Jump to content

Эргодическая литература

Эргодическая литература — это термин, придуманный Эспеном Дж. Орсетом в его книге 1997 года «Кибертекст — перспективы эргодической литературы» для описания литературы, в которой читателю требуются нетривиальные усилия для перемещения по тексту. Этот термин происходит от греческих слов ergon , что означает «работа», и hodos , что означает «путь». [1] Оно связано с понятием кибертекста и описывает кибертекстовый процесс, включающий семиотическую последовательность, не учитываемую понятиями «чтение». [2]

Концепция

[ редактировать ]

Книга Ошета содержит наиболее часто цитируемое определение эргодической литературы:

В эргодической литературе требуются нетривиальные усилия, чтобы позволить читателю перемещаться по тексту. Чтобы эргодическая литература имела смысл как концепция, должна существовать и неэргодическая литература, в которой усилия по прохождению текста тривиальны, и на читателя не возлагается никакая экстраноэматическая ответственность, за исключением (например) движений глаз и периодических или произвольных поворотов головы. страницы. [1] : 1 

В дополнение к приведенному выше определению Ошет объяснил эргодическую литературу как двойную: обычный текст и машину, способную создавать несколько проявлений текста. [3] Одно из главных нововведений концепции эргодической литературы заключается в том, что она не зависит от среды, пока среда способна создавать итерацию текста. Исследователи новых медиа, как правило, сосредотачиваются на средстве текста, подчеркивая, что он, например, бумажный или электронный. Ошет отказался от этого основного предположения о том, что среда является наиболее важным различием, и утверждал, что механика текстов не обязательно должна быть специфичной для среды.

Эргодическая литература определяется не средой, а тем, как функционирует текст. Таким образом, как бумажные, так и электронные тексты могут быть эргодическими: «Эргодическое произведение искусства — это произведение, которое в материальном смысле включает правила для собственного использования, произведение, в которое встроены определенные требования, которые автоматически различают успешных и неуспешных пользователей». ." [1] : 179 

Кибертекст

[ редактировать ]

Кибертекст — это подкатегория эргодической литературы, которую Ошет определяет как «тексты, в которых при создании скриптонов используются вычисления». [1] : 75  Процесс чтения печатных материалов, напротив, включает в себя «тривиальные» экстраноэматические усилия, то есть просто перемещение глаз по строкам текста и перелистывание страниц. Таким образом, гипертекстовая литература в виде простых узлов и ссылок является эргодической литературой, а не кибертекстом. Читателю требуется нетривиальное усилие для перемещения по тексту, поскольку читатель должен постоянно выбирать, по какой ссылке перейти, но ссылка при нажатии всегда будет вести к одному и тому же узлу. Чат-бот, такой как ELIZA, представляет собой кибертекст, потому что, когда читатель вводит предложение, текстовая машина фактически выполняет вычисления на лету, которые генерируют текстовый ответ. « И-Цзин» также называют примером кибертекста, поскольку он содержит правила собственного чтения. Читатель осуществляет расчет, но правила четко заложены в самом тексте.

Утверждалось, что эти различия не совсем ясны, и ученые до сих пор спорят о тонкостях определений. [4]

Концепции кибертекста и эргодической литературы имели основополагающее значение для исследований новых медиа, в частности литературных подходов к цифровым текстам и исследованиям игр.

Примеры, приведенные Ошетом, включают разнообразную группу текстов. Все эти примеры требуют нетривиальных усилий от читателя, который должен активно участвовать в построении текста.

Примеры эргодической литературы
Заголовок Создатель Формат или описание
(Конкретный пример или место не указаны) Древние египтяне Надписи на каменных стенах храмов Древнего Египта , соединенные в двух измерениях (на одной стене) или в трех измерениях (от стены к стене или от комнаты к комнате).
И Цзин Китай, 900 г. до н. э. Текст гадания, в котором пучки стеблей тысячелистника расположены в виде цифр.
Каллиграммы Аполлинер Стихотворение или серия стихотворений, слова которых «разбросаны в нескольких направлениях, образуя картинку на странице, без четкой последовательности для чтения».
Выбери свое приключение Эдвард Паккард набор детских романов, написанных от второго лица, в которых читатель делает выбор, что приводит к множеству различных возможных концовок.
Композиция №1, Роман Марк Сапорта роман с перетасовываемыми страницами
Сто тысяч миллиардов стихотворений Раймон Кено Набор из десяти сонетов, каждая строка на отдельной полоске карточки. Все десять сонетов имеют не только одинаковую схему рифмы, но и одинаковые звуки рифм, поэтому любые строки сонета можно сочетать с любыми из девяти остальных.
Несчастные Б.С. Джонсон «Книга в коробке», 1969. Указаны первая и последняя главы; Остальные 25 глав предназначены для чтения в любом порядке.
Мечта нижнего Арно Шмидт Роман, опубликованный в формате фолио объемом 1334 страницы, изложен в основном в трех сменяющихся колонках, где текст представлен в виде заметок, коллажей и машинописных страниц.
Хазарский словарь Милорад Павич Три мини-энциклопедии с перекрестными ссылками, иногда противоречащие друг другу, каждая из которых составлена ​​на основе источников одной из основных авраамических религий. была поставлена ​​балетная адаптация Кроме того, в опере и театре «Мадленианум» .
Пейзаж, написанный чаем Милорад Павич описан как «Роман для любителей кроссвордов».
Бледный огонь Vladimir Nabokov Стихотворение из 999 строк под названием «Бледный огонь», написанное вымышленным поэтом Джоном Шейдом , с предисловием, длинными комментариями и указателем, написанными соседом и академическим коллегой Шейда Чарльзом Кинботом .
ЭЛИЗА Джозеф Вайценбаум ранняя обработки естественного языка компьютерная программа , созданная с 1964 по 1966 год в Массачусетском технологическом институте.
Ратер Уильям Чемберлен и Томас Эттер программа искусственного интеллекта , которая случайным образом генерирует англоязычную прозу
Полдень: история Майкл Джойс электронная литература, издаваемая Eastgate Systems , известная как одно из первых произведений гипертекстовой фантастики.
Многопользовательское подземелье (также известное как MUD1 ) Рой Трубшоу и Ричард Бартл текстовый многопользовательский виртуальный мир в реальном времени
TinyMUD Джеймс Аспнес текстовый многопользовательский виртуальный мир в реальном времени
Трилогия о Грифоне и Сабине Ник Банток Три истории, рассказанные в серии писем и открыток между двумя главными героями. На каждой странице — открытка или письмо, вложенное в конверт.
С. [5] Джей Джей Абрамс и Даг Дорст Состоит из романа «Корабль Тесея» (вымышленного автора), рукописных заметок на полях книги и отдельных дополнительных материалов.
Дом листьев Марк З. Данилевски Роман с весьма необычной планировкой, представленный как рассказ о рукописи о фильме о странном доме.
Z213: Выход [6] [7] Димитрис Лиакос одновременно и повесть, и поэма, и дневник, как последовательность разрозненных дневниковых записей.
Аваловара Осман Линс роман о потоке сознания, содержащий загадки, головоломки, анаграммы, палиндромы и значительную игру слов.
Классики Хулио Кортасар роман о потоке сознания , который можно читать в двух разных последовательностях глав.
999. Девять часов, девять человек, девять дверей. Котару Учикоши Японская приключенческая игра для Nintendo DS , повествование которой ведется одновременно с двух точек зрения, каждая из которых отображается на отдельном экране.
ХХ Райан Хьюз Научно -фантастический роман, рассказанный частично через эфемеры, такие как рассекреченные документы, произведения искусства, графики и роман в романе.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Осет, Эспен Дж. (1997). Кибертекст — взгляд на эргодическую литературу . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 1–2. ISBN  978-0801855795 .
  2. ^ Гендолла, Питер; Шефер, Йорген (2007). Эстетика сетевой литературы: написание, чтение и воспроизведение на программируемых носителях . Пискатауэй, Нью-Джерси: Издатели транзакций. п. 71. ИСБН  9783899424935 .
  3. ^ Эйхнер, Сюзанна (2014). Прием агентств и СМИ: опыт видеоигр, кино и телевидения . Берлин: Springer Science & Business Media. п. 112. ИСБН  9783658046729 .
  4. ^ Уордрип-Фруин, Ной (12 августа 2005 г.). «Разъяснение эргодики и кибертекста» . Гранд Текст Авто .
  5. ^ «Дело С., или Метатекстуальное удовольствие от эргодических произведений» . Верующий лесоруб . 10 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 17 марта 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
  6. ^ «Обзор: Наказание Димитриса Лиакоса» . 18 января 2023 г.
  7. ^ https://www.booked4books.com/ergodic-literature-the-most-interactive-book-genre-ever/
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f1bf9770e062f4c2714e3acb383c76c__1721932260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/6c/4f1bf9770e062f4c2714e3acb383c76c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ergodic literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)