Jump to content

Мефисто Вальсы

( Вальсы Мефисто нем. Mephisto-Walzer ) — четыре вальса, сочиненные Ференцем Листом в 1859–1862, с 1880 по 1881, а также в 1883 и 1885 годах. №№ 1 и 2 были сочинены для оркестра, а позже переложены для фортепиано, фортепиано. дуэт и два фортепиано, тогда как нет. 3 и 4 написаны только для фортепиано. Из четырех первая является самой популярной, ее часто исполняли на концертах и ​​записывали. [ 1 ]

С « Вальсами Мефисто» связана « Полька Мефисто» , которая следует той же программе, что и другие произведения Мефисто .

Отрывок из начала Вальса Мефисто №1.

Самый популярный из серии и, наряду с третьим вальсом , получивший наибольшее музыкальное признание, Der Tanz in der Dorfschenke: Erster Mephisto-Walzer («Танец в деревенской гостинице: Первый вальс Мефисто») или Первый вальс Мефисто. , является вторым из двух коротких произведений, которые он написал для оркестра под названием Zwei Episoden aus Lenaus Faust . В то время как предшествовавшая ему работа «Полуночное шествие» ( Der nächtliche Zug ) исполняется редко (хотя обе работы были записаны вместе), вальс был фаворитом концертов благодаря своей страсти, чувственности и драматичности, вызывающим эмоциональное воздействие. Джеймс Хунекер » произведения описал «томную синкопированную мелодию как «один из самых сладострастных эпизодов за пределами партитуры « Тристан ». [ 2 ]

Первый «Вальс Мефисто» — типичный образец программной музыки , взяв в качестве программы эпизод из стихотворной драмы Николауса Ленау 1836 года «Фауст [ де (не из » Гете «Фауста ). В распечатанной партитуре присутствует следующая программная заметка, взятая Листом у Ленау:

В деревенской гостинице идет свадебный пир, с музыкой, танцами, кутежом. Мимо проходят Мефистофель и Фауст , и Мефистофель побуждает Фауста войти и принять участие в празднестве. Мефистофель выхватывает скрипку из рук вялого скрипача и извлекает из нее неописуемо соблазнительные и опьяняющие звуки. Влюбчивый Фауст кружится с чистокровной деревенской красавицей в диком танце; они в безумном отчаянии выбегают из комнаты на открытое пространство, в лес. Звуки скрипки становятся все тише и мягче, и соловей поет свою любовную песню. [ 3 ]

Лист намеревался опубликовать « Вальс» одновременно с « Ночным шествием» : «...Публикация двух эпизодов «Фауста» Ленау ... Я доверяю собственному суждению Шуберта; относительно того, появится ли первой фортепианная версия или партитура, не имеет никакого значения для для меня важно лишь то, чтобы обе пьесы появились одновременно: « Ночная процессия» как №1 и «Вальс Мефисто» как №2. Между этими двумя пьесами, естественно, нет никакой тематической связи, но тем не менее они связаны; при всей контрастности чувств только из такого пуделя может возникнуть такой Мефисто!..» [ 4 ] Просьба Листа не была выполнена, и две серии были опубликованы отдельно.

Вальс задумывался как оркестровое и фортепианное произведение. Три версии: оркестровая ( S.110/2 ), фортепианный дуэт (S.599/2) и фортепианное соло (S.514), все датируются более или менее одним и тем же периодом (1859–62). Версия для фортепианного дуэта представляет собой прямую транскрипцию оркестровой версии, а версия для фортепиано соло представляет собой самостоятельное произведение. Лист посвятил произведение Карлу Таузигу , своему любимому ученику. [ 5 ] Еще две фортепианные версии, опубликованные Шубертом в 1885 году, были аранжированы доктором Фрицем Штаде и позже отредактированы Исидором Филиппом.

Оркестровая версия также имеет альтернативный, более мягкий финал, который, хотя и не такой воодушевляющий, как обычная кода, но, по мнению некоторых критиков, ближе к замыслу рассказа Ленау. [ нужна ссылка ] Хотя этот финал не часто можно услышать в концертном зале, Фриц Райнер и Джеймс Конлон его записали . Лист также предоставил два дополнительных отрывка для сольной версии для фортепиано. Неизвестно, когда Лист написал эти дополнительные отрывки, но в последние годы у него была привычка вносить изменения, преподавая свои произведения ученикам. [ 5 ]

Второй вальс Мефисто , S.515, последовал за первым примерно на 20 лет. Его сочинение происходило в период с конца 1880 по начало 1881 года. Лист сначала написал оркестровую версию (S.111), затем основал на ней как фортепианную версию (S.515), так и версию в четыре руки (S.600). Премьера оркестровой версии состоялась в Будапеште в 1881 году. После этого исполнения Лист расширил произведение и радикально изменил финал. Ноты всех трех версий основаны на этой редакции и посвящены Камилю Сен-Сансу . [ 6 ]

Гармонично второй вальс предвосхищает Скрябина , Бузони и Бартока . Лист начинает и заканчивает произведение неразрешенным тритоном , музыкальным интервалом, известным как изображение дьявола в музыке, и музыка в целом более яростно выразительна, чем ее предшественник и « Камиля Сен-Санса » Танец смерти , который Лист транскрибировал несколько лет. ранее. [ 7 ] Произведение, несмотря на весь его диссонанс , твердо держится в ми мажоре до тех пор, пока тритон B F не разрушает кульминацию произведения в конце произведения. [ 5 ] Этот жест оставляет финал произведения неразрешенным гармонически. [ 8 ]

№ 3, С.215а и С.216

[ редактировать ]

Сочиненный в 1883 году Третий вальс Мефисто , S.216, еще дальше развивает гармонический язык, показывая аккорды, построенные по четвертям, с многочисленными пассажами нисходящих минорных трезвучий, корни которых находятся на расстоянии полутона друг от друга. Аккорд, на котором основаны эти прогрессии, по словам Алана Уокера , «трудно объяснить с точки зрения традиционной гармонии. Его лучше всего рассматривать как аккорд четверти в его последней инверсии». [ 9 ] тональном отношении музыка вытянута между фа мажором минором , ре и ре В минором . Как и в своих предшественниках, в Третьем вальсе дьявол танцует в тройном такте, в то время как другие группы из трех человек проходят мимо так быстро, что устанавливается более крупный ритм из четырех, а тройной такт вообще исчезает в сказочном отрывке ближе к завершению произведения. [ 5 ] Хамфри Сирл в своей книге «Музыка Листа » считает это произведение одним из лучших достижений Листа. [ 10 ]

Изначально этот вальс не нес в себе никакого посвящения. После того, как французская пианистка Мари Жаэль сыграла произведение для композитора (который просил ее повторять определенные отрывки снова и снова), он внес в произведение значительные изменения и посвятил его ей. Сен-Санс, преподаватель композиции Жаэль в Парижской консерватории (который также посвятил ей свой первый фортепианный концерт), так прокомментировал ее интерпретацию произведений Листа, что «только один человек в мире [помимо Листа], который может играть Листа, - Мари Жаэль». . [ 11 ] Лист не сделал оркестровой версии произведения. [ 5 ] Однако британский композитор и аранжировщик Гордон Джейкоб оркестровал это вместе с другими поздними произведениями Листа для Сэдлерса Уэллса балета «Явления» , проекта, задуманного композитором Константом Ламбертом . [ 7 ]

Первую запись этого произведения сделала Франс Клида во время ее обхода произведений Листа для Decca. [ 12 ]

№ 4, С.216б

[ редактировать ]

Четвертый вальс Мефисто , S.696, остался незавершенным и не был опубликован до 1955 года. Лист работал над произведением в 1885 году. Как и второй вальс, четвертый использует вступление и коду, которые не придерживаются основной тональности . Хотя произведение в основном написано в ре мажоре , оно начинается и заканчивается в до миноре . Об этом пишет известный австралийский исследователь Листа и пианистка Лесли Ховард : [ 13 ] Во время работы над его исполнительской версией это послужило стимулом обратиться к основному материалу медленного Андантино и перепросмотреть часть быстрого Аллегро перед кодой Листа. [ 14 ] Некоторые критики не считают этот вальс таким же оригинальным, как его предшественники, и предполагают, что, если бы Лист дожил до его завершения, он мог бы добиться значительных улучшений. [ 15 ] Никакой оркестровой версии этого вальса Лист не делал.

Несмотря на то, что этот вальс не закончен, его до сих пор считают играбельным. [ 15 ] Обычно он выполняется в версии (S.216b), объединяющей завершенные быстрые внешние секции и опускающей неполную медленную среднюю часть. Ховард сделал исполнительскую версию этого вальса в 1978 году, в которой используется средняя часть, собранная из рукописных источников Листа, завершенная в соответствии с поздним стилем композитора и с минимальным количеством добавленных примечаний Ховарда. Запись этого завершения доступна в серии Hyperion «Полная фортепианная музыка Листа», а ноты, посвященные Альфреду Бренделю , были опубликованы Бэзилом Рэмси . [ 16 ] и еще раз в 1988 году издательством Orpheus Publications. Однако первая запись версии этого произведения была сделана Франс Клида во время ее обхода произведений Листа для Decca. [ 12 ]

Мелочь без тона

[ редактировать ]

Bagatelle sans tonalité («Багатель без тональности»; немецкий : Bagatelle ohne Tonart ), S. 216a, иногда включается в « Вальсы Мефисто» Листа . Рукопись носит название «Четвертый вальс Мефисто». [ 17 ] и, возможно, предназначался для замены Четвертого вальса Мефисто, когда казалось, что Лист не сможет его закончить. [ 18 ] Критики отмечают сходство тонального центра между этими двумя пьесами (ре мажор) как подтверждение их композиции вскоре после друг друга в 1885 году, а также первоначальное намерение Листа создать «Багатель». [ 19 ]

Наследие

[ редактировать ]

Эти произведения упоминаются в названии романа 1969 года « Вальс Мефисто» американского писателя Джульярдской школе пианиста, получившего образование в Фреда Мастарда Стюарта, . Композитор Джерри Голдсмит включил эти произведения в свою музыку к одноименному фильму 1971 года по роману Стюарта.

  1. ^ Гамильтон, Раннее... (2005) , с. 80.
  2. ^ Юэн (1965) , с. 519.
  3. ^ Цитируется по Юэну (1965) , стр. 519–520.
  4. Из письма Листа Бренделю, Рим, 29 августа 1862 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Ховард , с. 3
  6. ^ Музыкальные рукописи Ференца Листа в Национальной библиотеке Сечени, Будапешт , автор Мария П. Экхардт, Pendragon Press, стр. 88 ISBN   9789630541770
  7. ^ Перейти обратно: а б Уокер (1997) , с. 70
  8. ^ Гроув (1980) , 14:783.
  9. ^ Уокер (1997) , стр. 450–451.
  10. ^ Сирл (1966) , стр. 114–115.
  11. ^ Юнг-А Ким (декабрь 1999 г.). Исследование концепций изменения тональности Ференца Листа на примере избранных произведений «Мефисто» (диссертация доктора музыкальных искусств ). Университет Северного Техаса .
  12. ^ Перейти обратно: а б Примечания к записям France Clidet.
  13. Ховард записал все сольные фортепианные пьесы Листа (более 95 компакт-дисков) и много писал о произведениях Листа.
  14. ^ Ховард , с. 4.
  15. ^ Перейти обратно: а б Уокер (1997) , с. 71
  16. ^ Ховард , с. 1.
  17. ^ Ховард , стр. 1, 3.
  18. ^ Бейкер (2005) , с. 116.
  19. ^ Бейкер (2005) , стр. 118–119.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 154a5c097bfa34fce2cbb1a7655f3399__1713608580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/99/154a5c097bfa34fce2cbb1a7655f3399.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mephisto Waltzes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)