Фортепианный квартет (Шуман)
Фортепианный квартет | |
---|---|
Шуман Роберт | |
![]() Титульный лист первого издания (1845 г.) с автографом композитора. | |
Ключ | Ми ♭ мажор |
Опус | 47 |
Составленный | 1842 |
Преданность | Матье Вельгорски |
Опубликовано | 1845 |
Продолжительность | в. 27 минут |
Движения | четыре |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 8 декабря 1844 г. |
Расположение | Лейпциг |
Исполнители |
|
Фортепианный квартет ми ♭ мажор, соч. 47, была написана Робертом Шуманом в 1842 году для фортепиано, скрипки, альта и виолончели. Написанная в продуктивный период, когда он создал несколько крупномасштабных произведений камерной музыки , она была описана как «творческий двойник» его фортепианного квинтета , законченного неделями ранее. Хотя он и посвящен русскому виолончелисту Матье Вельгорскому , он был написан с мыслью о жене Шумана Кларе , которая будет пианисткой на премьере 8 декабря 1844 года в Лейпциге .
Произведение состоит из четырех частей . Первая часть имеет сонатную форму и начинается с гимноподобного вступления, которое ведет к более фигуральной части. Вторая часть, скерцо , представляет собой быстрое стаккато , движущееся по гамме соль минор , с двумя контрастирующими трио частями . Третью часть ( Andante cantabile ) назвали кульминацией произведения, она содержит одну из самых красивых тем для виолончели периода романтизма . Финал включает контрапунктическое письмо и содержит множество отсылок к предыдущим частям.
На премьере Фортепианный квартет был хорошо принят. Сегодня он признан кульминацией практически всех предыдущих исследований фортепианного квартета как жанра того времени, формируя основу для дальнейшего развития композиторов.
Фон
[ редактировать ]
Фортепианому квартету ми ♭ мажор предшествует Фортепианный квартет до минор, WoO E1, который Шуман сочинил в 1829 году, ближе к концу своего первого года обучения в Лейпциге. Возможно, вдохновлен Моцарта . Фортепианным квартетом соль минор [ 1 ] и явно под влиянием Шуберта Фортепианного трио № 2 , [ 2 ] на тот момент это было самое заметное достижение Шумана. [ 3 ] и «на удивление отточенная работа для человека, который еще не имел формального образования в области композиции». [ 2 ] Тем не менее, Фортепианный квартет до минор оставался неизданным до 1979 года. [ 4 ]
Шуман не сочинял никакой крупной камерной музыки до 1842 года, когда он написал несколько крупных произведений для различных инструментов. Первыми были его три струнных квартета, соч. 41 , которые были завершены к июлю, за которым последовал Фортепианный квинтет, соч. 44 , написанный с сентября по октябрь. Фортепианный квартет был набросан с 24 по 30 октября и записан в чистом виде с 7 по 26 ноября; в конце рукописи имеется надпись «Лейпциг, 26 ноября 1842 г.». [ 5 ] После квартета он написал Fantasiestücke для фортепианного трио, соч. 88 в декабре, а также Анданте и вариации для двух фортепиано, валторны и двух виолончелей, соч. 46 с января по февраль 1843 года. [ 6 ]

Как и Фортепианный квинтет, Фортепианный квартет был написан с его жене Кларе мыслью о , хотя и был посвящен графу Матье Вельгорскому , русскому виолончелисту и импресарио . [ 7 ] Частное исполнение произведения состоялось 5 апреля 1843 года в доме Шуманов в Лейпциге, с Кларой за фортепиано, которая описала квартет в своем дневнике как «прекрасное произведение, такое молодое и свежее, как если бы это было его первое исполнение». ". [ 7 ] После внесения нескольких правок 24 августа 1843 года Шуман предложил работу издателю Фридриху Свистлингу и получил гонорар в размере 100 талеров . После нескольких задержек из-за турне Шуманов по России в 1844 году, где произведение было исполнено на частном концерте, оно было опубликовано в мае 1845 года. [ 8 ] Рукопись сегодня хранится в Берлинской государственной библиотеке , а первоначальные наброски утеряны. [ 9 ]
Премьера состоялась 8 декабря 1844 года в Гевандхаусе в Лейпциге с Кларой Шуман (фортепиано), Фердинандом Давидом (скрипка), Нильсом Гаде (альт) и Францем Карлом Виттманном (виолончель). [ 10 ] в рамках прощального концерта Шуманов, уезжавших из Лейпцига в Дрезден . [ 11 ] [ 8 ]
Отношения с Фортепианным квинтетом
[ редактировать ]По мнению ученого Шумана Джона Даверио , Фортепианный квартет можно интерпретировать как «творческий двойник» Фортепианного квинтета, также в мажор ми , и объединяющий фортепиано с набором струнных . [ 12 ] Хотя обе они демонстрируют «экстравертную, яркую сторону творческого гения композитора», он не считал их близнецами, поскольку отсутствие одной скрипки в фортепианном квартете создает более интимное и индивидуальное звучание, в котором не ощущается неоклассический тон. в Квинтете. [ 13 ]
По сравнению с гораздо более распространенным фортепианным трио , добавление альта в фортепианный квартет добавляет плотности текстуре среднего ансамбля диапазона , что может привести к резким контрастам между фортепиано и струнными. [ 14 ] Этот эффект становится еще более выраженным, когда добавляется еще одна скрипка: в Фортепианом квинтете фортепиано и струнные противостоят друг другу как отдельные музыкальные силы, струны часто представляют собой концертный аккомпанемент фортепиано. Фортепианный квартет, напротив, подчеркивает камерную фактуру, в которой инструменты пронизывают единый ансамбль. Особенно это заметно в медленном движении. [ 5 ]
Форма
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняют Менахем Пресслер и струнный квартет Эмерсона. | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Пьеса состоит из четырех частей с обратным обычным порядком внутренних частей:
- Очень поддерживается – Весело, но не слишком.
- Скерцо: Очень живое – Трио I – Трио II
- Анданте кантабиле
- Финиш: Оживленный
Спектакль длится около 27 минут.
Очень поддерживается – Весело, но не слишком.
[ редактировать ]Краткое вступление первой части ( Sostenuto assai ) напоминает гимн с четырех- и пятичастной гармонией , где все струны используют двойные остановки для достижения аккордовой текстуры. [ 15 ] Это приводит к более фигуральному и абстрактному Allegro ma non troppo ( мм. 13f.), которое имеет сходство по тону с Бетховена Квартетом « Арфы » и Трио Эрцгерцога . [ 13 ] Три ярких аккорда ведут к доминирующей септаккорде , при этом правая рука фортепиано воспроизводит первую тему : [ 16 ]
Вторая тематическая группа начинается внезапно в доминанте соль минор после полного закрытия тоники , вызывая «поразительное, хотя и временное нарушение гармонического ритма»: [ 16 ]
Временное возвращение к Состенуто (мм. 125 и далее) приводит к другому разделу Аллегро (мм. 136 и далее), в котором темы развиваются . Кода с пометкой Più agitato (мм. 320f.) завершает движение. [ 17 ]
Скерцо: Очень живое – Трио I – Трио II
[ редактировать ]Хотя скерцо отмечено Molto vivace , оно не такое буйное, как у Мендельсона ; Говорят, что на протяжении всего движения проявляется «слегка зловещий подтекст». [ 18 ] По мнению музыковеда Бэзила Смоллмана , это намекает на «ауру фантазии», обнаруженную в различных частях «Крейслерианы» Шумана и в постановке «Es leuchtet meine Liebe» Генриха Гейне . [ 16 ]
Скерцо представляет собой быстрое стаккато, движущееся вверх и вниз по гамме соль минор : [ 19 ]
присутствуют два контрастных трио В родственных тональностях . [ 18 ] Первое трио возникает из того же импульса, что и тема скерцо: [ 20 ]
Второе трио было описано как «полностью Шуманское», включающее серию продолжительных синкопированных аккордов: [ 20 ]
Анданте кантабиле
[ редактировать ]Andante cantabile — лирическое песенное движение, полное романтизма. [ 19 ] По мнению музыковеда Карла Бёмера, это изюминка произведения, в котором представлена одна из самых красивых тем для виолончели периода романтизма . [ 21 ] Музыкальный писатель Джеймс Келлер назвал ее одной из самых «возвышенных» мелодий Шумана, «совершенной в своем балансе, душевности и кажущейся простоте», отметив, что она представляет собой «один из волшебных Шумановских моментов, когда кажется, что вся вселенная задерживает дыхание». ". [ 18 ] Основная тема раскрывается в «рапсодической» манере через пять вариаций, прерываемых хоральным эпизодом соль ♭ мажор и завершающихся кодой. [ 22 ]
Раздел | Отрывок | Аудио | ||
---|---|---|---|---|
А | Тема | Виолончель | Продолжительность: 45 секунд. | |
Где. В | Квазиканон . : скрипка и виолончель | Счет |
Продолжительность: 43 секунды. | |
Вар. II | Дуэт: фортепиано и альт | Счет |
Продолжительность: 44 секунды. | |
Б | Хоральный эпизод | Счет |
Продолжительность: 2 минуты 0 секунд. | |
А' | Вар. III | Дуэт: альт и скрипка | Счет |
Продолжительность: 39 секунд. |
Где. IV | Квазиканон: скрипка и альт. | Счет |
Продолжительность: 40 секунд. | |
Var. V | Виолончель | Продолжительность: 44 секунды. | ||
Кода | Финал является прототипом | Счет |
Продолжительность: 42 секунды. |
В коде вводится трехнотная фигура, подвергающаяся спиралевидной серии мелодических и гармонических транспозиций . Даверио посчитал эти последние 14 тактов одними из «самых запоминающихся отрывков во всей камерной музыке Шумана», вызывая в воображении «психологическое состояние, в котором время и пространство, кажется, упразднены». [ 23 ] В необычном применении скордатуры виолончель настраивает нижнюю C до B ♭ , чтобы она могла действовать как педальная нота . [ 13 ] Смоллман назвал это «гениальной партитурой, но вряд ли она принесет большую пользу участвующему исполнителю». [ 24 ]
Эта часть вдохновила Брамса на создание его фортепианного квартета до минор , где медленная часть также открывается соло на виолончели в аналогичном стиле. [ 13 ]
Финиш: Оживленный
[ редактировать ]Финал, построенный частично на фугальных , частично на сонатных линиях, открывается трехнотной фигурой из коды предыдущей части: [ 13 ] [ 24 ]
За экспозицией и развитием следует повторение и развитие предыдущего развития. В этой части много отсылок к предыдущим частям: начало второй группы напоминает синкопированный мотив медленной части (мм. 31f), развитие отсылает к коде медленной части и «отклоняющейся арабеске» в ля ♭ мажоре в перепросмотр напоминает первое трио скерцо. [ 13 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Премьера прошла успешно: критик Allgemeine musikalische Zeitung назвал Фортепианный квартет «произведением, полным духа и жизненной силы, которое, особенно в двух внутренних частях, было самым прекрасным и привлекательным, объединяющим богатство прекрасных музыкальных идей с стремительными полетами воображение», добавив, что «он наверняка будет встречен повсюду с бурными аплодисментами, как это было здесь». [ 8 ]
Смоллман отметил, что Фортепианный квартет никогда не пользовался таким же признанием, как Фортепианный квинтет, во многом потому, что его основные темы менее привлекательны. Однако он назвал это «во многих отношениях более мощным произведением и, с его богатством контрапунктического письма, более убедительно построенным». Он признал оба произведения кульминацией практически всех предыдущих исследований соответствующих жанров, сформировав основу для дальнейшего развития композиторов. [ 25 ] В течение по крайней мере столетия после сочинений Шумана для фортепиано и струнных инструментов значение произведений для аналогичных ансамблей в камерной музыке возросло. Шуман установил романтическую модель, которой многие композиторы испытывали искушение подражать, особенно композиторы, находящиеся под влиянием австро-германских идеалов, такие как Брамс и Дворжак ; это продолжение можно проследить, по крайней мере, до времен Шенберга и Хиндемита . [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Chernaik 2018 , Chapter 1.
- ^ Перейти обратно: а б Даверио 1997 , с. 51.
- ^ Дженсен 2011 , с. 24.
- ^ Кребс 1999 , с. 263.
- ^ Перейти обратно: а б Лейзингер 2006 , с. IV.
- ^ Дженсен 2011 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б Келлер 2011 , стр. 423.
- ^ Перейти обратно: а б с Leisinger 2006 , p. V.
- ^ «Роберт Шуман: Фортепианный квартет ми-бемоль мажор, соч. 47» . Институт Брамса (на немецком языке) . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Вальдерзее, Пауль фон (1882). Сборник музыкальных лекций. Том 4 (на немецком языке). Лейпциг: Breitkopf & Härtel . п. 36.
- ^ Гек 2013 , с. 178.
- ^ Даверио 1997 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Даверио 1997 , с. 260.
- ^ Келлер 2011 , стр. 423–424.
- ^ Смоллман 1994 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с Смоллман 1994 , с. 48.
- ^ Мюррей 2015 , с. 361.
- ^ Перейти обратно: а б с Келлер 2011 , с. 424.
- ^ Перейти обратно: а б Chernaik 2018 , Chapter 11.
- ^ Перейти обратно: а б Учитывая 2000 г. , с. 2.
- ^ Бёмер, Карл. «Роберт Шуман. Фортепианный квартет ми-бемоль мажор, соч. 47» . Вилла Музыка (на немецком языке) . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Даверио 1997 , с. 261.
- ^ Даверио 2002 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Смоллман 1994 , с. 50.
- ^ Смоллман 1994 , с. 51.
- ^ Смоллман 1994 , с. 53.
Источники
[ редактировать ]- Чернаик, Юдит (2018). Шуман: Лица и маски . Альфред А. Кнопф . ISBN 978-0-451-49446-7 .
- Даверио, Джон (1997). Роберт Шуман: вестник «новой поэтической эпохи» . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-585-33154-6 .
- Даверио, Джон (2002). Пересекающиеся пути: Шуберт, Шуман и Брамс . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-535096-8 .
- Донат, Миша (2000). Буклет к записи Hyperion CDA67175 (PDF) . Гиперион Рекордс .
- Гек, Мартин (2013). Роберт Шуман: Жизнь и творчество композитора-романтика . Перевод Спенсера, Стюарта. Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-28469-9 .
- Келлер, Джеймс (2011). Камерная музыка: Путеводитель для слушателя . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-538253-2 .
- Кребс, Харальд (1999). Пьесы-фэнтези: метрический диссонанс в музыке Роберта Шумана . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-511623-6 .
- Лейзингер, Ульрих (2006). Шуман. Фортепианный квартет ми-бемоль мажор, соч. 47 (Urtext) . Мюнхен: Г. Хенле Верлаг . ИСМН 979-0-2018-0737-9.
- Мюррей, Люси Миллер (2015). Камерная музыка: обширное руководство для слушателей . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-4422-4342-2 .
- Дженсен, Эрик Фредерик (2011). Шуман (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-983068-8 .
- Смоллман, Бэзил (1994). Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-816640-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Джули Хеджес (2013). «Изучай, копируй и побеждай: камерная музыка Шумана 1842 года и переработка классической сонатной формы» . Журнал музыковедения . 30 (3): 369–423. дои : 10.1525/jm.2013.30.3.369 . ISSN 0277-9269 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианный квартет : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур