Четырехсторонняя модель

Модель четырех сторон (также известная как коммуникативный квадрат или модель четырех ушей ) — это модель общения, постулированная в 1981 году немецким психологом Фридеманом Шульцем фон Туном . Согласно этой модели каждое сообщение имеет четыре аспекта, хотя каждому из них может быть придан разный акцент. Четыре стороны сообщения — это факт , самораскрытие , социальные отношения между отправителем и получателем и желание или желание . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Четырехсторонняя модель, также известная как коммуникативный квадрат или модель четырех ушей, представляет собой модель общения, описанную в 1981 году немецким психологом Фридеманом Шульцем фон Туном . [ 2 ] [ 3 ] Он описывает многослойную структуру человеческого высказывания. В нем фон Тун объединил идею постулата ( второй аксиомы) психолога Пауля Вацлавика о том, что каждое сообщение содержит содержательные и реляционные аспекты, [ 4 ] с тремя сторонами модели «Органон» Карла Бюлера , что каждое сообщение может раскрывать что-то об отправителе, получателе и запросе. [ 5 ] Эти модели являются частью лингвистической теории речевого акта .
Четыре стороны общения
[ редактировать ]Пер Шульц фон Тун
- Уровень фактов содержит утверждения, которые являются фактами, такими как данные и факты, которые являются частью сообщения.
- При самораскрытии или самораскрытии говорящий - намеренно или ненамеренно - раскрывает что-то о себе, своих мотивах, ценностях, эмоциях и т. д.
- На отношений уровне говорящий выражает, как отправитель ладит с получателем и что они думают друг о друге.
- Желание или потребность содержат призыв или желание, совет, указание и, возможно, эффект, которого добивается говорящий.
Каждый уровень сообщения сам по себе может быть неправильно понят. Классический пример Шульца фон Туна — пассажир на переднем сиденье, который говорит водителю: «Эй, светофор зеленый». Водитель поймет что-то разное, в зависимости от уха, которым он будет слышать, и отреагирует по-разному. (На слое материи он поймет «факт» « светофор зеленый », он также может понимать это как « Давай, езжай !» — «команда» , или на «отношениях» может услышать подсказку типа « Я хочу помочь тебе , или если он услышит за этим: Я тороплюсь, пассажир раскрывает часть себя « саморазоблачения ».») Акцент на четырех слоях может пониматься по-разному и пониматься также по-разному. Таким образом, отправитель может подчеркнуть привлекательность заявления, а получатель может получить в основном часть сообщения, касающуюся отношений. Это одна из основных причин недопонимания. [ 2 ]
Фактический уровень
[ редактировать ]Фактический уровень содержит то, о чем отправитель хочет сообщить: На фактическом уровне отправитель новостей предоставляет данные, факты и информационные заявления. [ 3 ] Задача отправителя — передать эту информацию ясно и понятно. Получатель проверяет с помощью «Фактического уха», соответствует ли сообщение критериям истинности (правда/неправда) или релевантности (релевантно/нерелевантно), а также полноты (удовлетворительно/нужно что-то добавить). В слаженной команде все обычно проходит гладко. [ 2 ]
Уровень самораскрытия
[ редактировать ]Уровень самораскрытия содержит то, что отправитель хотел бы раскрыть о себе; Содержит информацию об отправителе. [ 3 ] Оно может состоять из сознательно намеренного самовыражения, а также непреднамеренного самораскрытия , которое не осознается отправителем (см. также окно Джохари ). Таким образом, каждое сообщение становится информацией о личности отправителя. Самораскрывающееся ухо получателя воспринимает, какая информация об отправителе скрыта в сообщении. [ 2 ]
Уровень отношений
[ редактировать ]Уровень отношений выражает то, как отправитель ладит с получателем и что отправитель думает и чувствует по отношению к получателю. [ 3 ] В зависимости от того, как отправитель разговаривает с получателем (манера выражения, язык тела, интонация...) отправитель выражает почтение, уважение, дружелюбие, незаинтересованность, презрение или что-то еще. отправитель может выразить то, что он думает о получателе (высказывание) и о том, как они ладят (высказывание мы). В зависимости от того, какое сообщение получатель слышит ухом отношений, он чувствует себя либо подавленным, либо принятым, либо покровительственным. Хорошее общение отличается взаимной признательностью. [ 2 ]
Уровень апелляции или заявления о признании вины
[ редактировать ]Обращение или желание содержит то, что отправитель хочет, чтобы получатель сделал или подумал. [ 3 ] По мнению фон Туна, тот, кто что-то утверждает, тоже на что-то повлияет. Это обращение-сообщение должно заставить получателя что-то сделать или оставить что-то невыполненным. Попытка повлиять на кого-либо может быть менее или более открытой (совет) или скрытой (манипуляция). «Обращением уха» получающий спрашивает себя: «Что мне теперь делать, думать или чувствовать?» Например: «Матери очень подвержены влиянию детей. Мама! Туфли… Да! Я сейчас приду и одену их для тебя». [ 2 ]
Пример
[ редактировать ]Два человека вместе едят домашнюю еду.
Тот, кто не готовил, говорит: «В супе есть что-то зеленое».
- Отправитель
Фактический уровень: Есть что-то зеленое. Самораскрывающийся слой: Я не знаю, что это такое. Уровень отношений: Вы должны знать, что это такое. Уровень апелляции: Скажи мне, что это такое!
- Получатель
Фактический уровень: Есть что-то зеленое. Самораскрывающийся слой: Вы не знаете, что это за зеленый предмет, и это заставляет вас чувствовать себя некомфортно. Уровень отношений: Вы думаете, что моя стряпня сомнительна. Уровень апелляции: В будущем мне следует готовить только то, что ты умеешь!
Другой отвечает: «Если вкус не нравится, можно приготовить самому».
См. также
[ редактировать ]- Карл Бюлер – немецкий психолог: модель Органона
- Теория коммуникации - Предлагаемое описание явлений коммуникации.
- Модель Органона – Модель коммуникации Карла Бюлера
- Роман Якобсон – российский лингвист (1896–1982): модель общения.
- Речевой акт – высказывание, выполняющее перформативную функцию.
- Подтекст – аспект общения, который не объявлен явно.
- Межличностное общение - Обмен информацией между людьми.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Площадь связи - Институт Шульца фон Туна" . www.schulz-von-thun.de . нд . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шульц фон Тун, Фридеман (2008). Разговор друг с другом 1. Возмущения и уточнения: общая психология общения . Рейнбек под Гамбургом: Ровольт. ISBN 978-3-499-62407-0 . OCLC 315969125 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бюнцли, Фабьен; Эпплер, Мартин Дж. (2024). «В центре внимания идейный лидер - как стать эффективным коммуникатором: вклад Шульца фон Туна в деловое общение». Международный журнал делового общения . 61 (2): 484–491. дои : 10.1177/23294884231224118 .
- ^ Вацлавик, Пол; Бавелас, Джанет Бивин; Джексон, Дон Д. (1967). Прагматика человеческого общения: исследование закономерностей взаимодействия, патологий и парадоксов . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0393010091 .
- ^ Бюлер, Карл (2011) [1-й паб. 1934]. Теория языка: репрезентативная функция языка . Амстердам, Филадельфия: Бенджаминс. ISBN 9789027211828 .
Библиография
[ редактировать ]- Фридеман Шульц фон Тун : Разговоры друг с другом: возмущения и разъяснения. Психология межличностного общения . Роволт, Рейнбек 1981. ISBN 3-499-17489-8