Флейтинг (архитектура)
Флейтинг в архитектуре и декоративном искусстве представляет собой неглубокие бороздки , идущие по поверхности. Этот термин обычно относится к изогнутым канавкам (канавкам), идущим вертикально на стволе колонны или пилястре , но не ограничивается этими двумя применениями. Если выемка материала встречается в одной точке, эта точка (острый гребень) называется выступом . Если выступ между двумя канавками кажется плоским, то это выступ . [1]
Особенно в каменной архитектуре рифление визуально отличает колонны и пилястры от простых каменных стен позади. [2] Рифление способствует игре света на колонне, благодаря чему колонна выглядит более идеально круглой, чем гладкая колонна. Будучи прочным вертикальным элементом, он также имеет визуальный эффект минимизации горизонтальных стыков. [3] Греческие архитекторы считали ритм важным элементом дизайна. Таким образом, флейту часто использовали на зданиях и храмах, чтобы усилить чувство ритма. Его также можно встроить в колонны, чтобы они выглядели тоньше, легче и элегантнее. [4]
Принято считать, что рифление использовалось на деревянных колоннах (ни одна из которых не сохранилась) до того, как оно использовалось на камне; с помощью изогнутого тесла нанести вогнутые каннелюры на деревянные колонны, сделанные из стволов деревьев, было бы относительно легко. [2] Выпуклое рифление, вероятно, предназначалось для имитации форм растений. [3] В минойской и микенской архитектуре использовались оба стиля, но в греческой и римской архитектуре использовался почти исключительно вогнутый стиль. [2]
Рифление было очень распространено в формальной древнегреческой архитектуре и обязательно в греческом дорическом ордере . Это было необязательно для Ионического и Коринфского орденов . В римской архитектуре он использовался гораздо реже и фактически исчез в европейской средневековой архитектуре. Он был возрожден в архитектуре эпохи Возрождения , не став привычным, но в неоклассической архитектуре снова стал очень распространенным в более крупных зданиях. На протяжении всего этого флейтинг использовался в ряде декоративных искусств в различных средах.
Кабельный гофре
[ редактировать ]Если каннелюры (выдолбленные канавки) частично заново заполнены молдингом , то такая форма декорированного гофрирования называется витым рифлением , ребристым рифлением , рудентурой , стопорным рифлением или стоп-рифлением . Прокладка кабеля относится к этому или формованию кабеля . [5] [6] [7] Когда это происходит в колоннах, это происходит примерно в нижней трети канавок. [6] [8] Этот декоративный элемент не используется в колоннах дорического ордера. [9] Каналы с тросом, возможно, использовались для предотвращения износа и повреждения острых краев канавок в нижней части колонны. [10]
Спиральное гофрирование
[ редактировать ]Спиральные каннелюры — довольно редкий стиль в римской архитектуре и еще реже в поздней классической традиции. Однако в Восточной Римской империи оно было в моде примерно между 100 и 250 годами нашей эры. [11]
Иногда применяется то, что по сути является горизонтальным «рифлением», в частности, к частям оснований колонн. Это обычно называют «бандингом». [12]
Приложения
[ редактировать ]Рифленые колонны дорического ордера классической архитектуры имеют 20 каннелюр. Ионические , коринфские и составные колонны традиционно имеют 24 колонны. Рифление никогда не используется в колоннах тосканского ордера . [9] с плоской поверхностью Пилястры обычно имеют от пяти до семи канавок.
Рифление всегда наносится исключительно на вал колонны и может проходить либо по всей длине вала от основания до капители, либо с заполненной нижней третью вала колонны. Последнее применение используется для дополнения энтазиса колонны, который начинается на трети высоты от низа шахты. [13]
Рифление может быть применено к отдельно стоящим структурным колоннам, а также к соединенным колоннам и декоративным пилястрам .
По периоду
[ редактировать ]Рифленые колонны распространены в традициях классической архитектуры, но не были изобретены древними греками, а скорее переданы или заимствованы у микенцев или египтян . [3]
Египетская архитектура
[ редактировать ]В древнеегипетской архитектуре во многих зданиях использовались рифления; чаще всего каннелюры выпуклые, а не вогнутые, поэтому эффект является обратным греческому рифлению. Рифление обычно делается с целью придать колонне вид пучка стеблей растений, а «папирусная колонна» является одним из нескольких типов, которые не были стандартизированы в «ордера» по-гречески. Часто вертикальные гофры прерываются горизонтальными полосами, что предполагает переплет, удерживающий группу стеблей вместе.
Один из самых ранних сохранившихся примеров рифления в известняковых колоннах можно увидеть в некрополе Джосера в Саккаре , построенном Имхотепом в 27 веке до нашей эры. , Луксорский храм построенный в основном около 1400 г. до н.э., имеет разные типы в разных областях. У некоторых типов рифленая только часть вала; некоторые колонны в Луксоре имеют пять различных зон вертикальных гофров или горизонтальных полос.
Некоторые из меньших колонн в храме Хатшепсут , Дейр-эль-Бахари , Египет, ок. 1470 г. до н.э. во многом напоминают греческую дорическую колонну, хотя капители представляют собой простые квадратные блоки. Колонны слегка сужаются и имеют широкие каннелюры, уходящие в пол. Было высказано предположение, что колонны этого типа повлияли на греков. [14]
Персидская архитектура
[ редактировать ]Персидские колонны не соответствуют классическим порядкам, но были созданы во времена империи Ахеменидов в древней Персии, примерно в тот же период, когда дорические храмы развивались в Греции. Руины Персеполя в Иране, примеры которых можно увидеть наиболее четко, вероятно, в основном относятся к VI веку до нашей эры. В величественных декорациях колонны обычно имеют рифленую форму, с высокими капителями, изображающими двух богато украшенных животных, и основаниями колонн различных типов.
Каннелюры неглубокие, с выступами, как у греческих дорических, но они более многочисленные, а потому более узкие. Большие колонны в Персеполе имеют до 40 или 48 каннелюр, а колонны меньшего размера в других местах — 32; ширина канавки остается практически постоянной, поэтому количество канавок увеличивается с обхватом колонны, в отличие от греческой практики сохранения количества каннелюр на колонне постоянным и изменения ширины каннелюры. [15] В ранних дорических храмах, похоже, использовался аналогичный принцип до того, как общепринятым стало 20 флейт. [16]
Каннелюры также встречаются и в других частях классической персидской колонны. Основания часто рифленые, а «колокольная» часть капители имеет стилизованный растительный орнамент, близкий к рифлению. Над ним обычно находится высокая секция с четырьмя плоскими рифлеными завитками .
- Папирусные колонны Луксорского храма , Египет.
- Выпуклые флейты в Луксорском храме, ок. 1400 г. до н.э.
- Возможное вдохновение для дорического ордера: египетские колонны святилища Анубиса в храме Хатшепсут , ок. 1470 г. до н.э. [14]
- Персидские колонны в Персеполе , Иран, с рифлеными основаниями, валами и капителями.
- Спиральные гофры на колоннах мечети Насир-ол-Мольк в Иране.
Классическая архитектура
[ редактировать ]Рифление использовалось как в греческой, так и в римской архитектуре , особенно в храмах, но затем стало редкостью в византийской архитектуре , где упор делался на прекрасный цветной камень, и в архитектуре средневековья на Западе.
Греческая архитектура
[ редактировать ]Колонны в постройках дорического ордера почти всегда были рифлеными; [2] колонны без каннелюр храма Сегеста на Сицилии являются одной из причин, по которой археологи полагают, что храм так и не был завершен, вероятно, из-за войны. Они демонстрируют, что простые колонны, состоящие из нескольких круглых «барабанов», были установлены на место до того, как были вырезаны канавки, чтобы обеспечить идеальное совпадение канавок. [2]
Но флейты верхнего и нижнего барабанов, похоже, были запущены, чтобы служить ориентиром для остальных. Об этом свидетельствует ныне изолированная ионическая колонна в храме Аполлона в Дидиме ; только часть верхнего барабана имеет рифления. секция ионического барабана на агоре Коса Еще одна незавершенная была размечена для флейтования, чего так и не произошло. В обоих этих примерах имеются довольно широкие поля за пределами рифления до грубо обработанной поверхности. [17] В настоящее время проведены значительные исследования математических методов, используемых для создания моделей шаблонов для рифления. Практические проблемы для каменщиков усугублялись переменным обхватом стержней, которые в целом сужались и имели выпуклость энтазиса посередине. [18]
Греческим каменщикам также приходилось учитывать различные усовершенствования или тонкие отклонения от видимой геометрии конструкции, которые вносили греческие архитекторы. К ним относятся энтазис , вздутие в средней части стержня, сужение вверху стержня и небольшой наклон ко всей колонне. В Парфеноне глубина канавок увеличивается к вершине шахт. [19]
В самых ранних дорических образцах колонны довольно тонкие и часто имеют всего 16 каннелюр. К середине VI века до н.э. древки стали толще, и число флейт устоялось в размере 20, которое с тех пор очень редко отклонялось от числа флейт при использовании дорического ордера. [2] Такое определение числа, по-видимому, произошло во время «Храма C» в Селинусе , около 550 г. до н.э., поскольку здесь имеется смесь 16 и 20 флейт. строительства [20]
В некоторых зданиях, особенно светских стоах и т. п., дно шахты можно было оставить гладким примерно до роста человека. Греческие дорические колонны не имели основания, и это предотвращало стирание каннелюр, которые заканчивались острым выступом, проходившими мимо людьми. [2] Каннелюры продолжаются вплоть до основания колонны. [21] и наверху обычно проходят через три очень узкие полосы, вырезанные в камне, прежде чем достичь основания капители, где вал слегка разбухает. Флейты были вырезаны путем выполнения первоначального узкого разреза на соответствующую глубину в центре каждой флейты, а затем придания формы изогнутым сторонам. [22] Ко времени второго Герайона Самосского , около 550 г. до н. э., токарные станки . уже использовались [22]
В ионических и коринфских зданиях гофрирование считается необязательным, а иногда его оставляют на потом, если денег не хватает; в некоторых зданиях каннелюры, вероятно, были вырезаны намного позже первоначального «завершения». [12]
Каннелюры, используемые для ионического и коринфского ордеров, немного отличались, обычно с выступами между каннелюрами, которые могут казаться плоскими, но на самом деле повторяют кривизну колонны. [23] Несмотря на то, что ионические колонны заданной высоты тоньше дорических, у них больше каннелюр: после ранних экспериментов в качестве стандарта было выбрано 24. [24] их число достигало 48 . В некоторых колоннах второго здания храма Артемиды в Эфесе в Турции, одного из самых ранних «действительно больших греческих храмов», построенного примерно в 550 году до нашей эры, [25]
Ионические и коринфские каннелюры также более глубокие, некоторые из них приближаются к полукругу, и обычно заканчиваются сверху и снизу полукруглым ковшом, за которым следует небольшое расстояние, где колонна имеет полный круглый профиль или даже расширяется. Эти ордера всегда имеют основу для колонн, часто сложную. [26]
- Дорический храм Гефеста в Афинах
- Ионическая вершина и валы Афинского Акрополя.
- Основание дорической колонны Парфенон , обнимаемое Фрэнком Г. Карпентером.
- Вершина ионического вала, северное крыльцо Эрехтейона , Афины.
Римская архитектура
[ редактировать ]В то время как в греческих храмах колонны использовались как несущие, римские архитекторы часто использовали колонны скорее как декоративные элементы. [27] Они, как правило, реже используют рифление, чем греки в ионическом и коринфском ордерах, и чаще смешивают рифленые и нерифленые колонны в одном здании. Внешние колонны Колизея , в которых используются три классических ордера на разных уровнях, не имеют рифлений, а большие монолитные гранитные коринфские колонны портика Пантеона в Риме не являются очень величественным храмом, хотя многие колонны внутри .
Однако возможно, что в некоторых зданиях к каменным колоннам применялась лепнина, «так часто используемая и так редко сохраняющаяся», по словам Дж. Б. Уорд-Перкинса . [28] Римские дорические колонны «почти всегда» имеют основание, хотя Витрувий на нем не настаивает. [29]
Рифленые коринфские колонны, возможно, стали ассоциироваться с имперским величием. даже довольно небольших провинциальных цезариев или храмов императорского культа Они есть на крыльцах , как и императорские триумфальные арки . Примеры храмов включают Maison carrée , римский храм Эворы и храм Августа в Барселоне в провинциальных центрах, а также гораздо более крупные храмы в Риме, такие как Храм Веспасиана и Тита . Однако храм Августа в Пуле имеет простые коринфские колонны. Триумфальные арки с рифлением включают арку Августа в Римини , арку в Сузах , арку Траяна в Анконе и все императорские арки в Риме. Большие храмы с колоннами без каннелюр включают Храм Сатурна (ионический, поздняя перестройка), Храм Венеры и Рима и другие на Римском форуме .
Индийская архитектура
[ редактировать ]Секции валов колонн с относительно неглубокими вертикальными вогнутыми каннелюрами использовались в Индии, особенно в ранней скальной архитектуре , как в буддийских пещерах Аджанта . Обычно их смешивали с горизонтальными полосами более сложного орнамента, например, гирляндами или цветочными завитками. Они были полезны для покрытия неудобных переходов между различными зонами. [30] Спиральные каннелюры иногда находят так же, как внутри пещеры 26 в Аджанте, конца V или начала VI века.
Подобные визуальные эффекты чаще всего достигаются за счет придания валам колонн нескольких плоских граней. Столб Гелиодора, датируемый примерно 113 г. до н.э., имеет три разные зоны с 8, 16 и 32 плоскими гранями (сначала самая нижняя), а над ней - круглая зона. [31]
В капителях также использовалась каннелюра, в отличие от греко-римской традиции. «Колоколообразные» капители колонн Ашоки имеют рифленую поверхность, как и более плоские капители в пещере 26 пещер Аджанты . В колоннах Ашоки флейты представляют собой стилизованные листья, прилегающие к колоколу, с круглым низом.
Китайская архитектура
[ редактировать ]Рифленые колонны, некоторые с энтазисом , были одним из вариантов, доступных китайским архитекторам и резчикам пещер (сохранившиеся в основном в буддийских скальных святилищах) в III-VI веках нашей эры. Некоторые колонны также были увенчаны квазикапителью с завитками, но обычно завивающимися вверх, а не вниз, как в ионическом; в некоторых случаях они также находились внизу шахты. Возможность влияния, возможно, косвенного, со стороны греко-римского мира обсуждалась учеными. [32] Однако вертикальный гофре нельзя назвать распространенным видом декора.
Византийская и средневековая европейская архитектура
[ редактировать ]В византийской архитектуре колонны в основном были относительно небольшими и скорее функциональными, чем декоративными. Их использовали для поддержки галерей, кивориев над алтарями и тому подобного. Византийский вкус ценил редкие и дорогие виды камня и любил видеть их в округлой и полированной форме. Даже древние колонны, повторно использованные в качестве сполий, вероятно, были сглажены и имели рифленые формы, поскольку их так редко можно увидеть в византийских зданиях.
Колонны по-прежнему играли важную роль в романской и готической архитектуре , часто соединяясь или группируясь в группы. Но валы почти всегда простые. Исключением являются две большие колонны («пирсы») в нефе Даремского собора (ок. 1120-х гг.). Они имеют характерный формат чередующихся выпуклых и вогнутых канавок. Они были вырезаны на камнях еще до возведения пирса. [33]
Вход в Кастель-дель-Монте, Апулия , Италия, императорский замок 1240-х годов, имеет очень тонкие рифленые пилястры под фронтоном , что является ранней и довольно шаткой попыткой возродить классические формы.
Архитектура эпохи Возрождения
[ редактировать ]Возрождение классических архитектурных элементов, в том числе колонн классического ордера , занимало центральное место в архитектуре эпохи Возрождения , построенной между 15 и 17 веками в Европе. колонны использовались редко Но в эпоху раннего Возрождения , за исключением дворовых аркад, а рифление появляется медленно.
Капелла Пацци во Флоренции работы Филиппо Брунеллески с каннелюрами (1429 г.) имеет простые колонны (снаружи), но пилястры внутри и снаружи. Похожая смесь наблюдается в базилике Святого Петра в Риме, где гигантские ордерные колонны на фасаде простые, но основные пилястры внутри имеют рифленые тросы, а колонны меньшего размера, например, обрамляющие двери, рифленые.
Простые колонны и рифленые пилястры стали обычной смесью, не в последнюю очередь потому, что внутренние пилястры часто выполнены из лепнины по кирпичу, что делает рифление намного проще и дешевле, чем резьба по камню.
Хотя, как и другие руководства эпохи Возрождения, I quattro libri dell'architettura Андреа Палладио (1570) рекомендовал и иллюстрировал традиционные витрувианские стили флейты, в своих собственных зданиях Палладио очень редко использовал флейту; в дорическом и коринфском ордерах его древки «почти никогда не рифленые», а в ионическом он «никогда не использовал рифленые древки». [34]
- Вход в Кастель-дель-Монте, Апулия , Италия, 1240-е годы, ранняя попытка возродить классические формы.
Неоклассическая архитектура
[ редактировать ]Флютинг резко вернулся в европейскую архитектуру в конце 18 века с неоклассической архитектурой , особенно с архитектурой греческого возрождения . К этому времени уже были доступны публикации, в которых измерялись и иллюстрировались подлинные греческие дорические постройки. [35] а строгий дорический стиль стал модным в Германии (где это было отчасти жестом против чрезмерно элегантного французского стиля), Великобритании и Соединенных Штатах. Каннелюры стали более распространенными, даже обычными для величественных зданий, даже в ионическом и коринфском ордерах.
Более мягкая версия этого стиля представлена во многих правительственных зданиях и памятниках в Соединенных Штатах , хотя некоторые здания, такие как Мемориал Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия (1922 г.), продолжали использовать греческий дорический стиль без оснований для колонн. 20-го века В новой классической архитектуре широко использовались рифления.
- Мемориал Линкольна , Вашингтон, округ Колумбия, 1922 год.
- Здание Верховного суда , Вашингтон, округ Колумбия
- Классицизм ар-деко , Большое фойе, Северанс-холл , Кливленд, Огайо
- Королевская галерея, Букингемский дворец , вход, 2002 г.
Декоративное искусство
[ редактировать ]Рифление, очень часто выпуклое, также встречается в различных средах декоративного искусства , включая металлические изделия, деревянную мебель, стекло и керамику. Это было распространено в английском граненом стекле георгианского периода. В металлических пластинчатых доспехах очень практичным было рифление, укрепляющее пластину от сильных ударов. [36] Это было особенно распространено в стиле начала 16-го века, называемом доспехами Максимилиана , в честь Максимилиана I, императора Священной Римской империи .
- Древнегреческая рифленая чаша, 150-100 гг. до н. э., стекло, Лувр
- Древнеегипетская бутылка, 100 г. до н. э. – 100 г. н. э., серебро, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Исламский кувшин, вероятно, иранский, конец XII–XIII веков, латунь, рифленый, гравированный и репуссированный, первоначально инкрустированный серебром, Метрополитен-музей.
- Доспехи Максимилиана , Германия, 1510-е годы.
- Флейты с тросом (с упором, ребристые) на ножке французского стула.
- Серебряная чайная урна и подставка, Англия, 1770–1771 гг.
- Чайник, Англия, 1798–1799 гг.
- Ополаскиватель для вина с граненым стеклом и гравировкой наверху, Англия, конец 18 века.
- Австрийская серебряная ваза для фруктов, 1917 год.
См. также
[ редактировать ]- Флейтинг (геология)
- Соломонова колонна
- Гадрунинг : изогнутая выпуклая каннелюра.
- Ридинг : противоположность флейты
- Молдинг (декоративный)
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Глоссарий» . Рассматривание зданий . Фактически скругление обычно слегка изогнуто, повторяя общую кривизну колонны.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лоуренс, 101
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Марк Уилсон. Истоки классической архитектуры: храмы, ордена и дары богам в Древней Греции. Издательство Йельского университета, 2014.
- ^ Карр, К.Э. Что такое рифленая колонна?. Учебные пособия Quatr.us, 1 июля 2017 г. Интернет. 21 ноября 2018 г.
- ^ Керл, Джеймс С.; Уилсон, Сьюзен (2015). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 137. ИСБН 978-0-19-967498-5 .
Витой гофр, вант, ребристый гофр, рудентура или стопорный гофр, состоящий из выпуклых карнизов, вставленных в каннелюры классических колонн или пилястр. [...] иногда на валах без канавок, чтобы тросы были рельефными.
- ^ Jump up to: а б Миллар, Джон Фицхью (2014). Здания Питера Харрисона . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-7962-7 .
Колонны и пилястры [...] каннелюры обычно также были « язычковыми » (частично заполненными галтелью) примерно на нижнюю треть их длины. Именно эта трость была известна в Род-Айленде восемнадцатого века как стоп-флейта.
- ^ Пауэлл, Кристина; Аллен, Зои (2010). Рамы итальянского Возрождения в музее Виктории и Альберта . Рутледж. ISBN 978-0-7506-8619-8 .
Перестали гофрировать там, где канавки или каналы колонны или пилястры, а также любые канавки были заполнены стержнями.
- ^ "Флейта". Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры. Джон Флеминг, Хью Хонор и Николаус Певснер. 5-е изд. (Лондон: Пингвин, 1999).
- ^ Jump up to: а б «Флейта и Ридинг». Британская энциклопедия, Британская энциклопедия, Inc., 2018, www.britannica.com/technology/fluting-and-reeding.
- ^ Винтер, Фредерик Э. Исследования эллинистической архитектуры . Университет Торонто Пресс, 2006.
- ^ Снелл, Ханна, Колонны со спиральными каннелюрами: происхождение, контекст и «архитектурная фантазия» , онлайн на сайте academia.edu.
- ^ Jump up to: а б Лоуренс, 137 лет
- ^ Ютрас, Джозеф. «Использование приказов». Институт традиционной архитектуры, 2 января 2015 г., www.institute-of-traditional-architecture.org/using-the-orders/.
- ^ Jump up to: а б Уоткин, 15–16
- ^ Семпер, 810 г.
- ^ Семпер, 814 г.
- ^ Сенсени, рис. 70, с. 123 и рис. 67, с. 120
- ^ Senseney, 116-130
- ^ Лоуренс, 179–175.
- ^ Лоуренс, 123 года.
- ^ Семпер, 775 г.
- ^ Jump up to: а б Лоуренс, 134 года
- ↑ Лоуренс, 130 лет, датирует это «около 500 годом до нашей эры».
- ^ Лоуренс, 134–137.
- ↑ Лоуренс, 132 (цитата), 135
- ^ Лоуренс, 132
- ^ «Архитектурные стили и язык». Римская архитектура: экспертный визуальный путеводитель по славному классическому наследию Древнего Рима, Найджел Роджерс, Саутуотер, 2006, стр. 38–39.
- ^ Уорд-Перкинс, 37 лет.
- ^ Саммерсон, 126-127.
- ^ Ирвин, 8
- ^ Ирвин, 5
- ^ Стейнхардт, 258-260.
- ^ «Неф», в «Даремском соборе: Описание церкви», в « Истории графства Дарем: Том 3» , изд. Уильям Пейдж (Лондон, 1928), стр. 96–123. Британская история онлайн ; онлайн [по состоянию на 15 октября 2023 г. ] В «паре в третьей двойной бухте имеются вертикальные желобки и крупные бусины, разделенные галтели» под «бусами» подразумеваются выпуклые бороздки.
- ^ Хемсолл, Дэвид, «Архитектурные порядки Палладио: от практики к теории», 2015, стр. 12, 21 и 15, цитируемые по очереди, Architectural History , Volume 58, 2015, стр. 1–54, DOI
- ^ Семпер, 21 год.
- ^ Семпер, 830 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ирвин, Джон, «Столп Гелиодора: свежая оценка», AARP, Art and Archeology Research Papers , декабрь 1974 г., Интернет-архив (также опубликовано в Purātattva , 8, 1975–1976, стр. 166–178).
- Лоуренс, AW , Греческая архитектура , 1957, Пингвин, История искусства Пеликана
- Семпер, Готфрид , Стиль в техническом и тектоническом искусстве, или Практическая эстетика , перевод 2004 г. книги «Стиль в техническом и тектоническом искусстве» (1860–62), Научно-исследовательский институт Гетти, ISBN 9780892365975, книги Google
- Стейнхардт, Нэнси Шацман, Китайская архитектура в эпоху потрясений, 200–600 гг. , University of Hawaii Press, 2014, ISBN 9780824838232, книги Google
- Саммерсон, Джон , Классический язык архитектуры , издание 1980 года, Темзы и Гудзона» , «Мир искусства серия ISBN 0500201773
- Уорд-Перкинс, Джон Брайан , Архитектура Римской Империи , 1981, Penguin Books, ISBN 0140561455
- Уоткин, Дэвид , История западной архитектуры , 1986, Барри и Дженкинс, ISBN 0712612793
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Университет Питтсбурга - «флейта» из глоссария средневекового искусства и архитектуры.