Фердинанд Хиллер

Фердинанд (фон) Хиллер (24 октября 1811 — 11 мая 1885) — немецкий композитор, дирижёр , пианист, писатель и музыкальный руководитель.
Биография
[ редактировать ]Фердинанд Хиллер родился в богатой еврейской семье во Франкфурте-на-Майне , где его отец Юстус (первоначально Исаак Хильдесхайм , имя, которое он изменил в конце 18 века, чтобы скрыть свое еврейское происхождение) [1] был торговцем английским текстилем - бизнес в конечном итоге продолжил брат Фердинанда Джозеф. Талант Хиллера был обнаружен рано, и его обучал игре на фортепиано ведущий франкфуртский музыкант Алоис Шмитт , игре на скрипке - Йорг Хофманн , гармонии и контрапункту - Георг Якоб Фоллвейлер ; исполнил концерт Моцарта в 10 лет он публично ; а два года спустя он выпустил свою первую композицию. [2]
13-летний Феликс Мендельсон В 1822 году в его жизнь вошел . Семья Мендельсонов в это время ненадолго остановилась во Франкфурте, и молодой Хиллер посетил их, где на него произвела огромное впечатление игра Феликса (и еще больше — игра его сестры Фанни Мендельсон ). Когда их знакомство возобновилось в 1825 году, между двумя мальчиками сразу же завязалась близкая дружба, которая продлилась до 1843 года. Хиллер тактично описывает их размолвку как результат «социальных, а не личных восприимчивостей». Но на самом деле, похоже, это было больше связано с преемством Хиллера после Мендельсона на посту директора Лейпцигского оркестра Гевандхауса в 1843 году.
С 1825 по 1827 год Хиллер был учеником Иоганна Непомука Гуммеля в Веймаре ; Хиллер утверждал, что захватил прядь волос Бетховена, когда он был с Хаммелем у смертного одра Бетховена . Эта прядь сейчас находится в Государственном университете Сан-Хосе после того, как она была продана на аукционе Сотбис в 1994 году. Впоследствии было обнаружено, что волосы, содержащиеся в этой пряди, содержат волосы, которые не могли принадлежать Бетховену. [3] Находясь в Вене на похоронах Бетховена, Хиллер и Хуммель услышали, как Иоганн Михаэль Фогль и Франц Шуберт Шуберта исполняют «Зимний путь» . Гиллер писал, что его хозяин был так тронут, что слезы потекли из его глаз. [4] [5]
С 1828 по 1835 год Хиллер обосновался в Париже, где работал преподавателем композиции в музыкальной школе Чорона. В конце концов он отказался от своей должности, чтобы лучше подготовиться как пианист и композитор. В Париже, он познакомился с Шопеном , Берлиозом и Листом . [2] Он провел время в Италии, надеясь, что это поможет ему написать успешную оперу (надежда, которая так и не оправдалась). В 1836 году он был во Франкфурте, посвятив себя композиции. Его способности были признаны, и, хотя ему было всего 25 лет, его попросили стать дирижером Цецилиенферайна во время болезни его дирижера Шелбле. [2]
Помимо Мендельсона, он привлек внимание Джоаккино Россини , который помог ему запустить его первую оперу «Ромильда » (которая потерпела неудачу) в Милане . Мендельсон добился для Хиллера входа в Гевандхаус и предоставил возможность публично представить ораторию Хиллера «Die Zerstörung Иерусалимс» («Разрушение Иерусалима», 1840). После года изучения церковной музыки в Риме Хиллер вернулся в Лейпциг и в течение сезона 1843–44 дирижировал концертами в Гевандхаусе. К этому времени его положение в музыкальном мире утвердилось, на него посыпались почести и назначения. В 1845 году Роберт Шуман посвятил свой фортепианный концерт Хиллеру . В 1847 году Хиллер стал муниципальным капельмейстером Дюссельдорфа , а в 1850 году получил аналогичное назначение в Кёльне . [2] где в том же году он основал Кельнскую консерваторию и оставался капельмейстером до 1884 года. За это время он двенадцать раз был директором Нижнерейнского музыкального фестиваля и дирижировал концертами Гюрцениха . работал в Дрездене Он также . Таким образом, он сыграл ведущую роль в музыкальной жизни Германии. И он был дирижером Итальянской оперы в Париже в сезоне 1852–53. [2]
Во время долгого правления Хиллера в Кельне, в результате которого перед его фамилией стояло слово «фон», его звездным учеником был Макс Брух , автор виолончельной элегии « Коль Нидрей» , основанной на синагогальном гимне, исполняемом в Йом Кипур . Брух не был евреем; его знание темы Кол Нидрей пришло от Хиллера, который познакомил его с берлинским хазаном Лихтенштейном. Режим Хиллера в Кёльне отличался ярко выраженными консервативными вкусами, которые он пытался продлить, рекомендовав в качестве своего преемника в 1884 году либо Брамса , либо Бруха. Однако назначение досталось «модернисту» Францу Вюлльнеру , который, по словам Гроува , «начал свой срок [...] с концертов произведений Вагнера , Листа и Рихарда Штрауса , которых Хиллер избегал». [6]
Гиллер был избран членом Прусской академии художеств в 1849 году, а в 1868 году получил звание доктора Боннского университета . [2] Он умер в Кельне.
Личность
[ редактировать ]
Приветливость Хиллера была одним из его самых сильных качеств; у него появилось бесчисленное количество друзей, таких как Шарль-Валентен Алкан , [7] и его очень обширная переписка со всеми ведущими музыкантами Европы, до сих пор опубликованная лишь частично, является важным источником музыкальной истории его эпохи. Еще одним активом была его жена Антонка, по профессии певица, на которой он женился в Италии в 1840 году и которая сделала свой дом магнитом для интеллигенции, где бы они ни поселились.
Хиллер и Вагнер
[ редактировать ]Время, проведенное Хиллером в Дрездене, ознаменовало его первые встречи с Рихардом Вагнером, который стал там заместителем капельмейстера в 1843 году после успеха премьеры его оперы « Риенци» (поставленной в Дрездене в прошлом году). В своей автобиографии, написанной в 1865–1870 годах, когда он сводил счеты, реальные и мнимые, после смерти Джакомо Мейербера , Вагнер обычно покровительственно относится к Хиллеру в этот период, который, как нам говорят, «вел себя особенно очаровательно и приятно». манере в те дни». Антонку описывают как «необыкновенную польскую еврейку, которая вместе со своим мужем крестилась в протестантку»; Позже показано, что она «заручается поддержкой большого количества своих соотечественников [...] для оперы своего мужа». (Опера была «Конрадин » Хиллера ).
Пренебрежительные замечания Вагнера в адрес Хиллера на протяжении всей его автобиографии «Майн лебен» и в его более позднем обзоре автобиографии Хиллера, однако, не отражают его отношений с Хиллером, как показано в других документах. Вагнер довольно часто фигурирует в дневнике Хиллера того периода. Среди таких заметок:
[30.11.1844] Вагнер зашел ко мне в комнату [...] [15.1.1845] С Вагнером в Лидертафеле [...] [24.2.1845] Вагнер пришел обсудить свои дела. Разговор о религии с Вагнером [...] [28.4.1845] Просмотрел два последних акта « Тангейзера» с Вагнером [...]
и так далее. Хиллер участвовал в постановке «Тангейзера» в Дрездене в октябре 1845 года. В ноябре 1846 года Хиллер пошел к Тангейзеру и заметил, что «перед нами сидит Мендельсон» (но, по-видимому, никакого разговора не произошло). В 1847 году он обсуждает с Вагнером проект оперы «Конрадин» .
Работает
[ редактировать ]Огромное музыкальное творчество Хиллера сейчас более или менее забыто. В него вошли произведения практически всех жанров: вокальных, хоровых, камерных и оркестровых. В музыкальном плане его, пожалуй, лучше всего помнят как автора Шумана фортепианного концерта . Ему также посвящены три Ноктюрна , соч. 15, Шопен.
В период с 1839 по 1865 год он написал, среди прочего, шесть опер, скрипичный концерт и музыку к Карла Августа Гёрнера пятиактной пьесе « Принц Папагеи» . [8] [9]
Его обширные произведения камерной музыки включают несколько квартетов для струнных с фортепиано и без него, начиная с его фортепианного квартета си минор, соч. 1, опубликованный Хаслингером из Вены в 1830-х годах, и как минимум три струнных квартета, струнное трио, опубликованное посмертно как соч. 207 в 1886 году Ритера-Бидермана из Лейпцига, сонаты для фортепиано соло (соч. 47, изданные в 1852 году Шубертом Гамбургским и соч. 59) и для фортепиано с виолончелью (минимум две — соч. 22, изданная Симроком , и Соч. 174, изд. Кранца) и фортепианный квинтет (соч. 156) и другие произведения. [10] [11] Четвертое из его фортепианных трио было записано вместе с ранним фортепианным трио Макса Бруха. [ нужна ссылка ]
Три фортепианных концерта Хиллера: № 1 фа минор, соч. 5 (Allegro moderato; Adagio; Allegro moderato e con Gracio), № 2 фа-диез минор, соч. 69 (Moderato, ma con energia e con Calcio; Andante expressivo; Allegro con Calcio) и № 3 ля-бемоль мажор, соч. 170 («Concerto Espressivo»: Allegro con anima; Andante quasi adagio; Allegro con Spirit).
Хиллер написал как минимум четыре симфонии; один к 1831 году, другой ля минор тоже к 1831 году; [12] также «На открытом воздухе » соль мажор, данное в Лондоне 28 июня 1852 г., [13] и один ми минор, опубликованный Шоттом как его соч. 67 в Майнце в 1865 году. [14] [15] [16]
Он также был очень успешным лектором и влиятельным писателем, его статьи для обзоров и газет с тех пор были собраны в виде книги. Он также опубликовал, среди прочего: Musikalisches und Persönliches (1870), Wie hören wir Musik? (Как мы слышим [или: слушаем] музыку?, 1880 г.); Goethes musikalisches Leben (Музыкальная жизнь Гете, 1880); и Erinnerungsblätter (Воспоминания, 1884). [2] Он опубликовал отчет о своей дружбе с Мендельсоном в 1874 году. Часть его обширной переписки с другими музыкантами и художниками того времени, которая сама по себе является важным историческим архивом, была опубликована в семи томах.
Записи
[ редактировать ]Среди записей музыки Хиллера:
- Три фортепианных концерта и Konzertstuck — Говард Шелли , дирижёр/пианист, Тасманский симфонический оркестр (Hyperion)
- Подборка фортепианной музыки на двух компакт-дисках, включая три фортепианные сонаты, 24 этюда, соч. 15 и два набора вариаций в исполнении Адриана Руиса («Бытие»).
- Подборка фортепианной музыки, включая вторую и третью сонаты, в исполнении Александры Олер (CPO)
- Подборка фортепианной музыки в исполнении Тобиаса Коха (классика GENUIN)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Мартин 2000 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ «Геномный анализ волос Людвига ван Бетховена» . Современная биология . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Отто Эрих Дойч (1946) Шуберт, документальная биография , JM Dent, Лондон ОСЛК 4813905
- ^ Отто Эрих Дойч (1914) Франц Шуберт: документы его жизни в Интернет-архиве
- ↑ Это утверждение частично противоречит фактам, что к моменту выхода Хиллера на пенсию в 1884 году 20-летний Штраус практически ничего не написал для Хиллера; Рассел Мартин в своей книге « Волосы Бетховена» цитирует Хиллера о том, что он охотно дирижировал оркестровыми отрывками Вагнера; и Мартин далее упомянул, что Вюлльнер произнес трогательную панегирик на похоронах Хиллера.
- ^ Рональд Смит, «Алкан: Загадка», Том. 1
- ^ «Оперные композиторы» . ОпераГласс . Проверено 9 января 2007 .
- ^ «Фердинанд Хиллер работает» (на голландском языке). Нидерландский музыкальный институт . Проверено 12 августа 2007 г.
- ^ «Ворота Баварии» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 12 января 2007 года . Проверено 9 января 2007 .
- ^ «Каталог Библиотеки Конгресса» . Проверено 9 января 2007 .
- ^ «Ноты Hyperion Records для записи фортепианного концерта фа минор» . Проверено 22 октября 2011 г. Симфония Ля минор - без номера опуса - описана как № 2 и исполнена на том же концерте 4 декабря 1831 года, что и премьера соч. 5 концерт.
- ^ История Лондонской филармонии 1813–1912: Отчет о столетней работе в области музыки , стр. 228
- ^ «Лондонская премьера фильма Хиллера «Я свободен». «Музыкальные времена» и циркуляр по классам пения . 5 (99). Musical Times Publications Ltd.: 45, 1 августа 1852 г. ISSN 0958-8434 . JSTOR 3371078 .
- ^ Хиллер, Фердинанд (1865). Симфония (ми минор) для большого оркестра, соч . Майнц: Сыновья Б. Шотта. OCLC 19637937 .
- ^ Оценка IMSLP.
- Источники
- Хиллер, Фердинанд (1874). Феликс Мендельсон, Письма и воспоминания . Лондон: Макмиллан. OCLC 5189643 .
- Хиллер, Фердинанд (1970). Зитц, Рейнхольд (ред.). Из переписки Фердинанда Хиллера (изд. 1958–1970 гг.). Кельн: Арно Фольк-Верлаг. ОСЛК 1543032 .
- Мартин, Рассел (2000). Волосы Бетховена . Нью-Йорк: Бродвейские книги. ISBN 0-7679-0350-1 .
- Словарь музыки и музыкантов Grove
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Еврейская энциклопедия : «Хиллер, Фердинанд» Исидора Зингера и Джозефа Зона (1906).
- Бесплатные партитуры Фердинанда Хиллера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1811 рождений
- 1885 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Немецкие композиторы XIX века.
- Немецкие дирижеры (музыка)
- Немецкие евреи XIX века
- Немецкие мужчины-дирижеры (музыка)
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие композиторы-романтики
- Композиторы для фортепиано
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические пианисты
- Еврейские оперные композиторы
- Академический состав Кёльнского университета музыки и танца
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Франкфурта