Иоганн Георг Фауст
Иоганн Георг Фауст ( / ˈ faʊ s t , был немецким / ; ок. 1480 или 1466 – ок. 1541), также известный на английском языке как Джон Фауст / ˈ f ɔː s t ə s / странствующим алхимиком , астрологом и магом . эпохи немецкого Возрождения .
Доктор Фауст стал предметом народных легенд через десятилетия после его смерти, которые передавались в книжках, начиная с 1580-х годов, и были особенно адаптированы Кристофером Марлоу как трагический герой в его пьесе «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста» (1588 г.). -1592). Традиция Фаустбуха сохранилась на протяжении всего периода раннего Нового времени , и легенда была снова адаптирована в Иоганна Вольфганга фон Гете « скрытой драме Фауст» (1808 г.), Гектора Берлиоза музыкальном сочинении «Осуждение Фауста» (премьера состоялась в 1846 г.) и Ференца Листа произведении . Фауст-симфония 1857 года.
Исторический Фауст
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2017 г. ) |
Из-за того, что он рано стал фигурой в легендах и литературе, трудно с какой-либо уверенностью установить исторические факты о его жизни. В 17 веке даже сомневались в существовании исторического Фауста, а легендарного персонажа отождествляли с типографом из Майнца по имени Иоганн Фуст . Иоганн Георг Нойман в 1683 году обратился к этому вопросу в своем Disquisitio Historicala de Fausto praestigiatore , установив историческое существование Фауста на основе современных ссылок.
В свете записей о деятельности, охватывающей более 30 лет, два предполагаемых года рождения (1466 против 1480/1), два записанных имени (Георг против Иоганна) и два записанных места происхождения (Книттлинген против Иоганна) и два зарегистрированных места происхождения (Книттлинген против 1480/1). Гейдельберг/Хельмштетт), было предложено [ кем? ] что было два странствующих мага, называвших себя Фаустом , один Георг, действовавший ок. с 1505 по 1515 год, и еще один Иоганн, работавший в 1530-х годах.
Возможные места происхождения исторического Иоганна Фауста - Книттлинген (Манлий 1562 г.). [ неполная короткая цитата ] , Хельмштадт возле Гейдельберга или Рода . Сегодня в Книттлингене есть архив и музей, посвященные Фаусту. Барон (1978) [1] и Рюикби (2009) [2] приводят доводы в пользу Хельмштадта как места его рождения.
Год рождения Фауста указан либо как 1480/1, либо как 1466. Барон (1992) и Рюикби. [2] предпочитаю последнее. В городском архиве Ингольштадта имеется письмо от 27 июня 1528 года, в котором упоминается доктор Йорг Фаустус фон Хайдльберг . В других источниках есть Георгий Фауст Гельмштет(ensis) . Барон, разыскивая студентов из Хельмштета в архивах Гейдельбергского университета , нашел записи Георгия Хельмштеттера, написанные с 1483 по 1487 год, в которых говорится, что он получил степень бакалавра 12 июля 1484 года и магистра искусств 1 марта 1487 года.
За 1506 год имеется запись о появлении Фауста как исполнителя магических трюков и гороскопов в Гельнхаузене . В течение следующих 30 лет на юге Германии было зафиксировано множество подобных записей. Фауст выступал как врач, доктор философии, алхимик, маг и астролог, и его часто обвиняли в мошенничестве. Церковь объявила его богохульником, состоящим в союзе с дьяволом. Фауст также предположительно присоединился к протестантизму. [3]
Иоганн Тритемий в письме к Иоганну Вирдунгу от 20 августа 1507 года предупреждает последнего о неком Георгии Сабелликусе , обманщике и мошеннике, называющем себя Георгием Сабелликусом, Фаустом младшим, fons некромантикорум, астрологом, магом секундусом и т. д. По словам Тритемия, в Гельнхаузене и Вюрцбурге Сабеллик кощунственно хвастался своими силами, утверждая даже, что легко может воспроизвести все чудеса Христа. Тритемий утверждает, что Сабелликус получил должность преподавателя в Зикингене в 1507 году, которой он злоупотребил, занимаясь содомией со своими учениками-мужчинами, уклоняясь от наказания благодаря своевременному побегу. [4]
Конрад Мутиан Руфус в 1513 году вспоминает встречу с хиромантиком по имени Георгий Фауст, Гельмифей Гейдельбергский (вероятно, от гемифея , «полубога Гейдельберга»), подслушавшего его тщеславное и глупое хвастовство в эрфуртской гостинице.
23 февраля 1520 года Фауст находился в Бамберге , составляя гороскоп для епископа и города, за что получил сумму в 10 гульденов . [1] : 42
В 1528 году Фауст посетил Ингольштадт , откуда вскоре был изгнан. В 1532 году он, кажется, пытался проникнуть в Нюрнберг, согласно нелестной записке, сделанной младшим мэром города, чтобы «отказать в свободном проходе великому нигроманту и содомиту доктору Фаусту» ( Doctor Faustus, dem großen Sodomiten und Nigromantico in fut glait). аблайнен ). Более поздние записи дают более положительный вердикт; так, тюбингенский профессор Иоахим Камерариус в 1536 году признает Фауста уважаемым астрологом, а врач Филипп Бегарди из Вормса в 1539 году хвалит его медицинские познания. Последнее прямое свидетельство о Фаусте датируется 25 июня 1535 года, когда его присутствие было зафиксировано в Мюнстере во время анабаптистского восстания .
Смерть Фауста датируется 1540 или 1541 годом. Предположительно он погиб в результате взрыва алхимического эксперимента в «Отеле цум Лёвен» в Штауфене-им-Брайсгау . Сообщается, что его тело было найдено в «серьезно изуродованном» состоянии, что было истолковано так, что дьявол пришел забрать его лично своими врагами-клерикалами и учеными. [5] В 1548 году теолог Иоганн Гаст в своих «праздничных проповедях» утверждает, что Фауст умер ужасной смертью и продолжал поворачивать лицо к земле, несмотря на то, что тело несколько раз переворачивали на спину. В своем отчете 1548 года Гаст также упоминает личную встречу с Фаустом в Базеле, во время которой Фауст предоставил повару странную птицу. По словам Гаста, Фауст путешествовал с собакой и лошадью, и ходили слухи, что собака иногда превращалась в слугу.
Другой посмертный отчет - это отчет Иоганна Манлия, основанный на заметках Меланхтона , в его Locorum communium Collectanea, датируемом 1562 годом. По словам Манлия, Иоганнес Фауст был личным знакомым Меланхтона и учился в Кракове . Рассказ Манлия уже пропитан легендарными элементами, и его нельзя принимать за чистую монету как исторический источник. Манлий рассказывает, что Фауст хвастался, что победы германского императора в Италии произошли благодаря его магическому вмешательству. В Венеции он якобы пытался взлететь, но был сброшен на землю дьяволом. Иоганнес Вир в «de prestigiis daemonum» (1568 г.) рассказывает, что Фауст был арестован в Батенбурге за то, что он рекомендовал местному капеллану по имени Дорстениус использовать мышьяк , чтобы избавиться от щетины. Дорстениус намазал лицо ядом, в результате чего потерял не только бороду, но и большую часть кожи, - анекдот, который, по словам Вира, он слышал от самой жертвы. Филипп Камерариус в 1602 году все еще утверждает, что слышал рассказы о Фаусте непосредственно от людей, которые встречали его лично, но из публикации 1587 года Фаустбуха , становится невозможным отделить исторические анекдоты от слухов и легенд.
В городе Бад-Кройцнах есть ресторан Faust Haus, построенный, как сообщается, в 1492 году. [6] на месте «дома легендарного магистра Иоганна Георга Сабеллика Фауста».
Приписанные произведения
[ редактировать ]Есть несколько отпечатков гримуаров или магических текстов, приписываемых Фаусту. Некоторые из них искусственно приурочены к его жизни, либо к «1540», либо к «1501», «1510» и т. д., некоторые даже к необоснованно ранним датам, например «1405» и «1469». На самом деле гравюры датируются концом 16 века, ок. 1580 г., т. е. тот же период развития фольксбухской традиции. [7] Текст Хелленцванга также сохранился в рукописных версиях конца 16 века. Рукопись ок. 1700 г. под титулом Докторис Йоханнис Фаусти Моренштерн, практикующий Höllenzwang genant Der schwarze Mohr. Ann(o) MCCCCVII (то есть «1407») включает текст, который в печати известен как Dr. Faustens sogenannter schwartzer Mohren-Stern, gedruckt zu London 1510 . Варианты «Хёлленцванга », приписываемые Фаусту, продолжали публиковаться в течение следующих 200 лет, вплоть до 18 века. [8]
- 1501 Доктор Фаустен тройной Хелленцванг (Рим 1501, Энгель (1885) № 335 )
- 1501 Geister-Commando ( Tabelle Rabelaine Geister Commando, т.е. Общая цитата о белой и черной магии ), Рим (перепечатка Scheible 1849, ARW, "Moonchild-Edition" 3, Мюнхен, 1977)
- 1501 Четырёхкратное побуждение Д.Фауста в ад (Рим 1501, Энгель (1885) № 336 ; перепечатка Scheible 1849, ARW "Moonchild-Edition" 4, Мюнхен 1976, 1977)
- 1505 Черная Каббала доктора Джона Фауста (Пассау 1505, Энгель (1885) № 337 ; перепечатка Scheible 1849 , ARW "Moonchild-Edition" 2, Мюнхен 1976, 1977)
- 1510 Черная лестница доктора Джона Фауста Лондон, Энгель (1885) нет. 343 .
- 1520 Тройное адское принуждение Фауста ( D.Faustus Magus Maximus Kundlingensis Original Dreyfacher Höllenzwang id est Die Ägyptische Schwarzkunst ), «Египетская нигромантия, магические печати для призыва семи духов. (перепечатка ARW «Moonchild-Edition» 3, Мюнхен, 1976, 1977)
- 1524 г. Йоханнис Фаусти Руководство Höllenzwang (Виттенберг 1524 г., переиздание Scheible 1849, ARW "Moonchild-Edition" 6, Мюнхен 1976, 1977)
- 1527 Praxis Magia Faustiana (Пассау, переиздание Scheible 1849, ARW "Moonchild-Edition" 4, Мюнхен, 1976, 1977)
- 1540, Фаусти Хелленцванг или Книга чудесного искусства и чудес (Виттенберг 1540, переиздание Scheible 1849, ARW "Moonchild-Edition" 4, Мюнхен 1976, 1977)
- Великое и могущественное побуждение доктора Фауста в ад (Прага, переиздание ARW "Moonchild-Edition" 7, Мюнхен, 1977)
- 1669? Доктор Книга Иоганна Фаустена «Чудесное искусство и чудеса» или «Черный ворон», также называемая тройным принуждением ада (Лион MCDXXXXXXIX, переиздание ARW «Moonchild-Edition» 7, Мюнхен, 1977)
- DI Фаусти Шварцер Рабе (без даты, 16 век, перепечатка Scheible 1849, ARW, "Moonchild-Edition" 3, Мюнхен, 1976, 1977)
- 1692 г. Большой и могущественный морской дух доктора Фауста, в котором Люцифер и три морских духа призваны для извлечения сокровищ из воды (Амстердам, переиздание ARW "Moonchild-Edition" 1, Мюнхен, 1977 г.)
Эти работы были собраны и отредактированы в Das Kloster Дж. Шайбле (1849) и основаны на Шайбле в 1976 и 1977 годах Arbeitsgemeinschaft für Religions und Weltanschauungsfragen , в «Moonchild-Edition», а также снова как факсимиле Посейдона Пресса и Фурье. Издательский.
Фауст в легендах и литературе
[ редактировать ]«История фон Д. Иоганна Фаустена», напечатанная Иоганном Шписом в 1587 году, немецкая книга о грехах Фауста, находится в начале литературной традиции персонажа Фауста . Оно было переведено на английский язык в 1587 году, где привлекло внимание Кристофера Марло . В книге Марло «Трагическая история доктора Фауста» 1589 года Фауст изображен как архетипический адепт магии эпохи Возрождения . В 17 веке произведения Марлоу были вновь представлены в Германии в виде популярных пьес, которые со временем превратили Фауста в просто комическую фигуру для народного развлечения. Между тем, сборник «Шпионов» был отредактирован и взят с выдержками Г. Р. Видманом и Николаусом Пфитцером и, наконец, анонимно переиздан в модернизированной форме в начале 18 века под названием Faustbuch des Christlich Meynenden . Это издание получило широкую известность и было также прочитано Гете в юности. Как резюмировал Рихард Стехер, эта версия представляет собой рассказ о молодом человеке по имени Иоганн Фауст , сыне крестьянина, который изучает теологию в Виттенберг , помимо медицины, занимался астрологией и «другими магическими искусствами». Его безграничное стремление к знаниям заставляет его вызвать в лесу недалеко от Виттенберга дьявола, который появляется в образе грейфрайара , называющего себя Мефистофелем .
Фауст заключает договор с дьяволом, обещая свою душу в обмен на 24 года службы. Дьявол производит фамулюса Кристофа Вагнера и пуделя Прэстиджара, чтобы они сопровождали Фауста в его приключении. Фауст продолжает жить жизнью, полной удовольствий. В Лейпциге он выезжает из Ауэрбаха Келлера на бочке. В Эрфурте он разливает вино со стола. Он посещает Папу в Риме, султана в Константинополе и кайзера в Инсбруке. Через 16 лет он начинает сожалеть о своем договоре и хочет выйти из него, но дьявол убеждает его возобновить его, вызывая в воображении Елену Троянскую , от которой у Фауста родился сын по имени Юстус. Когда 24 года подходят к концу, появляется « Сатана , глава демонов» и объявляет о смерти Фауста наступающей ночью. Фауст в сцене «Тайной вечери» в Римлихе прощается с друзьями и призывает их к покаянию и благочестию. В полночь из комнаты Фауста доносится сильный шум, а утром ее стены и пол обнаруживаются забрызганными кровью и мозгами, глаза Фауста лежат на полу, а его труп во дворе.
Обработки легенды о Фаусте в XVI–XVIII веках включают:
- Иоганн Шпис: История фон Д. Иоганна Фаустена (1587)
- Книга Вагнера (1593 г.)
- Книга Видмана «Фауст» (1599 г.)
- Доктор Великое и могущественное побуждение Фауста в ад (Франкфурт, 1609 г.)
- Доктор Иоганнес Фауст, Естественная и неестественная магия (Пассау, 1612 г.)
- Книга Фауста Пфитцера (1674 г.)
- Доктор Великий и могучий морской дух Фауста (Амстердам, 1692 г.)
- Книга Вагнера (1714 г.)
- Книга Фауста Кристиана Мейнендена (1725 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Барон, Франк (1978), Доктор Фауст: от истории к легенде , Вильгельм Финк Верлаг
- ^ Jump up to: а б Рюикби, Лео (2009), Фауст: жизнь и времена волшебника эпохи Возрождения , The History Press , стр. 26–27.
- ^ Ханнан, Мартин (27 октября 2011 г.). Харви Уоллбенгерс и Тэм О'Шантерс: Книга эпонимов - Люди, которые ... - Мартин Ханнан - Google Книги . Кингс Роуд. ISBN 9781843588696 . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Энгель (1885), стр. 2–4 .
- ^ «Штауфен» . 17 сентября 2008 года . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «Магистр Фауст Хаус» . TripAdvisor . Проверено 21 октября 2017 г.
- ^ Энгелю (1885) известно пятнадцать гравюр (№ 335–349, стр. 154–157), датированных между 1501 и 1540 годами. Номер Энгеля. 334 ( Dr.John Faustus Miracul-Kunst-und Wunder-Buch , переиздано в Kloster , том 2, 852–897) датирован MCDXXXXXXIX, т.е. 1469 годом.
- ^ Zisska & Lacher, номер лота. 67, аукцион 9–11 ноября 2016 г. (продана за 2750 евро)
- Фрэнк Бэрон, «Кем был исторический Фауст? Интерпретация упущенного из виду источника», Дафнис 18 (1989), 297–302.
- Карл Энгель, Сочинения Фауста с XVI века до середины 1884 года (1885).
Библиография
[ редактировать ]- Фрэнк Бэрон: Доктор Фауст: от истории к легенде. Мюнхен: Финк 1978. ISBN 3-7705-1539-0
- Фрэнк Барон: Фауст на суде. Происхождение «Истории» Иоганна Шписа в эпоху охоты на ведьм. Тюбинген: Нимейер 1992. ISBN 3-484-36509-9
- Фриц Брукнер, Франц Хадамовский: Венские стихи Фауста от Страницкого до смерти Гете. Вена 1932 год.
- Карл Кизеветтер : Фауст в истории и традициях . Берлин 1921 г.
- Гюнтер Махал: Фауст: Исследования на вечную тему . Neuried: ars una 1998 (перепечатка документов о Фаусте с пояснениями). ISBN 3-89391-306-8
- Гюнтер Махал: Фауст. Следы загадочной жизни . Рейнбек под Гамбургом: Ровольт, 1995. ISBN 3-499-13713-5
- Франк Мёбиус (ред.): Фауст: приближаясь к мифу. Каталог выставки. Геттинген: Валленштейн 1995.
- Филлипс, Уолтер Элисон (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 210–213.
- Лео Рюикби : Фауст: Жизнь и времена волшебника эпохи Возрождения . История Пресс 2009. ISBN 978-0-7509-5090-9
- Карл Тенс: История первой фигуры с XVI века до наших дней . Майзенхайм 1948.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общая немецкая биография [ постоянная мертвая ссылка ]
- Легенды о Фаусте
- Народная книга Др. Фауст в Библиотеке Августана.
- Музей Фауста в Книттлингене
- Фауст как зеркало истории: Лекция в рамках цикла « Наука, технологии и этика»
- Хронология Фауста
Гримуары, приписываемые Фаусту
[ редактировать ]- Книга Чудес и Волшебства Доктора Иоганна Фауста Черного Ворона Ада . , также называемая Тройным Принуждением
- Magia naturalis et innaturalis, или тройное принуждение из ада, последний завет и искусство печати - Часть I (Google Книги)
- Magia naturalis et innaturalis, или тройное принуждение из ада, последний завет и искусство печати - Часть IV (Google Книги)