Фортепианный концерт № 9 (Моцарт)
Фортепианный концерт № 9 | |
---|---|
Женомм или Дженами | |
Моцарта В. А. | |
![]() Моцарт в 1777 году, год композиции, написанной в Болонье неизвестным художником. | |
Ключ | Ми-бемоль мажор |
Каталог | К. 271 |
Жанр | Концерт |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1777 |
Движения | Три ( Аллегро , Андантино , Рондо, Престо ) |
Подсчет очков |
|

Вольфганга Амадея Моцарта , Фортепианный концерт № 9 ми ♭ в 1777 году , мажор , K. 271 известный как концерт Jeunehomme или Jenamy, был написан в Зальцбурге когда композитору был 21 год.
Состав
[ редактировать ]Моцарт завершил концерт в январе 1777 года, через девять месяцев после своего Фортепианного концерта № 8 до мажор и с несколькими значительными сочинениями за прошедший период. [1] Он написал произведение для Виктории Женами, дочери Жана-Жоржа Новерра и опытной пианистки. [2] Моцарт исполнил концерт на частном концерте 4 октября 1777 года. Возможно, Дженами представила премьеру произведения раньше. [3]
Структура
[ редактировать ]Произведение написано для фортепиано соло, двух гобоев , двух валторн (ми ♭ ) и струнных .
Состоит из трех движений :
- Аллегро , ми ♭ мажор и общий ( 4
4 ) час , ~ 10 мин - Андантино, до минор и 3
4 часа, ~ 12 мин - Рондо (Престо), ми ♭ мажор и вырезка ( 2
2 ) час, ~ 10 мин
И. Аллегро
[ редактировать ]что первая часть открывается выступлениями солиста, предвосхищающими концерты Бетховена Пятый Четвертый и Необычно для того времени то , . Как отмечает Катберт Гердлстоун (1964): [4] его отходы от условностей не заканчиваются этим ранним сольным выступлением, а продолжаются в стиле диалога между фортепиано и оркестром в остальной части части.
Моцарт написал две каденции для этой и последующей части. [5]
II. Андантино
[ редактировать ]Вторая часть написана в относительном миноре . Лишь в пяти фортепианных концертах Моцарта есть вторая часть в минорной тональности ( К.41 , К.271, К.456 , К.482 и К.488 . К.41 — аранжировка).
III. Рондо (скоро)
[ редактировать ]Третья часть, открывающаяся соло фортепиано, представляет собой крупномасштабное рондо. Он прерывается медленной частью менуэта в субдоминантной тональности ля ♭ мажор (процедуру, которую Моцарт повторил в своем 22-м концерте 1785 года, также в тональности ми ♭ мажор). Произведение заканчивается в исходном темпе.
Прием
[ редактировать ]Работа высоко оценена критиками. Чарльз Розен назвал его «возможно, первым безоговорочным шедевром классического стиля ». [6] Альфред Брендель назвал его «одним из величайших чудес света». [7] Альфред Эйнштейн Моцарта назвал это « Героической ». [8] Катберт Гердлстоун, однако, не был так горяч в своих похвалах, отметив, что медленная часть, хотя и была большим шагом вперед для Моцарта, все же была несколько ограничена, и произведение в целом не равнялось фортепианным концертам с вершины творчества композитора в Вене. с 1784 по 1787 год и не может сравниться с его лучшими сочинениями в целом. [9] Совсем недавно исследователь Моцарта Саймон П. Киф охарактеризовал концерт как «характеризующийся краткостью тематического развития, глубиной выражения (в частности, в Андантино) и уровнем буйной виртуозности (особенно в финале), который превосходит все засвидетельствовано в его предыдущих фортепианных концертах». [10]
Имя
[ редактировать ]Произведение долгое время было известно как « Jeunehomme Concerto». Теодор де Вызева и Жорж де Сен-Фуа утверждали, что Моцарт написал пьесу для неназванного французского пианиста Jeunehomme (по-французски «молодой человек»), посетившего Зальцбург. [11] Однако в 2004 году Майкл Лоренц продемонстрировал, что посвященной на самом деле была Виктория Женами (1749–1812), дочь Жана-Жоржа Новерра , танцора, который был одним из друзей Моцарта. [12] Моцарт встретил Дженами во время своего пребывания в Вене в 1773 году. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гердлстоун 1948 , с. 94.
- ^ Хьюитт, Анджела. «Концерт № 9 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор 'Jeunehomme', K271» . Гиперион Рекордс . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Стейнберг 1998 , с. 281.
- ^ Гердлстоун, Катберт Мортон; Моцарт, Вольфганг Амадей; Гердлстоун, Катберт Мортон (1964). Моцарт и его фортепианные концерты . Дуврские книги по музыке (Полное и корр. 2-е (1958) изд., первое изд. в 1948 г. ... под названием «Фортепианные концерты Моцарта», изд.). Нью-Йорк: Dover Publ. стр. 94–5. ISBN 978-0-486-21271-5 .
- ^ Моцарт, Вашингтон (1963). Ландовска, Ванда (ред.). Каденции для фортепианного концерта Моцарта №. 9 ми-бемоль мажор К. 271 . Братья Броуде. АСИН B01MY4CHMV .
- ^ Розен 1976 , с. 59.
- ↑ «Отрыв от романтизма с небольшим количеством Моцарта» Вивьен Швейцер, The New York Times , 20 апреля 2012 г.
- ^ "Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром № 9 ми-бемоль мажор, K. 271" Итана Оллреда, Chamber Music Northwest
- ^ Гердлстоун, Катберт (1964). Моцарт и его фортепианные концерты . Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 100–101. ISBN 978-0-486-21271-5 .
- ^ Эйзен, Клифф; Киф, Саймон П., ред. (2006). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж, [Англия]: Издательство Кембриджского университета. п. 113. ИСБН 978-0-521-85659-1 .
- ^ Стейерт, Крис (2016). «Моцарт с французским уклоном: новое прочтение «Мадемуазель Женомом»» . Музыкальные времена . 157 (1937): 6–12. ISSN 0027-4666 .
- ^ Майкл Лоренц , «Мадемуазель Женехомм, чтобы разгадать загадку Моцарта», « Эксперимент Моцарта Просвещение », (Очерки для выставки Моцарта, 2006 г.) Институт Да Понте, Вена, 2006 г., стр. 423–429.
Источники
[ редактировать ]- Гердлстоун, Катберт (1948). Фортепианные концерты Моцарта . Лондон: Касселл. OCLC 247427085 .
- Розен, Чарльз (1976). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен (переработанная ред.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0571049052 .
- Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 019802634X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт in Eb («Jeunehomme Concerto») KV 271 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Edition.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 9 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Анимированная партитура на YouTube , Мюррей Перахия (фортепиано, дирижер), Английский камерный оркестр (1976)
- «Последняя программная заметка Альфреда Бренделя» Майкла Лоренца
- «Продолжающаяся чепуха Jeunehomme» Майкла Лоренца
- Сборник материала по Концерту Дженами , michaelorenz.at