Мария Вильгельмина Тун и Хоэнштайн
Мария Вильгельмина фон Тун и Хоэнштайн , урожденная Ульфельдт [1] (Вена, 13 июня 1744 г. [2] — Вена 18 мая 1800) — венская графиня . Ее помнят как спонсора выдающегося в музыкальном и интеллектуальном отношении салона , а также за ее покровительство музыке, особенно Моцарту и Бетховену . [3]
Биография
[ редактировать ]Мария Вильгельмина Ульфельдт была дочерью императорского графа Антона Корфиза Ульфельдта (также пишется Ульфельдт; 1699–1770), который «занимал несколько высоких политических и судебных должностей». [4] и его вторая жена, принцесса Мария Элизабет фон Лобковиц (1726–1786).
В 1750-х годах юная графиня Ульфельд училась игре на клавишных инструментах у императорского придворного органиста Венцеля Раймунда Бирка (1718–1763), уважаемого педагога и композитора. Сохранилась рукописная книга простых клавишных пьес и упражнений, которые он подготовил для нее. [5] Трудно определить, училась ли она, как предполагалось, также у Йозефа Гайдна, поскольку источник, указывающий на это, дает только титул «Графиня Тун»; со временем это имя носили и другие женщины. [6] Графиня, очевидно, стала очень искусным музыкантом. Приезжий английский музыковед Чарльз Бёрни в печати похвалил ее игру на клавесине, заявив, что она «обладает такими же большими музыкальными навыками, как любой выдающийся человек [то есть аристократ], которого я когда-либо знал». [7]
Салон, возникший в ее доме, Клайв описывает как «центр музыкальной и общественной жизни венской аристократии». [4]
Она была «прекрасной пианисткой» (Клайв, 1993) и покровительницей Моцарта и Бетховена. [4]
Брак и проблема
[ редактировать ]30 июля 1761 года, в возрасте 17 лет, в Вене она вышла замуж за графа Франца Йозефа Антона фон Тун унд Хоэнштайна (1734–1801), который позже стал императорским камергером . Вместе у них было шестеро детей, четверо из которых дожили до взрослого возраста:
- Мария Терезия (3 августа 1762-1763) [8]
- Мария Элизабет (25 апреля 1764-1806) [8] 4 ноября 1788 г. [9] вышла замуж за князя Андрея Кирилловича Разумовского , члена рода Разумовских , который стал русским послом в Вене (1793–1799) и был покровителем Бетховена. [10]
- Мария Кристиана Жозефа (25 июля 1765-1841) [8] 24 ноября 1788 г. [9] вышла замуж за принца Карла Алоиса фон Лихновского-Вошютца (Вощице) / (чеш.) Karel Alois Lichnovský z Voštic / (польск.) Książę Karol Alojzy Lichnowsky, члена рода Лихновских . Как и его теща Мария Вильгельмина Тунская и Хоэнштайн, он был покровителем Моцарта и Бетховена.
- Фердинанд Жозеф (29 августа 1766-1768) [8]
- Йозеф Иоганн (5 декабря 1767-1810) [8] сменил своего отца на посту графа. [11]
- Мария Каролина Анна , или Каролина, графиня Тун (19 мая 1769 – 1800) [8] женился 16 октября 1793 года на англо-ирландском аристократе лорде Гиллфорде , более известном как Ричард Мид, 2-й граф Кланвильям (10 мая 1766 — 3 сентября 1805), сын Феодосии Мид, графини Кланвильям . [12] Брак вызвал раскол в протестантской ирландской семье ее мужа. [13] Она «отличилась как певица и гитаристка». [14] У них были дети: сын Ричард Чарльз Фрэнсис Кристиан Мид, 3-й граф Кланвильям , и две дочери Кэролайн, графиня Сечени де Шарвар-Фельсовидек (1794–1820) и Селина, графиня фон Клам-Мартиник (1797–1872), которые снова вышли замуж за австрийская аристократия. [15]
Отношения с Моцартом и Бетховеном
[ редактировать ]Возможно, графиня Тун впервые встретила Моцарта в 1762 году, когда ей было 18, а ему семь; это было во время раннего концертного тура семьи Моцартов, призванного продемонстрировать их детей как музыкальные вундеркинды; юный Моцарт выступал в доме своего отца. [11] В 1781 году, когда 25-летний Моцарт переехал на постоянное жительство в Вену, чтобы продолжить свою карьеру, он и Тун стали друзьями (они часто обедали вместе). [16] Моцарт писал о ней своему отцу Леопольду (24 марта 1781 г.): «[она] самая очаровательная и милая женщина, которую я когда-либо встречал; и я очень в ее пользу». [17] Он часто выступал у нее дома, и она одолжила ему свое превосходное фортепиано Штейн , когда Моцарт выступал перед императором на соревновании с Муцио Клементи 24 декабря 1781 года. [16]
Тун, возможно, сыграла важную роль в карьере Моцарта, когда она организовала для него исполнение отрывков из его недавней (1780 г.) оперы «Идоменей» в ее доме перед группой гостей, среди которых был граф Орсини-Розенберг , менеджер Императорского театра. Граф «горячо аплодировал», [18] и вскоре после этого дал свое согласие на планы заказать Моцарту оперу Die Entführung aus dem Serail , которая оказалась (1782 г.) его первым большим успехом в Вене. Пока Моцарт сочинял произведение, графиня Тун с воодушевлением слушала каждое из трех актов оперы, исполненных Моцартом на фортепиано в ее доме, по мере их завершения. [3]
По словам Кеньона, «после 1782 года [Тун] реже участвует в своей деятельности». [19] Считается, что после смерти Моцарта в 1791 г. [20] что она помогала финансово в обучении двух его оставшихся в живых сыновей.
Она была посвящена Фортепианому трио си-бемоль Бетховена, Opus 11 . [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Немецкий 1965, 673
- ^ A-Wstm, Тауфбух Том. Б, с. 456. Согласно [1] «A-Wstm» сокращает «Вена [т.е. Вена], Св. Михаила, Пфаррархив». «Тауфбух» — это книга записей о крещениях, а «Пфаррархив» — приходской архив.
- ^ Jump up to: а б Браунберенс
- ^ Jump up to: а б с Клайв 2001, 367
- ^ Либин 2016
- ^ Браунберенс, Вебстер
- ^ Цитируется по Ирвингу, 11 лет.
- ^ Jump up to: а б с д и ж A-Ws
- ^ Jump up to: а б A-Wstm
- ^ Клайв 1993, 157; Клайв 2001, 367
- ^ Jump up to: а б Клайв 1993, 157
- ^ Фуллер-Мейтленд и Гроув, 132 года, очевидно, называют его лордом Гилфордом, другим аристократическим титулом. . ее фотография работы Виже-Лебрен Доступна
- ^ «Мид, Феодосия | Ирландский биографический словарь» . www.dib.ie. Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ Шенфельд, Ежегодник музыки Вены и Праги, 1796 г.
- ^ Рейневаль, Мелвилл Генри Массю, маркиз де Рувиньи и др. (1 января 1994 г.). Плантагенет «Список королевской крови : полная таблица всех ныне живущих потомков Эдуарда III, короля Англии». Том Анны Эксетерской . Генеалогическое издательство. п. 391 . ISBN 978-0-8063-1433-4 .
- ^ Jump up to: а б Киф
- ^ Ирвинг 1997, 166.
- ^ Источник: Аберт, 2007. Готфрид ван Свитен , важный будущий покровитель Моцарта, также был в зале.
- ^ Кеньон 127
- ^ Источник: Хоффмайстер 196.
- ^ Роща
Ссылки
[ редактировать ]- A-Ws, записи о крещении.
- A-Wstm, записи о браке
- Аберт, Герман (2007) В. А. Моцарт . Издательство Йельского университета. (Новое издание очень старой биографии)
- Браунберенс, Фолькмар (1990) Моцарт в Вене .
- Клайв, Питер (1993) Моцарт и его круг: биографический словарь , издательство Йельского университета.
- Клайв, Питер (2001) Бетховен и его мир: биографический словарь , Oxford University Press.
- Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Издательство Стэнфордского университета.
- Фуллер-Мейтленд, Джон и Джордж Гроув (1880) Словарь музыки и музыкантов (1450–1880 гг. н. э.) . Макмиллан.
- Словарь музыки и музыкантов Grove , онлайн-издание, статья «Людвиг ван Бетховен», список работ. Авторские права принадлежат издательству Оксфордского университета, 2007 г.
- Хоффмайстер, Герда (2002) Миф Моцарт: попытка личного подхода . Книги по требованию.
- Ирвинг, Джон (1997) Фортепианные сонаты Моцарта: контексты, источники, стиль , издательство Кембриджского университета.
- Киф, Саймон П. (2006) «Семья Тун-Хоэнштайн», в книге Клиффа Эйзена и Саймона П. Кифа, ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта , издательство Кембриджского университета.
- Кеньон, Николас (2006) Карманный путеводитель Pegasus по Моцарту , Pegasus Books.
- Либин, Кэтрин Л. (2016) «Музыкальные ноты графини Вильгельмины фон Ульфельд», в информационном бюллетене Американского общества Моцарта, том. хх нет. 2, осень 2016 г.: 8–13.
- Вебстер, Джеймс . Статья «Йозеф Гайдн» в Словаре музыки и музыкантов Grove , онлайн-издание, статья «Людвиг ван Бетховен», список работ.