Герберт фон Караян
Герберт фон Караян | |
---|---|
![]() Герберт фон Караян в 1938 году. | |
Рожденный | Гериберт Риттер фон Караян 5 апреля 1908 г. |
Умер | 16 июля 1989 г. Аниф , Австрия | (81 год)
Занятие | Дирижер |
Годы активности | 1929–1989 |
Политическая партия | Нацистская партия (1933–1945) |
Супруги |
|
Дети | 2, включая Изабель |
Подпись | |
![]() |
Герберт фон Караян (англ. Немецкий: [ˈhɛʁbɛʁt fɔn ˈka(ː)ʁajan] ; родился Гериберт Риттер [а] фон Караян ; 5 апреля 1908 — 16 июля 1989) — австрийский дирижер. Он был главным дирижером Берлинской филармонии в течение 34 лет. В эпоху нацизма он дебютировал на Зальцбургском фестивале , с Венским филармоническим оркестром , Берлинским филармоническим оркестром, а во время Второй мировой войны дирижировал в Берлинской государственной опере . Обычно считается одним из величайших дирижеров 20-го века. й века он был противоречивой, но доминирующей фигурой в европейской классической музыке с середины 1950-х годов до своей смерти. [1] Частично причиной этого было большое количество сделанных им записей и их известность при его жизни. По одной из оценок, он был самым продаваемым исполнителем классической музыки всех времен, продав около 200 миллионов пластинок. [2]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Генеалогия
[ редактировать ]Караяне имели греческое происхождение. [3] [4] [5] [6] [7] Прапрадед Герберта, Георг Караян (Geórgios Karajánnis, греческий: Καραγιάννης ), родился в Козани , в османской провинции Румелия Γεώργιος (ныне в Греции), уехав в Вену в 1767 году, а затем в Хемниц , электорат Саксонии . [8]
Георг и его брат участвовали в создании суконной промышленности Саксонии, и оба были удостоены дворянства за свои заслуги Фридрихом Августом III 1 июня 1792 года, добавив таким образом приставку « фон » к фамилии. Это использование исчезло с упразднением австрийского дворянства после Первой мировой войны. Фамилия Караяннис стала Караян . [9] Хотя традиционные биографы приписывали словацкое и сербское или просто славянское происхождение, его матери [10] родившегося в деревне Мойстрана Семья Караяна по материнской линии, по линии деда , Крайнского герцогства (ныне в Словении ), была словенской . [9] [10] [11] Арумынское наследие также было заявлено. [12] По словенской линии Караян был связан со словенско-австрийским композитором Гуго Вольфом . [13] Он также, кажется, знал немного словенского языка . [9] [10]
Детство и образование
[ редактировать ]

Герберт Риттер фон Караян родился в Зальцбурге , Австро-Венгрия , в семье врача (хирурга) и старшего консультанта Эрнста фон Караяна (1868–1951) и Марты (урожденной Марты Космач; 1881–1954) (замужем в 1905 году). [14] [15] Он был вундеркиндом, играя на фортепиано. [16] С 1916 по 1926 год он учился в Моцартеуме в Зальцбурге у Франца Ледвинки (фортепиано), Франца Зауэра (гармония) и Бернхарда Паумгартнера (композиция и камерная музыка). [17]
Паумгартнер посоветовал ему сосредоточиться на дирижерстве, который заметил в этом отношении его исключительные надежды. В 1926 году Караян окончил консерваторию и продолжил обучение в Венской академии , обучаясь игре на фортепиано у Йозефа Гофмана (педагога с таким же именем, как у пианиста ) и дирижированию у Александра Вундерера и Франца Шалька . [18]
Карьера
[ редактировать ]Раннее участие
[ редактировать ]Караян дебютировал как дирижер в Зальцбурге 22 января 1929 года. Спектакль привлек внимание генерального директора Городского театра в Ульме и привел к первому назначению Караяна помощником капельмейстера театра. [14] [15] Его старшим коллегой в Ульме был Отто Шульман . После того, как Шульман был вынужден покинуть Германию в 1933 году из-за прихода к власти НСДАП , Караян был назначен первым капельмейстером .
Нацистские годы
[ редактировать ]В послевоенное время Караян хранил молчание о своем членстве в нацистской партии, что породило ряд противоречивых историй о нем. Одна из версий состоит в том, что из-за изменившегося политического климата и дестабилизации своего положения Караян попытался вступить в нацистскую партию в Зальцбурге в апреле 1933 года, но позже его членство было признано недействительным, поскольку он почему-то не выполнил свое заявление. [15] и что Караян официально вступил в нацистскую партию в Аахене в 1935 году, подразумевая, что он не стремился к членству. Более поздние исследования проясняют эту путаницу:
... правда в том, что Караян фактически дважды вступал в нацистскую партию. Впервые это произошло 8 апреля 1933 года в Зальцбурге. Он заплатил вступительный взнос, получил членский номер 1607525 и переехал в Ульм. Говорят, что формально это присоединение никогда не осуществлялось. Также достоверно, что Караян снова присоединился к нацистской партии в Аахене в марте 1935 года, на этот раз получив членский номер 3430914. После аннексии Австрии ответственный рейхсказначей нацистской партии обнаружил двойное членство Караяна в Мюнхене и объявил первое присоединение недействительным. . Второй вступил в силу задним числом с 1 мая 1933 года. [19]
В течение всей нацистской эпохи он «без колебаний открывал свои концерты любимой нацистской песней Хорста-Весселя-Льеда ». [20] : 27 но «всегда утверждал, что присоединился исключительно по карьерным причинам». [21] Враги называли его «полковником СС фон Караяном». [20] : 13–14
В 1933 году Караян дебютировал на Зальцбургском фестивале со сценой Вальпургиевой ночи в Макса Рейнхардта постановке «Фауст» . возглавил Венскую филармонию В Зальцбурге в 1934 году Караян впервые , а с 1934 по 1941 год был привлечен для дирижирования оперными и оркестровыми концертами в театре Ахена .
Карьера Караяна получила значительный импульс в 1935 году, когда он стал самым молодым генеральным музыкальным директором Германии в Аахене и выступал в качестве приглашенного дирижера в Бухаресте, Брюсселе, Стокгольме, Амстердаме и Париже. [22] В 1938 году Караян дебютировал с Берлинской филармонией . В том же году он дебютировал в Берлинской государственной опере под управлением «Фиделио» , а затем имел большой успех в Государственной опере с «Тристаном и Изольдой» . Берлинский критик назвал его выступление Das Wunder Karajan (чудо Караяна). Критик писал, что «успех Караяна с требовательным произведением Вагнера « Тристан и Изольда» ставит его в один ряд с Вильгельмом Фуртвенглером и Виктором де Сабата , величайшими оперными дирижерами Германии в настоящее время». [17] Получив в том же году контракт с Deutsche Grammophon , Караян сделал первую из многочисленных записей, продирижировав Берлинской государственной капеллой в увертюре к «Волшебной флейте» .
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Карьера Караяна продолжала процветать и в начале войны. В 1939 году Берлинская государственная опера назначила его государственным капельмейстером и дирижером концертов Прусского государственного оркестра. [14] Затем он стал музыкальным руководителем Берлинской государственной капеллы, с которой с необычайным успехом гастролировал по Риму. [15] В следующем году его контракт в Аахене был расторгнут. Его брак с Анитой Гютерманн (с одним дедушкой и бабушкой-евреем) и судебное преследование его агента Рудольфа Веддера также способствовали его временному профессиональному упадку, оставив ему мало выступлений, кроме ограниченного сезона концертов с Государственной капеллой. [ нужна ссылка ]
К 1944 году Караян, по его словам, потерял благосклонность нацистского руководства, но уже 18 февраля 1945 года он давал концерты в Берлине. Вскоре, на заключительном этапе войны, он и его жена бежали из Германии в Милан, переезжающий при содействии Виктора де Сабаты. [15] [23]
Возросшая известность Караяна с 1933 по 1945 год привела к предположениям, что он вступил в нацистскую партию исключительно для продвижения своей карьеры. Критики, такие как Джим Швейда [24] отметили, что другие выдающиеся дирижеры, такие как Артуро Тосканини , Отто Клемперер , Эрих Кляйбер и Фриц Буш , в то время бежали из Германии или Италии. Ричард Осборн отмечал, что среди многих выдающихся дирижеров, продолжавших работать в Германии в годы войны — Вильгельма Фуртвенглера , Карла Шурихта , Карла Бема , Ханса Кнаппертсбуша , Клеменса Краусса и Карла Эльмендорфа — Караян был одним из самых молодых и, следовательно, одним из наименее продвинулся в своей карьере. [25] Ему было разрешено дирижировать различными оркестрами, и он мог свободно путешествовать, даже в Нидерланды, чтобы дирижировать оркестром Концертгебау и делать там записи в 1943 году. [26] Он дирижировал перед аудиторией из 300 нацистских чиновников по вооружениям на конференции, созванной Альбертом Шпеером в Линце, Австрия, 24–25 июня 1944 года. [27] В сентябре 1944 года он был внесен в Gottbegnadeten список (Богодаренный список художников, освобожденных от мобилизации ). [28]
Караяна Трибунал по денацификации , состоявшийся в Вене 15 марта 1946 года, освободил его от незаконной деятельности в период нацизма. [29] Австрийская комиссия по денацификации уволила Караяна 18 марта 1946 года, и вскоре после этого он возобновил свою деятельность. [30] Спустя годы бывший канцлер Западной Германии Гельмут Шмидт сказал о членском билете Караяна нацистской партии: «Караян явно не был нацистом. Он был митлауфером ». [19]
Послевоенные годы
[ редактировать ]В 1946 году Караян дал свой первый послевоенный концерт в Вене с Венской филармонией , но советские оккупационные власти запретили ему дальнейшее дирижирование из-за членства в нацистской партии. Тем летом он анонимно участвовал в Зальцбургском фестивале.
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
28 октября 1947 года Караян дал свой первый публичный концерт после снятия запрета на дирижирование. С Венским филармоническим оркестром и Gesellschaft der Musikfreunde он исполнил » Иоганнеса Брамса для «Немецкий реквием граммофонной постановки в Вене. [31]
В 1949 году Караян стал художественным руководителем Общества друзей музыки в Вене. Он также дирижировал в Ла Скала в Милане. Его наиболее заметной деятельностью в это время были записи с недавно сформированным Филармоническим оркестром в Лондоне, что помогло превратить его в один из лучших в мире. С этого года Караян начал пожизненное участие в Люцернском фестивале . [32]
В 1951 и 1952 годах Караян дирижировал в Байройтском фестивале Festspielhaus .
Встреча в Западном Берлине
[ редактировать ]Во время турне по Соединенным Штатам в 1955 году прошлое членство Караяна в нацистской партии привело к тому, что концерты Берлинской филармонии были запрещены в Детройте, а Филадельфийского оркестра музыкальный руководитель Юджин Орманди отказался пожать руку Караяну. По прибытии в Нью-Йорк на концерт в Карнеги-холле Караян и Берлинский филармонический оркестр столкнулись с протестами и пикетчиками. [33]
В 1956 году Караян был назначен пожизненным главным дирижером Берлинской филармонии как преемник Фуртвенглера. [34]
С 1957 по 1964 год Караян был художественным руководителем Венской государственной оперы . Он был тесно связан с Венской филармонией и Зальцбургским фестивалем, где он инициировал Пасхальный фестиваль, который оставался связанным с музыкальным руководителем Берлинской филармонии после его пребывания в должности.

Последние годы
[ редактировать ]В последние годы жизни Караян страдал от проблем с сердцем и спиной, и ему потребовалась операция. Он ушел с поста главного дирижера Берлинской филармонии 24 апреля 1989 года. [35] Брукнера Его последним концертом стала 7-я симфония с Венским филармоническим оркестром. Он умер от сердечного приступа в своем доме в Анифе 16 июля 1989 года в возрасте 81 года. [1]
Караян верил в реинкарнацию и сказал, что хотел бы переродиться орлом, чтобы парить над своими любимыми Альпами. [1] Вольфганга Амадея Моцарта Несмотря на это, 29 июня 1985 года он дирижировал коронационную мессу во время мессы, которую праздновал Папа Иоанн Павел II в базилике Святого Петра в праздник Святых Петра и Павла , и вместе со своей женой и дочерьми принял Святое Причастие от рука Папы. [36] К концу своей жизни он примирился с католической церковью и потребовал католических похорон. [37]
Личная жизнь
[ редактировать ]Брак и дети
[ редактировать ]
Караян был женат трижды. Караян женился на своей первой жене, Элми Хольгерлёф, певице оперетты, 26 июля 1938 года. Впервые он работал с ней в новогодней гала-постановке « Летучая мышь» Штрауса в 1935 году . Они развелись в 1942 году. Элми умер от сердечной недостаточности в 1983 году. [38] В заявлении его офиса в Зальцбурге говорилось, что Караян был «очень потрясен, тронут и глубоко расстроен этой новостью. Он никогда не забывал ее; она была частью его жизни». [39] Караян не присутствовал на ее похоронах в Аахене.
22 октября 1942 года, в разгар Второй мировой войны , Караян женился на своей второй жене, Анне Марии «Аните» Зауест, урожденной Гютерманн , дочери известного производителя пряжи для швейных машин. Поскольку у нее был дедушка-еврей, ее считали Виртельюдин (еврейкой на четверть). Они развелись в 1958 году.
6 октября 1958 года Караян женился на своей третьей жене, Элиетте Муре , французской модели, родившейся в Моллан-сюр-Увез . Она провела беззаботное детство в Провансе, прежде чем ее открыл Кристиан Диор, когда ей было 18 лет. Это заложило основу для международной модельной карьеры. Караян впервые встретил Муре в 1957 году и был глубоко ею очарован. Их первая дочь Изабель родилась 25 июня 1960 года. В 1964 году родилась вторая дочь Арабель.
После смерти Караяна Элиетт продолжил свое музыкальное наследие, основав Центр Герберта фон Караяна в Вене, ныне в Зальцбурге и известный как Институт Элиетта и Герберта фон Караяна . Ее многочисленные проекты направлены, в частности, на развитие молодежи, и она является покровителем Зальцбургского Пасхального фестиваля . [40]
Хобби
[ редактировать ]
Караян с подросткового возраста был страстным спортсменом. Он был заядлым лыжником и пловцом и ежедневно следовал ритуалу йоги. Он выиграл несколько регат на своей гоночной яхте, получившей название «Хелисара» . Он пилотировал свой Learjet и был большим любителем парусного спорта и автомобилей, особенно любил Porsche . [41] Он заказал специально сконфигурированный Type 930 с ливреей Martini & Rossi и своим именем на кузове Porsche 911 Turbo. [42]
Музыкальность
[ редактировать ]Одним из отличительных качеств Караяна как дирижера была его способность извлекать изысканные звуки из оркестров. Его биограф Роджер Воган наблюдал это явление, слушая пьесу Берлинской филармонии в 1986 году, спустя почти 30 лет под руководством Караяна, отмечая, что «что приковывает внимание, так это красота и совершенство звуков. Самый мягкий из пианиссимо вызывает пристальное внимание. плавные крещендо достигают пика именно тогда, когда они должны быть. Разрывы нарезаны чисто, без малейших неровных краев». [43]
Стиль проведения
[ редактировать ]Пожалуй, самой отличительной чертой дирижерского стиля Караяна была его склонность дирижировать с закрытыми глазами. Это весьма необычно для дирижера, поскольку зрительный контакт обычно считается первостепенным для общения дирижера с оркестром. Тем не менее, как заметил Воган: «[зд]есть один из увлекательных аспектов дирижирования: здесь нет правил, есть только рекомендации. Самый эксцентричный подход допускается, если результаты успешны». [44] Действительно, Джеймс Голуэй , который был главным флейтистом Берлинской филармонии с 1969 по 1975 год, вспоминал, что «он [Караян] достиг большей части того, чего хотел, благодаря обаянию». [45]
Но для многих эксцентричных выходок Караяна были причины. Например, дирижирование с закрытыми глазами было следствием запоминания партитур; Закрытые глаза помогали ему сохранять концентрацию. [44] Метод изучения партитуры Караяна также был несколько необычным, как отметил его друг Уолтер Легге , который заметил:
Он один из немногих известных мне дирижеров, который ни разу не оставил следа в партитуре. Он спокойно поглотит партитуру, сидя на полу, как расслабленный сиамский кот. За прошедшие годы он научился полностью расслаблять тело, чтобы разум мог абсолютно свободно делать то, что хочет. [46]
Караян также был известен своим сверхъестественно острым чувством темпа, и даже дошел до того, что прошел тестирование на компьютере, чтобы доказать это. Он настаивал на том, что этот навык приобретается, а не наследуется, и считал его основой музыкальных интерпретаций. Фактически, он назвал несоответствия в ритмической точности и контроле «единственной вещью, которая может заставить меня выйти из себя. Я могу принять неправильную ноту оркестра, но когда все становится быстрее или медленнее, я не могу принять это». [47]
Однажды он объяснил немецкому журналисту, почему он предпочитает Берлинскую филармонию Венской филармонии: «Если я скажу берлинцам выйти вперед, они это сделают. Если я скажу венцам выйти вперед, они сделают это, но потом спросят, почему». " [48]
Музыкальные вкусы
[ редактировать ]Караян был известным интерпретатором практически всех стандартов классического репертуара, от эпохи барокко до 20 века. Он был поклонником Гленном Гулдом интерпретаций Баха исполнил с ним Концерт для клавира ре минор и однажды . Выдающийся Гайдна ученый Х. К. Роббинс Лэндон считал записи Караяна 12 Лондонских симфоний одними из лучших, которые он знал, а его многочисленные циклы Бетховена до сих пор остаются основными. [49]
Однако реальные интересы Караяна, похоже, лежали в период с конца 19 до середины 20 веков. Главным среди них было его увлечение композиторами Антоном Брукнером и Яном Сибелиусом . В интервью 1981 года Gramophone Роберту Лэйтону из , родство — называйте это как хотите — [в музыке Сибелиуса] с Брукнером. Караян заметил, что он чувствовал «гораздо более глубокое влияние, близость лес, ощущение стихийной силы, что человек имеет дело с чем-то глубоким». [50] Когда в конце жизни его биограф Осборн настаивал на этой связи, Караян повторил некоторые из этих чувств, сказав:
И в Брукнере, и в Сибелиусе есть чувство элементала. Но я часто спрашивал себя, что привлекло меня в музыке Сибелиуса, и я думаю, что это композитор, которого нельзя сравнивать ни с кем другим. ... И ты с ним никогда не кончаешь. Я думаю, что это, возможно, также связано с моей любовью к отдаленным местам, моей любовью к горам, а не к городам. [51]
Лейтон несколько демистифицирует эти отношения, отмечая, что:
[s]tring tremolandi и точки педали, конечно, входят в число [сходств между Брукнером и Сибелиусом], и мы слышим брукнеровское отголоски в развивающем разделе первой части « Куллерво» , написанной всего через год или около того после того, как Сибелиус впервые услышал Брукнера. Третья симфония в Вене. [50]
Однако наиболее убедительную оценку интерпретации Караяном музыки Сибелиуса дал сам Сибелиус, который, по словам Легге, сказал: «Караян - единственный дирижер, который играет то, что я имел в виду». [52]
Караян также был плодовитым оперным дирижером, отстаивая произведения Вагнера , Верди , Рихарда Штрауса и Пуччини . Последняя опера Верди, «Фальстаф» , стала своего рода опорой на протяжении всей карьеры Караяна. В беседах с Осборном Караян вспоминал, что в 1930-е годы, когда итальянская опера еще была редкостью в Австрии и Германии:
Верди [Мое] обучение «Фальстафу» пришло от Тосканини. Ни в Вене, ни в Зальцбурге не было репетиции, на которой бы я не присутствовал. Кажется, я слышал около тридцати. От Тосканини я научился фразировке и словам — всегда с итальянскими певцами, что тогда было неслыханно в Германии. Не думаю, что я когда-либо открывал счет. Это было в моих ушах, я просто знал это. [53]
Караян сделал две его записи - одну для EMI в 1956 году и другую для Philips в 1980 году, а его коллега Отто Клемперер назвал постановку Венской государственной оперы «действительно превосходной». [54] Штраус также всегда играл важную роль в жизни Караяна не только как композитор, но и как дирижер. Караян рассказал Осборну об их единственной «настоящей» встрече в 1939 году:
[В] конце [спектакля «Электра» в Берлине] он подошел и сказал мне, что это лучшее исполнение оперы, которое он когда-либо слышал. Я сказал: «На самом деле я не хочу это слышать; скажите мне, что в этом не так». Думаю, он был удивлен моей реакцией, поэтому пригласил меня на обед на следующий день. Он сказал: «Вы очень ясно изложили музыку, здесь fp , там акцент; но это совсем не важно. Просто помахайте немного палкой!» Он сделал жест, похожий на помешивание пудинга. Но он имел в виду, чтобы музыка текла более естественно. [55]
Использование технологии записи
[ редактировать ]Караян много дирижировал и записывался, в основном с Берлинской филармонией и Венской филармонией. Он дирижировал другими оркестрами (в том числе Симфоническим оркестром NHK , Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Оркестром Консертгебау , Парижским оркестром , Оркестром театра Ла Скала, Милана и Государственной капеллой Дрездена ), но подавляющее большинство его записей было сделано с участием Берлинский и Венский оркестры. Он также оставил значительное наследие в виде записей с Филармоническим оркестром , его последнее выступление состоялось в 1960 году. [56]
Хотя он делал записи на нескольких лейблах, в частности на EMI , именно с Deutsche Grammophon он стал больше всего связан, сделав с ним 330 записей. [57] Запись Караяна «Альпийская симфония» с Берлинским филармоническим оркестром на Deutsche Grammophon в 1981 году стала первой работой, когда-либо выпущенной в формате компакт-диска. Несмотря на то, что его репертуар был в значительной степени покрыт аналоговым звуком ( LP-запись ), он провел остаток 1980-х годов, делая цифровые записи Бетховена, сделанная Караяном и Берлинским филармоническим оркестром в 1977 году, , в частности, перезаписывая симфонии Бетховена (аналоговая запись Симфонии № 3 выиграла Гран-при du Disque , хотя их цифровая запись 1984 года не получила особенного одобрения критиков, но продавалась значительно больше). В середине 1990-х годов Deutsche Grammophon выпустила серию Karajan Gold , ремиксы на цифровые записи Караяна 1980-х годов, улучшенные 24-битной обработкой.
Караян снимал выступления своих работ как для Unitel , так и для своей собственной компании Telemondial. [58]
Критический прием
[ редактировать ]Так называемый звук Караяна остается для критиков своего рода лакмусовой бумажкой, разделяющей их на два конкурирующих лагеря. Два обзора из « Руководства Penguin по компакт-дискам» иллюстрируют эту мысль:
- О студийной записи « Тристана и Изольды» 1971–72 годов авторы Penguin написали: «Караян - это чувственное исполнение шедевра Вагнера, ласково красивое и с великолепно утонченной игрой Берлинской филармонии». [59]
- О записи Караяном Гайдна «Парижских» симфоний те же авторы писали: «Биг-бэнд Гайдна с удвоенной силой... Само собой разумеется, что качество оркестровой игры превосходно. Однако это деспотичные отчеты, ближе в имперский Берлин, чем в Париж... Менуэты действительно очень медленны... Эти спектакли слишком лишены очарования и лишены изящества, чтобы их можно было искренне рекомендовать». [60]
New York Times Писатель Джон Роквелл писал в 1989 году: «У него был особый дар к Вагнеру и, прежде всего, к Брукнеру , чью музыку он дирижировал с суверенной властью и возвышенным чувством». [1]
Наследие
[ редактировать ]Концерты Караяна стали считаться крупными культурными событиями. Во время турне по Соединенным Штатам в 1982 году звезды музыки, от Зубина Меты и Сейджи Одзавы до Фрэнка Синатры, посетили его концерты в Карнеги-холле. [61] Караяна меньше интересовала реклама или наследие, чем создание музыкального культурного учреждения. «Когда я нахожусь на трибуне, я забываю о публике», - сказал он. «Меня не интересует публичность. Я могу только надеяться, что моя известность в мире принесет пользу, что благодаря интересу людей ко мне они затем перейдут к интересу к музыке». [62]
Большая часть наследия Караяна неразрывно связана с его новаторским подходом к технологиям записи. Он сделал более 800 записей, что намного превосходит результаты других современных дирижеров. Deutsche Grammophon заявила, что его альбомы проданы «вероятно, сотнями миллионов» копий. [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Западногерманский новостной еженедельник Der Spiegel сообщил, что в 1989 году он зарабатывал более 6 миллионов долларов ежегодно на продаже пластинок и гонорарах за проведение концертов. По состоянию на 2008 год Караян накопил состояние, оцениваемое в 250 миллионов евро, оставаясь одним из самых продаваемых исполнителей классической музыки два десятилетия спустя. его смерть. [1] [41]
Известные студенты
[ редактировать ]Несмотря на значительные дирижерские способности Караяна, его чаще видели за камерой, чем в преподавательской студии, он предпочитал записывать репетиции, а не давать мастер-классы. Он поддерживал долгую дружбу с Одзавой, успехи которого сделали его самым выдающимся учеником Караяна. [63] Действительно, как сообщается, Одзава был сильным претендентом на место Караяна в Берлинской филармонии; Караян назвал его «дирижером с лучшим характером» на эту должность. [64] [61]
Награды и почести
[ редактировать ]Караян был удостоен множества наград и наград. Он стал кавалером Ордена « За заслуги перед Итальянской Республикой» 17 мая 1960 года. [65] а в 1961 году получил австрийскую медаль за науку и искусство . [ нужна ссылка ] Он также получил Большой крест за заслуги ( Grosses Bundesverdienstkreuz ) ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» .

Караян был обладателем многочисленных наград Grand Prix du Disque . [66] В 1977 году Караян был удостоен музыкальной премии Эрнста фон Сименса . 21 июня 1978 года он получил степень почётного доктора Оксфордского университета . [67] Он получил Медаль Вермеля в Французской академии Париже. [68] Золотая медаль Королевского филармонического общества в Лондоне, [69] Премия «Олимпия» Фонда Онассиса [70] и Международная музыкальная премия ЮНЕСКО. [71] Он получил две премии «Граммофон» за записи Девятой симфонии Малера и полные записи «Парсифаля» в 1981 году. В 1984 году он получил Почетное кольцо Эдуарда Рейна от Западногерманского фонда Эдуарда Рейна . [72] В 2012 году он был включен в первый граммофонов . Зал славы [73] Он получил медаль Пикассо от ЮНЕСКО .
С 2003 по 2015 год Фестшпильхаус Баден-Бадена вручал ежегодную музыкальную премию Герберта фон Караяна в знак признания выдающихся музыкальных достижений. [74] В 2003 году первым лауреатом премии стала Анн-Софи Муттер , дебютировавшая с Караяном в 1977 году. В 2015 году награда была заменена премией Герберта фон Караяна , вручаемой на Зальцбургском Пасхальном фестивале . [75]
Караян был почетным гражданином Зальцбурга (1968 г.), Западного Берлина (1973 г.) и Вены (1978 г.). С 2005 года его наследием управляет Институт Элиетта и Герберта фон Караян .
Премии Грэмми
[ редактировать ]Караяна Многочисленные премии «Грэмми» сделали его исторически выдающимся дирижером; он получил 40 номинаций на Грэмми за почти 30 лет. Он был трехкратным лауреатом премии «Грэмми», получив награду за лучшую оперную запись за «Кармен» Вагнера Бизе в 1964 году и «Зигфрид» в 1969 году, а также за лучшее классическое оркестровое исполнение симфонического цикла Бетховена в 1978 году. [76] Циклы Бетховена Караяна остаются одними из самых популярных и устойчивых во всем мире, а также наиболее признанными критиками записями прошлого века. [77] [78]

Памятники
[ редактировать ]Караян остается видимой частью повседневной жизни в городах, которые он когда-то называл своим домом, отчасти благодаря памятникам, воздвигнутым в его честь. В Зальцбурге, например, Венский фонд Караяна поручил чешской художнице Анне Хромы создать его статую в натуральную величину, которая сейчас стоит возле места его рождения. [79]
В 1983 году бронзовый бюст Караяна был открыт в фойе Западного Берлина нового Государственного театра .
В популярной культуре
[ редактировать ]Две интерпретации Караяна получили популяризацию благодаря включению в саундтрек к фильму « 2001: Космическая одиссея» . Самая известная версия » Иоганна Штрауса, «Голубого Дуная услышанная в первых сценах фильма о космосе , - это версия Караяна с Берлинской филармонией. Версия Рихарда Штрауса « Также говорит Заратустра», использованная в фильме, - это версия Караяна с Венским филармоническим оркестром. [80] [б]
Избранная дискография
[ редактировать ]Подписывая контракт с Deutsche Grammophon в 1938 году, [81] Караян был известен своим прилежным перфекционизмом в своих симфонических записях, а также в многочисленных записях опер Верди и Пуччини , в частности с Марией Каллас . [82] Другие записи Караяна с Берлинской филармонией включают «Также Sprach Zarathustra» , «Кольцо Нибелунга » и Малера Симфонию № 1 . 5 .
При жизни Караяна общественность ассоциировала его с произведениями Бетховена. Караян записал четыре полных симфонических цикла Бетховена . [83] сначала с Филармоническим оркестром Ангела в 1951–1955 годах, [84] а затем трижды с Берлинским филармоническим оркестром для Deutsche Grammophon в 1961–62, [85] 1975–76, [86] и 1982–84. [87]
Среди музыкальных произведений 20-го века Караян отдавал предпочтение дирижированию и записи произведений первой половины века таких композиторов, как Малер , Шенберг , Берг , Веберн , Барток , Сибелиус , Рихард Штраус , Пуччини , Онеггер , Прокофьев , Дебюсси. , Равель , Хиндемит , Нильсен , Стравинский и Хольст . Среди исполнений произведений, написанных после 1950 года, — Шостаковича Десятая симфония (1953), которую он много раз исполнял и дважды записывал. Он и Шостакович встретились во время гастролей Берлинской филармонии, кульминацией которых стал Москва в мае 1969 года. [88]
См. также: |
В интервью 1983 года западногерманскому телеканалу ZDF Караян сказал , что если бы он был композитором, а не дирижером, его музыка была бы похожа на музыку Шостаковича. Караян дирижировал Берлинской филармонией в Вернера Хенце Ганса «Сонате пер Арчи» (1958) и «Антифоне» (1960). В 1960 году он исполнил оперу Ильдебрандо Пиццетти 1958 года Assassinio nella Cattedrale . Караян представил премьеру » Карла Орфа в «De temporum Fine comoedia 1973 году с Симфоническим оркестром Кёльнского радио и записал её для Deutsche Grammophon . [89]
Споры
[ редактировать ]В 2023 году Театр Ахена убрал бюст Караяна из фойе дома из-за его значительного участия в нацистской эпохе, планируя заменить его бюстом Моцарта. [90]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Что касается личных имен: Риттер — это титул, примерно переводится как «сэр» (обозначающий рыцаря ), а не имя или отчество. Эквивалентной женской формы не существует.
- ↑ Караяна Хотя версия Заратустры на самом деле используется в фильме, в оригинальном саундтреке вместо этого использовалась другая версия, дирижером которой не был Караян; более поздние переиздания саундтрека восстановили версию Караяна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джон Роквелл (17 июля 1989 г.). «Герберт фон Караян мертв; музыкальному перфекционисту был 81 год» . Нью-Йорк Таймс . стр. А1.
- ^ Ричард Осборн (4 апреля 2008 г.). «5 лучших записей Герберта фон Караяна» . Национальное общественное радио . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Крамер, Альфред В. (2009). Музыканты и композиторы ХХ века . Том. 3. Салем Пресс. п. 758. ИСБН 978-1-58765-515-9 .
Герберт Риттер фон Караян (Фан KAHR-eh-yahn) родился в семье Эрнста и Марты фон Караян, в семье высшего сословия греко-македонского происхождения.
- ^ Робинсон, Пол; Сёртиз, Брюс (1976). Караян . Макдональд и Джейнс. п. 6.
Герберт фон Караян родился в Зальцбурге 5 апреля 1908 года. Хотя он был австрийцем по происхождению, семья Караянов на самом деле была греческой, а первоначальная фамилия была Караянис или «Черный Джон». Семья мигрировала из Греции в Хемниц, Германия, а оттуда в Австрию примерно за четыре поколения до Герберта.
- ^ Бранскилл, Ян (2010). The Times: Великие жизни: столетие в некрологах . ХарперКоллинз Великобритания. ISBN 978-0-00-736373-5 .
Караян родился в Зальцбурге 5 апреля 1908 года и был младшим сыном выдающегося хирурга и его жены-словенки. Семья Караянов, первоначально называвшаяся Караяннисами, представляла собой македонских греков, переехавших сначала в Саксонию, а затем в Вену, где они занимали важные академические, медицинские и административные должности.
- ^ Кун, Лаура Дайан (1999). Студенческая музыкальная энциклопедия Бейкера: H – Q. Книги Ширмера. п. 850 . ISBN 978-0-02-865416-4 .
Караян, Герберт фон [...] культурная семья греко-македонского происхождения, первоначальное имя которой было Караяннис. Его отец был медицинским работником.
- ^ Катер, Майкл Х. (1997). Искаженная муза: музыканты и их музыка в Третьем рейхе . Издательство Оксфордского университета . п. 56. ИСБН 978-0-19-509620-0 .
Караян родился в 1908 году в австрийском Зальцбурге в семье зажиточного врача частично греко-македонского происхождения, чьи предки получили дворянство во время службы у саксонских королей.
- ^ Джон Роквелл (22 июня 1986 г.). «Генеральный музыкальный директор Европы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Семья Герберта фон Караяна-Караяна» . Семья Караян . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Лапайне, Бранка (4 апреля 2008 г.). «Общие словенские предки Герберта фон Караяна и Гуго Вольфа» . Проверено 5 мая 2008 г.
- ^ Матеопулос, Хелена (1983). Маэстро: встречи с современными дирижерами . Харпер и Роу. п. 244 . ISBN 978-0-06-015103-4 .
- ^ Биндер, Дэвид (осень 2004 г.). «Влахи, мирный балканский народ» . Средиземноморский ежеквартальный журнал . 15 (4). Издательство Университета Дьюка: 115–124. дои : 10.1215/10474552-15-4-115 . ISSN 1047-4552 . S2CID 154461762 — через Project MUSE .
- ^ Лапайн, Бранка (2006). «Хуго Вольф и Герберт фон Караян: Потомки семьи Лавтижар» [Хуго Вольф и Герберт фон Караян: Потомки семьи Лавтижар] (PDF) . Бюллетень [Бюллетень] (на словенском языке). 24 . Словенское музыковедческое общество: 31–34. Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с «Герберт фон Караян – Его жизнь» . www.karajan.org . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Осборн 2000 , с. [ нужна страница ]
- ^ Герберт фон Караян в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б Осборн 2000 , с. 18
- ^ Биография художника Дэвида Бренсильвера , получено 31 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Переведено с Каммхольц, Карстен (26 января 2008 г.). «Человек, который дважды вступал в НСДАП» . Мир (на немецком языке) . Проверено 27 марта 2020 г.
При жизни звездный дирижер ни разу не хотел смириться с тем, что является членом НСДАП. По сей день многие видят в нем просто последователя. Исторические документы свидетельствуют, что он дважды вступал в партию и сознательно использовал ее для продвижения своей карьеры.
[При жизни звездный дирижер никогда не хотел признать тот факт, что он был членом нацистской партии. По сей день многие считают его простым последователем. Исторические документы свидетельствуют, что он дважды вступал в партию и сознательно использовал ее в своей карьере.] - ^ Jump up to: а б Сондерс, Фрэнсис Стонор (1999). Культурная холодная война: ЦРУ и мир искусства и литературы . Нью-Йорк: Новая пресса. ISBN 978-1-59558-914-9 .
- ^ Воган 1985 , с. 11.
- ↑ Концерт Вагнера во Дворце Шайо , Париж, 6 июня 1941 года (женщина на кадрах — Винифред Вагнер ).
- ^ Эндрюс, Дебора (1990). Ежегодный некролог, 1989 год . Сент-Джеймс Пресс. п. 417. ИСБН 1-55862-056-7 .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Радиопрограмма о музыкантах нацистской эпохи: часть 4 из 4 , получено 28 сентября 2019 г.
- ^ Осборн 2000 , с. 85
- ^ «Герберт фон Караян – Первые записи» . Дойче Граммофон . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Туз, Адам (2008). Плата за разрушение (ред.). Книги о пингвинах. п. 635. ИСБН 978-0-14-311320-1 .
- ^ "Gottbegnadetenliste" , BArch R 55/20252a, стр. 10, Имперское министерство народного просвещения и пропаганды , 1944 г. - из Федерального архива Германии.
- ^ Снеговик, Дэниел (2010). Позолоченная сцена: социальная история оперы . Атлантические книги. п. 454. ИСБН 978-1-84887-436-7 .
- ^ Осборн 2000 ; Показания Караяна полностью представлены в Приложении C.
- ^ Штайнхаге, Мартин (1986). Хроника 1947 года (на немецком языке). Дортмунд, Германия: Харенберг Верлаг. п. 178. ИСБН 3-88379-077-Х .
- ^ Празднование Караяна 2008 . lucernefestival.ch
- ↑ «Симфонические навязчивые идеи Герберта фон Караяна» Тома Хуйзенги, NPR , 4 апреля 2008 г.
- ^ «Эпоха Герберта фон Караяна» . www.berliner-philharmoniker.de . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Шмеманн, Серж (25 апреля 1989 г.). «Караян покидает Берлинскую филармонию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Моцарт: Коронационная месса / Караян, Венский филармонический оркестр. Собор Святого Петра на YouTube
- ^ Осборн 2000 , с. 729: «Караян верил, что у нас разные жизни, возможно, в метаморфозе. Однако, что касается здесь и сейчас, он был католиком и просил католические похороны. Несколько лет назад он купил скромный участок для захоронения в Анифе. погост».
- ^ Осборн 2000 , с. 667: «В феврале 1983 года в фойе нового Государственного театра был открыт бронзовый бюст Караяна. Два месяца спустя, в ночь на 17 апреля, первая жена Караяна Элми Караян-Хольгерлёф умерла от сердечной недостаточности».
- ↑ Aachener Nachrichten , 20 апреля 1983 г. (внесено в список Osborne 2000 , стр. 818).
- ^ «Эльетта Муре – Биография» . eliette-von-karajan.org .
- ^ Jump up to: а б «Музыкальное соперничество, проводимое из могилы» , 3 апреля 2008 г., предприниматель.
- ^ Зип, Лена (25 октября 2017 г.). «Уникальный Porsche Караяна» . Отдел новостей Porsche . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Воган 1985 , с. 14 .
- ^ Jump up to: а б Воан 1985 , с. 19
- ^ Воган 1985 , с. 22 .
- ^ фон Караян 1989 , стр. 95.
- ^ фон Караян 1989 , стр. 96.
- ^ Норман Лебрехт , Книга музыкальных анекдотов , The Free Press, Нью-Йорк, 1985, с. 326
- ^ Сервис, Том (25 ноября 2009 г.). «ХК Роббинс Лэндон предоставил пропуск в мир Моцарта» . Хранитель . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Граммофон (21 июля 2015 г.). «Сибелиус Караяна» . www.gramophone.co.uk . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ фон Караян 1989 , стр. 107.
- ^ фон Караян 1989 , стр. 108.
- ^ фон Караян 1989 , стр. 68–69.
- ^ фон Караян 1989 , стр. 68.
- ^ фон Караян 1989 , стр. 111–112.
- ^ «Герберт фон Караян – Оркестры» . www.karajan.co.uk . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Как был разработан компакт-диск» , BBC News ; по состоянию на 3 марта 2009 г.
- ^ «Две стороны Герберта фон Караяна» .
- ^ Путеводитель Penguin по компакт-дискам ; 2005. Книги Пингвина. ISBN 0-14-102262-0 . п. 1477.
- ^ Путеводитель Penguin по компакт-дискам и кассетам . Книги о пингвинах. 1996. С. 576 . ISBN 978-0-14-051367-7 .
- ^ Jump up to: а б Так, Лон (27 октября 1982 г.). «Величественный простор Караяна» . Вашингтон Пост . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Холланд, Бернард (22 октября 1982 г.). «Как фон Караян видит свой дирижерский успех» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Скотт-Стоукс, Генри (15 ноября 1981 г.). «2 маэстро, ученик и сенсей в Японии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «После Караяна — облачный хрустальный шар» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 9 июля 1987 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «фон Караян Маэстро Герберт» (на итальянском языке). Президентство Итальянской Республики. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ "Deutsche Grammophon, Семьдесят звуковых лет: 1898-1968" . Рекламный щит. Том. 74. 4 мая 1968. с. 40.
- ^ КОЛЕНИ. «Герберт фон Караян – Визиты в Великобританию» . Караян.co.uk . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Герберт фон Караян - Хронология» . Дойче Граммофон . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ «Золотые медалисты с 1870/1950–1999 гг.» . Королевское филармоническое общество . Архивировано из оригинала 3 января 2015 года . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ «Международные премии Онассиса» . Фонд общественной пользы Александра С. Онассиса . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ «Лауреаты премии 1975–2004 гг.» . Международный музыкальный совет . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ «Почетное кольцо Эдуарда Рейна» . Фонд Эдуарда Рейна . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2011 г.
- ^ «Герберт фон Караян (дирижер)» . Граммофон . Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ «Музыкальная премия Герберта фон Караяна» . Фестивальный зал Баден-Бадена . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ «Премия Герберта фон Караяна учреждена в Зальцбурге» (PDF) . Osterfestspiele Salzburg (Пресс-релиз). 7 октября 2015 г. Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Герберт фон Караян» . Грэмми.com . 4 июня 2019 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Фрид, Ричард (18 марта 1990 г.). «Записи; Караян против Караяна против Караяна против…» The New York Times . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «10 лучших записей Караяна» . Граммофон . 10 июля 2014 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Хроми, Анна. «Герберт фон Караян» . Анна Хроми . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ Разное - 2001: Космическая одиссея (Музыка из саундтрека к фильму, 1968) на Discogs (список релизов)
- ^ «Герберт фон Караян – 15 фактов о великом дирижере» . Классический FM (Великобритания) . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Интервью с Караяном в 80 лет» . Граммофон . 1 января 2015 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Мордден, Итан (1986). Путеводитель по оркестровой музыке: Справочник для немузыкантов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 56. ИСБН 978-0-19-504041-8 .
- ^ «Выпуск «9 симфоний» Бетховена; Филармонический оркестр, Герберт фон Караян» . Musicbrainz.org . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Выпуск «Симфоний» Людвига ван Бетховена; Берлинский филармонический оркестр, Герберт фон Караян» . Musicbrainz.org . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Выпуск «9-й симфонианы» Бетховена; Берлинский филармонический оркестр, Караян» . Musicbrainz.org . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Выпуск Бетховена – Караян Бетховена; Караян» . Musicbrainz.org .
- ^ Фото Шостаковича и Караяна . Караян.co.uk
- ↑ Комедия конца сезона на Discogs.
- ^ «Бюст Караяна снят: «Не чистый лист в эпоху нацизма» » . новая музыкальная газета (на немецком языке). 29 ноября 2023 г. . Проверено 29 ноября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- фон Караян, Герберт (1989). Осборн, Ричард (ред.). Беседы с фон Караяном (1-е изд. для США). Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0-06-039107-3 . ОСЛК 21042949 .
- Осборн, Ричард (2000). Герберт фон Караян: Жизнь в музыке . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 1-55553-425-2 .
- Воан, Роджер (1985). Герберт фон Караян: Биографический портрет (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-02224-2 . ОСЛК 11814326 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Астер, Миша (2007). «Рейхский оркестр». Берлинская филармония и национал-социализм (на немецком языке). Издательство Поселенца. ISBN 978-3-88680-876-2 .
- Кляйнерт, Аннемари [на немецком языке] (2009). Музыка в лучшем виде: Берлинская филармония. От Караяна до Рэттла . Нордерштедт: Книги по запросу. ISBN 978-3-83706-361-5 .
- Лейтон, Роберт; Гринфилд, Эдвард; Марш, Иван (1996). Руководство Penguin по компакт-дискам . Лондон; Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-051367-1 .
- Монсенжон, Бруно (2001). Святослав Рихтер: Записные книжки и беседы . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-571-20553-4 .
- Осборн, Ричард (1998). Герберт фон Караян . Лондон: Чатто и Виндус. ISBN 0-7011-6714-9 .
- Раймонд, Холден (2005). Виртуозные дирижёры . Нью-Хейвен, Коннектикут; Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09326-8 .
- Зиньяни, Алессандро (2008). Герберт фон Караян. Вечный музыкант . Варезе: Zecchini Editore. ISBN 978-88-87203-67-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт
- Франтишек Слама : Часть 2: Герберт фон Караян – Дирижёры и ещё несколько воспоминаний
- Документы Элейн Мэдленер: переписка и примечания к незаконченной биографии Караяна. Архивировано 6 января 2011 года в Wayback Machine в библиотеке Ньюберри.
- Интервью 1983 года на YouTube , ZDF , на немецком языке без субтитров.
- Герберт фон Караян
- 1908 рождений
- 1989 смертей
- Австрийские дирижеры ХХ века (музыка)
- Австрийские музыканты-мужчины ХХ века
- Австрийские мужчины-дирижеры (музыка)
- Австрийские нацисты
- Австрийский народ греческого происхождения
- Австрийцы словенского происхождения
- Австрийские католики
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
- Артисты Decca Records
- Немецкие граммофонисты
- Артисты EMI Classics и Virgin Classics
- Исполнители London Records
- Исполнители RCA Records
- Артисты Warner Records
- Лауреаты музыкальной премии Эрнста фон Сименса
- Генеральные директора Венской государственной оперы
- Лауреаты премии Грэмми
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
- Академический состав Лозаннской консерватории
- Выпускники Университета Моцартеум в Зальцбурге
- Музыкальные руководители (опера)
- Музыкальные руководители Берлинской государственной оперы
- Музыкальные руководители Венской государственной оперы
- Дворянство в нацистской партии
- Австрийские оперные менеджеры
- Музыканты из Зальцбурга
- Лауреаты австрийской награды за науку и искусство
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Директора Зальцбургского фестиваля
- Выпускники Венского университета музыки и исполнительских искусств