Стимул (психология)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
В психологии стимулом называют любой объект или событие, вызывающее сенсорную или поведенческую реакцию в организме. В этом контексте различают дистальный стимул (внешний воспринимаемый объект) и проксимальный стимул (стимуляция органов чувств). [1]
- В перцептивной психологии стимулом называют изменение энергии (например, света или звука), которое регистрируется органами чувств (например, зрением, слухом, вкусом и т. д.) и составляет основу восприятия . [2]
- В поведенческой психологии (т. е. классической и оперантной обусловленности) основу поведения составляет стимул . [2] Модель стимул-реакция подчеркивает связь между стимулом и поведением, а не внутренними процессами животного (т. е. в нервной системе ). [2]
- В экспериментальной психологии стимулом называют событие или объект, на который измеряется реакция. Таким образом, не все, что предъявляется участникам, можно квалифицировать как стимул. Например, крестик в центре экрана не считается стимулом, поскольку он просто служит для центрирования взгляда участников на экране. ) редко называют Кроме того, длительные события (например, социальный стресс-тест Трира стимулом, даже если измеряется реакция на такое событие.
История
[ редактировать ]Изучение стимула в психологии началось с экспериментов XVIII века. Во второй половине XIX века термин «стимул» был придуман в психофизике , определив эту область как «научное исследование связи между стимулом и ощущением ». Это, возможно, привело Джеймса Дж. Гибсона к выводу, что «все, что могло контролироваться экспериментатором и применяться к наблюдателю, можно было рассматривать как стимул» в ранних психологических исследованиях на людях, в то время как примерно в то же время термин « стимул» описывал все, что угодно. выявление рефлекса при исследованиях на животных.
В поведенческой психологии
[ редактировать ]Концепция стимула была важна для бихевиоризма и поведенческих теорий Б. Ф. Скиннера и, Ивана Павлова в частности, . В рамках этой концепции выделяют несколько видов стимулов.

В теории классической обусловленности безусловный раздражитель (УС) — это раздражитель, безусловно вызывающий безусловную реакцию (УР), тогда как условный раздражитель (УС) — это изначально иррелевантный раздражитель, вызывающий условную реакцию (УР). Эксперимент Ивана Павлова с собакой — известный эксперимент, иллюстрирующий эти термины. Безусловный раздражитель — это еда собаки, которая естественным образом вызывает слюноотделение, что является безусловной реакцией. Затем Павлов дрессировал собаку, звоня в колокольчик каждый раз перед едой. Условным раздражителем является звон колокольчика после тренировки, вызывающий слюноотделение как условную реакцию. [3] [ нужна страница ]
Более того, вызывающий стимул определялся как стимул, который предшествует определенному поведению и, таким образом, вызывает реакцию. , Дискриминационный стимул напротив, увеличивает вероятность возникновения реакции, но не обязательно вызывает ее. обычно Подкрепляющий стимул обозначается как стимул, подаваемый после того, как реакция уже произошла; в психологических экспериментах это часто делалось специально, чтобы закрепить поведение. Эмоциональные стимулы считались не вызывающими реакции; вместо этого считалось, что они изменяют силу или энергию, с которой осуществляется поведение. [4] [ нужна страница ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хохберг, Джулиан Э. (1964). Восприятие . Серия «Основы современной психологии». Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл . п. 13 . OCLC 193307 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грегори, Ричард Л. , изд. (1987). «Стимул» . Оксфордский спутник разума . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 748 . ISBN 019866124X . OCLC 17227958 .
- ^ Павлов, Иван Петрович (1941). Условные рефлексы и психиатрия . Лекции по условным рефлексам. Том. 2. Нью-Йорк: Международное издательство . OCLC 8586636 .
- ^ Скиннер, Б.Ф. (1938). «Поведение организмов; экспериментальный анализ» . Серия «Психология века». Нью-Йорк; Лондон: D. Appleton-Century Company, Inc. OCLC 553295 .