Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Мендельсон)
Концерт для фортепиано с оркестром соль минор | |
---|---|
№ 1 | |
Феликс Мендельсон | |
![]() Рисунок композитора Эдуарда Бендеманна , 1833 год. | |
Ключ | соль минор |
Опус | 25 |
Составленный | 1830 | –31
Выполненный | 17 октября 1831 г. |
Движения | три |
Мендельсона Фортепианный концерт № 1 соль минор , соч. 25, была написана в 1830–1831 годах, примерно в то же время, что и его четвертая симфония , премьера которой состоялась в Мюнхене 17 октября 1831 года. [1] Этот концерт был написан в Риме во время путешествия по Италии после встречи композитора с пианисткой Дельфиной фон Шаурот в Мюнхене. Концерт был посвящен ей. Мендельсон посещал одну вечеринку за другой в Мюнхене в октябре 1831 года, в месяц премьеры, но он также играл камерную музыку и преподавал двойной контрапункт . Он сам исполнил произведение на премьере, куда вошли также исполнения его Симфонии № 1 и Увертюры из «Сна в летнюю ночь» . [2] Он уже написал фортепианный концерт ля минор со струнным аккомпанементом (1822) и два концерта для двух фортепиано (1823–24).
Структура
[ редактировать ]В трех связанных частях за короткий промежуток времени используется несколько относительно новых формальных приемов - например, фортепиано появляется очень скоро после начала первой части, и оркестровое тутти мало что может контрастировать. [3] Концерт быстро приобрел популярность и содержит множество разделов импровизации, одной из особенностей Мендельсона; он написан для 2 флейт, 2 гобоя, 2 кларнетов, 2 фаготов, 2 валторн, 2 труб, литавр и струнных.
- Очень аллегро с огнем соль минор
- Анданте ми мажор
- Престо — Очень веселый и живой соль мажор.
Очень веселый с огнем
[ редактировать ]Фортепиано появляется уже после нескольких тактов оркестрового вступления. было стандартной процедурой, В концертах классической эпохи предваряющей вступление соло тутти, по разным причинам - продолжительность и цель этих вступлений различались: некоторые давали намек на то, что должно было последовать, а некоторые выдавали почти весь материал части. , но ни один из них не был столь кратким: в этом смысле это был один из первых концертов эпохи романтизма . Моцарта (Очевидные исключения – девятый фортепианные концерты Бетховена и четвертый и пятый – позволяли фортепиано очень ненадолго вступить в самом начале, но затем продолжались как обычно, солист молчал.)
Остальная часть довольно типична для концертов, поскольку в ней используется модифицированная сонатная форма со второй контрастной лирической темой, которая сначала звучит на фортепиано под повторяющимся аккомпанементом, а затем на духовых инструментах. Когда часть закрывается, переход приводит ее не к полному завершению, а вместо этого, с медными фанфарами и фортепианным продолжением того же самого, к границе Анданте.
Анданте
[ редактировать ]Она открывается мелодией на нижних струнах ми мажор , которую вскоре подхватывает фортепиано. Это вытянуто в ширину, а средняя часть B обеспечивает контраст. Исходная мелодия, несколько измененная, возвращается, завершая движение.
Ранний — очень веселый и живой.
[ редактировать ]Это начинается с помпы ля минор (Престо). Вступает фортепиано, и в этот момент настроение улучшается, и начинается заключительное рондо - Molto allegro e vivace. Это регулярно по форме, и отдача от припева разнообразна. Некоторые темы из первой части возвращаются к финалу.
Прием
[ редактировать ]Хотя Мендельсон сказал о концерте: «Я написал его всего за несколько дней и почти небрежно», концерт был чрезвычайно популярен - отчасти благодаря усилиям Клары Шуман и Ференца Листа . [2] Гектор Берлиоз описал, что случилось с фортепиано Эрара , на котором слишком часто играли концерт:
...сошедшее с ума пианино тоже не намерено обращать на него внимания. Он посылает за святой водой и окропляет ею клавиатуру, но тщетно — доказательство того, что это не колдовство, а всего лишь естественный результат тридцати исполнений одного концерта. Вынимают из инструмента клавиатуру — клавиши по-прежнему сами по себе двигаются вверх-вниз — и бросают ее на середину двора рядом со складом. Там господин Эрар, теперь в ярости, изрубил его топором. Вы думаете, это сделало это? это еще больше усугубило ситуацию. Каждая деталь танцевала, прыгала, резвилась по отдельности — на тротуаре, между нашими ногами, у стены, во все стороны, пока складской слесарь не подхватил в охапку этот расшатанный механизм и не швырнул его в огонь своей кузницы, окончательно положив конец... Какой прекрасный инструмент! [2]
Записи
[ редактировать ]Коммерческие записи включают:
- 1959: Рудольф Серкин с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди. [4] [5]
- 1986: Андраш Шифф с Симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Шарля Дютуа. [6]
- 1990: Мюррей Перахия с Академией Святого Мартина в полях под руководством Невилла Марринера. [7]
- 1997: Стивен Хаф с симфоническим оркестром города Бирмингема под управлением Лоуренса Фостера [8]
- 2003: Ланг Ланг с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Дэниела Баренбойма. [9]
- 2008: Белла Давидович с Московским камерным оркестром под управлением Константина Орбеляна. [10]
- 2009: Юджа Ван с оркестром фестиваля Вербье под управлением Курта Мазура [11] [12]
- 2016: Рональд Бротигам с Кельнской академией под руководством Майкла Александра Вилленса.
- 2018: Ян Лисецкий с камерным оркестром «Орфей»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Примечания к программе: Фортепианный концерт Мендельсона № 1 Симфония Виктории
- ^ Jump up to: а б с Стейнберг, Майкл (2000). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 419. ИСБН 019802634X . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Филип Рэдклифф, Мендельсон , (Oxford University Press: 2000), 100.
- ^ «Концерты для фортепиано с оркестром № 1 и 2; Концерт для скрипки / Мендельсон» . Библиотеки Пенсильванского государственного университета. 2002.
- ^ «Обзор компакт-диска. Сочинения Феликса Мендельсона для фортепиано с оркестром» . Классическая сеть.
- ^ «Фортепианные концерты Мендельсона 1 и 2» . Граммофон.
- ^ «Мендельсон: Фортепианные концерты 1 и 2 и т. д. / Перахия, Марринер» . АркивМузыка.
- ^ «Романтический фортепианный концерт, том 17 - Мендельсон» . Граммофон.
- ^ "CD ЧАЙКОВСКИЙ, МЕНДЕЛЬСОН: ПК 1, БАРЕНБОЙМ/ЛАНГ/CSO" . Магазин «Симфония».
- ^ Браунелл, Майк Д. «Белла Давидович / Юбилейный концерт Дмитрия Ситковецкого в честь Беллы Давидович» . Вся музыка.
- ^ «Мендельсон в Вербье Юджа Ванг блистает в живом исполнении» . Граммофон.
- ^ Кларк, Колин. «ОБЗОР Мендельсона в Вербье» . МьюзикВеб Интернэшнл.