Готфрид Земпер
Готфрид Земпер | |
---|---|
![]() Семпер в 1870 году | |
Рожденный | |
Умер | 15 мая 1879 г. | (75 лет)
Национальность | немецкий |
Занятие | Архитектор |
Здания | Оперный театр Земпера |

Готфрид Земпер (англ. Немецкий: [ˈɡɔtfʁiːt ˈzɛmpɐ] ; 29 ноября 1803 — 15 мая 1879) — немецкий архитектор, искусствовед и профессор архитектуры, спроектировавший и построивший Оперный театр Земпера в Дрездене между 1838 и 1841 годами. В 1849 году он принял участие в Майском восстании в Дрездене и был поставлен на список разыскиваемых правительством. Он бежал сначала в Цюрих , а затем в Лондон. Он вернулся в Германию после амнистии революционерам в 1862 году.
Семпер много писал о происхождении архитектуры, особенно в своей книге «Четыре элемента архитектуры» (1851 г.), и был одной из главных фигур в полемике вокруг полихромного архитектурного стиля Древней Греции . Он проектировал произведения всех масштабов — от крупных городских проектов, таких как реконструкция Рингштрассе в Вене , до дубинки для Рихарда Вагнера . [1] Его нереализованный проект оперного театра в Мюнхене был без разрешения адаптирован Вагнером для Байройтского фестиваля Festspielhaus .
Жизнь [ править ]
Молодость (до 1834 ) г.
Семпер родился в зажиточной семье промышленника в Альтоне . Пятый из восьми детей, он посещал Gelehrtenschule des Yoganeums в Гамбурге, а затем начал свое университетское образование в Геттингене в 1823 году, где изучал историографию и математику . Впоследствии он изучал архитектуру в 1825 году в Мюнхенском университете у Фридриха фон Гертнера . В 1826 году Земпер отправился в Париж, чтобы работать на архитектора Франца Кристиана Гау , и он присутствовал, когда Июльская революция разразилась 1830 года. Между 1830 и 1833 годами он путешествовал по Италии и Греции с целью изучения архитектуры и дизайна античности . В 1832 году он в течение четырёх месяцев участвовал в археологических исследованиях Акрополя в Афинах .В этот период он очень заинтересовался Бидермейером вдохновленными дебатами о полихромии, , которые были сосредоточены на вопросе, были ли здания в Древней Греции и Риме красочно окрашены или нет. Рисованные реконструкции живописных украшений старинных вилл, созданных им в Афинах, вдохновили его более поздние эскизы росписей в Дрездене и Вене. Его публикация 1834 г. Vorläufige Bemerkungen über bemalte Architectur und Plastik bei den Alten (« Предварительные замечания о полихромной архитектуре и скульптуре в древности »), в которой он занял твердую позицию в пользу полихромии – подкрепленную его исследованием пигментов на колонне Траяна в Риме – внезапно принесла ему признание в архитектурных и эстетических кругах Европы [1] .
Дрезденский период (1834–1849) [ править ]

30 сентября 1834 года Земпер получил должность профессора архитектуры в Königlichen Akademie der bildenden Künste (сегодня называемая Hochschule) в Дрездене во многом благодаря усилиям и поддержке своего бывшего учителя Франца Кристиана Гау и принес присягу на верность король (бывший курфюрст) Саксонии Антоний Клемент . Процветающий рост Дрездена в этот период предоставил молодому архитектору значительные творческие возможности. В 1838–1840 годах в Дрездене по проекту Земпера была построена синагога, которая впоследствии называлась синагогой Земпера и отличалась своим внутренним стилем в стиле мавританского возрождения . [2] Внешний вид синагоги построен в романском стиле, чтобы не привлекать к себе внимания. В дизайн интерьера вошли не только настенные украшения в мавританском стиле, но и меблировка: в частности, серебряная лампа вечного света, которая понравилась Рихарду Вагнеру и его жене Козиме. Они приложили немало усилий, чтобы получить копию этой лампы. [3] [4] Ученик Земпера Отто Симонсон построит в 1855 году великолепную в стиле мавританского возрождения синагогу в Лейпциге .

Некоторые гражданские постройки сохранились и сегодня, например, галерея дворцового комплекса Цвингер , выходящая на Эльбу . Он спроектировал Дрезденский Хофтеатр в 1841 году, который сгорел в 1869 году. Он был перестроен в 1878 году его сыном по планам Земпера и сегодня называется Земперопер . Другие здания также остаются неизгладимо связанными с его именем, такие как Родильный дом, Синагога (разрушенная во время Третьего рейха), Дворец Оппенгейма и Вилла Роза , построенная для банкира Мартина Вильгельма Оппенгейма. Это последнее сооружение является прототипом немецкой дачной архитектуры.
1 сентября 1835 года Семпер женился на Берте Тиммиг . В конечном итоге в браке родилось шестеро детей.
Убежденный республиканец, Семпер вместе со своим другом Рихардом Вагнером взял на себя ведущую роль в восстании в мае 1849 года , охватившем город. Он был членом Гражданской гвардии (Kommunalgarde) и помогал возводить баррикады на улицах. Когда восстание рухнуло, Семпер считался ведущим агитатором демократических перемен и главой восстания против государственной власти, и он был вынужден бежать из города.
Ему было суждено никогда не вернуться в город, который, по иронии судьбы, стал больше всего ассоциироваться с его архитектурным (и политическим) наследием. Саксонское правительство сохраняло ордер на его арест до 1863 года. Когда в 1869 году сгорел Хофтеатр, спроектированный Земпером, король Джон , по настоянию граждан, поручил Земперу построить новый. Семпер подготовил планы, но оставил фактическое строительство своему сыну Манфреду.
«Что я должен был сделать в 48 году, чтобы меня преследовали вечно? Я построил одну-единственную баррикаду - она выдержала, потому что была практичной, а поскольку она была практичной, она была красивой», - в смятении писал Семпер. [5]
Послереволюционный период (1849–1855) [ править ]
После пребывания в Цвикау , Хофе , Карлсруэ и Страсбурге Земпер в конечном итоге вернулся в Париж, как и многие другие разочаровавшиеся республиканцы, принимавшие участие в революциях 1848 года (такие как Генрих Гейне и Людвиг Бёрне ). Осенью 1850 года он отправился в Лондон, Англия. Но хотя ему удавалось заключать случайные контракты, в том числе участие в проектировании похоронной кареты герцога Веллингтона и в проектах канадской, датской, шведской и османской секций Большой выставки 1851 года в Хрустальном дворце , он не нашел постоянной работы. Однако, хотя его пребывание в Лондоне и разочаровало Семпера в профессиональном плане, оно оказалось плодотворным периодом для теоретического, творческого и академического развития Семпера. Он опубликовал Die vier Elemente der Baukunst ( «Четыре элемента архитектуры ») в 1851 году и Wissenschaft, Industrie und Kunst ( «Наука, промышленность и искусство ») в 1852 году. Эти работы в конечном итоге легли в основу его самой популярной публикации « Der Stil in den». technischen und tektonischen Künsten или Praktische Asthetik, который был опубликован в двух томах в 1861 и 1863 годах. [6]
период ( Цюрихский 1855–1871 )




Одновременно с началом промышленной революции Швейцарская федерация планировала создать политехническую школу. Будучи главным судьей конкурса по выбору проекта нового здания, Семпер счел представленные заявки неудовлетворительными и в конечном итоге спроектировал здание сам. Гордо расположенная (там, где когда-то стояли крепостные стены), видимая со всех сторон на террасе с видом на центр Цюриха , новая школа стала символом новой эпохи. Здание (1853–1864), которое, несмотря на частые реконструкции, продолжает напоминать концепцию Земпера, изначально должно было разместить не только новую школу (известную сегодня как ETH Zurich существующий Цюрихский университет ), но и .
В 1855 году Семпер стал профессором архитектуры в новой школе, и успех многих его учеников, добившихся успеха и известности, послужил подтверждением его наследия. Швейцарский архитектор Эмиль Шмид был одним из таких студентов. Благодаря своему профессорскому доходу Земпер смог воссоединить свою семью, привезя их в Цюрих из Саксонии. Ратуша в Винтертуре входит в число других зданий, спроектированных Земпером в Швейцарии.
В 1861 году Земпер и его семья получили швейцарское гражданство от швейцарского муниципалитета Аффольтерн-ам-Альбис в обмен на планирование и строительство колокольни их главной церкви. [7] Позже это гражданство было подтверждено правительством кантона Цюрих в декабре 1861 года, и с этими новыми швейцарскими паспортами на руках Земпер снова смог путешествовать и, наконец, посетить Германию после того, как ордер на его арест был отменен в мае 1863 года.
Земпер предоставил Баварии королю Людвигу II концептуальный проект театра, посвященного творчеству Рихарда Вагнера, который будет построен в Мюнхене. Проект, разрабатывавшийся с 1864 по 1866 год, так и не был реализован, хотя многие его черты Вагнер «позаимствовал» для своего более позднего театра в Байройте .
жизнь (с 1871 г. Дальнейшая )


Уже в 1833 году в Вене появились первые планы публичной презентации Императорских художественных коллекций. С планированием Венской кольцевой дороги вопрос о музее снова стал актуальным. Произведения, составляющие императорскую художественную коллекцию, были разбросаны по нескольким зданиям. Земперу было поручено представить предложение по размещению новых зданий в связи с реконструкцией Кольцевой дороги. В 1869 году он спроектировал гигантский «Императорский форум», который не был реализован. Однако по его плану напротив дворца были возведены Национальный музей истории искусств и Национальный музей естественной истории, а также Бургтеатр. В 1871 году Земпер переехал в Вену, чтобы заняться проектами.Во время строительства неоднократные разногласия с назначенным им помощником архитектора ( Карлом Фрайхером фон Хазенауэром ) привели к тому, что Земпер отказался от проекта в 1876 году. В следующем году его здоровье начало ухудшаться. Он умер два года спустя во время визита в Италию и похоронен на протестантском кладбище в Риме. . [8]

Наследие [ править ]
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Наследие Готфрида Земпера в области архитектуры отмечено его глубоким влиянием на архитектурную теорию, дизайн и образование, о чем свидетельствуют научные исследования и критический анализ.
- Теория полихромии: Теория полихромии Земпера, подчеркивающая использование цвета в архитектуре, хорошо документирована в его собственных трудах, таких как «Der Stil in den technischen und tektonischen Künsten» («Стиль в техническом и тектоническом искусстве»), где он обсуждается символическое и эстетическое значение цвета в архитектурном орнаменте. Эта теория изучалась и цитировалась такими историками архитектуры, как Гарри Фрэнсис Мэлгрейв в книге «Готфрид Земпер: архитектор девятнадцатого века», где Мэллгрейв подробно исследует теории Земпера.
- Материальная культура: Интерес Семпера к материальной культуре и ее роли в архитектуре является постоянной темой в его работах, особенно в «Der Stil». Его идеи о материальной культуре анализировались и обсуждались в различных научных работах, включая статьи историков архитектуры, таких как Йозеф Рикверт, который исследовал взгляды Земпера на культурное значение материалов в архитектуре.
- Элементы архитектуры. Концепция Семпера о четырех элементах архитектуры обсуждалась в многочисленных научных работах по теории и истории архитектуры. Например, в «Семперской традиции» автор Джозеф Рикверт обсуждает, как элементы Земпера повлияли на последующую архитектурную мысль и практику.
- Архитектурные работы: Архитектурные произведения Земпера, в том числе Дрезденский оперный театр Земпера, были тщательно изучены и задокументированы в историях архитектуры и монографиях. Например, в «Архитектуре города» Альдо Росси обсуждает значение оперного театра Земпера как ключевого примера архитектуры XIX века.
- Образовательное влияние: Влияние Семпера на архитектурное образование проявляется во включении его идей в архитектурные учебные программы и педагогические подходы. Это влияние было задокументировано в образовательной литературе по архитектуре, такой как «Архитектурное образование сегодня» под редакцией Нила Спиллера, в которой обсуждается непреходящая актуальность идей Семпера в современном архитектурном образовании.
- Земпердепо, Лехаргассе, Вена
Работы (выбрано) [ изменить ]

- Дрезден
- Хофтеатр - 1838–1841 гг. (разрушен пожаром в 1869 г.)
- Вилла Роза - 1839 г. (разрушена во время Второй мировой войны)
- Синагога Земпера - 1839–1840 гг. (разрушена 9 ноября 1938 г. - Хрустальная ночь )
- Оппенгейм-дворец - 1845–1848 гг.
- Галерея Земпер ( Dresden Gemäldegalerie ) – 1847–1855 гг.
- Театр Нью-Корт ( Опера Земпера ) — 1871–1878 гг.
- Цюрих
- Ратуша - 1858 г. (только концепция для конкурса; не построена)
- Политехническая школа ( ETH Zurich ) - 1858–1864 гг.
- Обсерватория - 1861–1864 гг.
- Винтертур
- Ратуша - 1865–1869 гг.
- Вена
- Муниципальный театр ( Бургтеатр ) — 1873–1888 гг.
- Музей истории искусств ( Kunsthistorisches Museum ) (1872–1881, закончен в 1889 году)
- Музей естественной истории ( Naturhistorisches Museum ) (1872–1881, закончен в 1891 году)
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Доротея Шредер : «Кольцо Нибелунгов и мистический узел. Дизайн Готфрида Земпера для дубинки для Рихарда Вагнера» Ежегодник Музея искусств и произведений искусства, Гамбург, 1993, стр. 120
- ^ Х.А. Мик, Синагога, Файдон, 1995, стр. 188
- ^ Колин Эйслер «Три синагоги Вагнера», Искусство и история, 2004, Том. 25/Н. 50
- ^ Эйтан Пессен, Связанные реликвии, рассказ о Рихарде Вагнере и Готфриде Земпере, стр. 1–22, Опера Земпера в Дрездене, Эрчиен в Вагнере, год 2013, сезоны 2012–2013 и 2013–2014 гг.
- ↑ Письмо Генриху Хюбшу, январь 1852 г.
- ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006). Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (мягкая обложка) (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 880 . ISBN 0-19-860678-8 .
- ^ Буссманн, Моника (2 сентября 2016 г.). «Как Готфрид Земпер стал швейцарцем» . В: ETHeritage. Основные моменты из архивов и коллекций ETH Zurich . Библиотека ЭТХ . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ Некатолическое кладбище в базах данных Рима Semper Goffredo. Архивировано 7 февраля 2013 г. в Wayback Machine.
Ссылки [ править ]
- Берри, Дж. Дункан. Наследие Готфрида Земпера. Исследования в области спетисторизма ( докторская диссертация , Университет Брауна, 1989).
- Хваттум, Мари. Готфрид Земпер и проблема историзма (Кембридж, 2004). ISBN 0-521-82163-0
- Херрманн, Вольфганг. Готфрид Земпер: В поисках архитектуры (Кембридж, Массачусетс/Лондон, 1984). ISBN 0-262-08144-X
- Карге, Хенрик (ред.). Готфрид Земпер. Современный ренессанс искусств (Берлин, 2006). ISBN 3-422-06606-3
- Мэлгрейв, Гарри Фрэнсис. Готфрид Земпер – архитектор девятнадцатого века (Нью-Хейвен/Лондон, 1996). ISBN 0-300-06624-4
- Мэлгрейв, Гарри Фрэнсис. Современная архитектурная теория: исторический обзор, 1673–1968 (Кембридж, 2005). ISBN 0-521-79306-8
- Мэлгрейв, Гарри Фрэнсис. Архитектурная теория: антология от Витрувия до 1870 года (Малден, Массачусетс / Оксфорд, 2006). ISBN 1-4051-0258-6
- Мюке, Микеш В. Готфрид Земпер в Цюрихе - пересечение теории и практики (Эймс, Айова, 2005). ISBN 978-1-4116-3391-9
- Нердингер, Винфрид и Вернер Охслин (ред.). Готфрид Земпер 1803–1879 (Мюнхен/Цюрих, 2003). ISBN 3-7913-2885-9
- Земпер, Готфрид. Четыре элемента архитектуры и другие произведения . Пер. Гарри Ф. Малгрейв и Вольфганг Херрманн (Кембридж, 1989). ISBN 0-521-35475-7
- Земпер, Готфрид. Стиль в техническом и тектоническом искусстве; или Практическая эстетика . Пер. Гарри Ф. Мэлгрейв (Санта-Моника, 2004 г.). ISBN 0-89236-597-8
- Херрман, Вольфганг Готфрид Земпер в изгнании (Базель; Штутгарт: Биркхаузер, 1978). ISBN 3-7643-0992-X
Внешние ссылки [ править ]

- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Вилла Гарбальд. Архивировано 19 марта 2014 г. в Wayback Machine.
- Земпер, Готфрид в немецкой биографии (на немецком языке)
- Вагнер и Земпер
- 1803 рождения
- 1879 смертей
- Академический состав ETH Zurich
- Немецкие архитекторы XIX века.
- Академический состав Дрезденской академии изящных искусств
- Преподаватели архитектуры
- Немецкие писатели-архитекторы
- Теоретики архитектуры
- Люди из Альтоны, Гамбург
- Люди революции 1848 года.
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Выпускники Геттингенского университета
- Выпускники Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Похороны на протестантском кладбище в Риме.
- Немецкие эмигранты в Швейцарии
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Рихард Вагнер