Цифровая поэзия
Цифровая поэзия – это форма электронной литературы , демонстрирующая широкий спектр подходов к поэзии , с заметным и решающим использованием компьютеров . Цифровая поэзия может быть доступна на компакт-дисках , DVD-дисках, в виде инсталляций в художественных галереях , в некоторых случаях также записана в виде цифрового видео или фильмов, в виде цифровых голограмм, во Всемирной паутине или Интернете , а также в виде приложений для мобильных телефонов.
По мнению Саум-Паскуаля (2019), цифровая поэзия является художественной наследницей авангардных движений второй половины 20-го века, включая леттризм , конкретную поэзию и концептуальную поэзию . [1]
Значительная часть текущих публикаций стихов доступна либо только в Интернете , либо посредством комбинации онлайн- и офлайн-публикаций. Существует много типов «цифровой поэзии», таких как гипертекст , кинетическая поэзия, компьютерная анимация , цифровая визуальная поэзия , интерактивная поэзия, кодовая поэзия , экспериментальная видеопоэзия и поэзия, в которых используются преимущества программируемой природы компьютера для создания произведений, которые являются интерактивными, или используют генеративный или комбинаторный подход для создания текста (или одного из его состояний), или включают звуковую поэзию, или используют преимущества таких вещей, как рассылки , блоги и другие формы сетевого общения, для создания сообществ совместного написания и публикации. (как в поэтических вики ).
Цифровые платформы позволяют создавать искусство, охватывающее различные медиа : текст, изображения, звуки и интерактивность посредством программирования. Таким образом, современная поэзия воспользовалась этим для создания произведений, синтезирующих как искусство, так и медиа. Иногда неясно, является ли произведение поэзией, изобразительным искусством, музыкой или программированием, но мы ожидаем интенсивного взаимодействия с языком в поэтических произведениях. [2]
История [ править ]
Ранние цифровые стихи включают Кристофера Стрейчи ( генератор любовных писем 1952), стохастические тексты, которые были косвенно созданы немецким математиком Тео Лутцем в 1959 году путем программирования Z22 Конрада Цузе ; [3] Нанни Балестрини на итальянском языке, опубликованная в 1961 году; «Лента Марка I» [4] и английские стихи-перестановки Брайона Гайсина примерно 1959 года, созданные автоматически при сотрудничестве с Яном Сомервиллем . Эти и другие ранние цифровые стихотворения обсуждаются в книге CT Funkhouser's Prehistoric Digital Poetry . [5]
Гипертекстовая поэзия [ править ]
Гипертекстовая поэзия относится к творческим произведениям, которые связаны между собой посредством механики оцифровки. [6] Эта форма киберпоэзии уделяет особое внимание изобразительному искусству, которое связано в разных средах. [6] Другими словами, гипертекстовая поэзия — это классификация цифровой поэзии, которая связывает читателя с разными местами документа или разными документами в Интернете. [7] В целом, гипертекстовая поэзия сочетает в себе элементы культуры и интертекстуальности, объединяя поэзию с различными цифровыми средами, такими как изображения, видео, тексты и песни. [8]
Гипертекст обычно делится на две категории: исследовательский и конструктивный. Исследовательская гипертекстовая поэзия позволяет пользователям перемещаться по тексту по интересам, вовлеченности и размышлениям. [6] Это означает, что читатели могут исследовать и творчески думать о стихотворении, оцифрованном на компьютере. [6] Конструктивная гипертекстовая поэзия использует другой подход. Эта поэзия создается аудиторией с течением времени, чтобы создать полностью конкретизированный окончательный вариант. [6] Наряду с этим зрители могут просмотреть предыдущие версии текста. [6] В целом, конструктивная гипертекстовая поэзия фокусируется на том, как компьютерное программное обеспечение и оборудование могут улучшить создание поэзии. [6] Таким образом, пользователи могут воочию увидеть объединение вдохновения автора, процесса письма и культурных влияний. [8]
Появление гипертекстовой поэзии можно отнести к середине 1980-х годов. [6] Теду Нельсону часто приписывают создание этого термина в 1960-х годах. [9] Тед Нельсон придумал этот термин, поскольку считал, что печатный текст скоро устареет и литература перейдет в более цифровую сферу. [10] Однако существуют некоторые разногласия относительно того, когда именно появился этот термин. «Гипертекст» зародился в 18 веке. [11] Более того, считается, что описание «мемекса» Ванневара Буша в 1945 году также относилось к гипертексту. [9]
Несмотря на то, что существует множество факторов, благодаря которым гипертекст стал так хорошо известен, как сегодня, его популяризацию можно объяснить двумя конкретными событиями. [9] Одним из событий является изобретение Apple и активное продвижение «Hypercard» в 1987 году. [9] Это сделало гипертекст менее нишевым, где тысячи людей теперь могли распознать и понять эту концепцию. [9] Кроме того, в 1987 году прошла крупная национальная конференция по гипертексту, в которой приняли участие представители различных исследований и дисциплин. [9]
Интерактивная поэзия [ править ]
Интерактивная поэзия — это форма цифровой поэзии, с помощью которой читатель может или должен внести свой вклад в содержание, форму или исполнение произведения, тем самым влияя на смысл и восприятие стихотворения. Взаимодействие позволяет читателю участвовать и влиять на произведение и свои впечатления от него.
Интерактивная поэзия ограничена цифровой средой, поскольку она не может выполнять ту же функцию в других средствах массовой информации, таких как печать, что ограничивает доступность. Интерактивная поэзия также может давать разные впечатления при каждом чтении или от читателя к читателю, поэтому анализ этого типа поэзии может быть сложным, поскольку опыт не статичен.
Примером поэзии, основанной на участии аудитории, является «haikU» Нанетт Уайлд . Известный ученый Скотт Реттберг Нанетт Уайлд пишет об этом проекте: « haikU (2001) — это проект, основанный на принципах участия пользователей и использовании функции рандомизации для создания хайку, которые поражают в смысле создания непреднамеренных сопоставлений — ни один автор не определяет, какие строки будут отображаться вместе. Интерфейс чтения представляет собой простую запасную веб-страницу. Каждый раз, когда читатель перезагружает страницу, создается новое хайку . Перейдя по ссылке «Написать хайку», люди могут отправить свое собственное хайку в три строки. у каждого из них есть своя кнопка для размещения строки в корзинах первой, средней и последней строк. Стихи, доставляемые при каждой перезагрузке сайта, представляют собой не отдельные хайку, представленные читателями, а рекомбинации этих первых, средних и последних строк. Последние строки хайку составлены по-разному. Перезагружая страницу примерно раз двадцать, удивительно, как много стихотворений читаются так, как будто они были индивидуально задуманы человеческим разумом. Большая часть хайку, возможно, 80%, связна. вполне как поэзия». [12]
Известные люди [ править ]

- Энни Абрахамс
- Пауло Аквароне
- Мез Бриз
- Дж. Р. Карпентер
- Джон Кэли
- Карлос Кочинья
- доктор медицины Коверли
- Крис Щек
- Уэйн Клементс
- Катерина Давинио
- Кейт Дурбин
- Тина Эскаха
- Белен Гаче
- Кеннет Голдсмит
- Потеря Малого Стекольщика
- Дженко Мэй
- Дэвид Джаве Джонстон
- Крис Джозеф
- Эдуардо Кац
- Элисон Ноулз
- Роберт Кендалл
- Ричард Костеланец
- Дина Ларсен
- Франческо Левато
- Джуди Маллой
- Мария Менсия
- Юсеф Мери
- Ник Монфор
- Джейсон Нельсон
- Филип М. Паркер
- Эллисон Пэрриш
- Ятин Патель
- Тео Спиллер
- Джон Стоун (поэт)
- Стефани Стрикленд
- Джанни Тоти
- Нанетт Уайлд
- Ён-Хэ Чанг Хэви Индастриз
- клетки Джоди
- Комнинос Зервос
См. также [ править ]
- Вычислительное творчество § Поэзия
- Кибертекст
- Цифровое искусство
- Электронное искусство
- Электронная литература
- Организация электронной литературы
- Центр электронной поэзии
- Генеративная литература
- Инстапоэзия
- Новое медиа-искусство
Ссылки [ править ]
- ^ Селфа Састре, Мойзес; Фальгера Гарсия, Энрик (2022). «От текста на бумаге к цифровой поэзии: творчество и практика цифрового литературного чтения в начальном педагогическом образовании» . Границы в психологии . 13 . дои : 10.3389/fpsyg.2022.882898 . ISSN 1664-1078 . ПМК 9249014 .
- ^ «Компьютерная поэзия освобождает читателей и привлекает программистов» . Кусочек Массачусетского технологического института. Архивировано из оригинала 3 июля 2014 г. Проверено 16 мая 2014 г.
- ^ Настоящее [будущее] электронной литературы в трансдисциплинарном цифровом искусстве: звук, видение и новый экран , Коммуникации в компьютерных и информационных науках (CCIS), Том 7, Р. Адамс, С. Гибсон и С. Мюллер Аризона, Спрингер.
- ^ Маццеи, Алессандро; Валле, Андреа (2016). «Комбинаторика против грамматики: археология вычислительной поэзии в ленте Mark I» . Материалы семинара INLG 2016 по вычислительному творчеству в генерации естественного языка : 61–70. дои : 10.18653/v1/W16-5509 . HDL : 2318/1603816 . S2CID 10752052 .
- ^ Крис., Funkhouser (2007). Доисторическая цифровая поэзия: археология форм, 1959–1995 . Таскалуса: Издательство Университета Алабамы. ISBN 9780817380878 . OCLC 183291342 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Уордрип-Фруин, Ной (2007), «Чтение цифровой литературы: поверхность, данные, взаимодействие и выразительная обработка» , в Siemens, Рэй; Шрайбман, Сьюзен (ред.), «Спутник цифровых литературных исследований» , Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing, стр. 161–182, doi : 10.1002/9781405177504.ch8 , ISBN 9781405148641 , получено 31 октября 2023 г.
- ^ Селфа Састре, Мойзес; Фальгера Гарсия, Энрик (17 июня 2022 г.). «От текста на бумаге к цифровой поэзии: творчество и практика цифрового литературного чтения в начальном педагогическом образовании» . Границы в психологии . 13 . дои : 10.3389/fpsyg.2022.882898 . ISSN 1664-1078 . ПМК 9249014 . ПМИД 35783757 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абросимова Екатерина (27 мая 2021 г.). «Феномен гиперссылок в современной интернет-поэзии» . Человек, Общество, Коммуникация . Европейские труды социальных и поведенческих наук: 549–555. дои : 10.15405/epsbs.2021.05.02.66 . S2CID 236370245 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Смит, Джон Б.; Вайс, Стивен Ф., ред. (июль 1988 г.). «Гипертекст» . Коммуникации АКМ . 31 (7): 816–819. дои : 10.1145/48511.48512 . ISSN 0001-0782 . S2CID 220735610 .
- ^ «Историки и гипертекст» , «Ворота к знаниям » , The MIT Press, 1997, doi : 10.7551/mitpress/3202.003.0025 , ISBN 9780262271929 , получено 2 ноября 2023 г.
- ^ Риди, Рикардо (2018). «Гипертекст» . Организация знаний . 45 (5): 393–424. дои : 10.5771/0943-7444-2018-5-393 . ISSN 0943-7444 .
- ^ Реттберг, Скотт (2013). «Человеческие вычисления в электронной литературе». В Микелуччи, Пьетро (ред.). Справочник по человеческим вычислениям . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 187–203. ISBN 978-1493948154 .
Библиография [ править ]
- ААВВ, Блестящая совесть. От видеоарта к интерактивному искусству , Гангеми, Рим, 1998 г.
- Жан-Пьер БАЛЬП, «Компьютер, его муза», в «Pratiques», № 39, Мец, 1984 г.
- Жан-Пьер БАЛЬП, «Позиция автора в автоматической генерации текстов литературной направленности», в «Рыси» № 17, Университет Париж-X Нантер, Нантер, 1987 г.
- Фридрих В. БЛОК, Кристиан ХЕЙБАХ, Карин ВЕНЦ (ред.), p0es1s. Эстетика цифровой поэзии, Ostfildern-Ruit, Hatje Cantz, 2004 (немецкий, английский)
- Уэйн КЛЕМЕНТС. «Поэзия за пределами теста Тьюринга», Электронная визуализация и искусство (EVA 2016) [1]
- Катерина ДАВИНИО, «Виртуальные слова. Видеовизуальная поэзия между электронным искусством и авангардом», в «Doc(K)s. Un notre web» (книга и компакт-диск), серии 3, 21, 22, 23, 24, Аяччо (Ф) 1999 г.
- Катерина ДАВИНИО, «Писания/Виртуальные реальности» в «Doc(K)s» (Интернет), 2000 г.
- Катерина ДАВИНИО, -поэзия и виртуальная реальность , Техно эссе с предисловием Эудженио Миччини (итальянский/английский), Мантуя, Сометти, 2002.
- ДЕМЧЕНКОВ Сергей Анатольевич, ФЕДЯЕВ Дмитрий Михайлович, ФЕДЯЕВА Наталья Дмитриевна, Проект «Автопоэт»: генератор семантических аномалий или творец нового существования? в "Astra Salvensis" Vol. 6. Приложение 1, АСТРА, 2018. С. 639-646.
- Тина Эскаха , «Технетоскелетное письмо и гипертекст у современных поэтов в Интернете». в Speculum (Мадридский университет Комплутенсе), 24 (июль-октябрь) 2003 г. [2] .
- Крис Т. ФАНХАУЗЕР, Доисторическая цифровая поэзия, Археология форм, 1959–1995, Таскалуса, The University of Alabama Press, 2007
- Лосс Пекеньо ГЛАЗЬЕР, Цифровая поэтика: создание электронной поэзии, Таскалуса, The University of Alabama Press, 2002 г.
- Эдуардо КАС, Поэзия новых медиа: поэтические инновации и новые технологии, «Видимый язык», Том. 30, № 2, Школа дизайна Род-Айленда, 1996.
- Эдуардо КАС, Hodibis Potax, Édition Action Poétique, Иври-сюр-Сен (Франция) и Кибла, Марибор (Словения), 2007 г.
- Эдуардо КАС, Медиа-поэзия: международная антология (второе издание), Бристоль: Интеллект, 2007.
- Эдуардо КАС, Телеприсутствие, Биотелематика, Трансгенное искусство, Ассоциация культуры и образования, Марибор, 2000 г.
- Алексис КИРК (1995). «Эмуза: симбиоз и принципы гиперпоэзии» . Бринк . Центр электронной поэзии Университета Буффало. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 9 августа 2013 г.
- Джордж П. ЛЭНДОВ. Гипертекст 2.0. 2-е изд. Балтимор: Университет Джонса Хопкинса, 1997.
- Наджи, Дженин. Цифровая поэзия. Пэлгрейв Макмиллан, 2021 год.
- Филадельфо МЕНЕЗЕС, Поэтика и визуальность , перевод Гарри Полкинхорна, Издательство государственного университета Сан-Диего, 1995.
- Филадельфо МЕНЕЗЕС, Конкретная и визуальная поэзия , Сан-Паулу, Атика, 1998.
- Филадельфо МЕНЕЗЕС (орг.), Звуковая поэзия: экспериментальная поэтика голоса в 20 веке , Сан-Паулу: EDUC (Editora da PUC), 1992.
- Филадельфо МЕНЕЗЕС, «Визуальная поэзия: переработка и инновации», в журнале Imagens, номер 6, Кампинас, Editora da Unicamp, 1996, стр. 39/48.
- Филадельфо МЕНЕЗЕС, «Поэтика и новые технологии коммуникации: семиотический подход» в журнале Face - Revista de Semiotica e Comunicação, D.1, 1998, веб-сайт: www.pucsp.br/~cos-puc/face
- Кеннет МЕЙЕР, «Драматическое повествование в виртуальной реальности», в книге Фрэнка БИККА и Марка Р. ЛЕВИ (ред.), Коммуникация в эпоху виртуальной реальности, Хиллсдейл, Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум, 1995, стр. 219/259.
- Джанет Мюррей, Гамлет на голодеке – будущее повествования в киберпространстве , Кембридж, MIT Press, 1997.
- Том О'Коннор, Поэтические акты и новые медиа, Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 2006.
- Уолтер Дж. ОНГ, Устность и грамотность – технологизация слова , Лондон, Routledge, 1989.
- Синтия Д. ШИРКИ. «Электронная поэзия: цифровые границы для развивающейся формы искусства». Новости C&RL 64.4 (апрель 2003 г.).
- Янез Стреховец. Текст как поездка . Моргентаун. Западная Вирджиния UP (компьютерная литература), 2016.
- Эрик ВОС. «Поэзия новых медиа - теория и стратегии» в книге: Эдуардо КАС (редактор), Поэзия новых медиа: поэтические инновации и новые технологии, «Видимый язык», Vol. 30, № 2, Школа дизайна Род-Айленда, 1996.
Внешние ссылки [ править ]
- База знаний электронной литературы ELMCIP
- Seal Digital - журнал цифровой эстетики
- Цифровые афоризмы Рипа Кунглера
- Cyberarts Web с обсуждениями, определениями и ссылками.
- Страница портала фестивалей электронной поэзии
- Центр электронной поэзии, SUNY Buffalo
- Поэзия и поэтика новых медиа Электронный альманах Леонардо 14 5-6 (2006)
- Библиография поэзии, гипертекста и экспериментальной литературы новых медиа
- Toto Poetry - цифровой словарь поэзии, созданный Computers