Храм Делосцев
37 ° 24'01 ″ с.ш. 25 ° 16'01 ″ в.д. / 37,40038 ° с.ш. 25,26695 ° в.д.


— Делосский храм самый большой из трех греческих храмов, посвященных Аполлону, в теменосе святилища Аполлона на греческом острове Делос . Это было одно из чуть более дюжины панэллинских святилищ древнегреческой религии , привлекавшее посетителей со всего эллинского мира . Он также известен как Великий храм или Делийский храм Аполлона.
История
[ редактировать ]
Строительство финансировалось Делосским союзом и началось в 476 г. до н. э. Строительство было прервано в 454 г. до н. э., когда Делийская казна перешла под контроль Афин. Работы возобновились в период независимости Делоса после 314 г. до н.э. Последние штрихи и декоративные украшения так и не были завершены.
Храм был практически разрушен во время Митридатовых войн , и сегодня остались только нижние фундаменты, стилобат и фрагментированные колонны.
Описание
[ редактировать ]Делосский храм представляет собой периферийный храм дорического ордера с 6 колоннами по каждой короткой стороне и 13 колоннами по каждой длине. Целла опистодомосом запад с пронаосом и выровнена и открывается на , оба имеют античный стиль . Фундамент храма имеет размеры ок. Общий размер 30 х 13 метров. [1]
Поскольку строительство было приостановлено, оставшиеся колонны демонстрируют, как древние греки делали свои каннелюры . Круглые каменные барабаны, составляющие стержень колонны, имели довольно грубую форму, установленную на земле, с каннелюрами всего на несколько дюймов на верхнем и нижнем барабанах, которые служили ориентиром для каменщиков. Затем колонна была установлена на место. Обычно каменщики затем использовали леса, чтобы завершить рифление остальной части шахты. [2] но в этом храме этот заключительный этап так и не был завершен.
В храме хранилась культовая статуя Аполлона и многовековые драгоценные подношения. [3] Одним из сокровищ храма была статуя Аполлона, изготовленная «Ангелионом и Тектаосом, сыновьями Дионисиодота», изображавшая бога с тремя Харитами (Грациями) в руке. [4]
Знаменитый Колосс Наксийцев стоял в соседнем дворе.
Древние описания
[ редактировать ]
Страбон описывает миф, лежащий в основе древнего поклонения Аполлону и Артемиде на Делосе:
- Город Делоса, а также храм Аполлона и Летойон (храм Лето) расположены на равнине; а над городом лежит Кинф, голая и скалистая гора; и через остров протекает река по имени Инопос — река небольшая, ибо сам остров мал. С давних времен, начиная со времен героев, Делос почитался из-за его богов, ибо в мифе рассказывается, что здесь Лето была избавлена от родов рождением Аполлона и Артемиды: «навек», говорит Пиндар, «его швыряло волнами, порывами всевозможных ветров, но когда [Лето] дочь Койоса в бешеных муках родов ступила на него, тогда четыре столба, опирающиеся на адамант, поднялись перпендикулярно от корни земли и на вершинах своих поддерживают скалу. И там она родила и увидела свое благословенное потомство». Соседние острова, называемые Кикладами, прославили его, так как в его честь за государственный счет посылали священных послов, жертвоприношения и хоры, состоящие из девственниц, и устраивали там большие общие праздники [в честь Аполлона, Артемиды и Лето]. . [5]
Согласно Страбону, Аполлону и его близнецу Артемиде поклонялись как богам исцеления, и поэтому их также отождествляли с Гелиосом и Селеной соответственно:
- И милетяне [в Дидиме], и делосцы взывают к Аполлону Улиосу, то есть как к богу «здоровья и исцеления», поскольку глагол oulin означает «быть здоровым»; откуда произошло существительное «уле» и приветствие: «Здоровья и великой радости тебе»; ибо Аполлон — бог врачевания. А свое имя Артемида получила от того, что она делает людей артемеями (Цевшими и невредимыми). И как Гелиос (Солнце), так и Селена (Луна) тесно связаны с ними, поскольку являются причинами температуры воздуха. И этим богам приписывают как моровые болезни, так и внезапные смерти. [6]
Страбон описал фестиваль Делоса как повод как для религиозного поклонения, так и для коммерческих возможностей, но также и как повод для разрушения храма:
- Хотя Делос и прославился, однако разрушение римлянами Коринфа до основания еще больше увеличило его славу; ибо импортеры перенесли свою деятельность на Делос, потому что их привлекли как иммунитет, которым пользовался храм, так и удобное расположение гавани; ибо оно удобно расположено для тех, кто плывет из Италии и Греции в Азию. Общий праздник [Аполлона] представляет собой своего рода коммерческое мероприятие, и римляне посещали его больше, чем кто-либо другой народ, даже когда Коринф еще существовал. И когда афиняне захватили остров, они в то же время хорошо позаботились о импортерах, а также о религиозных обрядах. Но когда полководцы [персидского] Митридата и тиран, вызвавший его восстание, посетили Делос, они совершенно разорили его, и когда римляне снова получили остров, после того как царь удалился на родину, он был в запустении; и до настоящего времени он оставался в бедственном состоянии. Сейчас он принадлежит афинянам. Рения — это необитаемый остров в четырех стадиях от Делоса, и там делосцы хоронят своих мертвецов; ибо незаконно хоронить или даже сжигать труп на самом Делосе, и незаконно даже держать там собаку. Раньше его называли Ортигией. [7]
Павсаний описывает разрушение и кощунство храма Митридатом:
- Боиатай [в Лакедемонии] посвящен Аполлону и называется Эпиделионом. Деревянный истукан, который сейчас здесь, когда-то стоял на Делосе. Делос тогда был греческим рынком и, казалось, обеспечивал торговцам безопасность благодаря богу; но так как место было неукреплено, а жители безоружны, [исторический перс] Менофан, офицер Митридата, напал на него с флотом, чтобы показать свое презрение к богу или действовать по приказу Митридата; ибо для человека, целью которого является прибыль, то, что священно, менее важно, чем то, что полезно. Этот Менофан предал смерти проживавших там чужеземцев и самих делосцев и, разграбив много имущества, принадлежавшего торговцам, и все приношения, а также уведя в рабство женщин и детей, сравнял с землей и сам Делос. Когда его разграбили и разграбили, один из варваров бессмысленно швырнул это изображение в море; но волна подхватила его и принесла на землю здесь, в стране Боятая. По этой причине они называют это место Эпиделионом. Но ни Менофан, ни сам Митридат не избежали гнева бога. Менофан, выходивший в море после того, как разграбление Делоса было сразу потоплено теми из спасшихся купцов; ибо они подстерегали его на кораблях. Позднее бог заставил Митридата наложить на себя руки, когда его империя была разрушена, а за ним со всех сторон охотились римляне. Некоторые говорят, что он получил насильственную смерть в качестве милости от руки одного из своих наемников. Это была награда за их нечестие. [8]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Делос, Делосский храм Аполлона (здание), Цифровая библиотека Персея, http://www.perseus.tufts.edu/hopper/artifact?name=Delos%2C+Delian+Temple+of+Apollo&object=Building
- ^ Лоуренс, AW , Греческая архитектура , с. 101, 1957, Пингвин, Пеликан история искусства
- ^ Хаджидакис, П. Дж. Делос, Евробанк Эргасиас, 2003. http://www.latsis-foundation.org/eng/electronic-library/the-museum-cycle/delos. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Павсаний, Описание Греции 9. 35. 3
- ^ Страбон, География 10. 5. 2 (перевод Джонса)
- ^ Страбон, География 14. 1. 6.
- ^ Страбон, География 10. 5. 4.
- ^ Павсаний, Описание Греции 3. 23. 3–5.