Jump to content

Адольф Лоос

Адольф Лоос
Лоос c. 1904 год
Рожденный
Адольф Франц Карл Виктор Мария Лоос

( 1870-12-10 ) 10 декабря 1870 г.
Умер 23 августа 1933 г. ( 1933-08-23 ) (62 года)
Национальность Австрия , Австро-Венгрия
Занятие Архитектор
Здания Лоосхаус , Вена
Вилла Мюллер , Прага

Адольф Франц Карл Виктор Мария Лоос [1] ( Немецкое произношение: [ˈaːdɔlf ˈloːs] ; 10 декабря 1870 — 23 августа 1933) — австрийский и чехословацкий архитектор, влиятельный европейский теоретик и полемист современной архитектуры . Он был вдохновлен модернизмом и широко известным критиком направления модерн . Его противоречивые взгляды и литературный вклад спровоцировали возникновение движения Венского сецессиона и постмодернизма. [2] [3]

Лоос родился в Брно в семье скульпторов и каменщиков. Его почти глухой отец, каменщик, умер, когда ему было 9 лет, и сыграл роль в интересе Лооса к декоративно-прикладному искусству. Позже Лоос сообщил о нарушении слуха своего отца и других проблемах со здоровьем. Отсутствие слуха способствовало его одинокой личности. У Лооса было три бурных брака, все из которых закончились разводом, и в 1928 году он был осужден как педофил.

С изменением интересов, [ нужны разъяснения ] Лоос посещал несколько колледжей также из-за своей плохой учебы и разных желаний, что оказалось полезным, предоставив ему разнообразный набор навыков в области архитектуры. После окончания своего последнего университета Лоос посетил Америку и на него сильно повлияла Чикагская школа архитектуры , вдохновленная архитектором Луи Салливаном , и его форма соответствует философии функциональности.

Затем Лоос написал множество литературных произведений, в том числе сатирическую пьесу « История бедного богатого человека» и свой самый популярный манифест «Орнамент и преступление» , в котором пропагандировались гладкие и чистые поверхности в отличие от щедрых украшений конца века . как более современные эстетические принципы Венского Сецессиона , воплощенные в его дизайне Лоосхауса Вене в .

Лоос стал пионером современной архитектуры и внес свой вклад в теорию и критику модернизма в архитектуре и дизайне, а также разработал метод «Раумплан» (буквально пространственный план ) для организации внутренних пространств, примером которого является вилла Мюллер в Праге . Он умер в возрасте 62 лет 23 августа 1933 года в Кальксбурге недалеко от Вены .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Молодость

[ редактировать ]

Лоос родился в семье ремесленника 10 декабря 1870 года в Брно , в маркграфстве Моравия, регион Австро-Венгерской империи , ныне восточная часть Чехии . Его отец Адольф Лоос был немецким каменщиком и умер, когда Лоосу было девять лет. [4] Его мать, Мари Лоос, была скульптором, которая позже продолжила заниматься каменщиком после смерти мужа. Молодой Адольф Лоос унаследовал нарушение слуха от своего отца и на протяжении всей своей жизни страдал от этого значительного недостатка, что способствовало его одинокому характеру. [5]

Образование

[ редактировать ]

Лоос посещал несколько гимназий и искал различные программы. В 1884 году Лоос начал обучение в Stiftsgymnasium Melk всего через несколько месяцев после провала на экзамене. [6] Затем он изучал механику в Королевском и Императорском государственном техническом колледже в Либерце , но бросил учебу, чтобы заняться строительными технологиями. Затем он снова вернулся к механике в Государственную ремесленную школу в Брюнне в 1889 году и перешел на архитектуру, обучаясь в Дрезденском технологическом университете с 1890 по 1893 год. [7] [8] [9] Лоос в конечном итоге не получил никакой ученой степени из-за его спорадической учебы, плохой успеваемости и поступления в австрийскую армию в 1889 году. [7] [8] [10] Однако его зачисление также пробудило некоторые интересы Лооса, когда он присоединился к дуэльному клубу в колледже. [6]

Разнообразное образование Лооса дало ему обширный набор навыков, которые оказались полезными. Например, он мог понять каменную кладку и ремесленную работу и ее влияние на архитектуру. [7] Кроме того, он получил признание многих ученых и пользовался большим уважением в области архитектуры благодаря своему опыту. [11]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

После окончания колледжа Лоос отправился в Соединенные Штаты и оставался там с 1893 по 1896 год, чтобы изучать внешнюю архитектуру. [12] Он начал в Нью-Йорке и финансово обеспечивал себя, работая каменщиком, укладчиком полов и посудомоечной машиной. [13] [14] Эта работа позволила Лоосу переехать в сельскую местность Филадельфии вместе со своим дядей Бенджамином, где он работал часовщиком. [14] Жизнь в сельской местности заставила Лооса восхищаться сельской культурой Америки, но позже он отправился в Нью-Йорк и Чикаго, чтобы изучить американскую архитектуру. [15]

Во время своего первого визита в Чикаго Лоос сразу же был вдохновлен новыми американскими небоскребами и Всемирной Колумбийской выставкой 1893 года. [16] В частности, его вдохновили архитектор Луи Салливан и Чикагская школа архитектуры , одобрив концепцию Салливана « форма следует за функцией» в его эссе «Орнамент в архитектуре» . [16]

Хотя Лоос покинул Америку в 1896 году, позже он стал сотрудничать с Чикаго в 1922 году. Вдохновленный Салливаном, Лоос представил проект здания на конкурс Chicago Tribune Tower, где его проектное предложение следовало за дорической колонной в качестве вершины здания, известной как Колонная башня. предложение. [17] [18] Хотя он и не выиграл, его архитектура вдохновила идеи постмодернизма. [17]

Лоос вернулся в Вену в 1896 году и сделал ее своим постоянным местом жительства. Он был видной фигурой в городе и другом Людвига Витгенштейна , Арнольда Шёнберга , Петера Альтенберга и Карла Крауса .

Вдохновленный годами, проведенными в Новом Свете, он посвятил себя архитектуре. Ненадолго присоединившись к Венскому сецессиону в 1896 году, он отверг этот стиль и выступил за новую, простую, лишенную украшений архитектуру. Утилитарный подход к использованию всего плана этажа завершил его концепцию. Первые заказы Лооса включали дизайн интерьеров магазинов и кафе в Вене.

Архитектурная теория

[ редактировать ]
Дом Руфера , Вена, 1922 год.

Лоос является автором ряда полемических работ. В книге «Говоря в пустоту », опубликованной в 1900 году, он напал на Венский сецессион , в то время, когда движение было на пике своего развития. [19]

В своих эссе Лоос использовал провокационные фразы и известен эссе/манифестом под названием «Украшение и преступление» , прочитанным на лекции в 1910 году и впервые опубликованным в 1913 году. [20] Он исследовал идею о том, что прогресс культуры связан с устранением орнамента из предметов повседневного обихода, утверждая, что « эволюция культуры является синонимом удаления орнамента из предметов повседневного обихода » . [21] Поэтому было преступлением заставлять ремесленников или строителей тратить свое время на украшения, которые ускоряли наступление момента, когда объект устареет ( теория дизайна ). Разобранные здания Лооса повлияли на минимальную совокупность современной архитектуры и вызвали споры. Несмотря на отсутствие орнамента на экстерьере, интерьеры многих зданий Лооса отделаны богатыми и дорогими материалами, особенно камнем, мрамором и деревом, демонстрируя естественные узоры и текстуры на плоских плоскостях и выполненные с первоклассным мастерством. Различие заключается не между сложным и простым, а между «органическим» декором, например, созданным местными культурами (Лос упоминает африканский текстиль и персидские ковры), и излишним декором. [22]

Лоос также интересовался декоративным искусством, коллекционируя серебро и высококачественные изделия из кожи, которые он отмечал за их простую, но роскошную привлекательность. Его стеклянная посуда, произведенная Lobmeyer, производится до сих пор. [23] Он также увлекался модой и мужской одеждой, проектируя интерьер знаменитой венской галантереи » «Книже . Его восхищение модой и культурой Англии и Америки можно увидеть в его недолговечном издании Das Andere , которое вышло всего в двух выпусках в 1903 году и включало рекламу «английской» одежды. [19] В 1920 году он кратко сотрудничал с Фредериком Джоном Кислером , архитектором, дизайнером театра и художественных выставок.

Дом Лооса и другие проекты

[ редактировать ]
Looshaus на Михаэлерплац, Вена

С 1904 года он смог осуществлять крупные проекты; Самым примечательным был так называемый « Лоосхаус » (построенный с 1910 по 1912 год), первоначально для венского портного Гольдмана и Салача, для которого Лоос спроектировал интерьер магазина в 1898 году, и расположенный прямо напротив Габсбургов городской резиденции , дворца Хофбург. . Дом, который сегодня находится по адресу Михаэлерплац 3, Вена и находится под защитой памятника, подвергся критике со стороны современников. В фасаде преобладали прямолинейные узоры окон, отсутствие лепного декора и навесов, за что он получил прозвище «Дом без бровей»; Говорят, что император Австрии Франц Иосиф I настолько презирал современное здание, что избегал покидать дворец Хофбург через главные ворота, расположенные поблизости. [24] Его работы также включают магазин мужского дома моды Knize (построен в 1909–1913 гг.), Am Graben 13, Café Museum (построен в 1899 г.), Operngasse 7, Вена, и «Американский бар» (построен в 1907–08 гг.), Kärntnerstrasse 10. , Вена. [25]

Дом Штайнера , Вена, 1910 год.

Лоос посетил остров Скирос в 1904 году и находился под влиянием кубической архитектуры греческих островов. Когда Австро-Венгерская империя распалась после Первой мировой войны, Лоос получил чехословацкое гражданство от президента Масарика . [26] Его основным местом жительства оставалась Вена. Во времена Первой Австрийской республики Лоос заинтересовался общественными проектами. Он разработал несколько жилищных проектов для города Вены, который тогда называли Красной Веной . С 1924 по 1928 год Лоос жил в Париже. Он преподавал в Сорбонне и получил контракт на строительство дома для Тристана Цары , строительство которого было завершено в 1925 году на авеню Жюно, 15 в Париже. В 1928 году он вернулся в Вену.

Лоос восхищался классической архитектурой. [27] что отражено в его произведениях и его участии в конкурсе Chicago Tribune 1922 года . Представление Лооса представляло собой массивную дорическую колонну. [28]

Частная жизнь

[ редактировать ]

Лоос был женат трижды. В июле 1902 года он женился на студентке драматического искусства Лине Лоос [ де ] . Брак распался три года спустя, в 1905 году. В 1919 году, когда ему было 49 лет, он женился на 20-летней австрийке Элси Альтманн , танцовщице и звезде оперетты, дочери Адольфа Альтмана и Жаннет Грюнблатт. Они развелись семь лет спустя, в 1926 году. В 1929 году он женился на писательнице и фотографе Клэр Бек . Она была дочерью его клиентов Отто и Ольги Бек и была на 35 лет моложе его. Они развелись 30 апреля 1932 года. [29] После их развода Клэр Лоос написала «Приват Адольфа Лооса» , литературное произведение, состоящее из похожих на снимки виньеток о характере, привычках и высказываниях Лооса, опубликованное издательством «Йоханнес-Пресс» в Вене в 1936 году. Книга была предназначена для сбора средств на могилу Лооса.

Плохое здоровье

[ редактировать ]

Всю жизнь Лоос страдал от нарушения слуха. Когда он был ребенком, он был глухим. Он приобрел частичный слух лишь в 12 лет. [30] К 50 годам он снова почти оглох. В 1918 году у Лооса диагностировали рак. Его желудок, аппендикс и часть кишечника были удалены. [31]

Сексуальное насилие над детьми

[ редактировать ]

В 1928 году Лоос был опозорен скандалом о педофилии в Вене. Он нанимал девочек в возрасте от 8 до 10 лет из бедных семей в качестве моделей в своей студии. В обвинительном заключении говорилось, что Лоос разоблачил себя и принудил своих юных моделей к участию в сексуальных действиях. Решением суда 1928 года он был признан частично виновным . [32] В 2008 году первоначальная запись дела была обнаружена заново и подтвердила обвинение. [33] [34]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Вилла Мюллер в Праге

Адольфа Лооса проявились ранние признаки слабоумия Во время судебного разбирательства у . За несколько месяцев до смерти у него случился инсульт . Он умер в возрасте 62 лет 23 августа 1933 года в Кальксбурге недалеко от Вены . [35] Тело Лооса было доставлено в Венский Централфридхоф, чтобы покоиться среди великих художников и музыкантов города, включая Шенберга , Альтенберга и Крауса, некоторых из его ближайших друзей и соратников. [29]

Благодаря своим произведениям и новаторским проектам в Вене Лоос смог повлиять на других архитекторов и дизайнеров, а также на раннее развитие модернизма. Его тщательный выбор материалов, страсть к мастерству и использование «Раумплана» — продуманного порядка и размеров внутренних пространств, основанных на функциях, — до сих пор вызывают восхищение. [36]

Основные работы

[ редактировать ]

Выставки

[ редактировать ]
  • Адольф Лоос - Выставка Пятидесятилетия (23 февраля – 16 апреля 1983 г.) Париж (Французский институт архитектуры с Австрийским институтом культуры, Париж) Ancienne Galerie, 6, rue du Tournon, 75006 Париж [37]
  • Период основания: Адольф Лоос (11 апреля 1987 г. – 21 июня 1987 г.) Муниципальная галерея города Карлсруэ, Карлсруэ, Германия. [38]
  • АДОЛЬФ ЛООС (02.12.1989-25.02.1990) (совместная экспозиция на 3 локациях) Альбертина , Исторический музей города Вены , Лоосхаус , Вена [39]
  • Адольф Лоос «Частные пространства» (14.12.2017 – 25.02.2018) Museo del Dessiny de Barcelona, ​​Испания [40]
  • Адольф Лоос «Частные пространства» (28.03.2018-24-06.2018) Caixa Forum Мадрид, Испания [40]
  • ВАГНЕР, ГОФМАН, ЛООС И МЕБЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ВЕНСКОГО МОДЕРНИЗМА (21.03.-07.10.2018) Императорская коллекция мебели (Hofmobiliendepot), Вена [41]
  • Адольф Лоос: Частные дома (08.12.2020-14.03.2021) Музей прикладного искусства МАК , Вена [42]
  • «Loos2021» (25.9.2020 – 30.5.2021) Залы Loos в Венской библиотеке, (бывшая квартира Босковича) Bartensteingasse 9/5, 1010 Вена [43] [44]

Библиография

[ редактировать ]
  • Лоос, Адольф (2 мая 2007 г.). Об архитектуре . Ариадна Пресс. п. 216. ИСБН  978-1-57241-098-5 .
  • Лоос, Адольф; Опель, Адольф (15 ноября 1997 г.). Орнамент и преступление: Избранные очерки . Ариадна Пресс (Калифорния). п. 204. ИСБН  1-57241-046-9 .
  • Лоос, Адольф (1982). Тем не менее, 1900–1930 (на немецком языке). Г. Прахнер. п. 218. ИСБН  3-85367-037-7 .
  • Лоос, Адольф; Генрих Кулька (1931). Адольф Лоос: Работа архитектора (на немецком языке). Антон Шролл и компания, Новое здание в мире, IV.
  • Лоос, Адольф (1983). Потемкин-город: Утерянные сочинения, 1897–1933 (на немецком языке). Прахнер. п. 231. ИСБН  3-85367-038-5 .
  • Лоос, Адольф (2013). Почему мужчине следует быть хорошо одетым: внешность может быть красноречивой . Метроверлаг. п. 231. ИСБН  978-3-99300-040-0 .
  1. ^ Эндрюс, Брайан (2010). «Орнамент и материальность в творчестве Адольфа Лооса» (PDF) . Изготовление материалов: процесс прецедента. стр.438 . Ассоциация университетских школ архитектуры. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
  2. ^ Скины преступников: татуировки и современная архитектура в работах Адольфа Лооса (PDF) , Интернет Каналеса, Химены и Эндрю Хершера (2005) , получено 3 октября 2022 г.
  3. ^ «Как конкурс Tribune Tower в Чикаго навсегда изменил архитектуру» . АрчДэйли . 3 октября 2017 г. Проверено 10 октября 2022 г.
  4. ^ «Адольф Лоос: Жизнь и влияние» . Королевский институт британских архитекторов. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 20 июня 2012 г.
  5. ^ Нейтра, Ричард (1980). Память об Адольфе Лоосе (на испанском языке). Улица города. стр. 9–10. hdl : 2099/792 . ISBN  978-3-85002-846-2 . OCLC   1030566474 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Эндрюс, Брайан (2010). «Орнамент и материальность в творчестве Адольфа Лооса» (PDF) . Изготовление материалов: процесс прецедента. стр.438 . Ассоциация университетских школ архитектуры. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с «В центре внимания: Адольф Лоос» . АрчДэйли . 10 декабря 2019 года . Проверено 10 октября 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Турникиотис, Панайотис (2002). «Адольф Лоос» . Принстонская архитектурная пресса. стр. 9–10. ISBN   9781568983424 .
  9. ^ "NGV Венское искусство и дизайн: Адольф Лоос" . www.ngv.vic.gov.au. ​Проверено 4 октября 2022 г.
  10. ^ sro, Виа Ауреа. «Адольф Лоос | Архитекторы | Руководство по архитектуре Брно. Путеводитель по архитектуре Брно» . www.bam.brno.cz. ​Проверено 4 октября 2022 г.
  11. ^ Мачуйка, Джон В. (2000). «Адольф Лоос и афористический стиль: риторическая практика в критике дизайна начала двадцатого века» . Проблемы дизайна . 16 (2): 75–86. дои : 10.1162/074793600750235804 . ISSN   0747-9360 . JSTOR   1511864 . S2CID   57559630 .
  12. ^ Мосс, К. (2010). Строительство современной Вены: архитектура и культурная критика Адольфа Лооса (магистрская диссертация). S2CID   190981131 .
  13. ^ Турникиотис, Панайотис (2002). «Адольф Лоос» . Принстонская архитектурная пресса. стр. 9–10. ISBN   9781568983424 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Бенедетто Граваньюоло, Адольф Лоос, Теория и произведения (Лондон: Art Data, 1995), 29.
  15. ^ Бок, Ральф (2021). Адольф Лоос: Работы и проекты . Скира. стр. 14–15. ISBN  9788857244242 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Бототин, Норман и Лэнг, Кристина, Всемирная выставка в Чикаго 1893 года. Всемирная Колумбийская выставка из Вашингтона, округ Колумбия: Preservation Press, 1992, стр. 20.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Как конкурс Tribune Tower в Чикаго навсегда изменил архитектуру» . АрчДэйли . 3 октября 2017 г. Проверено 10 октября 2022 г.
  18. ^ «Танцующая колонна» . МТИ Пресс . Проверено 11 октября 2022 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б «Адольф Лоос: Сочинения» . Королевский институт британских архитекторов. Архивировано из оригинала 18 ноября 2012 года . Проверено 20 июня 2012 г.
  20. ^ Джанет Стюарт, Модная Вена: культурная критика Адольфа Лооса , Лондон: Routledge, 2000, стр. 173
  21. ^ Лоос и Опель 1997 , с. 167.
  22. ^ Лоос и Опель 1997 , стр. 173–174.
  23. ^ Лоос и Опель 1997 , с. 9.
  24. ^ «Дом без бровей | Знаменитый город Вена | Интернет-журнал «Вена»» . Stadtknown.at. Архивировано из оригинала 18 февраля 2015 года . Проверено 30 июля 2015 г.
  25. ^ «Архитектурный центр Вены» . Architektenlexikon.at . Проверено 30 июля 2015 г.
  26. ^ «Адольф Лоос: Жизнь и влияние» . Королевский институт британских архитекторов. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 20 июня 2012 г.
  27. ^ Ханно-Вальтер Круфт. История архитектурной теории: от Витрувия до наших дней . Princeton Architectural Press, 1994 г. и Эдвард Чейни , «Римский альбом для рисования» Иниго Джонса, 2006 г.), стр. 361
  28. ^ Оливер Уэйнрайт (17 августа 2011 г.). «10 лучших недостроенных башен: Башня Чикаго Трибьюн, автор Адольф Лоос» . bdonline.co.uk/ . Проверено 30 июля 2015 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Лоос, Клэр Бек (2011). Адольф Лоос – Частный портрет . Лос-Анджелес, Калифорния: DoppelHouse Press.
  30. ^ «Факты об Адольфе Лоосе» . Биография.ваш словарь.com. 23 августа 1933 года . Проверено 30 июля 2015 г.
  31. ^ «Биография Адольфа Лооса, архитектора Прекрасной эпохи и бунтовщика» . Проверено 27 апреля 2021 г.
  32. ^ «[Окончательное решение суда Адольфа Лооса] 7 Vr 5707/28/71» . Members.aon.net. Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 30 июля 2015 г.
  33. ^ Кристофер Лонг, Der Fall Loos. Амальтея 2015. ISBN   3850029085
  34. ^ «ФАЛЬТЕР » Орнамент и Вербрехен» . колебаться.ат. 20 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 1 января 2016 г. Проверено 30 июля 2015 г.
  35. ^ Бок, Ральф (2007). Адольф Лоос . Женева: Скира. ISBN  978-88-7624-643-2 .
  36. ^ «Адольф Лоос: Раумплан» . Королевский институт британских архитекторов. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 20 июня 2012 г.
  37. ^ Часлин, Франсуа (1983). Адольф Лоос . Пьер Мардага Редактор. ISBN  2-8700-9174-5 .
  38. ^ Рёдигер-Дируф, Эрика (1987). Эпоха основания: Адольф Лоос . Муниципальная галерея Карлсруэ. ISBN  3-9233-4409-0 .
  39. ^ Рукшио, Буркхардт (1989). Адольф Лоос . Лёккер Верлаг Вена. ISBN  3-8540-9166-4 .
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Банковский фонд La Caixa, Музей дизайна (2017). Адольф Лоос, «Частные пространства» . Банковский фонд The ​​Box. ISBN  978-84-9900-190-6 .
  41. ^ Перейти обратно: а б Оттилингер, Ева Б. (2018). Вагнер, Гофман, Лоос (каталог выставки) . Бёлау Верлаг. ISBN  978-3-205-20786-3 .
  42. ^ «Адольф Лоос, Частные дома» . Музей прикладного искусства МАК . Проверено 3 ноября 2022 г.
  43. ^ «Лос2021» . Туристическая информация Вена . Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 3 ноября 2022 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Оттилингер, Ева Б.; Рукшио, Буркхардт; Фогльхофер, Стефан. «Обзор Loos2021» (PDF) . Управление федерального наследия Австрии . Бундесденкмаламт . Проверено 3 ноября 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бок, Ральф (2007). Адольф Лоос . Женева: Скира. ISBN  978-88-7624-643-2 .
  • Коппа, Алессандра (2013). Адольф Лоос . Милан, Италия: 24 часа культуры. ISBN  9788866481485 .
  • Фостер, Хэл (2003). Дизайн и криминал (и другие обличительные речи) . Лондон: Версо. ISBN  978-1-85984-453-3 .
  • Граваньюоло, Бенедетто (1995). Адольф Лоос, Теория и работы . Лондон: Арт-данные. ISBN  0-948835-16-8 .
  • Лонг, Кристофер (2017). Адольф Лоос под судом . Прага: Кант. ISBN  978-80-7437-226-1 .
  • Манн, Филип. Денди в сумерках: вкус и меланхолия в двадцатом веке . Лондон: Глава Зевса, 2017. ISBN   978-1-78669-517-8
  • Машек, Джозеф (2013). Адольф Лоос: Искусство архитектуры . Нью-Йорк: ИБ Таурис. п. 263. ИСБН  978-1-78076-423-8 .
  • Охслин, Вернер, «Оболочка стиля: Отто Вагнер, Адольф Лоос и эволюционный путь к современной архитектуре», Цюрих, 1994.
  • Оттиллингер, Ева (1994). Жилые концепции и дизайн мебели Адольфа Лоо . Зальцбург: Резиденц Верлаг. ISBN  978-3-7017-0850-5 .
  • Рукшио, Буркхардт; Шахель, Роланд (1982). Адольф Лоос: жизнь и творчество . Зальцбург: Резиденция. ISBN  3-7017-0288-8 .
  • Адольф Лоос: Наш современник (Нью-Йорк, Колумбия GSAPP, 2013), ред. Ю. Сафран и Кристобаль Амунатеги. Опубликовано по случаю передвижной выставки «Адольф Лоос: наш современник», созданной в результате сотрудничества GSAPP Колумбийского университета в Нью-Йорке, MAK в Вене и CAAA в Гимарайнше. Эссе Беатрис Коломины, Германа Чеха, Райнальда Франца, Бенедетто Граваньюоло, Кристофера Лонга, Джана Онанера, Даниэля Шерера, Филипа Урспрунга.
  • Турникиотис, Панайотис (1996). Адольф Лоос . Принстон: Princeton Architectural Press. ISBN  1-878271-80-6 .
  • Шерер, Дэниел. «Восприятие Лооса Адорно: современная архитектура, эстетическая теория и критика орнамента», Potlatch 3 (весна 2014 г.), 19–31.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 274a6a864a442224267a8b7cd3c34339__1721661060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/39/274a6a864a442224267a8b7cd3c34339.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adolf Loos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)