Концерт Бетховена 22 декабря 1808 г.
![]() Деталь портрета Бетховена 1804–05 годов работы И. В. Мелера. | |
Время | 22 декабря 1808 г. |
---|---|
Место проведения | Театр в Вене |
Расположение | Вена |
|
Концерт Бетховена 22 декабря 1808 года был благотворительным концертом Людвига ван Бетховена в Театре Ан дер Вин в Вене симфоний Бетховена , на котором были представлены публичные премьеры Пятой и Шестой , Четвертого фортепианного концерта и Хоровой фантазии . Этот концерт, рекламируемый как Akademie ( немецкое название концерта в то время), проходил в очень холодном зале и длился около четырех часов. Его исполнителями были оркестр, хор, вокальные солисты, а также Бетховен в качестве дирижера и солиста-фортепиана. Биограф Бетховена Барри Купер называет содержание концерта «самым замечательным» в карьере Бетховена. [1]
Фон
[ редактировать ]Условия для исполнения симфонической музыки в Вене 1808 года вряд ли были оптимальными, как объясняет Роберт Кан: [2]
Даже большой публичный концерт мог привлечь только аристократию и небольшой средний класс города, [по оценкам] не более 2,5 процентов от 200 000 до 250 000 жителей Вены. Стандартная цена билета на концерт составляла два гульдена ... что превышало недельную зарплату рабочего. Музыканты не могли давать академий летом, когда дворянство бежало от пыли и зноя Вены в свои загородные поместья, а осенью и зимой театры отдавались репетициям и постановкам опер - высокой статусной форме музыкального производства. Единственное время, доступное для академий, было во время Адвента и Великого поста , когда оперы были запрещены. В течение этих шести недель конкуренция за залы была жестокой, и руководители театров могли и отказывались от вечеров Бетховена в пользу посредственностей.

В Вене театры либо находились под государственной поддержкой ( Бургтеатр и Кернтнертортеатр , оба в центре Вены), либо представляли собой частные предприятия, расположенные во внешних районах города. Место проведения, выбранное Бетховеном, Театр ан дер Вин , относилось к последней категории. Это было очень солидное здание, описанное как «самый богато оборудованный и один из крупнейших театров своего времени». [3] Он был открыт и получил восторженные отзывы в 1801 году; например, Allgemeine musikalische Zeitung назвала его «самым удобным и удовлетворительным во всей Германии» (что в то время означало «все немецкоязычные страны»). [4] Бетховен уже представил в этом театре премьеры нескольких своих самых важных на сегодняшний день произведений; список см. в Театре ан дер Вин .
В 1807 и 1808 годах Бетховен предоставил свои произведения и услуги для серии благотворительных концертов в Театре Ан дер Вин. Директор театра Йозеф Хартл в конечном итоге разрешил Бетховену использовать это место для концерта 22 декабря 1808 года, который проводился в личных целях Бетховена. Бетховен в течение многих месяцев лоббировал частный благотворительный концерт - в обмен на свое участие в благотворительных концертах - и выразил разочарование по поводу того, что, по его мнению, было промедлением Хартла в этом вопросе. [5]
Газета Wiener Zeitung опубликовала рекламу концерта 17 декабря 1808 года, назвав его «Музыкальной Академией »; [6] это был общий немецкий термин для обозначения концерта во времена Бетховена.
Программа
[ редактировать ]Концерт начался в 18:30 и длился около четырех часов с антрактом ( антрактом ), разделяющим две части: [7]
Часть 1 |
---|
Симфония № 6 «Пастораль», соч . 68 |
« Ах! перфидо », концертная ария для сопрано соло с оркестром, соч. |
«Глория», из мессы до мажор для вокальных солистов, хора и оркестра, соч. 86 |
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 , соч. |
Часть 2 |
Симфония № 5 , соч. 67 |
«Sanctus», из мессы до мажор , соч. 86 |
Импровизированная фантазия для фортепиано соло. |
Хоровая фантазия для солиста фортепиано, солистов-вокалистов, хора и оркестра, соч. 80 |
Из непремьерных произведений «Ах! Perfido» было написано в 1796 году. Премьера мессы до мажор состоялась годом ранее в Айзенштадте под эгидой принца Эстерхази . По мнению Саттона, импровизированная фортепианная фантазия — это произведение, которое позже было записано и опубликовано как « Фантазия соль минор» , Бетховен соч. 77 (1809 г.). [8]
«Хоральная фантазия» была последним из написанных произведений; он едва успел закончиться к концерту, что не оставило возможности для репетиции. Это была заключительная работа концерта, объединившая пианиста, хор и оркестр. [9]
Две части мессы до мажор не рекламировались в программе как таковые из-за ограничений на исполнение церковной музыки в театрах. [7]
Сегодня большинству зрителей концерта программа покажется чрезвычайно длинной. Однако во времена Бетховена, возможно, это было не так. Лоу пишет: [10]
Примерно в 1800 году количество и разнообразие произведений на этом концерте не было чем-то необычным. Каждая половина программы публичного концерта обычно начиналась симфонией, за которой следовали одна-две арии, концерт, возможно, камерная музыка и клавишные импровизации. Концерт обычно закрывала еще одна симфония или, по крайней мере, ее финал.
Таким образом, не исключено, что сложность концерта для слушателей могла возникнуть из-за необходимости прослушать целый ряд сложных и оригинальных произведений (см. критические отзывы ниже), а также из-за холода.
Музыкальные силы
[ редактировать ]Вынужденный провести свой благотворительный концерт в очень загруженное время, Бетховен не смог собрать достаточные музыкальные силы. В принципе, он имел доступ к профессиональному оркестру Театра ан дер Вин. [11] но у многих его членов были противоречивые обязательства: Tonkünstler-Societät , благотворительное общество для вдов и сирот музыкантов, ставило одно из своих четырех ежегодных ораториальных представлений в Бургтеатре . [12] Общество обычно требовало от своих членов участия в его благотворительных концертах или уплаты штрафа; [13] это уменьшило количество доступных квалифицированных специалистов, и пробелы должны были заполнить любители. [14] Таким образом, оркестр, доступный Бетховену, представлял собой ансамбль среднего размера, в котором, вероятно, было от шести до восьми первых скрипок на вечер. [11] На любительских и полупрофессиональных концертах того периода выступали более крупные оркестры. [15]
Бетховен был пианистом концерта, импровизированной фантазии и хоровой фантазии . Никогда больше Бетховен не появится в качестве солиста в фортепианном концерте: его ухудшающийся слух сделал бы это невозможным. [16] Современные источники описывают Бетховена как дирижера оркестра; однако не исключено, что из-за разочарований, возникших на концерте 15 ноября, [17] Бетховен имел лишь ограниченное руководство оркестром, и оркестр отказался репетировать под его управлением. [18]
Производительность
[ редактировать ]
Судя по всему, исполнение музыки было хуже. В одном обзоре речь шла об оркестре, в котором говорилось, что его «можно считать недостаточным во всех отношениях». [19] Первоначально Бетховен выбрал сопрано Анну Мильдер для исполнения песни «Ах! perfido» и ария, которая затем отказалась от роли после того, как оскорбила ее. Вместо этого солисткой была юная Жозефина Килличги, невестка Игнаца Шуппанцига , которая была настолько охвачена страхом перед сценой, что уничтожила соло. [20]
Отягчающим фактором для зрителей стала чрезвычайно холодная погода. [19]
Самая низкая точка исполнения пришлась на « Хоровую фантазию» недостаточно отрепетированную ; В какой-то момент соблюдение партитуры нарушилось, что заставило Бетховена остановить и возобновить пьесу. Игнац фон Зейфрид позже писал:
Когда мэтр выпустил свою оркестровую Фантазию с припевами, он аранжировал со мной на несколько торопливой репетиции, с влажным [21] голосовых партий, как обычно, вторую вариацию следует играть без повтора. Вечером, однако, поглощенный своим творением, он совершенно забыл о данных им указаниях, повторил первую часть под аккомпанемент оркестра второй, что звучало не совсем поучительно. Немного опоздав, концертмейстер Унрат заметил ошибку, удивленно посмотрел на своих потерянных товарищей, прекратил играть и сухо крикнул: «Опять!» Немного недовольный скрипач Антон Враницкий спросил: «С повторами?» «Да», - последовал ответ, и теперь все пошло прямо, как струна. [22] [7]
Эта часть рассказа Сейфрид подчеркивает юмор ситуации, но были и некоторые негативные последствия для Бетховена. Сейфрид продолжает: [22]
Сначала [Бетховен] не мог понять, что он каким-то образом унизил музыкантов. Он считал своим долгом исправить допущенную ошибку и что публика имеет право за свои деньги услышать все, что сыграно правильно. Но он охотно и от всей души просил у оркестра прощения за унижение, которому он его подверг, и был достаточно честен, чтобы сам распространить эту историю и взять на себя всю ответственность за свое отсутствие ума.
Критические ответы
[ редактировать ]
В этом беспокойном предприятии Бетховен воспользовался тем преимуществом, что многие из публики были энтузиастами его музыки и стремились прийти на него. Одним из таких был композитор Иоганн Фридрих Райхардт , посетивший Вену. Позже он писал (в своих «Личных письмах, написанных во время поездки в Вену» , 1810 г.): [23]
[25 декабря 1808 г.] Прошедшая неделя, в течение которой театры были закрыты, вечера, наполненные публичными концертами и музыкальными представлениями, причиняет мне немалое смущение в моем горячем желании услышать все. Особенно это касается двадцать второго числа, когда местные музыканты дали первое из великих выступлений этого сезона в Бургтеатре для своего фонда «достойных вдов» [Tonkünstler-Societät; см. выше], в то время как в тот же день Бетховен также дал в большом пригородном театре [Театр ан дер Вин] концерт в его пользу, на котором были исполнены только его произведения. Это последнее я не мог пропустить; В то же утро я с большой благодарностью принял любезное приглашение принца фон Лобковица присоединиться к нему в его ложе.
Князь фон Лобковиц был покровителем и сторонником Бетховена. [14] Райхардт продолжает: [23]
Там мы сидели на самом лютом холоде с половины шестого до половины одиннадцатого и утверждали для себя правило , что хорошего легко можно иметь слишком много, а тем более сильного.
Мнение Райхардта повторилось с мнением Allgemeine Musical Zeitung : [24]
Судить обо всех этих произведениях после одного-единственного прослушивания, особенно учитывая язык произведений Бетховена, который так много исполнялся одно за другим и что большинство из них столь грандиозны и длинны, совершенно невозможно.
Концерт вызвал гнев коллеги-композитора Антонио Сальери , который был учителем Бетховена. Также 22 декабря Сальери организовал свой ежегодный концерт в пользу вдов и сирот и пригрозил запретить всем музыкантам Tonkünstler-Societät , которые играли на концерте Бетховена вместо его собственного. Однако вскоре отношения между двумя композиторами наладились. [25]
Финансовые результаты
[ редактировать ]
Биограф Бетховена Тайер пишет, что «денежные результаты этого концерта Бетховену неизвестны», но в записи указывается, что принц Эстерхази приказал «выплатить Бетховену сумму в 100 гульденов в поддержку этой «музыкальной академии». " [26]
Отдых
[ редактировать ]
Слава этого концерта привела к созданию современных репродукций различных оркестров, таких как:
- Симфонический оркестр Нью-Джерси (май 1986 г.) [27]
- Историческое общество клавишников Милуоки (1994) [28]
- Балтиморский симфонический оркестр (октябрь 1998 г.) [29]
- Королевский шотландский национальный оркестр (август 2001 г.) [30]
- В основном фестиваль Моцарта (август 2007 г.) [31]
- Симфонический оркестр Венского радио (22 декабря 2008 г.) [32]
- Фестиваль Ланодьер (июль 2012 г.) [33]
- Мельбурнский симфонический оркестр (май 2015 г.) [34]
- Симфонический оркестр Сан-Франциско (июнь 2015 г.) [35]
- Шотландский симфонический оркестр BBC (октябрь 2016 г.) [36]
- Королевская Северная Симфония (10 июня 2017 г.) [37]
- Симфонический оркестр и сводные хоры Тихоокеанского университета (11 ноября 2017 г.) [38]
- Хор и оркестр пфальцтеатров Кайзерслаутерна (апрель 2018 г.) [39]
- Фестиваль PianoEspoo (10 ноября 2019 г.) [40]
- Венский симфонический оркестр (11 января 2020 г.) [41]
- Оркестр Валлийской национальной оперы и Национальный оркестр Уэльса BBC (19 января 2020 г.) [42]
- Ансамбль и хор Бальтазара Неймана (7 февраля 2020 г., Дортмунд; [43] и 9 февраля 2020 г., Гамбург [44] )
- Симфонический оркестр Цинциннати (29 февраля 2020 г. и 1 марта 2020 г.) [45]
- Филармонический оркестр (15 марта 2020 г.) [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Купер 2008 , с. 194.
- ^ Кан, Роберт С. (2010) Бетховен и большая фуга: музыка, смысл и самое сложное произведение Бетховена . Роуман и Литтлфилд, с. 48
- ^ Питер Бранскомб и Дэвид Дж. Бух , «Эмануэль Шиканедер» в Словаре музыки и музыкантов Гроува (требуется подписка)
- ^ Хонолка 1990, стр. 187. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Тайер 1991 , стр. 445–446.
- ^ Тайер 1991 , с. 446.
- ^ Перейти обратно: а б с Купер 2008 , с. 193
- ^ Саттон, Джон К. (1997). Историческое исследование хоровой фантазии Бетховена, соч. 80 ( МА ). Государственный университет Сан-Хосе. п. 26.
- ^ Джонс 1995 , стр. 3, 42.
- ^ Лоу, Мелани (2007) Удовольствие и смысл в классической симфонии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Браун 1988 , с. 9
- ^ Общество запрограммировало Il ritorno di Tobia старого учителя Бетховена Йозефа Гайдна в новой версии, подготовленной Сигизмундом Нойкоммом . См. Карл Фердинанд Поль (1982:68) Меморандум по случаю столетия Tonkunstler-Societät, реорганизованного в 1862 году в «Гайдн», ассоциацию по уходу за вдовами и сиротами Тонкунстлеров в Вене , доступен онлайн по адресу [1] . [ нужна полная цитата ]
- ^ Подробную информацию о работе Общества см. Tonkünstler-Societät .
- ^ Перейти обратно: а б Джонс 1995 , с. 43
- ^ Браун 1988 , с. 10.
- ^ Лунден, Джефф (1 августа 2007 г.). «Воссозданная феерия Бетховена» . Национальное общественное радио .
- ^ Тайер, изд. Форбс, стр. 446–447.
- ^ Браун 1988 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Галлахер, Дэвид (15 ноября 2011 г.). «Марафонский концерт Бетховена… воссозданный на Радио 3» . Радио Би-би-си 3 .
- ^ Тайер 1991 , с. 447.
- ^ «Мокрый» относится к чернилам; во времена Бетховена партии исполнения готовились переписчиками с помощью ручек.
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Thayer 1991 , стр. 448–449.
- ^ Перейти обратно: а б Перевод Уильяма Оливера Странка и Лео Трейтлера (ред.) «Исходные материалы по истории музыки» . Нью-Йорк: Нортон.
- ^ Лоу, Мелани (2007). Удовольствие и смысл классической симфонии . Издательство Университета Индианы.
- ^ Росс, Алекс . «Месть Антонио Сальери» . Житель Нью-Йорка . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Тайер 1991 , с. 449.
- ^ Эккерт, Тор младший (08 мая 1986 г.). «Нью-Джерси приветствует дирижера со свежими идеями. Хью Вольф сеет большие надежды на государственную симфонию» . Христианский научный монитор . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Раабе, Нэнси (18 апреля 1994 г.). «Воссоздание исторического концерта устанавливает стандарты исполнения» . Милуоки Сентинел . Архивировано из оригинала 6 мая 2016 года . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Виглер, Стивен (12 октября 1998 г.). «Даже для Бетховена четыре часа — это много» . Балтимор Сан .
- ^ Хант, Брайан (28 августа 2001 г.). «Воссоздание марафона Бетховена 1808 года является поразительно новым» . «Дейли телеграф» .
- ^ Острайх, Р. (6 августа 2007 г.). «Как большая ночь Бетховена, только дольше» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Синкович, Вильгельм (23 декабря 2008 г.). «Театр ан дер Вин: шокирующий опыт прошлых лет» . Пресса . Проверено 8 октября 2016 г.
- ^ Хасс, Кристоф (28 июля 2012 г.). «Фестиваль Ланодьера – Янник Незе-Сеген по следам Бетховена» . Обязанность . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ Ярдли, Дункан (9 мая 2015 г.). «Мельбурнский симфонический оркестр: Бетховен 1808» . ABC Классик FM . Архивировано из оригинала 22 мая 2015 г.
- ^ Уинн, Стивен (22 июня 2015 г.). «Симфония Сан-Франциско перепрыгивает финишную черту с марафоном Бетховена» . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Моллесон, Кейт (4 октября 2016 г.). «Обзор BBCSSO/Dausgaard – эпическая программа Бетховена переносит нас в будущее» . Хранитель . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Клементс, Эндрю (9 июня 2017 г.). «Гамлет и пир Бетховена: лучшие концерты классической музыки Великобритании на этой неделе» . Хранитель . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ «Университетский симфонический оркестр и сводные хоры» . Тихоокеанский университет . Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ «Академия Бетховена 1808» . Город Кайзерслаутерн (Пресс-релиз). 3 апреля 2018 года . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ «Сегодня начался популярный фестиваль PianoEspoo – Бетховен – Академия 1808 – первый большой концерт в Финляндии» . Веселиться . 01.11.2019 . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Синкович, Вильгельм (12 января 2020 г.). «Бетховен и его байройтские измерения» . Пресса . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Эванс, Райан (20 января 2020 г.). «Бетховен: обзор концерта 1808 года – замечательный вечер тогда и сейчас» . Хранитель . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Брески, Эдда (09 февраля 2020 г.). «Академический концерт Бетховена 1808 года в Дортмундском Концертхаусе» . Вестфальский вестник . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Мишке, Иоахим (11 февраля 2020 г.). «Концерт Бетховена звучал как саундтрек Тарантино» . Гамбургер Абендблатт . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Бароне, Джоауа (02 марта 2020 г.). «Обзор: самый большой концерт Бетховена, теперь с жарой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Пуллинджер, Марк (16 марта 2020 г.). «Бетховен поддерживает пламя горящим: Салонен и Филармония воссоздают Академию 1808 года» . Бахтрек . Проверено 22 марта 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Браун, Клайв (1988). «Оркестр в Вене Бетховена». Ранняя музыка . 16 (1): 4–20. дои : 10.1093/earlyj/xvi.1.4 .
- Купер, Барри (2008). Бетховен . Издательство Оксфордского университета.
- Джонс, Дэвид Вин (1995). Бетховен: Пасторальная симфония . Издательство Кембриджского университета.
- Тайер, Александр Уилок (1991). Эллиот Форбс (ред.). Жизнь Бетховена Тэйера, Том 1 . Издательство Принстонского университета.