Бетховен и его современники
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2012 г. ) |
В течение своей жизни Людвиг ван Бетховен (1770–1827) установил отношения со многими своими современниками-музыкантами. Бетховен был общеизвестно темпераментным, эксцентричным человеком, с которым было трудно ладить; история его многочисленных отношений изобилует спорами, недопониманиями и примирениями. У Бетховена были известные ссоры со своими бывшими Йозефом учителями Гайдном и Антонио Сальери , с пианистом -виртуозом и композитором Иоганном Непомуком Гуммелем , немецким композитором Карлом Марией фон Вебером и итальянским скрипачом Никколо Паганини . Напротив, он положительно относился к Францу Шуберту , хваля его сочинения.
Луиджи Керубини
[ редактировать ]Бетховен встретил композитора Луиджи Керубини во время его поездки в Вену в 1805 году. Керубини, давний житель Парижа, был приглашен для постановки его оперы Die Tage der Gefahr (или Der Wasserträger ) после успеха его оперы 1791 года «Лодойска» . который был поставлен Эмануэлем Шиканедером 23 марта 1803 года в Театре Ан дер Вин . Время, проведенное Керубини в Вене, в целом было несчастливым, но у него была возможность встретиться с Бетховеном. Керубини присутствовал на первых исполнениях оперы Бетховена «Фиделио» , на что отреагировал насмешливо. Он также описал стиль игры на фортепиано Бетховена как «грубый», а самого человека — как «нелизанного медвежонка». [1] Несмотря на это, Бетховен назвал Керубини величайшим современным композитором после себя. [ нужна ссылка ]
Иоганн Вольфганг фон Гете
[ редактировать ]Бетховен уже читал и восхищался Иоганна Вольфганга фон Гете произведениями во время своей юности в Бонне, задолго до их первой встречи в 1812 году. Его первые настройки Гете были созданы около 1790 года. Бетховен объявил о своей музыке Эгмонту в письме к поэту в весной 1811 года следующими словами: «Я могу подойти к вам только с величайшим почтением [и] с невыразимо глубоким чувством к вашим славным творениям». Он уже написал 18 текстов Гете, а за ним должны были последовать еще два. Поэтому Гете занимает привилегированное положение в вокальном творчестве Бетховена. [2] Бетховен встретил Гете в Теплице в 1812 году, и, возможно, апокрифический рассказ Беттины фон Арним описывает, как Бетховен отказывался поклониться приезжему королевской семье, к большому ужасу Гете. [3]
Йозеф Гайдн
[ редактировать ]Возможно, самыми важными отношениями в молодости Бетховена и, безусловно, самыми известными, было наставничество молодого пианиста под руководством австрийского композитора Йозефа Гайдна . Бетховен учился у ряда композиторов и педагогов в период 1792–95, в том числе у Антонио Сальери и Иоганна Георга Альбрехтсбергера . Однако из всех учителей Бетховена наибольшей репутацией пользовался Гайдн, только что вернувшийся из своего первого успешного путешествия в Лондон. Вероятно, еще во время своей первой поездки в Лондон в 1790 году Гайдн согласился взять Бетховена в качестве ученика.
Есть сведения, что Гайдн задавал своим ученикам упражнения по композиции на основе Фукса текста Gradus ad Parnassum . Однако в течение года отношения между двумя мужчинами испортились. По свидетельствам современников, эта проблема особенно остро всплыла после публикации первых сочинений Бетховена, соч. 1 фортепианное трио . Желая помочь молодому композитору, Гайдн предложил Бетховену включить под его именем фразу «ученик Гайдна», чтобы извлечь выгоду из значительной известности Гайдна. В целом существуют веские доказательства доброжелательности Гайдна к Бетховену, включая интерес к тому, чтобы взять с собой своего ученика во второе путешествие в Лондон, а также личные послания, которые Гайдн отправил раннему покровителю Бетховена, Максимилиану Франциску Австрийскому, курфюрсту Кельна .
Однако Бетховен, похоже, питал неприязнь к Гайдну в разные моменты своей жизни. При предложении включить фразу «ученик Гайдна» Бетховен ощетинился. Согласно отчету, оставленному Фердинандом Рисом , «Бетховен не хотел этого делать, потому что, по его словам, хотя он и получил некоторые наставления от Гайдна, он никогда ничему от него не научился». Плохие чувства, вызванные соч. 1 трио было составлено после их первого выступления. Сообщается, что Гайдн, присутствовавший в аудитории, рекомендовал не публиковать Трио до минор (соч. 1, № 3), поскольку он подозревал, что эта музыка не получит общественного признания. Бетховен считал до минор лучшим из трио и интерпретировал совет Гайдна как признак его зависти.
Однако, несмотря на это, Бетховен и Гайдн оставались в относительно хороших отношениях вплоть до смерти Гайдна в 1809 году. Бетховен присутствовал на концерте в честь 76-летия Гайдна, и говорят, что он «становился на колени перед Гайдном и горячо целовал руки и лоб его старый учитель».
Высокая репутация Гайдна в Вене не позволяла Бетховену проявлять открытый антагонизм. Однако Гайдн также искренне восхищался сочинениями Бетховена, и эта черта обычно помогала завоевать расположение Бетховена.
В своей знаменитой биографии Бетховена Мейнард Соломон отмечает, что в последние годы своей жизни «Бетховен неизменно относился к своему старому учителю с почтением, считая его равным» Моцарту и Баху.
Иоганн Непомук Хуммель
[ редактировать ]Иоганн Непомук Гуммель , родившийся в 1778 году, был неотъемлемой частью венского музыкального мира. Вундеркинд и бывший ученик Моцарта , Хаммель был известен своей невероятной виртуозностью игры на клавишных инструментах и легендарным мастерством импровизации. Наряду с Бетховеном он считался лучшим исполнителем своего времени. На протяжении многих лет Гуммель поддерживал близкую дружбу с Бетховеном.
Однако несколько инцидентов омрачили их отношения. пригласил Бетховена В одном известном случае князь Николаус II Эстерхази написать мессу для своей жены в 1807 году. Бетховен согласился и поставил мессу до мажор , которая была исполнена в имении принца в Айзенштадте . Хуммель в то время был капельмейстером и был назначен преемником Гайдна при дворе Эстерхази. Спектакль прошел не очень хорошо, и принц якобы сделал после этого колкое замечание в адрес Бетховена. По словам Шиндлера, Хаммель рассмеялся над словами принца, усугубив чувство унижения и преследования всегда чувствительного Бетховена. Бетховен сразу же покинул Айзенштадт и долгие годы хранил обиду. Однако этот инцидент, вероятно, не стал причиной возможной ссоры между двумя мужчинами.
Более вероятный источник раздора между ними был артистический. Хаммель был хорошо известен своими клавишными аранжировками произведений Бетховена, особенно его симфоний. Бетховену не нравился стиль исполнения и композиции Гуммеля, и, по словам Игнаца Мошелеса , он возражал против аранжировок Гуммеля. Где-то в конце 1810-х годов возникли разногласия, точная причина которых неизвестна, но которые вполне могли быть сосредоточены на разногласиях по поводу аранжировок Гуммеля музыки Бетховена.
Хуммель провел большую часть 1820-х годов при Веймарском дворе, где он был другом Иоганна Вольфганга фон Гете , и больше не видел Бетховена до тех пор, пока между двумя мужчинами у смертного одра Бетховена не произошло замечательное примирение. Хаммель, узнав о серьезной болезни Бетховена, поехал из Веймара в Вену, чтобы навестить своего бывшего друга. Согласно отчету, оставленному тогдашним учеником Хаммеля Фердинандом Хиллером , который сопровождал своего учителя, Хуммеля, возможно, двигало нечто большее, чем просто сострадание. Хуммель потребовал подписи Бетховена под петицией, которую он подавал в Бундестаг, чтобы защитить свои сочинения (и произведения других) от незаконного копирования. В общей сложности Хаммель трижды посещал Бетховена, пока тот был на смертном одре, последний раз - 23 марта 1827 года, всего за три дня до его смерти, и присутствовал на его похоронах.
Ференц Лист
[ редактировать ]13 апреля 1823 года в Вене выступил двенадцатилетний венгерский пианист Ференц Лист (1811–1886). Говорили, что 53-летний Бетховен поцеловал его – так называемый Weihekuss , или «поцелуй посвящения» – за его чудесную игру. Вряд ли это правда, поскольку Бетховен был глубоко глухим к тому времени . Более разумное описание случая поцелуя Бетховена содержится в воспоминаниях пианистки Илки Горовиц-Барне :
- «Самое запоминающееся время, которое я пережил с Листом, было, когда он рассказал мне о своей встрече с Бетховеном. «Мне было около одиннадцати лет, — начал он, — когда мой многоуважаемый учитель Черни познакомил меня с Бетховеном. Он задолго до этого рассказал ему обо мне и просил его послушать мою игру. Но Бетховен питал отвращение к чудесам и долгое время отказывался меня слушать, хотя, наконец, его уговорил мой неутомимый учитель Черни и сказал: «Тогда ради бога — приведите маленького негодяя». ".
- «Однажды утром около десяти часов мы вошли в две маленькие комнаты Шварцшпаньерхауса, где жил Бетховен. Я был несколько смущен – но Черни любезно поддержал меня. Бетховен сидел у окна за длинным узким столом и работал. На мгновение он серьезно посмотрел на нас, сказал Черни пару слов, но замолчал, когда мой дорогой учитель сделал мне знак идти к роялю.
- «Сначала я сыграл небольшую пьесу Райса [Фердинанда Риса, еще одного ученика Бетховена]. Когда я закончил, Бетховен спросил, могу ли я сыграть фугу Баха до минор . Я выбрал фугу из «Хорошо темперированного клавира ». Вы транспонируете эту фугу? - спросил Бетховен.
- «К счастью, я смог. После финального аккорда я поднял глаза. Глубокие сияющие глаза Бетховена остановились на мне – но внезапно легкая улыбка промелькнула на его серьезном лице. Он подошел ко мне и несколько раз с любовью погладил меня по голове.
- «Ну, я оторвусь, — прошептал он, — такой чертенок».
- «Внезапно мое мужество возросло: «Могу ли я сыграть одну из ваших пьес?» - спросил я смело. Бетховен кивнул с улыбкой. Я сыграл первую часть его фортепианного концерта до мажор [№ 1] . Когда я закончил Бетховена протянул руки, поцеловал меня в лоб и сказал тихим голосом:
- "'"Иди вперед. Вы один из счастливчиков! Вашей судьбой будет приносить радость и радость многим людям, и это величайшее счастье, которого можно достичь».
- «Лист говорил мне это с большим волнением; голос его дрожал, но можно было почувствовать, какую божественную радость доставили ему эти простые слова. Никогда еще Лист – человек – не производил на меня большего впечатления. Яркий светский человек , почитаемого художника не стало; это великое мгновение, пережитое им в детстве, еще звучало в его душе. Некоторое время он молчал – потом тихо сказал:
- «Это был момент, которым я больше всего горжусь – начало моей жизни как художника. Я рассказываю об этом очень редко – и только близким друзьям».
Эта история несколько более убедительна, хотя Бетховен в 1822 году был так же глух, как и в 1823 году. Можно, однако, предположить, что Бетховен чувствовал вибрации фортепиано руками, как он, как говорят, умел это делать, как а также понаблюдать за аппликатурой Листа. Кроме того, в то время, когда это, как предполагается, произошло, Бетховен не проживал в Шварцшпаньерхаусе, но когда Лист рассказал эту историю, он был уже в преклонных годах, и его память, возможно, была немного туманной, если бы сама история не была выдумкой . .
Вольфганг Амадей Моцарт
[ редактировать ]Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) уже был опытным и известным композитором в Вене, когда тогдашний 16-летний Бетховен впервые посетил город в 1787 году. Возможно, они встретились во время шестимесячного пребывания Бетховена там, хотя никаких сведений о них нет. современные документы, которые предоставляют какие-либо доказательства этого. Согласно вторичным сведениям писателя Отто Яна , Бетховена водили на встречу с Моцартом и он играл для него. [4] Бетховен, возможно, также получил уроки от Моцарта. [5]
Несмотря на неопределенность по поводу их встречи, Бетховен определенно знал о творчестве Моцарта и находился под его сильным влиянием. [ нужна ссылка ] Например, третья часть 5-й симфонии Бетховена имеет вступительную тему, очень похожую на тему четвертой части 40-й симфонии Моцарта . [ нужна ссылка ] Бетховен написал каденции Моцарта (WoO 58) к первой и третьей частям Фортепианного концерта ре минор .
Джоаккино Россини
[ редактировать ]Джоаккино Россини (1792–1868) был итальянским композитором, известным своими многочисленными операми, включая «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль» . Когда Россини посетил Вену, он предпринял несколько попыток встретиться с Бетховеном, которому тогда был 51 год и у которого было слабое здоровье. Наконец, Россини смог организовать встречу с Бетховеном благодаря помощи Джузеппе Карпани , итальянского поэта, жившего в Вене. По различным сведениям, Бетховен узнал Россини и похвалил его за «Севильского цирюльника» , добавив, что ему никогда не следует пытаться писать что-либо, кроме оперы-буффа (комедийных опер), поскольку это противоречило бы его (Россини) природе. Когда Карпани напомнил Бетховену, что Россини уже написал несколько серьезных опер, Бетховен, как сообщается, сказал: «Да, я смотрел их. Opera seria (серьезная опера) не подходит итальянцам. Вы не знаете, что делать с настоящая драма». [6] [7] [8]
Франц Шуберт
[ редактировать ]Франц Шуберт (1797–1828) прожил большую часть своей короткой жизни в Вене, в период расцвета популярности Бетховена. Он знакомился с музыкой Бетховена с раннего возраста, и некоторые из его произведений имеют тематическое сходство с аналогичными произведениями Бетховена. Хотя и Шуберт, и Бетховен проживали в одном городе, а Шуберт очень уважал Бетховена, большую часть этого времени они вращались по большей части в разных социальных кругах. Их первая встреча произошла, по-видимому, в 1822 году, когда Шуберт в сопровождении издателя Антона Диабелли посетил Бетховена. Шуберт посвятил Бетховену сборник «Вариаций на тему французской песни» (соч. 10, D.624) и хотел подарить посвященному экземпляр. Шуберт явно нервничал во время интервью и почти потерял всякое чувство самообладания, когда пожилой мужчина указал на небольшую проблему в работе. Эта история рассказана Антоном Шиндлером , ее подлинность неизвестна, поскольку Шиндлер известен как ненадежный биограф Бетховена. Друг Шуберта Йозеф Хюттенбреннер утверждает, что Бетховена не было дома, когда Шуберт позвонил, и вариации остались на усмотрение персонала. Однако Иоганн Фридрих Рохлиц, издатель Allgemeine Musikalische Zeitung рассказывает о своей встрече с Шубертом в 1822 году, в которой Шуберт утверждает, что обсуждал Рохлица с Бетховеном, и описал другие детали встречи. [9]
Когда в 1827 году Бетховен лежал на смертном одре, Шиндлер, чтобы отвлечь Бетховена, дал ему рукописи ряда песен Шуберта. Бетховен, по словам Шиндлера, был поражен количеством и качеством увиденного, утверждая, что «воистину в Шуберте есть божественная искра». [10] Шуберт не раз навещал Бетховена на смертном одре. Во время одного из визитов, когда Шуберт позвонил Ансельму Хюттенбреннеру , Бетховен заметил: «У тебя, Ансельм, есть мой разум, но у Франца — моя душа». [11] Шуберт будет факелоносцем на похоронах Бетховена. [11]
Иоганн Седлацек
[ редактировать ]Иоганн Седлацек (1789–1866) был флейтистом-виртуозом 19 века, родившимся в силезском городе Оберглогау , ныне Глоговек , Польша , который большую часть своей жизни провел, выступая в Вене и Лондоне . Бетховен впервые встретил Седлацека во время своего визита в Силезию в 1806 году в замке графа Франца фон Опперсдорфа , где Седлацек играл в Королевском придворном оркестре. [12] [13]
Граф был известен как страстный покровитель музыки, он не только заказал Бетховену Четвертую симфонию , посвященную ему, [14] но который также обнаружил талант Иоганна Седлацека, когда мальчик работал в семейном ремесле портным, играя на флейте в качестве хобби. Опперсдорф нанял молодого портного/музыканта для игры в своем придворном оркестре, что дало Иоганну возможность выступить для Бетховена во время пребывания Мастера в Силезии осенью 1806 года. [15] Знакомство Седлацека с Бетховеном в это время ознаменовало начало музыкального партнерства, которое продлилось на протяжении последних лет жизни Бетховена.
Иоганн Седлацек был ведущим флейтистом Кернтнертортеатра в Бетховена Вене во время мировой премьеры Симфонии № 9 7 мая 1824 года под руководством Бетховена. [16] [17] По свидетельству английского дирижера сэра Джорджа Томаса Смарта , посетившего дом Бетховена в Вене в 1825 году, Седлацек входил в ближайшее окружение Бетховена, в которое, согласно письмам сэра Джорджа, входили такие известные музыканты, как Черни , Линке, Шлезингер и Шуппанциг. и по некоторым данным Шуберт . [18]
Бетховен, по-видимому, высоко ценил музыкальность Седлацека, о чем свидетельствуют личные рекомендательные письма, которые Седлацек взял с собой во время своего сольного турне по Парижу в 1826 году. В письме, адресованном французскому скрипачу и композитору Рудольфу Крейцеру (1766–1831), Бетховен назвал Седлацека «...самый выдающийся художник». В письме, врученном Луиджи Керубини (1760–1842), итальянскому композитору, прожившему большую часть своей жизни во Франции, Бетховен сказал о Седлацеке: «Я убежден в его уважении как художника, достойного моего имени, и надеюсь на благоприятное привет от вас. Примите его с высочайшей уверенностью...» [19]
Связь с Бетховеном продолжалась до внука Иоганна, Людвига Седлачека (1875 в Вене – 1965 в США), который также стал музыкантом и композитором. Юный Людвиг научился музыкальному ремеслу, тренируясь на фортепиано, которым когда-то владел Бетховен и на котором играл. [20]
Визит Бетховена в Силезию в 1806 году ежегодно отмечается Силезским музыкальным фестивалем Бетховена, который проводится каждую осень в Глогувеке, Польша. На фестивале Бетховена в Глоговеке в 2012 году были исполнены несколько произведений Иоганна Седлацека, которые были утеряны почти 200 лет, пока не были обнаружены в лондонских архивах весной 2012 года. Эти ранее утерянные произведения были исполнены впервые с XIX века. Century 6 октября 2012 года флейтисткой Эльжбетой Воленской и пианисткой Эльжбетой Завадской. [21] [22] в честь наставника и современника Седлацека Людвига ван Бетховена в городе их первой встречи. [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Билл МакГлафлин. «Ранняя жизнь Бетховена: 1770-92» . Бетховен: Экспедиция Эмерсона . Сент-Пол воскресенье от американских общественных СМИ.
- ^ « Моя гармония связана с твоей» - Бетховен и Гете» (PDF) . Бетховен-Хаус Бонн . Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2003 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Круми, Эндрю . «Когда Бетховен встретил Гете» . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Ян, Отто (2013). Жизнь Моцарта . Коллекция Кембриджской библиотеки — Музыка. Том. 1. Перевод Таунсенда, Полины Д. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781107300156 . ISBN 978-1-108-06482-8 .
- ^ Сковронек, Тилман (2010). Бетховен-пианист (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 50 . ISBN 9780521119597 .
- ^ Бренер, Милтон Э. (1996). Опера за кулисами: страсть и политика, стоящие за великими операми . Франц Штайнер Верлаг. п. 36. ISBN 9781861055361 .
- ^ Фишер, Бертон Д., изд. (2002). Россини «Севильский цирюльник» . Майами: Паб Opera Journeys. ISBN 9780977132065 .
- ^ Книттель, К.М. (1 февраля 2003 г.). «Паломничество к Бетховену: воспоминания современников». Музыка и письма . 84 (1): 19–54. дои : 10.1093/мл/84.1.19 .
- ^ Дункан , стр. 39–42.
- ^ Дункан , с. 60
- ^ Jump up to: а б Дункан , с. 61
- ^ Краткая история Оберглогау. " http://www.smarzly.de/6.html ". Смарзлый 2003.
- ^ Гретхен Роу Клементс (2007). Положение Шуберта: флейтовая культура начала девятнадцатого века и вариации «Trockne Blumen» . ISBN 978-0-549-37063-5 .
- ^ Нотин, Мэтью (2002). Симфония № 4 си-бемоль мажор, соч. 60, Примечания к программе. "www.mattnaughtin.com" Балет Сан-Франциско, 2002. Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Ростропович, Джоанна (2007). Głogówek Online. Архивировано 24 октября 2013 г. в Wayback Machine, суббота, 14 сентября 2007 г.
- ↑ Пауэлл, Ардал (11 августа 2003 г.) Флейта. Издательство Йельского университета.
- ^ Уилсон, Рик. Венские и итальянские флейты простой системы XIX века " http://www.oldflutes.com/viennese.htm#1825 ". Страница исторических флейт Рика Уилсона.
- ^ Смарт, Джордж Томас, сэр (1907).« https://archive.org/stream/leavesfromjourna00smar#page/n7/mode/2up ». Листья из журналов сэра Джорджа Смарта, Лондон: Нью-Йорк: Longman's Green. Из коллекции Университета Бригама Янга, Америка. Позвоните по номеру DCK2331
- ^ Бетховен, Людвиг Ван. 15 ноября 1825 г. Полное собрание писем Бетховена. Опубликовано Вейном, К.В. Штерном, 1907 г.
- ^ Некролог Людвига Седлачека (1965). The Courier-Journal News, США, октябрь 1965 г.
- ^ Полевич, Здзислав (2012). «Иоганн Седлацек: Мастер флейты найден!». Maestro.net.pl, 9 ноября 2012 г. http://maestro.net.pl/index.php/5818-johann-sedlatzek-odnaleziony-mistrz-fletu получено 23 ноября 2012 г.На странице Slaski в Facebook размещены фотографии с этого мероприятия.
- ^ Девосж-Кубер, Александр (2012). «Расписание 20-го Силезского фестиваля Бетховена» . Glogowek Online» опубликовано 24 сентября 2012 г.
- ^ Воленска, Эльжбета и Завадска, Эльжбета (2012) Иоганн Седлацек: Сувенир, звукозапись компакт-диска и примечания к альбому. JB Records, Вроцлав, Польша 2012.
Ссылки
[ редактировать ]- Дункан, Эдмондстоун (1905). Шуберт . Джей Эм Дент и Ко.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зоннек, О.Г., изд. (1967). Бетховен: впечатления современников . Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-21770-3 .