Чарльз Мунк (дирижер)
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2021 г. ) |
Чарльз Мунк (англ. Французское произношение: [ʃaʁl mynʃ] ; урожденный Чарльз Мюнх ; 26 сентября 1891 г. - 6 ноября 1968 г.) [1] был эльзасским французским симфоническим дирижёром и скрипачом. Известный своим мастерством французского оркестрового репертуара, он был наиболее известен как музыкальный руководитель Бостонского симфонического оркестра .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Мунк родился в 1891 году в Страсбурге , Эльзас . Сын органиста и руководителя хора Эрнста Мюнха , он был пятым из шести детей. Он был братом дирижера Фрица Мюнха и двоюродным братом дирижера и композитора Ганса Мюнха . Хотя его первой мечтой было стать инженером-локомотивистом, он учился игре на скрипке в Страсбургской консерватории . Его отец, Эрнст, был профессором органа в консерватории и выступал в соборе; он также руководил оркестром со своим сыном Чарльзом, играющим на вторых скрипках.
После получения диплома в 1912 году Шарль учился у Карла Флеша в Берлине и Люсьена Капета в Парижской консерватории . Он был призван в немецкую армию во время Первой мировой войны в должности сержанта-наводчика. Он был отравлен газом в Перонне и ранен в Вердене . Хотя большая часть его карьеры прошла во Франции и в Соединенных Штатах, Мунк считал, что «как эльзасец и как музыкант [он был] чисто и глубоко немцем, но [он был] другом многих стран и первым и прежде всего музыкант и дирижер». [2]
В 1920 году Мунк стал профессором скрипки Страсбургской консерватории и помощником концертмейстера Страсбургского филармонического оркестра под управлением Йозефа Гая Ропарца , руководившего консерваторией. В начале 1920-х годов он был концертмейстером Германа Абендрота Гюрценихского оркестра в Кёльне . Затем он служил концертмейстером Лейпцигского оркестра Гевандхаус под управлением Вильгельма Фуртвенглера и Бруно Вальтера с 1926 по 1933 год. [1]
В возрасте 41 года Мунк дебютировал в Париже 1 ноября 1932 года. Невеста Мунка, Женевьева Мори, внучка основателя шоколадной компании Nestlé , арендовала зал и наняла концертный оркестр Вальтера Страрама . Мунк также учился дирижированию у чешского дирижера Фрица Цвейга , который бежал из Берлина во время своего пребывания в берлинском Krolloper .
После этого успеха Мунк дирижировал Концертами Сиохана , Оркестром Ламуре , новым Симфоническим оркестром Парижа , Оркестром Биаррица (лето 1933 г.), Парижским филармоническим обществом (1935–1938 гг.) и Оркестром Общества концертов консерватории. (1937–1946). Он стал известен как защитник Гектора Берлиоза и подружился с Артуром Онеггером , Альбертом Русселем и Фрэнсисом Пуленком . В эти годы Мунк дал первые исполнения произведений Онеггера, Жана Роже-Дюкасса , Жозефа Ги Ропарца , Русселя и Флорана Шмитта . Он стал директором Парижского филармонического общества в 1938 году и был показан во французском эпосе «Дети Паради» , снятом (1945) во время немецкой оккупации Парижа. В течение двух лет он преподавал дирижирование в Нормальной школе музыки (с 1937 по 1939 год). Одним из его учеников была также чешский композитор-дирижер Витезслава Капралова . [3] [4]
Мунк остался во Франции, дирижируя оркестром консерватории во время немецкой оккупации , считая, что так лучше всего поддерживать моральный дух французского народа. Он отказался от выступлений в Германии, а также отказался исполнять современные немецкие произведения. Он защищал членов своего оркестра от гестапо и вносил свой доход во французское Сопротивление . За это он получил Орден Почетного легиона с красной лентой в 1945 году и звание командора в 1952 году.
Бостонский симфонический оркестр
[ редактировать ]Мунк дебютировал с Бостонским симфоническим оркестром 27 декабря 1946 года. Он был его музыкальным руководителем с 1949 по 1962 год. Мунк также был директором Беркширского музыкального фестиваля и Беркширского музыкального центра ( Тэнглвуд ) с 1951 по 1962 год. Он вел непринужденные репетиции, которые оркестранты ценили после авторитарного Сержа Кусевицкого . Среди его учеников в Тэнглвуде были Серж Фурнье и лауреат первой премии Международного конкурса дирижеров оркестра Одзава Сейджи . [5] Мунк также получил почетные степени Бостонского колледжа , Бостонского университета , Университета Брандейса , Гарвардского университета и Музыкальной консерватории Новой Англии .
Он преуспел в современном французском репертуаре, особенно у Клода Дебюсси и Мориса Равеля , и считался авторитетным исполнителем Гектора Берлиоза . Однако в программах Мунка также регулярно звучали произведения таких композиторов, как Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс и Вагнер. За тринадцать лет его пребывания в Бостоне состоялось 39 мировых премьер и 58 первых представлений в Америке, а также он представил публике 168 современных произведений. Четырнадцать из этих премьер были произведениями, заказанными Бостонским симфоническим оркестром и Музыкальным фондом Кусевицкого в честь 75-летия оркестра в 1956 году (15-я комиссия так и не была завершена).
Мунк пригласил бывшего музыкального руководителя Бостонского симфонического оркестра Пьера Монтё дирижировать, записывать и гастролировать с оркестром после более чем 25-летнего отсутствия. При Мунк приглашенные дирижеры стали неотъемлемой частью программы Бостонского симфонического оркестра как в Бостоне, так и в Тэнглвуде.
Мунк возглавил Бостонский симфонический оркестр во время его первого трансконтинентального турне по Соединенным Штатам в 1953 году. Он стал первым дирижером, который взял их с гастролями за границу: по Европе в 1952 и 1956 годах, а также по Восточной Азии и Австралии в 1960 году. Во время турне 1956 года Бостонский симфонический оркестр Symphony был первым американским оркестром, выступившим в Советском Союзе.
Бостонский симфонический оркестр под управлением Мунка сделал серию записей для RCA Victor с 1949 по 1953 год в монофоническом звучании и с 1954 по 1962 год как в монофонической , так и в стереофонической версиях.
Отрывки из репетиций Бостонского симфонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна , Кусевицкого и Мунка транслировались по всей стране по радиосети NBC в 1948–1951 годах. NBC транслировала отрывки из выступлений оркестра 1954–1957 годов. Начиная с 1951 года, BSO транслировалось по местным радиостанциям в районе Бостона. Начиная с 1957 года выступления Бостонского симфонического оркестра под управлением Мунка и приглашенных дирижеров распространялись на региональном, национальном и международном уровнях через Фонд транскрипции Бостонского симфонического оркестра. При Мунк на телевидении появился Бостонский симфонический оркестр. Первая телевизионная передача BSO состоялась при Бернштейне в 1949 году в Карнеги-холле.
Парижский оркестр
[ редактировать ]Мунк вернулся во Францию и в 1963 году стал президентом Нормальной школы музыки . Он также был назначен президентом Французской гильдии солистов. В 1960-е годы Мунк регулярно выступал в качестве приглашенного дирижера в Америке, Европе и Японии. В 1967 году по просьбе министра культуры Франции Андре Мальро он основал первый штатный оплачиваемый французский оркестр, Парижский оркестр , и провел его первый концерт 14 ноября 1967 года. В следующем году он умер от сердечного приступа. нападение произошло в его отеле в Ричмонде, штат Вирджиния, во время турне по Америке со своим новым оркестром. Его останки были возвращены во Францию, где он похоронен на кладбище Лувесьен . EMI записала с этим оркестром его последние сессии, в том числе Равеля » «Фортепианный концерт соль мажор , и выпустила их посмертно.
Книги
[ редактировать ]В 1955 году издательство Oxford University Press опубликовало книгу Мунка «Я дирижер» в переводе Леонарда Бурката. Первоначально он был выпущен в 1954 году на французском языке как Je suis Chef d'Orchestre . Произведение представляет собой сборник мыслей Мунка о дирижерстве и роли дирижера.
Д. Керн Холоман написал первую биографию Мунка на английском языке « Чарльз Мунк» . Он был опубликован издательством Oxford University Press в 2011 году.
Записи
[ редактировать ]Дискография Мунка обширна, как в Бостоне на RCA Victor , так и на его различных постах в Европе, а также на различных лейблах, включая английские Decca , EMI , Nonesuch , Erato и Auvidis-Valois .
Перед войной он начал записывать пластинки в Париже для EMI. Затем в конце 1940-х Мунк сделал известную серию записей Decca Full Frequency Range (FFRR). После нескольких записей с Нью-Йоркским филармоническим оркестром Колумбии Мунк начал делать записи для RCA Victor вскоре после своего прибытия в Бостон в качестве музыкального руководителя. Среди них были памятные записи Берлиоза, Онеггера, Русселя и Сен-Санса.
Его первая стереофоническая запись с Бостонским симфоническим оркестром в Симфоническом зале Бостона в феврале 1954 года была посвящена полной версии «Осуждения Фауста» Гектора Берлиоза и была сделана одновременно в монофоническом и экспериментальном стереофоническом звучании, хотя коммерчески была выпущена только монозапись. . Стереозаписи сохранились лишь фрагментарно. Монофоническая версия этой записи была добавлена в национальный реестр звуков Библиотеки Конгресса США. Среди его последних записей в Бостоне было исполнение Сезара Франка симфонической поэмы «Le chasseur maudit» в 1962 году .
По возвращении Мунка в Париж он записал диски Erato с Оркестром Ламуре , а с Парижским Оркестром снова записался для EMI. Он также делал записи для ряда других компаний, включая Decca/London.
Ряд записей Мунка был доступен постоянно с момента их первоначального выпуска, в том числе «Органная симфония» Сен-Санса и «Дафнис и Хлоя» Равеля . RCA переиздали Munch Conducts Berlioz в наборе из нескольких дисков, включая все их записи Мунка. BMG/Япония выпустила два разных издания записей Мунка RCA Victor на компакт-диске, в 1998 и 2006 годах. Последний состоял из 41 компакт-диска и включал в себя почти все записи Мунка с Бостонским симфоническим оркестром. в 2016 году Sony выпустила все записи Мунка Columbia и RCA Victor, включая выступления Бостонского симфонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра и Филадельфийского оркестра. Многие из них никогда официально не выпускались на компакт-дисках. В 2018 году Warner Classics выпустила полный бокс-сет компакт-дисков с записями Мунка, взятый из их архивов лейблов бывшей группы EMI. Eloquence Australia выпустила бокс-сет компакт-дисков с полными записями Мунка DECCA в 2020 году.
Телевидение
[ редактировать ]Бостонский симфонический оркестр появился на телевидении с Мунком на местном канале WGBH-TV в Бостоне и на национальном уровне в синдицированном сериале. NHK транслировала по всей Японии концерт открытия тура Бостонского симфонического оркестра по Японии в 1960 году. Мунк также появлялся в кино и на телевидении с Чикагским симфоническим оркестром, Чешским филармоническим оркестром, Венгерским оркестром радио и телевидения, Национальным оркестром ОРТФ и Оркестр Радио Канады. Некоторые из этих выступлений были выпущены на DVD.
Источники
[ редактировать ]- Бейкер-Карр, Джанет (1977). Вечер в Симфонии . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-25697-6 .
- Канарина, Джон (2003). Пьер Монтё Мастер . Помптон-Плейнс: Amadeus Press. ISBN 1-57467-082-4 .
- Коллард, Жорж; Клаф, Э.Ф.; Каминг, Дж.Дж. (1962–63). «Чарльз Мунк». Обзор аудио и записей . ii (9): 16–18 и 83–86.
- Холоман, Д. Керн (2011). Чарльз Мунк . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977270-4 .
- Онеггер, Женевьева (1992). Чарльз Мунк: дирижер века . Страсбург.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Купферберг, Герберт (1976). Тэнглвуд . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-035643-2 .
- Лейнсдорф, Эрих (1976). Каденция . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-24401-3 .
- Монтё, Дорис (1965). Все дело в музыке . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Кудахи.
- Монтё, Фифи и Монтё, Дорис (1962). Каждый есть Кто-то . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Кудахи.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Мунк, Чарльз, перевод с французского Леонарда Бурката (1955). Я дирижер . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Оливье, Пьер (1987). Чарльз Мунк: биография в записях . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сэди, Стэнли, Эд. (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-333-23111-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Снайдер, Луи (1979). Сообщество Звука . Бостон: Beacon Press. ISBN 0-8070-6650-8 .
- Без указания авторства (1949). «Будет радость». Время . Том. ЛИВ, 25, нет. 19 декабря. С. 40–46.
- Разное (2001). Бостонский симфонический оркестр, Столетие Симфонического зала, Из архивов радиовещания 1943–2000 гг. (Брошюра) . Бостон: Бостонский симфонический оркестр.
- Вулдридж, Дэвид (1970). Мир дирижера . Нью-Йорк: Прегер.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Купер, Мартин (2001). Мюнх [Мунк], Чарльз . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.19347 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Чарльз Мунк, цитируется Бернаром Гавоти в его предисловии к Je suis шеф-повару оркестра , Париж: 1954.
- ^ Холоман, 2011, стр.47.
- ^ Мунк, 1955, стр.32.
- ^ «Посвящение Сэйдзи Одзаве» . БСО . Проверено 11 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Чарльза Мунка или о нем в Интернет-архиве
- Концертное общество консерватории
- Чарльз Мунк в AllMusic
- Чарльз Мунк на сайте кантат Баха
- Франтишека Сламы (музыкант). Архив Архивировано 14 сентября 2019 г. в Wayback Machine . Подробнее об истории Чешской филармонии 1940-х и 1980-х годов: Дирижеры
- 1891 рождений
- 1968 смертей
- Музыканты из Страсбурга
- Французы немецкого происхождения
- Французские дирижеры ХХ века (музыка)
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Французские классические музыканты
- Лауреаты премии Грэмми
- Люди из Эльзаса-Лотарингии
- Выпускники Парижской консерватории
- Академический состав Парижской нормальной школы музыки
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны