Jump to content

Дорический ордер

(Перенаправлено из дорической колонны )
Дорический ордер Парфенона . Триглифы, отмеченные буквой «а», метопы «б», гутты «в» и мутулы под потолком «г».

Дорический ордер — один из трёх ордеров древнегреческой , а затем и римской архитектуры; двумя другими каноническими орденами были Ионический и Коринфский . Дорический стиль легче всего узнать по простым круглым капителям в верхней части колонн . Возникший в западном дорическом регионе Греции, это самый ранний и, по своей сути, самый простой из ордеров, хотя в антаблементе выше он все еще имеет сложные детали.

Греческая дорическая колонна была рифленой , [ 1 ] и не имел основания, спускаясь прямо в стилобат или площадку, на которой стоял храм или другое здание. Капитель имела простую круглую форму с некоторыми лепнинами под квадратной подушкой, которая в ранних версиях была очень широкой, но позже стала более сдержанной. Над простым архитравом сложность проявляется в фризе , где две особенности, изначально уникальные для дорического периода, триглиф и гутта , представляют собой скевоморфные воспоминания о балках и удерживающих колышках деревянных конструкций, которые предшествовали каменным дорическим храмам. [ 2 ] В камне они носят чисто декоративный характер .

Относительно необычный дорический римский и ренессансный стиль сохранил их и часто вводил тонкие слои лепнины или дополнительного орнамента, а также часто использовал простые колонны. Чаще использовали версии тосканского ордера , разработанного по националистическим мотивам итальянскими писателями эпохи Возрождения , который по сути представляет собой упрощенный дорический ордер, с нерифлеными колоннами и более простым антаблементом, без триглифов и гутт. Дорический ордер широко использовался в архитектуре греческого возрождения, начиная с 18 века; часто использовались более ранние греческие версии с более широкими колоннами и без оснований.

Древний архитектор и историк архитектуры Витрувий связывает дорический стиль с мужскими пропорциями (ионический символизирует женское начало). [ 3 ] [ 4 ] Кроме того, обычно это самый дешевый из заказов. Когда три ордера накладываются друг на друга , дорический ордер обычно располагается внизу, а затем ионический, а затем коринфский наверху, а дорический, как «самый сильный», часто используется на первом этаже ниже другого ордера второго этажа. выше. [ 5 ]

Греческий

[ редактировать ]

В своем первоначальном греческом варианте дорические колонны стояли прямо на плоском покрытии ( стилобате ) храма без основания. Колонны, высота которых всего в четыре-восемь раз превышала их диаметр, были самыми приземистыми из всех классических ордеров; их вертикальные валы имели 20 параллельных вогнутых канавок , каждая из которых поднималась к острому краю, называемому аррисом . Их увенчивала гладкая капитель , которая расширялась от колонны и встречалась с квадратными счетами на пересечении с горизонтальной балкой ( архитравом ), которую они несли.

Парфенон . имеет колонны дорического дизайна Он был наиболее популярен в архаический период (750–480 гг. до н.э.) на материковой Греции, а также встречается в Великой Греции (южная Италия), как и в трех храмах в Пестуме . Это архаический дорический стиль, где капители широко расходятся от колонны по сравнению с более поздними классическими формами, примером которых является Парфенон.

Ярко выраженными чертами как греческой, так и римской версии дорического ордера являются чередование триглифов и метопов . Триглифы украшены декоративными двумя вертикальными бороздками («триглиф») и представляют собой оригинальные деревянные торцевые балки, опирающиеся на простой архитрав, занимающий нижнюю половину антаблемента. Под каждым триглифом расположены колышеобразные «стагоны» или «гутты» (буквально: капли), которые выглядят так, как будто они были забиты снизу для стабилизации стоечно-балочной ( трабитной ) конструкции. Они также служили для «организации» стока дождевой воды сверху. Пространства между триглифами — это «метопы». Их можно оставить простыми или вырезать в виде низкого рельефа. [ 6 ]

Конфликт Дорического угла

Расстояние между триглифами

[ редактировать ]

Расстояние между триглифами вызвало проблемы, на решение которых потребовалось некоторое время. Триглиф располагается в центре над каждой колонной, а еще один (или иногда два) между колоннами, хотя греки считали, что угловой триглиф должен образовывать угол антаблемента, создавая негармоничное несоответствие с поддерживающей колонной.

Архитектура следовала правилам гармонии. Поскольку первоначальный дизайн, вероятно, исходил из деревянных храмов, а триглифы представляли собой настоящие вершины деревянных балок, каждая колонна должна была нести балку, проходящую поперек центра колонны. Триглифы располагались регулярно; последний триглиф располагался в центре последней колонки ( иллюстрация справа: I. ). Это считалось идеальным решением, которого необходимо было достичь.

Переход на каменные кубы вместо деревянных балок потребовал полной поддержки нагрузки архитрава на последней колонне. В первых храмах последний триглиф был перенесен ( иллюстрация справа: II ), что все еще завершало последовательность, но оставляло пробел, нарушающий правильный порядок. Хуже того, последний триглиф не был по центру соответствующего столбца. Эта «архаичная» манера не считалась гармоничным дизайном. Возникающая в результате проблема называется конфликтом дорического угла . Другой подход заключался в использовании более широкого углового триглифа ( III ), но он не принёс особого удовлетворения.

Поскольку метопы несколько гибки в своих пропорциях, модульное пространство между колоннами («межколонны») может регулироваться архитектором. Часто последние две колонны устанавливались немного ближе друг к другу ( сужение углов ), чтобы придать углам визуальное усиление. Это называется «классическим» решением углового конфликта ( IV ). Триглифы снова можно было расположить гармоничным образом, а угол завершался триглифом, хотя последний триглиф и столбец часто не располагались по центру. Римская эстетика не требовала, чтобы триглиф образовывал угол, а заполняла его полу( деми- ) метопой, допуская центрирование триглифа над колоннами ( иллюстрация справа, В. ).

Существует множество теорий относительно происхождения дорического ордера в храмах. Считается, что термин «дорический» произошел от грекоязычных дорийских племен. [ 7 ] Одно из убеждений состоит в том, что дорический ордер является результатом ранних деревянных прототипов предыдущих храмов. [ 8 ] Без веских доказательств и внезапного появления каменных храмов одного периода за другим, это становится в основном предположениями. Другое мнение состоит в том, что дорический стиль был вдохновлен архитектурой Египта . [ 9 ] Поскольку греки присутствовали в Древнем Египте уже в VII веке до нашей эры, вполне возможно, что греческие торговцы были вдохновлены постройками, которые они видели на территории, которую они считали чужой землей. Наконец, другая теория утверждает, что вдохновение для дорического стиля пришло из Микен. На руинах этой цивилизации лежит архитектура, очень похожая на дорический ордер. Он также находится в Греции, что делает его очень доступным.

Изображение слева : Характерная форма дорической анта- капитала .
Изображение справа : дорическая анта-столица в Афинской сокровищнице ( ок. 500 г. до н. э. ).

Некоторые из самых ранних примеров дорического ордера относятся к VII веку до нашей эры. Эти примеры включают храм Аполлона в Коринфе и храм Зевса в Немее . [ 10 ] Другие примеры дорического ордера включают три храма VI века до нашей эры в Пестуме на юге Италии, в регионе под названием Великая Греция , который был заселен греческими колонистами. По сравнению с более поздними вариантами колонны значительно массивнее, с сильным энтазисом или вздутием и более широкими капителями.

Делосский храм — « периферийный » храм дорического ордера, самый крупный из трёх, посвященных Аполлону на острове Делос . Оно было начато в 478 г. до н.э. и так и не было завершено. В период своей независимости от Афин делосцы перенесли храм на остров Порос . Это «гексастиль», с шестью колоннами по фронтону и тринадцатью вдоль каждой длинной грани. Все колонны центрированы под триглифом на фризе , кроме угловых. Простые, нерифленые валы на колоннах стоят прямо на платформе ( стилобате ), без оснований. Утопленная «шея» в виде желобков наверху древка и широкий, похожий на подушку эхинус, можно интерпретировать как слегка застенчивые архаичные черты, поскольку Делос — древнее место рождения Аполлона. Однако подобные желобки у основания голенища могут указывать на намерение сделать так, чтобы гладкие голенища можно было заворачивать в драпировку.

Классическим проявлением греческого дорического ордера является храм Гефеста в Афинах, построенный около 447 г. до н.э. Современный Парфенон , самый большой храм в классических Афинах , также выполнен в дорическом ордере, хотя скульптурное обогащение более знакомо ионическому ордеру: греки никогда не были столь доктринерами в использовании классической лексики, как теоретики Возрождения или неоклассические архитекторы. Детали, входящие в базовый словарь опытных архитекторов конца XVIII века, показывают, насколько гибкой была ширина метопов: здесь на них изображены знаменитые скульптуры, в том числе битва лапифов и кентавров .

Римский дорический ордер театра Марцелла : триглифы по центру конечной колонны.

В римско-дорическом варианте высота антаблемента уменьшена. Самый крайний триглиф расположен по центру колонны, а не занимает угол архитрава. Колонны немного менее прочны по своим пропорциям. Под их шапками колонну окружает астрагальная лепнина, словно кольцо. Коронные молдинги смягчают переходы между фризом и карнизом и подчеркивают верхний край абака , который является верхней частью капители.

Римские дорические колонны также имеют в основании лепнину и стоят на невысоких квадратных подставках или даже приподняты на цоколях . В римско-дорическом стиле колонны обычно не имеют рифлений; действительно, флейтинг встречается редко. Поскольку римляне не настаивали на покрытии угла триглифами, теперь и колонны, и триглифы можно было снова расположить на равном расстоянии и центрировать вместе. Угол архитрава нужно было оставить «пустым», что иногда называют половиной или полуметопой ( иллюстрация V. в разделе «Расстановка колонн» выше ).

Римский архитектор Витрувий , следуя современной практике, изложил в своем трактате порядок расположения конструкций на основе модуля, который он принял равным половине диаметра колонны, взятой у основания. Иллюстрация дорического ордера Андреа Палладио в том виде, в котором он был изложен, с модулями, идентифицированными Исааком Уэром в «Четырех книгах архитектуры Палладио» (Лондон, 1738 г.), проиллюстрирована в Витрувианском модуле .

По мнению Витрувия, высота дорических колонн в шесть или семь раз превышает диаметр у основания. [ 11 ] Это придает дорическим колоннам более короткий и толстый вид, чем ионические колонны, которые имеют пропорции 8:1. Предполагается, что эти пропорции придают дорическим колоннам мужской вид, тогда как более тонкие ионические колонны создают более женственный вид. Это чувство мужественности и женственности часто использовалось для определения того, какой тип колонны будет использоваться для конкретной конструкции.

В более поздние периоды возрождения классической архитектуры использовался римский дорический стиль, пока неоклассическая архитектура в конце 18 века не появилась . Это последовало за первыми хорошими иллюстрациями и размеренными описаниями греческих дорических построек. Самое влиятельное и, возможно, самое раннее использование дорического стиля в архитектуре эпохи Возрождения было в круглом Темпьетто Донато Браманте (1502 г. или позже) во дворе Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. [ 12 ]

Графика древних форм

[ редактировать ]

Современный

[ редактировать ]
Грейндж , недалеко от Нортингтона , Англия , Уильям Уилкинс , 1804 год, первый дом в Европе, спроектированный со всеми внешними деталями греческого храма. [ нужна ссылка ]

До того, как архитектура греческого возрождения выросла, первоначально в Англии, в 18 веке, греческий или развитый римский дорический ордер не использовался очень широко, хотя «тосканские» типы круглых капителей всегда были популярны, особенно в менее формальных зданиях. Иногда его использовали в военных целях, например, в Королевском госпитале Челси (1682 г., Кристофер Рен ). Первые гравированные иллюстрации греческого дорического ордера датируются серединой XVIII века. Его появление в новой фазе классицизма принесло с собой новые оттенки возвышенной примитивной простоты, серьезности цели, благородной трезвости.

В Германии это предполагало контраст с французскими, а в Соединенных Штатах — с республиканскими добродетелями. В таможне греческий дорический символ предполагал нетленность; в протестантской церкви греческий дорический портик обещал возвращение к незапятнанной ранней церкви; это одинаково подходило для библиотеки, банка или заслуживающего доверия общественного предприятия. Возрожденный дорический стиль не возвращался на Сицилию до 1789 года, когда французский архитектор, исследовавший древнегреческие храмы, спроектировал вход в Ботанический сад в Палермо .

Древнегреческий, Архаический
Древнегреческий, Классика
Ренессанс и Барокко
Неоклассическое и греческое возрождение
Соединенные Штаты

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Искусство Краткая история, 6-е издание
  2. ^ Саммерсон, 13–14.
  3. ^ Витрувий. Де архитектура . п. 4.1. Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
  4. ^ Саммерсон, 14–15.
  5. ^ Палладио, Первая книга, Глава 12.
  6. ^ Саммерсон, 13–15, 126.
  7. ^ Ян Дженкинс, Греческая архитектура и ее скульптура (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2006), 15.
  8. ^ Дженкинс, 16.
  9. ^ Дженкинс, 16–17.
  10. ^ Робин Ф. Роудс, «Ранняя коринфская архитектура и истоки дорического ордера» в Американском журнале археологии 91, вып. 3 (1987), 478.
  11. ^ "... измерили ступню человека и, найдя ее длину в шестой части его роста, придали колонне такую ​​же пропорцию, т. е. сделали высоту ее, включая капитель, в шесть раз больше толщины древка, измеренный в основании, таким образом, дорический ордер получил свою пропорцию, свою силу и свою красоту от человеческой фигуры». (Витрувий, IV.6) «Потомки этих людей, улучшив вкус и отдав предпочтение более стройным пропорциям, приписали высоте дорической колонны семь диаметров». (Витрувий, IV.8)
  12. ^ Саммерсон, 41–43.
  13. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 32. ISBN  978-1-52942-030-2 .
  14. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 27. ISBN  978-1-52942-030-2 .
  15. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 32. ISBN  978-1-52942-030-2 .
  16. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 40. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  17. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 43. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  18. ^ Фуллертон, Марк Д. (2020). Искусство и археология римского мира . Темза и Гудзон. п. 87. ИСБН  978-0-500-051931 .
  19. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 224. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  20. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. ISBN  978-1-52942-030-2 .
  21. ^ Хопкинс 2014 , с. 85.
  22. ^ «Бывший отель Кастри в Монпелье» . Monumentum.fr . Проверено 12 сентября 2023 г.
  23. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 333. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  24. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 383. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  25. ^ Холл, Уильям (2019). Камень . Файдон. п. 159. ИСБН  978-0-7148-7925-3 .
  26. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 447. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  27. ^ Робертсон, Хаттон (2022). История искусства – от предыстории до наших дней – глобальный взгляд . Темза и Гудзон. п. 989. ИСБН  978-0-500-02236-8 .
  28. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 457. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  29. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 560. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  30. ^ Современное декоративное искусство – Франция (на французском языке). Ларусс. 1925. с. 17.
  31. ^ «История над вашим взглядом на Риджент-стрит» . поиск . Лондон . Проверено 20 июня 2024 г.
  32. ^ Холл, Уильям (2019). Камень . Файдон. п. 79. ИСБН  978-0-7148-7925-3 .
  33. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 673. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с дорическими колоннами, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f16eaac334eae1f69f1636b41fb1cfac__1722063120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/ac/f16eaac334eae1f69f1636b41fb1cfac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Doric order - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)