Мефисто Вальсы
( Вальсы Мефисто нем. Mephisto-Walzer ) — четыре вальса, сочиненные Ференцем Листом в 1859–1862, с 1880 по 1881, а также в 1883 и 1885 годах. №№ 1 и 2 были сочинены для оркестра, а позже переложены для фортепиано, фортепиано. дуэт и два фортепиано, тогда как нет. 3 и 4 написаны только для фортепиано. Из четырех первая является самой популярной, ее часто исполняли на концертах и записывали. [ 1 ]
С « Вальсами Мефисто» связана « Полька Мефисто» , которая следует той же программе, что и другие произведения Мефисто .
Вальсы
[ редактировать ]№1, С.514
[ редактировать ]Самый популярный из серии и, наряду с третьим вальсом , получивший наибольшее музыкальное признание, Der Tanz in der Dorfschenke: Erster Mephisto-Walzer («Танец в деревенской гостинице: Первый вальс Мефисто») или Первый вальс Мефисто. , является вторым из двух коротких произведений, которые он написал для оркестра под названием Zwei Episoden aus Lenaus Faust . В то время как предшествовавшая ему работа «Полуночное шествие» ( Der nächtliche Zug ) исполняется редко (хотя обе работы были записаны вместе), вальс был фаворитом концертов благодаря своей страсти, чувственности и драматичности, вызывающим эмоциональное воздействие. Джеймс Хунекер » произведения описал «томную синкопированную мелодию как «один из самых сладострастных эпизодов за пределами партитуры « Тристан ». [ 2 ]
Первый «Вальс Мефисто» — типичный образец программной музыки , взяв в качестве программы эпизод из стихотворной драмы Николауса Ленау 1836 года «Фауст (не из » Гете «Фауста ). В распечатанной партитуре присутствует следующая программная заметка, взятая Листом у Ленау:
В деревенской гостинице идет свадебный пир, с музыкой, танцами, кутежом. Мимо проходят Мефистофель и Фауст , и Мефистофель побуждает Фауста войти и принять участие в празднестве. Мефистофель выхватывает скрипку из рук вялого скрипача и извлекает из нее неописуемо соблазнительные и опьяняющие звуки. Влюбчивый Фауст кружится с чистокровной деревенской красавицей в диком танце; они в безумном отчаянии выбегают из комнаты на открытое пространство, в лес. Звуки скрипки становятся все тише и мягче, и соловей поет свою любовную песню. [ 3 ]
Лист намеревался опубликовать « Вальс» одновременно с « Ночным шествием» : «...Публикация двух эпизодов «Фауста» Ленау ... Я доверяю собственному суждению Шуберта; относительно того, появится ли первой фортепианная версия или партитура, не имеет никакого значения для для меня важно лишь то, чтобы обе пьесы появились одновременно: « Ночная процессия» как №1 и «Вальс Мефисто» как №2. Между этими двумя пьесами, естественно, нет никакой тематической связи, но тем не менее они связаны; при всей контрастности чувств только из такого пуделя может возникнуть такой Мефисто!..» [ 4 ] Просьба Листа не была выполнена, и две серии были опубликованы отдельно.
Вальс задумывался как оркестровое и фортепианное произведение. Три версии: оркестровая ( S.110/2 ), фортепианный дуэт (S.599/2) и фортепианное соло (S.514), все датируются более или менее одним и тем же периодом (1859–62). Версия для фортепианного дуэта представляет собой прямую транскрипцию оркестровой версии, а версия для фортепиано соло представляет собой самостоятельное произведение. Лист посвятил произведение Карлу Таузигу , своему любимому ученику. [ 5 ] Еще две фортепианные версии, опубликованные Шубертом в 1885 году, были аранжированы доктором Фрицем Штаде и позже отредактированы Исидором Филиппом.
Оркестровая версия также имеет альтернативный, более мягкий финал, который, хотя и не такой воодушевляющий, как обычная кода, но, по мнению некоторых критиков, ближе к замыслу рассказа Ленау. [ нужна ссылка ] Хотя этот финал не часто можно услышать в концертном зале, Фриц Райнер и Джеймс Конлон его записали . Лист также предоставил два дополнительных отрывка для сольной версии для фортепиано. Неизвестно, когда Лист написал эти дополнительные отрывки, но в последние годы у него была привычка вносить изменения, преподавая свои произведения ученикам. [ 5 ]
№ 2, С.515
[ редактировать ]Второй вальс Мефисто , S.515, последовал за первым примерно на 20 лет. Его сочинение происходило в период с конца 1880 по начало 1881 года. Лист сначала написал оркестровую версию (S.111), затем основал на ней как фортепианную версию (S.515), так и версию в четыре руки (S.600). Премьера оркестровой версии состоялась в Будапеште в 1881 году. После этого исполнения Лист расширил произведение и радикально изменил финал. Ноты всех трех версий основаны на этой редакции и посвящены Камилю Сен-Сансу . [ 6 ]
Гармонично второй вальс предвосхищает Скрябина , Бузони и Бартока . Лист начинает и заканчивает произведение неразрешенным тритоном , музыкальным интервалом, известным как изображение дьявола в музыке, и музыка в целом более яростно выразительна, чем ее предшественник и « Камиля Сен-Санса » Танец смерти , который Лист транскрибировал несколько лет. ранее. [ 7 ] Произведение, несмотря на весь его диссонанс , твердо держится в ми ♭ мажоре до тех пор, пока тритон B – F не разрушает кульминацию произведения в конце произведения. [ 5 ] Этот жест оставляет финал произведения неразрешенным гармонически. [ 8 ]
№ 3, С.215а и С.216
[ редактировать ]Сочиненный в 1883 году Третий вальс Мефисто , S.216, еще дальше развивает гармонический язык, показывая аккорды, построенные по четвертям, с многочисленными пассажами нисходящих минорных трезвучий, корни которых находятся на расстоянии полутона друг от друга. Аккорд, на котором основаны эти прогрессии, по словам Алана Уокера , «трудно объяснить с точки зрения традиционной гармонии. Его лучше всего рассматривать как аккорд четверти в его последней инверсии». [ 9 ] тональном отношении музыка вытянута между фа мажором минором , ре и ре В минором . Как и в своих предшественниках, в Третьем вальсе дьявол танцует в тройном такте, в то время как другие группы из трех человек проходят мимо так быстро, что устанавливается более крупный ритм из четырех, а тройной такт вообще исчезает в сказочном отрывке ближе к завершению произведения. [ 5 ] Хамфри Сирл в своей книге «Музыка Листа » считает это произведение одним из лучших достижений Листа. [ 10 ]
Изначально этот вальс не нес в себе никакого посвящения. После того, как французская пианистка Мари Жаэль сыграла произведение для композитора (который просил ее повторять определенные отрывки снова и снова), он внес в произведение значительные изменения и посвятил его ей. Сен-Санс, преподаватель композиции Жаэль в Парижской консерватории (который также посвятил ей свой первый фортепианный концерт), так прокомментировал ее интерпретацию произведений Листа, что «только один человек в мире [помимо Листа], который может играть Листа, - Мари Жаэль». . [ 11 ] Лист не сделал оркестровой версии произведения. [ 5 ] Однако британский композитор и аранжировщик Гордон Джейкоб оркестровал это вместе с другими поздними произведениями Листа для Сэдлерса Уэллса балета «Явления» , проекта, задуманного композитором Константом Ламбертом . [ 7 ]
Первую запись этого произведения сделала Франс Клида во время ее обхода произведений Листа для Decca. [ 12 ]
№ 4, С.216б
[ редактировать ]Четвертый вальс Мефисто , S.696, остался незавершенным и не был опубликован до 1955 года. Лист работал над произведением в 1885 году. Как и второй вальс, четвертый использует вступление и коду, которые не придерживаются основной тональности . Хотя произведение в основном написано в ре мажоре , оно начинается и заканчивается в до ♯ миноре . Об этом пишет известный австралийский исследователь Листа и пианистка Лесли Ховард : [ 13 ] Во время работы над его исполнительской версией это послужило стимулом обратиться к основному материалу медленного Андантино и перепросмотреть часть быстрого Аллегро перед кодой Листа. [ 14 ] Некоторые критики не считают этот вальс таким же оригинальным, как его предшественники, и предполагают, что, если бы Лист дожил до его завершения, он мог бы добиться значительных улучшений. [ 15 ] Никакой оркестровой версии этого вальса Лист не делал.
Несмотря на то, что этот вальс не закончен, его до сих пор считают играбельным. [ 15 ] Обычно он выполняется в версии (S.216b), объединяющей завершенные быстрые внешние секции и опускающей неполную медленную среднюю часть. Ховард сделал исполнительскую версию этого вальса в 1978 году, в которой используется средняя часть, собранная из рукописных источников Листа, завершенная в соответствии с поздним стилем композитора и с минимальным количеством добавленных примечаний Ховарда. Запись этого завершения доступна в серии Hyperion «Полная фортепианная музыка Листа», а ноты, посвященные Альфреду Бренделю , были опубликованы Бэзилом Рэмси . [ 16 ] и еще раз в 1988 году издательством Orpheus Publications. Однако первая запись версии этого произведения была сделана Франс Клида во время ее обхода произведений Листа для Decca. [ 12 ]
Мелочь без тона
[ редактировать ]Bagatelle sans tonalité («Багатель без тональности»; немецкий : Bagatelle ohne Tonart ), S. 216a, иногда включается в « Вальсы Мефисто» Листа . Рукопись носит название «Четвертый вальс Мефисто». [ 17 ] и, возможно, предназначался для замены Четвертого вальса Мефисто, когда казалось, что Лист не сможет его закончить. [ 18 ] Критики отмечают сходство тонального центра между этими двумя пьесами (ре мажор) как подтверждение их композиции вскоре после друг друга в 1885 году, а также первоначальное намерение Листа создать «Багатель». [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]Эти произведения упоминаются в названии романа 1969 года « Вальс Мефисто» американского писателя Джульярдской школе пианиста, получившего образование в Фреда Мастарда Стюарта, . Композитор Джерри Голдсмит включил эти произведения в свою музыку к одноименному фильму 1971 года по роману Стюарта.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гамильтон, Раннее... (2005) , с. 80.
- ^ Юэн (1965) , с. 519.
- ^ Цитируется по Юэну (1965) , стр. 519–520.
- ↑ Из письма Листа Бренделю, Рим, 29 августа 1862 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ховард , с. 3
- ^ Музыкальные рукописи Ференца Листа в Национальной библиотеке Сечени, Будапешт , автор Мария П. Экхардт, Pendragon Press, стр. 88 ISBN 9789630541770
- ^ Перейти обратно: а б Уокер (1997) , с. 70
- ^ Гроув (1980) , 14:783.
- ^ Уокер (1997) , стр. 450–451.
- ^ Сирл (1966) , стр. 114–115.
- ^ Юнг-А Ким (декабрь 1999 г.). Исследование концепций изменения тональности Ференца Листа на примере избранных произведений «Мефисто» (диссертация доктора музыкальных искусств ). Университет Северного Техаса .
- ^ Перейти обратно: а б Примечания к записям France Clidet.
- ↑ Ховард записал все сольные фортепианные пьесы Листа (более 95 компакт-дисков) и много писал о произведениях Листа.
- ^ Ховард , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер (1997) , с. 71
- ^ Ховард , с. 1.
- ^ Ховард , стр. 1, 3.
- ^ Бейкер (2005) , с. 116.
- ^ Бейкер (2005) , стр. 118–119.
Источники
[ редактировать ]- Юэн, Дэвид, изд. (1965). Полная книга классической музыки . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ЛЦН 65-11033 .
- Гроув, сэр Джордж (1980). «Лист, Франц». В Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (20 томов). Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-23111-2 .
- Гамильтон, Кеннет , изд. (2005). Кембриджский компаньон Листа . Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64462-3 .
- Бейкер, Джеймс М. «Обзор поздних фортепианных произведений». В Гамильтоне (2005) .
- Гамильтон, Кеннет. «Ранние и веймарские фортепианные произведения». В Гамильтоне (2005) .
- Ховард, Лесли . Вальсы Листа , Лесли Ховард, фортепиано (ноты). Гиперион. CDA66201.
- Сирл, Хамфри (1966). Музыка Листа (2-е изд.). Нью-Йорк: Дувр. LCCN 66-27581 .
- Уокер, Алан (1997). Лист: Последние годы, 1861–1886 . Издательство Корнельского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мефисто Вальс № 1 , № 2 , № 3 , № 4 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Запись «Вальса Мефисто» №1 для фортепиано S. 514 (аранж. Бузони) в исполнении пианистки Сесиль Ликад из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 . формате
- Вальс №1, S.514 , в исполнении Альберто Кобо