Рондо для фортепиано с оркестром ля мажор (Моцарт)
Рондо для фортепиано с оркестром ля мажор, K. 386 — концертное рондо Вольфганга Амадея Моцарта , которое, по мнению Альфреда Эйнштейна, было написано в конце 1782 года. [ 1 ]
Состав
[ редактировать ]Моцарт написал Рондо ля мажор примерно в то же время, что и его три первых Венских фортепианных концерта №№. 11 , 12 и 13 .
Когда рукопись с автографом была продана, вдова Моцарта и ее помощники, очевидно, не смогли найти заключительные страницы, хотя некоторые записи на ней и современная переписка показывают, что они пытались найти финал. [ 2 ] Констанция Моцарт продала рукопись 8 ноября 1799 года Ж. А. Андре, [ 2 ] очевидно, что эти последние страницы все еще отсутствуют, и этот факт был неизвестен до тех пор, пока Алан Тайсон не обнаружил их в Британской библиотеке в 1980 году. [ 2 ] До этого остальная часть автографа была расчленена и разбросана, и единственной известной полной версией была фортепианная аранжировка Чиприани Поттера примерно 1838 года. [ 2 ] Альфред Эйнштейн , используя этот и два листа партитуры, которые, как известно, сохранились до наших дней, опубликовал реконструкцию рондо в 1936 году, а последующие листы, которые стали известны, были собраны в Neue Mozart-Ausgabe (Serie V, Werkgruppe 15, Band 8) и завершен в 1962 году Полом Бадурой-Шкодой и Чарльзом Маккеррасом . Последние листья, обнаруженные Тайсоном, теперь включены в дополнение к NMA (Серия X, Werkgruppe 31, Band 3).
Гипотетическую реконструкцию Эйнштейна с финалом Чиприани Поттера можно услышать в некоторых старых записях Рондо, например, в записи солистки Анни Фишер и дирижера Ференца Фриксай (1959). [ 3 ] Самые последние записи рондо, такие как записи Мюррея Перахии и Малкольма Билсона , включают заново открытый оригинальный финал.
Возможные намерения
[ редактировать ]Музыковед Альфред Эйнштейн считал, что это произведение было задумано либо как оригинал, либо как замена финала его Фортепианного концерта № 12 ля ля. [ 1 ] Обе пьесы написаны в одной тональности и написаны в одно и то же время. Однако существуют значительные различия. Три концерта были написаны Моцартом как кватро (всего с четырьмя струнами в аккомпанементе), тогда как Рондо не может быть таковым, поскольку виолончели имеют независимую от басов линию . [ 4 ] Первая страница рукописи также была озаглавлена и датирована Моцартом, что указывает на индивидуальность. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Рондо отмечено аллегретто , что придает произведению живой, но неторопливый вид. Произведение, как и большинство концертных произведений Моцарта, начинается со струнных , которые играют главную тему произведения. Это снова типично для начала фортепианных и оркестровых произведений Моцарта: фортепиано появляется только примерно через минуту оркестровой игры. Он тоже играет главную тему, но очень интимно и изящно. Затем следует вторая тема, сочетающая легкомысленные, игривые элементы с интроспективными, мечтательными разделами. Затем повторяется исходная тема, за которой следует другая мелодия. Эта мелодия более внушительна и серьезна, чем ее предшественники, пока чудесным образом не возвращается к исходной мелодии. Произведение завершается кодой в форме истинного рондо, придающей структуру ABACAD. [ 5 ] Произведение длится от 8 до 10 минут, в зависимости от того, как оно выполнено.
Рукопись с автографом
[ редактировать ]Работа подписана и датирована на первой странице di Wolfgango Amadeo Mozart mpr / Vieña gli 19 d'Octo. бре 1782 . [ 6 ] Первые 12 листов рукописи с автографом были приобретены английским композитором Уильямом Стерндейлом Беннеттом где-то около 1840 года. [ 6 ] Затем их раздавали целыми листьями или небольшими фрагментами друзьям и семье Беннета. [ 2 ] Из них известны следующие части:
- ф.1 (бары 1–22): продана на аукционе Sotheby's 23 мая 2017 г.; [ 7 ] местонахождение неизвестно.
- ff.2–3 (такты 23–62): принадлежат неизвестному частному коллекционеру в Германии. [ 6 ]
- ф.4 (бары 63–78): Королевский колледж хирургов Англии , Лондон. [ 6 ]
- ф.5 (бары 79–100): местонахождение неизвестно.
- f.6 (такты 101–115): два фрагмента, составляющие нижнюю часть, хранятся в Джульярдской школе в Нью-Йорке и Университете Западного Онтарио .
- f.7 (такты 116–135): один фрагмент, состоящий из струнных частей тактов 116–119 и 133–135, хранится в Джульярдской школе в Нью-Йорке; другой фрагмент, состоящий из нижней части тактов 119–133, был продан галереей Кеннета В. Рендалла в Нью-Йорке в 1998 году, и его местонахождение в настоящее время неизвестно. [ 6 ]
- f.8 (такты 136–154): Музыкальная библиотека Сибли , Рочестер, Нью-Йорк.
- f.9 (такты 155–171): принадлежит Бин Эбисаве в Токио. [ 6 ]
- ff.10–12 (такты 172–224): местонахождение неизвестно.
- ff.13–16 (такты 225–269): Британская библиотека , Лондон.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с Пажо, Деннис. «К386 Рондо для фортепиано с оркестром ля ля» . mozartforum.com. Архивировано из оригинала 4 января 2013 года . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Тайсон 1987 , стр. 262–289.
- ^ «Страницы биографии/дискографии Энни Фишер» . Юань Хуан . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Philips Digital Classics «Полное издание Моцарта - Фортепианные концерты»; Номер этикетки 464 800-2.
- ^ Каммингс, Роберт (2016). «Вольфганг Амадей Моцарт: Рондо для фортепиано с оркестром ля мажор, К. 386» . Allmusic.com . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж NMA V/15/8: Критический отчет
- ^ «Аукцион Sotheby’s, 23 мая 2017» . 18 февраля 2019 г.
- Источники
- Тайсон, Алан (1987). Моцарт: Исследования партитур с автографами . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-58831-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рондо в A KV 386 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Рондо ля ля, К. 386 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Рондо ля мажор, К. 386 в исполнении Филармонического оркестра Гаспаре Спонтини» . Ютуб. 8 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.