Сцены из «Фауста» Гете

Сцены из «Фауста» Гете ( Szenen aus Goethes Faust ) — музыкально-театральное произведение композитора Роберта Шумана . Эту работу называют вершиной его достижений в области драматической музыки. [ 1 ] Произведение было написано между 1844 и 1853 годами и рассчитано для хора SATB, хора мальчиков, оркестра и ряда сольных партий, которые, даже с дублированием, требуют семи солистов, хотя и восьми (три сопрано, два меццо, один тенор, один баритон и один бас) — обычное число для выступления. Шуман никогда не видел, чтобы все три части произведения исполнялись на одном концерте или публиковались вместе. [ 2 ] Эрик Сэмс комментирует: «Нет никакой связности в оркестровке, которая явно датируется двумя разными периодами (ручные валторны в Части III, клапанные валторны в других местах)», что привело его к выводу, что Шуман не задумывал произведение в целом, хотя Идеи исполнения конца девятнадцатого века означают, что в современную эпоху произведение преимущественно слышат со всеми тремя частями.
Работа Шумана над тем, что он назвал ораторией, началась в 1842 году. Это было чуть более десяти лет после смерти Иоганна Вольфганга фон Гете , который завершил вторую часть драматической поэмы «Фауст» на последнем курсе. [ 3 ] Многие современные читатели Фауста находили эпическую поэму Гете сложной и трудной для понимания. Сам Гете заявил, что только Моцарт способен написать музыку к нему (хотя Моцарт умер в 1791 году, почти за 20 лет до завершения первой части «Фауста» ).
Шуман объяснил важность стоящей перед ним задачи в письме Феликсу Мендельсону в 1845 году : «О любом композиторе будут судить не только по его трактовке одного из основополагающих и наиболее широко известных произведений немецкой литературы, но также настраивает себя на сравнение с Моцартом». [ 4 ] Тем не менее, несмотря на выраженные Шуманом сомнения по поводу этой работы, ее назвали «выдающимся произведением». [ 1 ] Шуман «[очень] чувствителен к всеохватности драмы Гете[.]» От мрачной и напряженной увертюры произведения до его элегантного и спокойного завершения Шуман широко открывает «многообразный музыкальный мир», который связно объединяет элементы « Ложь , опера ужасов, большая опера, оратория и церковная музыка». [ 1 ]
Музыка Шумана предполагает борьбу добра и зла, лежащую в основе творчества Гете, а также бурные поиски Фаустом просветления и мира. [ 4 ] После увертюры музыка изображает ухаживание Фауста за Гретхен. Для истории Гретхен Шуман использует оперную музыку, начиная с любовного дуэта, переходя к страстной и отчаянной арии Гретхен и заканчивая церковной сценой. [ 4 ] Вторая часть произведения открывается резким контрастом: с одной стороны, живая, свежая музыка Ариэль и духов призывает Фауста насладиться красотами природы; с другой стороны, в следующей сцене беспокойная оркестровка Шумана выдвигает на первый план заблуждения Фауста, услышавшего о сотворении нового мира и его восторженном обещании вечного настоящего. [ 4 ] Заключительные сцены, подводящие произведение к его спокойному, но нерешённому завершению, содержат одни из лучших хоровых произведений Шумана. [ 4 ]
Сцены из «Фауста» Гете часто упускались из виду в впечатляющем творчестве Шумана, но с 1970-х годов они возродились. Это произведение считается одним из самых трогательных произведений Шумана и вершиной его типичного романтического интереса к внемузыкальному (и особенно литературному) потенциалу музыкального выражения. [ 5 ]
Вокальные роли
[ редактировать ]- Фауст (баритон)
- Гретхен (сопрано)
- Ариэль (тенор)
- Мефистофель (бас)
- Доктор Марианус (баритон)
- Одна из кающихся (сопрано)
- Злой дух (бас)
- Отец Экстатик (тенор),
- Патер Серафикус (баритон),
- Отец Дип (бас),
- Дорогая (сопрано),
- Нужда (сопрано),
- Вина (Альт),
- Хочу (альт),
- Марта (сопрано),
- Великая грешница (сопрано),
- Самаритянка (Альт),
- Матер Глориоза (Высшая),
- Мария Египетская (Альт).
Плюс 8-частный двойной хор, 4-частный детский хор.
оркестровка
[ редактировать ]2 флейты, пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, бас-туба, литавры, арфа и струнные.
Структура
[ редактировать ]- Увертюра ре минор
- Часть первая
- Свидание в саду Марты - Ты знал меня, о маленький ангел (Фауст, Гретхен, Мефистофель, Марта)
- Обращение Гретхен к Матери Скорби - Ach neige, Schmerzenreiche (Гретхен)
- В соборе - Ви Андерс, Гретхен, военный режиссёр (Гретхен, Злой Дух, Хор)
- Часть вторая
- Восход солнца - Ты, парящий вокруг этой головы в воздушном кругу (Ариэль, Духи, Фауст)
- Полночь - Меня зовут недостаток (Хотение, Вина, Забота, Нужда, Фауст)
- Смерть Фауста - Давай! Войдите! (Мефистофель, Лемуры, Фауст)
- Часть третья - Преображение Фауста.
- Лес, она приближается (Припев)
- Вечное блаженство (Pater Ecstaticus)
- Как скалистая пропасть у моих ног (Pater Profundus, Pater Seraphicus, Chorus)
- Спасен благородный член (Ангелы, Хор)
- Здесь взгляд ясен (Доктор Мариан)
- Dir, der Unberührbaren (Доктор Мариан, Великая Грешница, Самаритянка, Мария Египетская, Кающаяся, Блаженные мальчики, Гретхен, Славная Мать)
- Chorus mysticus – Все преходящее – всего лишь притча (Припев)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джон Даверио: «Шуман, Роберт», изд. Grove Music Online . Л. Мэйси (по состоянию на 26 октября 2007 г.), < http://www.grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine >.
- ^ Сэмс, ЭрикСамс (1972). «Шуман и Фауст». Музыкальные времена . 113 (1552): 543–6. дои : 10.2307/955099 . ISSN 0027-4666 . JSTOR 955099 .
- ^ «Гете, Иоганн Вольфганг ван», Энциклопедия Колумбии , 6-е изд. (2001–2005) (по состоянию на 26 октября 2007 г.), [1] .
- ^ Jump up to: а б с д и Энн Фини: «Сцены из «Фауста» Гете», Путеводитель для всех СМИ (по состоянию на 26 октября 2007 г.), < https://www.allmusic.com/work/c12266 >.
- ^ Брайан Шлотель: «Шуман, Роберт (Опера)», изд. Grove Music Online . Л. Мэйси (по состоянию на 26 октября 2007 г.), < http://www.grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine >