Адольф Лоос
Адольф Лоос | |
---|---|
![]() Лоос c. 1904 год | |
Рожденный | Адольф Франц Карл Виктор Мария Лоос 10 декабря 1870 г. |
Умер | 23 августа 1933 г. | (62 года)
Национальность | Австрия , Австро-Венгрия |
Занятие | Архитектор |
Здания | Лоосхаус , Вена Вилла Мюллер , Прага |
Адольф Франц Карл Виктор Мария Лоос [1] ( Немецкое произношение: [ˈaːdɔlf ˈloːs] ; 10 декабря 1870 — 23 августа 1933) — австрийский и чехословацкий архитектор, влиятельный европейский теоретик и полемист современной архитектуры . Он был вдохновлен модернизмом и широко известным критиком направления модерн . Его противоречивые взгляды и литературный вклад спровоцировали возникновение движения Венского сецессиона и постмодернизма. [2] [3]
Лоос родился в Брно в семье скульпторов и каменщиков. Его почти глухой отец, каменщик, умер, когда ему было 9 лет, и сыграл роль в интересе Лооса к декоративно-прикладному искусству. Позже Лоос сообщил о нарушении слуха своего отца и других проблемах со здоровьем. Отсутствие слуха способствовало его одинокой личности. У Лооса было три бурных брака, все из которых закончились разводом, и в 1928 году он был осужден как педофил.
С изменением интересов, [ нужны разъяснения ] Лоос посещал несколько колледжей также из-за своей плохой учебы и разных желаний, что оказалось полезным, предоставив ему разнообразный набор навыков в области архитектуры. После окончания своего последнего университета Лоос посетил Америку и на него сильно повлияла Чикагская школа архитектуры , вдохновленная архитектором Луи Салливаном , и его форма соответствует философии функциональности.
Затем Лоос написал множество литературных произведений, в том числе сатирическую пьесу « История бедного богатого человека» и свой самый популярный манифест «Орнамент и преступление» , в котором пропагандировались гладкие и чистые поверхности в отличие от щедрых украшений конца века . как более современные эстетические принципы Венского Сецессиона , воплощенные в его дизайне Лоосхауса Вене в .
Лоос стал пионером современной архитектуры и внес свой вклад в теорию и критику модернизма в архитектуре и дизайне, а также разработал метод «Раумплан» (буквально пространственный план ) для организации внутренних пространств, примером которого является вилла Мюллер в Праге . Он умер в возрасте 62 лет 23 августа 1933 года в Кальксбурге недалеко от Вены .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Лоос родился в семье ремесленника 10 декабря 1870 года в Брно , в маркграфстве Моравия, регион Австро-Венгерской империи , ныне восточная часть Чехии . Его отец Адольф Лоос был немецким каменщиком и умер, когда Лоосу было девять лет. [4] Его мать, Мари Лоос, была скульптором, которая позже продолжила заниматься каменщиком после смерти мужа. Молодой Адольф Лоос унаследовал нарушение слуха от своего отца и на протяжении всей своей жизни страдал от этого значительного недостатка, что способствовало его одинокому характеру. [5]
Образование
[ редактировать ]Лоос посещал несколько гимназий и искал различные программы. В 1884 году Лоос начал обучение в Stiftsgymnasium Melk всего через несколько месяцев после провала на экзамене. [6] Затем он изучал механику в Королевском и Императорском государственном техническом колледже в Либерце , но бросил учебу, чтобы заняться строительными технологиями. Затем он снова вернулся к механике в Государственную ремесленную школу в Брюнне в 1889 году и перешел на архитектуру, обучаясь в Дрезденском технологическом университете с 1890 по 1893 год. [7] [8] [9] Лоос в конечном итоге не получил никакой ученой степени из-за его спорадической учебы, плохой успеваемости и поступления в австрийскую армию в 1889 году. [7] [8] [10] Однако его зачисление также пробудило некоторые интересы Лооса, когда он присоединился к дуэльному клубу в колледже. [6]
Разнообразное образование Лооса дало ему обширный набор навыков, которые оказались полезными. Например, он мог понять каменную кладку и ремесленную работу и ее влияние на архитектуру. [7] Кроме того, он получил признание многих ученых и пользовался большим уважением в области архитектуры благодаря своему опыту. [11]
Карьера
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]После окончания колледжа Лоос отправился в Соединенные Штаты и оставался там с 1893 по 1896 год, чтобы изучать внешнюю архитектуру. [12] Он начал в Нью-Йорке и финансово обеспечивал себя, работая каменщиком, укладчиком полов и посудомоечной машиной. [13] [14] Эта работа позволила Лоосу переехать в сельскую местность Филадельфии вместе со своим дядей Бенджамином, где он работал часовщиком. [14] Жизнь в сельской местности заставила Лооса восхищаться сельской культурой Америки, но позже он отправился в Нью-Йорк и Чикаго, чтобы изучить американскую архитектуру. [15]
Во время своего первого визита в Чикаго Лоос сразу же был вдохновлен новыми американскими небоскребами и Всемирной Колумбийской выставкой 1893 года. [16] В частности, его вдохновили архитектор Луи Салливан и Чикагская школа архитектуры , одобрив концепцию Салливана « форма следует за функцией» в его эссе «Орнамент в архитектуре» . [16]
Хотя Лоос покинул Америку в 1896 году, позже он стал сотрудничать с Чикаго в 1922 году. Вдохновленный Салливаном, Лоос представил проект здания на конкурс Chicago Tribune Tower, где его проектное предложение следовало за дорической колонной в качестве вершины здания, известной как Колонная башня. предложение. [17] [18] Хотя он и не выиграл, его архитектура вдохновила идеи постмодернизма. [17]
Вена
[ редактировать ]Лоос вернулся в Вену в 1896 году и сделал ее своим постоянным местом жительства. Он был видной фигурой в городе и другом Людвига Витгенштейна , Арнольда Шёнберга , Петера Альтенберга и Карла Крауса .
Вдохновленный годами, проведенными в Новом Свете, он посвятил себя архитектуре. Ненадолго присоединившись к Венскому сецессиону в 1896 году, он отверг этот стиль и выступил за новую, простую, лишенную украшений архитектуру. Утилитарный подход к использованию всего плана этажа завершил его концепцию. Первые заказы Лооса включали дизайн интерьеров магазинов и кафе в Вене.
Архитектурная теория
[ редактировать ]
Лоос является автором ряда полемических работ. В книге «Говоря в пустоту », опубликованной в 1900 году, он напал на Венский сецессион , в то время, когда движение было на пике своего развития. [19]
В своих эссе Лоос использовал провокационные фразы и известен эссе/манифестом под названием «Украшение и преступление» , прочитанным на лекции в 1910 году и впервые опубликованным в 1913 году. [20] Он исследовал идею о том, что прогресс культуры связан с устранением орнамента из предметов повседневного обихода, утверждая, что « эволюция культуры является синонимом удаления орнамента из предметов повседневного обихода » . [21] Поэтому было преступлением заставлять ремесленников или строителей тратить свое время на украшения, которые ускоряли наступление момента, когда объект устареет ( теория дизайна ). Разобранные здания Лооса повлияли на минимальную совокупность современной архитектуры и вызвали споры. Несмотря на отсутствие орнамента на экстерьере, интерьеры многих зданий Лооса отделаны богатыми и дорогими материалами, особенно камнем, мрамором и деревом, демонстрируя естественные узоры и текстуры на плоских плоскостях и выполненные с первоклассным мастерством. Различие заключается не между сложным и простым, а между «органическим» декором, например, созданным местными культурами (Лос упоминает африканский текстиль и персидские ковры), и излишним декором. [22]
Лоос также интересовался декоративным искусством, коллекционируя серебро и высококачественные изделия из кожи, которые он отмечал за их простую, но роскошную привлекательность. Его стеклянная посуда, произведенная Lobmeyer, производится до сих пор. [23] Он также увлекался модой и мужской одеждой, проектируя интерьер знаменитой венской галантереи » «Книже . Его восхищение модой и культурой Англии и Америки можно увидеть в его недолговечном издании Das Andere , которое вышло всего в двух выпусках в 1903 году и включало рекламу «английской» одежды. [19] В 1920 году он кратко сотрудничал с Фредериком Джоном Кислером , архитектором, дизайнером театра и художественных выставок.
Дом Лооса и другие проекты
[ редактировать ]С 1904 года он смог осуществлять крупные проекты; Самым примечательным был так называемый « Лоосхаус » (построенный с 1910 по 1912 год), первоначально для венского портного Гольдмана и Салача, для которого Лоос спроектировал интерьер магазина в 1898 году, и расположенный прямо напротив Габсбургов городской резиденции , дворца Хофбург. . Дом, который сегодня находится по адресу Михаэлерплац 3, Вена и находится под защитой памятника, подвергся критике со стороны современников. В фасаде преобладали прямолинейные узоры окон, отсутствие лепного декора и навесов, за что он получил прозвище «Дом без бровей»; Говорят, что император Австрии Франц Иосиф I настолько презирал современное здание, что избегал покидать дворец Хофбург через главные ворота, расположенные поблизости. [24] Его работы также включают магазин мужского дома моды Knize (построен в 1909–1913 гг.), Am Graben 13, Café Museum (построен в 1899 г.), Operngasse 7, Вена, и «Американский бар» (построен в 1907–08 гг.), Kärntnerstrasse 10. , Вена. [25]

Лоос посетил остров Скирос в 1904 году и находился под влиянием кубической архитектуры греческих островов. Когда Австро-Венгерская империя распалась после Первой мировой войны, Лоос получил чехословацкое гражданство от президента Масарика . [26] Его основным местом жительства оставалась Вена. Во времена Первой Австрийской республики Лоос заинтересовался общественными проектами. Он разработал несколько жилищных проектов для города Вены, который тогда называли Красной Веной . С 1924 по 1928 год Лоос жил в Париже. Он преподавал в Сорбонне и получил контракт на строительство дома для Тристана Цары , строительство которого было завершено в 1925 году на авеню Жюно, 15 в Париже. В 1928 году он вернулся в Вену.
Лоос восхищался классической архитектурой. [27] что отражено в его произведениях и его участии в конкурсе Chicago Tribune 1922 года . Представление Лооса представляло собой массивную дорическую колонну. [28]
Частная жизнь
[ редактировать ]Браки
[ редактировать ]Лоос был женат трижды. В июле 1902 года он женился на студентке драматического искусства Лине Лоос . Брак распался три года спустя, в 1905 году. В 1919 году, когда ему было 49 лет, он женился на 20-летней австрийке Элси Альтманн , танцовщице и звезде оперетты, дочери Адольфа Альтмана и Жаннет Грюнблатт. Они развелись семь лет спустя, в 1926 году. В 1929 году он женился на писательнице и фотографе Клэр Бек . Она была дочерью его клиентов Отто и Ольги Бек и была на 35 лет моложе его. Они развелись 30 апреля 1932 года. [29] После их развода Клэр Лоос написала «Приват Адольфа Лооса» , литературное произведение, состоящее из похожих на снимки виньеток о характере, привычках и высказываниях Лооса, опубликованное издательством «Йоханнес-Пресс» в Вене в 1936 году. Книга была предназначена для сбора средств на могилу Лооса.
Плохое здоровье
[ редактировать ]Всю жизнь Лоос страдал от нарушения слуха. Когда он был ребенком, он был глухим. Он приобрел частичный слух лишь в 12 лет. [30] К 50 годам он снова почти оглох. В 1918 году у Лооса диагностировали рак. Его желудок, аппендикс и часть кишечника были удалены. [31]
Сексуальное насилие над детьми
[ редактировать ]В 1928 году Лоос был опозорен скандалом о педофилии в Вене. Он нанимал девочек в возрасте от 8 до 10 лет из бедных семей в качестве моделей в своей студии. В обвинительном заключении говорилось, что Лоос разоблачил себя и принудил своих юных моделей к участию в сексуальных действиях. Решением суда 1928 года он был признан частично виновным . [32] В 2008 году первоначальная запись дела была обнаружена заново и подтвердила обвинение. [33] [34]
Смерть и наследие
[ редактировать ]
Адольфа Лооса проявились ранние признаки слабоумия Во время судебного разбирательства у . За несколько месяцев до смерти у него случился инсульт . Он умер в возрасте 62 лет 23 августа 1933 года в Кальксбурге недалеко от Вены . [35] Тело Лооса было доставлено в Венский Централфридхоф, чтобы покоиться среди великих художников и музыкантов города, включая Шенберга , Альтенберга и Крауса, некоторых из его ближайших друзей и соратников. [29]
Благодаря своим произведениям и новаторским проектам в Вене Лоос смог повлиять на других архитекторов и дизайнеров, а также на раннее развитие модернизма. Его тщательный выбор материалов, страсть к мастерству и использование «Раумплана» — продуманного порядка и размеров внутренних пространств, основанных на функциях, — до сих пор вызывают восхищение. [36]
Основные работы
[ редактировать ]- 1899 Кафе-музей , Вена
- 1904 Вилла Карма, Монтрё , Швейцария.
- 1907 г. Полевой христианский крест, Радешинска Свратка, Чехия.
- 1908 г. Американская коллегия адвокатов (бывшая коллегия адвокатов Кернтнера), Вена.
- 1910 Дом Штайнера , Вена
- 1910 г. Здание Goldman & Salatsch с видом на Михаэлерплац, Вена (многофункциональное здание, известное в просторечии как «Looshaus»)
- 1913 Дом Шой, Вена (дом детства модернистки Элизабет Клоуз , урожденной Шой)
- 1915 Сахарный завод, Грушованы недалеко от Брно , Чехия.
- 1915–16 Вилла Душниц (реконструкция), Вена.
- 1917 г. Дом владельца сахарного завода, Грушованы-у-Брно, Чехия.
- 1921 г. Мавзолей Макса Дворжака (непостроенный)
- 1922 Дом Руфера , Вена
- 1925 Maison Tzara , дом и студия, Монмартр , Париж, для Тристана Цара , одного из основателей дадаизма.
- 1926 Вилла Моллер, Вена
- 1927 г. Дом (не построен), Париж, для американской артистки Жозефины Бейкер.
- 1928 Вилла Мюллер , Прага, Чехия
- 1929 Вилла Хунер, Кройцберг , Австрия
- 1932 Вилла Винтерниц, На Цигларже 10, Прага 5 , Чехия
- 1928–1933 гг. Многие жилые интерьеры в Пльзене , Чехия.
Выставки
[ редактировать ]- Адольф Лоос - Выставка Пятидесятилетия (23 февраля – 16 апреля 1983 г.) Париж (Французский институт архитектуры с Австрийским институтом культуры, Париж) Ancienne Galerie, 6, rue du Tournon, 75006 Париж [37]
- Период основания: Адольф Лоос (11 апреля 1987 г. – 21 июня 1987 г.) Муниципальная галерея города Карлсруэ, Карлсруэ, Германия. [38]
- АДОЛЬФ ЛООС (02.12.1989-25.02.1990) (совместная экспозиция на 3 локациях) Альбертина , Исторический музей города Вены , Лоосхаус , Вена [39]
- Адольф Лоос «Частные пространства» (14.12.2017 – 25.02.2018) Museo del Dessiny de Barcelona, Испания [40]
- Адольф Лоос «Частные пространства» (28.03.2018-24-06.2018) Caixa Forum Мадрид, Испания [40]
- ВАГНЕР, ГОФМАН, ЛООС И МЕБЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ВЕНСКОГО МОДЕРНИЗМА (21.03.-07.10.2018) Императорская коллекция мебели (Hofmobiliendepot), Вена [41]
- Адольф Лоос: Частные дома (08.12.2020-14.03.2021) Музей прикладного искусства МАК , Вена [42]
- «Loos2021» (25.9.2020 – 30.5.2021) Залы Loos в Венской библиотеке, (бывшая квартира Босковича) Bartensteingasse 9/5, 1010 Вена [43] [44]
- Мебель Knize, Карловарский филиал Барселона, Мадрид 2017 2018 [40]
- Меблировка «Дом Душниц 1915» (Барселона, Мадрид 2017 2018) [40]
- Стол Адольфа Лооса 1904 г. (Барселона, Мадрид, 2017–2018 гг.) [40]
- Письменный стол «Дом Фридмана 1907» (Барселона, Мадрид 2017 2018) [40]
- Меблировка «Дом Руфер 1922» Барселона, Мадрид 2017 г. 2018 г. [40]
- Интерьер «Дом Штайнера 1910» Барселона, Мадрид 2017 2018 гг. [40]
- Интерьер «Квартира Георга Роя 1904», Хофмобилиендепо, Вена, 2018 г. [41]
- Мебель «Квартира Босковиц» (Loos2021, Венская библиотека) [44]
Библиография
[ редактировать ]- Лоос, Адольф (2 мая 2007 г.). Об архитектуре . Ариадна Пресс. п. 216. ИСБН 978-1-57241-098-5 .
- Лоос, Адольф; Опель, Адольф (15 ноября 1997 г.). Орнамент и преступление: Избранные очерки . Ариадна Пресс (Калифорния). п. 204. ИСБН 1-57241-046-9 .
- Лоос, Адольф (1982). Тем не менее, 1900–1930 (на немецком языке). Г. Прахнер. п. 218. ИСБН 3-85367-037-7 .
- Лоос, Адольф; Генрих Кулька (1931). Адольф Лоос: Работа архитектора (на немецком языке). Антон Шролл и компания, Новое здание в мире, IV.
- Лоос, Адольф (1983). Потемкин-город: Утерянные сочинения, 1897–1933 (на немецком языке). Прахнер. п. 231. ИСБН 3-85367-038-5 .
- Лоос, Адольф (2013). Почему мужчине следует быть хорошо одетым: внешность может быть красноречивой . Метроверлаг. п. 231. ИСБН 978-3-99300-040-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эндрюс, Брайан (2010). «Орнамент и материальность в творчестве Адольфа Лооса» (PDF) . Изготовление материалов: процесс прецедента. стр.438 . Ассоциация университетских школ архитектуры. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ Скины преступников: татуировки и современная архитектура в работах Адольфа Лооса (PDF) , Интернет Каналеса, Химены и Эндрю Хершера (2005) , получено 3 октября 2022 г.
- ^ «Как конкурс Tribune Tower в Чикаго навсегда изменил архитектуру» . АрчДэйли . 3 октября 2017 г. Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ «Адольф Лоос: Жизнь и влияние» . Королевский институт британских архитекторов. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Нейтра, Ричард (1980). Память об Адольфе Лоосе (на испанском языке). Улица города. стр. 9–10. hdl : 2099/792 . ISBN 978-3-85002-846-2 . OCLC 1030566474 .
- ^ Перейти обратно: а б Эндрюс, Брайан (2010). «Орнамент и материальность в творчестве Адольфа Лооса» (PDF) . Изготовление материалов: процесс прецедента. стр.438 . Ассоциация университетских школ архитектуры. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «В центре внимания: Адольф Лоос» . АрчДэйли . 10 декабря 2019 года . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Турникиотис, Панайотис (2002). «Адольф Лоос» . Принстонская архитектурная пресса. стр. 9–10. ISBN 9781568983424 .
- ^ "NGV Венское искусство и дизайн: Адольф Лоос" . www.ngv.vic.gov.au. Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ sro, Виа Ауреа. «Адольф Лоос | Архитекторы | Руководство по архитектуре Брно. Путеводитель по архитектуре Брно» . www.bam.brno.cz. Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Мачуйка, Джон В. (2000). «Адольф Лоос и афористический стиль: риторическая практика в критике дизайна начала двадцатого века» . Проблемы дизайна . 16 (2): 75–86. дои : 10.1162/074793600750235804 . ISSN 0747-9360 . JSTOR 1511864 . S2CID 57559630 .
- ^ Мосс, К. (2010). Строительство современной Вены: архитектура и культурная критика Адольфа Лооса (магистрская диссертация). S2CID 190981131 .
- ^ Турникиотис, Панайотис (2002). «Адольф Лоос» . Принстонская архитектурная пресса. стр. 9–10. ISBN 9781568983424 .
- ^ Перейти обратно: а б Бенедетто Граваньюоло, Адольф Лоос, Теория и произведения (Лондон: Art Data, 1995), 29.
- ^ Бок, Ральф (2021). Адольф Лоос: Работы и проекты . Скира. стр. 14–15. ISBN 9788857244242 .
- ^ Перейти обратно: а б Бототин, Норман и Лэнг, Кристина, Всемирная выставка в Чикаго 1893 года. Всемирная Колумбийская выставка из Вашингтона, округ Колумбия: Preservation Press, 1992, стр. 20.
- ^ Перейти обратно: а б «Как конкурс Tribune Tower в Чикаго навсегда изменил архитектуру» . АрчДэйли . 3 октября 2017 г. Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ «Танцующая колонна» . МТИ Пресс . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Адольф Лоос: Сочинения» . Королевский институт британских архитекторов. Архивировано из оригинала 18 ноября 2012 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Джанет Стюарт, Модная Вена: культурная критика Адольфа Лооса , Лондон: Routledge, 2000, стр. 173
- ^ Лоос и Опель 1997 , с. 167.
- ^ Лоос и Опель 1997 , стр. 173–174.
- ^ Лоос и Опель 1997 , с. 9.
- ^ «Дом без бровей | Знаменитый город Вена | Интернет-журнал «Вена»» . Stadtknown.at. Архивировано из оригинала 18 февраля 2015 года . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ «Архитектурный центр Вены» . Architektenlexikon.at . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ «Адольф Лоос: Жизнь и влияние» . Королевский институт британских архитекторов. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Ханно-Вальтер Круфт. История архитектурной теории: от Витрувия до наших дней . Princeton Architectural Press, 1994 г. и Эдвард Чейни , «Римский альбом для рисования» Иниго Джонса, 2006 г.), стр. 361
- ^ Оливер Уэйнрайт (17 августа 2011 г.). «10 лучших недостроенных башен: Башня Чикаго Трибьюн, автор Адольф Лоос» . bdonline.co.uk/ . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лоос, Клэр Бек (2011). Адольф Лоос – Частный портрет . Лос-Анджелес, Калифорния: DoppelHouse Press.
- ^ «Факты об Адольфе Лоосе» . Биография.ваш словарь.com. 23 августа 1933 года . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ «Биография Адольфа Лооса, архитектора Прекрасной эпохи и бунтовщика» . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «[Окончательное решение суда Адольфа Лооса] 7 Vr 5707/28/71» . Members.aon.net. Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Кристофер Лонг, Der Fall Loos. Амальтея 2015. ISBN 3850029085
- ^ «ФАЛЬТЕР » Орнамент и Вербрехен» . колебаться.ат. 20 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 1 января 2016 г. Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Бок, Ральф (2007). Адольф Лоос . Женева: Скира. ISBN 978-88-7624-643-2 .
- ^ «Адольф Лоос: Раумплан» . Королевский институт британских архитекторов. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Часлин, Франсуа (1983). Адольф Лоос . Пьер Мардага Редактор. ISBN 2-8700-9174-5 .
- ^ Рёдигер-Дируф, Эрика (1987). Эпоха основания: Адольф Лоос . Муниципальная галерея Карлсруэ. ISBN 3-9233-4409-0 .
- ^ Рукшио, Буркхардт (1989). Адольф Лоос . Лёккер Верлаг Вена. ISBN 3-8540-9166-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Банковский фонд La Caixa, Музей дизайна (2017). Адольф Лоос, «Частные пространства» . Банковский фонд The Box. ISBN 978-84-9900-190-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Оттилингер, Ева Б. (2018). Вагнер, Гофман, Лоос (каталог выставки) . Бёлау Верлаг. ISBN 978-3-205-20786-3 .
- ^ «Адольф Лоос, Частные дома» . Музей прикладного искусства МАК . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ «Лос2021» . Туристическая информация Вена . Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оттилингер, Ева Б.; Рукшио, Буркхардт; Фогльхофер, Стефан. «Обзор Loos2021» (PDF) . Управление федерального наследия Австрии . Бундесденкмаламт . Проверено 3 ноября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бок, Ральф (2007). Адольф Лоос . Женева: Скира. ISBN 978-88-7624-643-2 .
- Коппа, Алессандра (2013). Адольф Лоос . Милан, Италия: 24 часа культуры. ISBN 9788866481485 .
- Фостер, Хэл (2003). Дизайн и криминал (и другие обличительные речи) . Лондон: Версо. ISBN 978-1-85984-453-3 .
- Граваньюоло, Бенедетто (1995). Адольф Лоос, Теория и работы . Лондон: Арт-данные. ISBN 0-948835-16-8 .
- Лонг, Кристофер (2017). Адольф Лоос под судом . Прага: Кант. ISBN 978-80-7437-226-1 .
- Манн, Филип. Денди в сумерках: вкус и меланхолия в двадцатом веке . Лондон: Глава Зевса, 2017. ISBN 978-1-78669-517-8
- Машек, Джозеф (2013). Адольф Лоос: Искусство архитектуры . Нью-Йорк: ИБ Таурис. п. 263. ИСБН 978-1-78076-423-8 .
- Охслин, Вернер, «Оболочка стиля: Отто Вагнер, Адольф Лоос и эволюционный путь к современной архитектуре», Цюрих, 1994.
- Оттиллингер, Ева (1994). Жилые концепции и дизайн мебели Адольфа Лоо . Зальцбург: Резиденц Верлаг. ISBN 978-3-7017-0850-5 .
- Рукшио, Буркхардт; Шахель, Роланд (1982). Адольф Лоос: жизнь и творчество . Зальцбург: Резиденция. ISBN 3-7017-0288-8 .
- Адольф Лоос: Наш современник (Нью-Йорк, Колумбия GSAPP, 2013), ред. Ю. Сафран и Кристобаль Амунатеги. Опубликовано по случаю передвижной выставки «Адольф Лоос: наш современник», созданной в результате сотрудничества GSAPP Колумбийского университета в Нью-Йорке, MAK в Вене и CAAA в Гимарайнше. Эссе Беатрис Коломины, Германа Чеха, Райнальда Франца, Бенедетто Граваньюоло, Кристофера Лонга, Джана Онанера, Даниэля Шерера, Филипа Урспрунга.
- Турникиотис, Панайотис (1996). Адольф Лоос . Принстон: Princeton Architectural Press. ISBN 1-878271-80-6 .
- Шерер, Дэниел. «Восприятие Лооса Адорно: современная архитектура, эстетическая теория и критика орнамента», Potlatch 3 (весна 2014 г.), 19–31.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Адольфа Лооса или о нем в Internet Archive
- Изображения, подкасты и видео онлайн-выставки Адольфа Лооса о жизни и творчестве Лооса. Королевский институт британских архитекторов
- Адольф Лоос, Вена 1900 года и современная австрийская архитектура TourMyCountry.com
- Биография Адольфа Лооса (1870–1933). Архивировано 8 ноября 2014 года в Wayback Machine WOKA Lamps Vienna.
- Мюрхед, Томас. «Адольф Лоос сквозь замочную скважину» . Проектирование зданий. Архивировано из оригинала 17 ноября 2007 года . Проверено 19 ноября 2007 г.
- 1870 рождений
- 1933 смерти
- Архитекторы из Брно
- Люди из Маркграфства Моравии
- Моравско-немецкий народ
- Австрийцы моравско-немецкого происхождения
- Архитекторы в стиле модерн
- Австрийские архитекторы
- Архитектурные критики
- Теоретики архитектуры
- австрийские писатели-архитекторы
- Австрийские эмигранты во Франции
- Австрийские эмигранты в США
- Модернистские архитекторы
- В Австрии осуждены за сексуальное насилие над детьми
- Похороны на Центральном кладбище Вены.