Генеративная литература
Генеративная литература | |
---|---|
Функции | Поэзия и художественная литература создаются автоматически, обычно с использованием компьютеров. |
Связанные жанры | |
Электронная литература , Цифровая поэзия , Генеративное искусство |
Генеративная литература — это поэзия или художественная литература, которая создается автоматически, часто с использованием компьютеров. Это жанр электронной литературы , также относящийся к генеративному искусству .
Джона Кларка ( «Машина латинских стихов» 1830–1843), вероятно, является первым примером механизированной генеративной литературы. [1] [2] а Кристофера Стрейчи ( генератор любовных писем 1952) является первым цифровым примером. [3] С появлением больших языковых моделей (LLM) 2020-х годов генеративная литература становится все более распространенной.
Определения
[ редактировать ]Ханнес Баджор определяет генеративную литературу как литературу, включающую «автоматическое создание текста в соответствии с заранее заданными параметрами, обычно следуя комбинаторной, иногда алеаторной логике, и в ней упор делается на производство, а не на восприятие произведения (в отличие, скажем, от гипертекста)». [4]
В своей книге «Электронная литература» Скотт Реттберг соединяет генеративную литературу с авангардными литературными движениями, такими как дадаизм , сюрреализм , улипо и флюксус . [5] Баджор утверждает, что концептуальное искусство также является важным ориентиром. [4]
Парадигмы генеративной литературы
[ редактировать ]Баджор описывает две основные парадигмы генеративной литературы: последовательную парадигму , где генерация текста «выполняется как последовательность правил-шагов» и использует линейные алгоритмы , и коннекционистскую парадигму , основанную на нейронных сетях . [4] Последнее приводит к тому, что Баджор называет алгоритмической эмпатией: «неантропоцентрической эмпатией, направленной не на психологические состояния художников, а на понимание процесса материального производства произведения». [4]
Поэзия поколения
[ редактировать ]Первыми примерами автоматизированной генеративной литературы являются поэзия: Джона Кларка механическая машина для латинских стихов (1830–1843) производила строки гекзаметровых стихов на латыни, [1] [2] а Кристофера Стрейчи ( генератор любовных писем 1952), запрограммированный на компьютере Manchester Mark 1 , генерировал короткие сатирические любовные письма. [3]
Примеры генеративной поэзии с использованием искусственных нейронных сетей включают Дэвида Джейва Джонстона ReRites .
Повествовательное поколение
[ редактировать ]Генераторы историй часто следовали конкретным нарратологическим теориям построения историй. Ранним примером являются «Сказки» Граймса, «первые, применившие подход, основанный на грамматике, и первые, применившие знаменитую модель Проппа». [6] Книга Майка Шарплса и Рафаэля Переса-и-Переса « Машины историй» подробно описывает историю создания историй. [7]
Storyland Нанетт Уайлд является примером порождающего повествования. Джонатан Байлеаш сравнивает Storyland с сюрреалистическим письмом. Байлеаш утверждает: «По сравнению с более ранним использованием случайных операций в литературе, подобное произведение напоминает некоторые автоматические письма, созданные Андре Бретоном и Филиппом Супо в их коллективной работе «Магнитные поля »… Разница между «Сказочной страной» Нанетт Уайлд «Страной историй» и Бретона и Супо» Нанетт Уайлд. «Магнитные поля заключается в том, что первое создается в соответствии с вычислительным алгоритмом, включающим рандомизаторы и взаимодействие с пользователем, а второе — двумя свободными людьми». [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шарплс, Майк (1 января 2023 г.). «Машина латинских стихов Джона Кларка: вычислительное творчество XIX века» . IEEE Анналы истории вычислений . 45 (1): 31–42. arXiv : 2301.05570 . дои : 10.1109/MAHC.2023.3241258 . ISSN 1058-6180 .
- ^ Jump up to: а б Холл, Джейсон Дэвид (1 сентября 2007 г.). «Популярная просодия: зрелище и политика викторианского стихосложения» . Литература девятнадцатого века . 62 (2): 222–249. дои : 10.1525/ncl.2007.62.2.222 . ISSN 0891-9356 .
- ^ Jump up to: а б Реттберг, Скотт (2019). Электронная литература . Кембридж, Великобритания Медфорд, Массачусетс: Polity Press. ISBN 978-1-5095-1677-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Баджор, Ханнес (2020). «Алгоритмическая эмпатия: о двух парадигмах цифровой генеративной литературы и необходимости критики работ ИИ» . Рабочие документы по медиакультуре и культурным технологиям (4). doi : 10.5451/UNIBAS-EP79106 .
- ^ Реттберг, Скотт (2019). Электронная литература . Кембридж, Великобритания Медфорд, Массачусетс: Polity Press. ISBN 978-1-5095-1677-3 .
- ^ Райан, Джеймс (2017), Нуньес, Нуно; Окли, Ян; Ниси, Валентина (ред.), «Сказки Граймс: генератор историй 1960-х годов» , Interactive Storytelling , vol. 10690, Чам: Springer International Publishing, стр. 89–103, номер doi : 10.1007/978-3-319-71027-3_8 , ISBN. 978-3-319-71026-6 , получено 1 августа 2023 г.
- ^ Шарплс, Майк; Перес и Перес, Рафаэль (2022). Машины рассказов: как компьютеры стали творческими писателями . Лондон Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-003-16143-1 .
- ^ Байлеаш, Джонатан (2013). «Случайные операции и рандомизаторы в авангарде и электронной поэзии: привязка средств массовой информации к языку» . Текстовые культуры . 8 (1): 38–56. дои : 10.14434/TCv8i1.5049 . ISSN 1933-7418 .