Концерт для фортепиано с оркестром № 14 (Моцарт)
Концерт для фортепиано с оркестром ми ♭ мажор | |
---|---|
№ 14 | |
Моцарта В. А. | |
Фортепиано Иоганна Андреаса Штайна (1775) | |
Ключ | Ми ♭ мажор |
Каталог | К. 449 |
Составленный | 1784 |
Движения | Живой веселый Андантино Веселый, но не слишком |
Подсчет очков |
|
Фортепианный концерт № 14 ми ♭ , мажор , К. 449 — произведение Вольфганга Амадея Моцарта написанное в Вене в 1784 году.
История
[ редактировать ]Фортепианный концерт ми-бемоль — первое произведение, которое Моцарт внес в нотную тетрадь, которую хранил до конца жизни, с указанием основных тем и дат завершения каждого произведения. Из этого первоисточника мы узнаем, что концерт он закончил 9 февраля 1784 года.
В том же году он написал подряд несколько концертов, а в письме к отцу в мае о 15-м и 16-м концертах (К. 450 и 451) писал, что «не мог выбрать между ними», но что « один ми-бемоль [№ 14] вообще не принадлежит к тому же разряду. Это человек весьма своеобразного рода...». 14-й считается первым из зрелой серии концертов, написанных Моцартом и такими комментаторами, как Гердлстоун и Хатчингс. [ Эта цитата нуждается в цитировании ] оценил его как один из лучших, тем более что все три механизма соответствуют высочайшему стандарту.
Как и его более ранние концерты, №№ 12, К. 414 и 13, К. 415 , Моцарт написал Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль для своих абонементных концертов «либо с большим оркестром с духовыми инструментами, либо просто кватро » [со струнными квартет]. [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]Концерт написан для двух гобоев , двух валторн и струнных и состоит из трех частей:
- Аллегро жизнерадостное ( 3
4 ) - Андантино ( си ♭ мажор , 2
4 ) - Весело, но не слишком( 2
2 – 6
8 )
I. Аллегро живое
[ редактировать ]Первое движение начинается в 3
4 размера , необычная особенность среди 27 фортепианных концертов Моцарта. Среди них только этот, четвертый , одиннадцатый и двадцать четвертый открываются движением в 3
4 . Также традиционно, в стиле классического концерта, мало ключевых приключений. Для этого есть несколько причин, но в итоге, чем меньше это правда, тем труднее становится отличить тутти от начала симфонии классической эпохи.
Первая фраза этого концерта начинается неоднозначно. За унисоном E ♭ следует C, затем G, за которым следует доминантного аккорда ( ведущий тон A ♮ ), доведенный до доминанты B ♭ . Эта прогрессия, кажется, предполагает доминирующую каденцию в доминирующей тональности B ♭ . Другими словами, от до минор до фа до B ♭ (ii – V – I в B ♭ ). Происходит немедленная модуляция через огненный пассаж до минор в си ♭ мажор. возможная вторая тема Здесь слышна , играемая на струнных , духовые не появляются до более позднего напряжения (около модуляции, возвращающейся в E ♭ ).
Первая часть отклоняется от обычной концепции концерта. Обычно, когда приходит время каденции в конце репризы , солисты исполняют каденциальную трель на тонике, после чего оркестр играет часть ритурнели , ведущую к каденциальной I. 6
4 , после чего солисты исполняют каденцию. Однако вместо того, чтобы трель сопровождалась струнными, она прерывается ими на второй доле и в конечном итоге разрешается в до минор. Однако вскоре после этого я 6
Прибывает 4 , начинается каденция, и все идет своим чередом.
III. Веселый, но не слишком
[ редактировать ]( Girdlestone 1964 , стр. 187) пишет, что походка в этом финале «не является ни галопом, ни скачком, ни даже танцем, а просто раскачивающейся походкой, быстрой и размеренной, и достоинство ее припев с его схематичным контуром и дикцией «силабато»... опирается скорее на его ритм, чем на его мелодию». Далее он отмечает, что, хотя это рондо можно разделить на контрастирующие части, вид на странице сильно отличается от того, что падает на ухо, что почти монотематично : «Когда, держа в руках счет, отмечают каждое возвращение первого предмета ... можно выделить четыре экспозиции рефрена [рондо] и три куплета... но, услышав это, создается впечатление, что припев никогда не покидает сцену».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клифф Эйзен (октябрь 2010 г.). Фортепианные концерты №№. 12, 13 и 14 (версия для фортепиано и струнного квартета) (Примечания для СМИ). Роберт Блокер , фортепиано; Биава-квартет. Наксос Рекордс . 8.557881 .
Источники
- Гердлстоун, Катберт Мортон (1964) [1958]. Моцарт и его фортепианные концерты (переиздание). Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 174–192. ISBN 0-486-21271-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйнштейн, Альфред . Моцарт: его характер, его творчество. Лондон: Издательство Оксфордского университета. Первое издание: 1945 г. Перевод с немецкого Артура Менделя и Натана Бродера . п. 301.
- Киф, Саймон П. (ноябрь 2001 г.). «Совершенно особая манера: Фортепианный концерт № 14 Моцарта ми-бемоль, K. 449, и стилистические последствия конфронтации». Музыка и письма . 82 (4). Издательство Оксфордского университета: 559–581. дои : 10.1093/мл/82.4.559 . ISSN 0027-4224 . JSTOR 3526277 . (отмечается, что вступительное движение началось в 1782 году)
- Моцарт, Вольфганг Амадей. Фортепианные концерты №№ 11–16 Нью-Йорк: Dover Publications. 1987. ISBN 0-486-25468-2 . стр. 105–140. Содержит партитуру концерта.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт ми-бемоль KV 449 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Edition.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 14, K. 449 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Концерта для фортепиано с оркестром № 14 Общества камерной музыки Линкольн-центра из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате