Теменос
Теменос ) ( греч . τεμενος множественное число: τεμένη , temenē ; [1] это участок земли, отрезанный и переданный в качестве официальной собственности, особенно королям и вождям , или участок земли, отделенный от общего пользования и посвященный богу, например святилище, священная роща или святое место. [2] [3]
Теменос называемое заключал в себе священное пространство, гиерон . Обычно его окружала стена, ров или ряд камней. Все вещи внутри разграниченной территории принадлежали назначенному богу. Греки могли найти убежище в святилище и находиться под защитой божества, и их нельзя было перемещать против их воли. [4]
Этимология
[ редактировать ]Это слово происходит от греческого глагола τέμνω ( темно ), «я режу». [5] [6] Самая ранняя засвидетельствованная форма этого слова — микенский греческий 𐀳𐀕𐀜 , te-me-no , написанный B. линейным слоговым письмом [7]
Латинским языковым эквивалентом было fanum .
В религиозном дискурсе на английском языке теманос также стал обозначать территорию, план, вместилище или поле божества или божественности.
Примеры
[ редактировать ]- Ипподром Пифийских игр называется теменос .
- Священная долина Нила — Νείλοιο πῖον τέμενος Κρονίδα ( «богатый теменос Крониды у Нила»); [1] [8]
- — Афинский Акрополь это ἱερὸν τέμενος («святой теменос») Афины Паллады . [1] [9]
- Большой пример теменоса бронзового века минойского находится в святилище Юктас на дворца Кносского древнем Крите в современной Греции , храм имеет массивный северный теменос. [10]
- Другой пример – в Олимпии , теменосе Зевса .
- Во многих местах были темы, посвященные Аполлону , так как он был богом-покровителем поселенцев.
- В римско-британском храмовом комплексе римского города Каервент в Уэльсе есть территория Теменос. [11]
Историческое развитие
[ редактировать ]Понятие теменос возникло в классической античности как место, отведенное для поклонения богам. Некоторые авторы использовали этот термин для обозначения священной рощи деревьев. [12] изолированы от повседневных жилых помещений, в то время как другое использование указывает на районы древней городской застройки, которые являются частями святилищ. [13]
Теменос часто физически обозначается забором или стеной перибола (например, Дельфы ) в качестве структурной границы.
Первоначально периболос часто представлял собой просто набор камней-маркеров, обозначающих границу, или легкий забор. Самые ранние святилища, по-видимому, начинались как периболы вокруг священной рощи, источника, пещеры или другого объекта с алтарем, но без храма или культового изображения . Позже, когда греческие святилища стали более сложными, вокруг важных святилищ были построены большие каменные стены с воротами или сторожками, хотя самое известное, , Акрополь Афинский имело сложную ограду, поскольку изначально оно было дворцом и военной цитаделью, а затем было превращено в святилище.
Психологическая интерпретация
[ редактировать ]Карл Юнг связывает темунос с завораживающим или магическим кругом , который действует как «квадратное пространство». [14] где может иметь место умственная «работа». Этот теменос, помимо прочего, напоминает «симметричный розарий с фонтаном посередине», в котором можно встретиться с бессознательным и где это бессознательное содержимое можно безопасно вывести на свет сознания. Таким образом, человек может встретить свой собственный анимус /аниму, тень, мудрую старуху/человека ( сенекс ) и, наконец, самого себя. [а] [15]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с τέμενος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). " энциклопедия Британская Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 577.
- ^ Райх, Ронни; Катценштейн, Ханна (1992). «Словарь археологических терминов». В Кемпински, Аарон; Райх, Ронни (ред.). Архитектура Древнего Израиля . Иерусалим: Израильское исследовательское общество. п. 321. ИСБН 978-965-221-013-5 .
Теменос: Святое место в городе или поблизости, отделенное стеной от светских частей города.
- ^ Майклсон, Джон (2010). Древнегреческая религия (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. стр. 100-1 1–31. ISBN 9781405181778 .
- ^ τέμνω у Лидделла и Скотта .
- ^ См. Харпер, Дуглас. "храм" . Интернет-словарь этимологии .
- ^ «Слово линейного письма Б те-ме-но» . Палеолексикон .
Инструмент для изучения слов древних языков
- ^ Пиндар (1937). «Пифиан 4.56» . Оды Пиндара (на греческом языке). Перевод Джона Сэндиса.
- ^ Аристофан (1907). «Лисистрата, строка 483» . Ин-Холл, ФРВ; Гелдарт, В.М. (ред.). Аристофан Комодия (на греческом языке). Том. 2. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Хоган, К. Майкл (2007). «Кносские полевые заметки» . Современный антиквар .
- ^ СОХРАНИТЬ
- ^ Уитли, Дэвид С. (1998). Читатель по археологической теории: постпроцессуальный и когнитивный подходы . Рутледж. ISBN 0-415-14160-5 .
- ^ Антоначчо, Карла М. (1995). Археология предков: культ гробницы и культ героя в ранней Греции . Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-8476-7942-Х .
- ^ К.Г. Юнг (1968). Психология и алхимия (Собрание сочинений К. Г. Юнга) . Перевод RFC Hull. Издательство Принстонского университета.
- ^ Юнг, К. (1968). Психология и алхимия . пар. 63.
См. Также: Символика индивидуальных снов применительно к алхимии:
Юнг, К.Г. (1968). «3: Символика мандалы». Психология и алхимия . Собрание сочинений. Том. 12. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01831-6 .
Источники
[ редактировать ]- Молино, Брайан Ли; Витебский, П. (2000). Священная Земля, Священные Камни: Духовные места и ландшафты, древние выравнивания, энергия Земли . Лондон, Великобритания: Дункан Бэрд. ISBN 1-903296-07-2 .
- Юнг, К.Г. (1968). Психология и алхимия . Собрание сочинений. Том. 12. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01831-6 .