Jump to content

Артур Никиш

Артур Никиш.

Артур Никиш (12 октября 1855 – 23 января 1922) был венгерским дирижером , выступавшим на международном уровне, занимая должности в Бостоне, Лондоне, Лейпциге и, что наиболее важно, в Берлине. Его считали выдающимся интерпретатором музыки Брукнера , Чайковского , Бетховена и Листа . Иоганнес Брамс похвалил исполнение Никишем его Четвертой симфонии как «весьма образцовое, лучше ее услышать невозможно».

Биография

[ редактировать ]
Артур Никиш в 1901 году.

Артур Августинус Адальбертус Никиш родился в Мошонсентмиклоше , Венгрия в семье венгра и матери -моравки. ,

Никиша с юных лет считали музыкальным вундеркиндом; он выступил публично на фортепиано в возрасте восьми лет. [ 1 ] В 1866 году он начал обучение в Венской консерватории . Там он учился у композитора Феликса Отто Дессоффа , дирижера Иоганна фон Гербека и скрипача Йозефа Хеллмесбергера-младшего и выигрывал призы за композицию и игру на скрипке и фортепиано. Он работал скрипачом в Венской филармонии , а также играл в оркестре Байройтского фестиваля в его первый сезон 1876 года.

Большую часть своей известности он добился как дирижер. В 1878 году он переехал в Лейпциг и стал вторым дирижером Лейпцигской оперы ; в 1879 году он был назначен главным дирижером. [ 2 ] В 1884 году он дал премьеру Антона Брукнера с Симфонии № 7 Лейпцигским оркестром Гевандхауса . [ 3 ] 1 июля 1885 года Никиш женился на Амели Хойснер (1862–1938), певице и актрисе, которая в предыдущие годы была помолвлена ​​​​в придворном театре Касселя с Густавом Малером . Их сын Митя (1899–1936) сам стал известным пианистом. [ нужна ссылка ]

Позже Никиш стал дирижером Бостонского симфонического оркестра , а с 1893 по 1895 год директором Королевской оперы в Будапеште. В 1895 году он сменил Карла Райнеке на посту директора Лейпцигского оркестра Гевандхауса. В том же году он стал главным дирижером Берлинской филармонии и занимал обе должности до своей смерти. [ 4 ] [ 5 ]

Его преемником в Лейпцигском оркестре Гевандхауса стал его ученик и первый скрипач Альберт Хейниг. [ нужна ссылка ] Никиш также был популярным приглашенным дирижером Венской филармонии и оркестра Консертгебау в Амстердаме, а также дирижировал « Кольцевым циклом» Рихарда Вагнера в Ковент-Гардене в Лондоне. Никиш также был директором Лейпцигской консерватории с 1902 года и преподавал там класс дирижирования. [ нужна ссылка ]

В 1921 году Никиш провел несколько концертов в Театре Колон в Буэнос-Айресе. На некоторых из этих концертов солистом был его сын, пианист Митя Никиш, которому тогда было 22 года. [ 6 ]

Он был пионером во многих отношениях. В апреле 1912 года он привез Лондонский симфонический оркестр в Соединенные Штаты , впервые в Европе. [ 7 ]

10 ноября 1913 года Никиш сделал одну из первых записей полной симфонии, Пятой симфонии Бетховена , с Берлинским филармоническим оркестром, исполнение позже было переиздано на пластинках и компакт-дисках DGG и другими современными лейблами. Он также сделал серию ранних записей с Лондонским симфоническим оркестром, некоторые из которых демонстрируют портаменто, характерное для игры начала 20 века. [ нужна ссылка ]

Никиш умер в Лейпциге в 1922 году и был там похоронен. Сразу после его смерти площадь, где он жил, была переименована в Никишплац , а в 1971 году в городе учреждена премия Артура Никиша для молодых дирижеров.

Наследие

[ редактировать ]

Его наследие — это наследие одного из основоположников современного дирижирования с глубоким анализом партитуры , простым битом и харизмой, которая позволила ему раскрыть полную звучность оркестра и проникнуть в глубину музыки.

Дирижерским стилем Никиша восхищались Леопольд Стоковски , Артуро Тосканини , сэр Адриан Боулт , Фриц Райнер , Эрвин Ньиредьхази и многие другие, в том числе Джордж Селл , который называл Никиша «оркестровым волшебником». Райнер сказал: «Именно [Никиш] сказал мне, что я никогда не должен размахивать руками во время дирижирования и что я должен использовать глаза, чтобы подавать сигналы». [2]

Генри Вуд писал: «Я помню... его чудесную манеру так внимательно слушать каждую поставленную им фразу... Репетируя мелодию, он неизменно с большим эмоциональным чувством пел ее оркестру, а затем говорил: «Теперь играй так, как чувствуешь ». Ни один дирижер, которого я слышал, никогда не превосходил его эмоциональность и драматическую интенсивность». [ 8 ]

Артур Никиш оказал огромное влияние на Вильгельма Фуртвенглера . Последний всегда считал Никиша своим единственным образцом. [ 9 ] Никиш поддерживал Фуртвенглера в начале его карьеры и предсказал, что тот станет его преемником. [ 10 ]

Сохранился фильм, в котором дирижирует Никиш; увидев это, Герберт фон Караян описал, насколько он был впечатлен тем, как Никиш использовал глаза, а не движения рук.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Никиш, Артур» . Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 690.
  2. ^ Галкин, Эллиот (1988). История оркестрового дирижирования . Пендрагон Пресс. п. 639. ИСБН  0-918728-44-4 .
  3. ^ Корфмахер, Питер (9 марта 2018 г.). «Премьера партиты Видмана» . Leipziger Volkszeitung (на немецком языке). Лейпциг . Проверено 9 марта 2018 г.
  4. ^ «История» . Гевандхаус Лейпциг . Проверено 18 июня 2022 г.
  5. ^ Филармония, Берлинер. «Эпоха Артура Никиша | Берлинская филармония» . www.berliner-philharmoniker.de . Проверено 18 июня 2022 г.
  6. ^ Театр Колон - Пятьдесят лет славы, с. 39. Буэнос-Айрес, 1958 год.
  7. ^ Дневник литавриста Чарльза Тернера опубликован в Интернете по адресу [1] .
  8. ^ Генри Вуд, Моя музыкальная жизнь , Голланц, 1938, стр. 211.
  9. ^ Элизабет Фуртвенглер, Pour Wilhelm , Париж, 2004, с. 32.
  10. ^ Ханс-Хуберт Шёнцелер, Фуртвенглер , 1990, с. 24.
  • Калиш, Альфред (1922). «Артур Никиш». Мюзикл Таймс 63, вып. 649, 172–74
  • Харт, Филип (1994). Фриц Райнер: Биография . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 16 . ISBN  0-8101-1125-Х .
  • Фердинанд Пфоль : Артур Никиш как человек и художник , преемник Германа Зеемана, Лейпциг (ок. 1900 г.)
  • Фердинанд Пфоль : Артур Никиш: Его жизнь, его искусство, его работа. Альстер, Гамбург, 1925 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35a7376362e2105dbb255b5abc8a360c__1711400940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/0c/35a7376362e2105dbb255b5abc8a360c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arthur Nikisch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)