Симфония № 3 (Шуман)
Симфония 3 ми ♭ , мажор № соч. 97, также известная как Рейнская , — последняя симфония, написанная Робертом Шуманом , хотя и не последняя опубликованная. Он был написан со 2 ноября по 9 декабря 1850 года, а премьера состоялась 6 февраля 1851 года в Дюссельдорфе под управлением самого Шумана. [ 1 ] и был встречен неоднозначными отзывами, «от безоговорочной похвалы до недоумения». Однако, по словам А. Питера Брауна, зрители аплодировали между каждым движением, и особенно в конце произведения, когда оркестр присоединился к ним в поздравлении Шумана, выкрикивая «ура!». [ 2 ]
Биографический контекст
[ редактировать ]На протяжении всей своей жизни Шуман исследовал множество музыкальных жанров, включая камерную , вокальную и симфоническую музыку. Хотя Шуман написал неполную симфонию соль минор еще в 1832–1833 годах (первая часть которой была исполнена дважды и не вызвала особого энтузиазма), [ 3 ] он начал серьезно сочинять симфонический жанр только после того, как получил поддержку жены в 1839 году. [ 4 ]
Шуман быстро добился успеха как симфонический композитор после своего оркестрового дебюта с тепло принятой Первой симфонией , написанной в 1841 году и премьера которой состоялась в Лейпциге под управлением Феликса Мендельсона . Работа, которая позже была опубликована как его Четвертая симфония , также была закончена в 1841 году. В 1845 году он сочинил свою Симфонию до мажор, которая была опубликована в 1846 году как № 2 , а в 1850 году - Третью симфонию. К концу своей карьеры Шуман сочинил в общей сложности четыре симфонии.
Опубликованная нумерация симфоний не является хронологической, поскольку его Четвертая симфония 1841 года не была хорошо принята на премьере в Лейпциге ; Шуман отозвал партитуру и исправил ее десять лет спустя в Дюссельдорфе. Эта окончательная версия была опубликована в 1851 году после публикации «Рейнской» симфонии.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония рассчитана для двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов в B ♭ , двух фаготов , четырех валторн в E ♭ , двух труб в E ♭ , трех тромбонов , литавр и струнных .
Анализ
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна. | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Симфония состоит из пяти частей:
- Живой
- Скерцо : Очень умеренное (до мажор ).
- Не быстро ( ля ♭ мажор )
- Торжественный ( ми ♭ минор )
- Живой
В типичном исполнении эта симфония длится примерно 33 минуты.
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть, «Lebhaft» (живая), следует модели крупномасштабной сонатной формы XIX века . Симфония начинается сразу с героической темы ми ♭ мажор , исполненной для полного оркестра. Сильный гемиолический ритм основной темы возвращается на протяжении всего движения, придавая постоянный толчок вперед. Этот толчок вперед позволяет мелодиям этого движения парить над линиями тактов. Переход происходит от тоники к срединной , соль минор, с использованием вновь введенного в струнные мотива, состоящего из энергичных восходящих восьмых, соседствующих с материалом основной темы. Второстепенная тема рассчитана на духовые инструменты, а ее менее ритмичный драйв имеет более мягкий характер. Экспозиция B разворачивается с возвращением гаммы переходной и основной темы, заканчивающейся доминантой ♭ из . мотива Шуман не повторяет экспозицию, а скорее заставляет струнные и фагот переходить от унисона B ♭ к F ♯ , что приводит к взрыву тройного форте в неожиданной тональности соль мажор, обозначающему начало ноты. разработка . Раздел развития состоит в основном из трех основных тем экспозиции. Шуман умело перемещается по множеству тональностей на протяжении почти 200 тактов, ни разу не возвращаясь к E ♭ , пока не появится доминирующее вступление, предшествующее кульминационному и триумфальному возвращению главной темы в основной тональности. В типичном исполнении это движение длится примерно 9 минут.
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть, «Sehr mäßig» (очень умеренная), написана до мажор и заменяет скерцо. Форма этого движения представляет собой синтез традиционного менуэта и трио , темы и вариаций. Вступительная тема основана на лендлере , немецком народном танце. Сначала это разыгрывается на нижних струнах и фаготах, а затем повторяется и варьируется. Вторая тема с ощущением «трио» — ля минор , играемая духовыми. Шуман использует педальную точку C на протяжении всего этого раздела, что весьма необычно не потому, что это педальная точка, а скорее потому, что C является третьей нотой, а не основной нотой ля минор. После этой средней части деревенская тема возвращается, исполняемая для всего оркестра, и уменьшается до тех пор, пока только виолончели эту тему не играют и фаготы, заканчиваясь мягким пиццикато . В типичном представлении это движение длится примерно 6 минут.
Третья часть
[ редактировать ]Третья часть, «Nicht schnell» (не быстрая), находится в субдоминанте ля ♭ мажор. Отсутствие литавр и медных духовых инструментов в сочетании со статической гармонией (часть никогда не отклоняется далеко и надолго от A ♭ ) создает момент спокойного покоя в середине симфонии. В тематическом построении используются длинные красивые темы, которые постоянно подталкиваются этим дружелюбным маленьким мотивом из четырех хроматически восходящих шестнадцатых нот, часто на четвертой доле такта. В типичном представлении это движение длится примерно 5 минут.
Четвертое движение
[ редактировать ]Четвертая часть («Соборная» часть), «Feierlich» (торжественная), призвана предложить «торжественную церемонию», на которой архиепископ стал кардиналом в Кельнском соборе. Ключевой подписью является 3-бемоль, но большая часть движений на самом деле выражена в ми-бемоль минор (6 квартир). Часть начинается со сфорцандо восьмой ноты E ♭ минорного аккорда в струнных, который сразу же переходит в пианиссимо валторну и тромбонный хорал . Это красивое и навязчиво тихое письмо низких медных духовых инструментов является общеизвестно трудным местом в исполнении, поскольку до этого момента тромбоны вообще не играли. Эта обширная тема озвучена духовыми и первыми скрипками в восьмых нотах, ускоряя темп более чем вдвое по сравнению с предыдущим, когда вступительное заявление подходит к завершению. После заключения вступительного слова тема используется в имитации, в основном с интервалом в четвертую и пятую части, и в сочетании с ускоренной версией. После этого темп меняется на тройной размер, где первая тема подвергается серии контрапунктическое лечение. Пока размер возвращается к двойному размеру, духовые и духовые играют переплетающиеся контрапунктические линии самой обширной формы темы, в то время как струны продвигаются вперед с постоянными 16-ми нотами. Это завершается аккордом E ♭ минор, и после паузы в одну долю раздаются неожиданные фанфары си мажор , на которые затем отвечают струны пианиссимо, повторяя их в ми ♭ минор. При повторении ритмическое движение замедляется, и в конце можно услышать фрагменты темы. В типичном представлении это движение длится примерно 6 минут.
Пятая часть
[ редактировать ]В пятой части пьеса возвращается к ми ♭ мажору в двухметровом размере с энергичным ощущением финала. Первая тема возвращает атмосферу деревенского танца из предыдущих частей симфонии, написанную для полного оркестра. Шестнадцать тактов спустя появляется вторая, более легкая, но столь же энергичная тема. Эти темы разнообразны и имитируются по мере того, как движение стремительно движется вперед к своему героическому завершению в ми ♭ мажоре. В типичном представлении это движение длится примерно 6 минут.
Модели
[ редактировать ]В целом Шуман использовал симфонии Бетховена в качестве основной модели для своего симфонического творчества, но Франца Шуберта и он также использовал Девятую симфонию симфонии Феликса Мендельсона и концерты в качестве ориентира . В частности, он использовал Мендельсона как пример того, как «песенные формы могут быть интегрированы в темы развития». [ 5 ] В своем обзоре симфоний Шумана Браун предполагает, что основными моделями его Третьей симфонии являются Третья и Шестая симфонии Бетховена и Гектора Берлиоза Фантастическая симфония . [ 6 ]
Как и во второй части Шестой симфонии Бетховена, вторая часть Третьей симфонии Шумана представляет собой музыкальное изображение текущей реки Рейн, а в творчестве Бетховена вторая часть представляет собой изображение текущего ручья. В обеих пьесах эта образность обусловлена плавными восьмыми нотами волнового контура. Одно из самых ярких различий между подходами Бетховена и Шумана к использованию программных элементов в своих симфониях заключается в том, что Бетховен фактически оставил название своей второй части: «Szene am Bach» (Сцена у ручья). Шуман также первоначально оставил название, которое переводится как «Утро на Рейне», но перед публикацией оно было удалено. [ 6 ]
Причиной удаления названия Шуманом была его вера в то, что предоставление внемузыкальной программы навяжет слушателю определенное мнение о музыке. В пользу этого говорит следующая цитата Шумана: «Если глаз однажды направлен в определенную точку, ухо уже не может судить самостоятельно». [ 7 ] Шуман также однажды сказал, что «мы не должны показывать миру свое сердце: общее впечатление от произведения искусства лучше; по крайней мере, тогда нельзя будет делать никаких нелепых сравнений». [ 6 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Даверио, Джон ; Сэмс, Эрик . «§18: Режиссер в Дюссельдорфе, 1850–54». Шуман, Роберт . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 апреля 2010 г.
- ^ Браун (2007) , с. 291.
- ^ Даверио, Джон ; Сэмс, Эрик . «§4: Открытия и разочарования: Лейпциг, 1830–33». Шуман, Роберт . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 апреля 2010 г.
- ^ Даверио, Джон ; Сэмс, Эрик . «§11: Симфонический год, 1841». Шуман, Роберт . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 20 апреля 2010 г.
- ^ Хэннинг, Барбара Руссано (1998). Краткая история западной музыки . Нортон. п. 432.
- ^ Перейти обратно: а б с Браун (2007) , с. 278.
- ^ Авраам, Джеральд , изд. (1952). Шуман на симпозиуме . Издательство Оксфордского университета . п. 181 . Проверено 27 сентября 2023 г.
- Браун, А. Питер (2007). Симфонический репертуар, том III, часть A: Европейская симфония ок. От 1800 до ок. 1930: Германия и страны Северной Европы . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беттичер, Вольфганг (1981). «О технике композиции и оригинальной версии «Симфонии III» Роберта Шумана». Acta Musicologica , vol. 53, № 1, стр. 144–156.
- Масгрейв, Майкл (1996). «Симфония и симфонические сцены: вопросы структуры и контекста в «Рейнской» симфонии Шумана». В книге Крейга Эйри и Марка Эвериста, ред., « Аналитические стратегии и музыкальная интерпретация: очерки музыки девятнадцатого и двадцатого веков» . (Издательство Кембриджского университета), стр. 120–148.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 3 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур