Соната для скрипки № 1 (Шуман)
Соната для скрипки | |
---|---|
№ 1 | |
Шуман Роберт | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Опус | 105 |
Составленный | Сентябрь 1851 г. |
Выполненный | Март 1852 г. |
Опубликовано | 1851 |
Издатель | Хофмайстер |
Движения | 3 |
Соната для скрипки № 1 ля минор, соч. 105 Роберта Шумана было написано 12–16 сентября 1851 года. [ 1 ] Сообщается, что Шуман выразил недовольство произведением («Мне не понравилась первая Соната для скрипки и фортепиано; поэтому я написал вторую , которая, надеюсь, оказалась лучше»). Это был также год премьеры Рейнской симфонии , а среди сочинений существенная переработка Четвертой симфонии , Третьего фортепианного трио , оратории «Роза Пильгерфарт» , ряда фортепианных произведений и двух его концертных увертюр « Юлий Цезарь» ( по Шекспиру ) и «Герман и Доротея» по Гете .
Первое частное выступление состоялось 16 октября 1851 года Клары Шуман и Вильгельма Йозефа фон Василевского . [ 2 ] Его официальная премьера состоялась Кларой Шуман и Фердинандом Давидом в марте 1852 года. [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]Соната состоит из трех частей:
- Со страстным выражением лица
- Аллегретто
- Живой
Со страстным выражением лица
[ редактировать ]Первая часть начинается страстно, с темы, впервые сыгранной на скрипке и поддающейся, как и многие другие темы Шумана, канонической обработке; Шуман однажды сам отметил этот факт. Эта тема служит для того, чтобы представить компактную, энергичную сонатную форму, продвигаемую вперед за счет экономного использования ритмов (новые темы часто основаны на тех же ритмах, что и старые, а также пересекаются с ними). Соната также обусловлена интенсивностью, добавляемой канонической трактовкой тем, вращающейся вокруг небольшого количества кульминаций и приближающихся к ним, одной из которых является повторное появление вступительной темы в сильно замедленной форме, непосредственно предшествующей (и последующей без нее). пауза) перепросмотр.
Кода состоит из двух частей: тихая, поддерживаемая педалью FE, с несколькими повторениями основной темы, набирающей интенсивность и ведущей к разделу (большую часть страницы), в котором скрипка играет шестнадцатыми нотами, фортепиано в основном аккордами, пока конечные гармонии ля мажор – ля минор – си уменьшенная – ми мажор – ля минор.
Аллегретто
[ редактировать ]Интермеццо в быстром темпе где-то между медленной частью и скерцо, в форме рондо с двумя эпизодами (фа мажор и ре минор, последний Bewegter ).
Живой
[ редактировать ]Финал начинается с темы, похожей на ту, которая открывает Феликса Мендельсона второе фортепианное трио . Движение шестнадцатой ноты доминирует во всей экспозиции, присутствует во всех тактах, за исключением нескольких. Группа тем фа мажор появляется примерно в середине экспозиции из пятидесяти восьми тактов, но быстро возвращается к основному потоку ля минор. В разработке вводятся новые темы, в основном основанные на материале экспозиции (некоторые путем дополнения и других вариаций), и они обрабатываются, опять же, канонически, прежде чем постепенно вводить песенный эпизод. Это также основано на основном материале части и является лишь кратким моментом, в течение которого можно расслабиться перед возвращением спешащих шестнадцатых. Переходный отрывок ведет к перепросмотру, который примерно на двадцать тактов совпадает с аналогичным отрывком в экспозиции. Однако материал, ведущий ко второй группе, на этот раз открывается в до мажоре, а не в ля миноре, а вторая группа звучит в ля мажоре.
Темам мажорного тона на этот раз уделяется немного меньше места, прежде чем ля минор возвращается в виде тихой пары октав, фа в тремоло в левой руке и ля в правой, время от времени чередующихся с суетящимися шестнадцатыми; над которым скрипка дважды играет более длинную версию своей основной темы из первой части, затем крещендо присоединяется к безумию вечного движения фортепиано, пока не достигается воспоминание о канонической теме, которая положила начало развитию - теперь играется сфорцандо (mit Виолончель, пишет также Шуман), открывающая последнюю стадию коды, акцентирующая натиск финальных аккордов шестнадцатью тактами спустя.
Соната была опубликована Хофмейстером в 1852 году или, возможно, в конце 1851 года. [ 4 ] как соната для фортепиано и скрипки, а не для скрипки и фортепиано. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перри, Беате Джулия (2007). Кембриджский компаньон Шумана в Google Книгах . Издательство Кембриджского университета. стр. 123. ISBN 0-521-78341-0 .
- ^ Вильгельм Йозеф фон Василевский, «Семьдесят лет», Лейпциг, 1897, с. 125.
- ^ «Архивная копия» . uk.geocities.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 года . Проверено 14 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ OCLC 69041409 или см. «Гофмейстеры Монацберихте» . Февраль 1852 г. с. 24 . Проверено 22 января 2013 г. ; несколько ранний список 1852 года соответствует публикации 1851 или 1852 года.
- ^ Перри, соч. цит. , с. 146.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Выступление Сьюзи Парк (скрипка) и Дины Вайнштейн (фортепиано) из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 . формате
- Заметки Мидори к сонате
- Подробнее о хронологии сонаты и подробном описании
- Соната для скрипки № 1 Шумана на Classical Connect
- Соната для скрипки № 1 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур