Jump to content

Козима Вагнер

Портрет Франца фон Ленбаха , 1879 г.

Франческа Гаэтана Козима Вагнер ( урожденная   Лист ; 24 декабря 1837 — 1   апреля 1930) была дочерью венгерского композитора и пианиста Ференца Листа и франко-немецкой писательницы-романтика Мари д'Агу . Она стала второй женой немецкого композитора Рихарда Вагнера и вместе с ним основала Байройтский фестиваль как витрину его сценических произведений; после его смерти она посвятила остаток своей жизни продвижению его музыки и философии. Комментаторы признали Козиму главным источником вдохновения для более поздних произведений Вагнера, особенно «Парсифаля» .

В 1857 году, после детства, проведенного в основном под присмотром бабушки и гувернанток, Козима вышла замуж за дирижера Ганса фон Бюлова . Хотя в браке родилось двое детей, в основном это был союз без любви, и в 1863 году Козима завязала отношения с Вагнером, который был на 24 года старше ее. Они поженились в 1870 году; после смерти Вагнера в 1883 году она более 20 лет руководила Байройтским фестивалем, расширив его репертуар, сформировав Байройтский канон из десяти опер, и сделав фестиваль главным событием в мире музыкального театра.

Во время своего руководства Козима выступала против театральных новшеств и строго придерживалась оригинальных постановок его произведений Вагнера, и этот подход продолжали ее преемники еще долгое время после ее выхода на пенсию в 1907 году. Она разделяла убеждения Вагнера в немецком культурном и расовом превосходстве, и под ее влиянием Байройт стал все чаще отождествляют себя с антисемитизмом . Это было определяющим аспектом Байройта на протяжении десятилетий, вплоть до нацистской эпохи , которая последовала сразу за ее смертью там в 1930 году. Таким образом, хотя многие воспринимают ее как спасительницу фестиваля, ее наследие остается спорным.

Семейное происхождение и раннее детство

[ редактировать ]
Ференц Лист, изображенный во время романа с Мари д'Агу.

В январе 1833 года 21-летний венгерский композитор и пианист Ференц Лист познакомился с Марией д'Агу , парижской светской львицей, которая была на шесть лет старше его. Прошлое Мари было неоднозначным; ее мать-немка, из известной франкфуртской банкирской семьи, вышла замуж за французского дворянина, графа де Флавиньи. [1] Мария была замужем с 1827 года за Шарлем, графом д'Агулом, и родила ему двух дочерей, но союз оказался бесплодным. Объединённые общими интеллектуальными интересами, Мария и Лист завязали страстные отношения. В марте 1835 года пара бежала из Парижа в Швейцарию; не обращая внимания на скандал, который они оставили после себя, они поселились в Женеве , где 18 декабря Мари родила дочь Бландин-Рашель. [2] [n 1]

В последующие два года Лист и Мари много путешествовали, стремясь сделать карьеру концертирующего пианиста. В конце 1837 года, когда Мария была на тяжелом сроке беременности вторым ребенком, пара была в Комо в Италии. Здесь 24 декабря в отеле на берегу озера в Белладжио родилась вторая дочь. Они назвали ее Франческа Гаэтана Козима, необычное третье имя, происходящее от святого Космы , покровителя врачей и аптекарей; [5] ребенок стал известен как «Козима». Вместе с сестрой ее оставили на попечение кормилиц (обычная практика в то время), а Лист и Мари продолжали путешествовать по Европе. Их третий ребенок и единственный сын Даниэль родился 9 мая 1839 года в Венеции. [4]

В 1839 году, пока Лист продолжал свои путешествия, Мария взяла на себя социальный риск, вернувшись в Париж со своими дочерьми. Ее надежды на восстановление своего статуса в городе рухнули, когда ее влиятельная мать, мадам де Флавиньи, отказалась признать детей; Мари не будет принята в обществе, пока ее дочери будут явно на виду. Решение Листа заключалось в том, чтобы забрать девочек у Марии и поместить их к своей матери, Анне Лист, в ее парижский дом, в то время как Даниэль остался с медсестрами в Венеции. Благодаря этому и Мария, и Лист могли продолжить свою независимую жизнь. [4] Отношения между парой охладились, и к 1841 году они стали мало видеться; вполне вероятно, что оба заняты другими делами. [6] К 1845 году разрыв между ними был настолько велик, что они общались только через третьих лиц. [7] Лист запретил контакты между матерью и дочерьми; Мари обвиняла его в попытке украсть «плоды чрева матери», а Лист настаивал на своем исключительном праве решать будущее детей. Мари пригрозила сразиться с ним «как львица», но вскоре отказалась от борьбы. Хотя они жили в одном городе, она не видела ни одну из своих дочерей в течение пяти лет, до 1850 года. [8]

Школьное образование и подростковый возраст

[ редактировать ]

Козима и Бландин оставались с Анной Лист до 1850 года, к которым в конце концов присоединился Даниэль. [9] [10] Биограф Козимы Джордж Марек описывает Анну как «простую, необразованную, неземную, но сердечную женщину… впервые [девочки] испытали, что значит быть тронутым любовью». [11] Из сестер Бландин, очевидно, была красивее; Козиму с ее длинным носом и широким ртом описывали как « гадкого утенка ». [9] [12] Хотя отношения Листа со своими детьми были формальными и отдаленными, он щедро их обеспечивал и следил за тем, чтобы они получили хорошее образование. Обеих девочек отправили в эксклюзивную школу-интернат мадам Бернар, а Даниэль готовили к поступлению в престижный лицей Бонапарта. [8]

Принцесса Каролина цу Сайн-Витгенштейн, изображенная здесь со своей дочерью Марией, оказала сильное влияние на воспитание Козимы.

В 1847 году Лист познакомился с принцессой Каролиной цу Сайн-Витгенштейн , бывшей женой немецкого принца, жившего в России. К осени 1848 года они с Листом стали любовниками, и их отношения продлились до конца его жизни. Она быстро взяла на себя ответственность за управление жизнью Листа, включая воспитание его дочерей. В начале 1850 года Лист был встревожен, узнав, что Бландин и Козима снова видят свою мать; его ответ, под руководством принцессы, заключался в том, чтобы забрать их из школы и передать на постоянную опеку старой гувернантки Кэролайн, 72-летней мадам Патерси де Фоссомброни. Инструкции Листа были ясными: мадам Патерси должна была контролировать каждый аспект жизни девочек: «Она одна должна решать, что им разрешено, а что запрещено». [13]

Бландин и Козима обучались по программе Патерси в течение четырех лет. Биограф Козимы Оливер Хилмс сравнивает этот режим с режимом обкатки лошадей: [14] хотя Марек описывает это как требовательное, но в конечном итоге полезное для Козимы: «Прежде всего, Патерси научил ее, как должна вести себя «благородная дама», как выйти из кареты, как войти в гостиную, как приветствовать герцогиню в отличие от простолюдинка... и как не выдать себя, когда ее обидели». [15] 10 октября 1853 года Лист прибыл в квартиру Патерси, это был его первый визит к дочерям с 1845 года. С ним были два коллеги-композитора: Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер . Присутствовавшая при этом дочь Кэролайн Мари описала внешность Козимы как «находящуюся в худшем периоде подросткового возраста, высокую и угловатую, желтоватого цвета… образ ее отца. Только ее длинные золотистые волосы с необычным блеском были прекрасны». [16] После семейного обеда Вагнер зачитал группе свой текст заключительного акта того, что впоследствии стало Götterdämmerung . Козима, кажется, не произвела на него большого впечатления; в своих воспоминаниях он лишь записал, что обе девушки были очень застенчивы. [17]

Брак с Гансом фон Бюловым

[ редактировать ]
Ганс фон Бюлов, на фото в среднем возрасте.

Когда его дочери приблизились к женственности, Лист почувствовал, что необходимы перемены в их жизни, и в 1855 году организовал (несмотря на резкие протесты их матери) их переезд в Берлин. [18] Здесь они были переданы на попечение баронессы Франциски фон Бюлов, члена известной семьи Бюлов , чей сын Ганс был самым выдающимся учеником Листа; он будет отвечать за музыкальное образование девочек, а фрау фон Бюлов будет следить за их общим и моральным благополучием. [19] Ганс фон Бюлов, родившийся в 1830 году, отказался от юридического образования после того, как услышал, как Лист дирижирует премьерой «Лоэнгрина» Вагнера в Веймаре в августе 1850 года, и решил посвятить свою жизнь музыке. После непродолжительного дирижирования в небольших оперных театрах Бюлов учился у Листа, который был убежден, что станет великим концертирующим пианистом. [20] Бюлов был быстро впечатлен собственными навыками Козимы как пианиста, в которых он увидел печать ее отца, и у пары возникли романтические чувства друг к другу. Лист одобрил брак, и бракосочетание состоялось в соборе Святой Ядвиги в Берлине 18 августа 1857 года. [19] Во время медового месяца они вместе с Листом посетили Вагнера в его доме под Цюрихом. [21] Этот визит повторился в следующем году, когда Козима, прощаясь, шокировала Вагнера эмоциональной демонстрацией: «[S]он упал к моим ногам, покрывал мои руки слезами и поцелуями... Я размышлял над тайной, не будучи способен решить эту проблему». [22]

Портрет Рихарда Вагнера, около 1860 года. К 1863 году он и Козима были твердо привязаны друг к другу.

Козиме, парижанке по воспитанию, было трудно приспособиться к жизни в Берлине, который тогда был более провинциальным городом, чем Париж. [23] Ее попыткам смешаться с местным обществом, по словам Мари цу Сайн-Витгенштейн, препятствовали «ее завышенная самооценка и врожденная язвительность», которые отталкивали мужчин и женщин в ее кругу. [24] По крайней мере, поначалу Козима интересовалась карьерой мужа, поощряя его заняться композицией. Однажды она предоставила ему сценарий, который она написала для оперы, основанной на истории Мерлина , придворного волшебника короля Артура . Однако из этого проекта ничего не вышло. [25] Плотный профессиональный график Бюлова оставлял Козиму одну на долгое время, в течение которых она работала во франкоязычном журнале Revue Germanique в качестве переводчика и автора. [26] В декабре 1859 года она была опечалена смертью своего брата Даниила в возрасте двадцати лет после продолжительной изнурительной болезни. назвали Даниэлой . Первого ребенка Козимы, дочь, родившуюся 12 октября 1860 года, в память о Дэниеле [27] Еще один неожиданный удар для Козимы пришелся на сентябрь 1862 года, когда ее сестра Бландин, которая разделяла большую часть ее воспитания, умерла при родах - с октября 1857 года она была замужем за Эмилем Оливье , парижским юристом. У Козимы родилась вторая дочь. в марте 1863 года ее назвали Бландин Элизабет Вероника Терезия [ де ] . [28]

Бюлов был предан музыке Вагнера; в 1858 году он предпринял подготовку вокальной партитуры к «Тристану и Изольде» , а к 1862 году делал чистовую копию « Мейстерзингеров фон Нюрнберга» . [29] Социальные отношения развивались, и летом 1862 года Бюловы остановились у Вагнера в доме композитора в Бибрихе . Вагнер пишет, что Козима «преобразился» благодаря исполнению «Прощания Вотана» из Die Walküre . [28] В октябре 1862 года, сразу после смерти Бландина, Вагнер и Бюлов разделили обязанности дирижеров на концерте в Лейпциге ; Вагнер записывает, что во время репетиции «я был совершенно очарован видом Козимы… она показалась мне такой, будто вышедшей из другого мира». [30] В эти годы эмоциональная жизнь Вагнера пришла в упадок. Он все еще был женат на своей первой жене Минне Планер (она умерла в 1866 году) и имел несколько внебрачных связей. [31] 28 ноября 1863 г. Вагнер посетил Берлин; Пока Бюлов репетировал концерт, Вагнер и Козима совершили долгую поездку на такси по Берлину и заявили о своих чувствах друг к другу: «со слезами и рыданиями», как писал позже Вагнер, «мы скрепили наше признание в том, что мы принадлежим только друг другу». [32]

С Вагнером

[ редактировать ]

Мюнхен и Трибшен

[ редактировать ]
Людвиг II Баварский, финансовый спаситель и спонсор Вагнера на протяжении многих лет.

В 1864 году финансовое положение Вагнера изменилось благодаря его новому покровителю, 18-летнему королю Баварии Людвигу II , который выплатил долги композитора и наградил его щедрой ежегодной стипендией. [33] Людвиг также предоставил Вагнеру убежище на берегу Штарнбергского озера и большой дом в Мюнхене. [34] По настоянию Вагнера фон Бюлов принял пост «королевского пианиста» Людвига; [35] он и Козима переехали в Мюнхен и сняли дом недалеко от дома Вагнера, якобы для того, чтобы Козима могла работать секретарем композитора. [34] С 29 июня 1864 года Козима провела больше недели наедине с Вагнером на Штарнбергском озере, прежде чем 7 июля к ним присоединился фон Бюлов. По словам домработницы Вагнера Анны Мразек, «легко было сказать, что между фрау Козимой и Рихардом Вагнером что-то происходит». Мразек сообщил, что позже во время визита фон Бюлов застал свою жену в спальне Вагнера, но, тем не менее, не потребовал объяснений ни от Вагнера, ни от его жены. [36] Через девять месяцев после этого визита, 10 апреля 1865 года, Козима родила дочь Изольду . Преданность фон Бюлова Вагнеру была настолько велика, что он принял ребенка как своего и зарегистрировал ее как «законную дочь» Ганса и Козимы фон Бюлов. [37] [n 2] Вагнер присутствовал на католическом крещении 24 апреля. 10 июня 1865 года в мюнхенской Хофопере фон Бюлов дирижировал премьерой оперы Вагнера « Тристан и Изольда» . [39]

Роль Вагнера при дворе Людвига вызвала споры; в частности, двор встревожила привычка Людвига передавать политические идеи Вагнера своим министрам. Когда Вагнер потребовал увольнения секретаря кабинета Людвига и его премьер-министра, это вызвало общественный резонанс, и в декабре 1865 года Людвиг неохотно приказал Вагнеру покинуть Баварию. [40] Однако король не отказался от своего покровительства и финансовой поддержки. После нескольких месяцев скитаний в марте 1866 года Вагнер прибыл в Женеву , где к нему присоединилась Козима. Они вместе отправились в Люцерн , где нашли большой дом на берегу озера, виллу Трибшен . Вагнер немедленно принял меры к аренде дома за счет короля и к 15 апреля поселился в своем новом доме. [41]

Вилла Трибшен, дом Вагнера в Швейцарии между 1866 и 1872 годами.

Сразу после подписания договора аренды Вагнер пригласил фон Бюловов и их детей остаться у него. [42] Они провели там лето, ненадолго вернувшись в Мюнхен, прежде чем фон Бюлов уехал в Базель, а Козима вернулась в Трибшен. [43] К этому времени фон Бюлов понял отношения своей жены с Вагнером; он писал другу, что «с февраля 1865 года я совершенно не сомневался в чрезвычайно своеобразном характере положения». Вагнер, стремясь избежать вовлечения Козимы в публичный скандал, обманом заставил Людвига выступить в июне 1866 года с заявлением, в котором провозглашалась нерушимая неприкосновенность брака фон Бюловов и обещалось возмездие тем, кто осмелился предположить иное. [44] К этому времени Козима была беременна вторым ребенком от Вагнера; дочь Ева родилась в Трибшене 17 февраля 1867 года. Несмотря на все это, фон Бюлов сохранил свою преданность музыке Вагнера. Он был назначен музыкальным руководителем мюнхенской Хофоперы и с головой ушел в подготовку к премьере «Нюрнбергских мейстерзингеров» . Это произошло 21 июня 1868 года под его управлением и имело большой успех. [45] Вскоре после этого Козима воссоединилась с Вагнером в Трибшене; Вагнер объяснила королю, что она не может переносить оскорбления, которым ее постоянно подвергали в Мюнхене, и желает сбежать от мира. [46]

Рихард и Козима Вагнер, фотография 1872 года.

В октябре 1868 года Козима попросила мужа о разводе, на что он поначалу не согласился. Скептически настроенным исследователям он объяснил ее отсутствие в доме семьи фон Бюлов предполагаемым визитом к сводной сестре в Версаль. [47] [48] В июне 1869 года, сразу после рождения третьего и последнего ребенка от нее и Вагнера, Зигфрида , Козима написала фон Бюлову, что она назвала «последней попыткой взаимопонимания». [49] Его ответ был примирительным; он писал: «Вы предпочли посвятить сокровища своего сердца и разума высшему существу: я не только не осуждаю вас за этот шаг, но одобряю его». [50] Юридические процессы продлили брак до 18 июля 1870 года, когда развод был наконец санкционирован берлинским судом. [51] После развода фон Бюлов дистанцировался как от Вагнера, так и от Козимы; он больше никогда не разговаривал с Вагнером, и до его следующей встречи с Козимой прошло 11 лет. [52]

Вагнер и Козима поженились в Люцерне 25 августа 1870 года в протестантской церкви. [53] [n 3] В дневнике Козимы за тот день записано: «Пусть я буду достоин носить имя Р.!» [56] Лист не был проинформирован заранее о свадьбе и впервые узнал о ней из газет. [57] Год завершился для Вагнеров на высокой ноте: 25 декабря, в день, когда Козима всегда праздновала свой день рождения, хотя родилась 24-го числа, она проснулась под звуки музыки. Об этом событии она записала в своем дневнике: «...звучала музыка, и какая музыка! После того, как она затихла, Р... вложил мне в руки партитуру своего «Симфонического поздравления с днем ​​рождения». ... Р. установил на лестнице свой оркестр и таким образом навсегда освятил наш Трибшен!» [58] Это было первое исполнение музыки, получившей название « Зигфридовая идиллия» . [53]

Строительство фестивального зала

[ редактировать ]

Обман Вагнера по поводу его отношений с Козимой серьезно повредил его репутации в отношениях с Людвигом. Ситуация ухудшилась из-за того, что Людвиг, несмотря на возражения Вагнера, настоял на том, чтобы премьеры двух завершенных опер «Кольца» , «Золота Рейна» и «Валькирии» , состоялись сразу в Мюнхене, а не как часть полного цикла «Кольцо» в какой-то будущий день. место по выбору Вагнера. [59] К огорчению Вагнера, эти премьеры состоялись при Франце Вюлльнере 22 сентября 1869 года и 26 июня 1870 года соответственно. [60] Потребность в собственном театре и полном художественном контроле стала теперь очевидна для Вагнера. 5 марта 1870 года Козима, согласно ее дневнику, посоветовала ему «поискать статью о Байрейте [ так в оригинале ] в энциклопедии». [61] Вагнер знал город после короткого визита, который он совершил в 1835 году; [62] его привлекло к нему его центральное расположение и тихая немодность. [63] Когда он и Козима приехали сюда в апреле 1871 года, они сразу решили, что построят здесь свой театр и что город станет их будущим домом. [64]

Байройтский фестивальный дом , каким он был в конце 19 века.

Вагнер объявил о первом Байройтском фестивале 1873 года, на котором «Кольцо» . будет исполнен его полный цикл [64] Осознавая честь, которую такое событие принесет городу, местный совет пожертвовал большой участок земли — «Зеленый холм» — с видом на город, в качестве места для театра. Поскольку Людвиг отказался финансировать проект, начало строительства было отложено и предложенная дата первого фестиваля была перенесена. К весне 1873 г. была собрана лишь треть необходимых средств; дальнейшие просьбы к Людвигу сначала были проигнорированы, но в начале 1874 года, когда весь проект был на грани краха, король уступил и предоставил ссуду. [65] Полная программа строительства включала красивую виллу «Ванфрид», в которую Вагнер с Козимой и детьми переехал из своего временного жилья 18 апреля 1874 года. [66] Строительство театра было завершено в 1875 году, а фестиваль запланирован на следующий год. Комментируя борьбу за завершение строительства, Вагнер заметил Козиме: «Каждый камень красный от моей и твоей крови». [67]

В этот период Козима призналась Листу, принимавшему незначительные заказы в католической церкви, что она намеревается перейти в протестантизм. Ее мотивом могло быть скорее желание сохранить солидарность с Вагнером, чем религиозные убеждения; Хилмес утверждает, что в глубине души «Козима оставалась пиетисткой-католичкой до самой смерти». [55] 31 октября 1872 года Козима приняла свое первое протестантское причастие вместе с Вагнером: «глубоко трогательное событие… какая прекрасная вещь — религия! Какая еще сила могла вызвать такие чувства!» [68]

Первый фестиваль

[ редактировать ]
Семья и гости Вагнеров на первом Байройтском фестивале. Козима, обнимающая Зигфрида, находится слева на переднем плане. Вагнер находится сзади слева; Лист (правоцентрист) сидит за фортепиано.

В марте 1876 года Козима и Вагнер были в Берлине, когда узнали, что Мария д'Агу умерла в Париже. Не имея возможности присутствовать на похоронах, Козима выразила свои чувства в письме дочери Даниэле: «Мне ничего не остается, кроме как скорбеть о женщине, которая привела меня в этот мир». [69]

Начиная с июня, дневниковые записи Козимы почти полностью состоят из комментариев о репетициях предстоящего фестиваля, иногда горячо одобрительных, часто критических и тревожных; например, она нашла костюмы «напоминающими вождей красных индейцев… всеми признаками провинциальной безвкусицы». [70] С начала августа 1876 г. в город стали съезжаться высокие гости; Людвиг инкогнито присутствовал на финальной генеральной репетиции с 6 по 9 августа, но затем покинул город, появившись вовремя, чтобы присутствовать на финальных выступлениях фестиваля. [71] Среди других королевских гостей были немецкий император Вильгельм I , дом Педро II из Бразилии и множество принцев и великих герцогов из европейских королевских семей. [72] Приехали многие ведущие композиторы Европы: Брукнер , Чайковский , Сен-Санс , [73] и отец Козимы, Лист, который держал двор в Ванфриде среди собравшейся там знати. [71] Также в Байройте находилась нынешняя любовница Вагнера, Жюдит Готье . Маловероятно, чтобы Козима знала об этом романе в то время, хотя она могла питать определенные подозрения. [73] [n 4] Поведение Козимы как хозяйки фестиваля было высокомерно описано молодой американской гостьей: «Мадам Вагнер чрезвычайно милостива и приветлива... великолепная женщина, идеальная королева...» [73]

Фестиваль начался 13 августа и продлился до 30 числа. Он состоял из трех полных циклов Ring , все под управлением Ганса Рихтера . [71] [75] [n 5] В конце концов, критические реакции варьировались от реакции норвежского композитора Эдварда Грига , который считал все произведение «божественно составленным», до реакции французской газеты Le Figaro, которая назвала музыку «мечтой сумасшедшего». [77] Сам Вагнер был далеко не удовлетворен; в письме Людвигу он назвал певцов Альберта Нимана и Франца Бетца «театральными паразитами» и пожаловался, что Рихтер не сумел правильно подобрать ни одного темпа. [78] Спустя несколько месяцев, как отмечает Козима, его отношение к постановкам было «Никогда больше, никогда снова!». [79]

Парсифаль

[ редактировать ]

После завершения фестиваля и отъезда гостей Вагнер и Козима уехали с детьми в Венецию, где оставались до декабря. У фестиваля накопился большой финансовый дефицит; это, а также глубокая художественная неудовлетворенность Вагнера исключили возможность повторения в ближайшем будущем. Настроение Вагнера было таково, что он серьезно подумывал об отказе от всего байройтского проекта; [80] От подобных мыслей его отвлекло приглашение провести серию концертов в Лондоне. Оставив детей, он и Козима наслаждались двухмесячным перерывом в Англии, где, среди прочих, Козима познакомилась с писателем Джорджем Элиотом , поэтом Робертом Браунингом и художником Эдвардом Бёрн-Джонсом (который сделал ряд зарисовок Козимы из которой так и не появилась законченная картина). 17 мая оба Вагнера были приняты королевой Викторией в Виндзорском замке . [81] [№ 6]

Герман Леви, дирижировавший первыми спектаклями «Парсифаля».

Английское турне не принесло денег, но вернуло Вагнеру настроение. По возвращении он начал работу над тем, что стало его последней сценической работой «Парсифаль» , проектом, который будет занимать его большую часть следующих пяти лет. [80] Влияние Козимы было таково, что Вагнер утверждал, что не написал бы еще одной записки, если бы ее не было рядом. На практическом уровне, когда кредиторы фестиваля начали требовать оплаты, личный призыв Козимы к Людвигу в 1878 году убедил короля предоставить ссуду для погашения непогашенного долга и открыть дверь для перспективы второго Байройтского фестиваля. [83] [84] Ко дню рождения Козимы 25 декабря 1878 года Вагнер нанял оркестр, чтобы тот сыграл недавно сочиненную прелюдию к «Парсифалю» . В концерт также входила « Идиллия Зигфрида» ; Козима написал впоследствии: «Там стоит тот, кто вызвал эти чудеса, и он любит меня. Он любит меня!». [85]

Продвижению «Парсифаля» препятствовало периодическое плохое здоровье Вагнера, но к концу 1880 года он объявил о следующем фестивале 1882 года, который будет полностью посвящен новому произведению. [86] Вагнер добился согласия Людвига на «Парсифаля» исключительно в Байройте. постановку [87] но взамен Людвиг потребовал, чтобы нынешний мюнхенский капельмейстер его Герман Леви фестиваль провел . Вагнер возражал, ссылаясь на еврейскую веру Леви; «Парсифаль» , утверждал он, был «христианской» оперой. [88] И он, и Козима были ярыми антисемитами; Хильмес предполагает, что Козима унаследовала это в юности от своего отца, от Каролины цу Сайн-Витгенштейн, вероятно, от мадам Патерси и, чуть позже, от Бюлова, «антисемита первого порядка». [89] Таким образом, антисемитизм Козимы возник еще до ее связи с Вагнером, хотя Марек отмечает, что он взрастил его в ней до такой степени, что уничижительные упоминания о евреях встречаются в среднем на каждой четвертой странице ее 5000-страничного журнала. [90] Музыковед Эрик Вернер утверждает, что антисемитизм Вагнера частично проистекает из его первоначальной революционной философии; будучи учеником Прудона, он видел в еврействе «воплощение собственности, монополистического капитализма». [91] У Козимы не было такой основы, и хотя Вагнер сохранил способность пересматривать свои взгляды на основе своего опыта, антисемитизм Козимы был интуитивным и оставался неизменным. [92] Козима записывает удивление Леви, когда ему сообщили о его назначении. [93] Людвиг настаивал на том, что, несмотря на возражения Вагнера, назначение останется в силе. [88] Впоследствии Леви зарекомендовал себя как высший руководитель работы, которую, по мнению критиков, «выше похвалы». [94]

На втором Байройтском фестивале «Парсифаль» исполнялся 16 раз; на последнем спектакле 29 августа финальную сцену дирижировал сам Вагнер. [95] Козима потом писала о том, насколько по-другому звучали оркестр и певцы при Вагнере. В целом она и Вагнер остались полностью удовлетворены результатами фестиваля, который, в отличие от своего предшественника, принес приличную прибыль: [96] «[Ни] ни разу дух труда и самоотверженности со стороны художников не угасал... Я считаю, что можно быть удовлетворенным». [97] Одним из диссидентов был голос Фридриха Ницше , когда-то преданного друга Вагнера, но впоследствии ставшего резким критиком. Ницше считал Парсифаля мерзостью, за которую была ответственна Козима; она развратила Вагнера. [80]

Венеция и вдовство

[ редактировать ]
Палаццо Вендрамин Калерджи, Венеция, где 13 февраля 1883 года умер Вагнер.

По завершении фестиваля семья Вагнеров отправилась на длительный срок в Венецию. Для размещения большой компании детей, прислуги и ожидаемых гостей они сняли просторную квартиру в Палаццо Вендрамин Калерджи с видом на Большой канал . [98] Основной проблемой в осенние и зимние месяцы было ухудшение здоровья Вагнера; его сердечные спазмы стали настолько частыми, что 16 ноября 1882 года Козима записал: «Сегодня у него не было спазма!». [99] В дневниковой записи Козимы от 12 февраля 1883 года — последней, которую она сделала, — записано, что Вагнер читает Фуке роман «Ундина» плач Рейнских девиц из «Золота Рейна» . и играет на фортепиано [100] Однако утверждалось, что основная причина внутренних разногласий могла возникнуть в отношении Кэрри Прингл , английского сопрано из состава «Парсифаля» , у которой, по слухам, был роман с Вагнером. По словам Изольды, вспоминавшей об этом случае гораздо позже, подозрения Принглов привели к яростной ссоре между Козимой и Вагнером утром 13 февраля. Нет никаких доказательств романа между Вагнером и Принглом, а рассказ Изольды о ссоре не подтверждается какими-либо другими показаниями. [101] [102] Около полудня в тот день у Вагнера случился смертельный сердечный приступ, и он умер в середине дня. [100] [103]

Козима просидела рядом с телом Вагнера более 24 часов, отказываясь от еды и передышки. [101] [№ 7] Во время процесса бальзамирования, который занял следующие два дня, Козима как можно чаще сидела рядом с телом, к ужасу своих детей. Она также попросила дочерей подстричь ей волосы, которые затем зашили в подушку и положили на грудь Вагнеру. [104] 16 февраля начался обратный путь в Байройт, а в воскресенье, 18 февраля, кортеж направился в Ванфрид, где после короткой службы Вагнер был похоронен в саду. Козима оставалась в доме до окончания церемонии; по словам ее дочери Даниэлы, затем она пошла к могиле «и долго лежала на гробу, пока Фиди (Зигфрид) не пошел за ней». [104] После этого она ушла в затворничество на многие месяцы, почти не видясь даже со своими детьми, с которыми общалась в основном посредством письменных записок. [105] Среди множества сообщений она получила телеграмму от Бюлова: «Soeur il faut vivre» («Сестра, надо жить»). [106]

Хозяйка Байройта

[ редактировать ]

Междуцарствие

[ редактировать ]
Ванфрид , где Козима оставалась в уединении в течение нескольких месяцев после смерти Вагнера.

После своей смерти Вагнер не оставил ни завещания, ни инструкций по управлению Байройтским фестивалем. [107] Он писал о будущем: «Я... не могу вспомнить ни одного человека, который мог бы сказать то, что, по моему мнению, необходимо сказать... практически нет никого, на чье суждение я мог бы положиться». [108] Неопределенные перспективы фестиваля усугублялись полным отказом Козимы от всех контактов, кроме контактов с ее дочерьми и ее другом и советником Адольфом фон Гроссом. Без участия Козимы фестиваль 1883 года, запланированный Вагнером (12 представлений « Парсифаля» ), состоялся, а Эмиль Скария (исполнявший в опере роль Гурнеманца) одновременно выполнял функции художественного руководителя. Актерский состав в основном был актером 1882 года, и Леви остался дирижером. [109]

По завершении фестиваля Козима получила длинный критический меморандум от неизвестного наблюдателя, в котором подчеркивались многочисленные расхождения с указаниями Вагнера. Это, по словам Марека, оказалось решающим фактором в определении миссии ее будущей жизни: сохранение творений наследия Вагнера посредством сохранения его интерпретаций. В своем уединении Козима узнала о неудачном плане, разработанном Юлиусом Книсе, хормейстером фестиваля, согласно которому Лист должен был взять на себя роль музыкального руководителя, а Бюлов - главного дирижера. Ни Лист, ни Бюлов не были заинтересованы в этом соглашении, и план провалился. [110] С помощью Гросса Козима упредила любые дальнейшие попытки посторонних взять на себя контроль над наследием Вагнера, добившись юридического признания себя и Зигфрида единственными наследниками всей собственности Вагнера, физической и интеллектуальной . Тем самым она обеспечила себе неоспоримое преимущество перед любыми другими претендентами на направление будущего фестиваля. [109]

Все под контролем

[ редактировать ]

В 1885 году Козима объявила, что будет руководить фестивалем 1886 года. Ее пребывание на посту директора Байройта продлилось 22 года, до 1907 года. За это время она руководила 13 фестивалями и, постепенно увеличивая репертуар, установила « байройтский канон » из десяти зрелых произведений Вагнера. Ее триумвират дирижеров — Леви, Рихтер и Феликс Моттль — разделяли музыкальное направление до 1894 года, когда Леви ушел. Рихтер и Моттл служили Козиме на протяжении всех лет, к ним присоединились несколько ведущих дирижеров того времени. [111] хотя Бюлов отклонял все предложения об участии. [112] В ходе своего длительного руководства Козима преодолела опасения жестких покровителей-вагнеристов, которые считали, что произведения Вагнера нельзя доверять ненемцам. [113] Под ее руководством фестиваль превратился из нестабильной финансовой основы в процветающее деловое предприятие, принесшее большое богатство семье Вагнер . [114]

Зигфрид Вагнер, сын Козимы и будущий преемник на посту директора фестиваля, дебютировал как дирижер в Байройте в 1896 году.

Хотя историк фестиваля Фредерик Споттс предполагает, что Козима была более творческой, чем она казалась, основной целью всех ее постановок было следовать инструкциям и отражать пожелания Мастера: «Нам здесь больше нечего создавать. , но только для совершенствования в деталях». [115] Эта политика вызвала критику, в частности, со стороны Бернарда Шоу , который в 1889 году высмеял Козиму как «главного летописца». Шоу презирал идею о том, что желания Вагнера лучше всего выражаются в рабском и бесконечном копировании представлений, свидетелем которых он был. [116] Десять лет спустя Шоу выделил как особенность «байройтского стиля» «невыносимо старомодную традицию наполовину риторических, наполовину историко-живописных отношений и жестов» и характерное пение, «иногда терпимое, иногда отвратительное». [117] Подчинение музыки тексту, дикции и изображению персонажей было характерной чертой байройтского стиля; [118] Козима, по словам Споттса, превратил принцип ясного изложения в «фетиш… Возникший в результате резкий декламационный стиль стал высмеиваться как… печально известный байройтский лай». [119]

«Парсифаль» демонстрировался наряду с другими произведениями на каждом из фестивалей Козимы, за исключением 1896 года, посвященного возрождению цикла «Кольцо» . В 1886 году, в первый год своего правления, она добавила «Тристана и Изольду» . в канон [111] В суете фестиваля Козима отказалась отвлекаться на болезнь своего отца Листа, который потерял сознание после посещения спектакля « Тристан» и умер через несколько дней. Козима руководила панихидой и организацией похорон своего отца, но отказалась от поминального концерта или любого открытого проявления памяти. По словам ученика Листа Феликса Вайнгартнера , «кончина Листа не имела такого значения, чтобы хотя бы на мгновение затмить славу Фестиваля». [120]

«Мейстерзингеры» были добавлены в 1888 году, «Тангейзер» в 1891 году, «Лоэнгрин» в 1894 году и «Летучий голландец» в 1901 году. [111] После фестиваля 1894 года Леви подал в отставку, годы работы в антисемитской атмосфере наконец дали о себе знать. [121] На фестивале 1896 года Зигфрид дебютировал как дирижер в Байройте в одном из пяти циклов «Кольцо» ; он оставался одним из постоянных дирижеров Байройта до конца срока полномочий Козимы. [111]

Карикатура на Вагнер в конце ее пребывания на посту в Байройте.

Как и Вагнер, Козима была готова отказаться от своих антисемитских предубеждений в интересах Байройта, вплоть до продолжения найма Леви, к которому она приобрела значительное артистическое уважение. Однако она часто унижала его за его спиной в частных письмах и позволяла своим детям подражать ему и издеваться над ним. [91] Козима выразил Вайнгартнеру точку зрения, что «между арийской и семитской кровью не может существовать никакой связи». В соответствии с этой доктриной она не приглашала Густава Малера (родившегося еврея, но перешедшего в католицизм) дирижировать в Байройте, хотя часто прислушивалась к его советам по вопросам искусства. [91]

Козима был полон решимости сохранить признанное Людвигом исключительное право Байройта на исполнение «Парсифаля» . После смерти Людвига в 1886 году это право было на короткое время оспорено его преемником, и эта попытка была быстро подавлена ​​Козимой с помощью Гросса. [122] Более серьезная угроза исходила от законов Германии об авторском праве, которые защищали произведения только в течение 30 лет после смерти создателя; таким образом, Парсифаль потерял бы свою защиту в 1913 году независимо от какого-либо соглашения с баварским двором. Ожидая этого, в 1901 году Козима попытался продлить срок защиты авторских прав по закону до 50 лет. Она неустанно лоббировала членов Рейхстага , заверил ее и кайзер Вильгельм II в своей поддержке. Эти усилия не привели к каким-либо изменениям в законодательстве. [123] В 1903 году, воспользовавшись отсутствием соглашения об авторских правах между Соединенными Штатами и Германией, Генрих Конрид из Нью-Йоркской Метрополитен-опера объявил, что позже в том же году поставит «Парсифаля» . Козима была в ярости, но ее попытки помешать ему оказались тщетными; первое из 11 представлений состоялось 24 декабря 1903 года. Спектакль имел успех у критиков и публики, хотя, по мнению Козимы, это было «изнасилование»; ее враждебность к митрополиту продолжалась до конца ее жизни. [124]

К началу нового столетия три дочери Козимы вышли замуж: Бландина за графа Бьяджо Гравина в последние дни фестиваля 1882 года, [96] Даниэла — Генри Тоуду , историку искусства, 3 июля 1886 года. [125] и Изольда, первый ребенок Козимы от Вагнера, которая вышла замуж за молодого дирижера Франца Бейдлера [ де ] 20 декабря 1900 года. [126] Младшая дочь, Ева , отвергла многочисленных претендентов на то, чтобы остаться секретарем и компаньонкой ее матери до конца срока полномочий Козимы. [127]

Передача власти

[ редактировать ]

8 декабря 1906 года, руководя фестивалем того года, Козима перенесла припадок Адамса-Стокса (разновидность сердечного приступа) во время посещения своего друга принца Гогенлоэ в Лангенбурге . [128] К маю 1907 года стало ясно, что ее здоровье таково, что она больше не может оставаться во главе Байройта; эта ответственность теперь перешла к Зигфриду, ее давно назначенному наследнику. [129] Наследование было осуществлено на фоне семейных разногласий; Бейдлер считал, что у него есть права, отчасти на основании его большего дирижерского опыта, а также потому, что он и Изольда произвели на свет единственного внука Вагнера, сына, родившегося в октябре 1901 года, который мог установить династическую преемственность. [130] Претензии Бейдлера были отклонены Козимой и Зигфридом; он больше никогда не дирижировал в Байройте, и раскол между Бейдлерами и Козимой со временем перерос в крупную семейную вражду. [131]

Выход на пенсию, упадок и смерть

[ редактировать ]

Козима переехала в комнаты в задней части Ванфрида, вдали от повседневной суеты дома, где она проводила дни в окружении вещей Вагнера и многочисленных семейных портретов. Хотя поначалу Зигфрид обсуждал с ней свои фестивальные планы, она избегала Festpielhaus, довольствуясь чтением отчетов о постановках. [132] Зигфрид внес несколько изменений в производственные традиции, заложенные Вагнером и Козимой; Споттс отмечает, что «все, что было заложено его родителями, было сохранено в неизменном виде из чувства строгого сыновнего долга». Только в вопросах, о которых они не говорили, он был готов высказать свое собственное суждение. [133] В результате оригинальные наборы «Парсифаля» продолжали использоваться, даже когда они заметно разрушались; [134] По мнению Козимы и ее дочерей, никогда не следует вносить никаких изменений в декорации, «на которых остановился взгляд Мастера». [135]

В декабре 1908 года Ева, которой тогда был 41 год, вышла замуж за Хьюстона Стюарта Чемберлена , историка британского происхождения, который принял в качестве своего личного кредо фанатичную форму немецкого национализма, основанную на принципах крайней расовой и культурной чистоты. [132] Он знал Козиму с 1888 года, хотя его близость с Вагнером простиралась еще в 1882 году, когда он присутствовал на премьере « Парсифаля» . Он последовательно ухаживал за Бландиной, а затем за Изольдой, прежде чем остановился на Еве. [136] Козима очень сочувствовал его теориям; по словам Карра, «она полюбила его как своего сына, а может быть, даже больше». [137] Чемберлен стал доминирующей фигурой в кругу Вагнера и в значительной степени ответственен за растущее отчуждение Бейдлеров. [138] Козима, возможно, не знала о попытках Изольды сблизиться, потому что Ева и Чемберлен скрывали письма Изольды. [139] В 1913 году Изольду фактически лишили наследства, когда она попыталась подтвердить свои права как сонаследницы значительного состояния Вагнера в судебном деле, которое она проиграла. [140] [n 8] После этого она ушла и до своей смерти в 1919 году больше никогда не видела Козиму и не общалась напрямую с ней. [142]

Козима и Зигфрид Вагнер, ок. 1929 год

Более счастливым семейным событием, с точки зрения Козимы, стала женитьба Зигфрида в 1915 году, в возрасте 46 лет, на Уинифред Уильямс , 18-летней приемной дочери Карла Клиндворта , который дружил и с Вагнером, и с Листом. [143] Когда 5 января 1917 года у пары первый сын Виланд родился , Козима отпраздновала это событие игрой отрывков из «Идиллии Зигфрида» на фортепиано Вагнера. [144]

Начало Первой мировой войны сократило фестиваль 1914 года; конфликт, а также политические и экономические потрясения, последовавшие за войной, закрыли Festpielhaus до 1924 года. [145] Планы по возобновлению фестиваля совпали с всплеском крайне националистической политики в Германии. Адольф Гитлер , ярый поклонник Вагнера, впервые посетил Ванфрида в 1923 году, и хотя Козима его не приняла, он подружился с семьей и с тех пор был постоянным посетителем. [146] [147] Чемберлены вместе с Уинифред стали активными членами нацистской партии , а фестиваль 1924 года стал явным сплочением партии и ее ведущих сторонников. [148] В том же году Козима, которой тогда было 86 лет, завершила свое долгое отсутствие в театре, посетив генеральную репетицию «Парсифаля» и посмотрев первый акт на открытии спектакля 23 июля. Тенор Лауриц Мельхиор вспомнил, как Зигфрид возвращался после частых посещений небольшой галереи над сценой и говорил: «Мама хочет...» [149]

К 1927 году, когда ей исполнилось 90 лет, здоровье Козимы ухудшилось. День рождения был отмечен в Байройте названием улицы в ее честь, хотя она этого не знала; Семья думала, что знание о празднике ее взволнует. [150] В последние годы она была практически прикована к постели, ослепла и лишь изредка приходила в сознание. Она умерла в возрасте 92 лет 1 апреля 1930 года; после панихиды в Ванфриде ее тело было доставлено в Кобург и кремировано. [151] В 1977 году, через 47 лет после ее смерти, урна Козимы была найдена в Кобурге и похоронена рядом с Вагнером в саду Ванфрида. [151]

Наследие

[ редактировать ]

Жизненной миссией Козимы было полное служение Вагнеру и его произведениям; по словам музыкального критика Эрика Зальцмана, она «подчинила Мастеру тело и душу». При жизни Вагнера она выполнила эту задачу, прежде всего, записывая в своем дневнике все аспекты его жизни и идей. После его смерти журнал был заброшен; отныне она будет служить мастеру, увековечивая его творческое наследие посредством Байройтского фестиваля. [152] Руководствуясь Гросс, а также используя собственную проницательность (Вернер называет ее «превосходной деловой женщиной»), ей удалось сделать фестиваль сначала платежеспособным, а затем прибыльным. [91]

Могила Вагнера в саду Ванфрида, где в 1977 году прах Козимы был помещен рядом с телом Вагнера.

Признавая, что Козима была эффективной «хранительницей пламени», комментаторы раскритиковали характер ее наследия. Историк журнала «Ринг» Дж. К. Холман описывает это как «удушающий консерватизм». От ее политики придерживаться оригинальных сценических концепций Вагнера не отказались полностью до окончания Второй мировой войны , когда фестиваль возглавило новое поколение. [153] Хилмес сравнивает роль Козимы с ролью настоятельницы религиозной общины: «сплоченной квазирелигиозной общины байрейтцев, разделяющих общие философские взгляды». [154] Антисемитизм был неотъемлемой частью этой философии; хотя в 1869 году Козима выступал против переиздания антиеврейского трактата Вагнера « Еврейство в музыке» , это было сделано скорее из коммерческих соображений, чем из деликатности. [155] В 1881 году она призвала Вагнера написать эссе «Познай себя» и включить в него тираду против еврейской ассимиляции. [156]

Критик и бывший либреттист Филип Хеншер пишет, что «под руководством своего отвратительного зятя-расового теоретика [Чемберлена] ... Козима пыталась превратить Байройт в центр культа немецкой чистоты». Таким образом, он продолжает: «К моменту ее смерти репутация Вагнера была... на переднем крае ужасного политического динамизма: античные постановки его произведений были представлены публике коричневорубашечников ». [157] Тесная связь фестиваля с Гитлером и нацистами в 1930-е годы была в гораздо большей степени заслугой Уинифред - открытой сторонницы Гитлера - чем Козимы, хотя Хеншер утверждает, что «Козима была виновата не меньше, чем кто-либо другой». [157] [158]

Сразу после смерти Козимы некоторые писатели осыпали ее похвалами. Эрнест Ньюман , биограф Вагнера, назвал ее «величайшей фигурой, когда-либо входившей в круг [Вагнера]»; [159] Ришар Дю Мулен-Экарт [ де ] , первый биограф Козимы, представил ее как «величайшую женщину века». [160] Со временем суждения стали более взвешенными и разделенными. Марек завершает свой рассказ, подчеркивая ее роль не только как защитницы Вагнера, но и как его музы: «Без нее не было бы ни Зигфрида Идиллии , ни Байройта, ни Парсифаля ». [161] По мнению Хеншера, «Вагнер был гением, но в то же время и довольно ужасным человеком. Козима была просто ужасным человеком». [157]

Письма Козимы Вагнер к принцессе Александре Саксен-Кобург-Готской , написанные в 1896–1905 годах, хранятся в Центральном архиве Гогенлоэ (Hohenlohe-Zentralarchiv Neuenstein), [162] который находится в замке Нойенштайн в городе Нойенштайн, Баден-Вюртемберг , Германия. [163]

Дневники Козимы Вагнер были опубликованы в Германии в 1976 году и переведены на английский язык в 1978 году. Их объем превышает 4000 страниц. В своем комментарии издателю, опубликованном на суперобложке второго тома, ученый Джордж Штайнер заметил, что поиск в этих текстах важных деталей, контекстуализирующих различные значимые исторические события и явления, вероятно, «будет задачей, которая займет поколения ученых». [164]

Выступления на Байройтском фестивале под ее руководством

[ редактировать ]

Символ † указывает на премьеру произведения в Байройте. Под управлением Козимы Вагнера «Парсифаль» исполнялся 97 раз, «Тристан и Изольда» 24, «Мейстерзингеры» 22, «Тангейзер» 21, «Лоэнгрин» 6, цикл «Кольцо» 18 и «Летающий голландец» 10. [111]

Год Выполненные работы Количество выступлений Дирижер
1886
  • Парсифаль
  • Тристан и Изольда
  • 9
  • 8
1888
  • Парсифаль
  • Мейстерзингеры Нюрнберга
  • 9
  • 8
1889
  • Парсифаль
  • Тристан и Изольда
  • Мейстерзингеры Нюрнберга
  • 9
  • 4
  • 5
  • Герман Леви
  • Феликс Моттл
  • Ганс Рихтер
1891
  • Парсифаль
  • Тристан и Изольда
  • Тангейзер
  • 10
  • 3
  • 7
  • Герман Леви
  • Феликс Моттл
  • Феликс Моттл
1892
  • Парсифаль
  • Тристан и Изольда
  • Мейстерзингеры Нюрнберга
  • Тангейзер
  • 8
  • 4
  • 4
  • 4
  • Герман Леви
  • Феликс Моттл
  • Феликс Моттл
  • Феликс Моттл
1894
  • Парсифаль
  • Тангейзер
  • Лоэнгрин
  • 9
  • 5
  • 6
1896 Кольцо Нибелунга ( цикл «Кольцо» ) 5
1897
  • Парсифаль
  • Кольцо Нибелунга
  • 8
  • 3
1899
  • Парсифаль
  • Кольцо Нибелунга
  • Мейстерзингеры Нюрнберга
  • 7
  • 2
  • 5
1901
  • Парсифаль
  • Кольцо Нибелунга
  • Летучий Голландец
  • 7
  • 2
  • 5
  • Карл Мук
  • Зигфрид Вагнер, Ганс Рихтер
  • Феликс Моттл
1902
  • Парсифаль
  • Кольцо Нибелунга
  • Летучий голландец
  • 7
  • 2
  • 5
  • Карл Мук
  • Зигфрид Вагнер, Ганс Рихтер
  • Феликс Моттл
1904
  • Парсифаль
  • Кольцо Нибелунга
  • Тангейзер
  • 7
  • 2
  • 5
1906
  • Парсифаль
  • Кольцо Нибелунга
  • Тристан и Изольда
  • 7
  • 2
  • 5
  • Михаэль Баллинг, Франц Байдлер, Карл Мук
  • Зигфрид Вагнер, Ганс Рихтер
  • Майкл Баллинг, Феликс Моттл

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мари подделала свидетельство о рождении ребенка, указав мать как «Катерина-Аделаида Меран», 24 года. Похожий обман был применен два года спустя, когда мать Козимы была указана как «Катерина де Флавиньи»; эти шаги считались необходимыми, чтобы скрыть измену Мари или, по словам биографа Листа Дерека Уотсона , чтобы отказать Шарлю д'Агу в каких-либо правах на детей. [3] [4]
  2. Биограф Вагнера Роберт В. Гутман предполагает, что фон Бюлов, возможно, искренне верил или, по крайней мере, надеялся, что ребенок был его, «пока по прошествии нескольких недель не появились безошибочно узнаваемые куполообразные брови, орлиный нос и выступающая челюсть». [38]
  3. ^ Вагнер был по крещению лютеранином ; на момент свадьбы Козима номинально еще была католичкой. Официально она не обращалась в протестантизм до октября 1872 года. [54] [55]
  4. В дневнике Козимы указывается, что Готье оставался другом семьи до смерти Вагнера. Биографы указали на одну запись от 12 февраля 1878 года, которая могла указывать на то, что Козима обнаружила секретные письма, которыми обменивались Готье и Вагнер, или что Вагнер признался в этом деле. Козима пишет: «Горе, которого я боялся, не обошло меня стороной, оно пришло на меня извне». [74]
  5. Рихтер расположил к себе Вагнера своим отказом дирижировать мюнхенским исполнением Людвигом « Золота Рейна» в 1869 году. [76] Бюлов никогда всерьез не рассматривался как байройтский дирижер, и он продолжил свою карьеру в другом месте. В 1880 году он стал директором Майнингенского придворного оркестра и впоследствии пропагандировал музыку Брамса . Он умер в 1894 году. [52]
  6. Королева описала Вагнера в своем дневнике как «старого и толстого, [с] умным, но неприятным лицом». [81] Два года спустя, в разговоре с Козимой, Вагнер назвал королеву «глупой старой дурой за то, что она не отреклась от престола, ибо тем самым она обрекает принца Уэльского на абсурдную жизнь». [82]
  7. Джонатан Карр , биограф семьи Вагнер, предполагает, что общепринятые отчеты о 24 часах после смерти Вагнера, возможно, были преувеличены или драматизированы. Он основывает свою точку зрения на «довольно точном письме, которое неделю спустя дал Листу Пауль фон Жуковский , байройтский сценограф». [101]
  8. Согласно немецким законам, Изольда была дочерью Бюлова и родилась, когда Козима еще была замужем за своим первым мужем. Вагнер никогда официально не признавал отцовство. [141]
  1. ^ Уотсон , стр. 30–31.
  2. ^ Уотсон , стр. 32–37.
  3. ^ Ватсон , с. 38.
  4. ^ Jump up to: а б с Хилмес , стр. 4–7.
  5. ^ Хилмс , с. 2.
  6. ^ Ватсон , с. 69.
  7. ^ Ватсон , с. 70.
  8. ^ Jump up to: а б Хилмес , стр. 11–14.
  9. ^ Jump up to: а б Марек , стр. 7
  10. ^ Ватсон , с. 6.
  11. ^ Марек , стр. 6.
  12. ^ Карр , с. 28.
  13. ^ Марек , стр. 12.
  14. ^ Хилмс , с. 19.
  15. ^ Марек , стр. 13.
  16. ^ Марек , стр. 15.
  17. ^ Карр , с. 30.
  18. ^ Марек , стр. 22–23.
  19. ^ Jump up to: а б Хилмес , стр. 37–43.
  20. ^ Файфилд, Кристофер (2001). «Бюлов, Ганс (Гвидо) Фрейгерр фон». Оксфордская музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.04307 . (требуется подписка)
  21. ^ Марек , стр. 28–29.
  22. ^ Хилмс , с. 46.
  23. ^ Хилмс , с. 47.
  24. ^ Хилмс , с. 50.
  25. ^ Марек , стр. 30–31.
  26. ^ Хилмес , стр. 48–49.
  27. ^ Хилмес , стр. 53–55.
  28. ^ Jump up to: а б Хилмес , стр. 59–61.
  29. ^ Хилмс , с. 57.
  30. ^ Вагнер тр. Грей , с. 697.
  31. ^ Хилмес , стр. 58, 62.
  32. ^ Марек , стр. 45.
  33. ^ Хилмс , с. 71.
  34. ^ Jump up to: а б Марек , с. 55–60
  35. ^ Хилмс , с. 72.
  36. ^ Хилмес , стр. 73–74.
  37. ^ Хилмс , с. 81.
  38. ^ Гутман , с. 336.
  39. ^ Осборн , с. 131.
  40. ^ Хилмес , стр. 91–93.
  41. ^ Марек , стр. 81.
  42. ^ Марек , стр. 82.
  43. ^ Хилмес , стр. 98–99.
  44. ^ Хилмс , с. 97.
  45. ^ Осборн , с. 153.
  46. ^ Марек , стр. 98.
  47. ^ Хилмс , с. 102.
  48. ^ Марек , стр. 102.
  49. ^ Скелтон (ред.) , с. 27.
  50. ^ Марек , стр. 111.
  51. ^ Хилмс , с. 118.
  52. ^ Jump up to: а б Марек , стр. 113.
  53. ^ Jump up to: а б Хильмс , с. 119
  54. ^ Гутман , с. 26.
  55. ^ Jump up to: а б Хилмес , стр. 123–124.
  56. ^ Скелтон (ред.) , с. 71.
  57. ^ Уотсон , с. 146.
  58. ^ Скелтон (ред.) , с. 84.
  59. ^ Споты , стр. 39.
  60. ^ Осборн , стр. 182–183.
  61. ^ Скелтон (ред.) , с. 52.
  62. ^ Гутман , с. 89.
  63. ^ Марек , стр. 142.
  64. ^ Jump up to: а б Пятна , стр. 40.
  65. ^ Пятна , стр. 45–46.
  66. ^ Марек , стр. 156.
  67. ^ Цитируется в Spotts , с. 54
  68. ^ Скелтон (ред.) , с. 154.
  69. ^ Хилмс , с. 133.
  70. ^ Скелтон (ред.) , стр. 261–265.
  71. ^ Jump up to: а б с Хилмес , стр. 136–137.
  72. ^ Марек , стр. 166–167.
  73. ^ Jump up to: а б с Марек , с. 168–169
  74. ^ Скелтон (ред.) , с. 299.
  75. ^ Пятна , стр. 61–62.
  76. ^ Хилмс , с. 114.
  77. ^ Пятна , стр. 71–72.
  78. ^ Споты , стр. 70.
  79. ^ Скелтон (ред.) , с. 270.
  80. ^ Jump up to: а б с Хилмес , стр. 140–142.
  81. ^ Jump up to: а б Марек , с. 178–179
  82. ^ Скелтон (ред.) , с. 377.
  83. ^ Марек , стр. 172–173.
  84. ^ Хилмс , с. 143.
  85. ^ Скелтон (ред.) , с. 340.
  86. ^ Хилмс , с. 145.
  87. ^ Споттс , стр. 79.
  88. ^ Jump up to: а б Марек , с. 188–190
  89. ^ Хилмс , с. 109.
  90. ^ Марек , стр. 104–105.
  91. ^ Jump up to: а б с д Вернер, Эрик (лето 1985 г.). «Евреи вокруг Рихарда и Козимы Вагнер». Музыкальный ежеквартальный журнал . 71 (2): 172–199. дои : 10.1093/mq/lxxi.2.172 . JSTOR   48134 . (требуется подписка)
  92. ^ Хилмес , стр. 107–108.
  93. ^ Скелтон (ред.) , с. 413.
  94. ^ Споттс , стр. 87.
  95. ^ Споттс , стр. 83.
  96. ^ Jump up to: а б Хилмес , с. 149
  97. ^ Скелтон (ред.) , стр. 199–200.
  98. ^ Хилмс , с. 150
  99. ^ Скелтон (ред.) , стр. 492–495.
  100. ^ Jump up to: а б Скелтон (ред.) , с. 516
  101. ^ Jump up to: а б с Карр , стр. 48, 54.
  102. ^ Спенсер
  103. ^ Хилмс , с. 151.
  104. ^ Jump up to: а б Хилмес , стр. 154–156.
  105. ^ Марек , стр. 207.
  106. ^ Марек , стр. 204.
  107. ^ Хилмс , с. 160.
  108. ^ Хилмс , с. 162.
  109. ^ Jump up to: а б Споты , стр. 91.
  110. ^ Марек , стр. 209–210
  111. ^ Jump up to: а б с д и Марек , стр. 279.
  112. ^ Карр , с. 62.
  113. ^ Карр , с. 55.
  114. ^ Карр , с. 111.
  115. ^ Споттс , стр. 97.
  116. ^ Марек , стр. 226.
  117. ^ Шоу , с. 135.
  118. ^ Де Курзон, Анри (сентябрь 1930 г.). «Козима Вагнер и Байройт». Музыкальные времена . 70 (1051): 794–796. дои : 10.2307/917303 . JSTOR   917303 . (требуется подписка)
  119. ^ Споттс , стр. 99.
  120. ^ Хилмес , стр. 178–182.
  121. ^ Споттс , стр. 115.
  122. ^ Марек , стр. 243–244.
  123. ^ Хилмес , стр. 226–231.
  124. ^ Марек , стр. 246–252.
  125. ^ Хилмс , с. 176.
  126. ^ Хилмес , стр. 245–246.
  127. ^ Хилмес , стр. 243–244, 248.
  128. ^ Хилмес , стр. 251–252.
  129. ^ Хилмс , с. 254.
  130. ^ Карр , стр. 123–124.
  131. ^ Споттс , стр. 122.
  132. ^ Jump up to: а б Марек , с. 259–261
  133. ^ Споттс , стр. 123.
  134. ^ Споттс , стр. 126.
  135. ^ Карр , с. 161.
  136. ^ Хилмс , с. 255.
  137. ^ Карр , с. 89.
  138. ^ Хилмес , стр. 263–265.
  139. ^ Хилмс , с. 267.
  140. ^ Марек , стр. 237.
  141. ^ Хилмс , с. 159.
  142. ^ Карр , с. 128.
  143. ^ Карр , с. 135.
  144. ^ Хилмс , с. 294.
  145. ^ Марек , стр. 264.
  146. ^ Карр , стр. 140–142.
  147. ^ Хилмс , с. 308.
  148. ^ Споттс , стр. 142.
  149. ^ Хилмс , с. 306
  150. ^ Хилмс , с. 310.
  151. ^ Jump up to: а б Хилмес , стр. 312–313.
  152. ^ Зальцман, Эрик (июль 1982 г.). «О чтении дневников Козимы Вагнер». Музыкальный ежеквартальный журнал . 68 (3): 337–352. дои : 10.1093/mq/lxviii.3.337 . JSTOR   742005 . (требуется подписка)
  153. ^ Холман , с. 373.
  154. ^ Хилмс , с. 158.
  155. ^ Роуз , с. 118.
  156. ^ Хилмс , с. 111.
  157. ^ Jump up to: а б с Хеншер, Филип (1 мая 2010 г.). «Козима Вагнер: Дама из Байройта: обзор» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 14 июня 2010 г.
  158. ^ Пятна , стр. 169–175.
  159. ^ Ньюман, Эрнест (май 1930 г.). «Козима Вагнер». Музыкальные времена . 71 (1047): 401–402. JSTOR   916763 . (требуется подписка)
  160. ^ Дю Мулен Эккарт , с. XVIII.
  161. ^ Марек , стр. 278.
  162. ^ «Письма и телеграмма Александре от Козимы Вагнер — Немецкая цифровая библиотека» .
  163. ^ «Центральный архив Гогенлоэ в Нойенштайне» . 4 октября 2023 г.
  164. ^ Вагнер, Козима (1980). Дневники Козимы Вагнер (1-е изд.). Нью-Йорк: Книга Хелен и Курта Вольф / Харкорт Брейс Йованович. ISBN  978-0151226368 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20bf5c4c6bb0eee1b91d6a4417e2b7dc__1716891120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/dc/20bf5c4c6bb0eee1b91d6a4417e2b7dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cosima Wagner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)