужна ссылка ]
Другое слово, часто используемое в интерактивном представлении, — двойная привязка . Тот, кто находится в двойной ловушке, — это человек, пойманный в ловушку ожиданий; сильная партия требует, чтобы партия с низким уровнем власти действовала симметрично. Примером этого может быть человек, спрашивающий другого человека: «Почему тебе не понравился фильм?» или «Тебе нравится рок-н-ролл, не так ли?» Первый человек просит второго человека действовать аналогично (симметрично) ему. [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]Критика этой теории может быть сосредоточена на одном главном: применении теории в целом. Уметь принять эти аксиомы и применять их к отношениям между семьями может быть очень сложно освоить. Можно сказать, что теория попала в ловушку, поскольку ее очень сложно применить. Кроме того, сама теория не претендует на иные приложения, кроме «рефрейминга». Рефрейминг требует от коммуникаторов выйти за пределы ситуации и по-новому интерпретировать ее значение. Это может быть сложно, поскольку теория утверждает, что только внешний источник может увидеть проблему, потому что люди «говорят на своем собственном языке». [ нужна ссылка ]
Эта теория также показывает, как отношения уже изменились, но не дает практических способов их изменить. Эта система сопротивляется изменениям, и активно использовать пять аксиом может быть сложно. В соответствии с первой аксиомой невербальное общение можно рассматривать как информативное, а не коммуникативное. Учитывая поведенческую характеристику эквифинальности , трудно определить, когда система интерактивного взгляда реализуется, а когда нет. Эквифинальность — это предположение теории систем о том, что данный результат мог произойти из-за любого или многих взаимосвязанных факторов, а не быть результатом причинно-следственной связи. Эта теория основана на слове «коммуникация», но это слово может интерпретироваться разными людьми по-разному. Определения коммуникации могут быть очень противоречивыми. В целом аксиомы отлично объясняют проблемы, но не дают решений проблем, которые они поднимают. [ нужна ссылка ]
Публикации
[ редактировать ]Вацлавик написал 22 книги, которые были переведены на 80 языков для академической и широкой аудитории, а также более 150 научных статей и глав книг. Книги, которые он написал или над которыми он сотрудничал, включают:
- Антология человеческого общения , 1964 г.
- Вацлавик П., Бивин-Бавелас Дж., Джексон Д. 1967. Некоторые предварительные аксиомы общения. В прагматике человеческого общения - исследование закономерностей взаимодействия, патологий и парадоксов . У. В. Нортон, Нью-Йорк, 1967 г., ОСЛК 168614
- Изменение: принципы формирования и решения проблем (совместно с Джоном Уиклендом и Ричардом Фишем), 1974 г., OCLC 730810 , страница WW Norton
- Насколько реален настоящий? , 1976, ОСЛК 1818442
- «Язык перемен» , 1977, OCLC 3609867 , страница WW Norton
- Руководство по эксплуатации для Америки , 1978 г.
- Ситуация безнадежна, но несерьезна: В погоне за несчастьем , 1983, OCLC 9464987 , страница WW Norton
- Изобретенная реальность: откуда мы знаем то, что, по нашему мнению, знаем? (Вклад в конструктивизм) , 1984, ОСЛК 9412760
- Ультра-решения, или Как добиться успеха , 1988 г. ОСЛК 16682320
- Интерактивный взгляд: исследования в Институте психических исследований, Пало-Альто, 1965–1974 , 1977 гг.
- «Косичка и другие очерки» Мюнхгаузена , 1990.
Наследие
[ редактировать ]Теория Пауля Вацлавика оказала большое влияние на создание четырёхсторонней модели Фридеманом Шульцем фон Туном .
Мишель Вебер выступает за перекрестное разъяснение и усиление мировоззрений Альфреда Норта Уайтхеда и Вацлавика. в своей статье «Искусство эпохальных перемен» [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «МРТ на память» . 14 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2009 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Пять аксиом Вацлавика» . www.wanterfall.com . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Г. Бейтсон, Д. Д. Джексон: Некоторые разновидности патогенной организации. В: Д. Риоч (редактор): Расстройства общения. том 42, Исследовательские публикации. Ассоциация исследований нервных и психических заболеваний, 1964, с. 270–283.
- ^ «Искусство эпохальных перемен» , в книге Ф. Рифферта и Мишеля Вебера (ред.), В поисках новых контрастов. Вклад Уайтхеда в современные проблемы нейрофизиологии, психологии, психотерапии и философии разума (Исследования взаимосвязи психологии Уайтхеда I), Франкфурт-на-Майне, Питер Ланг, 2003, стр. 252–281.
- 1921 рождений
- смертей в 2007 г.
- Люди из Филлаха
- Американские философы XXI века
- Американские философы 20-го века
- Американские психологи XX века
- Австрийские эмигранты в США
- Теоретики коммуникации
- Конструктивизм (психологическая школа)
- Семейные терапевты
- Исследователи юмора
- Люди из Пало-Альто, Калифорния
- Факультет медицинского факультета Стэнфордского университета
- Американские системные ученые
- Австрийские философы ХХ века