Бетховен и Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) оказал мощное влияние на творчество Людвига ван Бетховена (1770–1827). Бетховен высоко ценил Моцарта; часть его музыки напоминает музыку Моцарта, он сочинил несколько вариаций на темы Моцарта и смоделировал ряд своих композиций по образцу композитора старшего возраста. Встречались ли эти два человека когда-либо на самом деле, остается предметом спекуляций среди ученых.
Годы Бетховена в Бонне
[ редактировать ]
Бетховен родился в Бонне в 1770 году, примерно через 14 лет после Моцарта (род. Зальцбург , 1756). В 1781 году, когда Бетховен был ребёнком, Моцарт переехал из Зальцбурга в Вену , столицу австрийской империи, чтобы продолжить свою карьеру. Хотя Бонн был политически и культурно связан с Веной, [1] Географически он был еще более отдаленным, чем Зальцбург, и находился примерно в 900 км на противоположной стороне немецкоязычной Европы. [2]
Во время своей юности и музыкального обучения в Бонне Бетховен имел обширное и близкое знакомство с музыкой Моцарта. Он исполнял фортепианные концерты Моцарта с Боннским придворным оркестром и выступал (играя на альте) в операх Моцарта. Льюис Локвуд пишет: «Как Моцарт однажды сказал своему отцу, что он «пропитан музыкой», так и Бетховен был пропитан Моцартом». [3] В ранних попытках сочинения Бетховен был настолько сильно вдохновлен Моцартом, что однажды забеспокоился, что тот по ошибке заимствовал его. Локвуд пишет:
На эскизном листе примерно октября 1790 года Бетховен записал краткий отрывок до минор размером 6/8 метра в двухголосной партитуре, а затем между нотоносцами записал такие слова о маленькой фразе: «Весь этот отрывок украдено из Симфонии Моцарта до мажор, где Анданте в шесть восьмых из...» (здесь он обрывает). Затем Бетховен снова записывает отрывок чуть ниже и несколько иначе, на той же странице с набросками, и подписывает его «Сам Бетховен». Отрывок, который, как ему казалось, он цитировал, нельзя отнести ни к одной из известных нам симфоний Моцарта. [4]
Визит Бетховена в Вену
[ редактировать ]
Бетховен посетил Вену в начале 1787 года, но точные даты разнятся. Купер утверждает, что он прибыл в начале апреля и уехал примерно через три недели. [5] Хаберль говорит, что он прибыл в январе 1787 года и уехал в марте или апреле, оставаясь в городе до 10,5 недель. [6] Подтверждение этому есть в Регенсбургском дневнике . [7] Возвращение Бетховена в Бонн было вызвано, по крайней мере частично, состоянием здоровья его матери (она умерла от туберкулеза в июле того же года). [8] ). Отец Бетховена был почти недееспособен из-за алкоголизма, а у Бетховена было два младших брата, поэтому считалось, что композитор мог быть нужен дома, чтобы содержать свою семью.
Письменная документация о первом визите Бетховена в Вену скудна; два композитора вполне могли встретиться. Даты Хаберла предполагают период около шести недель, когда это могло произойти. [6] (Моцарт был в Праге часть начала 1787 года).
Биограф XIX века Отто Ян рассказал анекдот, в котором утверждалось, что Бетховен импровизировал до Моцарта и что последний был впечатлен. [9] Ян не приводит никаких доказательств этого, упоминая лишь, что «об этом сообщили мне в Вене из достоверных источников». Современник Бетховена Игнац фон Зейфрид описывает свою встречу с Моцартом следующим образом (хотя Зейфрид относит этот визит к 1790 году):
В 1790 году Бетховен ненадолго остановился в Вене, куда он отправился, чтобы послушать Моцарта, к которому у него были рекомендательные письма. Бетховен импровизировал перед Моцартом, который слушал его с некоторым безразличием, полагая, что это произведение выучено наизусть. Затем Бетховен со свойственным ему честолюбием потребовал разработать определенную тему; Моцарт со скептической улыбкой дал ему сразу хроматический мотив для фуги, в котором, al rovescio , таился контрсюжет двойной фуги. Бетховен не испугался и разработал тему, тайный замысел которой он сразу же уловил, очень подробно и с такой замечательной оригинальностью и силой, что внимание Моцарта было приковано, а его удивление так возбуждено, что он тихонько шагнул в соседнюю комнату, где собрались несколько друзей и шептали им со сверкающими глазами: «Не упускайте из виду этого молодого человека, однажды он расскажет вам некоторые вещи, которые вас удивят!» [10]
Однако современная наука несколько скептически относится к этой истории. В словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув об этом не упоминается; его отчет о визите следующий:
Весной 1787 года Бетховен посетил Вену. Из-за отсутствия документов многое остается неясным относительно точных целей поездки и степени их реализации; но, похоже, нет никаких сомнений в том, что он встретил Моцарта и, возможно, получил от него несколько уроков. [11]
Однако некоторые историки скептически относятся к тому, что Моцарт и Бетховен вообще встречались. [12]
Мейнард Соломон , написавший биографии Моцарта и Бетховена, не упоминает рассказ Яна и даже выдвигает возможность того, что Моцарт мог дать Бетховену прослушивание, а затем отвергнуть его:
В Бонне Бетховена готовила стать преемником Моцарта [группа влиятельных дворян], которая отправила его в Вену... для достижения этой цели. Однако шестнадцатилетний Бетховен еще не был готов быть один. По настоянию отца молодой виртуоз покинул Вену... и вернулся домой в состоянии уныния из-за чахоточного состояния матери – и, возможно, из-за отказа Моцарта, который был занят своими собственными делами, включая тревожное финансовое положение, и возможно, не мог серьезно рассмотреть вопрос о том, чтобы взять еще одного ученика, даже очень талантливого и поддерживаемого выдающимися покровителями. [13]
Соломон продолжает перечислять другие вопросы, которые занимали Моцарта в то время: ухудшение здоровья его отца , визит в Прагу , начало работы над «Дон Жуаном » и написание «огромного количества другой музыки». Более того, у Моцарта уже жил в доме ученик девятилетний Иоганн Непомук Гуммель .
Хотя невозможно определить, действительно ли Бетховен встречался с Моцартом, более вероятно, что он слышал игру Моцарта. Ученик Бетховена Карл Черни рассказал Отто Яну, что Бетховен сказал ему, что Моцарт (которого Бетховен мог слышать только во время своего визита в Вену в 1787 году) «обладал прекрасной, но прерывистой [немецкими zerhacktes ] манерой игры, без лигато ». [14]
Независимо от того, встречался ли Бетховен с Моцартом в Вене, его визит туда в 1787 году, похоже, стал для него началом несчастливого времени. В словаре Гроува отмечается, что его «первое сохранившееся письмо члену семьи в Аугсбурге , которая подружилась с ним по пути [в Вену], описывает меланхолические события того лета и намекает на… плохое здоровье [и] депрессия. [11]
Общий опыт
[ редактировать ]В конце концов Бетховен навсегда вернулся в Вену в 1792 году, через год после смерти Моцарта. Его ранние годы в Вене включали в себя множество событий, аналогичных событиям Моцарта в предыдущие годы, и он близко познакомился с некоторыми из соратников Моцарта. Как и Моцарт, Бетховен рано завоевал прочную репутацию клавишника, его наставником был Йозеф Гайдн , а покровительство ему оказала графиня Мария Вильгельмина Тун . Бетховену также оказал покровительство барон ван Свитен , в доме которого он играл произведения мастеров барокко, так же, как это делал Моцарт. Как и Моцарт, Бетховен путешествовал (в 1796 году) в Прагу, Дрезден, Лейпциг и Берлин в компании князя Лихновского . На пражском этапе своего путешествия Бетховен сочинил расширенную концертную арию для известной сопрано Йозефы Душек , как это сделал Моцарт во время своего визита в 1789 году. [15] К началу XIX века Бетховен оказался в центре Эмануэля Шиканедера внимания ; импресарио спонсировал этапы эскизов предполагаемой оперы Бетховена «Вестас Фойер» так же, как он был толчком к созданию «Волшебной флейты» Моцарта . (Бетховен в конце концов отказался от Вестас Фойер в пользу Фиделио .)
Влияние Моцарта на Бетховена
[ редактировать ]Даже после его смерти влияние Моцарта было очевидно в творчестве Бетховена. Например, Бетховен скопировал отрывок из 40-й симфонии Моцарта в альбом для рисования, который он использовал, когда сочинял свою Пятую симфонию , третья часть которой открывается темой, похожей на тему Моцарта . Чарльз Розен рассматривает Концерт для фортепиано с оркестром до минор Моцарта, K. 491 , как образец для Третьего фортепианного концерта Бетховена в той же тональности: [16] Квинтет для фортепиано и духовых инструментов, К. 452 , для квинтета Бетховена для тех же инструментов, соч. 16 , [17] и Струнный квартет ля мажор, K. 464 , для струнного квартета ля мажор Бетховена, соч. 18 № 5 . [17] Моцарта Роберт Маршалл рассматривает Сонату для фортепиано № 14 до минор , K. 457 , как модель для « Патетической » сонаты Бетховена, соч. 13, в том же ключе. [18]
Бетховен написал каденции ( WoO 58) к первой и третьей частям фортепианного концерта ре минор Моцарта , К. 466 , а также четыре набора вариаций на темы Моцарта:
- на «Se vuol ballare» из оперы «Женитьба Фигаро» для фортепиано и скрипки, WoO 40 (1792–3);
- на «Là ci Darem la mano» из «Дон Жуана» , для двух гобоев и английского рожка , WoO 28 (?1795);
- на тему «Девушка или женщина» из оперы «Волшебная флейта » для фортепиано и виолончели, соч. 66 (?1795);
- на тему «В людях, чувствующих любовь» из той же оперы, для фортепиано и виолончели, WoO 46 (1801). [19]
Довольно поздно в своей карьере Бетховен отдал дань уважения Моцарту, взяв цитату из Дон Жуана (вступительные ноты арии Лепорелло «Notte e giorno faticar») в основу 22-й вариации Диабелли .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Это была столица небольшого государства , правителем которого после 1784 года был младший брат австрийского императора .
- ^ Расстояние по дороге, вероятно, составляло более 500 миль (около 800 километров); см. distancecalculator.net От Бонна до Вены .
- ^ Локвуд (2003:56)
- ^ Локвуд (2003:56–57)
- ^ Купер (2008), с. 23
- ^ Перейти обратно: а б Хаберл (2006), стр. 215–55.
- ^ Хойер (2007)
- ^ Керман и др., раздел 2; Дойч 1965, 288
- ^ Ян (1882), с. 346.
- ^ Бетховен, Л.В., и Сейфрид, IV. Исследования Луи ван Бетховена по глубокому басу, контрапункту и искусству научной композиции . Переведено и отредактировано Пирсоном, Г.Х. © 1853, Schuberth and Comp. Перепечатка © 2018, Забытые книги.
- ^ Перейти обратно: а б Керман и др., раздел 2
- ^ Клайв (1993), с. 22. Эйзен в своих примечаниях к биографии Моцарта, написанной Абертом, поддерживает этот скептицизм.
- ^ Соломон (1995), с. 395
- ^ Александр Уилок Тайер , Эллиот Форбс , Герман Дейтерс , Хьюго Риман , Генри Эдвард Кребил (1991) Жизнь Бетховена Тэйера, Том 1 . Принстон: Издательство Принстонского университета. Отрывок доступен в Google Книгах по адресу [1] .
- ^ Ария Моцарта была « Bella mia Flame, addio » Бетховена », К. 528, «Ах! ! Коварный , соч. 65.
- ^ Розен (1997), стр. 390, 450.
- ^ Перейти обратно: а б Розен (1997), с. 381
- ^ Маршалл (2003), стр. 300–301.
- ^ Клайв (1993), с. 22
Ссылки
[ редактировать ]- Клайв, Питер (1993). Моцарт и его круг: Биографический словарь . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0300059007 .
- Купер, Барри (2008). Бетховен . Издательство Оксфордского университета, США . ISBN 978-0-19-531331-4 .
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Питер Бранскомб , Эрик Блом , Джереми Ноубл (пер.). Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-0233-1 . ОСЛК 8991008 .
- Хаберль, Дитер (2006). «Первая поездка Бетховена в Вену - датировка его студенческой поездки к В.А. Моцарту». Новый музыковедческий ежегодник (на немецком языке). 14 : 215–55.
- Хойер, Йоханнес (2007). «Когда Бетховен впервые приехал в Вену?» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 10 июня 2007 года.
- Ян, Отто (1882) [1856]. Жизнь Моцарта . Перевод Полины Таунсенд. Издательство Оксфордского университета . Доступно для просмотра в Интернете в книгах Google .
- Керман, Джозеф ; и др. (2001). «Бетховен, Людвиг ван». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Локвуд, Льюис (2003). Бетховен: Музыка и жизнь . Нью-Йорк: WW Нортон.
- Маршалл, Роберт Льюис (2003). Клавишная музыка XVIII века . Рутледж. ISBN 978-0415966429 .
- Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: WW Нортон . ISBN 978-0393040203 .
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. п. 395 . ISBN 0-06-019046-9 .
- Соломон, Мейнард (2001). Бетховен (переработанная ред.). Случайный дом . ISBN 978-0091794361 .