Артур Никиш

Артур Никиш (12 октября 1855 – 23 января 1922) был венгерским дирижером , выступавшим на международном уровне, занимая должности в Бостоне, Лондоне, Лейпциге и, что наиболее важно, в Берлине. Его считали выдающимся интерпретатором музыки Брукнера , Чайковского , Бетховена и Листа . Иоганнес Брамс похвалил исполнение Никишем его Четвертой симфонии как «весьма образцовое, лучше ее услышать невозможно».
Биография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2018 г. ) |

Артур Августинус Адальбертус Никиш родился в Мошонсентмиклоше , Венгрия в семье венгра и матери -моравки. ,
Никиша с юных лет считали музыкальным вундеркиндом; он выступил публично на фортепиано в возрасте восьми лет. [ 1 ] В 1866 году он начал обучение в Венской консерватории . Там он учился у композитора Феликса Отто Дессоффа , дирижера Иоганна фон Гербека и скрипача Йозефа Хеллмесбергера-младшего и выигрывал призы за композицию и игру на скрипке и фортепиано. Он работал скрипачом в Венской филармонии , а также играл в оркестре Байройтского фестиваля в его первый сезон 1876 года.
Большую часть своей известности он добился как дирижер. В 1878 году он переехал в Лейпциг и стал вторым дирижером Лейпцигской оперы ; в 1879 году он был назначен главным дирижером. [ 2 ] В 1884 году он дал премьеру Антона Брукнера с Симфонии № 7 Лейпцигским оркестром Гевандхауса . [ 3 ] 1 июля 1885 года Никиш женился на Амели Хойснер (1862–1938), певице и актрисе, которая в предыдущие годы была помолвлена в придворном театре Касселя с Густавом Малером . Их сын Митя (1899–1936) сам стал известным пианистом. [ нужна ссылка ]
Позже Никиш стал дирижером Бостонского симфонического оркестра , а с 1893 по 1895 год директором Королевской оперы в Будапеште. В 1895 году он сменил Карла Райнеке на посту директора Лейпцигского оркестра Гевандхауса. В том же году он стал главным дирижером Берлинской филармонии и занимал обе должности до своей смерти. [ 4 ] [ 5 ]
Его преемником в Лейпцигском оркестре Гевандхауса стал его ученик и первый скрипач Альберт Хейниг. [ нужна ссылка ] Никиш также был популярным приглашенным дирижером Венской филармонии и оркестра Консертгебау в Амстердаме, а также дирижировал « Кольцевым циклом» Рихарда Вагнера в Ковент-Гардене в Лондоне. Никиш также был директором Лейпцигской консерватории с 1902 года и преподавал там класс дирижирования. [ нужна ссылка ]
В 1921 году Никиш провел несколько концертов в Театре Колон в Буэнос-Айресе. На некоторых из этих концертов солистом был его сын, пианист Митя Никиш, которому тогда было 22 года. [ 6 ]
Он был пионером во многих отношениях. В апреле 1912 года он привез Лондонский симфонический оркестр в Соединенные Штаты , впервые в Европе. [ 7 ]
10 ноября 1913 года Никиш сделал одну из первых записей полной симфонии, Пятой симфонии Бетховена , с Берлинским филармоническим оркестром, исполнение позже было переиздано на пластинках и компакт-дисках DGG и другими современными лейблами. Он также сделал серию ранних записей с Лондонским симфоническим оркестром, некоторые из которых демонстрируют портаменто, характерное для игры начала 20 века. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]Никиш умер в Лейпциге в 1922 году и был там похоронен. Сразу после его смерти площадь, где он жил, была переименована в Никишплац , а в 1971 году в городе учреждена премия Артура Никиша для молодых дирижеров.
Наследие
[ редактировать ]Его наследие — это наследие одного из основоположников современного дирижирования с глубоким анализом партитуры , простым битом и харизмой, которая позволила ему раскрыть полную звучность оркестра и проникнуть в глубину музыки.
Дирижерским стилем Никиша восхищались Леопольд Стоковски , Артуро Тосканини , сэр Адриан Боулт , Фриц Райнер , Эрвин Ньиредьхази и многие другие, в том числе Джордж Селл , который называл Никиша «оркестровым волшебником». Райнер сказал: «Именно [Никиш] сказал мне, что я никогда не должен размахивать руками во время дирижирования и что я должен использовать глаза, чтобы подавать сигналы». [2]
Генри Вуд писал: «Я помню... его чудесную манеру так внимательно слушать каждую поставленную им фразу... Репетируя мелодию, он неизменно с большим эмоциональным чувством пел ее оркестру, а затем говорил: «Теперь играй так, как чувствуешь ». Ни один дирижер, которого я слышал, никогда не превосходил его эмоциональность и драматическую интенсивность». [ 8 ]
Артур Никиш оказал огромное влияние на Вильгельма Фуртвенглера . Последний всегда считал Никиша своим единственным образцом. [ 9 ] Никиш поддерживал Фуртвенглера в начале его карьеры и предсказал, что тот станет его преемником. [ 10 ]
Сохранился фильм, в котором дирижирует Никиш; увидев это, Герберт фон Караян описал, насколько он был впечатлен тем, как Никиш использовал глаза, а не движения рук.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 690.
- ^ Галкин, Эллиот (1988). История оркестрового дирижирования . Пендрагон Пресс. п. 639. ИСБН 0-918728-44-4 .
- ^ Корфмахер, Питер (9 марта 2018 г.). «Премьера партиты Видмана» . Leipziger Volkszeitung (на немецком языке). Лейпциг . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «История» . Гевандхаус Лейпциг . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Филармония, Берлинер. «Эпоха Артура Никиша | Берлинская филармония» . www.berliner-philharmoniker.de . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Театр Колон - Пятьдесят лет славы, с. 39. Буэнос-Айрес, 1958 год.
- ^ Дневник литавриста Чарльза Тернера опубликован в Интернете по адресу [1] .
- ^ Генри Вуд, Моя музыкальная жизнь , Голланц, 1938, стр. 211.
- ^ Элизабет Фуртвенглер, Pour Wilhelm , Париж, 2004, с. 32.
- ^ Ханс-Хуберт Шёнцелер, Фуртвенглер , 1990, с. 24.
Ссылки
[ редактировать ]- Калиш, Альфред (1922). «Артур Никиш». Мюзикл Таймс 63, вып. 649, 172–74
- Харт, Филип (1994). Фриц Райнер: Биография . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 16 . ISBN 0-8101-1125-Х .
- Фердинанд Пфоль : Артур Никиш как человек и художник , преемник Германа Зеемана, Лейпциг (ок. 1900 г.)
- Фердинанд Пфоль : Артур Никиш: Его жизнь, его искусство, его работа. Альстер, Гамбург, 1925 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1855 рождений
- 1922 смерти
- Жители уезда Дьёр-Мошон-Шопрон
- Люди из Венгерского королевства
- Венгерский народ чешского происхождения
- Венгерские музыканты-мужчины
- Венгерские мужчины-дирижеры (музыка)
- Венгерские эмигранты в Германии
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Венгерские музыканты XIX века
- Венгерские музыканты ХХ века
- Главные дирижеры Лондонского симфонического оркестра
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Выпускники Венского университета музыки и исполнительских искусств
- Академический состав Лейпцигского университета музыки и театра
- Британские музыканты-мужчины XIX века
- Музыканты из Австро-Венгрии