Jump to content

Бетховен и Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) оказал мощное влияние на творчество Людвига ван Бетховена (1770–1827). Бетховен высоко ценил Моцарта; часть его музыки напоминает музыку Моцарта, он сочинил несколько вариаций на темы Моцарта и смоделировал ряд своих композиций по образцу композитора старшего возраста. Встречались ли эти два человека когда-либо на самом деле, остается предметом спекуляций среди ученых.

Годы Бетховена в Бонне

[ редактировать ]
Портрет Бетховена в юности (1801 г.) работы Карла Трауготта Риделя (1769–1832).

Бетховен родился в Бонне в 1770 году, примерно через 14 лет после Моцарта (род. Зальцбург , 1756). В 1781 году, когда Бетховен был ребёнком, Моцарт переехал из Зальцбурга в Вену , столицу австрийской империи, чтобы продолжить свою карьеру. Хотя Бонн был политически и культурно связан с Веной, [1] Географически он был еще более отдаленным, чем Зальцбург, и находился примерно в 900 км на противоположной стороне немецкоязычной Европы. [2]

Во время своей юности и музыкального обучения в Бонне Бетховен имел обширное и близкое знакомство с музыкой Моцарта. Он исполнял фортепианные концерты Моцарта с Боннским придворным оркестром и выступал (играя на альте) в операх Моцарта. Льюис Локвуд пишет: «Как Моцарт однажды сказал своему отцу, что он «пропитан музыкой», так и Бетховен был пропитан Моцартом». [3] В ранних попытках сочинения Бетховен был настолько сильно вдохновлен Моцартом, что однажды забеспокоился, что тот по ошибке заимствовал его. Локвуд пишет:

На эскизном листе примерно октября 1790 года Бетховен записал краткий отрывок до минор размером 6/8 метра в двухголосной партитуре, а затем между нотоносцами записал такие слова о маленькой фразе: «Весь этот отрывок украдено из Симфонии Моцарта до мажор, где Анданте в шесть восьмых из...» (здесь он обрывает). Затем Бетховен снова записывает отрывок чуть ниже и несколько иначе, на той же странице с набросками, и подписывает его «Сам Бетховен». Отрывок, который, как ему казалось, он цитировал, нельзя отнести ни к одной из известных нам симфоний Моцарта. [4]

Визит Бетховена в Вену

[ редактировать ]
Рисунок Моцарта серебряным острием , сделанный Дорис Сток в апреле 1789 года.

Бетховен посетил Вену в начале 1787 года, но точные даты разнятся. Купер утверждает, что он прибыл в начале апреля и уехал примерно через три недели. [5] Хаберль говорит, что он прибыл в январе 1787 года и уехал в марте или апреле, оставаясь в городе до 10,5 недель. [6] Подтверждение этому есть в Регенсбургском дневнике . [7] Возвращение Бетховена в Бонн было вызвано, по крайней мере частично, состоянием здоровья его матери (она умерла от туберкулеза в июле того же года). [8] ). Отец Бетховена был почти недееспособен из-за алкоголизма, а у Бетховена было два младших брата, поэтому считалось, что композитор мог быть нужен дома, чтобы содержать свою семью.

Письменная документация о первом визите Бетховена в Вену скудна; два композитора вполне могли встретиться. Даты Хаберла предполагают период около шести недель, когда это могло произойти. [6] (Моцарт был в Праге часть начала 1787 года).

Биограф XIX века Отто Ян рассказал анекдот, в котором утверждалось, что Бетховен импровизировал до Моцарта и что последний был впечатлен. [9] Ян не приводит никаких доказательств этого, упоминая лишь, что «об этом сообщили мне в Вене из достоверных источников». Современник Бетховена Игнац фон Зейфрид описывает свою встречу с Моцартом следующим образом (хотя Зейфрид относит этот визит к 1790 году):

В 1790 году Бетховен ненадолго остановился в Вене, куда он отправился, чтобы послушать Моцарта, к которому у него были рекомендательные письма. Бетховен импровизировал перед Моцартом, который слушал его с некоторым безразличием, полагая, что это произведение выучено наизусть. Затем Бетховен со свойственным ему честолюбием потребовал разработать определенную тему; Моцарт со скептической улыбкой дал ему сразу хроматический мотив для фуги, в котором, al rovescio , таился контрсюжет двойной фуги. Бетховен не испугался и разработал тему, тайный замысел которой он сразу же уловил, очень подробно и с такой замечательной оригинальностью и силой, что внимание Моцарта было приковано, а его удивление так возбуждено, что он тихонько шагнул в соседнюю комнату, где собрались несколько друзей и шептали им со сверкающими глазами: «Не упускайте из виду этого молодого человека, однажды он расскажет вам некоторые вещи, которые вас удивят!» [10]

Однако современная наука несколько скептически относится к этой истории. В словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув об этом не упоминается; его отчет о визите следующий:

Весной 1787 года Бетховен посетил Вену. Из-за отсутствия документов многое остается неясным относительно точных целей поездки и степени их реализации; но, похоже, нет никаких сомнений в том, что он встретил Моцарта и, возможно, получил от него несколько уроков. [11]

Однако некоторые историки скептически относятся к тому, что Моцарт и Бетховен вообще встречались. [12]

Мейнард Соломон , написавший биографии Моцарта и Бетховена, не упоминает рассказ Яна и даже выдвигает возможность того, что Моцарт мог дать Бетховену прослушивание, а затем отвергнуть его:

В Бонне Бетховена готовила стать преемником Моцарта [группа влиятельных дворян], которая отправила его в Вену... для достижения этой цели. Однако шестнадцатилетний Бетховен еще не был готов быть один. По настоянию отца молодой виртуоз покинул Вену... и вернулся домой в состоянии уныния из-за чахоточного состояния матери – и, возможно, из-за отказа Моцарта, который был занят своими собственными делами, включая тревожное финансовое положение, и возможно, не мог серьезно рассмотреть вопрос о том, чтобы взять еще одного ученика, даже очень талантливого и поддерживаемого выдающимися покровителями. [13]

Соломон продолжает перечислять другие вопросы, которые занимали Моцарта в то время: ухудшение здоровья его отца , визит в Прагу , начало работы над «Дон Жуаном » и написание «огромного количества другой музыки». Более того, у Моцарта уже жил в доме ученик девятилетний Иоганн Непомук Гуммель .

Хотя невозможно определить, действительно ли Бетховен встречался с Моцартом, более вероятно, что он слышал игру Моцарта. Ученик Бетховена Карл Черни рассказал Отто Яну, что Бетховен сказал ему, что Моцарт (которого Бетховен мог слышать только во время своего визита в Вену в 1787 году) «обладал прекрасной, но прерывистой [немецкими zerhacktes ] манерой игры, без лигато ». [14]

Независимо от того, встречался ли Бетховен с Моцартом в Вене, его визит туда в 1787 году, похоже, стал для него началом несчастливого времени. В словаре Гроува отмечается, что его «первое сохранившееся письмо члену семьи в Аугсбурге , которая подружилась с ним по пути [в Вену], описывает меланхолические события того лета и намекает на… плохое здоровье [и] депрессия. [11]

Общий опыт

[ редактировать ]

В конце концов Бетховен навсегда вернулся в Вену в 1792 году, через год после смерти Моцарта. Его ранние годы в Вене включали в себя множество событий, аналогичных событиям Моцарта в предыдущие годы, и он близко познакомился с некоторыми из соратников Моцарта. Как и Моцарт, Бетховен рано завоевал прочную репутацию клавишника, его наставником был Йозеф Гайдн , а покровительство ему оказала графиня Мария Вильгельмина Тун . Бетховену также оказал покровительство барон ван Свитен , в доме которого он играл произведения мастеров барокко, так же, как это делал Моцарт. Как и Моцарт, Бетховен путешествовал (в 1796 году) в Прагу, Дрезден, Лейпциг и Берлин в компании князя Лихновского . На пражском этапе своего путешествия Бетховен сочинил расширенную концертную арию для известной сопрано Йозефы Душек , как это сделал Моцарт во время своего визита в 1789 году. [15] К началу XIX века Бетховен оказался в центре Эмануэля Шиканедера внимания ; импресарио спонсировал этапы эскизов предполагаемой оперы Бетховена «Вестас Фойер» так же, как он был толчком к созданию «Волшебной флейты» Моцарта . (Бетховен в конце концов отказался от Вестас Фойер в пользу Фиделио .)

Влияние Моцарта на Бетховена

[ редактировать ]

Даже после его смерти влияние Моцарта было очевидно в творчестве Бетховена. Например, Бетховен скопировал отрывок из 40-й симфонии Моцарта в альбом для рисования, который он использовал, когда сочинял свою Пятую симфонию , третья часть которой открывается темой, похожей на тему Моцарта . Чарльз Розен рассматривает Концерт для фортепиано с оркестром до минор Моцарта, K. 491 , как образец для Третьего фортепианного концерта Бетховена в той же тональности: [16] Квинтет для фортепиано и духовых инструментов, К. 452 , для квинтета Бетховена для тех же инструментов, соч. 16 , [17] и Струнный квартет ля мажор, K. 464 , для струнного квартета ля мажор Бетховена, соч. 18 № 5 . [17] Моцарта Роберт Маршалл рассматривает Сонату для фортепиано № 14 до минор , K. 457 , как модель для « Патетической » сонаты Бетховена, соч. 13, в том же ключе. [18]

Бетховен написал каденции ( WoO 58) к первой и третьей частям фортепианного концерта ре минор Моцарта , К. 466 , а также четыре набора вариаций на темы Моцарта:

Довольно поздно в своей карьере Бетховен отдал дань уважения Моцарту, взяв цитату из Дон Жуана (вступительные ноты арии Лепорелло «Notte e giorno faticar») в основу 22-й вариации Диабелли .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Это была столица небольшого государства , правителем которого после 1784 года был младший брат австрийского императора .
  2. ^ Расстояние по дороге, вероятно, составляло более 500 миль (около 800 километров); см. distancecalculator.net От Бонна до Вены .
  3. ^ Локвуд (2003:56)
  4. ^ Локвуд (2003:56–57)
  5. ^ Купер (2008), с. 23
  6. ^ Перейти обратно: а б Хаберл (2006), стр. 215–55.
  7. ^ Хойер (2007)
  8. ^ Керман и др., раздел 2; Дойч 1965, 288
  9. ^ Ян (1882), с. 346.
  10. ^ Бетховен, Л.В., и Сейфрид, IV. Исследования Луи ван Бетховена по глубокому басу, контрапункту и искусству научной композиции . Переведено и отредактировано Пирсоном, Г.Х. © 1853, Schuberth and Comp. Перепечатка © 2018, Забытые книги.
  11. ^ Перейти обратно: а б Керман и др., раздел 2
  12. ^ Клайв (1993), с. 22. Эйзен в своих примечаниях к биографии Моцарта, написанной Абертом, поддерживает этот скептицизм.
  13. ^ Соломон (1995), с. 395
  14. ^ Александр Уилок Тайер , Эллиот Форбс , Герман Дейтерс , Хьюго Риман , Генри Эдвард Кребил (1991) Жизнь Бетховена Тэйера, Том 1 . Принстон: Издательство Принстонского университета. Отрывок доступен в Google Книгах по адресу [1] .
  15. ^ Ария Моцарта была « Bella mia Flame, addio » Бетховена », К. 528, «Ах! ! Коварный , соч. 65.
  16. ^ Розен (1997), стр. 390, 450.
  17. ^ Перейти обратно: а б Розен (1997), с. 381
  18. ^ Маршалл (2003), стр. 300–301.
  19. ^ Клайв (1993), с. 22
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 835910fcf10380ad50178da3c1285d51__1719267540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/51/835910fcf10380ad50178da3c1285d51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Beethoven and Mozart - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)