Jump to content

Параноидальная фантастика

Параноидальная фантастика — это термин, который иногда используется для описания литературных произведений , в которых исследуется субъективная природа реальности и то, как ею могут манипулировать силы, находящиеся у власти. [1] Эти силы могут быть внешними, например, тоталитарное правительство, или внутренними, например, психическое заболевание персонажа или отказ принять суровость мира, в котором он находится.

Элементы параноидальной фантастики можно увидеть в произведениях конца 19 — начала 20 века. В некоторых романах Федора Достоевского фигурируют параноидальные и психологически неуравновешенные персонажи, действие которых происходит на мрачном фоне модернизирующейся России . Франц Кафка , в частности, был известен своими преувеличенными описаниями того, что он изображал в своих произведениях как реальную жизнь, чтобы усилить абсурдность жизненных тем, которые они передавали. Точно так же работы Джорджа Оруэлла , хотя и не столь преувеличенные, подтвердили практику использования антиутопической литературы, чтобы по-новому взглянуть на весьма распространенные темы, включая идентичность и личные желания.

Термин «параноидальная фантастика» был впервые придуман для обозначения сенсационных и необычных историй как причудливых и, следовательно, выходящих за рамки литературной фантастики. начиная с Первой мировой войны Однако, , модернисты начали исследовать более странные темы жизни в искусстве в ответ на [ нужна ссылка ] темы смерти эффективно механизированы и с ними невозможно играть из-за графических изображений войны. В результате модернистская литература имела тенденцию исследовать смысл и конструкцию реальности, отходя от прогрессивной причинно-следственной структуры реалистической фантастики к более сложному и бессвязному изображению реальности. [2]

После мировой войны Второй абсурдисты продвинули этот фокус еще на шаг дальше, поместив эти общие темы в сюрреалистические и фантастические декорации, превратив то, что в противном случае было бы обыденным, в отличительные, выдающиеся концепции, тем самым превратив жанр параноидальной фантастики в законный.

Филипа К. Дика чаще всего считают прародителем современной параноидальной фантастики. Его работы родились из паранойи и галлюцинаций; у него были внезапные видения мест, в которых он никогда не был, и событий, свидетелем которых он никогда не был, возможно, из -за височной эпилепсии или активного воображения. Эти видения были настолько яркими, что Дик записал их на бумаге, всегда классифицируя их как всего лишь «спекулятивные мысли» и, таким образом, выходящие за рамки обычного мышления. [3]

Большинство работ Дика начинаются без происшествий в, казалось бы, обычной обстановке, затем переходят в сюрреалистическую фантазию , где персонажи обнаруживают, что то, что они считали реальным, на самом деле было заблуждением. На протяжении всех своих работ Дик поддерживал баланс между ожидаемыми чертами жанра научной фантастики, к которым они также были отнесены, и эксцентричными и тревожными элементами, исходящими из его ума. [4] Постоянной темой в его работах является то, как реальность воспринимается и по-разному воспринимается людьми в зависимости от их образа мышления.

Характеристики

[ редактировать ]

По своей сути, параноидальная художественная литература относится конкретно к произведениям о спекуляциях и возможных заговорах людей, находящихся у власти, рассказанных ненадежным рассказчиком . [4] Однако самым популярным типом параноидальной фантастики оказался тот, в котором Вселенная на первый взгляд кажется определенной и реальной, но при ближайшем рассмотрении оказывается обманчивой и намеренно вводящей в заблуждение. [ нужна ссылка ] В этих произведениях либо поднимаются вопросы о реальности мира, в котором живут персонажи, либо проводится различие между миром фантазий и его реальностью.

Параноидальная фантастика часто пересекается со многими другими жанрами, чаще всего с фантастикой -антиутопией , научной фантастикой и фильмом-нуар , разделяя многие из ее основных тем и литературных приемов. Однако в целом параноидальная литература избегает явно определенных тем и конкретных мотивов в пользу аллегорий и двусмысленной символики , чтобы подчеркнуть сказочную и нереальную природу мира персонажей. [5] Например, чисто антиутопические произведения обычно исследуют механизмы и мотивы тоталитарного государства, направленного на то, чтобы держать своих людей под контролем, тогда как произведения параноидальной фантастики больше концентрируются на влиянии государства на психическое и эмоциональное благополучие его жителей , и его последствия для декадентского состояния общества. Джорджа Оруэлла «Девятнадцать восемьдесят четыре» можно рассматривать как баланс того и другого, изображая партию, подавляющую свободу воли посредством строго определенных формулировок и постоянного контроля, а также посредством психологических пыток и искажения точек зрения людей на то, что истинно, а что нет. ЛОЖЬ.

Чтобы еще больше повысить свой « магический реализм », произведения параноидальной фантастики часто используют общие приемы и архетипы из других жанров, включая структуру детективного решения, повороты сюжета или философские темы, чтобы создать сюрреалистический тон и атмосферу страха и ужаса. Сюжеты также имеют тенденцию быть причудливыми и иногда футуристическими, чтобы подчеркнуть присущую им абсурдность и изобретательность, но при этом сохранять некоторую долю реализма, чтобы прокомментировать, насколько на первый взгляд нереалистичные истории могут на самом деле (часто пугающе) быть ближе к реальной жизни, чем можно было бы подумать на первый взгляд. первый взгляд. [5]

Иногда параноидальная литература решительно подразумевает, а иногда и прямо признает, что созданный ею мир — ложь или иллюзия. В этом случае в центре сюжета будет борьба главного героя между физическим и духовным; то есть реальный мир, в котором они находятся, по сравнению с миром, который они хотят видеть и в который они хотят верить. Здесь причиной фантазии являются внутренние желания, сомнения и подозрения главного героя. Такие работы, как правило, более интроспективны и ориентированы на личность, чем на сообщество или режим. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Постмодернистская перспектива: параноидальный глаз. Новая история литературы . Том 28, номер 1, зима 1997 г., стр. 87-109.
  2. ^ Лай, Джон (1997). «Некоторые атрибуты модернистской литературы».
  3. ^ Дэвис, Эрик. «Божественное вмешательство Филипа К. Дика». Архивировано 5 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Странные слова: параноик».
  5. ^ Перейти обратно: а б «Параноидальная фантастика».
  6. ^ С любовью, Дилан (30 января 2014 г.). «Параноидальная научная фантастика Филипа К. Дика во многом стала нашей повседневной реальностью» . Бизнес-инсайдер . Проверено 8 декабря 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Пайк, Дэвид Лоуренс (январь 2012 г.). Канадское кино с 1980-х годов: в самом сердце мира . Университет Торонто Пресс. п. 54. ИСБН  978-1442612402 . Проверено 8 декабря 2015 г.
  8. ^ Вест, Джейсон П. (2009). Постмодернистский гуманизм Филипа К. Дика . Пугало Пресс. п. 6 . ISBN  978-0810862128 .
  9. ^ Крэнфордтиг, Джейсон. «Филип К. Дик о пророках научной фантастики сегодня вечером» . Проводной . Проверено 8 декабря 2015 г.
  10. ^ Грант, Кэти (29 мая 2004 г.). «Просто капелька паранойи» . Зритель . Проверено 6 июля 2021 г.
  11. ^ Данцигер, Мари А. (1 января 1997 г.). Текст/Контртекст: Постмодернистская паранойя у Сэмюэля Беккета, Дорис Лессинг и Филипа Рота (1-е изд.). Питера Лэнга Паблишинга Инк. ISBN  978-0820428710 .
  12. ^ Хэнсон, Мэтт (19 октября 2019 г.). «Выносливость Сартра: выхода нет» . Американский интерес . Проверено 6 июля 2021 г.
  13. ^ Тотин, Корин (12 августа 2020 г.). «Друг Мира существует в очень странном пространстве» . Больной Фликс . Проверено 9 марта 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36d4e7577f6b0c9ac49fb4c2299afa32__1715402220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/32/36d4e7577f6b0c9ac49fb4c2299afa32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paranoid fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)