Jump to content

Нарративная терапия

Нарративная терапия
МеШ D062525
Майкл Уайт (на фото) помог разработать нарративную терапию.

Нарративная терапия (или нарративная практика ) [1] Это форма психотерапии , целью которой является помочь пациентам определить свои ценности и навыки, связанные с ними. Это дает пациенту знание о своей способности жить этими ценностями, чтобы он мог эффективно противостоять текущим и будущим проблемам. Терапевт стремится помочь пациенту стать соавтором нового повествования о себе, исследуя историю этих ценностей. Нарративная терапия – это подход к терапевтическим беседам, основанный на социальной справедливости и стремящийся бросить вызов доминирующим дискурсам , которые деструктивно формируют жизнь людей. Хотя нарративная работа обычно относится к области семейной терапии, многие авторы и практики сообщают об использовании этих идей и практик в общественной работе, школах и высших учебных заведениях. [2] [3] Нарративная терапия стала ассоциироваться как с совместной, так и с личностно-центрированной терапией. [4] [ нужна страница ] [5] [6] [7] [8]

Нарративная терапия была разработана в 1970-х и 1980-х годах главным образом австралийским социальным работником Майклом Уайтом и Дэвидом Эпстоном из Новой Зеландии. [9] [10] и на него повлияли различные философы, психологи и социологи, такие как Мишель Фуко , [9] [11] Джером Брунер , [12] Лев Семенович Выготский [13] и т. д.

Карты разговоров

[ редактировать ]

Пересоздание личности

[ редактировать ]

Нарративный терапевт сосредотачивается на том, чтобы помочь людям создать истории о себе, о своей личности, которые будут им полезны. [14] Эта работа по «пересозданию идентичности» помогает людям определить свои ценности и выявить навыки и знания, необходимые для воплощения этих ценностей посредством умелого использования терапевтом слушания и вопросов. [15] Благодаря процессу выявления истории ценностей в жизни людей терапевт и клиент могут совместно создать новую историю о человеке. [16] : 24 

История, которую люди рассказывают о себе, и то, что о них рассказывают, важна для этого подхода, который утверждает, что история личности человека может определять то, что, по его мнению, возможно для него самого. Процесс повествования позволяет людям определить, какие ценности для них важны и как они могут использовать свои собственные навыки и знания, чтобы жить по этим ценностям. [16] : 36 

Это включает в себя сосредоточение внимания на «уникальных результатах» (термин Эрвинга Гоффмана ) или исключениях из проблемы, которые не были бы предсказаны изложением проблемы или самой историей. [ нужна ссылка ]

Экстернализация разговоров

[ редактировать ]

Концепция идентичности важна в нарративной терапии. Этот подход направлен на то, чтобы не смешивать идентичности людей с проблемами, с которыми они могут столкнуться, или с ошибками, которые они совершили. Скорее, этот подход стремится избежать модернистских, эссенциалистских представлений о личности, которые заставляют людей верить в существование биологически детерминированного «истинного я» или «истинной природы». Вместо этого идентичность, рассматриваемая прежде всего как социальная, может меняться в зависимости от выбора, который делают люди. [17] [ нужна страница ]

Чтобы отделить личности людей от проблем, с которыми они сталкиваются, нарративная терапия использует внешние разговоры. Процесс экстернализации позволяет людям задуматься о своих отношениях с проблемами. [9] Сильные стороны или положительные качества человека также могут быть экстернализованы, что позволяет людям узнавать истории о том, как такие сильные стороны и положительные качества входят в жизнь человека, и участвовать в построении и реализации предпочитаемых идентичностей. [ нужна ссылка ]

Экстернализующий . акцент предполагает называние проблемы, чтобы человек мог оценить влияние проблемы на свою жизнь, проанализировать, как проблема действует или работает в его жизни, и, в конце концов, выбрать свое отношение к проблеме [17]

«Заявление о карте положения»

[ редактировать ]

При нарративном подходе терапевт стремится принять совместную терапевтическую позицию, а не навязывать людям идеи, давая им советы. Майкл Уайт разработал карту разговора, названную «Карта изложения позиции», предназначенную для того, чтобы выявить у клиента собственную оценку проблем и событий в его жизни. Считается, что и терапевт, и клиент обладают ценной информацией, имеющей отношение к процессу и содержанию терапевтической беседы. Принимая позицию любопытства и сотрудничества, терапевт стремится дать людям неявное сообщение о том, что у них уже есть знания и навыки для решения проблем, с которыми они сталкиваются. Когда люди разрабатывают решения своих проблем на основе своих собственных ценностей, они могут стать гораздо более приверженными реализации этих решений. [18]

Практика запоминания

[ редактировать ]

Нарративная терапия определяет, что идентичности являются социальными достижениями, а практика воспоминания сближает тех, кто поддерживает предпочтительную историю человека о себе, и отстраняет тех, кто не поддерживает этого человека. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]

Отсутствует, но неявно

[ редактировать ]

Вдохновленный работами Жака Деррида , Майкл Уайт заинтересовался ценностями, скрытыми в человеческой боли, их чувстве неудачи и действиях. [ нужна ссылка ] Часто люди чувствуют боль или неудачу только тогда, когда их ценности умаляются или когда их отношения и жизнь не такие, какими они должны быть. Кроме того, часто возникают тупики в инициативах, которые люди предпринимают в жизни, также руководствуясь неявными ценностями.

Карта сторонних свидетелей

[ редактировать ]

В этой конкретной повествовательной практике или разговоре посторонние свидетели приглашаются слушателей на консультацию. [ нужна ссылка ] Часто это друзья консультирующего или бывшие клиенты терапевта, обладающие собственными знаниями и опытом решения рассматриваемой проблемы. Во время первого интервью между терапевтом и консультирующим человеком посторонний слушает без комментариев.

Затем терапевт беседует с ними, давая им инструкции не критиковать, не оценивать и не делать заявлений о том, что они только что услышали, а вместо этого просто сказать, какая фраза или образ им запомнились, после чего следует любой резонанс между их жизненными трудностями и теми, свидетелями которых они только что стали. . Наконец, постороннего спрашивают, каким образом он может почувствовать изменение в своих ощущениях по сравнению с тем, когда он впервые вошел в комнату. [19]

Затем аналогичным образом терапевт обращается к консультирующему, который все это время слушал, и расспрашивает его о том, какие образы или фразы выделялись в только что услышанном разговоре и какие резонансы затронули в нем струну.

В конце концов, беседа со свидетелем со стороны часто оказывается полезной для свидетелей. Но для консультирующего человека результаты замечательны: он узнает, что не единственный, кто столкнулся с этой проблемой, и приобретает новые образы и знания о ней и выбранном им альтернативном направлении в жизни. Основная цель нарративной терапии — вовлечься в проблемы людей, предложив альтернативное лучшее решение. [ нужна ссылка ]

Терапевтические документы

[ редактировать ]

Нарративная терапия воплощает в себе высокую оценку создания и использования документов, как, например, когда человек и консультант являются соавторами «Сертификата об окончании блюза». [20] В некоторых случаях записи по делу создаются совместно с клиентами для предоставления документации, а также показателей прогресса.

Социально-политический терапевтический подход

[ редактировать ]

Четкое осознание влияния властных отношений в терапевтических беседах с обязательством перепроверять с клиентом эффекты терапевтических стилей, чтобы смягчить возможный негативный эффект невидимых предположений или предпочтений терапевта. [21] Существует также понимание того, как социальные представления, такие как женственность и мужественность, могут быть искажены и негативно влиять на идентичность людей. [16] : 23–38 

Расстройства пищевого поведения

[ редактировать ]

Нарративная терапия внесла большой вклад в область расстройств пищевого поведения. Дэвид Эпстон, Стивен Мэдиган и Катрина Браун внесли наиболее значительный вклад в депатологизирующий подход к этой проблеме. [16] [ нужна страница ]

Мужчины и домашнее насилие

[ редактировать ]

Нарративная терапия также применяется для работы с мужчинами, которые жестоко обращаются со своими партнершами. Алан Дженкинс и Тод Огаста-Скотт были наиболее плодовитыми в этой области. Они объединили социально-политический анализ насилия, в то же время привлекая мужчин к участию в уважительной и совместной манере. [16] [ нужна страница ] [22] [ нужна страница ]

Общественная работа

[ редактировать ]

Нарративная терапия также использовалась в различных общественных условиях. В частности, упражнение под названием «Древо жизни» использовалось для мобилизации сообществ действовать в соответствии со своими собственными ценностями. [23]

Было несколько формальных критических замечаний в отношении нарративной терапии по поводу ее теоретических и методологических несоответствий, а также различных других проблем. [24] [25] [26]

  • Нарративная терапия подвергалась критике за то, что она придерживается социального конструктивистского убеждения, что не существует абсолютных истин, а есть только социально одобряемые точки зрения, и что нарративные терапевты просто отдают предпочтение заботам своего клиента над «доминирующими» культурными нарративами. [25] [27]
  • Некоторые критики выразили обеспокоенность тем, что нарративная терапия сделала своих лидеров гуру, особенно в свете того, что ее ведущие сторонники склонны чрезмерно резко относиться к большинству других видов терапии. [25] [27]
  • Нарративная терапия также подвергается критике за отсутствие клинических и эмпирических исследований, подтверждающих ее многочисленные утверждения. [28] Этчисон и Кляйст (2000) заявили, что акцент нарративной терапии на качественных результатах не соответствует более масштабным количественным исследованиям и результатам, которые сегодня используются в большинстве уважаемых эмпирических исследований. Это привело к отсутствию исследовательского материала, который мог бы подтвердить заявления об эффективности. [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Переавторство (18 августа 2015 г.). «Что такое повествовательная практика?» . Переавторское обучение . Проверено 6 октября 2021 г.
  2. ^ Уинслейд, Джон; Монк, Джеральд (2000). Нарративная медиация: новый подход к разрешению конфликтов . Сан-Франциско: Джосси-Басс . ISBN  0787941921 . OCLC   42598442 .
  3. ^ Нюлунд, Дэвид; Тилсен, Джули (декабрь 2006 г.). «Педагогика и практика: постмодернистский дух в классе». Журнал системной терапии . 25 (4): 21–31. дои : 10.1521/jsyt.2006.25.4.21 .
  4. ^ Малинен, Тапио; Купер, Скот Дж.; Томас, Фрэнк Н., ред. (2012). Мастера нарративной и совместной терапии: голоса Андерсена, Андерсона и Уайта . Нью-Йорк: Рутледж . дои : 10.4324/9780203806999 . ISBN  9780789038258 . OCLC   703208854 .
  5. ^ Чоу, Эстер О.В. (20 августа 2014 г.). «Нарративная терапия - оцененное вмешательство для улучшения социальной и эмоциональной адаптации людей, переживших инсульт» . Клиническая реабилитация . 29 (4). Публикации SAGE: 315–326. дои : 10.1177/0269215514544039 . ISSN   0269-2155 . ПМИД   25142279 . S2CID   33230523 . В нарративной терапии люди конструируют свои жизненные истории, чтобы придать смысл своей жизни. Однако, учитывая повествование о болезни, эти истории обычно носят ограничительный и обвиняющий характер. ...нарративные терапевты верят, что множественные реальности могут служить средством, помогающим людям перестроить свою жизнь с более позитивной и благодарной точки зрения.
  6. ^ Гроссёме, Дэниел Х. (2013). «Капелланство и нарративная теория: ответ на тематическое исследование риска» . Журнал капеллана здравоохранения . 19 (3). Информа UK Limited: 99–111. дои : 10.1080/08854726.2013.806119 . ISSN   0885-4726 . ПМК   4609436 . ПМИД   23844843 . Хотя и нарративная терапия, и нарративная теория фокусируются на рассказывании историй и построении смысла, они разные; нарративная терапия, сопротивляющаяся «экспертному» знанию (что означает власть), на которое по своей сути претендует тот, кто классифицирует или маркирует нарратив как определенный тип. Власть не является внутренним качеством людей, которые применяют ее по отношению к другим, а вместо этого власть заключается в совместно созданном значении, которое люди придают проблеме в своей жизни.
  7. ^ Кашин, Эндрю (2008). «Нарративная терапия: психотерапевтический подход в лечении подростков с синдромом Аспергера». Журнал детского и подросткового психиатрического ухода . 21 (1). Уайли: 48–56. дои : 10.1111/j.1744-6171.2008.00128.x . ISSN   1073-6077 . ПМИД   18269411 . Нарративная терапия, в частности, предполагает работу с человеком над изучением и редактированием историй, которые человек рассказывает себе о мире, чтобы способствовать социальной адаптации при работе над конкретными жизненными проблемами. Эти сложные истории включают в себя те, которые связаны с тем, кем они являются как личности, и их интерпретацией событий, которые сигнализируют им, где они вписываются в мир. Речь идет, в первую очередь, о перезаказе частей или, в некоторых случаях, всей личной документации в головной картотеке.
  8. ^ СТРЭНД, ПОЛ С. (1997). «На пути к повествовательной терапии, основанной на развитии». Семейный процесс . 36 (4). Уайли: 325–339. дои : 10.1111/j.1545-5300.1997.00325.x . ISSN   0014-7370 . ПМИД   9543655 . ...расфокусироваться на патологии, одновременно устно разъясняя скрытые сильные стороны и ресурсы семей (4), а также генерируя вопросы, в результате которых важные семейные рассказы переписываются, чтобы предоставить больше возможностей для разработки решений существующих проблем. ...нарративные подходы предназначены для того, чтобы освободить семьи от их трудностей, помогая им вербально построить новые ментальные рамки, которые принижают значение проблем и/или открывают возможности для их решения.
  9. ^ Jump up to: а б с Уайт, Майкл ; Эпстон, Дэвид (1990). Нарративные средства достижения терапевтических целей . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN  0393700984 . ОСЛК   20828023 .
  10. ^ Пейн, Мартин (2015). «Нарративная терапия». В Нельсон-Джонс, Ричард (ред.). Теория и практика консультирования и психотерапии Нельсона-Джонса (6-е изд.). Лос-Анджелес: Публикации SAGE . стр. 360–382. ISBN  9781446295564 . OCLC   897445861 .
  11. ^ Комбс, Джин; Фридман, Джилл (октябрь 2012 г.). «Повествование, постструктурализм и социальная справедливость: современные практики нарративной терапии». Консультирующий психолог . 40 (7): 1033–1060. дои : 10.1177/0011000012460662 . ISSN   0011-0000 . S2CID   145432322 .
  12. ^ Уайт, Майкл (2016). Классика нарративной терапии . Аделаида, Южная Австралия. ISBN  978-0-9752180-8-2 . OCLC   961218406 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Кингсли), Уайт, Майкл (Майкл (2006). Нарративная терапия с детьми и их семьями . Публикации Далвичского центра. ISBN  0-9752180-2-6 . OCLC   70782282 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Ангус, Линн Э.; Маклеод, Джон (2004). Справочник по нарративу и психотерапии: практика, теория и исследования . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации SAGE. п. 60. ИСБН  0-7619-2684-4 . OCLC   52766323 . Сюжеты, созданные обществом и адаптированные к местным обстоятельствам отдельных людей, называются доминирующими историями. Преодоление доминирующей истории: терапевт работает с человеком, чтобы деконструировать его или ее доминирующий сюжет. Первый шаг в преодолении внутренней, культурно навязанной истории о себе — донести эту историю до сознания.
  15. ^ Бавелас, Джанет Б.; Коутс, Линда; Джонсон, Труди (декабрь 2000 г.). «Слушатели как сорассказчики». Журнал личности и социальной психологии . 79 (6): 941–952. дои : 10.1037/0022-3514.79.6.941 . ПМИД   11138763 . S2CID   39770808 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и Браун, Катрина; Огаста-Скотт, Тод, ред. (2007). Нарративная терапия: обретение смысла, создание жизни . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации SAGE . ISBN  978-1412909877 . OCLC   64688794 .
  17. ^ Jump up to: а б Уайт, Майкл (2007). Карты повествовательной практики . Нью-Йорк: WW Norton & Company . п. 139. ИСБН  9780393705164 . OCLC   76792066 .
  18. ^ Уайт, Майкл (1995). Переписывание жизней: интервью и эссе . Аделаида: Публикации Далвичского центра. п. 39. ИСБН  9780646227351 . OCLC   34403483 .
  19. ^ Уайт, Майкл (2004). Нарративная практика и экзотическая жизнь: возрождение разнообразия в повседневной жизни . Аделаида: Публикации Далвичского центра. п. 15. ISBN  9780957792999 . ОСЛК   60583048 .
  20. ^ Пейн, Мартин (2006). Нарративная терапия: введение для консультантов (2-е изд.). Лондон; Таузенд-Оукс: Публикации SAGE . п. 106. дои : 10.4135/9781446213322 . ISBN  9781412920124 . OCLC   62178252 .
  21. ^ Мэдиган, Стивен (2019). Нарративная терапия . Серия «Теории психотерапии» (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация . п. 81. дои : 10.1037/0000131-000 . ISBN  9781433829864 . ОСЛК   1056201760 . S2CID   150822712 .
  22. ^ Огаста-Скотт, Тод; Скотт, Катрина; Тутти, Лесли М., ред. (2017). Инновации в мерах по борьбе с насилием со стороны интимного партнера: исследования и практика . Нью-Йорк: Рутледж . дои : 10.4324/9781315532776 . ISBN  9781138692268 . OCLC   948558557 .
  23. ^ Денборо, Дэвид (2014). Пересказ историй из нашей жизни: ежедневная нарративная терапия для черчения вдохновения и преобразования опыта . Нью-Йорк: WW Norton & Company . стр. 11–21. ISBN  9780393708158 . ОСЛК   855507198 .
  24. ^ Фиш, Винсент (июль 1993 г.). «Постструктурализм в семейной терапии: исследование повествовательного/разговорного режима». Журнал супружеской и семейной терапии . 19 (3): 221–232. дои : 10.1111/j.1752-0606.1993.tb00983.x .
  25. ^ Jump up to: а б с Минухин, Сальвадор (октябрь 1998 г.). «Где семья в повествовательной семейной терапии?». Журнал супружеской и семейной терапии . 24 (4): 397–403. дои : 10.1111/j.1752-0606.1998.tb01094.x . ПМИД   9801999 .
  26. ^ Мэдиган, Стивен (март 1996 г.). «Политика идентичности: рассмотрение общественного дискурса при вынесении вовне внутренних проблемных разговоров». Журнал системной терапии . 15 (1): 47–62. дои : 10.1521/jsyt.1996.15.1.47 .
  27. ^ Jump up to: а б Доан, Роберт Э. (осень 1998 г.). «Король умер; да здравствует король: нарративная терапия и практика того, что мы проповедуем». Семейный процесс . 37 (3): 379–385. дои : 10.1111/j.1545-5300.1998.00379.x . ПМИД   9879006 .
  28. ^ Jump up to: а б Этчисон, Мэри; Клейст, Дэвид М. (январь 2000 г.). «Обзор нарративной терапии: исследования и полезность» . Семейный журнал . 8 (1): 61–66. дои : 10.1177/1066480700081009 . S2CID   143708204 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7f0f82eab736d0be0e0df81488974a1__1709393940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/a1/d7f0f82eab736d0be0e0df81488974a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Narrative therapy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)