Циклическая форма
Циклическая форма — это техника музыкального построения , включающая несколько частей или частей , в которой тема , мелодия или тематический материал встречаются более чем в одной части как объединяющее средство. Иногда тема может встречаться в начале и конце (например, в Мендельсона Ля минорном струнном квартете или Брамса Симфонии № 3 ); в других случаях тема встречается в разных частях в разном обличье (например Берлиоза » , «Фантастическая симфония и Сен-Санса ) «Органная» симфония .
Эта техника имеет сложную историю: она вышла из употребления в эпоху барокко и классицизма , но ее использование постоянно увеличивалось в девятнадцатом веке. [ 1 ]
Циклическая эпохи Возрождения месса , которая включает в себя обычно известную часть равнинной песни как cantusfirmus в каждом из своих разделов, представляет собой раннее использование этого принципа единства в многосекционной форме. [ 2 ] Примеры также можно найти в инструментальной музыке конца шестнадцатого и семнадцатого веков, например, в канцонах , сонатах и сюитах таких композиторов, как Сэмюэл Шейдт , в которых бас-гитара может повторяться в каждой части. [ 3 ] [ 1 ] Когда движения становятся достаточно короткими и начинают восприниматься как единое целое, а не как множество, границы между циклической формой и вариационной формой начинают стираться . [ нужны разъяснения ]
Циклическая техника обычно не встречается в инструментальной музыке самых известных композиторов эпохи барокко и «высокой классической» эпохи, хотя ее все еще можно найти в музыке таких деятелей, как Луиджи Боккерини и Карл Диттерс фон Диттерсдорф . [ 3 ] [ 4 ]
Тем не менее, в классический период циклическая техника встречается в нескольких произведениях Моцарта : в струнном квартете ре минор K. 421 , все четыре части объединены мотивом «FACCCC». [ нужна ссылка ] В струнном квартете № 18 ля мажор К. 464 в финале соединяются разные ритмические мотивы концепции «длинный-короткий-короткий-короткий» первой части и второй части. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] Младенович, Богунович, Масникоса и Радак заявляют, что Фантазия Моцарта , К. 475 , с ее многочастной структурой, вписанной в одночастную сонатную форму, положила начало чему-то, что позже завершилось Листом в его Сонате для фортепиано си минор . [ 5 ] [ нужны разъяснения ] Йозеф Гайдн использует циклическую технику в конце Симфонии № 31 , где музыка напоминает зов рожка, услышанный в самом начале произведения. [ 6 ]
В духовной вокальной музыке периодов барокко и классицизма есть несколько примеров циклической техники, такие как Иоганна Себастьяна Баха Месса си минор Моцарта и Месса до мажор , К. 317 , Spatzenmesse до мажор К. 220 , Litaniae de venerabili altaris сакраменто К. 243 , [ нужна ссылка ] и особенно Реквием ре минор К.626 , где «ДНК» [ нужны разъяснения ] Мотив лютеранского гимна «DC#-DEF» пронизывает все произведение. [ 7 ] [ не удалось пройти проверку ]
Хотя другие композиторы уже использовали эту технику, именно пример Бетховена действительно популяризировал циклическую форму среди последующих композиторов- романтиков . [ 4 ] Бетховена В Пятой симфонии большая часть скерцо вспоминается финала , чтобы завершить раздел развития и перейти к перепросмотру ; Финал Девятой симфонии быстро представляет явные воспоминания о трех предыдущих частях, прежде чем обнаруживается идея, которая должна стать ее собственной главной темой ; в то время как обе сонаты для фортепиано соч. 101 и Соната для виолончели соч. 102 № 2 также напоминает более ранние части перед финалом.
В 1820-х годах и Франц Шуберт , и молодой Феликс Мендельсон написали множество важных циклических работ: Шуберт в « Фантазии о страннике» конструкцию «4-в-1» (1822) создал двухфункциональную , которая десятилетия спустя оставит свой след на Листе ; в то время как Мендельсон в таких произведениях, как « Октет» (1825 г.) и «Струнный квартет № 2» (1827 г.), создал высокоинтегрированные музыкальные формы, оказавшие влияние на более поздних композиторов-романтиков. [ 4 ] Еще одну важную модель дал Гектор Берлиоз в своей программной «Фантастической симфонии» 1830 года, чья « идея-фикс » служит циклической темой на протяжении всех пяти частей. К 1840-м годам эта техника уже вполне устоялась и встречается в нескольких произведениях Роберта Шумана , Фанни Хензель , Нильса Гаде , Франца Бервальда и самых ранних сочинениях Сезара Франка . [ 8 ]
В середине века Ференц Лист в таких произведениях, как Соната для фортепиано си минор (1853), много сделал для популяризации циклических приемов тематической трансформации и двухфункциональной формы, установленных Шубертом и Берлиозом. Соната Листа начинается с четкого изложения нескольких тематических единиц, и каждая единица широко используется и развивается на протяжении всего произведения. К концу века циклическая форма стала чрезвычайно распространенным принципом построения, скорее всего, потому, что увеличивающаяся длина и сложность многочастных произведений требовали объединяющего метода, более сильного, чем просто ключевые отношения. [ нужна ссылка ] В начале двадцатого века Винсент д'Инди , ученик Франка, пропагандировал использование термина «циклический» для описания техники. [ 8 ]
Этот термин становится более спорным в тех случаях, когда сходство менее явное, например, в произведениях Бетховена, который использовал очень простые фрагменты. Симфония № 5 Бетховена представляет собой пример циклической формы, в которой тема используется на протяжении всей симфонии, но с разной оркестровкой. Четырехнотный мотив «коротко-коротко-коротко-длинно» заложен в каждое движение. [ нужна ссылка ]
Примеры
[ редактировать ]Примеры циклических произведений классической эпохи и позже:
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Симфония № 40 соль минор K.550 : схожий нисходящий хроматический рисунок, общий для двух внешних частей в их вторых темах.
- Симфония № 41 до мажор K.551 : сходство основных восходящих пунктирно-ритмических мотивов первой части и второй части; пунктирно-ритмический мотив второй части развивается в тему, напоминающую одну из пяти тем финала; менуэт предвещает мотив финала «CDFE».
- Струнный квартет № 15 ре минор K. 421 : Мотив «FACCCC» слышен во всех четырех частях.
- Струнный квартет №18 ля мажор К. 464 : в финале объединены разные ритмические мотивы концепции «длинный-короткий-короткий-короткий» первой части и второй части.
- Фантазия и соната для фортепиано до минор K. 475 и 457 : мотивное сходство предыдущей фантазии и сонаты.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор К. 466 : Записи солиста во внешних частях имеют одинаковую структуру аккордов.
- Spatzenmesse до мажор K. 220 : тема Кирие, вспоминаемая в Dona nobispacem
- Litaniae de venerabili altaris sacramento K. 243 : тема Кирие, упомянутая в «Мизерере»
- Месса до мажор, K. 317 : тема Кирие, вспоминаемая в Dona nobis Pacem.
- Vesperae solennes de Dominica K. 321 : Обстановка Малого славословия (Gloria Patri et Filio) завершает все движения с ритмическим сходством с «Глорией».
- Vesperae solennes de исповедоре К. 339 : Обстановка Малого славословия (Gloria Patri et Filio) завершает все движения с ритмическим сходством с «Глорией».
- Месса до минор K.427 : Сопрано-мелодия Quoniam tu Solus в такте 96 (FEDC#-C-...) напоминает мелодию Cum Sanctu Spiritu в такте 98 (GF#-ED#-D-...)
- Йозеф Гайдн
- Симфония № 31 : материал из начала первой части вспоминается в конце финала.
- Симфония № 46 : материал из третьей части менуэта, вспоминаемый в финале.
- Людвиг ван Бетховен
- Соната для фортепиано № 13
- Соната для фортепиано № 28
- Симфония № 5 : в финале вспоминается материал из части скерцо.
- Симфония № 9 : все три части кратко повторяются в финале.
- Франц Шуберт
- Венгерские развлечения
- Wanderer Fantasy : целое произведение основано на тематической трансформации.
- Фортепианное трио № 2 : в финале вспоминаются материалы второй части
- Феликс Мендельсон
- Фортепианный секстет : в финале вспоминается материал из скерцо.
- Октет : материал из части скерцо, вспоминаемый в финале, плюс намеки на первую и вторую части.
- Соната для фортепиано ми мажор, соч. 6: начало первой части вспоминается в конце финала
- Струнный квартет ля минор, соч. 13 : введение к первой части, вспоминаемой в конце финала, первая часть и вторая часть, вспоминаемые во время финала.
- Струнный квартет ми-бемоль, соч. 12 : первая часть вспоминается в финале
- Симфония № 3 : тематическая трансформация всех четырех частей.
- Гектор Берлиоз
- Фантастическая симфония : «фиксированная идея» слышна во всех пяти частях.
- Гарольд в Италии : «идея фикс» звучит во всех четырех частях
- Роберт Шуман
- Симфония № 2
- Симфония № 4 : тематическая трансформация всех четырех частей.
- Фортепианный квинтет
- Нильс-стрит
- Симфония № 1: первая часть вспоминается в финале
- Ференц Лист
- Йоахим Рафф
- Симфония № 4 : первая часть вспоминается в финале
- Сен-Санс
- Симфония № 3 : тематическая трансформация всех четырех частей.
- Концерт для виолончели № 1 : две ключевые темы первой части повторяются в финале.
- Сезар Франк
- Иоганнес Брамс
- Соната для фортепиано № 1
- Струнный квартет №3
- Симфония № 3 : Мелодия, открывающая первую тему в первой части, напоминается в кодах первой и четвертой частей.
- Кларнетовый квинтет : Мелодия, открывающая первую часть, вспоминается сразу после 5-й вариации четвертой части, но в субдоминанте. Коды в первой и четвертой частях почти одинаковы, за исключением того, как они в конце завершаются (первая часть заканчивается тихим аккордом си минор, а четвертая часть заканчивается громким, а затем тихим).
- Бедржих Сметана
- Má vlast , цикл из 6 симфонических стихотворений: Начало первого произведения «Вышеград» напоминает во второй «Влтаве» и шестом произведении «Бланик» , незадолго до окончания двух последних.
- Антон Брукнер
- Симфония № 4 - в финале вспоминается вступительный совершенный квинтовый мотив.
- Симфония № 5 – финал напоминает темы как из первой, так и из второй части.
- Симфония № 8
- Петр Ильич Чайковский
- Симфония № 4 : «девиз» первой части вспоминается в финале.
- Симфония Манфреда : материал из начала первой части, воспроизведенный в середине третьей части. Материал из финала первой части использован в средней части второй части и непосредственно перед звучанием органа в четвертой части.
- Симфония № 5 : «девиз» первой части, повторяющийся во всех последующих частях; первый предмет первой части вспоминается в финале
- Серенада для струнного оркестра (Чайковский) : Вступительный хорал первой части вспоминается в коде финала.
- Антон Аренский
- Фортепианное трио № 1 : Материал, открывающий первую часть, вспоминается незадолго до окончания финала. Материал средней части третьей части напоминает половину финала.
- Антонин Дворжак
- Симфония № 9: тема первой части возвращается во всех четырех частях.
- Арнольд Шёнберг – Концерт для скрипки с оркестром , соч. 36
- Карлос Чавес
- Эдвард Элгар
- Симфония № 1 : «девизная» тема из 1-й части возвращается в скерцо и финале.
- Симфония № 2 : «девизная» тема из 1-й части возвращается в медленной части и финале.
- Сергей Рахманинов
- Джордже Энеску
- Камерная симфония ми мажор, соч. 33
- Октет для струнных до мажор
- Фортепианный квартет No. 1 , соч. 16
- Фортепианный квартет No. 2 , соч. 30
- Фортепианный квинтет ля минор, соч. 29
- Соната для фортепиано № 3 , соч. 24, № 3.
- Струнный квартет № 1 , соч. 22, № 1
- Струнный квартет № 2 , соч. 22, № 2
- Симфония № 1 , соч. 13
- Симфония № 3 , соч. 21
- Симфония № 4
- Симфония № 5
- Соната для скрипки № 2 , соч. 6
- Сергей Прокофьев
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 : Основная вступительная тема снова появляется в середине и в конце произведения, каждый раз оркестровываясь по-разному.
- Соната для фортепиано № 6 : Начало первой части напоминает «Анданте» четвертой части.
- Симфония № 6 : В финале вспоминается тема первой части.
- Симфония № 7 : И вторая, и третья темы первой части возвращаются в кульминации финала.
- Vasily Kalinnikov
- Дмитрий Шостакович
- Сюита для 2-х фортепиано фа-диез минор, соч. 6: Основная тема прелюдии используется в каждой части.
- Сюита для эстрадного оркестра : Материал, открывающий марш, вспоминается в самом конце финала.
- Симфония № 7 «Ленинградская» : вступительная тема симфонии кратко вспоминается в конце четвертой части.
- Струнный квартет № 8 : Мотив «DSCH» используется во всех четырех частях как объединяющий аспект.
- Ральф Воан Уильямс
- Лондонская симфония (Симфония № 2)
- Концерт для гобоя
- Симфония № 4
- Симфония № 5
- Эйтор Вилла-Лобос
- Симфония № 2
- Симфония № 3 (циклическая только по отношению к следующей Симфонии № 4)
- Симфония № 4
- Вениамин Юсупов
- Концерт для виолончели
Источники
[ редактировать ]- Младенович, Тияна Попович, Бланка Богунович, Мария Масникоса и Ивана Перкович Радак. Весна – осень 2009 г. « Эссе без названия «Фантазия до минор В. А. Моцарта», К. 475: Столпы музыкальной структуры и эмоциональной реакции ». Журнал междисциплинарных музыкальных исследований 3 , вып. 1–2: 95–117. (получено 5 марта 2020 г.).
- Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
Сноски
- ^ Jump up to: а б Рэндел, Дон Майкл . 2003. «Циклическая форма». Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание, Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. ISBN 978-0674011632 .
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Заимствование» (раздел 5: Массовые циклы эпохи Возрождения) Дж. Питера Буркхолдера.
- ^ Jump up to: а б Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Циклическая форма», Хью Макдональд .
- ^ Jump up to: а б с Тейлор, Бенедикт (2011). «Идея циклической формы». Мендельсон, Время и память: романтическая концепция циклической формы . Издательство Кембриджского университета. стр. 6–51. дои : 10.1017/CBO9780511794384.002 . ISBN 9780511794384 .
- ^ Младенович, Богунович, Масникоса и Радак 2009 , стр. 103–4.
- ^ Вебстер, Джеймс . 1991. «Прощальная» симфония Гайдна и идея классического стиля: сквозная композиция и циклическая интеграция в его инструментальной музыке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Сапсуев, Андрей Ю. 2014. « Еще раз о Реквиеме Моцарта (Вопросы интонационно-стилевого анализа) ». Журнал Сибирского федерального университета: Гуманитарные и социальные науки 3, вып. 7: 498–509. (стр. 501–2). (получено 5 марта 2020 г.).
- ^ Jump up to: а б Штрукен-Паланд, Кристиана. 2009. Циклические принципы в инструментальном творчестве Сезара Франка . Кассель: Боссы.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чусид, Мартин. 1964. "Циклические композиции Шуберта 1824 года". Acta Musicologica 36, вып. 1 (январь – март): 37–45.
- Прокш, Брайан. 2006. «Циклическая интеграция в инструментальной музыке Гайдна и Моцарта». доктор философии Дисс. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл.
- Розен, Чарльз . 1995. Романтическое поколение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Саффл, Майкл. «Соната Листа си минор: еще один взгляд на вопрос о «двойной функции»». JALS: Журнал Американского общества Листа 11 (июнь): 28–39.
- Такер, генеральный директор, и Роджер Паркер. 2002. «Циклическая форма». Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Ванде Муртеле, Стивен. 2009. Двумерная форма сонаты: форма и цикл в одночастных инструментальных произведениях Листа, Штрауса, Шенберга и Землянского . Левен: Издательство Левенского университета.