Виланд Вагнер
Виланд Вагнер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 17 октября 1966 г. | ( 49 лет
Национальность | немецкий |
Занятие | Оперный режиссер |
Известный | Член семьи Вагнер и оперный режиссер. |
Дети | Ирис, Вольф-Зигфрид, Ника и Дафна |
Родители) | Зигфрид Вагнер и Винифред Вагнер |
Родственники | Рихард Вагнер , Фриделинда Вагнер , Вольфганг Вагнер , Верена Вагнер , Ференц Лист |
Виланд Вагнер (5 января 1917 — 17 октября 1966) — немецкий оперный режиссёр. и внук Рихарда Вагнера . Будучи содиректором Байройтского фестиваля, который вновь открылся после Второй мировой войны, он был известен своими новаторскими постановками опер, отходившими от натуралистических декораций и освещения оригиналов.
Жизнь
[ редактировать ]Виланд Вагнер был старшим из двух сыновей Зигфрида и Винифред Вагнер , внуком композитора Рихарда Вагнера и правнуком композитора Ференца Листа по бабушке Виланда по отцовской линии.
В 1941 году он женился на танцовщице и хореографе Гертруде Рейссингер. У них было четверо детей: Ирис (1942–2014), Вольф Зигфрид (1943 г.р.), Ника (1945 г.р.) и Дафна (1946 г.р.). [ 1 ] Их сын Вольф женился на Мари Элеоноре фон Лендорф-Штайнорт. [ 2 ] сестра манекенщицы Верушки , отец которой участвовал в заговоре 20 июля с целью убийства Гитлера .
В конце своей жизни у Виланда был роман с Аней Силья , одной из певиц, которых он завербовал в Байройт. [ 3 ]
В 1965 году он был награжден премией Pour le Mérite .
Он умер от рака легких в октябре 1966 года.
Карьера
[ редактировать ]Виланд Вагнер считается инициатором создания Regietheater , привнеся новый современный стиль вагнеровской оперы в качестве режиссера и дизайнера, заменив натуралистическую постановку символической и сосредоточив внимание на психологии драмы.
Виланд начал свою режиссерскую карьеру еще до Второй мировой войны , работая над операми своего отца и деда. Его новаторский подход стал понятен только после войны. его дизайн для байройтской постановки «Парсифаля» Например, 1937 года был консервативным, хотя во время сцен трансформации в нем были кинопроекции.
Когда Байройтский фестиваль вновь открылся после войны в 1951 году, Виланд и его брат Вольфганг стали директорами фестиваля вместо своей матери, чья связь с Адольфом Гитлером сделала ее неприемлемой. (Однако собственное прошлое Виланда было скрыто.) Революционные постановки вызывали крайние взгляды как за, так и против. [ 4 ]
Длительная постановка Виланда «Парсифаля» 1951 года включала в себя множество особенностей, с которыми его позже идентифицировали. Послевоенная строгость и его собственный интерес – под влиянием Адольфа Аппиа – к световым эффектам привели к использованию круглых минималистичных декораций, освещенных сверху. [ 5 ]
Первый послевоенный Зигфрид Виланда представлял Фафнера с девятиметровой (30 футов) статуей дракона, извергающего огонь. В своей более поздней постановке оперы он вместо этого использовал пары гигантских глаз, которые, в свою очередь, были выбраны из проецируемого назад леса, чтобы передать движения огромного существа, простирающегося на полпути вниз по холму Байройт.
без Нюрнберга» Виланда 1956 года « Мейстерзингеры стали символической кульминацией его кампании по отходу от натурализма в постановке Вагнера, где средневековый город представлен мощеной улицей, а над сценой - шаром, напоминающим цветущее дерево. [ 6 ]
Минимализм Виланда простирался за пределы сценической мебели и реквизита. исполнитель «Гюнтера» Например, в первом акте Götterdämmerung должен был петь, наклонившись вперед, пока не почувствовал, что Хаген бросает вызов его авторитету , и не сел прямо. Трудно представить больший контраст с традиционной оперной игрой.
Хотя Виланда больше всего помнят по постановкам произведений его деда в Байройте, его часто просили поработать в других местах в Германии и Европе. Например, он продюсировал «Тангейзер» и «Летучий голландец» в Копенгагене, «Кольцо » в Неаполе , Штутгарте и Кёльне , а также Бетховена » «Фиделио в Штутгарте , Лондоне , Париже и Брюсселе . [ 7 ]
Жена Виланда Гертруда сотрудничала с ним, чтобы разработать его интерпретации опер и разработать сценические движения для сольных певцов и хора. Обученная современному танцу, она участвовала в программах Байройта как хореография для «Парсифаля» , «Тангейзера » и «Мейстерзингеров фон Нюрнберга» , но на самом деле она помогала ему во всех его постановках в Байройте и во многих, которые он ставил в других местах, иногда принимая репетиции самостоятельно. . Об этом стало известно только после смерти Виланда, и Вольфганг Вагнер в своих мемуарах утверждает, что это неправда. [ 8 ] Но биограф Рената Шостак рассказывает многие подробности этого сотрудничества: [ 9 ] как и дочь Виланда и Гертруды, Ника Вагнер. [ 10 ]
Большой любовью всей его жизни была немецкая сопрано Аня Силья . Ей было всего двадцать лет, и она заняла пост Сенты в 1960 году в Байройте, когда Леони Рысанек отказалась от выступления, и произвела сенсацию. Обладая сильным, подвижным, молодым и блестящим голосом и необыкновенным актерским талантом, она воплотила идеалы Виланда. Она пела Эльзу в «Лоэнгрине» , Элизабет и Венеру в «Тангейзере» и Еву в «Мейстерзингерах» в Байройте. В другом месте он сыграл ее в роли Изольды , Брунгильды , Рихарда Штрауса , «Электры » и Саломеи а также и Мари» Альбана Берга в «Лулу « Воццеке» . Она даже пела Дездемону в опере Верди «Отелло» в постановке Виланда.
Среди других знаменитых певцов, работавших с Виландом, были Ханс Хоттер , Джордж Лондон , Дитрих Фишер-Дискау , Эберхард Вехтер , Томас Стюарт , Тео Адам , Йозеф Грейндль , Джером Хайнс , Вольфганг Виндгассен , Рамон Винай , Джесс Томас , Джон Викерс , Марта Мёдль. , Астрид Варне , Режин Креспен , Рита Горр , Леони Рысанек , Регина Резник , Биргит Нильссон , Жан Мадейра , Грейс Хоффман , Франц Красс , Виктория де лос Анхелес , Грейс Бамбри , Криста Людвиг , Мартти Тальвела , Карлос Александер , Рут Гессе , Изабель Штраус , Росл Цапф , Джеймс Кинг , Клод Хитер , Тихо Парли , дама Гвинет Джонс и Фриц Вундерлих . Виланду нужны были великие актеры, но он также хотел, чтобы певцы добросовестно выполняли его планы.
Дирижерами, с которыми он сотрудничал, были Ганс Кнаппертсбуш , Клеменс Краусс , Йозеф Кейльберт , Андре Клюйтенс , Пьер Булез , фон Караян , Эрих Лейнсдорф , , Хайнц Титен , Лорин Маазель , Вольфганг Заваллиш , Карл Бём Герберт Бруно Мадерна и Томас Шипперс .
Жизнь и творчество Виланда Вагнера обсуждаются в фильме Тони Палмера 2011 года «Семья Вагнер» .
Ассоциации с Гитлером и нацизмом
[ редактировать ]Тесная дружба Винифред Вагнер с Гитлером означала, что, будучи подростком и молодым человеком, Виланд знал диктатора как «дядюшку Вольфа». [ 11 ] В 1938 году он вступил в нацистскую партию по личному настоянию Гитлера. С сентября 1944 по апрель 1945 года он работал синекурой в Институте физических исследований в Байройте, основанном его зятем Бодо Лафференцем , который был сателлитом концентрационного лагеря Флоссенбюрг и занимался исследованием и разработкой улучшенной системы наведения. ракетная бомба Фау-2. Это позволило ему избежать призыва в Вермахт для окончательной защиты Германии. В Институте он построил модели декораций и разработал новые системы освещения сцены с помощью заключенного Ганса Имхофа, техника-электрика. На слушаниях по денацификации в Байройте 10 декабря 1948 года он был отнесен к « митлауферам » (последователям), четвертой и низшей категории нереабилитированных, и оштрафован на 100 немецких марок плюс судебные издержки. [ 12 ]
Видеосъемка
[ редактировать ]- Вагнер: Тристан и Изольда (Нильссон, Виндгассен, Тёппер, Андерссон, Хоттер; Булез, 1967) [вживую] Байройтский фестиваль на Международном фестивале в Осаке
- Вагнер: Die Walküre (Силья, Дернеш, Г.Хоффман, Томас, Адам, Ниенстедт; Шипперс, 1967) [вживую] Байройтский фестиваль на Международном фестивале в Осаке
- Берг: Лулу (Силья, К.Александр, Холм, Червена, Ференц, Вильдерманн; Лейтнер, 1968) Штутгартская государственная опера
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Весслинг, Берндт В., Виланд Вагнер: внук. Кельн: Тонген Музикверлаг, 1997.
- Карр, Джонатан : Клан Вагнеров: Сага о самой прославленной и позорной семье Германии . Атлантик Ежемесячник Пресс, 2007. ISBN 0-87113-975-8
- Капсамер, Ингрид, Виланд Вагнер: Первопроходцы и влияние на мир , Зальцбург: Styria Books, 2010.
- Шостак, Рената, За стенами Ванфрида: Гертруда Вагнер, Жизнь , Гамбург: Хоффманн и Кампе Верлаг, 1997.
- Вагнер, Найк : Вагнеры: Драмы музыкальной династии . Издательство Принстонского университета, 1998.
- Виланд Вагнер: Позитивный скептик , Джеффри Скелтон, Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1971.
- Подлагерь Байройт концентрационного лагеря Флоссенбюрг: Виланд Вагнер и Бодо Лафференц в «Институте физических исследований» , Альбрехт Бальд и Йорг Скрибелайт, Байройт: Рабенштайн, 2003.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Генеалогическое древо Вагнеров (на немецком языке)
- ^ Вагнер, Nike (2000). Вагнеры: Драмы музыкальной династии . Вайденфельд и Николсон. Лондон. п. 290.
- ^ Эшли, Тим (22 июня 2001 г.). «Интервью: сопрано Аня Силя» . Хранитель .
- ^ «Музыка: Сумерки богов» . Время . 13 августа 1951 г. - через content.time.com.
- ^ «Оперы Вагнера – Постановки – Парсифаль, 1951 Байройт» . www.wagneroperas.com .
- ^ «Оперы Вагнера – Постановки – Мейстерзингеры, 1956, Байройт» . www.wagneroperas.com .
- ^ «Архив Вагнера – дом Архива Вагнера» . archivewagner.info .
- ^ [Вольфганг Вагнер, Acts , Лондон: Weidenfeld & Nicolson 1994, стр. 112–13]
- ^ [в «За стенами Ванфрида: Гертруда Вагнер, жизнь »]
- ^ [в Вагнерах: Драмы музыкальной династии ]
- ^ «Рихард Вагнер» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Болд, А. и Дж. Скрибелайт, Подлагерь Байройт концентрационного лагеря Флоссенбюрг: Виланд Вагнер и Бодо Лафференц в «Институте физических исследований».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виланд Вагнер: Новый Байройт на сайте Wagneroperas.com включает фотографии постановок Виланда в Байройте.
- [1] — испанский сайт, на котором представлены произведения Виланда.
- Отрывок из постановки Виланда Вагнера « Die Walküre » с Аней Силья и Тео Адамом (1967) на YouTube .
- 1917 рождений
- 1966 смертей
- немецкие оперные режиссеры
- Немецкие оперные менеджеры
- Семья Вагнер
- Смертность от рака легких в Германии
- немцы французского происхождения
- Немецкий народ венгерского происхождения
- немцы английского происхождения
- немецкие антикоммунисты
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Члены нацистской партии
- Люди из Байройта