Jump to content

Модель общения Лассуэлла

Визуальное представление модели коммуникации Лассвелла как модели линейной передачи. [ 1 ] [ 2 ]

Модель коммуникации Лассуэлла — одна из первых и наиболее влиятельных моделей коммуникации . Первоначально он был опубликован Гарольдом Лассвеллом в 1948 году и анализирует коммуникацию с точки зрения пяти основных вопросов: «Кто?», «Что говорит?», «По какому каналу?», «Для кого?» и «С каким эффектом?» . Эти вопросы выделяют пять фундаментальных компонентов коммуникативного процесса: отправитель, сообщение , канал , получатель и эффект. Некоторые теоретики выразили сомнение в правильности широко используемой характеристики как модели общения и вместо этого называют ее «формулой Лассвелла», «определением Лассвелла» или «конструкцией Лассвелла». Первоначально он был задуман специально для анализа средств массовой информации, таких как радио, телевидение и газеты. Однако она применялась и к различным другим областям, и многие теоретики понимают ее как общую модель общения.

Модель Лассвелла используется до сих пор и оказала влияние на многих последующих теоретиков коммуникации . Некоторые из них расширили модель за счет дополнительных вопросов, таких как «При каких обстоятельствах?» и «С какой целью?». Другие использовали его как отправную точку для разработки своих собственных моделей.

Модель Лассвелла часто критикуют за ее простоту. Распространенное возражение заключается в том, что здесь явно не обсуждается петля обратной связи или влияние контекста на коммуникативный процесс. Другая критика заключается в том, что он не учитывает влияние шума . Однако не все согласны с этими возражениями, и было высказано предположение, что они применимы главным образом к тому, как модель Лассвелла была представлена ​​и интерпретирована другими теоретиками, а не к исходной формулировке Лассуэлла.

Концепция и использование

[ редактировать ]

Модель Лассвелла — одна из самых ранних и влиятельных моделей коммуникации . [ 3 ] : 109  Впервые он был опубликован Гарольдом Лассвеллом в его эссе «Структура и функция коммуникации в обществе» в 1948 году . [ 4 ] Его цель — организовать «научное исследование процесса общения ». Его описывают как «линейный и однонаправленный процесс». [ 3 ] «односторонний процесс», [ 3 ] «модель действия», [ 3 ] : 134  теория медиа «классика», [ 5 ] [ 6 ] «широко используемая сегментация процесса коммуникации», [ 5 ] и «простая, линейная и потенциально подкожная концептуализация общения». [ 6 ]

Модель Лассвелла анализирует коммуникацию с точки зрения пяти основных вопросов: «Кто», «Что говорит», «По какому каналу», «Для кого» и «С каким эффектом». [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Эти вопросы относятся к наиболее важным компонентам процесса общения. Кто спрашивает о человеке, формулирующем сообщение , и о содержании сообщения. Канал это способ передачи сообщения от отправителя к получателю . «Кто» относится к получателю сообщения. Это может быть либо отдельный человек, либо более широкая аудитория, как в случае с массовой коммуникацией . Эффектом . является результат коммуникации, например, что аудиторию убедили принять точку зрения, выраженную в сообщении Он может включать в себя эффекты, которые не были предусмотрены отправителем. [ 1 ] [ 12 ] [ 11 ] В случае заголовка газеты отправителем является репортер, сообщение — это содержание заголовка, сама газета — это канал, аудитория — это читатель, а эффект — это то, как читатель реагирует на заголовок. [ 13 ] [ 14 ]

Лассвелл отводит каждый вопрос к своей области исследования в рамках дисциплины коммуникативных исследований , соответствующей контрольному анализу, контент-анализу , медиа-анализу, анализу аудитории и анализу эффектов. [ 7 ] Из-за центральной роли пяти вопросов ее иногда называют моделью общения 5W. [ 15 ]

Вопрос Элемент Анализ
ВОЗ? Коммуникатор Контрольный анализ
Говорит Что? Сообщение Контент-анализ
В каком канале? Середина Медиа-анализ
Кому? Аудитория Анализ аудитории
С каким эффектом? Эффект Анализ эффектов

Альтернативные концепции

[ редактировать ]

Несмотря на то, что его широко рассматривают как модель общения , не все согласны с тем, что это точная характеристика. [ 2 ] Модель коммуникации — это упрощенное представление, целью которого является дать базовое объяснение процесса, выделив его наиболее фундаментальные характеристики и компоненты. [ 16 ] [ 8 ] [ 17 ] Например, Джеймс Уотсон и Энн Хилл рассматривают модель Лассуэлла как простой инструмент для задавания вопросов, а не как полную модель общения. [ 10 ] На первых порах термин «формула Лассвелла» обычно использовался учеными, заинтересованными в описании и классификации актов общения. Однако многие последующие теоретики отвергли эту терминологию, поскольку термин «формула», похоже, упускает часть значения и применения. Многие сравнения с моделью Шеннона-Уивера также привели к использованию здесь термина «модель». В этом отношении его можно понимать как основу для концептуализации коммуникации. [ 2 ] Некоторые теоретики используют термин «формула Лассвелла» только для вопроса «Кто, что говорит, по какому каналу, кому, с каким эффектом?» а не для фреймворка в целом. [ 11 ] Поскольку он рассматривает различные базовые концепции общения, некоторые ученые также называют его «определением Лассвелла», а некоторые словари даже ссылаются на Лассвелла в своих определениях общения. [ 2 ] Закари Сапиенца и др. считают, что существует множество различных концепций модели Лассуэлла, предложенных как им самим, так и другими теоретиками. По этой причине они предлагают термин «конструкция Лассвелла», чтобы подчеркнуть, что это не одна конкретная модель, а «общий термин, допускающий множество концепций». [ 2 ]

Использование

[ редактировать ]

Модель Лассвелла изначально была сформулирована специально для анализа средств массовой коммуникации, таких как радио, телевидение и газеты. Но это также применялось к различным другим областям и формам общения. [ 2 ] [ 12 ] Они включают анализ новых медиа , таких как Интернет, компьютерная анимация и видеоигры. [ 15 ] Модель Лассвелла также используется в педагогических целях для обучения студентов основным элементам коммуникативного процесса и в качестве отправной точки для разработки гипотез . Лассвелл и другие использовали его модель за пределами массовой коммуникации как инструмент для анализа всех форм речевого общения . [ 2 ] [ 12 ] [ 10 ] Это также отражается в том факте, что некоторые теоретики используют его модель в своем определении коммуникации в целом. [ 2 ]

Влияние и события

[ редактировать ]

Модель Лассвелла, одна из самых ранних моделей коммуникации, оказала большое влияние на область коммуникативных исследований. В 1993 году ученые в области коммуникации Денис МакКуэйл и Свен Виндал назвали модель Лассвелла «возможно, самой известной отдельной фразой в исследованиях в области коммуникации». [ 18 ] Маккуэйл и Виндал также рассматривали модель как формулу, которая преобразуется в модель после того, как вокруг каждого элемента будут нарисованы рамки и стрелки соединят элементы. [ 18 ]

Влияние модели также отражается в различных расширениях и разработках. Многие теоретики использовали его как отправную точку для разработки своих собственных теорий. Джордж Гербнер , основатель теории культивирования , расширил модель Лассвелла в 1956 году, чтобы сосредоточить «внимание на восприятии и реакции воспринимающего, а также на последствиях общения». [ 19 ] Модель коммуникации Ласвелла 5 Вт была расширена Ричардом Брэддоком до модели 7 Вт в его статье 1958 года «Расширение формулы Лассвелла». Он включает два дополнительных вопроса: «При каких обстоятельствах?» и «С какой целью?». Первый вопрос фокусируется на важности контекста общения. отправителя Второй вопрос подчеркивает, что между намерением и фактическим эффектом сообщения может быть разница. [ 2 ] [ 20 ] [ 21 ] Аналогичные расширения были предложены Ленноксом Греем, добавив вопрос «в какой ситуации?» и Герберт Хайман, который включил вопрос «с каким немедленным ответом?». Т. Дункан и С. Мориарти добавили категорию шума и сосредоточились на обратной связи, а не на эффекте. [ 2 ] По словам медиа-исследователя Майкла Риала, не все такие попытки увенчались успехом и отражают первоначальный замысел Лассвелла. [ 5 ] : 244, 5  Сам Лассвелл также предложил дополнительные вопросы, обычно для применения модели к конкретным областям. Например, в области политической коммуникации он включает вопросы о том, каких ценностных результатов добиваются и соответствует ли эффект целям говорящего. [ 2 ]

Модель Лассвелла подверглась критике за утверждение, что она не учитывает такие важные факторы, как обратная связь и шум.

Большая часть критики модели Лассвелла сосредоточена на ее простоте и отсутствии углубленного обсуждения. [ 2 ] [ 10 ] [ 12 ] Например, Гринберг и Салвен утверждают: «Хотя модель Лассуэлла привлекает внимание к нескольким ключевым элементам процесса массовой коммуникации, она не более чем описывает общие области исследования. активного процесса». [ 22 ] Распространенное возражение подчеркивает отсутствие петли обратной связи. [ 1 ] [ 23 ] [ 12 ] Обратная связь означает, что получатель в ответ отправляет собственное сообщение обратно исходному отправителю. Это усложняет процесс, поскольку каждый участник выступает одновременно и отправителем, и получателем. Для многих форм коммуникации обратная связь имеет жизненно важное значение, например, для оценки воздействия коммуникации на аудиторию. [ 17 ] [ 12 ] Однако в случае массовой коммуникации это не имеет такого же веса. Некоторые теоретики утверждают, что эта критика основана на неправильной интерпретации модели Лассвелла. Одна из причин такой точки зрения заключается в том, что большинство моделей коммуникации имеют форму графического представления. И хотя существуют такие визуализации модели Лассвелла, Лассвелл никогда не придумывал их сам, и все они возникли благодаря интерпретации его работы другими теоретиками. [ 2 ] Эти визуальные представления обычно показывают модель Лассвелла как модель линейной передачи без петли обратной связи. Сапиенца и др. возражайте против этой точки зрения, что модель Лассвелла не является моделью линейной передачи, поскольку Лассвелл также обсуждает двустороннюю связь в другой статье. [ 2 ] Другой аргумент в пользу этого возражения состоит в том, что эффект, обсуждаемый Лассвеллом, можно понимать как некую форму обратной связи. [ 24 ]

Еще одним недостатком модели Лассвелла является то, что она не учитывает влияние шума . [ 12 ] Шумом называют воздействия, которые искажают сообщение и затрудняют получение получателем первоначального намерения источника . Например, потрескивание во время телефонного разговора является одной из форм шума. [ 17 ] [ 25 ] [ 26 ]

Другая критика указывает на то, что влияние контекста не учитывается.

Дальнейшая критика сосредоточена на том факте, что модель Лассвелла не учитывает различные влияния контекста на общение. [ 10 ] Контекст – это широкий термин, обозначающий обстоятельства передачи. Существуют различные формы контекста, такие как физическое окружение, эмоциональные аспекты, такие как настроение участников, а также социальные и культурные факторы. Эти факторы во многих случаях имеют решающее значение для понимания того, почему разговор развивается в ту или иную сторону. [ 27 ] [ 17 ] [ 28 ]

Вышеупомянутая критика часто приводит к другому возражению: модель Лассвелла устарела и, следовательно, бесполезна по сравнению с более современными моделями. Однако, несмотря на то, что модель Лассвелла является одной из старейших моделей коммуникации, она используется до сих пор. Такое использование часто ограничивается конкретными приложениями, где приведенная критика не имеет большого веса. Примеры включают анализ средств массовой информации и новых медиа . [ 2 ] [ 15 ]

Не все согласны с приведенной выше критикой, основанной на простоте модели Лассвелла. По мнению Сапиенцы и др., многие из этих возражений являются результатом чрезмерно упрощенного представления модели Лассвелла последующими теоретиками, но не применимы к исходной формулировке Лассуэлла. Подобные упрощения могут быть мотивированы желанием интерпретатора подчеркнуть преимущества своих моделей в сравнении. [ 2 ] Некоторые теоретики считают, что модель Лассвелла слишком проста, чтобы ее можно было назвать моделью общения, и ее лучше охарактеризовать как метод задавания вопросов. [ 10 ] Вопреки этой точке зрения утверждалось, что простое представление модели в виде пяти вопросов является удобной отправной точкой, но не отражает ее теоретической сложности. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Стейнберг, Шейла (2007). Введение в коммуникативные исследования . Джута и Компания Лтд., стр. 52–3. ISBN  978-0-7021-7261-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Сапиенца, Закари С.; Айер, Нараянан; Винстра, Аарон С. (3 сентября 2015 г.). «Чтение модели коммуникации Лассвелла наоборот: три научных заблуждения». Массовая коммуникация и общество . 18 (5): 599–622. дои : 10.1080/15205436.2015.1063666 . S2CID   146389958 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Шумейкер, Памела; Танкард-младший, Дж.; Ласорса, Д. (2004). Как строить теории социальных наук . Таузенд-Оукс: Публикации Sage. п. 120.
  4. ^ Лассвелл, Х. (1948). «Структура и функции коммуникации в обществе». В Брайсоне, Л. (ред.). Передача идей . Нью-Йорк: Институт религиозных и социальных исследований. стр. 37–51.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Реал, Майкл Р. (1980). «Теория СМИ: вклад в понимание американских массовых коммуникаций». Американский ежеквартальный журнал . 32 (3): 240. дои : 10.2307/2712449 . JSTOR   2712449 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Лубкин, Д. (2008). Парк, Д.; Пули, Дж. (ред.). Вспоминая Соломенного Человека: Путешествия и Приключения Подкожного Человека. История медиа и коммуникационных исследований: спорные воспоминания . Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. п. 29.
  7. ^ Перейти обратно: а б Лассвелл, Гарольд (1948). Брайсон, Л. (ред.). Структура и функции коммуникации в обществе. Передача идей . Нью-Йорк: Институт религиозных и социальных исследований. п. 117.
  8. ^ Перейти обратно: а б Нарула, Ума (2006). «1. Базовые модели общения». Справочник по коммуникационным моделям, перспективам и стратегиям . Atlantic Publishers & Dist. ISBN  978-81-269-0513-3 .
  9. ^ Фиске, Джон (2011). «2. Другие модели». Введение в коммуникативные исследования . Рутледж.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уотсон, Джеймс; Хилл, Энн (16 февраля 2012 г.). «Модель общения Лассуэлла» . Словарь медиа и коммуникационных исследований . А&С Черный. ISBN  978-1-84966-563-6 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Бергер, Артур Аса (5 июля 1995 г.). Основы теории массовой коммуникации . МУДРЕЦ. стр. 12–3. ISBN  978-0-8039-7357-2 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тенган, Каллист; Айгбавбоа, Клинтон; Твала, Веллингтон Дидибхуку (27 апреля 2021 г.). Мониторинг и оценка строительных проектов: комплексный подход . Рутледж. п. 110. ИСБН  978-1-000-38141-2 .
  13. ^ Болдуин, Джон Р.; Коулман, Робин Р. Минс; Гонсалес, Альберто; Шеной-Пакер, Сучитра (3 февраля 2014 г.). Межкультурная коммуникация в повседневной жизни . Джон Уайли и сыновья. п. 204. ИСБН  978-1-4443-3236-0 .
  14. ^ Николас, Джо; Прайс, Джон (1998). Продвинутые исследования в области СМИ . Нельсон Торнс. п. 58. ИСБН  978-0-17-490047-4 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Вэньсю, Пэн (1 сентября 2015 г.). «Анализ новых медиакоммуникаций на основе модели Лассвелла «5W» . Журнал образовательных и социальных исследований . дои : 10.5901/jesr.2015.v5n3p245 .
  16. ^ Рубен, Брент Д. (2001). «Модели общения». Энциклопедия связи и информации .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «1.2 Процесс общения». Общение в реальном мире . Издательство библиотек Университета Миннесоты. 29 сентября 2016 г. ISBN  9781946135070 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Маккуэйл, Денис; Виндаль, Свен (1993). Коммуникационные модели для изучения массовых коммуникаций (2-е изд.). Нью-Йорк: Лонгман. стр. 13–15.
  19. ^ Бергер, А. (1995). Основы теории массовой коммуникации . Таузенд-Оукс: Публикации Sage. п. 14.
  20. ^ Фейчэн, Ма (31 мая 2022 г.). Информационная связь . Спрингер Природа. п. 24. ISBN  978-3-031-02293-7 .
  21. ^ Брэддок, Ричард (1958). «Расширение «формулы Лассвелла» ». Журнал связи . 8 (2): 88–93. дои : 10.1111/j.1460-2466.1958.tb01138.x .
  22. ^ Гринберг, Б.С.; Салвен, МБ (2008). Салвен, МБ; Стэкс, Д.В. (ред.). Теория и исследования массовых коммуникаций: концепции и модели. В Комплексный подход к теории и исследованиям коммуникации . Махва: Эрльбаум. С. 61–74 [69].
  23. ^ Эггерт, Дениз; Бойтнер, Марк (4 июля 2019 г.). Труды IAC 2019 в Вене . Чешский институт академического образования. п. 52. ИСБН  978-80-88203-11-7 .
  24. ^ Редди, К. (2009). Эффективные связи с общественностью и медиа-стратегия . Нью-Дели: PHI Learning Private Limited. п. 42.
  25. ^ Чендлер, Дэниел; Мандей, Род (10 февраля 2011 г.). "шум". Словарь средств массовой информации и коммуникации . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-956875-8 .
  26. ^ Фиске, Джон (2011). «1. Теория коммуникации». Введение в коммуникативные исследования . Рутледж.
  27. ^ Чендлер, Дэниел; Мандей, Род (10 февраля 2011 г.). «контекст». Словарь средств массовой информации и коммуникации . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-956875-8 .
  28. ^ Барнлунд, Дин К. (1970). «Транзакционная модель общения». В Серено, Кеннет К.; Мортенсен, К. Дэвид (ред.). Основы теории коммуникации . Харпер и Роу. ISBN  978-0-06-044623-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76dc93922bc27b7a1258ab63f2256a23__1712666100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/23/76dc93922bc27b7a1258ab63f2256a23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lasswell's model of communication - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)