Помните планы
Помните планы | |
---|---|
![]() Самолеты Минна (1835) Александра фон Оттерштедта | |
Рожденный | Кристина Вильгельмина, планировщик 5 сентября 1809 г. |
Умер | 25 января 1866 г. Дрезден , Королевство Саксония | (56 лет)
Национальность | немецкий |
Занятие | Актриса |
Известный | Супруга Рихарда Вагнера |
Супруг | Рихард Вагнер (1836–1866) |
Дети | 1 |
Родитель | Готхельф Планер (отец) |
Кристина Вильгельмина «Минна» Планер (5 сентября 1809 — 25 января 1866) — немецкая актриса и первая жена композитора Рихарда Вагнера , за которым она была замужем 30 лет, хотя последние 10 лет они часто жили отдельно. В раннем возрасте у нее родилась внебрачная дочь от офицера Королевской саксонской армии , которую она воспитывала как свою сестру. После бурных ухаживаний, в ходе которых были измены с обеих сторон, в 1836 году она вышла замуж за Рихарда Вагнера.
В первые годы Минна была основным кормильцем в семье, сделав успешную карьеру драматической героини, вызывавшей как аплодисменты своими способностями на сцене, так и поклонников своей красотой. Она участвовала во многих авантюрах жизни Вагнера, включая опасное морское путешествие в Лондон, бедность в Париже и преследование его по Европе после его участия в Дрезденском восстании 1849 года, которое привело к его изгнанию из Германии.
После романа Вагнера с Матильдой Везендонк в 1857 году Минна в основном жила отдельно от него. В последующие годы у нее развилось сердечное заболевание, которое в конечном итоге унесло ее жизнь.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Минна Планер родилась 5 сентября 1809 года в семье бывшего армейского трубача Готхельфа Планера. [ 1 ] в Эдеране , Королевство Саксония . Она выросла в бедности, а затем в возрасте пятнадцати лет была соблазнена Эрнстом Рудольфом фон Эйнзиделем, капитаном гвардии короля Саксонии, который бросил ее после того, как она забеременела. Минну отправили к родственникам в деревню, чтобы скрыть беременность, а когда у нее родилась дочь Натали («Нетти»), ее воспитывали как сестру Минны. [ 2 ]
Минна продолжила карьеру актрисы, специализируясь на главных женских несовершеннолетних ролях ( «Эрсте Либхаберин» ) в трагедиях . [ 3 ] Она была востребована многими немецкими театральными труппами и выступала в Дессау , Альтенбурге , Магдебурге и Дрездене до знакомства с Рихардом Вагнером. [ 4 ] В письме от 27 декабря 1833 года Минна излагает свои условия приема на работу: она не соглашалась на появление в качестве гостя, но ожидала главных трагических и молодых героинь. Ее гонорар составил 600 талеров плюс командировочные расходы. [ 5 ] Хотя ее хвалили за актерские способности, ее физическое обаяние также вызывало у нее восхищение. Один анонимный поклонник написал ей: «Когда Природа создала тебя, о Прекрасная, она сломала шаблон и никогда больше не сможет создать столь прекрасный образ. Ах, я давно тебя знаю, ты великолепное создание, прекрасное в юности, твой прекрасный образ. порхать во сне..." [ 6 ]
Вагнер
[ редактировать ]«Моя дорогая, дорогая, моя неповторимая девочка! Уже более 24 часов в разлуке с тобой после того, как я так часто дорожил каждой минутой! Что из этого выйдет? Я теряюсь в своих страданиях и слезах и не могу найти радость ни в чем. Ничего! Ты стала мне слишком дорога, я уверен в этом, милый и милый ребенок! Как я могу так скоро привыкнуть к нашей разлуке? Как я могу перенести твое отсутствие? без тебя я чувствую себя всеми членами как часть Увы, если бы ты чувствовал только половину моей тоски, тогда ты тоже был бы наполнен любовью и воспоминаниями. Я все еще плакал после твоего ухода».
Письмо Рихарда Вагнера Минне Планер от 6 мая 1835 года. [ 7 ]
В 1834 году Минна выступала в составе Генриха Эдуарда Бетмана театральной труппы Магдебургской во время летнего сезона в Бад-Лаухштедте , спа-курорте недалеко от Галле . Ей было почти 25. Рихард Вагнер прибыл в Лаухштедт 1 августа, чтобы изучить предложение о должности дирижера Магдебургской компании, и это предложение его не впечатлило, пока он случайно не встретил Минну, когда искал ночлег. 21-летний Вагнер передумал и принял контракт, чтобы преследовать ее, сняв комнаты прямо под ее. [ 8 ]
Отношения Минны с Вагнером были бурными: Вагнер был ревнивым и собственническим, часто возникали громкие ссоры, которые обычно заканчивались слезами Минны. [ 9 ] Однако к тому времени, когда труппа вернулась в Магдебург, чтобы открыть сезон в октябре 1834 года, они были любовниками, а к февралю 1835 года Вагнер написал своему брату Альфреду, что они с Минной помолвлены. [ 10 ] хотя, к ярости Вагнера, Минну продолжали преследовать другие женихи. В ноябре 1835 года Минна, недовольная Магдебургской труппой, а, возможно, и Вагнером, внезапно уехала, чтобы получить роль в Кенигштадтском театре в Берлине. Вагнер был в отчаянии и умолял ее вернуться и выйти за него замуж. [ 11 ] В конце концов Минна согласилась вернуться, но осталась в Магдебурге только до конца сезона, прежде чем отправиться в Кенигсберг , чтобы присоединиться к местной театральной труппе, в то время как Вагнер искал работу в Берлине. [ 12 ] Не сумев это сделать, он присоединился к Минне в Кенигсберге и занял черную должность младшего дирижера. Минна вышла замуж за Вагнера в церкви Трагхайм 26 ноября 1836 года, где они спорили даже перед министром, который должен был их обвенчать. [ 13 ]
Ранние годы брака
[ редактировать ]Вскоре Минна обнаружила, что быть женой Вагнера — это не путь к респектабельности, к которой она так стремилась. Вагнер продолжала накапливать долги, и ей часто приходилось иметь дело с кредиторами не только из Кенигсберга, но и из-за предыдущих расходов Вагнера в Магдебурге. Положение Вагнера приносило мало денег, а продолжающаяся популярность Минны на сцене означала, что она была основным кормильцем, заработав 700 рейхсталеров в 1836 году. У нее продолжали быть поклонники, и 31 мая 1837 года Минна сбежала от Вагнера с местным бизнесменом по имени Дитрих. , взяв с собой Натали. [ 14 ] В конце концов Вагнер нашел ее в доме ее родителей в Дрездене и умолял вернуться к нему. Несмотря на еще одно короткое примирение, Минна снова сбежала с Дитрихом в июле 1837 года. [ 15 ] И только в октябре Минна наконец изменила свое мнение и вернулась к Вагнеру, который занял пост в Риге . музыкального руководителя [ 16 ]
Рейс из Риги
[ редактировать ]Минна также получил место в Рижском городском театре прожили в Риге два года, пока Вагнер не лишился своего поста в январе 1839 года . , и они пересечь близлежащую российскую границу и сесть на корабль, направляющийся в Лондон, а затем отправиться в Париж, где Вагнер ожидал, что его новая опера «Риенци» принесет ему состояние. [ 17 ] В последний раз Минна выступила на сцене Риги 18 апреля в главной партии оперы Шиллера « Мария Стюарт» . [ 18 ] Именно ее доход от этого выступления оплатил их перелет из Риги в Лондон и Париж. 10 июля они благополучно пересекли незаконную границу, несмотря на риск быть застреленными пограничниками, но 14 июля они оказались в фургоне, который перевернулся, раздавив Минну. Позже Натали утверждала, что в результате у Минны случился выкидыш. [ 19 ] Хотя других доказательств этому утверждению нет, фактом является то, что Минна не родила Вагнеру детей. Минна и Вагнер отплыли из Пиллау на « Фетиде» и попали в шторм, который заставил их пришвартоваться в норвежском фьорде . Они прибыли в Лондон только после ужасающего 24-дневного путешествия, которое обычно занимало 8 дней. После недели выздоровления в Лондоне они отправились на пароходе в Париж.
Париж и Дрезден
[ редактировать ]Минна и Вагнер провели с 1839 по 1842 годы в Париже, страдая от крайней нищеты. План Вагнера провалился, поскольку Парижская опера не была заинтересована в постановке ни Риенци , ни его новейшего произведения «Летучий голландец» . Вагнер был заключен в тюрьму за долги, и Минне пришлось просить у своих немецких друзей в Париже денег, чтобы освободить его. [ 20 ] Хофтеатром в позволило Только принятие Риенци Дрездене Вагнерам покинуть Париж в апреле 1842 года. [ 21 ] В Дрездене Вагнер стал королевским капельмейстером и достиг стабильности и социального статуса, на которые надеялась Минна. Однако участие Вагнера в дрезденском восстании в мае 1849 года привело к выдаче ордера на его арест, и Вагнер бежал в Цюрих . [ 22 ]
Минна была на него в ярости, и после этого их отношения безвозвратно охладели. Она считала Цюрих провинциальным городом и сокрушалась об утрате своего социального положения фрау капельмейстер . Лишь в августе того же года она согласилась воссоединиться с Вагнером в Цюрихе, но было ясно, что их мировоззрения теперь совершенно разные. [ 23 ] Минна могла понять его работу как дирижера, но его оперные произведения все чаще ей не нравились. Тем не менее она теперь была привязана к нему, так как маловероятно, что она снова сможет работать на сцене, и у нее был ужас оказаться в рабстве. [ 24 ] У Минны также начали проявляться признаки болезни сердца , для лечения которой ей прописали лауданум . [ 25 ] Прежде чем присоединиться к Вагнеру в Цюрихе, она написала ему:
Для меня самой большой гордостью и удовольствием было видеть вас руководителем величайшего оркестра Германии. Вы, наверное, помните, что я почти не пропускал ни одного спектакля, который вы вели, видел только вас и был счастлив. Я верил, что то, что я слышу, исходило только от тебя... Девятая симфония навсегда останется для меня незабываемой благодаря тебе. Ты явился мне как Бог, управляющий всеми могущественными стихиями и творящий чары на людях. Видишь ли, дорогой Ричард, ты обладаешь силой, великолепным даром создавать что-то великое, даже будучи дирижером... [ 26 ]
Цюрих и Матильда Везендонк
[ редактировать ]Вагнер попытался покинуть Минну в 1850 году. [ 27 ] когда у него был роман с замужней 21-летней Джесси Лоссо , с которой он планировал сбежать на Дальний Восток. [ 28 ] Однако Минна вместе с матерью Джесси положили конец этому плану. [ 29 ] и Вагнер в конце концов вернулись в Минну, и на какое-то время их отношения вновь обрели первоначальный пыл. Во время визита летом 1856 года Фердинанд Прегер записал «Портрет Минны», отражающий динамику их отношений:
Как домохозяйка она была наиболее эффективной. В дни их бедствия она с радостью выполняла то, что в просторечии называется черной работой. В этом она такая же параллель миссис Карлейль , как Вагнер — Карлейлю . . . . Усилия Минны по дому и поддержка Вагнера в темные дни — это результат того, как миссис Карлайл мыла полы в маленьком домике в Скотсбриге в дебрях шотландских болот. [ 30 ]
Именно роман с Матильдой Везендонк , когда Вагнер работал над «Тристаном и Изольдой» в 1857 году, спровоцировал окончательный разрыв между Минной и Вагнером. После того, как она обнаружила письмо Вагнера Матильде в апреле 1858 года, [ 31 ] Минна обвинила их в супружеской измене, что Вагнер отрицал, утверждая, что Минна приложила к его письму «вульгарную интерпретацию». [ 32 ] Минна придерживалась мнения, что Вагнера соблазнила Матильда, и в последующих письмах называла ее «этой девчонкой» и «этой грязной женщиной». [ 33 ] Тем не менее, Вагнер и Минна расстались: Вагнер отправился в Венецию , а Минна - на воды в Брестенберге , пытаясь улучшить ее ухудшающееся состояние сердца. Минна написала Матильде перед отъездом в Дрезден:
Я должна с разбитым сердцем сказать вам, что вам удалось разлучить моего мужа со мной после почти двадцати двух лет брака. Пусть этот благородный поступок поспособствует вашему спокойствию, вашему счастью. [ 34 ]
Позже Минна описала Тристана и Изольду как «слишком влюбленную и одиозную пару». [ 35 ]
Париж и последние годы
[ редактировать ]«Я не видела своего хорошего, превосходного мужа почти два с половиной года. Он счастлив, живет в Мюнхене в величайшей роскоши благодаря молодому королю Баварии; я ему уже не нужна... Если он снова был в большом горе, он вернулся бы ко мне. Бог знает, доживу ли я до этого, и если доживу, то буду ли я еще склоняться к человеку, который так глубоко и постоянно меня оскорблял и делал это; из преувеличенного, глупого тщеславия, которое жалко, в нем пробудились неряшливые женщины, благодаря чему он стал бессердечным и злым по отношению к своему глупому, верному старому товарищу. пресные, недостойные, поверхностные мелочи...»
Письмо Минны Эрнсту Китцу от 28 марта 1864 г. [ 36 ]
И только в ноябре 1859 года, когда Вагнер переехал в Париж, чтобы попытаться исполнить переработанную версию «Тангейзера» в Опере , Минна согласилась на его просьбу присоединиться к нему, но отношения снова были непростыми. [ 37 ] Минна не одобрял его переписанный «Тангейзер» и думал, что он мог бы обеспечить финансовый успех с Риенци . После фиаско парижского «Тангейзера» в июле 1861 года Вагнер уехал в Вену , а Минна снова поехала в Бад-Зоден, а затем в Дрезден, где она, Натали и ее родители жили за счет Вагнера.
В феврале 1862 года, когда Вагнер жил в Бибрихе, Минна нанесла ему неожиданный визит, который начался хорошо, но все старые неприятности вспыхнули, когда пришло письмо от Матильды Везендонк. Вагнер назвал этот период «10 днями ада». В июне 1862 года он предложил им развестись; однако Минна отказалась это учитывать. [ 38 ] Несмотря на ее неоднократные просьбы присоединиться к ней в Дрездене, он этого не сделал.
Минне и Вагнеру больше никогда не пришлось жить вместе, но и они не развелись. Минну всю оставшуюся жизнь поддерживал Вагнер.
Минна Вагнер умерла от сердечного приступа 25 января 1866 года в Дрездене. Вагнер не присутствовал на похоронах. [ 39 ] Могила Минны находится в «Альтер Анненфридхофе» в Дрездене.
Коллекция Баррелла
[ редактировать ]Большая часть подробностей отношений Вагнера и Минны взята из писем, которые они писали друг другу. После смерти Минны многие из этих писем сохранились у ее дочери Натали. [ 40 ] и в конце концов продал большую часть из них Мэри Баррелл , которая планировала написать биографию Вагнера. [ 41 ] Хотя Баррелл умер до завершения биографии, в 1950 году был опубликован сборник писем Вагнера Баррелла, в том числе некоторые письма Минны, а оригиналы хранились в Музыкальном институте Кертиса в Филадельфии .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грегор-Деллин, Мартин 1983, «Рихард Вагнер — его жизнь, его работа, его век» . страница 67.
- ^ Грегор-Деллин, 1983. стр. 68.
- ^ Берк, Джон Н. (1950). «Письма Рихарда Вагнера – Коллекция Баррелла», стр. 18.
- ^ Берк, 1950. страницы 18-19.
- ^ Берк, 1950, стр. 456.
- ^ Берк, 1950, стр. 20.
- ^ Берк, 1950, стр. 25.
- ^ Вагнер, Ричард (перевод Эндрю Грея) 1992, Моя жизнь , страницы 87-89.
- ^ Грегор-Деллин, 1983. стр. 80.
- ^ Грегор-Деллин, 1983. стр. 70.
- ^ Берк, 1950, страницы 31–42.
- ^ Вагнер, Рихард, 1992, страницы 120–121.
- ^ Берк, 1950, страницы 71-72.
- ^ Берк, 1950, страницы 74-76.
- ^ Вагнер, Рихард, 1992, стр. 141.
- ^ Берк, 1950, стр. 79.
- ^ Грегор-Деллин, 1983. стр. 87.
- ^ Берк, 1950. Примечание на странице 18.
- ^ Берк, 1950, стр. 83.
- ^ Берк, 1950, страницы 87-89.
- ^ Грегор-Деллин, 1983. стр. 106.
- ^ Грегор-Деллин, 1983. страницы 172-180.
- ^ Берк, 1950, страницы 247–252.
- ^ Берк, 1950, стр. 372–374.
- ^ Берк, 1950, примечание на странице 372.
- ↑ Письмо Минны Вагнеру от 11 августа 1849 года, цитируется в Burk, 1950, стр. 260.
- ↑ Письмо Вагнера Минне от 16 апреля 1850 г., цитируется по Burck, 1950, стр. 281–285.
- ^ Грегор-Деллин, 1983, страницы 195–206.
- ↑ См. письмо Энн Тейлор Минне, цитируемое Burck, 1950, стр. 307–308.
- ^ Прегер, Фердинанд (1892). «Глава XXI. Цюрих, 1856 г.». . Вагнер, каким я его знал .
- ↑ Письмо Вагнера Матильде от 7 апреля 1858 г., цитируемое в Burck, 1950, страницы 369–372.
- ^ см. Грегор-Деллин, 1983, стр. 280–282.
- ↑ Примечание к странице 367 в книге Берка, 1950.
- ^ Берк, 1950, стр. 374.
- ↑ Письмо от 15 декабря 1861 г., цитируемое в книге Барта, Мака и Восса (1975) «Вагнер: документальное исследование», стр. 198. Thames & Hudson Ltd., Лондон. ISBN 0-500-27399-5 .
- ^ Берк, 1950, стр. 419.
- ^ Берк, 1950. страницы 378–379.
- ^ Вагнер, Ричард, 1992. стр. 683.
- ^ Грегор-Деллин, 1983, стр. 367.
- ^ Берк, 1950, Глава 2.
- ^ Берк, 1950, Глава 1.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бербидж, Питер и Саттон, Ричард (ред.) (1979), The Wagner Companion , Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29657-1
- Берк, Джон Н. (1950). Письма Рихарда Вагнера – Коллекция Баррелла. Компания Macmillan, Нью-Йорк.
- Грегор-Деллин, Мартин (1983), Рихард Вагнер - его жизнь, его работа, его век , Харкорт. ISBN 978-0-15-177151-6
- Миллингтон, Барри (ред.) (1992). Компендиум Вагнера: Путеводитель по жизни и музыке Вагнера . Thames and Hudson Ltd., Лондон. ISBN 0-02-871359-1
- Ньюман, Эрнест (1933), Жизнь Рихарда Вагнера , 4 тома. ISBN 978-0-685-14824-2
- Вагнер, Ричард (перевод Эндрю Грея) (1992), Моя жизнь , Da Capo Press. ISBN 978-0-306-80481-6