Фортепианный квинтет (Шуман)
Фортепианный квинтет | |
---|---|
Шуман Роберт | |
![]() Роберт Шуман , литография Йозефа Крихубера , 1839 год. | |
Ключ | Ми-бемоль мажор |
Опус | 44 |
Составленный | 1842 |
Преданность | Клара Шуман |
Выполненный | 18 января 1843 г Гевандхаус Лейпциг .: |
Опубликовано | 1843 |
Движения | 4 |
Фортепианный квинтет ми -бемоль мажор , соч. 44 Роберта Шумана была написана в 1842 году и в следующем году получила свое первое публичное исполнение. Фортепианный квинтет Шумана, известный своим «экстравертным, ярким» характером, считается одним из лучших его произведений и главным произведением камерной музыки девятнадцатого века . [ 1 ] Написанное для фортепиано и струнного квартета , произведение произвело революцию в инструментах и музыкальном характере фортепианного квинтета и сделало его типичным романтическим жанром.
Автограф рукописи произведения хранится в Университетской и Государственной библиотеке Бонна. [ нужна ссылка ] .
Состав и производительность
[ редактировать ]
Шуман сочинил свой фортепианный квинтет всего за несколько недель в сентябре и октябре 1842 года, в ходе так называемого Года камерной музыки. До 1842 года Шуман вообще не писал камерной музыки , за исключением раннего фортепианного квартета, написанного в 1829 году. После женитьбы на Кларе в 1840 году Шуман обратился к сочинению песен, камерной музыки и оркестровых произведений. Во время своего годичного занятия камерной музыкой в 1842 году он исполнил три струнных квартета, соч. 41, фортепианный квинтет, соч. 44; Фортепианный квартет, соч. 47; и Phantasiestücke для фортепианного трио, соч. 88. Работа Шумана в тот год носила жизнерадостный характер; Джон Даверио считает Фортепианный квинтет «творческим двойником» Фортепианного квартета , написанного несколько недель спустя, оба из которых демонстрируют «экстравертную, яркую сторону творческого гения композитора». [ 2 ]
Шуман начал свою карьеру прежде всего как композитор для клавишных инструментов; после того, как он начал писать для струнного квартета, по словам Джоан Чизелл, «воссоединение с фортепиано», спровоцированное фортепианным квинтетом, дало «его творческому воображению… новую жизнь». [ 3 ]
Шуман посвятил фортепианный квинтет своей жене Кларе . Она должна была исполнить партию фортепиано в первом частном исполнении квинтета 6 декабря 1842 года в доме Генриетты Фойгт и ее мужа Карла. [ 4 ] Однако она заболела, и Феликс Мендельсон вмешался, читая с листа «дьявольскую» фортепианную партию. [ 5 ] Предложения Мендельсона Шуману после этого выступления привели к пересмотру внутренних частей, включая добавление к третьей части второго трио. [ 5 ]
Клара Шуман действительно играла партию фортепиано на первом публичном выступлении квинтета, которое состоялось 8 января 1843 года в Лейпцигском Гевандхаусе . Клара назвала работу «великолепной, полной энергии и свежести». [ 5 ] На протяжении всей своей жизни она часто исполняла квинтет. [ 6 ] Заметное выступление произошло в 1852 году, когда Шуман попросил, чтобы младший пианист Юлиус Тауш заменил Клару в квинтете, объяснив это тем, что «мужчина лучше это понимает». [ 6 ]
Инструментарий и жанр
[ редактировать ]Фортепианный квинтет Шумана написан для фортепиано и струнного квартета (две скрипки , альт и виолончель ).
Соединение Шумана фортепиано с обычным струнным квартетом отразило изменение технических возможностей фортепиано и культурное значение квартета. К 1842 году струнный квартет стал считаться самым значительным и престижным из ансамблей камерной музыки, а достижения в конструкции фортепиано увеличили его мощность и динамический диапазон. Объединяя фортепиано и струнный квартет, квинтет Шумана в полной мере использует выразительную способность этих сил в сочетании, чередуя разговорные пассажи между пятью инструментами с частями, похожими на концерты , в которых объединенные силы струн сосредоточены против фортепиано. В то время, когда камерная музыка выходила из салонов в публичные концертные залы, Шуман переосмыслил фортепианный квинтет как музыкальный жанр, «подвешенный между частной и публичной сферами», по словам Даверио, чередующийся между «квазисимфоническим и, более конкретно, камерным» звучанием. как элементы». [ 2 ]
Влияние Бетховена и Шуберта на фортепианный квинтет
[ редактировать ]Тови отмечает формальное влияние, которое Бетховен оказал на квинтет. Он утверждает, что длинная кода финальной части представляет собой типично бетховенский прием, и сравнивает квинтет в этом отношении с девятым и четырнадцатым струнными квартетами. Он пишет, что скерцо настолько отражает его стиль, что «почти могло быть взято из Бетховена». [ 7 ]
Даверио утверждал, что на квинтет повлияло Фортепианное трио № 2 ми-бемоль мажор Шуберта, произведение, которое Шуман изучал и интенсивно исполнял в течение нескольких месяцев в 1828–1829 годах и которым он очень восхищался, назвав его «бессмертным трио» Шуберта. " [ 8 ] Оба произведения написаны в тональности ми-бемоль, содержат траурный марш во второй части и завершаются финалами, драматически воскрешающими более ранний тематический материал, композиционной техникой, называемой циклической формой . [ 8 ]
Анализ
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняют Менахем Пресслер и струнный квартет Эмерсона. | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Пьеса состоит из четырех частей в стандартной схеме быстро-медленно- скерцо -быстро:
- Яркий веселый
- В порядке марша. Немного широкий
- Шутка: Очень живо
- Веселый, но не слишком
I. Блестящее Аллегро
[ редактировать ]
Первая часть отмечена Allegro brillante . Это движение раскрывает много материала, который снова появляется в произведении позже. Он контрастирует с обильным материалом, отражающим блестящую, дикую сторону Шумана, как он описал Шумана в образе Флорестана, с более медленными, «евсевианскими» частями большой страсти. [ 9 ]
движения Энергичная основная тема открывается минимами и характеризуется широкими, восходящими интервалами. Тови пишет об этой теме, что использование прыжков вверх настолько поразительно, что «невозможно, чтобы виолончель совершила случайный прыжок на октаву в минимах, не подразумевая первую тему». [ 10 ] Контрастная вторая тема, обозначенная как dolce , достигается после переходного участка, отмеченного взглядами на более отдаленные тональности. Он представлен как дуэт виолончели и альта, и его «тающая романтика». [ 5 ] Характер типичен для пылкого вдохновения Шумана в этом квинтете.
Центральное развитие состоит в основном из виртуозной фигурации на фортепиано, основанной на уменьшении третьего и четвертого тактов вступительной темы, которая модулируется между двумя энергичными высказываниями последней ля-бемоль и фа минор. При втором появлении фигура более или менее точно транспонируется на тон вниз, чтобы вернуться к тонической тональности. После стандартного повторения основных тем короткой энергичной кодой движение завершается . В целом по форме вступительное «Аллегро» плотно организовано, но является отклонением от бетховенской модели. Тови пишет: «Он пишет совершенно новый тип сонатного произведения; такой, который соотносится с классической сонатой примерно так же, как очень красивая и сложная мозаика соотносится с пейзажной картиной». [ 10 ]
II. В порядке марша. Немного широкий
[ редактировать ]
Основная тема (А) этого движения — похоронный марш. [ 5 ] до минор. Он чередуется с двумя контрастирующими эпизодами: один — лирическая тема (В), исполняемая первой скрипкой и виолончелью, второй (С), Agitato , исполняемый фортепиано под струнный аккомпанемент, представляющий собой трансформацию главной темы, замаскированную изменениями в ритм и темп. Все это образует семичастное рондо :
- А (до минор)
- B (до мажор)
- А (до минор)
- C (вариант ля, фа минор)
- А' (до минор)
- B' (фа мажор)
- А (до минор)
Переход между траурным маршем и эпизодом «Агитато» повторно использует на фортепиано и скрипке нисходящие октавы, появляющиеся в конце экспозиции первой части (см. рисунок). Это один из нескольких моментов в квинтете, где Шуман создает единство всех частей, тонко повторно вводя тематический материал. меняется Тема A, похоронный марш, по возвращении после части Agitato с быстрыми триолями на фортепиано и контрапунктом, напоминающим предыдущий эпизод для первой скрипки и виолончели, в то время как второе появление си фа мажор также происходит с обогащенным фортепиано. сопровождение.
III. Шутка: Очень живо
[ редактировать ]
Основной участок этого оживленного движения почти полностью построен на восходящих и нисходящих гаммах. Есть две тройки . Трио I соль-бемоль мажор — лирический канон для скрипки и альта. Трио II, добавленное по предложению Мендельсона , представляет собой вечный мотоцикл с сильным акцентом , 2
4- метровые и беспокойно модулирующие, преимущественно минорные тональности резко контрастируют с 6
8 и относительная стабильность остальных. Поскольку Мендельсон отметил, что эта часть недостаточно «живая», Шуман переписал ее, добавив шестнадцатых нот, что сделало ее очень требовательной к струнным, особенно к виолончели. [ 11 ] После третьего и последнего появления скерцо короткая кода, основанная на гаммах, завершает часть, в последних тактах проскальзывает отсылка к Трио I.
IV. Веселый, но не слишком
[ редактировать ]
Финал начинается соль минором, на аккорде до минор, а не на тонике . Часть в целом имеет необычную форму, которая частично отражает, но в конечном итоге побеждает частые трудности Шумана с традиционной сонатной формой в его более масштабных инструментальных частях. Оригинальное обращение с формой и тональностью резко контрастирует с во многом традиционной формальной организацией предыдущих трех частей.
Ниже приводится краткое изложение основных тем и ключевых областей:
- м. 1 : Тема соль минор A 1
- м. 21 : Тема ми-бемоль мажор A 2
- м. 29 : Ре минор А 1
- м. 37 : Си-бемоль мажор A 2
- м. 43 соль мажор : Тема B (с важным мотивом B' , впервые представленным альтом в 54), B сама по себе является уменьшенной версией A 2 .
- м. 77 : Си минор-мажор А 1
- м. 114 : Тема C ми мажор-соль-диез минор (в сопровождении B ')
- м. 136 : соль-диез минор A 1
- м. 148 : Ре-диез минор А 1
- м. 156 : Си мажор А 2
- м. 164 : Си-бемоль минор A 1
- м. 172 : соль-бемоль мажор A 2
- м. 178 : Си-бемоль мажор, перепросмотр
- м. 212 : соль минор ля 1
- м. 224 : Тема ми-бемоль мажор D
- м. 248 : Фугато на А 1
- м. 274 : Ми-бемоль мажор C (B'), перепросмотр
- м. 319 : Ми-бемоль мажор, фугато на A 1 в сочетании с вступительной темой первой части, Allegro brillante.
- м. 378 : Ре-бемоль мажор ре, перепросмотр
- м. 402: Кода
Основные темы A 1 , A 2 , B и C представлены в первых 135 тактах, что делает это начало примерно эквивалентным сонатной экспозиции . Однако тоническая тональность почти полностью отсутствует, а музыка в основном остается соль минор/мажор до появления лирической темы до в удаленной тональности ми мажор в m. 114. Музыка переходит в соль-диез минор, чтобы начать то, что по сути является перепросмотром в m. 136, где B возвращается в ми-бемоль, чтобы наконец установить истинную тонику в m. 178, очень поздно в длительном движении.
Однако еще предстоит раскрыть более 200 тактов, почти полностью в тонике. Во время курса Шуман вводит еще одну тему, синкопированное ре, повторяет лирическую тему до в тонике и развивает музыку дальше через два пассажа фугато, второй неожиданно и впечатляюще включает в себя основную тему вступительного Allegro brillante. и объединив ее с вступительной темой А 1 , наконец услышанной в тонике.
Этот переворот, возможно, был вдохновлен аналогичным слиянием тем в . Мендельсона квартете ми-бемоль ор. 12 . [ 12 ] Это также, вероятно намеренно, напоминает кульминационные контрапунктические финалы таких произведений, как Моцарта Симфония Юпитера . Движение в целом можно отметить повторным появлением вступительной темы A 1 , похожей на рондо, которая последовательно избегает тонической тональности до финального фугато; за новаторскую тональную схему, сочетающую в себе беспокойные модуляции традиционного сонатного развития с идеей перепросмотра в тонике; и за успешную интеграцию контрапункта в неконтрапунктическую формальную структуру.
Прием и влияние
[ редактировать ]Фортепианный квинтет Шумана получил широкое признание и множество подражаний. [ 13 ] Его успех прочно утвердил фортепианный квинтет как важный и по сути романтический жанр камерной музыки. [ 14 ] Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34 Иоганна Брамса , переработанная из более ранней сонаты для двух фортепиано (которая сама по себе является переработкой более раннего струнного квинтета) по настоянию Клары Шуман, была одним из многих более поздних фортепианных квинтетов, которые демонстрируют влияние Шумана и перенимают его выбор инструментов.
Фортепианный квинтет Шумана не смог угодить хотя бы одному взыскательному слушателю: Ференц Лист услышал произведение, исполненное в доме Шумана в 1848 году, и назвал его «слишком лейпцигерским», отсылкой к консервативной музыке композиторов из Лейпцига , особенно Феликса Мендельсона . Шуман очень обиделся на это замечание, особенно потому, что Мендельсон, который был большим другом Шумана и которого Шуман несколько боготворил, умер всего за год до этого. По некоторым сведениям, Шуман бросился на Листа и схватил его за плечи. В конце концов Лист извинился. [ 13 ] Шуман не забыл небрежной обиды Листа и несколько раз упоминал о ней в письмах к Листу. Отношения Листа с Шуманами так и не были полностью восстановлены. [ 15 ]
Использование в более позднем искусстве и музыке.
[ редактировать ]Тема похоронного марша второй части широко используется в качестве основной темы в фильме и Александр» Фанни Ингмара Бергмана « и играется на скрипке персонажем Рутгера Хауэра Лотосом, в то время как Баффи убивает вампира, которого изображал Пол Рубенс в художественном фильме 1992 года. Баффи — истребительница вампиров . Он также занимает видное место в классическом саундтреке к известному фильму ужасов 1934 года «Черная кошка» . Он несколько раз используется в Йоргоса Лантимоса исторической пьесе « Фаворитка » 2018 года .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даверио, Джон. «'Прекрасные и заумные беседы': Камерная музыка Шумана». Камерная музыка XIX века . Эд. Стивен Э. Хефлинг. 1998, Ширмер, с. 220
- ^ Jump up to: а б Даверио, Джон. Роберт Шуман: вестник «новой поэтической эпохи». (1997, Оксфорд), с. 256–259
- ^ Чизелл, Джоан. «Роберт Шуман» в книге Алека Робертсона, изд. Камерная музыка (1963, Пингвин), с. 184
- ^ Радиче, Марк (2012). Камерная музыка: существенная история . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 139. ИСБН 978-0-472-05165-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Поттер, Талли. Примечания к вкладышу. ШУМАН: Фортепианный квинтет, соч. 44 / БРАМС: Фортепианный квартет № 2 (Керзон, Будапештский квартет) (1951-1952)
- ^ Jump up to: а б Райх, Нэнси (2001). Клара Шуман: Художник и женщина . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . стр. 115, 231.
- ^ Тови 1944 , стр. 152–3.
- ^ Jump up to: а б Даверио, Джон (2002). Пересекающиеся пути: Шуберт, Шуман и Брамс . Оксфорд. стр. 13–46. ISBN 978-0-19-513296-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Радиче, Марк (2012). Камерная музыка: существенная история . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 140. ИСБН 978-0-472-05165-6 .
- ^ Jump up to: а б Тови 1944 , с. 150.
- ^ Шауфлер, Роберт (1945). Флорестан: Жизнь и творчество Роберта Шумана . Нью-Йорк: Генри Холт и компания. п. 473.
- ^ Чисселл (1979), 159-160.
- ^ Jump up to: а б Смоллмен, Бэзил. Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура , с. 53.
- ^ Стоуэлл, Робин. Кембриджский компаньон струнного квартета , с. 324.
- ^ Уокер, Алан (1979). «Шуман, Лист и фантазия до мажор, соч. 17: Ухудшение отношений» . Музыка и письма . 60 (2). Издательство Оксфордского университета: 156–165. JSTOR 734754 . Проверено 8 июня 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фортепианный квинтет Шумана был впервые опубликован в 1843 году. Он был переиздан Брайткопфом и Хартелем в серии V произведений Роберта Шумана (1881).
- Бергер, Мелвин. «Путеводитель по камерной музыке», Дувр, 2001, 404–405.
- Чизелл, Джоан (1979). Шуман . Лондон: Дж. М. Дент и сыновья. ISBN 9780460125888 .
- Даверио, Джон (2002). Пересекающиеся пути: Шуберт, Шуман и Брамс. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Даверио, Джон. Роберт Шуман: вестник «новой поэтической эпохи». (1997, Оксфорд)
- Даверио, Джон. «'Прекрасные и заумные беседы': Камерная музыка Шумана». Камерная музыка XIX века . Эд. Стивен Э. Хефлинг. Нью-Йорк: Ширмер, 1998: 208–41.
- Нельсон, Дж. К. «Прогрессивная тональность в финале фортепианного квинтета, op.44 Роберта Шумана». Обзор теории Индианы, xiii/1 (1992): 41–51.
- Поттер, Талли. Примечания к вкладышу. ШУМАН: Фортепианный квинтет, соч. 44 / БРАМС: Фортепианный квартет № 2 (Керзон, Будапештский квартет) (1951-1952)
- Райх, Нэнси (2001). Клара Шуман: Художник и женщина. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Смоллмэн, Бэзил . Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура.
- Стоуэлл, Робин. Кембриджский компаньон струнного квартета.
- Тови, сэр Дональд Фрэнсис (1944). Очерки музыкального анализа . стр. 149–54. ISBN 978-0-19-315161-1 .
- Волленберг, Сьюзен. «Фортепианный квинтет Шумана ми-бемоль: наследие Баха», The Music Review, lii (1991): 299–305.
- Веструп, Дж. «Эскиз к фортепианному квинтету Шумана op.44», Convivium musicorum: Festschrift Wolfgang Boetticher . Эд. Х. Хюшен и Д.-Р. Мозер. Берлин, 1974: 367–71.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианный квинтет соч. 44 : Рукопись с автографом Шумана в Боннском университете и государственной библиотеке.
- Фортепианный квинтет, Op.44 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Выступление фортепианного квинтета в исполнении Буша-квартета и Рудольфа Серкина в 1942 году на YouTube
- Исполнение Фортепианного квинтета группы Steans Artists of Musicians из Равинии из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
- 8 июня 2010 г. выступление Фортепианного квинтета на Монреальском фестивале камерной музыки.