Фанни Мендельсон
Фанни Мендельсон (14 ноября 1805 — 14 мая 1847) — немецкий композитор и пианистка эпохи раннего романтизма, известная как Фанни Хензель после замужества . Ее сочинения включают струнный квартет, фортепианное трио , фортепианный квартет , оркестровую увертюру, четыре кантаты , более 125 пьес для фортепиано и более 250 песен , большинство из которых не были опубликованы при ее жизни. Хотя ее хвалили за технику игры на фортепиано, она редко выступала на публике за пределами семейного круга.
Она выросла в Берлине и получила основательное музыкальное образование у учителей, включая ее мать, а также композиторов Людвига Бергера и Карла Фридриха Цельтера . Ее младший брат Феликс Мендельсон , также композитор и пианист, получил такое же образование, и у них сложились близкие отношения. Из-за сдержанности ее семьи и социальных условностей того времени в отношении роли женщин шесть ее песен были опубликованы под именем ее брата в его сборниках Opus 8 и 9. В 1829 году она вышла замуж за художника Вильгельма Гензеля , и в 1830 году у них родился единственный ребенок, Себастьян Гензель . В 1846 году, несмотря на продолжающееся двойственное отношение ее семьи к ее музыкальным амбициям, Фанни Хензель опубликовала сборник песен как свой Opus 1. Она умерла от инсульта в 1847 году в возрасте 41 года.
С 1990-х годов ее жизнь и творчество стали предметом более детальных исследований. Ее Пасхальная соната была ошибочно приписана ее брату в 1970 году, прежде чем новый анализ документов в 2010 году исправил атрибуцию. Музей Фанни и Феликса Мендельсона открылся 29 мая 2018 года в Гамбурге, Германия.
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Фанни Мендельсон родилась в Гамбурге и была старшей из четырёх детей , включая её брата Феликса Мендельсона, родившегося через четыре года после неё. [ 1 ] Она происходила с обеих сторон из выдающихся еврейских семей; ее родителями были Авраам Мендельсон (который был сыном философа Моисея Мендельсона ) и Леа Саломон , внучка предпринимателя Даниэля Ицига . [ 2 ] Она крестилась как христианка в 1816 году и стала Фанни Сесилия Мендельсон Бартольди. [ 3 ] Несмотря на это, она и ее семья продолжали придерживаться социальных и моральных ценностей иудаизма . [ 4 ] [ 5 ] Как и ее брат Феликс, она решительно возражала, когда их отец Авраам изменил семейную фамилию на «Мендельсон Бартольди», намереваясь преуменьшить их еврейское происхождение: она написала Феликсу «Бартольди, это имя, которое нам всем не нравится». [ 6 ]
Выросший в новом семейном доме в Берлине, [ 7 ] Мендельсон проявил потрясающие музыкальные способности и начал писать музыку. Свое первое обучение игре на фортепиано она получила от своей матери, которая, возможно, изучила берлинскую традицию Баха через сочинения Иоганна Кирнбергера , ученика Иоганна Себастьяна Баха . [ 8 ] Так, в 14 лет Мендельсон уже могла по памяти сыграть все 24 прелюдии из «Хорошо темперированного клавира» Баха , причем сделала это в честь дня рождения своего отца в 1819 году. [ 9 ] Помимо вдохновения от матери, на Мендельсона, возможно, также повлияли образцы для подражания, представленные ее двоюродными бабушками Фанни фон Арнштейн и Сарой Леви , обе любительницы музыки, первая покровительница известного салона , а вторая искусная мастерица. клавишница сама по себе. [ 10 ]
После недолгого обучения у пианистки Мари Биго в Париже, Мендельсон и ее брат Феликс получили уроки игры на фортепиано у Людвига Бергера и уроки композиции у Карла Фридриха Цельтера . В какой-то момент Цельтер отдал предпочтение Фанни Феликсу: в 1816 году он написал Иоганну Вольфгангу фон Гете в письме, знакомя Авраама Мендельсона с поэтом: «У него очаровательные дети, и его старшая дочь могла бы дать вам что-то от Себастьяна Баха. действительно что-то особенное». [ 11 ] [ н 1 ] И Мендельсон, и ее брат Феликс получали инструкции по композиции в Цельтере, начиная с 1819 года. В октябре 1820 года они присоединились к Sing-Akademie zu Berlin , которую тогда возглавлял Цельтер. [ 13 ] Намного позже, в письме к Гете в 1831 году, Цельтер описал мастерство Фанни как пианистки, удостоившееся самой высокой похвалы для женщины того времени: «… она играет, как мужчина». [ 14 ] Посетители дома Мендельсонов в начале 1820-х годов, в том числе Игнац Мошелес и сэр Джордж Смарт , были одинаково впечатлены обоими братьями и сестрами. [ 15 ] [ 16 ]
Половые и классовые ограничения
[ редактировать ]Историк музыки Ричард Тарускин предполагает, что «жизнь Фанни Мендельсон Хензель является убедительным доказательством того, что неспособность женщин «конкурировать» с мужчинами на композиционном поле была результатом социальных предрассудков и патриархальных нравов (которые в девятнадцатом веке допускали только мужчинам право принимать решения в буржуазных семьях)». [ 17 ] Такое отношение разделял отец Мендельсона, который скорее терпимо, чем поддерживал ее деятельность как композитора. В 1820 году он писал ей: «Музыка, возможно, станет его [то есть Феликса] профессией, а для вас она может и должна быть лишь украшением». [ 18 ] Хотя в частном порядке Феликс широко поддерживал ее как композитора и исполнителя, он с осторожностью (якобы по семейным обстоятельствам) относился к ее публикации своих произведений под своим собственным именем. Он написал:
Насколько я знаю Фанни, я должен сказать, что у нее нет ни склонности, ни призвания к авторству. Для этого в ней слишком много всего, чем должна быть женщина. Она ведет свой дом и не думает ни о публике, ни о музыкальном мире, ни даже о музыке вообще, пока не будут выполнены ее первые обязанности. Публикация только помешала бы ей в этом, и я не могу сказать, что одобряю это. [ 19 ]
Историк музыки Анджела Мейс Кристиан писала, что Фанни Мендельсон «всю свою жизнь боролась с противоречивыми импульсами авторства и социальными ожиданиями ее высокого статуса…; ее колебания были по-разному результатом ее послушного отношения к отцу, ее интенсивные отношения с братом и ее осведомленность о современной социальной мысли о женщинах в общественной сфере». [ 20 ] Друг Феликса Генри Чорли писал о Фанни: «Если бы мадам Гензель была дочерью бедняка, она, должно быть, стала бы известна миру наряду с мадам Шуман и мадам Плейель как пианистка высочайшего класса», предполагая, что, а также ее пол, ее социальный класс ограничивали ее карьеру. [ 21 ]
Биография семьи Мендельсон, составленная на основе семейных документов сына Фанни Себастьяна Хензеля. [ 22 ] было истолковано музыковедом Мэриан Уилсон Кимбер как намерение представить Фанни как не имеющую стремления выступать за пределами частной сферы. [ 23 ] Кимбер отмечает, что «часто сообщаемое стремление Фанни к профессиональной музыкальной карьере не подтверждается ее… дневниками, которые несколько удивляют тем, как мало они рассказывают о ее музыкальной жизни». [ 24 ]
Феликс и Фанни
[ редактировать ]Связь братьев и сестер укрепилась благодаря их общей страсти к музыке. Произведения Фанни часто исполнялись вместе с произведениями ее брата в семейном доме в Берлине в серии воскресных концертов (Sonntagskonzerte), которые первоначально были организованы ее отцом, а после 1831 года проводились самой Фанни. [ 25 ] В 1822 году, когда Фанни было 17, а Феликсу 13, она написала: «До настоящего момента я обладаю его [Феликса] безграничным доверием. Я наблюдала за развитием его таланта шаг за шагом и, могу сказать, способствовала его развитию. Я всегда был его единственным музыкальным советником, и он никогда не записывает мысли, прежде чем представить их на мое рассмотрение». [ 26 ]
В 1826/1827 году Феликс договорился с Фанни о публикации некоторых из ее песен под его именем. [ 27 ] три в его соч. 8 коллекция [ 28 ] и еще три в его соч. 9. [ 29 ] В 1842 году это привело к неловкому моменту, когда королева Виктория , принимая Феликса в Букингемском дворце , выразила намерение спеть композитору свою любимую из его песен, Italien (на слова Франца Гриллпарцера ), которую, как признался Феликс, написала Фанни. [ 27 ] [ 28 ]
Между ними на протяжении всей жизни существовала музыкальная переписка. Фанни помогала Феликсу, предоставляя конструктивную критику произведений и проектов, к которым он всегда очень внимательно относился. [ 30 ] Феликс переделывал произведения исключительно на основе ее предложений и прозвал ее «Минерва» в честь римской богини мудрости . [ 31 ] Их переписка 1840/41 года показывает, что они оба намечали сценарии для оперы на тему «Песни о Нибелунгах» (которая так и не была реализована): Фанни писала: «Охота со смертью Зигфрида представляет собой великолепный финал второго акта». [ 32 ]
Брак и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1829 году, после нескольких лет ухаживания (они впервые встретились в 1821 году, когда ей было 16 лет), [ 33 ] Фанни вышла замуж за художника Вильгельма Хензеля и в следующем году родила единственного ребенка Себастьяна Хензеля . [ 34 ] Позже у нее было как минимум два выкидыша или мертворождения, в 1832 и 1837 годах. [ 24 ]
В 1830 году ее первое публичное признание как композитора произошло, когда Джон Томсон, который встретил ее в Берлине годом ранее, написал в лондонском журнале The Harmonicon похвалу ряду ее песен, которые ему показал Феликс. [ 35 ] Ее публичный дебют на фортепиано (одно из трех известных публичных выступлений, по мнению ученого Мендельсона Р. Ларри Тодда) [ 36 ] своего брата пришла в 1838 году, когда она сыграла Фортепианный концерт № 1 . [ 37 ]
Поддержка Фанни музыки Феликса была ясно продемонстрирована во время репетиций в Берлине в 1838 году оратории ее брата «Святой Павел» в Зингферайне, на которых она присутствовала по приглашению ее дирижера Карла Фридриха Рунгенхагена . В письме к брату она описала посещение репетиций, «страдания и чавканья... когда я слышала нытье и грязные пальцы [концертмейстера] по пианино... Они начали [отрывок] 'mache dich auf вполовину меньшего темпа, а затем я инстинктивно воскликнул: «Боже мой, оно должно идти вдвое быстрее!» В результате Рунгенхаген внимательно консультировался с ней по поводу всех деталей репетиций и выступления; это включало в себя ее твердые указания не добавлять тубу к партии органа: «Я заверил их, что они должны руководствоваться моим словом, и им лучше. сделай это ради Бога». [ 38 ]
Вильгельм Хензель, как и Феликс, поддерживал сочинительство Фанни, но, в отличие от многих других представителей ее круга, также выступал за то, чтобы она добивалась публикации своих произведений. [ 24 ] [ 39 ] [ 40 ] Историк музыки Нэнси Б. Райх предположила два события, которые, возможно, укрепили ее уверенность. Одним из них был ее визит в Италию с мужем и Себастьяном в 1839–1840 годах. Это был ее первый визит в Южную Европу, и она почувствовала себя воодушевленной и воодушевленной; они также проводили время с молодыми французскими музыкантами, которые выиграли Римскую премию (одним из них был молодой Шарль Гуно ) и чье уважение к Фанни повысило ее самооценку как музыканта. Другим событием стало ее знакомство вскоре после этого с берлинским любителем музыки Робертом фон Кеделлом : в своем дневнике она писала: «Койделл смотрит на все новое, что я пишу, с величайшим интересом и указывает мне, есть ли что-то, что следует исправить. ... Он всегда давал мне самый лучший совет». [ 41 ]
В 1846 году, после обращения двух берлинских издателей [ 42 ] и, не посоветовавшись с Феликсом, она решила опубликовать сборник своих песен (как ее соч. 1) под своим женатым именем «Фанни Хензель (род. [т. е. урожденная] Мендельсон-Бартольди»). [ 43 ] После публикации Феликс написал ей: «[Я] посылаю тебе свое профессиональное благословение на то, чтобы стать членом этого ремесла… пусть ты будешь счастлива, доставляя удовольствие другим; пусть ты вкусишь только сладости и никакой горечи авторства». Пусть публика забросает вас розами, а не песком». (12 августа 1846 г.). 14 августа Фанни написала в своем дневнике: «Феликс написал мне и любезно дал мне свое профессиональное благословение. Я знаю, что в глубине души он не совсем удовлетворен, но я рада, что он сказал мне доброе слово». об этом." [ 44 ] Она также написала о публикации своей подруге Анжелике фон Воринген: «Могу честно сказать, что я больше позволила этому случиться, чем заставила его случиться, и именно это меня особенно радует… Если [издатели] хотят от меня большего , это должно послужить стимулом к достижению, если дело дойдет до конца, то я тоже не буду горевать, ибо я не честолюбив». [ 24 ]
В течение марта 1847 года Фанни неоднократно встречалась с Кларой Шуман . В это время Фанни работала над своим фортепианным трио Op. 11 , а Клара недавно завершила свое собственное фортепианное трио (соч. 17) , которое она, возможно, намеревалась посвятить Фанни. [ 45 ]
Смерть
[ редактировать ]14 мая 1847 года Фанни Мендельсон Хензель умерла в Берлине от осложнений, вызванных инсультом, перенесенным во время репетиции одной из кантат ее брата «Первая Вальпургиева ночь» . [ 46 ] Сам Феликс умер менее чем через шесть месяцев от той же причины (которая также стала причиной смерти обоих их родителей и их деда Моисея). [ 47 ] но не раньше, чем завершил свой струнный квартет № 6 фа минор , написанный в память о его сестре. [ 48 ] Фанни была похоронена рядом со своими родителями на части кладбища Драйфальтигкейт в Берлине, предназначенной для евреев, обращенных в христианство ( Нойкристен ). [ 49 ]
Композиции
[ редактировать ]Фанни Мендельсон сочинила более 450 музыкальных произведений. [ 20 ] Ее сочинения включают струнный квартет, фортепианное трио , фортепианный квартет , оркестровую увертюру, четыре кантаты, более 125 пьес для фортепиано и более 250 песен (авторских песен). [ 7 ] Шесть ее песен изначально были опубликованы под именем Феликса в его сборниках Opus 8 и 9. [ 50 ] Ее фортепианные произведения часто носят характер песен, и многие из них носят название Lied für Klavier (Песня для фортепиано) , аналогичное Lieder ohne Worte Феликса ( Песни без слов ) . Этот стиль фортепианной музыки наиболее успешно развил Феликс, первый комплект которого (соч. 19b) появился в 1829–30, а второй комплект (соч. 30) – в 1833–34. Наборы Фанни « Lieder für Klavier» были написаны в период 1836–1837 годов, примерно в то же время, что и набор Феликса Op. 38. [ 51 ] [ 52 ]
Большинство сочинений Фанни Мендельсон ограничиваются пьесами для песни и фортепиано, поскольку она чувствовала, что ее способности не распространяются на более крупные и сложные композиции. Ей, несомненно, мешало и то, что, в отличие от брата, она никогда не училась и не играла на струнных инструментах, опыт которых помог бы ей в написании камерных или оркестровых произведений. [ 53 ] Закончив свой струнный квартет, она писала Феликсу в 1835 году: «Мне не хватает способности правильно поддерживать идеи и придавать им необходимую последовательность. Поэтому мне лучше всего подходит песня, в которой, если нужно, просто красивая идея без особого потенциала для дальнейшего развития». развития может быть достаточно». [ 54 ] Она была ранним примером женщин-композиторов струнного квартета; ранее она также написала с помощью Цельтера фортепианный квартет в 1822 году (ее первое крупномасштабное произведение) и, несмотря на свои оговорки в письме Феликсу, в последний год обучения она написала фортепианное трио (соч. 11). ). [ 45 ] [ 55 ] Ее Пасхальная соната , написанная в 1828 году, при ее жизни так и не была опубликована. Оно было обнаружено и приписано ее брату в 1970 году, прежде чем изучение рукописи и упоминание о работе в ее дневнике в 2010 году окончательно установили, что работа принадлежала ей. [ 56 ]
Большая часть творчества Хензель после замужества была небольшими по масштабу: песни и пьесы для фортепиано. В 1831 году к первому дню рождения сына Себастьяна она создала кантату «Лобгесанг » («Похвальная песнь»). В том же году были написаны еще два произведения для оркестра, солистов и хора: «Хиоб» ( «Иов» ) и оратория из шестнадцати частей « Хёрет цу, меркет ауф» («Слушай и принимай к сведению»). [ 57 ] В 1841 году она сочинила цикл фортепианных пьес, изображающих месяцы года, Das Jahr (Год). [ 58 ] Музыка была написана на тонированных листах бумаги и проиллюстрирована ее мужем, причем каждое произведение сопровождалось коротким стихотворением. [ 59 ] Писательница Кристин Форни предположила, что стихи, рисунки и цветная бумага могут представлять разные этапы жизни, а другие предполагают, что они представляют ее собственную жизнь. [ 60 ] В письме из Рима Фанни описала процесс создания Das Jahr :
В последнее время я много сочинял и называл свои фортепианные пьесы именами моих любимых мест, отчасти потому, что они действительно приходили мне на ум в этих местах, отчасти потому, что наши приятные экскурсии были у меня в голове, пока я их писал. Они станут восхитительным сувениром, своего рода вторым дневником. Но не воображайте, что я даю эти имена, играя их в обществе, они целиком предназначены для домашнего употребления. [ 61 ]
После «Дас Яра» ее единственной крупной работой было Фортепианное трио соч. 11 1847 года. [ 45 ]
Стиль и форма
[ редактировать ]Анджела Мейс, музыковед, доказавшая авторство Фанни Хензель « Пасхальной сонаты» , считает, что Фанни была гораздо более экспериментальной со своей песней, чем Феликс, отмечая, что ее произведения обладают «гармонической плотностью», которая служит для выражения эмоций. [ 62 ]
Р. Ларри Тодд отметил, что, хотя было много комментариев о влиянии музыки Феликса на Фанни (и некоторые комментарии о влиянии музыки Фанни на Феликса), оба они находились под сильным влиянием более поздней музыки Людвига ван Бетховена с точки зрения форма , тональность и фугальный контрапункт . [ 63 ] Это очевидно, например, в струнном квартете Фанни. [ 64 ]
Музыковед Стивен Роджерс заявил, что из-за относительного отсутствия анализа музыки Фанни Хензель присутствие тройного гиперметра в ее песнях по большей части игнорируется. Он указывает на то, что Мендельсон использовал этот тип счетчика для изменения скорости вокала в песне и для отражения эмоций посредством искажения двойных норм. [ 65 ] Он также указывает на отсутствие тонической гармонии как на повторяющуюся характеристику ее песни, идентифицируя ее во лжи Verlust ( Потеря ) как намеренное средство отразить в песне темы заброшенности и неспособности найти любовь. Использование Мендельсоном словесной живописи также признано общим элементом ее стиля, методом подчеркивания эмоций в тексте песни. [ 66 ] Она обычно использовала строфическую форму для своих песен, а ее фортепианный аккомпанемент часто удваивал голосовую линию, что характерно также для музыки ее учителей Зельтера и Бергера. [ 67 ] Хотя основа, созданная ее учителями, сохранилась, Роджерс предполагает, что по мере развития ее стиля она все чаще обращалась к сквозным формам как к способу реагирования на элементы поэтического текста. [ 68 ]
Наследие
[ редактировать ]Начиная с 1980-х годов интерес к Мендельсон и ее работам возобновился. В ноябре 2017 года музей Мендельсона-Хаус в Лейпциге открыл постоянную экспозицию, посвященную ей. [ 69 ] Музей Фанни и Феликса Мендельсонов , посвященный жизни и творчеству двух братьев и сестер, открылся 29 мая 2018 года в Гамбурге. [ 70 ]
Малая планета 9331 Фаннихензель названа в ее честь. [ 71 ]
14 ноября 2021 года Google отметила 216-летие Фанни Хензель дудлом Google в Северной Америке, Исландии, Германии, Греции, Украине, Израиле, Армении, Австралии и Новой Зеландии. [ 72 ]
Музыка
[ редактировать ]За шесть месяцев до своей смерти Феликс попытался добиться того, чтобы его сестра получила признание, которого скрывала на протяжении большей части ее жизни. Он собрал многие из ее работ, намереваясь представить их публике через своего издательства Breitkopf & Härtel . В 1850 году издательство начало распространять неизданные произведения Фанни Мендельсон, начиная с Vier Lieder Op. 8. [ 73 ] Начиная с конца 1980-х годов музыка Фанни Мендельсон стала более известна благодаря концертным выступлениям и новым записям. [ 74 ] Премьера ее Пасхальной сонаты для фортепиано, ранее приписывавшейся Феликсу, состоялась от ее имени Андреа Лам 12 сентября 2012 года. [ 75 ]
Сочинения
[ редактировать ]Фанни Мендельсон при жизни не публиковала никаких произведений. Избранные письма и дневниковые записи были опубликованы в XIX веке, в частности Себастьяном Хензелем в его книге о семье Мендельсона. Ее сборник писем Феликсу под редакцией Марсии Цитрон был опубликован в 1987 году. [ 22 ] [ 76 ] [ 77 ]
Биографические и музыковедческие исследования
[ редактировать ]В XIX веке Фанни в основном фигурировала как сторонний наблюдатель в биографиях и исследованиях своего брата Феликса; обычно она была представителем предполагаемого «феминизирующего» влияния, которое подрывало его артистизм. [ 78 ] В 20-м веке традиционное повествование переключилось на представление Феликса как человека, не одобряющего музыкальную деятельность своей сестры и стремящегося сдержать ее, в то время как обвинения в «феминизации» против Фанни испарились. [ 79 ] Начиная с 1980-х годов Фанни Мендельсон стала предметом многих научных книг и статей. [ 80 ] [ 76 ] Кимбер полагает, что «Сказка о Фанни, «подавленном» композиторе, так легко нашла место в биографиях братьев и сестер из-за ее сходства с преобладающими моделями жизни «Великого композитора»… основанной на романтической идеологии. о художниках-мужчинах... Хензель аккуратно вписывается в традиционное повествование о страдающем художественном гении... в современной интерпретации: женский пол его главного героя, таким образом, приходится выносить двум персонажам [Феликсу и Фанни]. тяжесть двух столетий гендерной идеологии». [ 81 ]
Каталог работ Фанни Мендельсон Хензель был подготовлен Ренатой Хельвиг-Унру в 2000 году, согласно которому каждая работа может называться по ее «номеру HU». [ 82 ]
Шейла Хейман , прапраправнучка Фанни Мендельсон, выпустила 97-минутный документальный фильм «Фанни: Другой Мендельсон» в 2023 году. [ 83 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мейс Кристиан 2018 , §1.
- ^ Тодд 2010 , стр. 3–5.
- ^ Тодд 2003 , с. 33.
- ^ Мендельсон (Hensel) 1987 , стр. XXIX, 629.
- ^ Цитрон 1994 , с. 322.
- ^ Мендельсон (Хенсель) 1987 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Форни и Делл'Антонио, 2015 , с. 278.
- ^ Тодд 2010 , с. 7.
- ^ Хейман 2017 .
- ^ Конвей 2012 , стр. 122, 146.
- ^ Конвей 2012 , с. 171.
- ^ Кребс и Канен 2008 .
- ^ Тодд 2003 , с. 55.
- ^ Тодд 2010 , с. 146.
- ^ Конвей 2012 , с. 169.
- ^ Смарт 1907 , стр. 173, 179.
- ^ Тарускин 2010 , с. 186.
- ↑ Письмо от 16 июля 1820 г. в Hensel, S. 1884 , I, стр. 82
- ↑ Письмо Лее Мендельсон-Бартольди, 24 июня 1837 г. Мендельсон Бартольди 1864 , с. 116
- ^ Jump up to: а б Мейс Кристиан 2018 , Введение.
- ^ Конвей 2012 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Хензель, С. 1884 г.
- ^ Кимбер 2002 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с д Кимбер 2004 , с. 51.
- ^ Мендельсон (Хенсель) 1987 , с. 631.
- ^ Hensel, S. 1884 , I, с. 117.
- ^ Jump up to: а б Хензель, С. 1884 , II, стр. 168–171.
- ^ Jump up to: а б Тодд 2003 , с. 175.
- ^ Тодд 2003 , с. 224.
- ^ Райх 1991 , с. 92.
- ^ Падуя и Лавин 2010 .
- ↑ Письмо от 9 декабря 1840 г. Мендельсону (Хензель) 1987 , стр. 299–301.
- ^ Мейс Кристиан 2018 , §3.
- ^ Тодд 2003 , стр. 219, 230.
- ^ Гейтс 2007 , с. 7.
- ^ Тодд 2010 , с. х.
- ^ Мендельсон (Хенсель) 1987 , с. XXIV.
- ^ Цитрон 1984 , с. 104.
- ^ Райх 1991 , с. 95.
- ^ Кимбер 2002 , с. 116.
- ^ Райх 1991 , стр. 95–96.
- ^ Хензель, С. 1884 , II, с. 325.
- ^ Тодд 2003 , стр. 523–524.
- ^ Хензель, С. 1884 , II, стр. 325–326.
- ^ Jump up to: а б с Мейс Кристиан 2018 , §10.
- ^ Тодд 2003 , с. 557.
- ^ Стерндейл Беннетт 1955 , с. 376.
- ^ Тодд 2010 , стр. 348–349.
- ^ Конвей 2012 , с. 180.
- ^ Песня 2016 , стр. 2–3.
- ^ Мейс 2013 , с. 118.
- ^ Песня 2016 , стр. 5–7.
- ^ Райх 1991 , стр. 93–94.
- ^ Мендельсон (Хенсель) 1987 , с. 174.
- ^ Тодд 2003 , стр. 104, 542–544.
- ^ Мейс Кристиан 2018 , §4.
- ^ Ледбеттер 2019 .
- ^ Мейс Кристиан 2018 , 8.
- ^ Хензель, Ф. 1841 г. .
- ^ Форни и Делл'Антонио, 2015 , с. 177.
- ^ Хензель, С. 1884 , II, с. 103.
- ^ Мейс 2013 , с. 10.
- ^ Тодд 2010 , с. 182.
- ^ Песня 2016 , с. 1.
- ^ Роджерс 2011b , пасс .
- ^ Роджерс 2011a , стр. 180–184.
- ^ Дрейпер 2012 , с. 87.
- ^ Роджерс 2011a , с. 201.
- ^ Анон. 2023 .
- ^ Квартал композиторов nd .
- ^ Шмадель 2006 , с. 45.
- ^ Google 2021 .
- ^ Тодд 2010 , с. 351.
- ^ Марч и др. 1999 , стр. 858–859.
- ^ Интернет-журнал искусств CVNC, 2012 .
- ^ Jump up to: а б Мейс Кристиан 2018 , Библиография.
- ^ Мендельсон (Хенсель) 1987 .
- ^ Кимбер 2004 , стр. 48–49.
- ^ Кимбер 2004 , стр. 49–50.
- ^ Стоукс, 2019 , проходящее .
- ^ Кимбер 2004 , с. 52.
- ^ Хеллвиг-Унру 2000 .
- ^ Брэдшоу, 2023 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Книги
- Цитрон, Марсия Дж . (1984). «Письма Фанни Хензель Феликсу Мендельсону». В Финсоне, Джон В .; Тодд, Р. Ларри (ред.). Мендельсон и Шуман: очерки их музыки и ее контекста . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка . стр. 99–108. ISBN 978-0-8223-0569-9 .
- Цитрон, Марсия Дж. (1994). «Мендельсон (-Бартольди), Фанни (Цецили)». Словарь женщин-композиторов New Grove . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Macmillan Publishers . ISBN 978-0-333-51598-3 .
- Конвей, Дэвид (2012). Еврейство в музыке: Вступление в профессию от эпохи Просвещения до Рихарда Вагнера . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-01538-8 .
- Дрейпер, Брайан В. (2012). Текстовая живопись и музыкальный стиль в песне Фанни Хензель (PDF) . Юджин, Орегон: Университет Орегона. OCLC 817677286 . Магистерская диссертация
- Форни, Кристина; Делл'Антонио, Эндрю (2015). Наслаждение музыкой: издание Essential Listening с полным доступом. Двенадцатое издание . Нью-Йорк, Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-90604-2 .
- Хельвиг-Унру, Рената (2000). Фанни Хензель, урожденная Мендельсон Бартольди: Тематический список композиций . Адлисвиль : Кунцельманн. ISBN 3-9521049-3-0 .
- Хензель, Фанни (1841) Das Jahr : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Хензель, Себастьян, изд. (1884). Семья Мендельсона (1729–1847) Из писем и журналов . Перевод Клингеманна, Карла. Лондон, Англия: Sampson Low and Co. OCLC 1061914545 . 2 тома
- Кимбер, Мэриан Уилсон (2004). «Феликс и Фанни: пол, биография и история». В Мерсер-Тейлор, Питер (ред.). Кембриджский компаньон Мендельсона . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-53342-3 .
- Мейс, Анджела Регина (2013). Фанни Хензель, Феликс Мендельсон Бартольди и формирование «мендельсоновского» стиля (PDF) . Дарем, Северная Каролина: Университет Дьюка. OCLC 852761347 . Диссертация
- Мейс Кристиан, Анджела (2018). «Хензель [урожденная Мендельсон (-Бартольди)], Фанни Сесилия» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/omo/9781561592630.013.3000000159 . ISBN 9781561592630 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Марш, Иван; Гринфилд, Эдвард; Лейтон, Роберт; Чайковский, Роберт (1999). Руководство Penguin по компакт-дискам . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0140513790 .
- Мендельсон Бартольди, Феликс (1864). Мендельсон Бартольди, Пол (ред.). Письма Феликса Мендельсона Бартольди с 1833 по 1847 годы . Перевод леди Уоллес. Лондон, Англия: Лонгман . OCLC 17521633 .
- Мендельсон (Хенсель), Фанни (1987). Цитрон, Марсия (ред.). Письма Фанни Хензель Феликсу Мендельсону . Нью-Йорк: Пендрагон Пресс . ISBN 978-0-918728-52-4 .
- Райх, Нэнси Б. (1991). «Сила класса: Фанни Хензель». В Тодде, Р. Ларри (ред.). Мендельсон и его мир . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . стр. 86–99. ISBN 978-0-691-02715-9 .
- Шмадель, Лутц Д. (2006). «(9331) Фаннихензель [2,75, 0,06, 4,4]». Словарь названий малых планет: Приложение к пятому изданию: 2003–2005 гг . Спрингер. стр. 45. дои : 10.1007/978-3-540-34361-5_339 . ISBN 978-3-540-34361-5 .
- Смарт, сэр Джордж (1907). Х.Б. Кокс; К.Л. Кокс (ред.). Листья из журнала сэра Джорджа Смарта . Лондон, Англия: Longmans, Green and Co. OCLC 504621895 .
- Стоукс, Лаура КТ (2019). Фанни Хензель: Путеводитель по исследованиям и информации . Абингдон-на-Темзе, Англия: Рутледж . ISBN 978-1-138-23740-7 .
- Тарускин, Ричард (2010). Музыка девятнадцатого века (Оксфордская история западной музыки) . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-538483-3 .
- Тодд, Р. Ларри (2003). Мендельсон: Жизнь в музыке . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-511043-2 .
- Тодд, Р. Ларри (2010). Фанни Хензель: Другой Мендельсон . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-518080-0 .
- Журналы
- Гейтс, Юджин (2007). «Фанни Мендельсон Хензель: музыкальная жизнь в домашних условиях» (PDF) . Журнал Общества Капралова . 5 (2): 1–14.
- Кимбер, Мэриан Уилсон (2002). «Подавление» Фанни Мендельсон: переосмысление феминистской биографии» . Музыка XIX века . 26 (2): 113–129. дои : 10.1525/ncm.2002.26.2.113 . S2CID 162379412 .
- Роджерс, Стивен (2011a). «Эстетика лжи Фанни Хензель» (PDF) . Журнал музыковедческих исследований . 30 (3): 175–201. дои : 10.1080/01411896.2011.588641 . S2CID 191550522 .
- Роджерс, Стивен (2011b). «Думать (и петь) в тройках» (PDF) . Теория музыки онлайн . 17 (1). дои : 10.30535/mto.17.1.7 .
- Стерндейл Беннетт, Р. (1955). «Смерть Мендельсона» . Музыка и письма . 36 (4): 374–376. дои : 10.1093/мл/XXXVI.4.374 .
- Сон, Хе Бин (2016). «Влияние, индивидуальность и стилистическая эволюция в музыке Фанни Хензель и Феликса Мендельсона» (PDF) . Журнал Общества Капралова . 14 (2).
- Онлайн
- Анон. (2 января 2023 г.). «Жизнь и творчество Феликса Мендельсона Бартольди и Фанни» . Leipziger Volkszeitung (на немецком языке) . Проверено 15 мая 2023 г.
- Брэдшоу, Питер (23 октября 2023 г.). «Фанни: Обзор другого Мендельсона – запоздалое признание новаторского гения» . Хранитель . Проверено 30 января 2024 г. ; Фанни: Другой Мендельсон на IMDb
- «Duke Performances, Музыкальный факультет Университета Дьюка: заново открытая Фанни Хенсель: Часть II» . Интернет-журнал искусств CVNC . 7 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 г. . Проверено 8 января 2021 г.
- «Музей Фанни и Феликса Мендельсона» . KomponistenQuartier Hamburg (на немецком языке). Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- Google (14 ноября 2021 г.). «216 лет со дня рождения Фанни Хензель» .
- Хейман, Шейла (8 марта 2017 г.). «Шедевр Фанни Мендельсон наконец-то получил должное» . Хранитель . Проверено 9 января 2021 г.
- Рак, Шэрон; Канен, Лау (2008). «Когда у меня спокойно на душе» . Сетевой архив песен . Проверено 21 января 2021 г.
- Ледбеттер, Стивен (3 апреля 2019 г.). «Другие ранние кантаты Мендельсона» . Бостонский онлайн-музыкальный аналитик . Проверено 19 января 2021 г.
- Падуя, Пэт; Лавин, Кевин (2010). «Месяц женской истории: Фанни Мендельсон Хензель» . В Muse: Блог исполнительского искусства ( веб-сайт Библиотеки Конгресса ) . Проверено 29 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Фанни Хенсель в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Фанни Хензель в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные цифровые партитуры Хенселя, Фанни (Мендельсона) в OpenScore Lieder Corpus
- Фанни Хензель (род. Мендельсон fannyhensel.de
- Фанни Хензель (на немецком языке) rcs-krueger.de/FannyHensel.htm
- Фанни Мендельсон Хензель / Фортепианное трио ре минор editionsilvertrust.com
- Мейс Кристиан, Анджела (nd). « Пасхальная соната Открытие» . Анджела Мейс Кристиан . Проверено 10 января 2021 г.
- Полное собрание песен Фанни Хензель можно скачать бесплатно под редакцией Тима Паркера-Лэнгстона.
- Бесплатные цифровые партитуры фортепианной и инструментальной музыки Фанни Хензель от HenselPushers.
- Сканы рукописей и документов Фанни Хензель из Берлинской государственной библиотеки оцифрованных коллекций
- Фанни Мендельсон
- 1805 рождений
- 1847 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Немецкие композиторы XIX века.
- Немецкие женщины-композиторы XIX века
- Похороны в Dreifaltigkeitsfriedhof I, Берлин.
- Дети-классические музыканты
- Композиторы для фортепиано
- Немецкие кальвинисты и реформатские христиане
- немецкие классические пианисты
- Немецкие женщины-композиторы-классики
- Немецкий народ еврейского происхождения
- Немецкие композиторы-романтики
- Еврейские классические пианисты
- Семья Мендельсона
- Музыканты из Берлина
- Музыканты из Гамбурга
- Немецкие женщины-классические пианистки
- Женщины-пианистки XIX века
- Композиторы Королевства Пруссия
- Семья Хензель