Мелани Кляйн
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Мелани Кляйн | |
---|---|
![]() Мелани Кляйн в 1952 году. | |
Рожденный | Мелани Рейес 30 марта 1882 г. |
Умер | 22 сентября 1960 г. Лондон, Англия | (78 лет)
Известный | Терапевтические методики для детей Введение термина « репарация » Расщепление теории Клейна Проективная идентификация |
Дети | Мелитта Шмидеберг |
Научная карьера | |
Поля | Психоанализ |
Мелани Кляйн (урожденная Рейзес ; 30 марта 1882 — 22 сентября 1960) — австрийско-британская писательница и психоаналитик , известная своей работой в области детского анализа . Она была основной фигурой в развитии теории объектных отношений . Кляйн предположила, что довербальная экзистенциальная тревога в младенчестве катализировала формирование бессознательного, что привело к бессознательному расщеплению мира на хорошие и плохие идеализации . По ее теории, то, как ребенок разрешает этот раскол, зависит от конституции ребенка и характера переживаний ребенка. Качество разрешения может указывать на наличие, отсутствие и/или тип расстройств, которые человек испытывает в дальнейшей жизни. [1]
Жизнь
[ редактировать ]
Мелани Кляйн родилась в еврейской семье и провела большую часть своей молодости в Вене . Она была четвертым и последним ребенком в семье врача Мориса и Либуссы Рейзес. [2] Получив образование в гимназии , Кляйн хотел поступить в университет, чтобы изучать медицину. [ нужна ссылка ] Однако потеря богатства ее семьи – и давление на нее, как на молодую женщину, чтобы она вышла замуж и родила детей – заставили ее отказаться от реализации этого желания.
В возрасте 21 года она вышла замуж за химика-промышленника Артура Кляйна и вскоре родила первенца Мелитту . Затем у Кляйн родился второй ребенок, Ганс, в 1907 году и третий и последний ребенок, Эрих, в 1914 году. После рождения этих двух дополнительных детей Кляйн страдала от клинической депрессии, поскольку эти беременности сказались на ней. Это, а также ее несчастливый брак вскоре заставили Кляйн обратиться за лечением. Вскоре после того, как ее семья переехала в Будапешт в 1910 году, Кляйн начала курс терапии у психоаналитика Шандора Ференци . Именно во время их совместной жизни у Кляйн появился интерес к изучению психоанализа.
Вдохновленная Ференци, Кляйн начала учебу, наблюдая за своими детьми. [3] В то время было мало документации по теме психоанализа у детей. Итак, Кляйн воспользовалась этим, разработав свою « технику игры ». По мнению Кляйн, игра символизирует бессознательный материал, который можно интерпретировать и анализировать так же, как сны и свободные ассоциации у взрослых. Позже ее исследования способствовали развитию игровой терапии.
В 1921 году, когда ее брак распался, Кляйн переехала в Берлин, где присоединилась к Берлинскому психоаналитическому обществу под опекой Карла Абрахама . Хотя Абрахам поддерживал ее новаторскую работу с детьми, ни Кляйн, ни ее идеи не получили особой поддержки в Берлине. Будучи разведенной женщиной, чья академическая квалификация даже не включала степень бакалавра, Кляйн была явным бунтовщиком в профессии, в которой доминировали врачи-мужчины. Тем не менее ранние работы Кляйн оказали сильное влияние на развитие теорий и методов психоанализа, особенно в Великобритании. [ нужна ссылка ]
Ее теории о человеческом развитии и защитных механизмах были источником споров, поскольку они противоречили теориям Фрейда о развитии и вызвали много дискуссий в мире психологии развития. Примерно в то же время, когда Кляйн представляла свои идеи, Анна Фрейд делала то же самое. Эти двое стали своего рода неофициальными соперниками на фоне длительных дебатов между последователями Кляйн и последователями Фрейда. В ходе этих так называемых « спорных дискуссий » Британское психоаналитическое общество разделилось на три отдельных учебных подразделения: (1) кляйнианское, (2) фрейдистское и (3) независимое. Эти дебаты наконец прекратились [ когда? ] с соглашением о двойном подходе к обучению в области детского анализа.
Вклад в психоанализ
[ редактировать ]

Кляйн был одним из первых, кто применил традиционный психоанализ с маленькими детьми. Она была новаторской в обеих своих техниках. [4] (например, работа с детьми, использующими игрушки) и ее теории развития младенцев.
Наблюдая и анализируя игры и взаимодействия детей, Кляйн опиралась на работу подсознания Фрейда . Ее погружение в бессознательное ребенка позволило обнаружить ранний Эдипов комплекс , а также корни развития Супер-Эго .
Теоретическая работа Кляйн включает веру Фрейда в существование влечения к смерти , отражающую представление о том, что все живые организмы по своей сути тяготеют к «неорганическому» состоянию и, следовательно, каким-то образом к смерти. В психологических терминах предполагается, что Эрос (собственно влечение к жизни), постулируемый поддерживающий и объединяющий принцип жизни, имеет сопутствующую силу, Танатос (влечение к смерти), которая стремится прекратить и разрушить жизнь (хотя Фрейд никогда не использовал термин «Танатос» в его собственном сочинении [5] [6] ). И Фрейд, и Кляйн считали эти «биоментальные» силы основой психики. Эти первичные бессознательные силы, чьей ментальной матрицей является Ид , пробуждают эго — переживающее «я» — к активности. Ид, эго и суперэго , конечно, были просто сокращенными терминами (похожими на инстинкты ), относящимися к очень сложным и по большей части неизведанным психодинамическим операциям.
Младенческие наблюдения
[ редактировать ]Работа Кляйн о важности наблюдения за младенцами началась в 1935 году с публичной лекции в Лондоне по вопросу отлучения от груди .
Кляйн утверждает, что отношения матери и ребенка строятся не только на кормлении и развитии привязанности ребенка; Привязанность и связь матери с ребенком столь же важны, если не больше. Кляйн пришла к такому выводу, используя реальные наблюдения за собой и своими матерями, которых она знала. Она описала, как младенцы проявляют интерес к лицу своей матери, к прикосновениям ее рук и к тому, как младенцы получают удовольствие от прикосновения к материнской груди. Отношения строятся на привязанности, которая возникает очень скоро после рождения. Кляйн говорит, что уже в два месяца младенцы проявляют интерес к матери, выходящий за рамки кормления. Она заметила, что младенец часто улыбается матери и прижимается к ее груди. То, как младенец реагирует и реагирует на отношение и чувства своей матери, любовь и интерес, которые он проявляет, определяют объектные отношения .
Кляйн также говорит, что младенцы осознают, что их достижения, такие как ползание и ходьба, доставляют родителям радость. В одном наблюдении Кляйн говорит, что младенец хочет своими достижениями вызвать у матери любовь и удовольствие. Кляйн говорит, что младенец замечает, что их улыбка делает мать счастливой и привлекает ее внимание. Младенец также осознает, что его улыбка может послужить большей цели, чем его плач.
Кляйн также говорит об « апатичном » ребенке. Она говорит, что ребенка, который наслаждается едой и немного плачет, легко принять за счастливого ребенка. Дальнейшее развитие показывает, что некоторые из этих добродушных младенцев несчастливы. Отсутствие у них плача может быть следствием какой-то апатии. Трудно оценить душевное состояние молодого человека, не принимая во внимание большую сложность эмоций. Когда мы наблюдаем за этими младенцами, мы видим, что возникают большие трудности. Эти дети часто стесняются людей, у них заторможен интерес к внешнему миру, игре, обучению. Они часто медленно учатся ползать и ходить, потому что у них мало стимулов. По мере развития у них часто проявляются признаки невроза. [7]
Детский анализ
[ редактировать ]В то время как идеи Фрейда относительно детей в основном возникли в результате работы со взрослыми пациентами, Кляйн была новаторской в работе непосредственно с детьми, часто начиная с двухлетнего возраста. Кляйн считал детскую игру основным способом эмоционального общения. Наблюдая за детьми, играющими с такими игрушками, как куклы, животные, пластилин или карандаши и бумага, Кляйн документировал их действия и взаимодействия. Затем она попыталась интерпретировать бессознательный смысл их игры. Вслед за Фрейдом она подчеркнула важную роль, которую родительские фигуры играли в фантазийной жизни ребенка, и пришла к выводу, что время возникновения Эдипова комплекса Фрейда было неправильным. Вопреки Фрейду, она предположила, что суперэго присутствует с рождения.
Изучив сверхагрессивные фантазии о ненависти, зависти и жадности у очень маленьких и тревожных детей, Мелани Кляйн предложила модель человеческой психики, которая связывала значительные колебания состояния с постулируемыми пульсациями Эроса или Танатоса. Она назвала состояние ума, в котором поддерживающий принцип жизни доминирует, депрессивной позицией . Депрессивная позиция – это понимание того, что добро и зло едины. Все страхи и переживания за судьбу разрушенных в детской фантазии людей заключаются в последних. Ребенок пытается восстановить свою мать с помощью фантазмов и поведенческой терапии, преодолевая депрессию и тревогу. Он использует фантазии, олицетворяющие любовь и восстановление, чтобы восстановить тех, кого он уничтожил. Мораль основана на точке зрения депрессии. Кляйн назвал ее депрессивной позицией, поскольку усилия по восстановлению целостности поврежденного объекта сопровождаются депрессией и отчаянием. Ведь ребенок сомневается, сможет ли он исправить все, что у него болит. Многие считают это ее самым значительным вкладом в психоаналитическую философию. Позже она развила свои идеи о более раннем психологическом состоянии развития, соответствующем тенденции к дезинтеграции жизни, которую она назвала параноидно-шизоидная позиция . [8] Кляйн ввела термин «параноидно-шизоидная защита», чтобы подчеркнуть, как беспокойство ребенка проявляется в фантазиях о преследовании и как он защищает себя от преследования путем отделения. Параноидно-шизоидная позиция, развивающаяся при рождении, является распространенным психотическим состоянием.
Настойчивое мнение Кляйн о том, что агрессия сама по себе является важной силой при анализе детей, привело ее к конфликту с дочерью Фрейда Анной Фрейд, которая была одним из других выдающихся детских психотерапевтов в континентальной Европе, но в 1938 году переехала в Лондон, где работала Кляйн. в течение нескольких лет. В результате этого конфликта возникло множество споров, которые часто называют спорными дискуссиями . Между двумя сторонами разыгрывались сражения, каждая из которых представляла научные статьи, формулировала свои позиции и то, в чем они расходились, во время войны в Британии. В конечном итоге был достигнут компромисс: в рамках Британского психоаналитического общества были сформированы три отдельные группы обучения, при этом влияние Анны Фрейд оставалось в значительной степени преобладающим в США.
Теория объектных отношений
[ редактировать ]
Кляйн известен как один из основоположников теории объектных отношений . [9] Эта теория психоанализа основана на предположении, что все люди имеют внутри себя внутреннюю и в первую очередь бессознательную сферу отношений. Эти отношения относятся не только к миру вокруг человека, но, в частности, к другим людям, окружающим субъекта. Теория объектных отношений фокусируется в первую очередь на взаимодействии людей с другими, на том, как эти взаимодействия интернализуются и как эти теперь интернализированные объектные отношения влияют на психологическую структуру человека. Термин «объект» относится к потенциальному воплощению страха, желания, зависти или других подобных эмоций. Объект и субъект разделены, [10] что позволяет использовать более упрощенный подход к решению проблем обездоленных областей при использовании в клинических условиях.
Подход Кляйн отличался от подхода эго-психологии Анны Фрейд. Кляйн исследовал межличностный аспект структурной модели. В середине 1920-х годов она иначе думала о первом способе защиты. Кляйн считала, что это изгнание, а Фрейд предполагал, что это вытеснение (Stein, 1990). Кляйн предположила, что младенец может с самого рождения относиться к своей матери, которую считали либо «хорошей», либо «плохой» и интернализовали как архаичный частичный объект, тем самым развивая у младенца фантазийную жизнь. Из-за этого предположения убеждения Кляйн требовали от нее провозглашения того, что эго существует с рождения, что позволяет младенцу взаимодействовать с другими людьми на раннем этапе жизни (Likierman & Urban, 1999).
Влияние на феминизм
[ редактировать ]В Дороти Диннерштейн книге «Русалка и Минотавр» (1976) (также опубликованной в Великобритании под названием «Раскачивание колыбели и управление миром» ), основанной на элементах психоанализа Зигмунда Фрейда , особенно в том виде, в котором их разработала Кляйн, Диннерштейн утверждал, что сексизм и агрессия являются неизбежными последствиями того, что воспитание детей остается исключительно у женщин. [11] Кляйн пришла к выводу, что первой и главной заботой младенца является страх быть уничтоженным гневом, который он испытывает, например, когда его расстраивает мать. [12] В качестве решения Диннерштейн предложил, чтобы мужчины и женщины поровну разделили обязанности по уходу за младенцами и детьми. Она утверждает, что если бы мужчины делили уход за детьми наравне с женщинами, они были бы в равной степени вовлечены в фантазии, связанные с параноидальными и депрессивными переживаниями в младенчестве. Тогда не было бы возможности справиться с этими тревогами и создать более реалистичное отношение как к мужчинам, так и к женщинам. [13] [14] Эта книга стала классикой американского феминизма второй волны и позже была переведена на семь языков. [15]
Феминистки, критикующие работу Кляйн, привлекли внимание к необоснованному предположению о естественной причинно-следственной связи, связывающей пол, гендер и желание, стереотипным гендерным описаниям и в целом предписывающему нормативному привилегированию гетеросексуальной динамики. [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Мелани Кляйн была предметом пьесы Николаса Райта 1988 года под названием «Миссис Кляйн» . Действие пьесы происходит в Лондоне в 1934 году. В пьесе рассказывается о конфликте между Мелани Кляйн и ее дочерью Мелиттой Шмидеберг после смерти сына Мелани Ганса Кляйна. Изображение Мелани Кляйн весьма неблагоприятно: пьеса предполагает, что смерть Ганса была самоубийством, а также показывает, что Кляйн анализировала этих двух детей. В оригинальной постановке в театре Коттесло в Лондоне Джиллиан Бардж сыграла Мелани Кляйн, а Зои Ванамакер и Франческа Аннис сыграли второстепенные роли. В возрождении пьесы в Нью-Йорке в 1995 году Мелани Кляйн сыграла Ута Хаген , которая описала Мелани Кляйн как роль, которую она должна была сыграть. [17] Спектакль транслировался на британской радиостанции BBC 4 в 2008 году и был возобновлен в театре Алмейда в Лондоне в октябре 2009 года с Клэр Хиггинс в роли Мелани Кляйн.
Мелани Кляйн в 1950-е годы - Инди-группа Volcano Suns посвятила свою первую пластинку "The Bright Orange Years" Кляйн за ее работу над детской агрессией.
- Шотландский писатель Александр Макколл Смит широко использует Мелани Кляйн и ее теории в своей серии «44 Scotland Street» . Один из персонажей, Ирен, одержима теорией Кляйн и использует ее, чтобы «направлять» себя в воспитании сына Берти .
Библиография
[ редактировать ]Произведения Мелани Кляйн собраны в четырех томах:
- Собрание сочинений Мелани Кляйн
- Том 1 - Любовь, вина и возмещение ущерба: и другие произведения 1921–1945 , Лондон: Hogarth Press.
- Том 2 – Психоанализ детей , Лондон: Hogarth Press.
- Том 3 – Зависть и благодарность , Лондон: Hogarth Press.
- Том 4 – Рассказ о детском анализе , Лондон: Hogarth Press.
Книги о Мелани Кляйн :*
- Гросскурт, Филлис (1986). Мелани Кляйн: ее мир и ее работа . Нью-Йорк: Альфреда А. Кнопфа , Inc. ISBN 1-56821-445-6 .
- Роберт Хиншелвуд , Сьюзен Робинсон, Оскар Сарате, представляем Мелани Кляйн , Icon Books UK, 2003 г.
- Роберт Хиншелвуд, Словарь кляйнианской мысли , Free Association Books UK, 1989 г.
- Роберт Хиншелвуд, Clinical Klein , Free Association Books UK, 1993 г.
- Мелани Кляйн, «Автобиография Мелани Кляйн», изд. Джанет Сэйерс с Джоном Форрестером, Психоанализ и история 15.2 (2013), стр. 127–63.
- Мэри Л. Якобус, «Поэтика психоанализа: по следам Кляйн», Oxford University Press, 2006, ISBN 0-19-924636-X
- Юлия Кристева , Мелани Кляйн (Европейские перспективы: серия по социальной мысли и культурной критике) тр. Росс Губерман, издательство Колумбийского университета, 2004 г.
- Дональд Мельцер (информация на французском языке) «Кляйнианское развитие (новое издание)», Издательство: Karnac Books; Репринтное издание 1998 г., ISBN 1-85575-194-1
- Дональд Мельцер : «Жизнь во сне: пересмотр психоаналитической теории и техники» Издательство: Karnac Books, 1983, ISBN 0-902965-17-4
- Мейра Ликиерман, «Мелани Кляйн, ее работа в контексте», Continuum International, мягкая обложка, 2002 г.
- Ханна Сигал (Информация на французском языке) :
- «Кляйн» Издательство: Karnac Books; Репринтное издание (1989 г.) ISBN 0-946439-69-9
- «Работа Ханны Сигал: Кляйнианский подход к клинической практике (классический психоанализ и его приложения)» Издатель: Джейсон Аронсон , 1993), ISBN 0-87668-422-3
- «Мечта, фантазия и искусство» Издательство: Routledge; 1 издание 1990 г., ISBN 0-415-01798-X
- Стенограмма семинара «Мотивация: художник и психоаналитик»
- Джон Штайнер (Информация на французском языке) : «Психическое уединение» (...) относительный покой и защита от напряжения, когда значимый контакт с аналитиком переживается как (...), Издатель: Routledge; 1993, ISBN 0-415-09924-2
- К. Фред Алфорд, Мелани Кляйн и критическая социальная теория: отчет о политике, искусстве и разуме, основанный на ее психоаналитической теории , Йельский университет, 1990 г.
- Роуз, Жаклин (1993). Почему война?: психоанализ, политика и возвращение к Мелани Кляйн . Оксфорд, Великобритания Кембридж, Массачусетс, США: Б. Блэквелл. ISBN 9780631189244 .
- Герберт Розенфельд (информация на французском языке) : * «Тупик и интерпретация: терапевтические и антитерапевтические факторы в психоаналитическом лечении психотических, пограничных и невротических пациентов», Издательство: Tavistock Publications, 1987, ISBN 0-422-61010-0
- Джулия Сигал: (1992). Мелани Кляйн. Лондон: Сейдж. ISBN 0-8039-8477-4
- Рональд Бриттон: «Секс, смерть и суперэго: опыт психоанализа», Издательство: Karnac Books; 2003, ISBN 1-85575-948-9
- Рональд Бриттон: «Вера и воображение», Издательство: Taylor & Francisco LTD; 1998, ISBN 0-415-19438-5
- Моник Лоре и Жан-Филипп Рейно, «Мелани Кляйн, живая мысль», Presses Universitaires de France, 2008, ISBN 978-2-13-057039-4
- Кляйн, Мелани (1987). Митчелл, Джульетта (ред.). Избранная Мелани Кляйн . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 9780029214817 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Р. Д. Хиншельвуд : Клинический Кляйн , Basic Books, 2003, ISBN 978-0465029754
- ^ «Траст Мелани Кляйн» . Мелани-Кляйн-trust.org.uk . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ «Биография Мелани Кляйн» . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Орасио Этчегойен : Основы психоаналитической техники , изд. Karnac Books, New Ed, 2005, ISBN 1-85575-455-X
- ^ Джонс, Эрнест (1957) [1953]. Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда. Том 3 . Нью-Йорк: Основные книги . п. 273.
Немного странно, что сам Фрейд никогда, за исключением разговоров, не использовал для обозначения инстинкта смерти термин Танатос , ставший с тех пор столь популярным. Сначала он использовал термины «инстинкт смерти» и «инстинкт разрушения» без разбора, чередуя их, но в дискуссии с Эйнштейном о войне он сделал различие, что первый направлен против личности, а второй, вытекающий из него, направлен наружу. В 1909 году Штекель использовал слово Танатос для обозначения желания смерти, но именно Федерн ввел его в нынешний контекст.
- ^ Лапланш, Жан ; Понталис, Жан-Бертран (2018) [1973]. «Танатос» . Язык психоанализа . Абингдон-он-Темз : Рутледж . ISBN 978-0-429-92124-7 .
- ^ Шервин-Уайт, Сьюзен (январь 2017 г.). «Мелани Кляйн и наблюдение за младенцами». Наблюдение за младенцами . 20 (1): 5–26. дои : 10.1080/13698036.2017.1311235 . ISSN 1369-8036 . S2CID 152199987 .
- ^ Диллон, MC (1978). «Мерло-Понти и психогенез Самости». Журнал феноменологической психологии . 9 (1–2): 84–98. дои : 10.1163/156916278X00032 .
- ^ «Биография Мелани Кляйн» . apadivisions.org . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Джоан Берзофф; Лаура Мелано Фланаган; Патрисия Герц (2016). Изнутри снаружи и снаружи внутри: психодинамическая клиническая теория и психопатология в современном мультикультурном контексте . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442236837 . OCLC 1026414592 .
- ^ Диннерштейн, Дороти (1987). Раскачивание колыбели и управление миром (торговая книга в мягкой обложке) (переиздание с новым введением). Лондон: Женская пресса . п. 26 и 33–34. ISBN 0-7043-4027-5 .
- ^ Сэйерс, Дж. (2013). Автобиография Мелани Кляйн. Психоанализ и история, 15(2), 127– 163. https://doi.org/10.3366/pah.2013.0130 .
- ^ Сэйерс, Дж. (2013). Автобиография Мелани Кляйн. Психоанализ и история, 15(2), 127– 163. https://doi.org/10.3366/pah.2013.0130 .
- ^ Диннерштейн, Дороти (1987). Качание колыбели и управление миром . Лондон: Женская пресса. ISBN 0-7043-4027-5 .
- ^ «Дороти Диннерштейн; писательнице-феминистке было 69 лет» (Некролог). Нью-Йорк Таймс . 19 декабря 1992 г. Проверено 2 апреля 2011 г.
- ^ О'Коннор, Норин и Райан, Джоанна «Кляйн: фантазия о том, что анатомия - это судьба» в книге Шелли Сагуаро (редактор) «Психоанализ и женщина: читатель» , Лондон: Macmillan 2000.
- ↑ Бен Брантли, «Театральный обзор: Ута Хаген возвращается, бросая вино», New York Times, 25 октября 1995 г.
Сэйерс, Дж. (2013). Автобиография Мелани Кляйн. Психоанализ и история, 15(2), 127– 163. https://doi.org/10.3366/pah.2013.0130 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гросскурт, Филлис (1986). Мелани Кляйн: ее мир и ее работа. Альфред А. Кнопф, Inc., ISBN 1-56821-445-6
- Кристева, Юлия (2000). Мелани Кляйн. Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк (перевод с французского Росс Губерман).
- Ликиерман, Мейра (2001) Мелани Кляйн: ее работа в контексте . Continuum Books, Лондон/Нью-Йорк.
- Растин, Маргарет; Растин, Майкл (2016). Чтение Кляйн - Новая серия учебных пособий по психоанализу в библиотеке . Рутледж, Лондон. ISBN 1134832672 .
- Спиллиус, Элизабет и др. (2011). Новый словарь кляйнианской мысли. Рутледж, Лондон.
- Штайнер, Джон (2017). Лекции по технике Мелани Кляйн: под редакцией критического обзора Джона Штайнера. Рутледж, Лондон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мелани Кляйн, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Мелани Кляйн, в Wikiquote
- Личные документы Мелани Кляйн доступны для изучения в коллекции Wellcome.
- Мелани Кляйн в Британской энциклопедии
- Биография, психоаналитические техники, теория
- Мелани Кляйн Траст
- Биография на FeministVoices.com
- 1882 рождения
- 1960 смертей
- Психоаналитики из Вены
- Еврейские учёные
- Еврейские психоаналитики
- Австрийские евреи
- Евреи из Австро-Венгрии
- Австрийские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Британские психоаналитики
- Эпистемологи
- Трансдисциплинарность
- Психологи XX века
- Теоретики мотивации
- Позитивные психологи
- Развитие ребенка
- Психологи развития
- Фрейдисты
- Анализы Карла Абрахама
- Анализ Шандора Ференци
- Теоретики объектных отношений
- Австрийские писатели XX века
- Австрийские писательницы XX века
- Женщины-писатели XX века
- История психического здоровья в Соединенном Королевстве