Андре Бретон
Андре Бретон | |
---|---|
Бретон в 1924 году | |
Рожденный | Андре Робер Бретон 19 февраля 1896 г. Тиншебре , Франция |
Умер | 28 сентября 1966 г. Париж , Франция | ( 70 лет
Занятие | Писатель |
Период | 20 век |
Жанр | поэзия, эссе, романы, эстетика |
Литературное движение | Сюрреализм |
Известные работы |
|
Супруг | Симона Кан
|
Дети | 1 |
Подпись | |
![]() |
Андре Робер Бретон (англ. Французский: [ɑ̃dʁe ʁɔbɛʁ bʁətɔ̃] ; 19 февраля 1896 — 28 сентября 1966) — французский писатель и поэт, сооснователь, лидер и главный теоретик сюрреализма . [ 1 ] Среди его работ — первый «Манифест сюрреализма» ( Manifeste du surréalisme ) 1924 года, в котором он определил сюрреализм как « чистый психический автоматизм ». [ 2 ]
Помимо своей роли лидера сюрреалистического движения, он является автором таких знаменитых книг, как «Надя» и «L'Amour fou» . Эта деятельность в сочетании с его критическими и теоретическими работами в области письма и пластических искусств сделала Андре Бретона важной фигурой во французском искусстве и литературе двадцатого века.
Биография
[ редактировать ]Андре Бретон был единственным сыном, родившимся в семье со скромным достатком в Тиншебре ( Орн ) в Нормандии , Франция. Его отец, Луи-Жюстен Бретон, был полицейским и атеистом , а мать, Маргарита-Мари-Эжени Ле Гуге, была бывшей швеей. Бретон посещал медицинскую школу, где у него проявился особый интерес к психическим заболеваниям . [ 3 ] Его образование было прервано, когда его призвали на Первую мировую войну . [ 3 ]
Во время Первой мировой войны он работал в неврологическом отделении в Нанте , где познакомился с Альфреда Жарри приверженцем Жаком Ваше , чье антиобщественное отношение и презрение к устоявшимся художественным традициям значительно повлияли на Бретона. [ 4 ] Ваше покончил жизнь самоубийством в возрасте 23 лет, а его письма Бретону и другим во время войны были опубликованы в сборнике под названием «Lettres de guerre» (1919), для которого Бретон написал четыре вступительных эссе. [ 5 ]
Бретон женился на своей первой жене, Симоне Кан, 15 сентября 1921 года. 1 января 1922 года пара переехала на улицу Фонтен № 42 в Париже. Квартира на улице Фонтен (в районе Пигаль ) стала домом для коллекции Бретона, насчитывающей более 5300 экземпляров. предметы: современные картины, рисунки, скульптуры, фотографии, книги, художественные каталоги, журналы, рукописи и произведения популярных и Океаническое искусство. Как и его отец, он был атеистом. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
От дадаизма к сюрреализму
[ редактировать ]Бретон запустил журнал «Литература» в 1919 году вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо . [ 10 ] Он также сотрудничал с дадаистом Тристаном Царой . [ 11 ]
В магнитных полях [ 12 ] ( The Magnetic Fields ), в сотрудничестве с Супо, он реализовал принцип автоматического письма . С публикацией его «Сюрреалистического манифеста» в 1924 году были основаны журнал La Revolution surréaliste и Бюро сюрреалистических исследований . [ 13 ] С ним стала связана группа писателей: Супо, Луи Арагон , Поль Элюар , Рене Кревель , Мишель Лейрис , Бенжамен Пере , Антонен Арто и Робер Деснос .
Стремясь объединить темы личной трансформации, обнаруженные в произведениях Артюра Рембо , с политикой Карла Маркса , Бретон и другие вступили во Французскую коммунистическую партию в 1927 году, из которой он был исключен в 1933 году. «Надя» Роман о его творческой встрече с женщина, которая позже становится психически больной», была опубликована в 1928 году. Из-за экономической депрессии ему пришлось продать свою коллекцию произведений искусства и позже восстановить ее. [ 14 ] [ 15 ]
В декабре 1929 года Бретон опубликовал Второй манифест сюрреализма ( Второй манифест сюрреализма ), который содержал часто цитируемое заявление, за которое многие, в том числе Альбер Камю , упрекали Бретона: «Простейший сюрреалистический акт состоит, с револьверами в руках, в нисходящем на улицу и стреляя наугад, насколько это возможно, в толпу». [ 16 ] [ 17 ]
В ответ на Второй манифест писатели и художники опубликовали в 1930 году коллективный сборник брошюр против Бретона, озаглавленный (в намеке на более раннее название Бретона) Un Cadavre . Авторами были члены сюрреалистического движения, которые были оскорблены Бретоном или иным образом выступили против его руководства. [ 18 ] : 299–302 В брошюре подвергалась критике надзор и влияние Бретона на движение. Это ознаменовало раскол среди ранних сюрреалистов. Жорж Лимбур и Жорж Рибемон-Дессень прокомментировали фразу, в которой стрельба наугад в толпе описывается как простейший сюрреалистический акт. Лимбур видел в этом образец шутовства и бесстыдства, а Рибемон-Дессень называл Бретона лицемером, полицейским и священником. [ 19 ]
После публикации этой брошюры против Бретона Манифест выдержал второе издание, в котором Бретон добавил в примечании: «Хотя я говорю, что этот акт является самым простым, ясно, что я не собираюсь рекомендовать его всем просто в силу по своей простоте; спорить со мной по этому поводу — это все равно, что буржуа спрашивать любого нонконформиста, почему он не кончает жизнь самоубийством, или спрашивать революционера, почему он не переехал в СССР». [ 20 ]
произошел конфликт между Бретоном и советским писателем и журналистом Ильей Эренбургом В 1935 году во время первого Международного конгресса писателей в защиту культуры, открывшегося в Париже в июне, . Бретон был оскорблен Эренбургом — вместе со всеми другими сюрреалистами — в брошюре, в которой, среди прочего, говорилось, что сюрреалисты избегают работы, отдавая предпочтение паразитизму , и что они одобряют « онанизм , педерастию , фетишизм , эксгибиционизм и даже содомию ». Бретон несколько раз ударил Эренбурга на улице, в результате чего сюрреалистов исключили из Конгресса. [ 21 ] Рене Кревель, который, по словам Сальвадора Дали, был «единственным серьезным коммунистом среди сюрреалистов», [ 22 ] был изолирован от Бретона и других сюрреалистов, которые были недовольны Кревелем из-за его бисексуальности и раздражались на коммунистов вообще. [ 14 ]
В 1938 году Бретон принял комиссию по культуре от французского правительства на поездку в Мексику . После конференции по сюрреализму в Национальном автономном университете Мексики , заблудившись в Мехико (поскольку в аэропорту его никто не ждал), Бретон заявил: «Я не знаю, зачем я приехал сюда. Мексика – самая сюрреалистическая страна. в мире."

Однако посещение Мексики дало возможность встретиться со Львом Троцким . Бретон и другие сюрреалисты совершили долгую поездку на лодке из Пацкуаро в город Эронгарикуаро . Диего Ривера и Фрида Кало были среди посетителей скрытого сообщества интеллектуалов и художников. Вместе Бретон и Троцкий написали « Манифест независимого революционного искусства» (опубликованный под именами Бретона и Диего Риверы), призывая к «полной свободе искусства», что становилось все труднее в мировой ситуации того времени.
Вторая мировая война и изгнание
[ редактировать ]Бретон снова служил в медицинском корпусе французской армии в начале Второй мировой войны . Правительство Виши запретило его произведения как «само отрицание национальной революции ». [ 23 ] и Бретон сбежал с помощью американца Вариана Фрая и Хирама «Гарри» Бингэма IV в Соединенные Штаты и страны Карибского бассейна в 1941 году. [ 24 ] [ 25 ] Он эмигрировал в Нью-Йорк и прожил там несколько лет. [ 3 ] В 1942 году Бретон организовал революционную выставку сюрреалистов в Йельском университете . [ 3 ]
В 1942 году [ 26 ] Бретон сотрудничал с художником Вифредо Ламом при публикации стихотворения Бретона «Фата Моргана», которое иллюстрировал Лам.
Бретон познакомился с мартиниканскими писателями Сюзанной Сезер и Эме Сезер , а позже написал введение к изданию 1947 года книги Эме Сезера Cahier d'un retour au pays natal . Во время ссылки в Нью-Йорке он встретил Элизу Биндхофф , чилийку , которая стала его третьей женой. [ 14 ]
В 1944 году он и Элиза отправились на полуостров Гаспе в Квебеке , где он написал «Тайные 17» , книгу, в которой выражаются его опасения перед Второй мировой войной, описываются чудеса скалы Персе и крайней северо-восточной части Северной Америки, а также прославляется его новый роман с Элизой. [ 14 ]
Во время своего визита на Гаити в 1945–46 годах он стремился связать сюрреалистическую политику и автоматистские практики с наследием Гаитянской революции и ритуальными практиками владения Вуду . Недавние события в гаитянской живописи были центральными в его усилиях, как видно из комментария, который Бретон оставил в книге посетителей Центра искусств в Порт-о-Пренсе : «Гаитянская живопись будет пить кровь феникса. И с погонами [Жана-Жака] Дессалина он проветрит мир». Бретон конкретно имел в виду работы художника и священника вуду Гектора Ипполита , которого он назвал первым художником, который напрямую изображал сцены вуду и ива (божеств вуду), а не прятал их в хромолитографиях католических святых или вызывал их через непостоянные веве (абстрактные формы, нарисованные порошком во время ритуалов). Сочинения Бретона об Ипполите, несомненно, играли центральную роль в международном статусе художника с конца 1940-х годов, но сюрреалист с готовностью признавал, что его понимание искусства Ипполита сдерживалось отсутствием у них общего языка. Вернувшись во Францию с несколькими картинами Ипполита, Бретон интегрировал эти произведения искусства в возросший сюрреалистический акцент на оккультизме, мифах и магии. [ 27 ]
Пребывание Бретона на Гаити совпало со свержением президента страны Эли Леско радикальным протестным движением. Визит Бретона был тепло встречен La Ruche , молодежным журналом революционного искусства и политики, который в январе 1946 года опубликовал речь Бретона вместе с комментарием, который Бретон назвал имеющим «повстанческий тон». Соответствующий вопрос был подавлен правительством, что спровоцировало студенческую забастовку, а два дня спустя - всеобщую забастовку: несколько дней спустя Леско был свергнут. Среди фигур, связанных как с Ла Рюшем , так и с подстрекательством к восстанию, были художник и фотограф Жеральд Блонкур , а также писатели Рене Депестр и Жак Стивен Алексис . В последующих интервью Бретон преуменьшал свою личную роль в беспорядках, подчеркивая, что «страдания и, следовательно, терпение гаитянского народа были на пределе» в то время, и заявляя, что «было бы абсурдно говорить, что я один спровоцировал падение правительства». Михаэль Лёви утверждал, что лекции, которые Бретон читал во время своего пребывания на Гаити, нашли отклик у молодежи, связанной с Ла-Руш и студенческим движением, в результате чего они «поместили их как знамя в свой журнал» и «взяли» их, как оружие». Леви выделил три темы в выступлениях Бретона, которые, по его мнению, могли бы вызвать особый отклик у аудитории, а именно: вера сюрреализма в молодежь, революционное наследие Гаити и цитата Жака Румена, превозносящая революционный потенциал гаитянских масс. [ 28 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
Бретон вернулся в Париж в 1946 году, где он выступал против французского колониализма (например, подписав Манифест 121 против войны в Алжире ) и продолжал до своей смерти способствовать развитию второй группы сюрреалистов в форме экспозиций или обзоров. ( Ла Бреш , 1961–65). В 1959 году он организовал выставку в Париже. [ 14 ]
К концу Второй мировой войны Андре Бретон решил открыто принять анархизм . В 1952 году Бретон написал: «Именно в черном зеркале анархизма сюрреализм впервые узнал себя». [ 29 ] Бретон последовательно поддерживал франкоязычную анархистскую федерацию и продолжал выражать свою солидарность после того, как платформисты вокруг основателя и генерального секретаря Жоржа Фонтениса преобразовали ФА в Федерацию коммунистических свобод (FCL). [ 14 ] [ 29 ]
Как и небольшое количество интеллектуалов во время Алжирской войны, он продолжал поддерживать ФКЛ, когда она была вынуждена уйти в подполье, даже предоставляя убежище Фонтенису, который скрывался. Он отказался принять чью-либо сторону политически разделенного французского анархистского движения, хотя и он, и Пере выразили солидарность с новой Анархической федерацией, восстановленной группой анархистов-синтетиков . Он также работал с ФА в антифашистских комитетах в 1960-х годах. [ 29 ]
Андре Бретон умер в возрасте 70 лет в 1966 году и был похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. [ 30 ]
Наследие
[ редактировать ]Бретон как коллекционер
[ редактировать ]Бретон был заядлым коллекционером произведений искусства, этнографических материалов и необычных безделушек. Особенно его интересовали материалы с северо-западного побережья Северной Америки. Во время финансового кризиса, который он пережил в 1931 году, большая часть его коллекции (вместе с коллекцией его друга Поля Элюара) была продана с аукциона. Впоследствии он восстановил коллекцию в своей студии и доме на улице Фонтен, 42. Коллекция выросла до более чем 5300 предметов: современные картины, рисунки, скульптуры, фотографии, книги, художественные каталоги, журналы, рукописи и произведения популярного и океанического искусства. [ 31 ]
Французский антрополог Клод Леви-Стросс подтвердил умение Бретона в аутентификации, основываясь на их совместной жизни в Нью-Йорке 1940-х годов. [ 15 ]
После смерти Бретона 28 сентября 1966 года его третья жена Элиза и дочь Обе предоставили студентам и исследователям доступ к его архиву и коллекции. Спустя тридцать шесть лет, когда попытки создать сюрреалистический фонд для защиты коллекции встретили сопротивление, коллекция была продана с аукциона Калмельсом Коэном в Друо-Ришелье. Стена квартиры сохранилась в Центре Жоржа Помпиду . [ 32 ]
Девять ранее частично неопубликованных рукописей, в том числе « Манифест сюрреализма» , были проданы на аукционе Sotheby's в мае 2008 года. [ 33 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Бретон был женат трижды: [ 14 ]
- с 1921 по 1931 год — Симоне Коллине, урожденной Кан (1897–1980);
- с 1934 по 1943 год - Жаклин Ламба , от которой у него родился единственный ребенок, дочь Об Эллеуэ Бретон ;
- с 1945 по 1966 год (его смерть) Элизе Биндхофф Энет .
Работает
[ редактировать ]- 1919 благочестия Гора :
- 1920: Пожалуйста - опубликовано на английском языке как: If You Please.
- 1920: Магнитные поля (с Филиппом Супо ) - опубликовано на английском языке как: The Magnetic Fields.
- 1923: Clair de terre - опубликовано на английском языке как: Earthlight.
- 1924: Les Pas perdus - опубликовано на английском языке как: The Lost Steps.
- 1924: Манифест сюрреализма - опубликовано на английском языке как: Манифест сюрреализма.
- 1924: Растворимая Пуассона ["Растворимая рыба"]
- 1924: Un cadavre [«Труп»]
- 1926: защита Законная
- 1928: Сюрреализм и живопись (расширенные издания 1945 и 1965 годов) - опубликовано на английском языке как: Сюрреализм и живопись.
- 1928: Надя (расширенное издание 1963 г.) - опубликовано на английском языке как: Надя.
- 1930: Ralentir travaux [«Помедленнее, мужчины за работой»] (с Рене Шаром и Полем Элюаром )
- 1930: Второй манифест сюрреализма - опубликован на английском языке как: Второй манифест сюрреализма.
- 1930: Непорочное зачатие (совместно с Полем Элюаром) - опубликовано на английском языке как: Immaculate Conception.
- 1931: L'Union libre ["Свободный союз"]
- 1932: поэзии Нищета
- 1932: револьвер Седой
- 1932: Les Vases communicants (расширенное издание 1955 г.) - опубликовано на английском языке как: Communicating Vessels.
- 1933: Le Message Autotique - Опубликовано на английском языке как: The Automatic Message.
- 1934: Что такое сюрреализм? – Опубликовано на английском языке под названием: Что такое сюрреализм?
- 1934: Point du jour - опубликовано на английском языке как: Break of Day.
- 1934: L'Air de l'eau [«Воздух воды»]
- 1935: Политическая позиция сюрреализма [«Политическая позиция сюрреализма»]
- 1936: Au lavoir noir [«У черной корыта»]
- 1936: Заметки о поэзии (совместно с Полем Элюаром)
- 1937: Звездный замок
- 1937: L'Amour fou - Опубликовано на английском языке как: Mad Love.
- 1938: Траектория мечты ["Траектория мечты"]
- 1938: Сокращенный словарь сюрреализма (совместно с Полем Элюаром)
- 1938: За независимое революционное искусство (с Диего Риверой )
- 1940: Anthologie de l'humour noir (расширенное издание 1966 г.) - опубликовано на английском языке как: Антология черного юмора.
- 1941: «Фата моргана» (длинное стихотворение, включенное в последующие антологии)
- 1943: Pleine Marge ["Полное поле"]
- 1944: Arcane 17 - опубликовано на английском языке как: Arcanum 17.
- 1945: Ситуация сюрреализма между двумя войнами

- 1946: Ив Танги (монография об Иве Танги )
- 1946: Манифесты сюрреализма (расширенные издания 1955 и 1962 годов) - опубликовано на английском языке как: Манифесты сюрреализма.
- 1946: Молодые вишневые деревья защищены от зайцев [Двуязычное издание стихов в переводе Эдуарда Родити ]
- 1947: Ода Шарлю Фурье - опубликовано на английском языке как: Ода Шарлю Фурье.
- 1948: Мартиника, заклинатель змей (совместно с Андре Массоном ) - опубликовано на английском языке как: Мартиника: заклинатель змей
- 1948: La Lampe dans l'horloge [«Лампа в часах»]
- 1948: Стихи 1919–48 [«Стихи 1919–48»]
- 1949: Вопиющее делит ["С поличным"]
- 1952: Entretiens - опубликовано на английском языке как: «Беседы: автобиография сюрреализма».
- 1953: Ключ к полям - опубликовано на английском языке как: Free Rein.
- 1954: Farouche à quatre Feuilles ["Четырехлистный дикий"] (с Лизой Дехарм , Жюльеном Граком , Жаном Тардье )
- 1957: L'Art magique - опубликовано на английском языке как: Magical Art.
- 1959: Созвездия (с Жоаном Миро ) - опубликовано на английском языке как: Constellations.
- 1961: Ле ла ["А"]
- 1966: Clair de terre (Антология стихов 1919–1936) - опубликовано на английском языке как: Earthlight.
- 1968: Signe Ascendant (Антология стихов 1935–1961) [«Восходящий знак»]
- 1970: Perspective cavalière - [Буквально: Кавалерская перспектива"]
- 1988: Бретон: Полное собрание сочинений, том 1 ["Бретон: Полное собрание сочинений, том 1"]
- 1992: Бретон: Полное собрание сочинений, том 2 ["Бретон: Полное собрание сочинений, том 2"]
- 1999: Бретон: Полное собрание сочинений, том 3 ["Бретон: Полное собрание сочинений, том 3"]
См. также
[ редактировать ]- Антиискусство
- Гектор Ипполит
- Трансатлантический (повторяющаяся фигура в сериале 2023 года)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лоуренс Гоуинг , изд., Биографическая энциклопедия художников, т.1 (Факты в файле, 2005): 84.
- ^ Андре Бретон (1969). Манифесты сюрреализма . Издательство Мичиганского университета. п. 26. ISBN 0472061828 . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 г. Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Андре Бретон» . Биография.com . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 г. Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ Анри Беар, Катрин Дюфур (2005). Дада, общая схема . ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА. п. 552. ИСБН 9782825119068 . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 г. Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Ваше, Жак (1949). Военные письма . Андре Бретон (2-е изд.). Архивировано из оригинала 01 февраля 2020 г. Проверено 10 июня 2019 г.
- ↑ В обзоре книги Марка Полиццотти « Революция разума: жизнь Андре Бретона» Дуглас Ф. Смит назвал его «циничным атеистом, поэтом, критиком и художником, питавшим неудержимую полосу романтизма».
- ^ «Говорить о Боге, думать о Боге — значит во всех отношениях показывать, из чего человек сделан… Я всегда делал ставку против Бога и считаю то немногое, что я выиграл в этом мире, просто результатом Как бы ничтожна ни была ставка (моя жизнь), я сознаю, что выиграл полностью. " - Андре Бретон, отрывок из сноски из его книги « Сюрреализм и живопись» . Цитаты поэта: Андре Бретон. Архивировано 12 февраля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Гилсон, Этьен (1988). Лингвистика и философия: очерк о философских константах языка . Издательство Университета Нотр-Дам. п. 98. ИСБН 978-0-268-01284-7 .
Бретон признавался атеистом...
- ^ Браудер, Клиффорд (1967). Андре Бретон: Арбитр сюрреализма . Дроз. п. 133.
Опять же, пристрастие атеиста Бретона к идеям богохульства и профанации, а также к «демоническому» слову «нуар» содержало намек на сатанизм и союз с инфернальными силами.
- ^ «Утраченные профили, воспоминания о кубизме, дадаизме и сюрреализме» . www.citylights.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 г. Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ «Тристан Цара Искусство, Биография, Идеи» . История искусства . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 г. Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ «Магнитные поля (Андре Бретон)» . www.andrebreton.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 марта 2022 г. Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Рамалходиого (24 июля 2012 г.). «Бюро сюрреалистических исследований» . Часто задаваемые вопросы . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 г. Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Полиццотти, Марк. (2009). Революция разума: жизнь Андре Бретона (1-е издание Black Widow Press, исправленное и обновленное издание). Бостон, Массачусетс: Black Widow Press. ISBN 9780979513787 . OCLC 221148942 .
- ^ Jump up to: а б Дуглас, Ава. «Андре Бретон» . www.historygraphicdesign.com . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 г. Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Андре Бретон, Полное собрание сочинений – I , Галлимар, Библиотека Плеяд , с. 782–783.
- ↑ Маргерит Бонне отмечает, что очень похожая фраза уже появлялась в статье, опубликованной в 1925 году в номере 2 « Сюрреалистической революции» , и что в свое время она не привлекла внимания. Маргерит Бонне, Андре Бретон, рождение сюрреализма , Библиотека Хосе Корти, Париж, 1975, с. 64–65.
- ^ Полиццотти, Марк (2009) [Впервые опубликовано в 1995 году]. Революция разума (переработанное и обновленное изд.). Бостон, Массачусетс: First Black Widow Press. ISBN 978-0-9795137-8-7 .
- ^ Паскаль Кассуто-Ру, «Призывы к сюрреалистическим убийствам», в: Флоренс Квинч и Антонио Родригес (ред.), Какая этика для литературы? , Labor et Fides, 2007, с. 65–66 ( онлайн- архивировано 29 января 2016 г. в Wayback Machine ), где в отношении текстов брошюры Un Cadavre имеются ссылки на сюрреалистические трактаты и коллективные декларации (1922–1969), т. 65–66. I (1922–1939), Le Terrain Vague, редактор Эрика Лосфельда, 1980, стр. 133–134 и 140–142.
- ^ Андре Бретон, Полное собрание сочинений – I , Галлимар, Bibliothèque de la Pléiade, стр. 783. Цитируется Паскалем Кассуто-Ру, «Призывы к сюрреалистическим убийствам», в: Флоренс Квинч и Антонио Родригес (ред.), Какая этика для литературы? , Labor et Fides, 2007, с. 66, онлайн. Архивировано 29 января 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Абдельхади, Джейсон (22 марта 2016 г.). «Бретон против Эренбурга: Объезд на бульваре Монпарнас» . Своеобразный Мормирид . своеобразныйmormyrid.com . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Кревель, Рене. Клавесин Дидро, послесловие . п. 161.
- ^ Франклин Роузмонт, Андре Бретон и первые принципы сюрреализма , 1978, ISBN 0-904383-89-X .
- ^ Шиффрин, Аня (03.10.2019). «Как Вариан Фрай помог моей семье сбежать от нацистов» . Нью-Йорк Дейли . Архивировано из оригинала 11 июля 2020 г. Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Аварийный побег: Ватикан Фрай» . Американцы и Холокост . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 г. Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ Андре Бретон, Фата Моргана . Буэнос-Айрес: Éditions des lettres françaises, Сур, 1942.
- ^ Гейс, Т. (2015). «Миф, история и повторение: Андре Бретон и Воду на Гаити». Южно-Центральный обзор . 32 (1): 56–75. дои : 10.1353/scr.2015.0010 . S2CID 143481322 .
- ^ Лёви, Михаэль (19 июля 2022 г.). «Основатель сюрреализма помог спровоцировать революцию на Гаити» . Якобинец . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «1919–1950: Политика сюрреализма Ника Хита» . Libcom.org. Архивировано из оригинала 3 апреля 2010 года . Проверено 26 декабря 2009 г.
- ^ Искусство, Сюрреализм. «Андре Бретон | Отец сюрреализма» . www.surrealismart.org . Архивировано из оригинала 16 января 2018 г. Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Андре Бретон, 42, улица Фонтен: современные картины, скульптуры, гравюры, старые картины . Париж: КалмельсКоэн, 2003.
- ^ «Сюрреалистическое искусство», Центр Помпиду - Художественная культура Муз. 11 марта 2010 г. centerpompidou.fr. Архивировано 9 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Девять рукописей Андре Бретона на аукционе Sotheby's в Париже» . ArtDaily.org. 20 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2013 г. . Проверено 28 марта 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андре Бретон: Сюрреализм и живопись - под редакцией Марка Полиццотти и с предисловием.
- «Манифесты сюрреализма» Андре Бретона в переводе Ричарда Сивера и Хелен Р. Лейн . ISBN 0-472-06182-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Андре Бретоном, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Андре Бретоном , в Wikiquote
Во французском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Андре Бретон.
- Андре Бретона Надя (на французском языке)
- Андре Бретон в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.
- 1896 рождений
- 1966 смертей
- Люди из Тиншебре-Бокаж
- Члены Коммунистической партии Франции
- Французские троцкисты
- Французские анархисты
- Французские атеисты
- Писатели-модернисты
- Французские писатели-сюрреалисты
- Поэты-сюрреалисты
- Грудь
- Либертарианские социалисты
- Французские писатели-марксисты
- Писатели из Нормандии
- Французские поэты XX века
- Французские романисты XX века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Комитет бдительности антифашистской интеллигенции
- Похороны на Батиньольском кладбище