Jump to content

Циклическая форма

Циклическая форма — это техника музыкального построения , включающая несколько частей или частей , в которой тема , мелодия или тематический материал встречаются более чем в одной части как объединяющее средство. Иногда тема может встречаться в начале и конце (например, в Мендельсона Ля минорном струнном квартете или Брамса Симфонии № 3 ); в других случаях тема встречается в разных частях в разном обличье (например Берлиоза » , «Фантастическая симфония и Сен-Санса ) «Органная» симфония .

Эта техника имеет сложную историю: она вышла из употребления в эпоху барокко и классицизма , но ее использование постоянно увеличивалось в девятнадцатом веке. [ 1 ]

Циклическая эпохи Возрождения месса , которая включает в себя обычно известную часть равнинной песни как cantusfirmus в каждом из своих разделов, представляет собой раннее использование этого принципа единства в многосекционной форме. [ 2 ] Примеры также можно найти в инструментальной музыке конца шестнадцатого и семнадцатого веков, например, в канцонах , сонатах и ​​сюитах таких композиторов, как Сэмюэл Шейдт , в которых бас-гитара может повторяться в каждой части. [ 3 ] [ 1 ] Когда движения становятся достаточно короткими и начинают восприниматься как единое целое, а не как множество, границы между циклической формой и вариационной формой начинают стираться . [ нужны разъяснения ]

Циклическая техника обычно не встречается в инструментальной музыке самых известных композиторов эпохи барокко и «высокой классической» эпохи, хотя ее все еще можно найти в музыке таких деятелей, как Луиджи Боккерини и Карл Диттерс фон Диттерсдорф . [ 3 ] [ 4 ]

Тем не менее, в классический период циклическая техника встречается в нескольких произведениях Моцарта : в струнном квартете ре минор K. 421 , все четыре части объединены мотивом «FACCCC». [ нужна ссылка ] В струнном квартете № 18 ля мажор К. 464 в финале соединяются разные ритмические мотивы концепции «длинный-короткий-короткий-короткий» первой части и второй части. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] Младенович, Богунович, Масникоса и Радак заявляют, что Фантазия Моцарта , К. 475 , с ее многочастной структурой, вписанной в одночастную сонатную форму, положила начало чему-то, что позже завершилось Листом в его Сонате для фортепиано си минор . [ 5 ] [ нужны разъяснения ] Йозеф Гайдн использует циклическую технику в конце Симфонии № 31 , где музыка напоминает зов рожка, услышанный в самом начале произведения. [ 6 ]

В духовной вокальной музыке периодов барокко и классицизма есть несколько примеров циклической техники, такие как Иоганна Себастьяна Баха Месса си минор Моцарта и Месса до мажор , К. 317 , Spatzenmesse до мажор К. 220 , Litaniae de venerabili altaris сакраменто К. 243 , [ нужна ссылка ] и особенно Реквием ре минор К.626 , где «ДНК» [ нужны разъяснения ] Мотив лютеранского гимна «DC#-DEF» пронизывает все произведение. [ 7 ] [ не удалось пройти проверку ]

Хотя другие композиторы уже использовали эту технику, именно пример Бетховена действительно популяризировал циклическую форму среди последующих композиторов- романтиков . [ 4 ] Бетховена В Пятой симфонии большая часть скерцо вспоминается финала , чтобы завершить раздел развития и перейти к перепросмотру ; Финал Девятой симфонии быстро представляет явные воспоминания о трех предыдущих частях, прежде чем обнаруживается идея, которая должна стать ее собственной главной темой ; в то время как обе сонаты для фортепиано соч. 101 и Соната для виолончели соч. 102 № 2 также напоминает более ранние части перед финалом.

В 1820-х годах и Франц Шуберт , и молодой Феликс Мендельсон написали множество важных циклических работ: Шуберт в « Фантазии о страннике» конструкцию «4-в-1» (1822) создал двухфункциональную , которая десятилетия спустя оставит свой след на Листе ; в то время как Мендельсон в таких произведениях, как « Октет» (1825 г.) и «Струнный квартет № 2» (1827 г.), создал высокоинтегрированные музыкальные формы, оказавшие влияние на более поздних композиторов-романтиков. [ 4 ] Еще одну важную модель дал Гектор Берлиоз в своей программной «Фантастической симфонии» 1830 года, чья « идея-фикс » служит циклической темой на протяжении всех пяти частей. К 1840-м годам эта техника уже вполне устоялась и встречается в нескольких произведениях Роберта Шумана , Фанни Хензель , Нильса Гаде , Франца Бервальда и самых ранних сочинениях Сезара Франка . [ 8 ]

В середине века Ференц Лист в таких произведениях, как Соната для фортепиано си минор (1853), много сделал для популяризации циклических приемов тематической трансформации и двухфункциональной формы, установленных Шубертом и Берлиозом. Соната Листа начинается с четкого изложения нескольких тематических единиц, и каждая единица широко используется и развивается на протяжении всего произведения. К концу века циклическая форма стала чрезвычайно распространенным принципом построения, скорее всего, потому, что увеличивающаяся длина и сложность многочастных произведений требовали объединяющего метода, более сильного, чем просто ключевые отношения. [ нужна ссылка ] В начале двадцатого века Винсент д'Инди , ученик Франка, пропагандировал использование термина «циклический» для описания техники. [ 8 ]

Этот термин становится более спорным в тех случаях, когда сходство менее явное, например, в произведениях Бетховена, который использовал очень простые фрагменты. Симфония № 5 Бетховена представляет собой пример циклической формы, в которой тема используется на протяжении всей симфонии, но с разной оркестровкой. Четырехнотный мотив «коротко-коротко-коротко-длинно» заложен в каждое движение. [ нужна ссылка ]

Примеры циклических произведений классической эпохи и позже:

Источники

[ редактировать ]
  • Младенович, Тияна Попович, Бланка Богунович, Мария Масникоса и Ивана Перкович Радак. Весна – осень 2009 г. « Эссе без названия «Фантазия до минор В. А. Моцарта», К. 475: Столпы музыкальной структуры и эмоциональной реакции ». Журнал междисциплинарных музыкальных исследований 3 , вып. 1–2: 95–117. (получено 5 марта 2020 г.).
  • Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN  9780195170672 .

Сноски

  1. ^ Jump up to: а б Рэндел, Дон Майкл . 2003. «Циклическая форма». Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание, Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. ISBN   978-0674011632 .
  2. ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Заимствование» (раздел 5: Массовые циклы эпохи Возрождения) Дж. Питера Буркхолдера.
  3. ^ Jump up to: а б Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Циклическая форма», Хью Макдональд .
  4. ^ Jump up to: а б с Тейлор, Бенедикт (2011). «Идея циклической формы». Мендельсон, Время и память: романтическая концепция циклической формы . Издательство Кембриджского университета. стр. 6–51. дои : 10.1017/CBO9780511794384.002 . ISBN  9780511794384 .
  5. ^ Младенович, Богунович, Масникоса и Радак 2009 , стр. 103–4.
  6. ^ Вебстер, Джеймс . 1991. «Прощальная» симфония Гайдна и идея классического стиля: сквозная композиция и циклическая интеграция в его инструментальной музыке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  7. ^ Сапсуев, Андрей Ю. 2014. « Еще раз о Реквиеме Моцарта (Вопросы интонационно-стилевого анализа) ». Журнал Сибирского федерального университета: Гуманитарные и социальные науки 3, вып. 7: 498–509. (стр. 501–2). (получено 5 марта 2020 г.).
  8. ^ Jump up to: а б Штрукен-Паланд, Кристиана. 2009. Циклические принципы в инструментальном творчестве Сезара Франка . Кассель: Боссы.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чусид, Мартин. 1964. "Циклические композиции Шуберта 1824 года". Acta Musicologica 36, ​​вып. 1 (январь – март): 37–45.
  • Прокш, Брайан. 2006. «Циклическая интеграция в инструментальной музыке Гайдна и Моцарта». доктор философии Дисс. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл.
  • Розен, Чарльз . 1995. Романтическое поколение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Саффл, Майкл. «Соната Листа си минор: еще один взгляд на вопрос о «двойной функции»». JALS: Журнал Американского общества Листа 11 (июнь): 28–39.
  • Такер, генеральный директор, и Роджер Паркер. 2002. «Циклическая форма». Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Ванде Муртеле, Стивен. 2009. Двумерная форма сонаты: форма и цикл в одночастных инструментальных произведениях Листа, Штрауса, Шенберга и Землянского . Левен: Издательство Левенского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4d98031dcd5aed914d9ff2e632bedc6__1715665620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/c6/c4d98031dcd5aed914d9ff2e632bedc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cyclic form - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)