Jump to content

Флейтинг (архитектура)

Вогнутое рифление на колоннах дорического ордера ; Нортингтон-Грейндж , здание в стиле греческого возрождения 1804–1817 гг.

Флейтинг в архитектуре и декоративном искусстве представляет собой неглубокие бороздки , идущие по поверхности. Этот термин обычно относится к изогнутым канавкам (канавкам), идущим вертикально на стволе колонны или пилястре , но не ограничивается этими двумя применениями. Если выемка материала встречается в одной точке, эта точка (острый гребень) называется выступом . Если выступ между двумя канавками кажется плоским, то это выступ . [1]

Особенно в каменной архитектуре рифление визуально отличает колонны и пилястры от простых каменных стен позади. [2] Рифление способствует игре света на колонне, благодаря чему колонна выглядит более идеально круглой, чем гладкая колонна. Будучи прочным вертикальным элементом, он также имеет визуальный эффект минимизации горизонтальных стыков. [3] Греческие архитекторы считали ритм важным элементом дизайна. Таким образом, флейту часто использовали на зданиях и храмах, чтобы усилить чувство ритма. Его также можно встроить в колонны, чтобы они выглядели тоньше, легче и элегантнее. [4]

Базилика Святого Петра в Риме с рифлеными пилястрами и рифлеными колоннами.

Принято считать, что рифление использовалось на деревянных колоннах (ни одна из которых не сохранилась) до того, как оно использовалось на камне; с помощью изогнутого тесла нанести вогнутые каннелюры на деревянные колонны, сделанные из стволов деревьев, было бы относительно легко. [2] Выпуклое рифление, вероятно, предназначалось для имитации форм растений. [3] В минойской и микенской архитектуре использовались оба стиля, но в греческой и римской архитектуре использовался почти исключительно вогнутый стиль. [2]

Рифление было очень распространено в формальной древнегреческой архитектуре и обязательно в греческом дорическом ордере . Это было необязательно для Ионического и Коринфского орденов . В римской архитектуре он использовался гораздо реже и фактически исчез в европейской средневековой архитектуре. Он был возрожден в архитектуре эпохи Возрождения , не став привычным, но в неоклассической архитектуре снова стал очень распространенным в более крупных зданиях. На протяжении всего этого флейтинг использовался в ряде декоративных искусств в различных средах.

Кабельный гофре

[ редактировать ]

Если каннелюры (выдолбленные канавки) частично заново заполнены молдингом , то такая форма декорированного гофрирования называется витым рифлением , ребристым рифлением , рудентурой , стопорным рифлением или стоп-рифлением . Прокладка кабеля относится к этому или формованию кабеля . [5] [6] [7] Когда это происходит в колоннах, это происходит примерно в нижней трети канавок. [6] [8] Этот декоративный элемент не используется в колоннах дорического ордера. [9] Каналы с тросом, возможно, использовались для предотвращения износа и повреждения острых краев канавок в нижней части колонны. [10]

Очень нетипичные колонны со спиральными каннелюрами в Большой колоннаде в Апамее в Сирии.

Спиральное гофрирование

[ редактировать ]

Спиральные каннелюры — довольно редкий стиль в римской архитектуре и еще реже в поздней классической традиции. Однако в Восточной Римской империи оно было в моде примерно между 100 и 250 годами нашей эры. [11]

Иногда применяется то, что по сути является горизонтальным «рифлением», в частности, к частям оснований колонн. Это обычно называют «бандингом». [12]

Приложения

[ редактировать ]

Рифленые колонны дорического ордера классической архитектуры имеют 20 каннелюр. Ионические , коринфские и составные колонны традиционно имеют 24 колонны. Рифление никогда не используется в колоннах тосканского ордера . [9] с плоской поверхностью Пилястры обычно имеют от пяти до семи канавок.

Рифление всегда наносится исключительно на вал колонны и может проходить либо по всей длине вала от основания до капители, либо с заполненной нижней третью вала колонны. Последнее применение используется для дополнения энтазиса колонны, который начинается на трети высоты от низа шахты. [13]

Рифление может быть применено к отдельно стоящим структурным колоннам, а также к соединенным колоннам и декоративным пилястрам .

По периоду

[ редактировать ]
Колонны с выпуклыми каннелюрами в погребальном комплексе Джосера в Саккаре, Египет. До 2600 г. до н.э.

Рифленые колонны распространены в традициях классической архитектуры, но не были изобретены древними греками, а скорее переданы или заимствованы у микенцев или египтян . [3]

Египетская архитектура

[ редактировать ]

В древнеегипетской архитектуре во многих зданиях использовались рифления; чаще всего каннелюры выпуклые, а не вогнутые, поэтому эффект является обратным греческому рифлению. Рифление обычно делается с целью придать колонне вид пучка стеблей растений, а «папирусная колонна» является одним из нескольких типов, которые не были стандартизированы в «ордера» по-гречески. Часто вертикальные гофры прерываются горизонтальными полосами, что предполагает переплет, удерживающий группу стеблей вместе.

Один из самых ранних сохранившихся примеров рифления в известняковых колоннах можно увидеть в некрополе Джосера в Саккаре , построенном Имхотепом в 27 веке до нашей эры. , Луксорский храм построенный в основном около 1400 г. до н.э., имеет разные типы в разных областях. У некоторых типов рифленая только часть вала; некоторые колонны в Луксоре имеют пять различных зон вертикальных гофров или горизонтальных полос.

Некоторые из меньших колонн в храме Хатшепсут , Дейр-эль-Бахари , Египет, ок. 1470 г. до н.э. во многом напоминают греческую дорическую колонну, хотя капители представляют собой простые квадратные блоки. Колонны слегка сужаются и имеют широкие каннелюры, уходящие в пол. Было высказано предположение, что колонны этого типа повлияли на греков. [14]

Персидская архитектура

[ редактировать ]
Основания колонн в Персеполе

Персидские колонны не соответствуют классическим порядкам, но были созданы во времена империи Ахеменидов в древней Персии, примерно в тот же период, когда дорические храмы развивались в Греции. Руины Персеполя в Иране, примеры которых можно увидеть наиболее четко, вероятно, в основном относятся к VI веку до нашей эры. В величественных декорациях колонны обычно имеют рифленую форму, с высокими капителями, изображающими двух богато украшенных животных, и основаниями колонн различных типов.

Каннелюры неглубокие, с выступами, как у греческих дорических, но они более многочисленные, а потому более узкие. Большие колонны в Персеполе имеют до 40 или 48 каннелюр, а колонны меньшего размера в других местах — 32; ширина канавки остается практически постоянной, поэтому количество канавок увеличивается с обхватом колонны, в отличие от греческой практики сохранения количества каннелюр на колонне постоянным и изменения ширины каннелюры. [15] В ранних дорических храмах, похоже, использовался аналогичный принцип до того, как общепринятым стало 20 флейт. [16]

Каннелюры также встречаются и в других частях классической персидской колонны. Основания часто рифленые, а «колокольная» часть капители имеет стилизованный растительный орнамент, близкий к рифлению. Над ним обычно находится высокая секция с четырьмя плоскими рифлеными завитками .

Классическая архитектура

[ редактировать ]
Разнообразные ионические основы, а сзади древко, начинающееся только с флейт наверху, Храм Аполлона, Дидима.

Рифление использовалось как в греческой, так и в римской архитектуре , особенно в храмах, но затем стало редкостью в византийской архитектуре , где упор делался на прекрасный цветной камень, и в архитектуре средневековья на Западе.

Греческая архитектура

[ редактировать ]
Вершина коринфской колонны в Риме

Колонны в постройках дорического ордера почти всегда были рифлеными; [2] колонны без каннелюр храма Сегеста на Сицилии являются одной из причин, по которой археологи полагают, что храм так и не был завершен, вероятно, из-за войны. Они демонстрируют, что простые колонны, состоящие из нескольких круглых «барабанов», были установлены на место до того, как были вырезаны канавки, чтобы обеспечить идеальное совпадение канавок. [2]

Но флейты верхнего и нижнего барабанов, похоже, были запущены, чтобы служить ориентиром для остальных. Об этом свидетельствует ныне изолированная ионическая колонна в храме Аполлона в Дидиме ; только часть верхнего барабана имеет рифления. секция ионического барабана на агоре Коса Еще одна незавершенная была размечена для флейтования, чего так и не произошло. В обоих этих примерах имеются довольно широкие поля за пределами рифления до грубо обработанной поверхности. [17] В настоящее время проведены значительные исследования математических методов, используемых для создания моделей шаблонов для рифления. Практические проблемы для каменщиков усугублялись переменным обхватом стержней, которые в целом сужались и имели выпуклость энтазиса посередине. [18]

Греческим каменщикам также приходилось учитывать различные усовершенствования или тонкие отклонения от видимой геометрии конструкции, которые вносили греческие архитекторы. К ним относятся энтазис , вздутие в средней части стержня, сужение вверху стержня и небольшой наклон ко всей колонне. В Парфеноне глубина канавок увеличивается к вершине шахт. [19]

В самых ранних дорических образцах колонны довольно тонкие и часто имеют всего 16 каннелюр. К середине VI века до н.э. древки стали толще, и число флейт устоялось в размере 20, которое с тех пор очень редко отклонялось от числа флейт при использовании дорического ордера. [2] Такое определение числа, по-видимому, произошло во время «Храма C» в Селинусе , около 550 г. до н.э., поскольку здесь имеется смесь 16 и 20 флейт. строительства [20]

В некоторых зданиях, особенно светских стоах и т. п., дно шахты можно было оставить гладким примерно до роста человека. Греческие дорические колонны не имели основания, и это предотвращало стирание каннелюр, которые заканчивались острым выступом, проходившими мимо людьми. [2] Каннелюры продолжаются вплоть до основания колонны. [21] и наверху обычно проходят через три очень узкие полосы, вырезанные в камне, прежде чем достичь основания капители, где вал слегка разбухает. Флейты были вырезаны путем выполнения первоначального узкого разреза на соответствующую глубину в центре каждой флейты, а затем придания формы изогнутым сторонам. [22] Ко времени второго Герайона Самосского , около 550 г. до н. э., токарные станки . уже использовались [22]

Ионическая база, Северное крыльцо Эрехтейона , Афины.

В ионических и коринфских зданиях гофрирование считается необязательным, а иногда его оставляют на потом, если денег не хватает; в некоторых зданиях каннелюры, вероятно, были вырезаны намного позже первоначального «завершения». [12]

Каннелюры, используемые для ионического и коринфского ордеров, немного отличались, обычно с выступами между каннелюрами, которые могут казаться плоскими, но на самом деле повторяют кривизну колонны. [23] Несмотря на то, что ионические колонны заданной высоты тоньше дорических, у них больше каннелюр: после ранних экспериментов в качестве стандарта было выбрано 24. [24] их число достигало 48 . В некоторых колоннах второго здания храма Артемиды в Эфесе в Турции, одного из самых ранних «действительно больших греческих храмов», построенного примерно в 550 году до нашей эры, [25]

Ионические и коринфские каннелюры также более глубокие, некоторые из них приближаются к полукругу, и обычно заканчиваются сверху и снизу полукруглым ковшом, за которым следует небольшое расстояние, где колонна имеет полный круглый профиль или даже расширяется. Эти ордера всегда имеют основу для колонн, часто сложную. [26]

Римская архитектура

[ редактировать ]
Римский Maison Carrée , Ним , Франция

В то время как в греческих храмах колонны использовались как несущие, римские архитекторы часто использовали колонны скорее как декоративные элементы. [27] Они, как правило, реже используют рифление, чем греки в ионическом и коринфском ордерах, и чаще смешивают рифленые и нерифленые колонны в одном здании. Внешние колонны Колизея , в которых используются три классических ордера на разных уровнях, не имеют рифлений, а большие монолитные гранитные коринфские колонны портика Пантеона в Риме не являются очень величественным храмом, хотя многие колонны внутри .

Однако возможно, что в некоторых зданиях к каменным колоннам применялась лепнина, «так часто используемая и так редко сохраняющаяся», по словам Дж. Б. Уорд-Перкинса . [28] Римские дорические колонны «почти всегда» имеют основание, хотя Витрувий на нем не настаивает. [29]

Рифленые коринфские колонны, возможно, стали ассоциироваться с имперским величием. даже довольно небольших провинциальных цезариев или храмов императорского культа Они есть на крыльцах , как и императорские триумфальные арки . Примеры храмов включают Maison carrée , римский храм Эворы и храм Августа в Барселоне в провинциальных центрах, а также гораздо более крупные храмы в Риме, такие как Храм Веспасиана и Тита . Однако храм Августа в Пуле имеет простые коринфские колонны. Триумфальные арки с рифлением включают арку Августа в Римини , арку в Сузах , арку Траяна в Анконе и все императорские арки в Риме. Большие храмы с колоннами без каннелюр включают Храм Сатурна (ионический, поздняя перестройка), Храм Венеры и Рима и другие на Римском форуме .

Индийская архитектура

[ редактировать ]
Прямое (2 размера) и спиральное рифление в пещере 26, пещеры Аджанта , и рифление в капителях, V век.

Секции валов колонн с относительно неглубокими вертикальными вогнутыми каннелюрами использовались в Индии, особенно в ранней скальной архитектуре , как в буддийских пещерах Аджанта . Обычно их смешивали с горизонтальными полосами более сложного орнамента, например, гирляндами или цветочными завитками. Они были полезны для покрытия неудобных переходов между различными зонами. [30] Спиральные каннелюры иногда находят так же, как внутри пещеры 26 в Аджанте, конца V или начала VI века.

Подобные визуальные эффекты чаще всего достигаются за счет придания валам колонн нескольких плоских граней. Столб Гелиодора, датируемый примерно 113 г. до н.э., имеет три разные зоны с 8, 16 и 32 плоскими гранями (сначала самая нижняя), а над ней - круглая зона. [31]

В капителях также использовалась каннелюра, в отличие от греко-римской традиции. «Колоколообразные» капители колонн Ашоки имеют рифленую поверхность, как и более плоские капители в пещере 26 пещер Аджанты . В колоннах Ашоки флейты представляют собой стилизованные листья, прилегающие к колоколу, с круглым низом.

Китайская архитектура

[ редактировать ]

Рифленые колонны, некоторые с энтазисом , были одним из вариантов, доступных китайским архитекторам и резчикам пещер (сохранившиеся в основном в буддийских скальных святилищах) в III-VI веках нашей эры. Некоторые колонны также были увенчаны квазикапителью с завитками, но обычно завивающимися вверх, а не вниз, как в ионическом; в некоторых случаях они также находились внизу шахты. Возможность влияния, возможно, косвенного, со стороны греко-римского мира обсуждалась учеными. [32] Однако вертикальный гофре нельзя назвать распространенным видом декора.

Византийская и средневековая европейская архитектура

[ редактировать ]
Даремский собор , неф. Чередование выпуклых и вогнутых каннелюр на двух ближайших опорах.

В византийской архитектуре колонны в основном были относительно небольшими и скорее функциональными, чем декоративными. Их использовали для поддержки галерей, кивориев над алтарями и тому подобного. Византийский вкус ценил редкие и дорогие виды камня и любил видеть их в округлой и полированной форме. Даже древние колонны, повторно использованные в качестве сполий, вероятно, были сглажены и имели рифленые формы, поскольку их так редко можно увидеть в византийских зданиях.

Колонны по-прежнему играли важную роль в романской и готической архитектуре , часто соединяясь или группируясь в группы. Но валы почти всегда простые. Исключением являются две большие колонны («пирсы») в нефе Даремского собора (ок. 1120-х гг.). Они имеют характерный формат чередующихся выпуклых и вогнутых канавок. Они были вырезаны на камнях еще до возведения пирса. [33]

Вход в Кастель-дель-Монте, Апулия , Италия, императорский замок 1240-х годов, имеет очень тонкие рифленые пилястры под фронтоном , что является ранней и довольно шаткой попыткой возродить классические формы.

Архитектура эпохи Возрождения

[ редактировать ]
Капелла Пацци , Филиппо Брунеллески (1429 г.); с каннелюрами простые колонны, но пилястры на стене позади.

Возрождение классических архитектурных элементов, в том числе колонн классического ордера , занимало центральное место в архитектуре эпохи Возрождения , построенной между 15 и 17 веками в Европе. колонны использовались редко Но в эпоху раннего Возрождения , за исключением дворовых аркад, а рифление появляется медленно.

Капелла Пацци во Флоренции работы Филиппо Брунеллески с каннелюрами (1429 г.) имеет простые колонны (снаружи), но пилястры внутри и снаружи. Похожая смесь наблюдается в базилике Святого Петра в Риме, где гигантские ордерные колонны на фасаде простые, но основные пилястры внутри имеют рифленые тросы, а колонны меньшего размера, например, обрамляющие двери, рифленые.

Простые колонны и рифленые пилястры стали обычной смесью, не в последнюю очередь потому, что внутренние пилястры часто выполнены из лепнины по кирпичу, что делает рифление намного проще и дешевле, чем резьба по камню.

Хотя, как и другие руководства эпохи Возрождения, I quattro libri dell'architettura Андреа Палладио (1570) рекомендовал и иллюстрировал традиционные витрувианские стили флейты, в своих собственных зданиях Палладио очень редко использовал флейту; в дорическом и коринфском ордерах его древки «почти никогда не рифленые», а в ионическом он «никогда не использовал рифленые древки». [34]

Неоклассическая архитектура

[ редактировать ]
Бранденбургские ворота в Берлине , 1791 год; Дорический ордер, но каннелюры ионического типа.
Новая гвардия в Берлине, 1818 г.

Флютинг резко вернулся в европейскую архитектуру в конце 18 века с неоклассической архитектурой , особенно с архитектурой греческого возрождения . К этому времени уже были доступны публикации, в которых измерялись и иллюстрировались подлинные греческие дорические постройки. [35] а строгий дорический стиль стал модным в Германии (где это было отчасти жестом против чрезмерно элегантного французского стиля), Великобритании и Соединенных Штатах. Каннелюры стали более распространенными, даже обычными для величественных зданий, даже в ионическом и коринфском ордерах.

Более мягкая версия этого стиля представлена ​​во многих правительственных зданиях и памятниках в Соединенных Штатах , хотя некоторые здания, такие как Мемориал Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия (1922 г.), продолжали использовать греческий дорический стиль без оснований для колонн. 20-го века В новой классической архитектуре широко использовались рифления.

Декоративное искусство

[ редактировать ]

Рифление, очень часто выпуклое, также встречается в различных средах декоративного искусства , включая металлические изделия, деревянную мебель, стекло и керамику. Это было распространено в английском граненом стекле георгианского периода. В металлических пластинчатых доспехах очень практичным было рифление, укрепляющее пластину от сильных ударов. [36] Это было особенно распространено в стиле начала 16-го века, называемом доспехами Максимилиана , в честь Максимилиана I, императора Священной Римской империи .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Глоссарий» . Рассматривание зданий . Фактически скругление обычно слегка изогнуто, повторяя общую кривизну колонны.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лоуренс, 101
  3. ^ Jump up to: а б с Джонс, Марк Уилсон. Истоки классической архитектуры: храмы, ордена и дары богам в Древней Греции. Издательство Йельского университета, 2014.
  4. ^ Карр, К.Э. Что такое рифленая колонна?. Учебные пособия Quatr.us, 1 июля 2017 г. Интернет. 21 ноября 2018 г.
  5. ^ Керл, Джеймс С.; Уилсон, Сьюзен (2015). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 137. ИСБН  978-0-19-967498-5 . Витой гофр, вант, ребристый гофр, рудентура или стопорный гофр, состоящий из выпуклых карнизов, вставленных в каннелюры классических колонн или пилястр. [...] иногда на валах без канавок, чтобы тросы были рельефными.
  6. ^ Jump up to: а б Миллар, Джон Фицхью (2014). Здания Питера Харрисона . МакФарланд. ISBN  978-0-7864-7962-7 . Колонны и пилястры [...] каннелюры обычно также были « язычковыми » (частично заполненными галтелью) примерно на нижнюю треть их длины. Именно эта трость была известна в Род-Айленде восемнадцатого века как стоп-флейта.
  7. ^ Пауэлл, Кристина; Аллен, Зои (2010). Рамы итальянского Возрождения в музее Виктории и Альберта . Рутледж. ISBN  978-0-7506-8619-8 . Перестали гофрировать там, где канавки или каналы колонны или пилястры, а также любые канавки были заполнены стержнями.
  8. ^ "Флейта". Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры. Джон Флеминг, Хью Хонор и Николаус Певснер. 5-е изд. (Лондон: Пингвин, 1999).
  9. ^ Jump up to: а б «Флейта и Ридинг». Британская энциклопедия, Британская энциклопедия, Inc., 2018, www.britannica.com/technology/fluting-and-reeding.
  10. ^ Винтер, Фредерик Э. Исследования эллинистической архитектуры . Университет Торонто Пресс, 2006.
  11. ^ Снелл, Ханна, Колонны со спиральными каннелюрами: происхождение, контекст и «архитектурная фантазия» , онлайн на сайте academia.edu.
  12. ^ Jump up to: а б Лоуренс, 137 лет
  13. ^ Ютрас, Джозеф. «Использование приказов». Институт традиционной архитектуры, 2 января 2015 г., www.institute-of-traditional-architecture.org/using-the-orders/.
  14. ^ Jump up to: а б Уоткин, 15–16
  15. ^ Семпер, 810 г.
  16. ^ Семпер, 814 г.
  17. ^ Сенсени, рис. 70, с. 123 и рис. 67, с. 120
  18. ^ Senseney, 116-130
  19. ^ Лоуренс, 179–175.
  20. ^ Лоуренс, 123 года.
  21. ^ Семпер, 775 г.
  22. ^ Jump up to: а б Лоуренс, 134 года
  23. Лоуренс, 130 лет, датирует это «около 500 годом до нашей эры».
  24. ^ Лоуренс, 134–137.
  25. Лоуренс, 132 (цитата), 135
  26. ^ Лоуренс, 132
  27. ^ «Архитектурные стили и язык». Римская архитектура: экспертный визуальный путеводитель по славному классическому наследию Древнего Рима, Найджел Роджерс, Саутуотер, 2006, стр. 38–39.
  28. ^ Уорд-Перкинс, 37 лет.
  29. ^ Саммерсон, 126-127.
  30. ^ Ирвин, 8
  31. ^ Ирвин, 5
  32. ^ Стейнхардт, 258-260.
  33. ^ «Неф», в «Даремском соборе: Описание церкви», в « Истории графства Дарем: Том 3» , изд. Уильям Пейдж (Лондон, 1928), стр. 96–123. Британская история онлайн ; онлайн [по состоянию на 15 октября 2023 г. ] В «паре в третьей двойной бухте имеются вертикальные желобки и крупные бусины, разделенные галтели» под «бусами» подразумеваются выпуклые бороздки.
  34. ^ Хемсолл, Дэвид, «Архитектурные порядки Палладио: от практики к теории», 2015, стр. 12, 21 и 15, цитируемые по очереди, Architectural History , Volume 58, 2015, стр. 1–54, DOI
  35. ^ Семпер, 21 год.
  36. ^ Семпер, 830 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f36322049495e2e74d40971e26f26c49__1715935920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/49/f36322049495e2e74d40971e26f26c49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fluting (architecture) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)