Модели общения
Модели общения представляют собой упрощенные представления процесса общения . Большинство моделей пытаются описать как вербальное, так и невербальное общение и часто понимают его как обмен сообщениями . Их функция — дать компактный обзор сложного процесса общения. Это помогает исследователям формулировать гипотезы , применять концепции, связанные с коммуникацией, к реальным ситуациям и проверять прогнозы . Несмотря на свою полезность, многие модели подвергаются критике, утверждая, что они слишком просты, поскольку не учитывают существенные аспекты. Компоненты и их взаимодействие обычно представляют в виде диаграммы. Некоторые базовые компоненты и взаимодействия вновь появляются во многих моделях. Они включают в себя идею о том, что отправитель кодирует информацию в форме сообщения и отправляет ее получателю через канал . Получателю необходимо декодировать сообщение, чтобы понять первоначальную идею, и обеспечить некоторую форму обратной связи . В обоих случаях шум может мешать и искажать сообщение.
Модели коммуникации классифицируются в зависимости от их предполагаемого применения и того, как они концептуализируют процесс. Общие модели применимы ко всем формам коммуникации, тогда как специализированные модели ограничиваются конкретными формами, такими как массовая коммуникация . Модели линейной передачи понимают коммуникацию как односторонний процесс, в котором отправитель передает идею получателю. Модели взаимодействия включают в себя петлю обратной связи, посредством которой получатель отвечает после получения сообщения. В моделях транзакций отправка и ответ рассматриваются как одновременные действия. Они считают, что смысл создается в этом процессе и не существует до него. Конститутивные и конструктивистские модели подчеркивают, что коммуникация является основным явлением, ответственным за то, как люди понимают и воспринимают реальность . Межличностные модели описывают коммуникативные обмены с другими людьми. Они контрастируют с внутриличностными моделями, в которых обсуждается общение с самим собой. Модели нечеловеческого общения описывают общение между другими видами. Другие типы включают модели кодирования-декодирования, подкожные модели и реляционные модели.
Проблема коммуникации обсуждалась уже в Древней Греции , но в отдельную исследовательскую дисциплину коммуникативные исследования превратились только в середине 20 века. Все ранние модели были моделями линейной передачи, такими как модель Лассвелла , модель Шеннона-Уивера , модель Гербнера и модель Берло . Позже для многих целей они были заменены моделями взаимодействия, такими как модель Шрамма . Начиная с 1970-х годов, транзакционные модели общения, такие как модель Барнлунда , были предложены для преодоления ограничений моделей взаимодействия. Они составляют основу дальнейшего развития в форме конститутивных моделей.
Определение и функция
[ редактировать ]Модели общения — это представления процесса общения . Они пытаются дать простое объяснение этого процесса, выделяя его самые основные характеристики и компоненты. В виде упрощенных изображений они представляют только те аспекты, которые, по мнению дизайнера модели, являются наиболее важными для коммуникации. [ 2 ] [ 3 ] Коммуникацию можно определить как передачу идей. Общие модели общения пытаются описать все его формы, включая вербальное и невербальное общение, а также визуальную , слуховую и обонятельную формы. [ 4 ] В самом широком смысле общение не ограничивается людьми, оно происходит также среди животных и между видами. Однако модели общения обычно фокусируются на человеческом общении как парадигматической форме. [ 5 ] Обычно они предполагают некоторый тип взаимодействия между двумя или более сторонами, в ходе которого происходит обмен сообщениями. [ 6 ] [ 7 ] Процесс в целом очень сложен, поэтому модели общения представляют только наиболее существенные особенности, показывая, как работают и взаимодействуют основные компоненты. [ 8 ] Обычно они делают это в форме упрощенной визуализации и ради простоты игнорируют некоторые аспекты. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Некоторые теоретики, такие как Пол Кобли и Питер Дж. Шульц, различают модели коммуникации и теории коммуникации . Это основано на идее о том, что теории коммуникации пытаются предоставить более абстрактную концептуальную структуру , достаточно сильную, чтобы точно представлять лежащую в основе реальность, несмотря на ее сложность. [ 11 ] Теоретик коммуникации Роберт Крейг видит разницу в том, что модели в первую очередь представляют собой общение, а теории дополнительно его объясняют. [ 12 ] По мнению Фрэнка Дэнса, не существует единой всеобъемлющей модели коммуникации, поскольку каждая из них подчеркивает только одни аспекты и искажает другие. По этой причине он предлагает принять на вооружение семейство различных моделей. [ 13 ]
Модели общения выполняют различные функции. Их упрощенное представление помогает студентам и исследователям определить основные этапы общения и применить концепции, связанные с общением, к реальным случаям. [ 8 ] [ 9 ] Создаваемая ими единая картина облегчает описание и объяснение наблюдаемых явлений. Модели общения могут помочь в формулировании гипотез и прогнозов о том, как будут разворачиваться коммуникативные процессы, и показать, как эти процессы можно измерить. [ 14 ] [ 10 ] Одна из их целей — показать, как улучшить общение, например, избежав искажений, вызванных шумом , или выяснив, как социальные и экономические факторы влияют на качество связи. [ 4 ]
Основные понятия
[ редактировать ]Многие основные понятия вновь появляются в различных моделях, таких как «отправитель», « получатель », « сообщение », « канал », « сигнал », « кодирование », «декодирование», « шум », « обратная связь » и « контекст ». . Их точное значение немного варьируется от модели к модели, и иногда для одних и тех же идей используются разные термины. Простые модели опираются только на некоторые из этих концепций, тогда как более сложные модели включают многие из них. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Отправитель несет ответственность за создание сообщения и отправку его получателю. Некоторые теоретики вместо этого используют термины «источник» и «пункт назначения» . Само сообщение может быть вербальным или невербальным и содержать ту или иную информацию . [ 9 ] [ 15 ] Процесс кодирования преобразует сообщение в сигнал, который можно передать по каналу. Канал — это сенсорный путь, по которому распространяется сигнал. Например, выражение своих мыслей в речи кодирует их в звуки , которые передаются с использованием воздуха в качестве канала. Декодирование — это процесс, обратный кодированию: он происходит, когда сигнал преобразуется обратно в сообщение. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Шум – это любое влияние, которое мешает сообщению достичь места назначения. Некоторые теоретики различают шум окружающей среды и семантический шум: шум окружающей среды искажает сигнал на пути к получателю, тогда как семантический шум возникает во время кодирования или декодирования, например, когда неоднозначное слово в сообщении интерпретируется получателем не так, как оно было задумано. отправителем. [ 9 ] [ 19 ] Обратная связь означает, что получатель отвечает на сообщение, передавая некоторую информацию обратно исходному отправителю. [ 9 ] Контекст состоит из обстоятельств общения. Это очень широкий термин, который может применяться к физическому окружению и психическому состоянию коммуникаторов, а также к общей социальной ситуации. [ 20 ]
Классификации
[ редактировать ]Модели общения классифицируются по-разному, и предлагаемые классификации часто пересекаются. Некоторые модели являются общими в том смысле, что они направлены на описание всех форм коммуникации. Другие являются специализированными: они применимы только к конкретным областям или областям. Например, модели массовой коммуникации — это специализированные модели, которые не преследуют цели дать универсальное описание коммуникации. [ 21 ] Еще один контраст существует между линейными и нелинейными моделями. Большинство ранних моделей коммуникации являются линейными. Они представляют коммуникацию как однонаправленный процесс, в котором сообщения передаются от коммуникатора к аудитории . Нелинейные модели, с другой стороны, являются многонаправленными: сообщения передаются между участниками туда и обратно. По словам Умы Нарулы, линейные модели описывают отдельные акты общения, а нелинейные модели описывают весь процесс. [ 22 ] [ 10 ] [ 23 ]
Линейная передача
[ редактировать ]Модели линейной передачи описывают общение как односторонний процесс. В нем отправитель намеренно передает сообщение получателю. Прием сообщения является конечной точкой этого процесса. Поскольку петли обратной связи нет, отправитель может не знать, достигло ли сообщение намеченного пункта назначения. Большинство ранних моделей были моделями с трансмиссией. Из-за своей линейной природы они часто слишком просты, чтобы уловить динамические аспекты различных форм общения, таких как обычный разговор лицом к лицу. [ 9 ] [ 24 ] Сосредоточившись только на отправителе, они упускают из виду точку зрения аудитории. Например, слушание обычно не происходит просто так, а представляет собой активный процесс, включающий навыки слушания и интерпретации. [ 25 ] Однако некоторые формы общения могут быть точно описаны ими, например, многие виды компьютерного общения . Это относится, например, к обмену текстовыми сообщениями , отправке электронных писем, публикации в блоге или публикации чего-либо в социальных сетях. [ 9 ] [ 24 ] [ 26 ] Некоторые теоретики, такие как Ума Нарула, говорят о «моделях действия» вместо моделей линейной передачи, чтобы подчеркнуть, что они сосредотачиваются только на действиях отправителя. [ 27 ] Модели линейной передачи включают модели Аристотеля, Лассвелла , Шеннона-Уивера и . модели Берло [ 23 ] [ 28 ] [ 29 ]
Взаимодействие
[ редактировать ]В моделях взаимодействия участники общения чередуют позиции отправителя и получателя. Таким образом, при получении сообщения генерируется новое сообщение, которое возвращается исходному отправителю в качестве обратной связи. В этом отношении общение представляет собой двусторонний процесс. Это усложняет модель, поскольку участниками являются как отправители, так и получатели, и они поочередно занимают эти две позиции. [ 9 ] [ 24 ]
В моделях взаимодействия эти шаги происходят один за другим: сначала отправляется и принимается одно сообщение, позже возвращается другое сообщение в качестве обратной связи и т. д. Такие циклы обратной связи позволяют отправителю оценить, было ли его сообщение получено и имело ли оно предполагаемый эффект или он был искажен шумом. [ 30 ] Например, модели взаимодействия можно использовать для описания разговора посредством обмена мгновенными сообщениями : отправитель отправляет сообщение, а затем должен ждать реакции получателя. Другим примером является сеанс вопросов/ответов, когда один человек задает вопрос, а затем ждет ответа другого человека. В моделях взаимодействия обычно больше внимания уделяется интерактивному процессу, а не технической проблеме передачи сообщения на каждом этапе. По этой причине большее внимание уделяется контексту, который формирует обмен сообщениями. Сюда входит физический контекст, такой как расстояние между говорящими, и психологический контекст, который включает психические и эмоциональные факторы, такие как стресс и тревога. [ 9 ] [ 24 ] Модель Шрамма — одна из самых ранних моделей взаимодействия. [ 31 ]
Сделка
[ редактировать ]Модели транзакций отличаются от моделей взаимодействия по двум причинам. С одной стороны, они понимают отправку и ответ как одновременные процессы. Это можно использовать для описания того, как слушатели используют невербальное общение, такое как поза тела и выражение лица , для предоставления той или иной формы обратной связи. Таким образом, они могут сигнализировать, согласны ли они с сообщением, пока говорящий говорит. Эта обратная связь, в свою очередь, может влиять на сообщение говорящего во время его создания. С другой стороны, транзакционные модели подчеркивают, что смысл создается в процессе общения и не существует до него. Это часто сочетается с утверждением, что общение создает социальные реальности, такие как отношения, личная идентичность и сообщества . [ 9 ] [ 24 ] [ 32 ] Это также влияет на самих коммуникаторов на различных уровнях, например, на их мысли и чувства, а также на их социальную идентичность. [ 33 ]
В моделях транзакций обычно больше внимания уделяется контекстам и тому, как они формируют обмен информацией. Иногда их разделяют на социальный, реляционный и культурный контексты. Социальный контекст включает в себя явные и неявные правила относительно того, какая форма сообщения и обратной связи является приемлемой. Примером может служить то, что нельзя перебивать людей или что следует отвечать на приветствия. Реляционные контексты более специфичны, поскольку они касаются предыдущих отношений и общей истории коммуникаторов. Сюда входят такие факторы, как то, являются ли участники друзьями, соседями, коллегами или соперниками. Культурный контекст включает в себя социальную идентичность коммуникаторов, такую как раса, пол, национальность, сексуальная ориентация и социальный класс. [ 9 ] [ 34 ] [ 35 ] Модель Барнлунда является влиятельной моделью ранних транзакций. [ 31 ]
Конституционистский и конструктивистский
[ редактировать ]Конститутивные модели утверждают, что значение «рефлексивно конструируется, поддерживается или согласовывается в процессе общения». [ 36 ] Это означает, что коммуникация — это не просто обмен заранее установленными наборами информации, а творческий процесс, в отличие от взглядов, присущих многим моделям передачи. [ 37 ] [ 23 ] По мнению Роберта Крейга, это означает, что общение — это базовый социальный феномен, который нельзя объяснить психологическими, культурными, экономическими или другими факторами. Вместо этого коммуникацию следует рассматривать как причину других социальных процессов, а не как их результат. [ 38 ] Конститутивные модели тесно связаны с конструктивистскими моделями, которые рассматривают общение как основной процесс, отвечающий за то, как люди понимают, представляют и переживают реальность. По мнению социальных конструктивистов, таких как Джордж Герберт Мид , реальность не является чем-то полностью внешним, а зависит от того, как она концептуализируется , что происходит посредством коммуникации. [ 39 ]
Межличностные и внутриличностные
[ редактировать ]Межличностное общение — это общение между двумя разными людьми, например, при приветствии кого-то на улице или телефонном звонке. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Внутриличностное общение , напротив, – это общение с самим собой. [ 44 ] [ 45 ] Примером может служить человек, который думает, что ему следует принести белье снаружи, потому что вот-вот пойдет дождь. [ 46 ] Большинство моделей общения фокусируются на межличностном общении, предполагая, что отправитель и получатель — разные люди. Они часто исследуют, как отправитель кодирует сообщение, как это сообщение передается и, возможно, искажается, и как получатель декодирует и интерпретирует сообщение. [ 47 ]
Однако некоторые модели специально разработаны для внутриличностного общения. Многие из них акцентируют внимание на идее, что внутриличностное общение начинается с восприятия внутренних и внешних стимулов, несущих информацию. Эти стимулы обрабатываются и интерпретируются различными способами, например, путем их классификации и приписывания им символического значения. Более поздние шаги включают размышление о них, организацию информации и последующее кодирование идей, задуманных таким образом, в поведенческую реакцию. Эта реакция сама по себе может порождать новые стимулы и действовать как своего рода петля обратной связи для продолжения внутриличностного общения. [ 48 ] Некоторые модели общения пытаются представить перспективу, включающую как межличностное, так и внутриличностное общение, чтобы показать, как эти два явления влияют друг на друга. [ 49 ] [ 50 ] [ 42 ]
Нечеловеческий
[ редактировать ]Дисциплина коммуникативных исследований и предлагаемые в ней модели коммуникации не ограничиваются человеческим общением. Они включают в себя обсуждения общения между другими видами, такими как животные и растения, не относящиеся к человеку. Модели нечеловеческого общения обычно подчеркивают практические аспекты общения, т. е. то, какое влияние оно оказывает на поведение. Примером может служить то, что общение дает эволюционное преимущество. коммуникаторам [ 52 ]
Некоторые модели общения животных похожи на модели человеческого общения в том, что они понимают этот процесс как обмен информацией. Этот обмен помогает коммуникаторам уменьшить неопределенность и действовать так, как им выгодно. [ 53 ] Дальнейший подход обсуждается в манипулятивной модели общения животных. Он утверждает, что центральный аспект коммуникации состоит не в обмене информацией, а в изменении поведения других организмов. Это влияние приносит пользу в первую очередь отправителю и не требует передачи сообщений. Таким образом отправитель «использует… мышечную силу другого животного». [ 54 ] Несколько иной подход больше фокусируется на кооперативном аспекте общения и утверждает, что и отправитель, и получатель получают выгоду от обмена. [ 55 ] Модели коммуникации растений обычно понимают коммуникацию с точки зрения биохимических изменений и реакций. По словам Ричарда Карбана, этот процесс начинается с сигнала, который излучается отправителем, а затем воспринимается получателем. Получатель обрабатывает эту информацию, чтобы преобразовать ее в какой-то ответ. [ 51 ] [ 56 ] [ 57 ]
Другие
[ редактировать ]Предложены дополнительные классификации моделей коммуникации. Термин «модель кодирования-декодирования» используется для любой модели, которая включает в себя этапы кодирования и декодирования при описании коммуникации. Такие модели подчеркивают, что для отправки информации необходим код. Код — это система знаков, используемая для выражения идей и интерпретации сообщений. Модели кодирования-декодирования иногда противопоставляют моделям вывода . отправителя, В последнем случае получатель не только интересуется отправленной информацией, но и пытается сделать вывод о намерениях стоящих за формулировкой сообщения. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
Подкожные модели , также называемые теориями волшебной пули , утверждают, что общение можно свести к передаче идей, информации или чувств от отправителя к получателю. В них сообщение похоже на волшебную пулю, которую активные отправители запускают в пассивных и беззащитных получателей. Они тесно связаны с моделями линейной передачи и контрастируют с моделями рецепции , которые приписывают получателю активную роль в процессе коммуникации и смыслообразования. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ]
Реляционные модели подчеркивают важность отношений между коммуникаторами. Например, Уилбур Шрамм считает, что эти отношения определяют ожидания участников от обмена и роли, которые они в нем играют. Эти роли влияют на то, как коммуникаторы пытаются внести свой вклад в достижение коммуникативной цели. Например, в контексте обучения роль учителя включает в себя обмен и объяснение информации, тогда как роль ученика включает обучение и постановку уточняющих вопросов. [ 64 ] [ 65 ] Реляционные модели также описывают, как общение влияет на отношения между коммуникаторами. Например, общение между пациентом и персоналом больницы влияет на то, чувствует ли пациент заботу или бесчеловечность . [ 66 ] Реляционные модели тесно связаны с моделями конвергенции . [ 65 ] Для моделей конвергенции целью общения является конвергенция: достижение взаимопонимания. Обратная связь играет в этом отношении центральную роль: эффективная обратная связь помогает достичь этой цели, тогда как неэффективная обратная связь приводит к расхождениям. [ 67 ] [ 68 ]
Модели различий подчеркивают роль гендерных и расовых различий в процессе общения. Некоторые утверждают, например, что мужчины и женщины имеют разные стили общения и стремятся достичь разных целей посредством общения. [ 69 ] [ 70 ]
История
[ редактировать ]Коммуникация изучалась еще в Древней Греции , и одна из первых моделей коммуникации принадлежит Аристотелю . [ 2 ] Однако область коммуникативных исследований только в 20 веке превратилась в отдельную исследовательскую дисциплину. На ранних стадиях она часто заимствовала модели и концепции из других дисциплин, таких как психология , социология , антропология и политология . Но по мере развития как науки она стала все больше полагаться на собственные модели и концепции. Начиная с 1940-х годов и в последующие десятилетия было разработано множество новых моделей коммуникации. Большинство ранних моделей были моделями с линейной трансмиссией. Во многих целях они были заменены нелинейными моделями, такими как модели взаимодействия, транзакций и конвергенции. [ 4 ] [ 6 ] [ 71 ]
Аристотель
[ редактировать ]Одну из самых ранних моделей общения предложил Аристотель. [ 2 ] [ 72 ] О общении он говорит в своем трактате «Риторика» и характеризует его как технику или искусство . [ 73 ] Его модель в первую очередь касается публичных выступлений и состоит из пяти элементов: говорящего, сообщения, аудитории, случая и эффекта. [ 72 ] [ 74 ]
Согласно модели общения Аристотеля, говорящий желает оказать влияние на аудиторию, например, убедить ее в своем мнении или образе действий. Одно и то же сообщение может иметь совершенно разные последствия в зависимости от аудитории и случая. По этой причине говорящий должен учитывать эти факторы и соответствующим образом составлять свое сообщение. [ 72 ] [ 74 ] Многие из основных элементов аристотелевской модели коммуникации все еще встречаются в современных моделях. [ 2 ]
Ласвелл
[ редактировать ]Модель Лассвелла — ранняя и влиятельная модель коммуникации. Он был предложен Гарольдом Лассвеллом в 1948 году и использует пять вопросов для выявления и описания основных аспектов общения: «Кто?», «Что говорит?», «По какому каналу?», «Кому?» и «С чем». Эффект?". [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] Они соответствуют пяти основным компонентам, участвующим в коммуникативном процессе: отправитель, сообщение, канал, получатель и эффект. [ 75 ] [ 80 ] [ 81 ] Для газетного заголовка этими пятью компонентами являются репортер, содержание заголовка, сама газета, читатель и реакция читателя на заголовок. [ 82 ] Лассвелл назначает каждому компоненту область исследования, соответствующую анализу контроля, анализу контента , анализу СМИ, анализу аудитории и анализу эффектов. [ 83 ] Модель обычно рассматривается как модель линейной передачи и изначально была сформулирована специально для средств массовой информации, таких как радио, телевидение и газеты. Тем не менее, его использовали и в других областях, например, в новых медиа . [ 76 ] [ 80 ] [ 84 ] Многие теоретики рассматривают ее как универсальную модель, применимую к любой форме общения. Его широко называют моделью общения, но некоторые теоретики, такие как Закари С. Сапиенца и др., выразили сомнения по поводу этой характеристики и вместо этого рассматривают ее как метод постановки вопросов, формулу или конструкцию. [ 76 ]
Модель Лассвелла часто критикуют из-за ее простоты. Например, он не включает подробное обсуждение таких жизненно важных факторов, как шум и петли обратной связи. Здесь также не говорится о влиянии физического, эмоционального, социального и культурного контекстов. [ 76 ] [ 79 ] [ 80 ] Эти недостатки побудили некоторых теоретиков расширить модель Лассвелла. Например, Ричард Брэддок в 1958 году опубликовал расширение, включающее два дополнительных вопроса: «При каких обстоятельствах?» и «С какой целью?». [ 76 ] [ 85 ] [ 86 ]
Шеннон и Уивер
[ редактировать ]Модель Шеннона-Уивера — еще одна ранняя и влиятельная модель коммуникации. [ 10 ] [ 33 ] [ 88 ] Это линейная модель передачи, опубликованная в 1948 году и описывающая коммуникацию как взаимодействие пяти основных компонентов: источника, передатчика, канала, приемника и пункта назначения. [ 2 ] [ 33 ] [ 89 ] Источник отвечает за создание сообщения. Это сообщение преобразуется передатчиком в сигнал, который затем отправляется по каналу. Приемник выполняет функцию, противоположную передатчику: он преобразует сигнал обратно в сообщение, которое становится доступным пункту назначения. Модель Шеннона-Уивера изначально была сформулирована по аналогии с тем, как работают телефонные звонки, но задумана как общая модель всех форм общения. В случае звонка по стационарному телефону звонящий человек является источником, а его телефон — передатчиком, преобразующим сообщение в электрический сигнал. Провод действует как канал. Человек, принимающий вызов, является пунктом назначения, а его телефон — получателем. [ 33 ] [ 90 ] [ 91 ]
Клод Шеннон и Уоррен Уивер классифицируют и решают проблемы, связанные с моделями коммуникации, на трех основных уровнях: технические, семантические проблемы и проблемы эффективности. Они соответствуют вопросам того, как передать символы в сообщении получателю, как эти символы несут смысл и как обеспечить, чтобы сообщение оказало желаемое воздействие на получателя. [ 91 ] [ 92 ] Шеннон и Уивер сосредоточили свое внимание на техническом уровне, обсуждая, как шум может мешать сигналу. Это затрудняет получателю восстановление намерения источника, обнаруженного в исходном сообщении. Эту проблему пытаются решить, делая сообщение избыточным , чтобы легче было обнаружить искажения . [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ]
Модель Шеннона-Уивера оказала влияние на теорию коммуникации и теорию информации . [ 91 ] [ 95 ] Однако его критиковали, поскольку он упрощает некоторые части коммуникативного процесса. Например, он представляет коммуникацию как односторонний процесс, а не как динамическое взаимодействие сообщений, передаваемых туда и обратно между обоими участниками. [ 10 ] [ 23 ] [ 96 ]
Ньюкомб
[ редактировать ]Модель Ньюкомба была впервые опубликована Теодором Х. Ньюкомбом в его статье 1953 года «Подход к изучению коммуникативных действий». [ 98 ] [ 99 ] Ее называют моделью общения ABX, поскольку она понимает общение в терминах трех компонентов: двух сторон (A и B), взаимодействующих друг с другом по поводу темы или объекта (X). A и B могут быть отдельными лицами или группами, такими как профсоюзы или нации. X может быть любой частью их общего окружения, например, конкретной вещью или другим человеком. [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] Модель ABX отличается от более ранних моделей тем, что фокусируется на социальных отношениях между коммуникаторами в форме ориентаций или отношений, которые они имеют друг к другу и к теме. [ 99 ] [ 103 ] [ 104 ] Ориентации могут быть благоприятными или неблагоприятными и включать в себя убеждения. Они оказывают большое влияние на то, как разворачивается общение. Важно, например, нравятся ли А и Б друг другу и одинаково ли они относятся к Х. [ 100 ] [ 101 ] [ 105 ]
Ньюкомб понимает общение как «выученную реакцию на напряжение», вызванное несоответствием ориентаций. [ 106 ] Социальная функция коммуникации заключается в поддержании равновесия в социальной системе путем сохранения баланса различных ориентаций. [ 104 ] По словам Ньюкомба, общение позволяет «двум или более индивидам сохранять одновременную ориентацию друг на друга и на объекты внешней среды». [ 99 ] Ориентации A и B могут меняться и влиять друг на друга. Значительные расхождения между ними, такие как расходящиеся мнения по поводу X, вызывают напряжение в отношениях. В таких случаях общение направлено на снижение напряжения и восстановление баланса посредством обмена информацией об объекте. [ 102 ] [ 103 ] [ 105 ] Например, если A и B — друзья, а X — кто-то, кого оба знают, тогда равновесие означает, что они одинаково относятся к X. Однако существует неравновесие или напряжение, если A любит X, а B — нет. Это создает тенденцию для A и B обмениваться информацией об X, пока они не придут к единому мнению. Чем важнее X для A и B, тем более актуальной является эта тенденция. [ 104 ]
Влиятельное расширение модели Ньюкомба произошло благодаря Уэстли и Маклину. Они вводят идею асимметрии информации : отправитель (А) осведомлен о нескольких темах (от X 1 до X 3 ) и должен составить сообщение (X'), чтобы передать его получателю (B). Прямое восприятие Б ограничивается лишь несколькими из этих тем (X 1 B). [ 100 ] [ 108 ] Еще одним дополнением является включение обратной связи (fBA) от получателя к отправителю. [ 103 ] Уэстли и Маклин также предлагают дальнейшее расширение с учетом средств массовой информации. Для этой цели они включают дополнительный компонент C, который играет роль привратника, фильтрующего исходное сообщение для массовой аудитории. [ 10 ] [ 108 ] [ 109 ]
Шрамм
[ редактировать ]Модель общения Шрамма — одна из самых ранних моделей взаимодействия. [ 31 ] [ 111 ] [ 112 ] Он был опубликован Уилбуром Шраммом в 1954 году как ответ на модели линейной передачи информации, такие как модель Лассвелла и модель Шеннона-Уивера, и их усовершенствование. [ 113 ] [ 114 ] Основное отличие в этом отношении состоит в том, что Шрамм не рассматривает аудиторию как пассивного получателя. Вместо этого он понимает их как активных участников, которые отвечают, отправляя собственное сообщение в форме обратной связи. [ 34 ] [ 112 ] [ 115 ] Обратная связь является частью многих видов общения и облегчает участникам выявление и устранение возможных недопониманий. [ 34 ]
Для Шрамма коммуникация основана на отношениях между источником и местом назначения и заключается в обмене идеями или информацией. [ 117 ] [ 118 ] Чтобы это произошло, источник должен закодировать свою идею в символической форме сообщения. [ 31 ] [ 119 ] [ 120 ] Это сообщение отправляется по назначению с использованием канала, например звуковых волн или чернил на бумаге. [ 34 ] [ 119 ] Пункт назначения должен расшифровать и интерпретировать сообщение, чтобы восстановить исходную идею. Процессы кодирования и декодирования соответствуют ролям передатчика и приемника в модели Шеннона – Уивера. [ 114 ] По мнению Шрамма, на эти процессы влияют области опыта каждого участника. Область опыта включает в себя опыт прошлых жизней и влияет на то, что участник понимает и с чем знаком. [ 34 ] [ 121 ] [ 122 ] Коммуникация не удалась, если сообщение находится за пределами поля опыта получателя. В этом случае получатель не может его расшифровать и связать с идеей отправителя. [ 123 ] [ 120 ] [ 124 ] Другими источниками ошибок являются внешние шумы или ошибки на этапах декодирования и кодирования. [ 125 ] Шрамм считает, что успешная коммуникация заключается в достижении намеченного эффекта. Он обсуждает условия, при которых это возможно. получателя было привлечено Они включают в себя обеспечение того, чтобы внимание , сообщение было понятным и что аудитория способна и мотивирована реагировать на сообщение нужным образом. [ 126 ] [ 127 ]
В 1970-х годах Шрамм предложил модифицировать свою первоначальную модель, чтобы учесть открытия, сделанные в области коммуникативных исследований в предыдущие десятилетия. [ 128 ] [ 34 ] [ 129 ] Его новый подход уделяет особое внимание отношениям между участниками. Отношение определяет цель общения и роли, которые играют его участники. [ 128 ] [ 65 ] [ 130 ]
Гербнер
[ редактировать ]Джордж Гербнер впервые опубликовал свою модель в своей статье 1956 года «К общей модели коммуникации» . [ 131 ] [ 132 ] Это модель линейной передачи. Он основан на модели Шеннона-Уивера и модели Лассвелла, но расширяет их различными способами. [ 133 ] [ 132 ] [ 134 ] Его цель – предоставить общий обзор всех форм коммуникации. [ 135 ] [ 136 ] Одно из его нововведений заключается в том, что оно начинается не с сообщения или идеи, а с события . Коммуникирующий агент воспринимает это и составляет об этом сообщение. [ 132 ] [ 136 ]
Для Гербнера сообщения — это не пакеты, существующие до общения. Вместо этого сообщение создается в процессе кодирования и на него влияют код и канал. Гербнер предполагает, что цель общения — сообщить другому человеку о чем-то, о чем он не знает. [ 136 ] [ 137 ] Всего он включает десять существенных компонентов: (1) кто-то (2) воспринимает событие (3) и реагирует (4) на ситуацию (5) какими-то средствами. Это делается с целью (6) сделать доступными материалы (7) в той или иной форме (8) и контексте (9), передающих содержание (10), имеющее определенное значение. [ 134 ] [ 138 ] Каждый из этих компонентов соответствует отдельной области исследования. Например, исследования коммуникаторов и аудитории изучают первый компонент, а исследования восприятия - второй компонент. В примере Гербнера «мужчина замечает горящий дом через дорогу и кричит: «Пожар! » ». В этом случае «кто-то» соответствует человеку, а воспринимаемое событие — горящий дом. Другие компоненты включают его голос (средство) и огонь (передаваемое содержание). [ 139 ]
Отношение между посланием и реальностью имеет для Гербнера центральное значение. [ 135 ] [ 133 ] [ 134 ] По этой причине его модель включает в себя два измерения. Горизонтальное измерение соответствует отношению между коммуникатором и событием. Вертикальное измерение соответствует отношению между коммуникатором и сообщением. [ 141 ] Коммуникация начинается в горизонтальном измерении с события, воспринимаемого отправителем. Следующий шаг происходит в вертикальном измерении, где восприятие преобразуется в сигнал, содержащий сообщение. Сообщение имеет два ключевых аспекта: содержание и форму. Контент – это информация о событии. Последний шаг снова принадлежит горизонтальному измерению: аудитория воспринимает и интерпретирует сообщение о событии. [ 135 ] [ 133 ] [ 132 ]
Все эти шаги представляют собой творческие процессы, в ходе которых выбираются некоторые функции для включения. [ 132 ] Например, событие никогда не воспринимается целиком. Вместо этого коммуникатор должен выбрать и интерпретировать наиболее важные характеристики. То же самое происходит и при кодировании сообщения: восприятие обычно слишком сложно, чтобы его можно было полностью передать, и выражаются только его наиболее важные аспекты. Выбор также касается выбора кода и канала, которые будут использоваться. Доступность канала варьируется от человека к человеку и от ситуации к ситуации. Например, многие люди не имеют доступа к средствам массовой информации, таким как телевидение, чтобы донести свое послание до широкой аудитории. [ 133 ] [ 137 ] Акцент Гербнера на связи между сообщением и реальностью оказал влияние на последующие модели коммуникации. Однако модель Гербнера по-прежнему страдает от многих ограничений более ранних моделей, на которых она основана. Примером может служить акцент на линейной передаче информации без углубленного обсуждения роли контуров обратной связи. Другой вопрос касается вопроса о том, как создается смысл. [ 133 ] [ 136 ] [ 142 ]
Выпей это
[ редактировать ]Модель Берло представляет собой модель линейной передачи коммуникации. Он был опубликован Дэвидом Берло в 1960 году и находился под влиянием более ранних моделей, таких как модель Шеннона-Уивера и модель Шрамма. [ 145 ] [ 146 ] [ 147 ] Ее обычно называют моделью «источник-сообщение-канал-получатель» (SMCR) из-за ее четырех основных компонентов (источник, сообщение, канал и получатель). [ 148 ] [ 149 ] Каждый из этих компонентов характеризуется различными аспектами, и основное внимание в модели уделяется подробному рассмотрению каждого из них. Для Берло все формы общения — это попытки повлиять на поведение получателя. Для этого источник должен выразить свою цель, закодировав ее в сообщение. [ 150 ] [ 151 ] [ 152 ] Это сообщение отправляется по каналу получателю, который должен его расшифровать, чтобы понять и отреагировать на него. [ 148 ] [ 153 ] Коммуникация успешна, если реакция получателя соответствует цели источника. [ 154 ] [ 153 ]
Основной интерес Берло при обсуждении компонентов и их аспектов заключается в анализе их влияния на успешную коммуникацию. [ 154 ] [ 153 ] Источником и получателем обычно являются отдельные лица, но также могут быть группы или учреждения. [ 155 ] На этом уровне Берло выделяет четыре характеристики: коммуникативные навыки, отношения, знания и социокультурная система. [ 156 ] [ 157 ] [ 158 ] Коммуникативные навыки – это, прежде всего, способность источника кодировать сообщения и способность получателя их декодировать. Отношение – это положительная или отрицательная позиция источника и получателя по отношению к себе, друг другу и обсуждаемой теме. Знание означает понимание темы, а социокультурная система включает в себя базовые убеждения и социальные нормы, общие в культуре и социальном контексте коммуникаторов. [ 159 ] [ 155 ] Вообще говоря, чем больше источник и получатель схожи в отношении этих факторов, тем более вероятно, что коммуникация будет успешной. [ 144 ] [ 153 ] [ 155 ] Коммуникация может оказаться неудачной, например, если получателю не хватает навыков декодирования, необходимых для понимания сообщения, или если источник унизительно относится к получателю. [ 160 ] [ 155 ]
Для сообщения основными факторами являются код, содержание и обработка, каждый из которых можно проанализировать с точки зрения его структуры и элементов. Код — это система знаков, используемая для выражения сообщения, подобно языку . Содержание – это идея или информация, выраженная в сообщении. Выбор подходящего контента и правильного кода для его выражения имеет значение для успешного общения. Берло использует термин «лечение» для обозначения этого выбора. Это отражает стиль источника как коммуникатора. Канал — это среда и процесс передачи сообщения. [ 161 ] [ 155 ] Берло анализирует его, главным образом, основываясь на пяти чувствах, используемых для декодирования сообщений: видении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. [ 162 ] [ 149 ] [ 157 ] Модель SMCR вдохновила последующих теоретиков. [ 148 ] Однако его часто критикуют за его простоту, поскольку в нем не обсуждаются петли обратной связи и не уделяется достаточного внимания шуму и другим барьерам для общения. [ 148 ] [ 149 ] [ 155 ]
Танец
[ редактировать ]Фрэнка Дэнса Спиральная модель коммуникации была первоначально опубликована в его книге «Теория человеческого общения» в 1967 году . [ 163 ] [ 164 ] [ 165 ] Он задуман как ответ на линейную и циклическую модели и их улучшение по сравнению с ними, подчеркивая динамическую природу общения и то, как оно меняет участников. Дэнс видит недостаток линейных моделей в их попытке понять коммуникацию как линейный поток сообщений от отправителя к получателю. По его словам, этой ошибки позволяют избежать циклические модели, включающие петлю обратной связи, посредством которой происходит обмен сообщениями туда и обратно. Дэнс критикует круговой подход, утверждая, что он «предполагает, что общение возвращается, совершая полный круг, точно в ту же точку, с которой оно началось». [ 10 ] [ 164 ] [ 166 ]
Танец считает, что спираль является более адекватным представлением процесса общения, поскольку подразумевает, что всегда существует движение вперед. Показано, как содержание и структура более ранних коммуникативных актов влияют на содержание и структуру более поздних коммуникативных актов. В этом отношении общение оказывает длительное воздействие на коммуникаторов и постоянно развивается как процесс. Расширяющееся движение спирали вверх представляет собой форму оптимизма, поскольку общение рассматривается как средство роста, обучения и совершенствования. [ 164 ] [ 165 ] Основная идея спиральной модели коммуникации Дэнса также встречается в теории образования в спиральном подходе, предложенном Джеромом Брунером . [ 166 ] Модель Дэнса подверглась критике на основании утверждения, что она фокусируется только на некоторых аспектах общения, но не предоставляет инструмента для детального анализа. [ 164 ]
Барнлунд
[ редактировать ]Модель Барнлунда — влиятельная транзакционная модель коммуникации, впервые опубликованная в 1970 году. [ 167 ] [ 168 ] [ 169 ] Его цель — избежать неточностей более ранних моделей и учесть коммуникацию во всей ее сложности. Это включает в себя отказ от идеи о том, что коммуникация определяется как передача идей от отправителя к получателю. [ 9 ] [ 167 ] Для Барнлунда коммуникация «является производством смысла, а не производством сообщений». [ 32 ] Он считает, что мир и его объекты лишены смысла сами по себе . Они имеют смысл только в той степени, в которой люди интерпретируют их и придают им значение, участвуя в процессах декодирования и кодирования. Поступая таким образом, люди пытаются уменьшить неопределенность и прийти к общему пониманию. [ 168 ] [ 170 ] [ 171 ]
Модель Барнлунда опирается на ряд основных предположений. [ 172 ] [ 173 ] Для Барнлунд любая деятельность, создающая смысл, является формой общения. [ 170 ] Он считает общение динамичным , поскольку значение не фиксировано, а зависит от человеческой практики интерпретации, которая сама по себе подвержена изменениям. Коммуникация непрерывна в том смысле, что у нее нет ни начала, ни конца: люди постоянно декодируют сигналы и кодируют ответы, даже когда больше никого нет. Для Барнлунда коммуникация также является циклической , поскольку нет четкого разделения между отправителем и получателем, как это наблюдается в моделях линейной передачи. [ 174 ] Оно необратимо из-за разнообразных последствий, которые оно оказывает на коммуникаторов, и которые невозможно отменить. [ 167 ] [ 168 ] [ 175 ] Это также сложно , поскольку в нем участвует множество компонентов и многие факторы влияют на то, как оно разворачивается. [ 171 ] [ 176 ] Из-за своей сложности общение неповторимо : невозможно контролировать все эти факторы, чтобы точно повторить предыдущий обмен. Это не тот случай, когда одни и те же коммуникаторы обмениваются одними и теми же сообщениями. [ 167 ] [ 168 ] [ 177 ]
Модель Барнлунда основана на идее, что общение состоит из декодирования сигналов путем приписывания им значения и кодирования соответствующих ответов на них. [ 171 ] [ 173 ] [ 178 ] Барнлунд различает публичные, частные и поведенческие сигналы. Публичные сигналы доступны каждому, кто находится в данной ситуации, например, дерево в парке или стол в комнате. Частные сигналы доступны только одному человеку, например, монета в кармане или зуд на запястье. Поведенческие сигналы находятся под контролем коммуникаторов и представляют собой основные средства коммуникации. Они включают в себя вербальное поведение, например обсуждение делового предложения, и невербальное поведение, например, поднятие бровей или сидение на стуле. [ 171 ] [ 179 ] [ 180 ] Модель Барнлунда оказала влияние как своими инновациями, так и критикой более ранних моделей. [ 167 ] [ 173 ] Некоторые возражения против него включают то, что он не одинаково полезен для всех форм общения и не объясняет, как именно создается значение. [ 168 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фуджишин 2009 , стр. 8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Рубен 2001 , Модели общения .
- ^ Запад 2010 .
- ^ Jump up to: а б с Нарула 2006 , с. 1–8 , Введение.
- ^ Сотрудники UMN 2013 , 1.1 Коммуникация: история и формы .
- ^ Jump up to: а б Чендлер и Мандей 2011 , с. 60 , модели коммуникации.
- ^ Крейг 1999 .
- ^ Jump up to: а б с Нарула 2006 , с. 10–12, 23–25 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Сотрудники UMN 2013 , 1.2 Процесс коммуникации .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маккуэйл 2008 , с. 3143–9 , Модели связи.
- ^ Jump up to: а б Кобли и Шульц, 2013 , с. 7–10 , Введение.
- ^ Крейг 2013 , стр. 46–47.
- ^ Нарула 2006 , с. 23 , 1. Основные модели коммуникации.
- ^ Нарула 2006 , с. 23–25 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Стейнберг 2007 , с. 91 .
- ^ Серено и Мортенсен 1970 , с. 122–3 , Теория связи: декодирование-кодирование.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 125 , кодировка.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 44 , канал.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 296 , шум.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 72 , контекст.
- ^ Фиске 2011 , с. 24, 30 , 2. Другие модели.
- ^ Нарула 2006 , с. 12–14 , 1. Основные модели коммуникации.
- ^ Jump up to: а б с д Чендлер и Мандей, 2011 г. , стр. 438 , модели трансмиссии.
- ^ Jump up to: а б с д и Кастберг 2019 , стр. 56 .
- ^ Нарула 2006 , с. 15–17 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Мануэла и Клара 2018 , с. 2 .
- ^ Нарула 2006 , с. 15 , 1. Основные модели коммуникации.
- ^ Кобли и Шульц 2013 , с. 41 .
- ^ Хаканен 2007 , стр. 28 .
- ^ Нарула 2006 , с. 15–19 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Jump up to: а б с д Литтлджон и Фосс 2009 , с. 176 .
- ^ Jump up to: а б Барнлунд 2013 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д Чендлер и Мандей, 2011 г. , стр. 387 , модель Шеннона и Уивера.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блайт 2009 .
- ^ Барнлунд 2013 , с. 58.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 69 , конститутивные модели.
- ^ Фиске 2011 , с. 2 , 2. Другие модели.
- ^ Литтлджон и Фосс 2009 , с. 176–7 .
- ^
- Чендлер и Мандей, 2011 г. , стр. 69 , конструктивизм
- Морель и Спектор 2022 , с. 127
- Тренхольм 2020 , с. 60
- Скотт и Маршалл 2009 , социальный конструктивизм
- Lock & Strong 2010 , стр. 122–123.
- ^ Баркер и Уайзман 1966 , с. 174.
- ^ Баркер и Уайзман 1966 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Ледерман 2002 , с. 490–2 , Внутриличностное общение.
- ^ Селнов и Крано 1987 , с. 124 .
- ^ Сотрудники УМН, 2010 г.
- ^ Данези 2009 , с. 164.
- ^ Кутукидис и др. 2009 , с. 446 .
- ^
- Вуд 2012 , с. 15–7
- Чендлер и Мандей, 2011 г. , стр. 60 , модели общения
- Фарли 1992 , с. 481–484
- Баркер и Уайзман 1966 , с. 172
- ^
- Баркер и Уайзман 1966 , с. 173-7
- Дитц 2011 , с. 633-4
- Звонок 1994 , с. 181–2
- Барнлунд 2013 , с. 43-8
- ^ Водак и Коллер 2008 , с. 26 .
- ^ Хилл и др. 2007 , с. 22–5 .
- ^ Jump up to: а б Карбан 2015 , с. 7.
- ^
- ^ Балда, Пепперберг и Камил 1998 , стр. 227–9 .
- ^ Кребс и Докинз 1995 , с. 381, цитируется в Ferretti 2022 , с. 35–6
- ^ Ферретти 2022 , с. 35–6 .
- ^ Виейра, Гальяно и Райан 2015 , с. 40 .
- ^ Балушка и Нинкович 2010 , с. 7, 128 .
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 125 , модель кодирования-декодирования.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 51 , код.
- ^ Chandler & Munday 2011 , модель вывода .
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 193 , подкожная модель.
- ^ Шрамм 1971 , с. 8-9.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 357 , модель приема.
- ^ Шрамм 1971 , с. 17-9, 34-8.
- ^ Jump up to: а б с Чендлер и Мандей, 2011 г. , стр. 364 , реляционные модели.
- ^ Монтгомери 1993 , с. 18–9 .
- ^ Нарула 2006 , с. 19–20 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 78 , модель конвергенции.
- ^ Чендлер и Мандей 2011 , стр. 101 , разностная модель.
- ^ Орб и Харрис 2022 , с. 143 .
- ^ Кобли и Шульц 2013 , с. 1–7 , Введение.
- ^ Jump up to: а б с Нарула 2006 , с. 25 , 1. Основные модели коммуникации.
- ^ Розенфилд 2011 , с. 61–62, III. Аристотелевская теория коммуникации.
- ^ Jump up to: а б Айзенберг и Гэмбл 1991 , с. 25 .
- ^ Jump up to: а б Стейнберг 2007 , с. 52–3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сапиенца, Айер и Венстра, 2015 , с. 599–622.
- ^ Нарула 2006 , с. 26 , 1. Основные модели коммуникации.
- ^ Фиске 2011 , с. 30–31 , 2. Другие модели.
- ^ Jump up to: а б Уотсон и Хилл 2012 , с. 154, модель коммуникации Лассуэлла.
- ^ Jump up to: а б с Тенган, «Планирование и занятость на 2021 год» , с. 110 .
- ^ Бергер 1995 , с. 12–3 .
- ^ Болдуин и др. 2014 , с. 204 .
- ^ Лассвелл 1948 , с. 117, Структура и функции коммуникации в обществе.
- ^ Вэньсю 2015 , с. 245–9.
- ^ Фейчэн 2022 , стр. 24 .
- ^ Брэддок 1958 , с. 88–93.
- ^ Уивер 1998 , с. 7.
- ^ Ли 2007 , с. 5439–5442.
- ^ Шеннон 1948 , с. 381.
- ^ Шеннон 1948 , с. 380–382.
- ^ Jump up to: а б с Фиске 2011 , с. 6–10 , 1. Теория коммуникации.
- ^ Уивер 1998 , с. 4–6 , Недавний вклад в математическую теорию связи.
- ^ Фиске 2011 , с. 10–15 , 1. Теория коммуникации.
- ^ Уивер 1998 , с. 4–9, 18–19 , Недавний вклад в математическую теорию связи.
- ^ Jump up to: а б Янушевский 2001 , с. 29 .
- ^ Марш 1983 , с. 358 .
- ^ Ньюкомб 1953 , с. 394 .
- ^ Ньюкомб 1953 , с. 393–404 .
- ^ Jump up to: а б с Уотсон и Хилл 2012 , с. 195–6, Модель коммуникации ABX Ньюкомба.
- ^ Jump up to: а б с Нарула 2006 , с. 22, 33 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Jump up to: а б Фиске 2011 , с. 31–32 , 2. Другие модели.
- ^ Jump up to: а б Перо 1967 , с. 135–7 .
- ^ Jump up to: а б с Галайда 2017 , стр. 5 .
- ^ Jump up to: а б с Фиске 2010 , стр. 29–32 .
- ^ Jump up to: а б Ахмет и Джан 2016 , с. 53–4 .
- ^ Маккуэйл и Виндал 2015 , с. 27–8 .
- ^ Нарула 2006 , с. 33 .
- ^ Jump up to: а б Фиске 2011 , с. 32–34 , 2. Другие модели.
- ^ Маккуэйл и Виндал 2015 , с. 38–40 .
- ^ Шрамм 1954 , с. 8. Как работает общение.
- ^ Стейнберг 1995 , с. 18 .
- ^ Jump up to: а б Боуман и Тарговский 1987 , стр. 21–34.
- ^ Лю, Волчич и Галлуа, 2014 , стр. 38 .
- ^ Jump up to: а б Шварц 2010 , с. 52 .
- ^ Шрамм 1954 , с. 4, 7–9, 16 , Как работает общение.
- ^ Шрамм 1954 , с. 6. Как работает общение.
- ^ Шрамм 1954 , с. 3. Как работает общение.
- ^ Рубен 2017 , стр. 12 .
- ^ Jump up to: а б Шрамм 1954 , с. 3–5 . Как работает общение.
- ^ Jump up to: а б Мур 1994 , с. 90–1 .
- ^ Шрамм 1954 , с. 6–7 . Как работает общение.
- ^ Дуайер 2012 , с. 10 .
- ^ Шрамм 1954 , с. 6–8 . Как работает общение.
- ^ Мой 2020 год , с. 120 .
- ^ Шрамм 1954 , с. 3–5, 13–16 , Как работает общение.
- ^ Шрамм 1954 , с. 13. Как работает общение.
- ^ Бэйб 2015 , с. 90 .
- ^ Jump up to: а б Нарула 2006 , с. 22, 30–31 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Шрамм 1971 , с. 6.
- ^ Шрамм 1971 , с. 7-8.
- ^ Гербнер 1956 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и Уотсон и Хилл 2012 , с. 112-3, модель коммуникации Гербнера.
- ^ Jump up to: а б с д и Фиске 2011 , с. 24–30 , 2. Другие модели.
- ^ Jump up to: а б с Бергер 1995 , с. 14 .
- ^ Jump up to: а б с Нарула 2006 , с. 21, 31–32 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Jump up to: а б с д Бек, Беннетт и Уолл 2002 , с. 93–102 .
- ^ Jump up to: а б Холмс 2005 , с. 57–8 .
- ^ Гербнер 1956 , с. 173.
- ^ Гербнер 1956 , с. 173-6.
- ^ Watson & Hill 2012 , с. 112.
- ^ Гербнер 1956 , с. 176-8.
- ^ Маккеун 2005 , с. 34 .
- ^ Берло 1960 , с. 72 , 3. Верность связи.
- ^ Jump up to: а б Маннан 2013 , с. 19 .
- ^ Берло 1960 , с. 40 , 3. Верность связи.
- ^ Мелкот и Стивс 2001 , стр. 108 .
- ^ Штраубхаар, ЛаРоуз и Давенпорт 2015 , стр. 18–9 .
- ^ Jump up to: а б с д Панде 2020 , стр. 1588–1589 , Модель SMCR.
- ^ Jump up to: а б с Тенган, «Планирование и занятость на 2021 год» , с. 94 .
- ^ Берло 1960 , с. 1–22 , 1. Коммуникация: объем и цель.
- ^ Джандт 2010 , стр. 41 .
- ^ Захарна 2022 , с. 70 .
- ^ Jump up to: а б с д Агунга 2006 , с. 381 .
- ^ Jump up to: а б Берло 1960 , с. 40–41 , 3. Верность связи.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тейлор 1962 , с. 8–10 .
- ^ Берло 1960 , с. 50, 72 , 3. Верность связи.
- ^ Jump up to: а б Янушевский 2001 , стр. 30 .
- ^ Стед 1972 , с. 389–394 .
- ^ Берло 1960 , с. 42–50 , 3. Верность связи.
- ^ Берло 1960 , с. 45–48 , 3. Верность связи.
- ^ Берло 1960 , с. 54–63 , 3. Верность связи.
- ^ Нарула 2006 , с. 12–13, 21 , 1. Базовые модели коммуникации.
- ^ Танец 1967 .
- ^ Jump up to: а б с д Маккуэйл и Виндал 2015 , с. 16–22 .
- ^ Jump up to: а б Эрлих 2000 , с. 98–9 .
- ^ Jump up to: а б Уотсон и Хилл 2012 , с. 71 .
- ^ Jump up to: а б с д и Литтлджон и Фосс 2009 , с. 175–6, Основополагающий взгляд на общение.
- ^ Jump up to: а б с д и Лоусон и др. 2019 , с. 76–7 .
- ^ Барнлунд 2013 .
- ^ Jump up to: а б Барнлунд 2013 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д Уотсон и Хилл 2015 , с. 20–22 .
- ^ Барнлунд 2013 , с. 47-53.
- ^ Jump up to: а б с Дуайер 2012 , с. 12 .
- ^ Барнлунд 2013 , с. 48-9.
- ^ Барнлунд 2013 , с. 51-2.
- ^ Барнлунд 2013 , с. 52-3.
- ^ Барнлунд 2013 , с. 51.
- ^ Барнлунд 2013 , с. 57-60.
- ^ Барнлунд 2013 , с. 54.
- ^ Пауэлл и Пауэлл 2010 , с. 10–11 .
Источники
[ редактировать ]- Агунга, Роберт (2006). Антология «Коммуникация ради социальных изменений: исторические и современные чтения» . Консорциум CFSC, Inc. 381. ИСБН 9780977035793 .
- Ахмет, Байрактар; Джан, Услай (15 августа 2016 г.). Методологии и теория стратегического брендинга территорий для привлечения туристов . IGI Global. стр. 53–4. ISBN 9781522505808 .
- Бэйб, Роберт Э. (21 апреля 2015 г.). Уилбур Шрамм и Ноам Хомский встречаются с Гарольдом Иннисом: СМИ, власть и демократия . Лексингтонские книги. п. 90. ИСБН 9781498506823 .
- Балда, Рассел П.; Пепперберг, Ирен М.; Камил, AC (9 сентября 1998 г.). Познание животных в природе: конвергенция психологии и биологии в лаборатории и на местах . Академическая пресса. стр. 227–9. ISBN 978-0-08-052723-9 .
- Болдуин, Джон Р.; Коулман, Робин Р. Минс; Гонсалес, Альберто; Шеной-Пакер, Сучитра (3 февраля 2014 г.). Межкультурная коммуникация в повседневной жизни . Джон Уайли и сыновья. п. 204. ИСБН 9781444332360 .
- Балушка, Франтишек; Нинкович, Велемир (5 августа 2010 г.). Коммуникация растений с экологической точки зрения . Springer Science & Business Media. стр. 7, 128. ISBN. 978-3-642-12162-3 .
- Баркер, Ларри Л.; Уайзман, Гордон (1 сентября 1966 г.). «Модель внутриличностного общения». Журнал связи . 16 (3): 172–179. дои : 10.1111/j.1460-2466.1966.tb00031.x . ПМИД 5924287 .
- Барнлунд, Дин К. (5 июля 2013 г.). «Транзакционная модель общения». Ин Акин, Джонни; Голдберг, Элвин; Майерс, Гейл; Стюарт, Джозеф (ред.). Языковое поведение . Де Грюйтер Мутон. стр. 43–61. дои : 10.1515/9783110878752.43 . ISBN 9783110878752 .
- Бек, Эндрю; Беннетт, Питер; Уолл, Питер (2002). Коммуникационные исследования: основное введение . Психология Пресс. стр. 93–102. ISBN 9780415247528 .
- Бергер, Артур Аса (5 июля 1995 г.). Основы теории массовой коммуникации . МУДРЕЦ. ISBN 9780803973572 .
- Берло, Дэвид К. (1960). Процесс общения: введение в теорию и практику . Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030556869 .
- Блайт, Джим (5 марта 2009 г.). Ключевые понятия маркетинга . Публикации SAGE. стр. 177–184. ISBN 9781847874986 .
- Боуман, JP; Тарговский, А.С. (1 октября 1987 г.). «Моделирование процесса коммуникации: карта — это не территория». Журнал делового общения . 24 (4): 21–34. дои : 10.1177/002194368702400402 . S2CID 145236749 .
- Брэддок, Ричард (1958). «Расширение «формулы Лассвелла» ». Журнал связи . 8 (2): 88–93. дои : 10.1111/j.1460-2466.1958.tb01138.x .
- Кэри, Джеймс В. (22 октября 2008 г.). Коммуникация как культура, переработанное издание: Очерки средств массовой информации и общества . Рутледж. п. 25. ISBN 978-1-135-85703-5 .
- Чендлер, Дэниел; Мандей, Род (10 февраля 2011 г.). Словарь средств массовой информации и коммуникации . ОУП Оксфорд. ISBN 9780199568758 .
- Кобли, Пол; Шульц, Питер Дж. (30 января 2013 г.). Теории и модели коммуникации . Вальтер де Грютер. ISBN 9783110240450 .
- Крейг, Роберт (30 января 2013 г.). «Построение теорий в коммуникационных исследованиях». В Кобли, Пол; Шульц, Питер Дж. (ред.). Теории и модели коммуникации . Вальтер де Грютер. ISBN 9783110240450 .
- Крейг, Роберт Т. Теория коммуникации как поле (1999). «Теория связи как область деятельности». Теория коммуникации . 9 (2): 119–161. дои : 10.1111/j.1468-2885.1999.tb00355.x . ISSN 1050-3293 .
- Танец, Фрэнк ЭКС (1967). Теория человеческого общения: оригинальные очерки . Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030635151 .
- Датчанин, Марсель (2009). Словарь СМИ и коммуникаций Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. п. 164. ИСБН 9780765680983 .
- Дитц, Стэнли (25 октября 2011 г.). Ежегодник коммуникаций 15 . Рутледж. п. 633-4. ISBN 9780415876940 .
- Дуайер, Джудит (15 октября 2012 г.). Коммуникация для бизнеса и профессий: стратегии и навыки . Пирсон Высшее образование, Австралия. ISBN 9781442550551 .
- Эрлих, Ларри Г. (2000). Роковые слова и дружелюбные лица: межличностное общение в XXI веке . Университетское издательство Америки. стр. 98–9. ISBN 9780761817208 .
- Айзенберг, Абне М.; Гэмбл, Тери Квал (1991). Безболезненное публичное выступление: текстовый подход . Университетское издательство Америки. п. 25. ISBN 9780819181473 .
- Фарли, Мэри Дж. (сентябрь 1992 г.). «Мысль и разговор: внутриличностный компонент человеческого общения». Журнал АОРН . 56 (3): 481–484. дои : 10.1016/s0001-2092(07)70190-4 . ПМИД 1345253 .
- Перо, Северная Каролина (1 января 1967 г.). Достижения экспериментальной социальной психологии . Академическая пресса. стр. 135–7. ISBN 9780080567174 .
- Фейчэн, Ма (31 мая 2022 г.). Информационная связь . Спрингер Природа. п. 24. ISBN 9783031022937 .
- Ферретти, Франческо (23 августа 2022 г.). Повествовательное убеждение. Когнитивный взгляд на эволюцию языка . Спрингер Природа. стр. 35–6. ISBN 978-3-031-09206-0 .
- Фиске, Джон (18 октября 2010 г.). Введение в коммуникативные исследования . Рутледж. стр. 29–32. ISBN 9781136870187 .
- Фиске, Джон (2011). Введение в коммуникативные исследования . Рутледж. ISBN 9780415596497 .
- Фуджишин, Рэнди (2009). Создание коммуникации: изучение и расширение ваших основ . Роуман и Литтлфилд. п. 8. ISBN 978-0-7425-6396-4 .
- Галайда, Дагмара (16 июня 2017 г.). Коммуникативное поведение изучающего язык: изучение готовности к общению . Спрингер. п. 5. ISBN 9783319593333 .
- Гербнер, Джордж (1956). «К общей модели коммуникации» . Обзор аудиовизуальной коммуникации . 4 (3): 171–199. ISSN 0885-727X . JSTOR 30218421 .
- Хаканен, Эрнест А. (13 августа 2007 г.). Брендинг телесамости: дискурс о медиаэффектах и меняющееся «я» . Лексингтонские книги. п. 28. ISBN 9780739152584 .
- Хилл, Энн; Уотсон, Джеймс; Риверс, Дэнни; Джойс, Марк (16 ноября 2007 г.). Ключевые темы межличностного общения . McGraw-Hill Education (Великобритания). стр. 22–5. ISBN 978-0-335-23517-9 .
- Холмс, Дэвид (23 апреля 2005 г.). Теория коммуникации: СМИ, технологии и общество . МУДРЕЦ. стр. 57–8. ISBN 9780761970705 .
- Джандт, Фред Эдмунд (2010). Введение в межкультурную коммуникацию: идентичности в глобальном сообществе . МУДРЕЦ. п. 41. ИСБН 9781412970105 .
- Янушевский, Алан (2001). Образовательные технологии: развитие концепции . Библиотеки без ограничений. ISBN 9781563087493 .
- Карбан, Ричард (18 июня 2015 г.). Зондирование растений и связь . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226264844 .
- Кастберг, Питер (13 декабря 2019 г.). Передача знаний: контуры программы исследований . Франк и Тимме ГмбХ. п. 56. ИСБН 9783732904327 .
- Кутукидис, Габби; Фаннелл, Рита; Лоуренс, Карен; Хьюсон, Джоди; Стейнтон, Кейт (2009). Сестринская помощь Таббнера: теория и практика . Эльзевир Австралия. п. 446. ИСБН 978-0-7295-3857-2 .
- Кребс, Джон Р.; Докинз, Ричард (1995). Поведенческая экология: эволюционный подход (3, переиздание). Оксфорд: Блэквелл Сайенс. п. 381. ИСБН 9780632009879 .
- Лассвелл, Гарольд (1948). «Структура и функции коммуникации в обществе». В Брайсоне, Л. (ред.). Передача идей . Нью-Йорк: Институт религиозных и социальных исследований. п. 117. ИСБН 9780598970824 .
- Лоусон, Селеста; Гилл, Роберт; Фикери, Анджела; Витсель, Мике (12 июня 2019 г.). Коммуникативные навыки для профессионалов бизнеса . Издательство Кембриджского университета. стр. 76–7. ISBN 9781108594417 .
- Ледерман, Линда Костиган (2002). «Внутриличностное общение». В Шементе, Хорхе Рейна (ред.). Энциклопедия связи и информации . Справочник Macmillan США. стр. 490–2. ISBN 9780028653853 .
- Ли, Хун Лин (сентябрь 2007 г.). «От Шеннона-Уивера до Буасо: обзор исследования модели передачи знаний». 2007 Международная конференция по беспроводной связи, сетям и мобильным вычислениям . стр. 5439–5442. дои : 10.1109/WICOM.2007.1332 . ISBN 9781424413119 . S2CID 15690224 .
- Литтлджон, Стивен В.; Фосс, Карен А. (18 августа 2009 г.). Энциклопедия теории коммуникации . Публикации SAGE. ISBN 9781412959377 .
- Лю, Шуан; Волчич, Зала; Галлуа, Синди (29 ноября 2014 г.). Знакомство с межкультурной коммуникацией: глобальные культуры и контексты . МУДРЕЦ. п. 38. ISBN 9781473909120 .
- Лок, Энди; Стронг, Том (25 марта 2010 г.). Социальный конструкционизм: источники и движущие силы в теории и практике . Издательство Кембриджского университета. стр. 122–123. ISBN 978-1-139-48736-8 .
- Маннан, Захед (20 октября 2013 г.). Деловое общение: стратегии успеха в бизнесе и профессиях . Комиссия по университетским грантам, Бангладеш. п. 19. ISBN 9780873934992 .
- Мануэла, Эпуре; Клара, Михаеш, Лорена (28 сентября 2018 г.). Роль языка и символов в рекламных стратегиях и маркетинговых схемах . IGI Global. п. 2. ISBN 9781522557791 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Марш, Патрик О. (1983). Сообщения, которые работают: Руководство по коммуникационному дизайну . Образовательные технологии. п. 358. ИСБН 9780877781844 .
- Маккеун, Нил (12 августа 2005 г.). Тематические исследования и проекты в области коммуникации . Рутледж. п. 34. ISBN 9781134954148 .
- Маккуэйл, Денис (2008). «Модели общения». В Донсбахе, Вольфганг (ред.). Международная энциклопедия коммуникации, набор из 12 томов . Уайли-Блэквелл. стр. 3143–9. ISBN 9781405131995 .
- Маккуэйл, Денис; Виндаль, Свен (22 декабря 2015 г.). Коммуникационные модели для изучения массовых коммуникаций . Рутледж. ISBN 9781317900672 .
- Мелкоте, Шринивас Р.; Стивс, Х. Лесли (14 декабря 2001 г.). Коммуникация в целях развития в странах третьего мира: теория и практика расширения возможностей . Публикации SAGE. п. 108. ИСБН 9780761994763 .
- Мэн, Сянфэй (12 марта 2020 г.). Национальный имидж: передача культурных символов Китая . Спрингер Природа. п. 120. ИСБН 9789811531477 .
- Монтгомери, Кэрол Леппанен (5 мая 1993 г.). Исцеление через общение: практика заботы . Публикации SAGE. стр. 18–9. ISBN 9781452254104 .
- Мур, Дэвид Майк (1994). Визуальная грамотность: спектр визуального обучения . Образовательные технологии. стр. 90–1. ISBN 9780877782643 .
- Морель, Гвендолин М.; Спектор, Дж. Майкл (18 октября 2022 г.). Основы образовательных технологий: интегративные подходы и междисциплинарные перспективы . Тейлор и Фрэнсис. п. 127. ИСБН 9781000688252 .
- Нарула, Ума (2006). Справочник по коммуникационным моделям, перспективам и стратегиям . Atlantic Publishers & Dist. ISBN 9788126905133 .
- Ньюкомб, Теодор М. (1953). «Подход к изучению коммуникативных актов» . Психологический обзор . 60 (6): 393–404. дои : 10.1037/h0063098 . ПМИД 13112341 .
- Орб, Марк П.; Харрис, Тина М. (11 ноября 2022 г.). Межрасовое общение: теория на практике, четвертое издание . Уэйвленд Пресс. п. 143. ИСБН 9781478650584 .
- Панде, Наводита (2020). «Модель SMCR». Международная энциклопедия средств массовой информации и общества SAGE . SAGE Publications, Inc., стр. 1588–1589. ISBN 9781483375533 .
- Пауэлл, Роберт Г.; Пауэлл, Дана Л. (10 июня 2010 г.). Коммуникация и разнообразие в классе: улучшение учебной практики . Рутледж. стр. 10–11. ISBN 9781135147532 .
- Розенфилд, Лоуренс Уильям (1 декабря 2011 г.). «III. Аристотелевская теория коммуникации» . Аристотель и теория информации: сравнение влияния причинных предположений на две теории коммуникации . Вальтер де Грютер. стр. 61–62. ISBN 9783110813616 .
- Рубен, Брент Д. (2001). «Модели общения». В Шементе, Хорхе Рейна (ред.). Энциклопедия связи и информации . Справочник Macmillan США. ISBN 9780028653860 .
- Рубен, Брент Д. (29 сентября 2017 г.). Между коммуникацией и информацией . Рутледж. п. 12. ISBN 9781351294713 .
- Сапиенца, Закари С.; Айер, Нараянан; Винстра, Аарон С. (3 сентября 2015 г.). «Чтение модели коммуникации Лассуэлла задом наперед: три научных заблуждения». Массовая коммуникация и общество . 18 (5): 599–622. дои : 10.1080/15205436.2015.1063666 . S2CID 146389958 .
- Шрамм, Уилбур (1971). «Природа общения между людьми». Процесс и последствия массовой коммуникации – переработанное издание . Издательство Университета Иллинойса. стр. 3–53. ISBN 978-0252001970 .
- Шрамм, Уилбур (1954). «Как работает общение». Процесс и эффекты массовой коммуникации . Издательство Университета Иллинойса. стр. 3–26. ISBN 9780252001970 .
- Шварц, Дэвид (31 июля 2010 г.). Энциклопедия управления знаниями, второе издание . IGI Global. п. 52. ИСБН 9781599049328 .
- Скотт, Джон; Маршалл, Гордон (2009). «социальный конструктивизм». Словарь социологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-953300-8 .
- Селноу, Гэри В.; Крано, Уильям Д. (1987). Планирование, реализация и оценка целевых коммуникационных программ: Руководство для бизнес-коммуникаторов . Издательская группа Гринвуд. п. 124. ИСБН 978-0-89930-208-9 .
- Серено, Кеннет К.; Мортенсен, К. Дэвид (1970). «Теория связи: декодирование-кодирование». В Серено, Кеннет К.; Мортенсен, К. Дэвид (ред.). Основы теории коммуникации . Харпер и Роу. стр. 122–3. ISBN 9780060446239 .
- Шеннон, CE (июль 1948 г.). «Математическая теория связи». Технический журнал Bell System . 27 (3): 379–423. дои : 10.1002/j.1538-7305.1948.tb01338.x .
- Стед, Бетт Энн (1972). «Модель коммуникативного процесса Берло в применении к поведенческим теориям Маслоу, Герцберга и МакГрегора» . Журнал Академии менеджмента . 15 (3): 389–394. ISSN 0001-4273 . JSTOR 254868 .
- Стейнберг, Шейла (1995). Учебник курса «Введение в коммуникацию 1: Основы» . ООО "Юта и Компания" с. 18. ISBN 9780702136498 .
- Стейнберг, Шейла (2007). Введение в коммуникативные исследования . Джута и Компания ООО ISBN 9780702172618 .
- Штраубхаар, Джозеф; ЛаРоуз, Роберт; Давенпорт, Люсинда (1 января 2015 г.). Медиа сейчас: понимание медиа, культуры и технологий . Cengage Обучение. стр. 18–9. ISBN 9781305533851 .
- Тейлор, Хэл Р. (1962). «Модель процесса общения» . Обзор STWP . 9 (3): 8–10. ISSN 2376-0761 . JSTOR 43093688 .
- Тенган, Каллист; Айгбавбоа, Клинтон; Твала, Веллингтон Дидибхуку (27 апреля 2021 г.). Мониторинг и оценка строительных проектов: комплексный подход . Рутледж. ISBN 9781000381412 .
- Тренхольм, Сара (23 августа 2020 г.). Мышление посредством общения: введение в изучение человеческого общения . Рутледж. п. 60. ИСБН 9781000164985 .
- Сотрудники УМН (2013). Общение в реальном мире . Издательство библиотек Университета Миннесоты. ISBN 9781946135070 .
- Сотрудники УМН (2010 г.). 16.1 Внутриличностное общение . Издательство библиотек Университета Миннесоты. ISBN 9781946135056 .
- Гребешок, Патрисия; Гальяно, Моника; Райан, Джон Чарльз (24 декабря 2015 г.). Зеленая нить: диалоги с растительным миром Лексингтонские книги. п. 40. ИСБН 978-1-4985-1060-8 .
- Вокат, Донна Р. (1994). Внутриличностное общение: разные голоса, разные умы . Психология Пресс. стр. 181–2. ISBN 978-0-8058-1128-5 .
- Уотсон, Джеймс; Хилл, Энн (16 февраля 2012 г.). Словарь медиа и коммуникационных исследований . Блумсбери. ISBN 9781849665636 .
- Уотсон, Джеймс; Хилл, Энн (22 октября 2015 г.). Словарь медиа и коммуникационных исследований . Издательство Блумсбери США. стр. 20–22. ISBN 9781628921496 .
- Уивер, Уоррен (1 сентября 1998 г.). «Последний вклад в математическую теорию связи». Математическая теория связи . Издательство Университета Иллинойса. стр. 1–28. ISBN 9780252725463 .
- Вэньсю, Пэн (1 сентября 2015 г.). «Анализ новых медиакоммуникаций на основе модели Лассвелла «5W»» . Журнал образовательных и социальных исследований : 245–9. дои : 10.5901/jesr.2015.v5n3p245 .
- Уэст, Ричард Л. (2010). Знакомство с теорией коммуникации: анализ и применение . Линн Х. Тернер (4-е изд.). Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-338507-5 . OCLC 226356706 .
- Водак, Рут; Коллер, Вероника (27 августа 2008 г.). Справочник по коммуникации в публичной сфере . Вальтер де Грютер. п. 26. ISBN 978-3-11-019898-0 .
- Вуд, Джулия Т. (1 января 2012 г.). Межличностное общение: повседневные встречи . Cengage Обучение. стр. 15–7. ISBN 978-1-133-71157-5 .
- Захарна, РС (2022). Перемычки границ человечества: три логики коммуникаций и публичной дипломатии для глобального сотрудничества . Издательство Оксфордского университета. п. 70. ИСБН 9780190930271 .