Геновева
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2008 г. ) |
Геновева | |
---|---|
Опера Роберта Шумана | |
![]() Геновева в лесном уединении , картина Людвига Рихтера (1841 г.) | |
Либреттист |
|
Язык | немецкий |
На основе | Женевьева Брабантская |
Премьера | 25 июня 1850 г. Городской театр , Лейпциг |

Геновева , соч. 81 — опера в четырёх действиях Роберта Шумана в жанре немецкого романтизма на либретто Роберта Райника и композитора. Единственная опера, когда-либо написанная Шуманом, она была впервые исполнена 25 июня 1850 года в Городском театре в Лейпциге под дирижированием композитора. За время премьеры она была представлена всего три раза, и негативная критика в прессе сыграла решающую роль в решении Шумана не писать вторую оперу.
Геновева основана на истории Женевьевы Брабантской , средневековой легенде, действие которой происходит в 8 веке и, по общему мнению, основано на жизни Марии Брабантской 13 века, жены Людовика II, герцога Баварии . История приобрела популярность в первой половине XIX века, прежде всего в Германии благодаря различным театральным постановкам. Две декорации этого периода, Людвига Тика « пьеса Leben und Tod der heiligen Genoveva» ( «Жизнь и смерть святой Дженовевой» ) и Кристиана Фридриха Хеббеля пьеса «Genoveva» , послужили основой для либретто оперы.
Сюжет оперы имеет некоторое сходство с вагнеровским « Лоэнгрином» , написанным в тот же период, когда Шуман писал «Геновьеву» .
Genoveva никогда не завоевала большую популярность у аудитории, но ее продолжают регулярно возрождать по всему миру и записывали несколько раз.
История состава
[ редактировать ]Шуман выразил желание написать оперу еще в 1842 году и был очарован возможностями опер, основанных на традиционных немецких легендах. Его записные книжки этого периода показывают, что, среди прочего, Шуман считал рассказы о Нибелунгах , Лоэнгрине и Тиле Уленшпигеле хорошими кандидатами для постановки в немецкой опере .
Шуман начал работу над Дженовевой в конце периода сильной депрессии. В начале 1840-х годов, разочарованный как большим общественным уважением, которым пользовалась его жена Клара Шуман , ведущая пианистка, а также композитор с громкой карьерой гастролирующего виртуоза, так и тем фактом, что ему не предложили пост директора. Лейпцигского Гевандхауса депрессия Шумана усилилась. В 1844 году он и Клара переехали в Дрезден , где его депрессия со временем смягчилась, и он начал работу над рядом композиций, в том числе над «Геновевой» .
Находясь в Дрездене, Шуман встретил Рихарда Вагнера , чьи обескураживающие комментарии к либретто Шумана для Геновевой обострили отношения между двумя композиторами. Однако, со своей стороны, Шуман восхищался драматическим воздействием опер Вагнера, и влияние музыки Вагнера отразилось в партитуре «Геновевой» . Действительно, некоторые музыкальные приемы, использованные в опере, такие как плавная сквозная музыка (т.е. отсутствие речитативов) и отсутствие чисто виртуозных вокальных моментов, представляют собой личные интерпретации Шумана и адаптации композиционных методов Вагнера.
Хотя недавно построенный театр Дрезденской оперы Земпера отказался поставить «Геновеву» , к большому гневу Шумана, в конце концов он добился постановки в Лейпциге.
История выступлений
[ редактировать ]Билефельдская опера вновь открыла для себя Дженовеву в 1995 году, представив первую постановку в мире за более чем 70 лет. под управлением Джеффри Мулла и режиссера Кати Челлник Опера Opera была дана восемь заметных представлений. Лондонский журнал написал, что
По впечатлению, произведенному энергичным дирижированием Джеффри Моулла, можно сказать, что театральная музыка Шумана более правдоподобна, более напряжена и более захватывающа, чем считалось до сих пор. [ 1 ] [ 2 ]
Североамериканская премьера на концерте в церкви Эммануэль в Бостоне 2 апреля 2005 года завершилась овациями стоя.
Опера была представлена Цюрихской оперой в феврале 2008 года и снова Оперным университетским колледжем в Лондоне в марте 2010 года.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 25 июня 1850 г. Дирижер: Роберт Шуман |
---|---|---|
Геновева , жена Зигфрида | сопрано | Кэролайн Майер |
Голо, главный слуга Зигфрида | тенор | Теодор Видеманн |
Зигфрид, граф Брабанте | баритон | Луи Брассен |
Хидульф, епископ Трира | баритон | Вильке |
Маргарета, служащая | сопрано | Кэролайн Гюнтер-Бахманн |
Драго, старый стюард | бас | Генрих Саломон |
Бальтазар, слуга Зигфрида | бас | Генрих Штюрмер |
Каспар, охотник | баритон | Мейснер |
Анджело | баритон | комната |
Конрад, батрак Зигфрида | баритон | |
Припев: Дамы, рыцари, солдаты |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Акт 1
- Опера начинается с того, что Хидульф, епископ Трира, призывает христианских рыцарей Брабанта присоединиться к крестовому походу Карла Мартелла против внушающего страх сарацинского завоевания Европы. Зигфрид, граф Брабанте, отвечает на звонок. Готовясь отправиться на войну, он поручает свою жену Дженовеву своему молодому слуге Голо.
- Акт 2
- Несмотря на непреодолимое желание Голо к ней, Дженовева упорно отвергает его ухаживания. Разъяренный этими отказами, Голо пытается отомстить Дженовевой, устроив ловушку, чтобы дискредитировать ее. Однажды ночью Голо протаскивает Драго, старого стюарда, в спальню Дженовьевы, чтобы инсценировать супружескую измену, свидетелями которой затем становятся другие слуги, которых Голо привел на место происшествия. В ярости слуги убивают Драго, а Дженовьеву заключают в тюрьму за прелюбодеяние.
- Акт 3
- Слухи об этой воображаемой измене доходят до Зигфрида, который затем приказывает Голо казнить Дженовеву. Призрак Драго появляется перед Маргаретой и говорит ей, что, если она не раскроет правду, она умрет.
- Акт 4
- Когда двух вооруженных людей отправляют убить Дженовеву, ее жизнь спасается благодаря вмешательству немого и глухого мальчика. Затем Зигфрид обнаруживает предательство Голо и восстанавливает честь своей жены.
Музыка
[ редактировать ]Геновева написана для 2-х флейт, 2-х гобоев, 2-х кларнетов, 2-х фаготов, 4-х валторн, 2-х труб, 3-х тромбонов, литавр и струнных.
Шуман жадно интересовался традицией немецкоязычной оперы , к тому времени имея хорошо зарекомендовавшую себя родословную в произведениях Моцарта и Вебера . Он интересовался музыкой современных представителей оперы в Германии, таких как Маршнер и Вагнер, и знал музыку «Фиделио » Бетховена .
Шуман стремился интегрировать в Genoveva новый подход к опере, который демонстрировали оперы Вагнера: он писал для оркестра с более тяжелым содержанием духовых инструментов, чем того требовали классические модели, такие как «Волшебная флейта» или даже «Фиделио». Он также опустил речитатив - недавнее нововведение Вагнера, которое разделило бремя более равномерного изложения сюжета оперы между либретто и музыкой. Романтические темы оперы родственны не только «Лоэнгрину» , с которым ее сюжет имеет много общего, но и многим произведениям Вагнера. Вагнер, как и Шуман, проявлял живой интерес к искусству и культуре средневековья, что отчасти было связано с романтическими возрожденцами, такими как Шиллер и Эйхендорф .
Следуя Вагнеру, а также в соответствии с давней склонностью Шумана к шифрам и закодированным сообщениям в музыке, Дженовева использует лейтмотивы; например, Голо представлен нисходящей квинтой, а затем пунктирным ритмом, ступенчато возрастающим через второстепенную треть. Во всей опере повторяется этот лейтмотив, связанный также с мучениями Геновевой. Знаменитая хоральная тема, которая начинает действие оперы, построена на родственном мотиве, который снова характеризует случаи или упоминания о религиозном благочестии и рыцарстве на протяжении всей оперы. [ 3 ]
Линда Сигел пишет об опере: «Озабоченность Шумана взаимодействием между его персонажами, кстати, привела его к принятию удивительно развитой для того времени системы музыкальных образов: чрезвычайно сложную паутину музыкальных символов в «Дженовьеве» нельзя найти у Вагнера до «Тристана». '. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Театр в Билефельде 1975–1998 , Кербер Верлаг, Билефельд, редакторы: Хайди Визе, Хайнер Брунс, Александр Грубер, Фриц Штокмайер 1998, ISBN 3-933040-03-5
- ^ «Одинокая опера Шумана обрабатывается с осторожностью» Ричарда Дайера, The Boston Globe , 4 апреля 2005 г. (только аннотация)
- ^ Доусон, Энн (1962). Развитие лейтмотива в немецкой романтической опере от Вебера до Вагнера (Диссертация). Университет штата Огайо . п. 62.
- ^ Сигел, Линда (1972). «Шуман». Сравнительная драма . 6 (4): 257–273. ISSN 0010-4078 . JSTOR 41152592 .