Jump to content

Андре Бретон

Андре Бретон
Андре Бретон
Бретон в 1924 году
Рожденный Андре Робер Бретон
( 1896-02-19 ) 19 февраля 1896 г.
Тиншебре , Франция
Умер 28 сентября 1966 г. ) ( 1966-09-28 ) ( 70 лет
Париж , Франция
Занятие Писатель
Период 20 век
Жанр поэзия, эссе, романы, эстетика
Литературное движение Сюрреализм
Известные работы
Супруг
Симона Кан
( м. 1921; дивизия 1931)
( м. 1934; дивизия 1943)
Дети 1
Подпись

Андре Робер Бретон (англ. Французский: [ɑ̃dʁe ʁɔbɛʁ bʁətɔ̃] ; 19 февраля 1896 — 28 сентября 1966) — французский писатель и поэт, сооснователь, лидер и главный теоретик сюрреализма . [ 1 ] Среди его работ — первый «Манифест сюрреализма» ( Manifeste du surréalisme ) 1924 года, в котором он определил сюрреализм как « чистый психический автоматизм ». [ 2 ]

Помимо своей роли лидера сюрреалистического движения, он является автором таких знаменитых книг, как «Надя» и «L'Amour fou» . Эта деятельность в сочетании с его критическими и теоретическими работами в области письма и пластических искусств сделала Андре Бретона важной фигурой во французском искусстве и литературе двадцатого века.

Биография

[ редактировать ]

Андре Бретон был единственным сыном, родившимся в семье со скромным достатком в Тиншебре ( Орн ) в Нормандии , Франция. Его отец, Луи-Жюстен Бретон, был полицейским и атеистом , а мать, Маргарита-Мари-Эжени Ле Гуге, была бывшей швеей. Бретон посещал медицинскую школу, где у него проявился особый интерес к психическим заболеваниям . [ 3 ] Его образование было прервано, когда его призвали на Первую мировую войну . [ 3 ]

Во время Первой мировой войны он работал в неврологическом отделении в Нанте , где познакомился с Альфреда Жарри приверженцем Жаком Ваше , чье антиобщественное отношение и презрение к устоявшимся художественным традициям значительно повлияли на Бретона. [ 4 ] Ваше покончил жизнь самоубийством в возрасте 23 лет, а его письма Бретону и другим во время войны были опубликованы в сборнике под названием «Lettres de guerre» (1919), для которого Бретон написал четыре вступительных эссе. [ 5 ]

Бретон женился на своей первой жене, Симоне Кан, 15 сентября 1921 года. 1 января 1922 года пара переехала на улицу Фонтен 42 в Париже. Квартира на улице Фонтен (в районе Пигаль ) стала домом для коллекции Бретона, насчитывающей более 5300 экземпляров. предметы: современные картины, рисунки, скульптуры, фотографии, книги, художественные каталоги, журналы, рукописи и произведения популярных и Океаническое искусство. Как и его отец, он был атеистом. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

От дадаизма к сюрреализму

[ редактировать ]

Бретон запустил журнал «Литература» в 1919 году вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо . [ 10 ] Он также сотрудничал с дадаистом Тристаном Царой . [ 11 ]

В магнитных полях [ 12 ] ( The Magnetic Fields ), в сотрудничестве с Супо, он реализовал принцип автоматического письма . С публикацией его «Сюрреалистического манифеста» в 1924 году были основаны журнал La Revolution surréaliste и Бюро сюрреалистических исследований . [ 13 ] С ним стала связана группа писателей: Супо, Луи Арагон , Поль Элюар , Рене Кревель , Мишель Лейрис , Бенжамен Пере , Антонен Арто и Робер Деснос .

Стремясь объединить темы личной трансформации, обнаруженные в произведениях Артюра Рембо , с политикой Карла Маркса , Бретон и другие вступили во Французскую коммунистическую партию в 1927 году, из которой он был исключен в 1933 году. «Надя» Роман о его творческой встрече с женщина, которая позже становится психически больной», была опубликована в 1928 году. Из-за экономической депрессии ему пришлось продать свою коллекцию произведений искусства и позже восстановить ее. [ 14 ] [ 15 ]

В декабре 1929 года Бретон опубликовал Второй манифест сюрреализма ( Второй манифест сюрреализма ), который содержал часто цитируемое заявление, за которое многие, в том числе Альбер Камю , упрекали Бретона: «Простейший сюрреалистический акт состоит, с револьверами в руках, в нисходящем на улицу и стреляя наугад, насколько это возможно, в толпу». [ 16 ] [ 17 ]

В ответ на Второй манифест писатели и художники опубликовали в 1930 году коллективный сборник брошюр против Бретона, озаглавленный (в намеке на более раннее название Бретона) Un Cadavre . Авторами были члены сюрреалистического движения, которые были оскорблены Бретоном или иным образом выступили против его руководства. [ 18 ] : 299–302  В брошюре подвергалась критике надзор и влияние Бретона на движение. Это ознаменовало раскол среди ранних сюрреалистов. Жорж Лимбур и Жорж Рибемон-Дессень прокомментировали фразу, в которой стрельба наугад в толпе описывается как простейший сюрреалистический акт. Лимбур видел в этом образец шутовства и бесстыдства, а Рибемон-Дессень называл Бретона лицемером, полицейским и священником. [ 19 ]

После публикации этой брошюры против Бретона Манифест выдержал второе издание, в котором Бретон добавил в примечании: «Хотя я говорю, что этот акт является самым простым, ясно, что я не собираюсь рекомендовать его всем просто в силу по своей простоте; спорить со мной по этому поводу — это все равно, что буржуа спрашивать любого нонконформиста, почему он не кончает жизнь самоубийством, или спрашивать революционера, почему он не переехал в СССР». [ 20 ]

произошел конфликт между Бретоном и советским писателем и журналистом Ильей Эренбургом В 1935 году во время первого Международного конгресса писателей в защиту культуры, открывшегося в Париже в июне, . Бретон был оскорблен Эренбургом — вместе со всеми другими сюрреалистами — в брошюре, в которой, среди прочего, говорилось, что сюрреалисты избегают работы, отдавая предпочтение паразитизму , и что они одобряют « онанизм , педерастию , фетишизм , эксгибиционизм и даже содомию ». Бретон несколько раз ударил Эренбурга на улице, в результате чего сюрреалистов исключили из Конгресса. [ 21 ] Рене Кревель, который, по словам Сальвадора Дали, был «единственным серьезным коммунистом среди сюрреалистов», [ 22 ] был изолирован от Бретона и других сюрреалистов, которые были недовольны Кревелем из-за его бисексуальности и раздражались на коммунистов вообще. [ 14 ]

В 1938 году Бретон принял комиссию по культуре от французского правительства на поездку в Мексику . После конференции по сюрреализму в Национальном автономном университете Мексики , заблудившись в Мехико (поскольку в аэропорту его никто не ждал), Бретон заявил: «Я не знаю, зачем я приехал сюда. Мексика – самая сюрреалистическая страна. в мире."

Троцкий и Бретон в Мексике, 1938 год.

Однако посещение Мексики дало возможность встретиться со Львом Троцким . Бретон и другие сюрреалисты совершили долгую поездку на лодке из Пацкуаро в город Эронгарикуаро . Диего Ривера и Фрида Кало были среди посетителей скрытого сообщества интеллектуалов и художников. Вместе Бретон и Троцкий написали « Манифест независимого революционного искусства» (опубликованный под именами Бретона и Диего Риверы), призывая к «полной свободе искусства», что становилось все труднее в мировой ситуации того времени.

Вторая мировая война и изгнание

[ редактировать ]

Бретон снова служил в медицинском корпусе французской армии в начале Второй мировой войны . Правительство Виши запретило его произведения как «само отрицание национальной революции ». [ 23 ] и Бретон сбежал с помощью американца Вариана Фрая и Хирама «Гарри» Бингэма IV в Соединенные Штаты и страны Карибского бассейна в 1941 году. [ 24 ] [ 25 ] Он эмигрировал в Нью-Йорк и прожил там несколько лет. [ 3 ] В 1942 году Бретон организовал революционную выставку сюрреалистов в Йельском университете . [ 3 ]

В 1942 году [ 26 ] Бретон сотрудничал с художником Вифредо Ламом при публикации стихотворения Бретона «Фата Моргана», которое иллюстрировал Лам.

Бретон познакомился с мартиниканскими писателями Сюзанной Сезер и Эме Сезер , а позже написал введение к изданию 1947 года книги Эме Сезера Cahier d'un retour au pays natal . Во время ссылки в Нью-Йорке он встретил Элизу Биндхофф , чилийку , которая стала его третьей женой. [ 14 ]

В 1944 году он и Элиза отправились на полуостров Гаспе в Квебеке , где он написал «Тайные 17» , книгу, в которой выражаются его опасения перед Второй мировой войной, описываются чудеса скалы Персе и крайней северо-восточной части Северной Америки, а также прославляется его новый роман с Элизой. [ 14 ]

Во время своего визита на Гаити в 1945–46 годах он стремился связать сюрреалистическую политику и автоматистские практики с наследием Гаитянской революции и ритуальными практиками владения Вуду . Недавние события в гаитянской живописи были центральными в его усилиях, как видно из комментария, который Бретон оставил в книге посетителей Центра искусств в Порт-о-Пренсе : «Гаитянская живопись будет пить кровь феникса. И с погонами [Жана-Жака] Дессалина он проветрит мир». Бретон конкретно имел в виду работы художника и священника вуду Гектора Ипполита , которого он назвал первым художником, который напрямую изображал сцены вуду и ива (божеств вуду), а не прятал их в хромолитографиях католических святых или вызывал их через непостоянные веве (абстрактные формы, нарисованные порошком во время ритуалов). Сочинения Бретона об Ипполите, несомненно, играли центральную роль в международном статусе художника с конца 1940-х годов, но сюрреалист с готовностью признавал, что его понимание искусства Ипполита сдерживалось отсутствием у них общего языка. Вернувшись во Францию ​​с несколькими картинами Ипполита, Бретон интегрировал эти произведения искусства в возросший сюрреалистический акцент на оккультизме, мифах и магии. [ 27 ]

Пребывание Бретона на Гаити совпало со свержением президента страны Эли Леско радикальным протестным движением. Визит Бретона был тепло встречен La Ruche , молодежным журналом революционного искусства и политики, который в январе 1946 года опубликовал речь Бретона вместе с комментарием, который Бретон назвал имеющим «повстанческий тон». Соответствующий вопрос был подавлен правительством, что спровоцировало студенческую забастовку, а два дня спустя - всеобщую забастовку: несколько дней спустя Леско был свергнут. Среди фигур, связанных как с Ла Рюшем , так и с подстрекательством к восстанию, были художник и фотограф Жеральд Блонкур , а также писатели Рене Депестр и Жак Стивен Алексис . В последующих интервью Бретон преуменьшал свою личную роль в беспорядках, подчеркивая, что «страдания и, следовательно, терпение гаитянского народа были на пределе» в то время, и заявляя, что «было бы абсурдно говорить, что я один спровоцировал падение правительства». Михаэль Лёви утверждал, что лекции, которые Бретон читал во время своего пребывания на Гаити, нашли отклик у молодежи, связанной с Ла-Руш и студенческим движением, в результате чего они «поместили их как знамя в свой журнал» и «взяли» их, как оружие». Леви выделил три темы в выступлениях Бретона, которые, по его мнению, могли бы вызвать особый отклик у аудитории, а именно: вера сюрреализма в молодежь, революционное наследие Гаити и цитата Жака Румена, превозносящая революционный потенциал гаитянских масс. [ 28 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]
Бретон в 1960-е годы

Бретон вернулся в Париж в 1946 году, где он выступал против французского колониализма (например, подписав Манифест 121 против войны в Алжире ) и продолжал до своей смерти способствовать развитию второй группы сюрреалистов в форме экспозиций или обзоров. ( Ла Бреш , 1961–65). В 1959 году он организовал выставку в Париже. [ 14 ]

К концу Второй мировой войны Андре Бретон решил открыто принять анархизм . В 1952 году Бретон написал: «Именно в черном зеркале анархизма сюрреализм впервые узнал себя». [ 29 ] Бретон последовательно поддерживал франкоязычную анархистскую федерацию и продолжал выражать свою солидарность после того, как платформисты вокруг основателя и генерального секретаря Жоржа Фонтениса преобразовали ФА в Федерацию коммунистических свобод (FCL). [ 14 ] [ 29 ]

Как и небольшое количество интеллектуалов во время Алжирской войны, он продолжал поддерживать ФКЛ, когда она была вынуждена уйти в подполье, даже предоставляя убежище Фонтенису, который скрывался. Он отказался принять чью-либо сторону политически разделенного французского анархистского движения, хотя и он, и Пере выразили солидарность с новой Анархической федерацией, восстановленной группой анархистов-синтетиков . Он также работал с ФА в антифашистских комитетах в 1960-х годах. [ 29 ]

Андре Бретон умер в возрасте 70 лет в 1966 году и был похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. [ 30 ]

Наследие

[ редактировать ]

Бретон как коллекционер

[ редактировать ]

Бретон был заядлым коллекционером произведений искусства, этнографических материалов и необычных безделушек. Особенно его интересовали материалы с северо-западного побережья Северной Америки. Во время финансового кризиса, который он пережил в 1931 году, большая часть его коллекции (вместе с коллекцией его друга Поля Элюара) была продана с аукциона. Впоследствии он восстановил коллекцию в своей студии и доме на улице Фонтен, 42. Коллекция выросла до более чем 5300 предметов: современные картины, рисунки, скульптуры, фотографии, книги, художественные каталоги, журналы, рукописи и произведения популярного и океанического искусства. [ 31 ]

Французский антрополог Клод Леви-Стросс подтвердил умение Бретона в аутентификации, основываясь на их совместной жизни в Нью-Йорке 1940-х годов. [ 15 ]

После смерти Бретона 28 сентября 1966 года его третья жена Элиза и дочь Обе предоставили студентам и исследователям доступ к его архиву и коллекции. Спустя тридцать шесть лет, когда попытки создать сюрреалистический фонд для защиты коллекции встретили сопротивление, коллекция была продана с аукциона Калмельсом Коэном в Друо-Ришелье. Стена квартиры сохранилась в Центре Жоржа Помпиду . [ 32 ]

Реконструированная стена студии Бретона в Центре Помпиду.

Девять ранее частично неопубликованных рукописей, в том числе « Манифест сюрреализма» , были проданы на аукционе Sotheby's в мае 2008 года. [ 33 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Бретон был женат трижды: [ 14 ]

Работает

[ редактировать ]
  • 1919 благочестия Гора :
  • 1920: Пожалуйста - опубликовано на английском языке как: If You Please.
  • 1920: Магнитные поля Филиппом Супо ) - опубликовано на английском языке как: The Magnetic Fields.
  • 1923: Clair de terre - опубликовано на английском языке как: Earthlight.
  • 1924: Les Pas perdus - опубликовано на английском языке как: The Lost Steps.
  • 1924: Манифест сюрреализма - опубликовано на английском языке как: Манифест сюрреализма.
  • 1924: Растворимая Пуассона ["Растворимая рыба"]
  • 1924: Un cadavre [«Труп»]
  • 1926: защита Законная
  • 1928: Сюрреализм и живопись (расширенные издания 1945 и 1965 годов) - опубликовано на английском языке как: Сюрреализм и живопись.
  • 1928: Надя (расширенное издание 1963 г.) - опубликовано на английском языке как: Надя.
  • 1930: Ralentir travaux [«Помедленнее, мужчины за работой»] (с Рене Шаром и Полем Элюаром )
  • 1930: Второй манифест сюрреализма - опубликован на английском языке как: Второй манифест сюрреализма.
  • 1930: Непорочное зачатие (совместно с Полем Элюаром) - опубликовано на английском языке как: Immaculate Conception.
  • 1931: L'Union libre ["Свободный союз"]
  • 1932: поэзии Нищета
  • 1932: револьвер Седой
  • 1932: Les Vases communicants (расширенное издание 1955 г.) - опубликовано на английском языке как: Communicating Vessels.
  • 1933: Le Message Autotique - Опубликовано на английском языке как: The Automatic Message.
  • 1934: Что такое сюрреализм? – Опубликовано на английском языке под названием: Что такое сюрреализм?
  • 1934: Point du jour - опубликовано на английском языке как: Break of Day.
  • 1934: L'Air de l'eau [«Воздух воды»]
  • 1935: Политическая позиция сюрреализма [«Политическая позиция сюрреализма»]
  • 1936: Au lavoir noir [«У черной корыта»]
  • 1936: Заметки о поэзии (совместно с Полем Элюаром)
  • 1937: Звездный замок
  • 1937: L'Amour fou - Опубликовано на английском языке как: Mad Love.
  • 1938: Траектория мечты ["Траектория мечты"]
  • 1938: Сокращенный словарь сюрреализма (совместно с Полем Элюаром)
  • 1938: За независимое революционное искусство Диего Риверой )
  • 1940: Anthologie de l'humour noir (расширенное издание 1966 г.) - опубликовано на английском языке как: Антология черного юмора.
  • 1941: «Фата моргана» (длинное стихотворение, включенное в последующие антологии)
  • 1943: Pleine Marge ["Полное поле"]
  • 1944: Arcane 17 - опубликовано на английском языке как: Arcanum 17.
  • 1945: Ситуация сюрреализма между двумя войнами
Обложка молодых вишневых деревьев, защищенных от зайцев, с помощью фотомонтажа Марселя Дюшана, 1946 год.
  • 1946: Ив Танги (монография об Иве Танги )
  • 1946: Манифесты сюрреализма (расширенные издания 1955 и 1962 годов) - опубликовано на английском языке как: Манифесты сюрреализма.
  • 1946: Молодые вишневые деревья защищены от зайцев [Двуязычное издание стихов в переводе Эдуарда Родити ]
  • 1947: Ода Шарлю Фурье - опубликовано на английском языке как: Ода Шарлю Фурье.
  • 1948: Мартиника, заклинатель змей (совместно с Андре Массоном ) - опубликовано на английском языке как: Мартиника: заклинатель змей
  • 1948: La Lampe dans l'horloge [«Лампа в часах»]
  • 1948: Стихи 1919–48 [«Стихи 1919–48»]
  • 1949: Вопиющее делит ["С поличным"]
  • 1952: Entretiens - опубликовано на английском языке как: «Беседы: автобиография сюрреализма».
  • 1953: Ключ к полям - опубликовано на английском языке как: Free Rein.
  • 1954: Farouche à quatre Feuilles ["Четырехлистный дикий"] (с Лизой Дехарм , Жюльеном Граком , Жаном Тардье )
  • 1957: L'Art magique - опубликовано на английском языке как: Magical Art.
  • 1959: Созвездия Жоаном Миро ) - опубликовано на английском языке как: Constellations.
  • 1961: Ле ла ["А"]
  • 1966: Clair de terre (Антология стихов 1919–1936) - опубликовано на английском языке как: Earthlight.
  • 1968: Signe Ascendant (Антология стихов 1935–1961) [«Восходящий знак»]
  • 1970: Perspective cavalière - [Буквально: Кавалерская перспектива"]
  • 1988: Бретон: Полное собрание сочинений, том 1 ["Бретон: Полное собрание сочинений, том 1"]
  • 1992: Бретон: Полное собрание сочинений, том 2 ["Бретон: Полное собрание сочинений, том 2"]
  • 1999: Бретон: Полное собрание сочинений, том 3 ["Бретон: Полное собрание сочинений, том 3"]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лоуренс Гоуинг , изд., Биографическая энциклопедия художников, т.1 (Факты в файле, 2005): 84.
  2. ^ Андре Бретон (1969). Манифесты сюрреализма . Издательство Мичиганского университета. п. 26. ISBN  0472061828 . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 г. Проверено 29 октября 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Андре Бретон» . Биография.com . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 г. Проверено 11 июля 2020 г.
  4. ^ Анри Беар, Катрин Дюфур (2005). Дада, общая схема . ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА. п. 552. ИСБН  9782825119068 . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 г. Проверено 29 октября 2020 г.
  5. ^ Ваше, Жак (1949). Военные письма . Андре Бретон (2-е изд.). Архивировано из оригинала 01 февраля 2020 г. Проверено 10 июня 2019 г.
  6. В обзоре книги Марка Полиццотти « Революция разума: жизнь Андре Бретона» Дуглас Ф. Смит назвал его «циничным атеистом, поэтом, критиком и художником, питавшим неудержимую полосу романтизма».
  7. ^ «Говорить о Боге, думать о Боге — значит во всех отношениях показывать, из чего человек сделан… Я всегда делал ставку против Бога и считаю то немногое, что я выиграл в этом мире, просто результатом Как бы ничтожна ни была ставка (моя жизнь), я сознаю, что выиграл полностью. " - Андре Бретон, отрывок из сноски из его книги « Сюрреализм и живопись» . Цитаты поэта: Андре Бретон. Архивировано 12 февраля 2020 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Гилсон, Этьен (1988). Лингвистика и философия: очерк о философских константах языка . Издательство Университета Нотр-Дам. п. 98. ИСБН  978-0-268-01284-7 . Бретон признавался атеистом...
  9. ^ Браудер, Клиффорд (1967). Андре Бретон: Арбитр сюрреализма . Дроз. п. 133. Опять же, пристрастие атеиста Бретона к идеям богохульства и профанации, а также к «демоническому» слову «нуар» содержало намек на сатанизм и союз с инфернальными силами.
  10. ^ «Утраченные профили, воспоминания о кубизме, дадаизме и сюрреализме» . www.citylights.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 г. Проверено 11 июня 2019 г.
  11. ^ «Тристан Цара Искусство, Биография, Идеи» . История искусства . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 г. Проверено 11 июня 2019 г.
  12. ^ «Магнитные поля (Андре Бретон)» . www.andrebreton.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 марта 2022 г. Проверено 9 июля 2021 г.
  13. ^ Рамалходиого (24 июля 2012 г.). «Бюро сюрреалистических исследований» . Часто задаваемые вопросы . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 г. Проверено 11 июня 2019 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Полиццотти, Марк. (2009). Революция разума: жизнь Андре Бретона (1-е издание Black Widow Press, исправленное и обновленное издание). Бостон, Массачусетс: Black Widow Press. ISBN  9780979513787 . OCLC   221148942 .
  15. ^ Jump up to: а б Дуглас, Ава. «Андре Бретон» . www.historygraphicdesign.com . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 г. Проверено 25 февраля 2019 г.
  16. ^ Андре Бретон, Полное собрание сочинений – I , Галлимар, Библиотека Плеяд , с. 782–783.
  17. Маргерит Бонне отмечает, что очень похожая фраза уже появлялась в статье, опубликованной в 1925 году в номере 2 « Сюрреалистической революции» , и что в свое время она не привлекла внимания. Маргерит Бонне, Андре Бретон, рождение сюрреализма , Библиотека Хосе Корти, Париж, 1975, с. 64–65.
  18. ^ Полиццотти, Марк (2009) [Впервые опубликовано в 1995 году]. Революция разума (переработанное и обновленное изд.). Бостон, Массачусетс: First Black Widow Press. ISBN  978-0-9795137-8-7 .
  19. ^ Паскаль Кассуто-Ру, «Призывы к сюрреалистическим убийствам», в: Флоренс Квинч и Антонио Родригес (ред.), Какая этика для литературы? , Labor et Fides, 2007, с. 65–66 ( онлайн- архивировано 29 января 2016 г. в Wayback Machine ), где в отношении текстов брошюры Un Cadavre имеются ссылки на сюрреалистические трактаты и коллективные декларации (1922–1969), т. 65–66. I (1922–1939), Le Terrain Vague, редактор Эрика Лосфельда, 1980, стр. 133–134 и 140–142.
  20. ^ Андре Бретон, Полное собрание сочинений – I , Галлимар, Bibliothèque de la Pléiade, стр. 783. Цитируется Паскалем Кассуто-Ру, «Призывы к сюрреалистическим убийствам», в: Флоренс Квинч и Антонио Родригес (ред.), Какая этика для литературы? , Labor et Fides, 2007, с. 66, онлайн. Архивировано 29 января 2016 г. в Wayback Machine .
  21. ^ Абдельхади, Джейсон (22 марта 2016 г.). «Бретон против Эренбурга: Объезд на бульваре Монпарнас» . Своеобразный Мормирид . своеобразныйmormyrid.com . Проверено 24 марта 2024 г.
  22. ^ Кревель, Рене. Клавесин Дидро, послесловие . п. 161.
  23. ^ Франклин Роузмонт, Андре Бретон и первые принципы сюрреализма , 1978, ISBN   0-904383-89-X .
  24. ^ Шиффрин, Аня (03.10.2019). «Как Вариан Фрай помог моей семье сбежать от нацистов» . Нью-Йорк Дейли . Архивировано из оригинала 11 июля 2020 г. Проверено 11 июля 2020 г.
  25. ^ «Аварийный побег: Ватикан Фрай» . Американцы и Холокост . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 г. Проверено 11 июля 2020 г.
  26. ^ Андре Бретон, Фата Моргана . Буэнос-Айрес: Éditions des lettres françaises, Сур, 1942.
  27. ^ Гейс, Т. (2015). «Миф, история и повторение: Андре Бретон и Воду на Гаити». Южно-Центральный обзор . 32 (1): 56–75. дои : 10.1353/scr.2015.0010 . S2CID   143481322 .
  28. ^ Лёви, Михаэль (19 июля 2022 г.). «Основатель сюрреализма помог спровоцировать революцию на Гаити» . Якобинец . Проверено 21 июля 2022 г.
  29. ^ Jump up to: а б с «1919–1950: Политика сюрреализма Ника Хита» . Libcom.org. Архивировано из оригинала 3 апреля 2010 года . Проверено 26 декабря 2009 г.
  30. ^ Искусство, Сюрреализм. «Андре Бретон | Отец сюрреализма» . www.surrealismart.org . Архивировано из оригинала 16 января 2018 г. Проверено 24 января 2018 г.
  31. ^ Андре Бретон, 42, улица Фонтен: современные картины, скульптуры, гравюры, старые картины . Париж: КалмельсКоэн, 2003.
  32. ^ «Сюрреалистическое искусство», Центр Помпиду - Художественная культура Муз. 11 марта 2010 г. centerpompidou.fr. Архивировано 9 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
  33. ^ «Девять рукописей Андре Бретона на аукционе Sotheby's в Париже» . ArtDaily.org. 20 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2013 г. . Проверено 28 марта 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5278ec3e183866d8db147c86adac7d85__1723996860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/85/5278ec3e183866d8db147c86adac7d85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
André Breton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)