Женитьба Фигаро (запись Герберта фон Караяна, 1978 г.)
Женитьба Фигаро | |
---|---|
![]() Компакт-диск Decca Records: 421 125-2 | |
Студийный альбом | |
Выпущенный | 1979 |
Студия | Софиенсааль, Вена |
Жанр | Опера |
Длина | 169 : 32 |
Язык | итальянский |
Этикетка | Декка |
Продюсер | Кристофер Реберн |
«Свадьба Фигаро» — 169-минутный студийный альбом оперы Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении Кристиан Барбо, Жюля Бастена , Джейн Бербье , Илеаны Котрубас , Хосе ван Дама , Золтана Келемена, Тома Краузе , Маржон Ламбрикс , Фредерики фон Штаде , Анна Томова-Синтов и Хайнц Зедник с Хор Венской государственной оперы и Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна . Записано в апреле 1978 года. [ 1 ] и выпущен в 1979 году.
Фон
[ редактировать ]В альбом вошли арии Марцелины и Базилио из четвертого акта, которые отсутствуют в некоторых других записях.
В третьем действии оперы секстет традиционно исполняется после речитатива и арии графа «Hai già vinta la causa!... Vedrò mentr'io sospiro» и перед речитативом и арией графини « E Susanna non vien!».. . Голубь соно ». В 1963 году Роберт Моберли и Кристофер Реберн предположили, что эта последовательность повлекла за собой дефекты сюжетной линии оперы, и предположили, что первоначально Моцарт и да Понте поместили секстет после номера графини, а не перед ним. Они отметили, что на премьере оперы Антонио и Бартоло исполнял один и тот же певец, и заявили, что партитура могла быть переаранжирована, чтобы дать ему возможность сменить костюм. Герберт фон Караян принял последовательность Моберли-Реберна при дирижировании Жан-Пьера Поннеля на Зальцбургском фестивале в 1973 году и придерживался ее при создании нынешнего альбома (продюсером которого был Реберн). новой постановкой оперы [ 2 ]
Хотя это студийная запись, альбом создан на основе театральной постановки. В мае 1977 года, за год до сессий в студии, Бастен, Бербье, Котрубас, ван Дам, Эквилуз, Келемен, Краузе, фон Штаде, Томова-Синтов и Зедник исполнили «Свадьбу Фигаро» в Венской государственной опере под руководством фон Караяна. (Запись одного из их выступлений Австрийского радио была выпущена на компакт-диске в 2012 году компанией Orfeo (каталожный номер C856 123D)). [ 3 ]
Запись
[ редактировать ]Альбом был записан с использованием аналоговой технологии в апреле и мае 1978 года в Софиенском зале в Вене. [ 2 ]
Критический прием
[ редактировать ]Отзывы
[ редактировать ]Музыковед Стэнли Сэди просмотрел альбом на пластинке в журнале «Граммофон» в сентябре 1979 года. По его мнению, у него был очень сильный состав солистов, даже если они не извлекли из либретто Лоренцо да Понте столько смысла, сколько они сделали бы, если бы они был итальянцем. Том Краузе был более успешным из Альмавивас, он пел «весьма и мужественно», мощно передавая «ярость, разочарование и уязвленную социальную гордость», которые поглотили приапического графа после того, как ему не удалось соблазнить невесту своего слуги. Сейди не могла припомнить другого художника, который бы так ярко выразил страсть графа. В роли его достойной жены Анна Томова-Синтов пела голосом, который был «богатым, сияющим [и] просторным», но, возможно, не таким гибким и точным, как идеал бельканто . «Фигаро» Хосе ван Дама был ничуть не менее впечатляющим, чем его мастер. Ван Дам был дотошен во внимании к каждому нюансу как музыки Фигаро, так и ее драматического контекста, уделяя внимание даже мельчайшим мелочам с предельной добросовестностью. Как и Томова-Синтов, Илеана Котрубас несколько затмила своего партнера. Ее пение было прекрасным в своей прозрачности и утонченности, но она казалась скорее унылой и оцепенелой, чем той живой личностью, которой она обычно была. У певцов второстепенных ролей дела обстоят лучше. Кристиан Барбо была «приятно ясной» Барбариной, Жюль Бастен — «хорошо сформулированным» Бартоло, Джейн Бербье — «аккуратной», хотя иногда и натянутой Марцелиной, Хайнц Зедник — «способным, хотя и не изобретательным» Базилио, а Фредерика фон Штаде — «образцом ясного и ясного мышления». прямое пение» в роли Керубино. Вклад оркестра в некоторых отношениях был похвальным, а в других — разочаровывающим. Струны Венской филармонии были «очень богатыми, гладкими и красивыми», но ее деревянные духовые инструменты были слишком успокаивающими, чтобы удовлетворительно выразить комментарий к драме, которую Моцарт написал для них. Что касается исполнения Гербертом фон Караяном своей «неуловимой, по сути нечеткой» интерпретации, мало что можно было сказать в ее пользу. Это была правда, что его recitativo secco отличался необычайной изобретательностью в резких изменениях темпа и динамики. Но в остальном его влияние было несчастливым. Казалось, он мешал своим певцам исполнять свои партии так, как им хотелось, и выбрал несколько весьма неортодоксальных темпов без всякой видимой причины . Его эксцентричная скорость, возможно, и не «на самом деле расстраивает» слушателей, но и не поможет никому глубже понять оперу. Инженерное решение альбома также было далеко не идеальным: оно обеспечивало убедительно театральную стереозвуковую сцену, но предлагало анахроничный «гладкий и округлый» звук с реверберирующей акустикой и балансом, в котором струнные отдавались предпочтение деревянным духовым инструментам, а инструменты — певцам. В целом, несмотря на все свои хорошие составляющие, альбом нельзя было рекомендовать. Он был «слишком безвкусным, слишком гладко отполированным, слишком маложивым для ртути партитуры Моцарта». [ 4 ]
Джей Би Стин сделал рецензию на альбом на пластинке в журнале Gramophone в октябре 1979 года. Он во многом согласился с Сэди в отношении силы актерского состава Decca. Илеана Котрубас была «восхитительна» в роли Сюзанны. Том Краузе и Хосе ван Дам пели «прекрасным тоном», которого не хватало некоторым их конкурентам. Фредерика фон Штаде была «прекрасна во всем» и, в частности, спела «Non so più», сильно отличавшуюся от яркого исполнения на ее диске с сольным концертом бельканто. [ 5 ] с «ласкающим и тоскующим голосом под аккомпанемент нежного шепота, приглушенного пыла и волнения». Одна только Анна Томова-Синтов вызывала некоторое разочарование, иногда переходя в «трепетное» пение, что было неожиданно для артистки с такой высокой репутацией. Чем Стейн отличался от Сэди, так это своей оценкой вклада Караяна в альбом. Он был впечатлен «особым подходом» Караяна и, в частности, продуманностью, с которой дирижер проводил различие между неосторожным разговором и заговорщицкими отступлениями в recitativo secco Моцарта . По его словам, запись представляла собой спектакль, богатый светом и тенью и в котором «много чего можно сказать». В общем, это был « Фигаро, полный жизни и проницательности: услышать его - особое событие». [ 6 ]
Джеймс Гудфренд сделал рецензию на альбом на пластинке в журнале Stereo Review в декабре 1979 года. Он восхищался его певцами даже больше, чем его британские коллеги, считая их если не лучшими, чем их величайшие предшественники, то, по крайней мере, достойными того, чтобы о них говорили на одном дыхании с их. В главной роли Хосе ван Дам был «великолепен». «Сусанна» Илеаны Котрубас была «определенно лучшим, что я слышал от нее на пластинках». «Небольшая присущая Тому Краузе музыкальная жесткость» на самом деле помогла ему сыграть Альмавиву. Анна Томова-Синтов была «музыкально красивой и правдоподобной» в роли графини, хотя и не такой аристократичной, как хотелось бы. Фредерика фон Штаде великолепно сыграла свою фирменную роль Керубино. «У нее не только голос для этой роли и музыкальный интеллект, но и сам характер идеально соответствует ее темпераменту. Здесь она бесконечно более убедительна, чем в репертуаре Дженни Турель [французской]». Все второстепенные партии тоже были исполнены более или менее прекрасно, а континуо клавесина Конрада Лейтнера было необычайно творческим. Венская филармония играла от всего сердца, и некоторые критики называли ее лучшим оркестром в мире. Качество звука альбома было первоклассным. В целом запись оказалась даже лучше, чем эталонная версия, проведенная Эрих Кляйбер . Это было «великое музыкальное достижение, и сама последовательность и элегантность его музыкального стиля безошибочно говорят нам, что это достижение Караяна». [ 7 ]

Алан Блит сделал рецензию на альбом на компакт-диске в журнале Gramophone в июле 1988 года, сравнив его с новой версией оперы под управлением Бернарда Хайтинка. [ 8 ] «Впечатляющая деликатность» Susanna Илеаны Котрубас была единственным элементом альбома Караяна, который он удостоил похвалы. Хосе ван Дам хорошо пел «Фигаро», но не так хорошо, как тогда, когда он записывал оперу под управлением Невилла Марринера для Philips. [ 9 ] Графиня Анны Томова-Синтоу была «менее уверена в высоте и тоне», чем Фелисити Лотт Хайтинка . Игра Венской филармонии была «слишком удобной и хорошо обитой» для оперы, которую можно было бы лучше услышать на старинных инструментах. Караян исполнил чтение оперы, которое было «нестабильным», в котором «скорости часто эксцентричны, а превосходный состав, кажется, запуган доминированием дирижера». [ 10 ]
Ричард Лоуренс кратко упомянул об альбоме в обзоре дискографии Le nozze di Figaro в выпуске Gramophone Awards 2011 года. Как и Блит, он не нашел в альбоме ничего, что можно было бы отпраздновать, упомянув только «победившего» Керубино Фредерики фон Штаде. Его раздражало резко продуманное обращение с recitativo secco , которое ранее заметил Стин. «Скрытный шепот Ван Дама, когда он замышляет заговор с Сюзанной и графиней во втором акте, становится раздражающим при повторном прослушивании». [ 11 ]
Похвала
[ редактировать ]В декабрьском номере журнала Stereo Review за 1979 год альбом был включен в список журнала «Лучшие записи месяца». [ 7 ]
Трек-лист, CD1
[ редактировать ]Вольфганг Амадей Моцарт : Женитьба Фигаро , комическая опера в четырех действиях (Вена, 1786), К. 492, с либретто Лоренцо да Понте по мотивам Пьера Бомарше
- 1 (4:03) Симфония
Акт первый
- 2 (3:12) №1 Дуэт: «Пять... десять... двадцать...» (Фигаро, Сюзанна)
- 3 (4:03) №2 Дуэт: «Se a caso madama» (Фигаро, Сюзанна)
- 4 (4:04) №3 Речитатив и каватина: «Браво, господин мастер!.... Если вы хотите танцевать » (Фигаро, Бартоло, Марчеллина)
- 5 (3:46) № 4 Ария: «Месть, ох, месть» (Бартоло, Марцеллина, Сюзанна)
- 6 (3:43) № 5 Дуэт: «Via, resti servita» (Марцеллина, Сюзанна, Керубино)
- 7 (6:32) №6 Ария: «Я больше не знаю, кто я, что я делаю» (Керубино, Сюзанна, Конте, Базилио)
- 8 (10:04) №7 Терцетто: «Что я слышу! Быстро иди» (Конте, Базилио, Сюзанна, Керубино, Хор, Фигаро)
- 9 (3:40) № 10 Ария: « Nonpiù andrai , Farfallone amorous» (Фигаро)
Акт второй
- 10 (8:07) № 11 Каватина: «Порги, амор» (Графиня, Сюзанна, Фигаро, Керубино)
- 11 (3:45) №12 Песня: «Voi che sai» (Керубино, Графиня, Сюзанна)
- 12 (5:14) № 13 Ария: «Иди... встань на колени» (Сюзанна, Графиня, Керубино, Конте)
- 13 (1:10) Речитатив: «Какая новость!» (Граф, графиня)
- 14 (3:47) № 14 Терцетто: «Сюзанна, теперь прочь, сортиты» (Граф, Графиня, Сюзанна)
- 15 (1:27) №15 Дуэт: «Откройся, быстрей, откройся» (Сюзанна, Керубино) [ 2 ]
Трек-лист, CD2
[ редактировать ]Акт второй, продолжение
- 1 (1:15) Речитатив: «Все так, как я оставил» (Граф, Графиня)
- 2 (7:35) № 16 Финал, Часть 1: «Выходи, злой мальчик» (Граф, Графиня, Сюзанна)
- 3 (9:20) №16 Финал, часть 2: «Господа, музыканты уже снаружи» (Фигаро, Конте, Сюзанна, Графиня, Антонио)
- 4 (4:08) № 16 Финал, Часть 3: «Вы, господин, правы» (Марчеллина, Базилио, Бартоло, Конте, Сюзанна, Графиня, Керубино)
Акт третий
- 5 (3:10) Речитатив: «Как это стыдно!» (Граф, Графиня, Сюзанна)
- 6 (2:33) № 17 Дуэт: «Жестокость! Почему так далеко» (Конте, Сюзанна, Фигаро)
- 7 (5:45) №18 Речитатив и ария: «Вы уже выиграли дело!» (Граф, Барбарина, Керубино)
- 8 (8:37) № 20 Речитатив и ария: « E Susanna non vien!... Dove sono » (Графиня)
- 9 (6:27) №19 Секстет: «Я узнаю себя в этих объятиях» (Марцеллина, Фигаро, Бартоло, Курцио, Конте, Сюзанна, Антонио)
- 10 (6:53) № 21 Речитатив и дуэт: «Что вы мне можете сказать!... В эфире... какое сладкое дзеффиретто » (Графиня, Сюзанна, Хор, Барбарина, Антонио, Конте, Керубино, Фигаро )
- 11 (6:25) № 23 Финал: «Смотри марш» (Фигаро, Сюзанна, Конте, Графиня, Первая девушка, Вторая девушка) [ 2 ]
Трек-лист, CD3
[ редактировать ]Акт четвертый
- 1 (3:59) № 24 Каватина: «Я сошла с ума» (Барбарина, Фигаро, Марцеллина)
- 2 (5:25) №25 Ария: «Коза и козочка» (Марцеллина, Барбарина, Фигаро, Базилио, Бартоло)
- 3 (4:11) №26 Ария: «В те годы, в которые мало что стоит» (Базилио)
- 4 (5:18) №27 Речитатив и ария: «Все устроено... Откройте немного эти глаза» (Фигаро, Сюзанна, Марцеллина, Графиня)
- 5 (5:28) №28 Речитатив и ария: «Наконец-то настал момент... Приходите, не медлите» (Сюзанна, Фигаро, Керубино, Графиня)
- 6 (11:00) №29 Финал, часть 1: «Мало-помалу я подойду к ней ближе» (Керубино, Графиня, Конте, Сюзанна, Фигаро)
- 7 (5:11) № 29 Финал, часть 2: «Gente, gente, all'armi, all'armi» (Конте, Фигаро, Курцио, Базилио, Антонио, Барбарина, Сюзанна, Керубино, Графиня) [ 2 ]
Персонал
[ редактировать ]Исполнители
[ редактировать ]- Том Краузе (бас-баритон), Конте, граф Альмавива
- Анна Томова-Синтов (сопрано), Графиня, Графиня Альмавива
- Илеана Котрубас (сопрано), Сюзанна, горничная графини
- Хосе ван Дам (бас-баритон), Фигаро, камердинер графа
- Фредерика фон Штаде (меццо-сопрано), Керубино, паж Альмавивас
- Джейн Бербье (меццо-сопрано), Марселина, экономка в Альмавивас
- Жюль Бастен (бас), Бартоло, врач
- Хайнц Зедник (тенор), Базилио, учитель музыки
- Курт Эквилуз (тенор), Дон Курцио, юрист
- Золтан Келемен (баритон), Антонио, садовник семьи Альмавивас
- Кристиан Барбо (сопрано), Барбарина, дочь Антонио и Первая девушка
- Марджон Ламбрикс (сопрано), Вторая девушка
- Конрад Лейтнер, клавесин континуо
- Хор Венской государственной оперы
- Норберт Балач, хормейстер
- Венская филармония
- Герберт фон Караян , водитель [ 2 ]
Другой
[ редактировать ]- Кристофер Реберн , продюсер
- Ричард Бесвик, помощник продюсера
- Джеймс Лок, инженер
- Джон Данкерли, инженер
- Джек Лоу, инженер [ 2 ]
История выпусков
[ редактировать ]В 1979 году Decca Records выпустила альбом в виде набора из четырех пластинок (каталожный номер D132D4) и двух кассет (каталожный номер K132K42), сопровождаемых примечаниями, текстами и переводами. [ 4 ] В США альбом был выпущен на лейбле London Records (каталожный номер OSA 1443). [ 7 ]
В 1988 году Decca выпустила альбом на компакт-диске (каталожный номер 421 125-2), упакованном в футляр с 372-страничным буклетом. [ 2 ] В буклете были представлены либретто, аннотации, эссе Стэнли Сэди и заметка Кристофера Реберна о предложении Моберли-Реберна, все на английском, французском, немецком и итальянском языках. [ 2 ] Он был иллюстрирован картинами Моцарта, Бомарше и да Понте; фотографии афиши премьеры оперы и венского Бургтеатра, где состоялась премьера; фотографии четырех первых интерпретаторов оперы; и фотографии Бастина, Бербье, Котрубаса, ван Дама, Краузе, фон Штаде, Томовой-Синтова, Зедника и фон Караяна. [ 2 ]
В 2012 году Decca переиздала альбом на компакт-диске в серии «Decca the Opera Company» (каталожный номер 478 343-8) без печатного либретто. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Караян для всех» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж В.А. Моцарт: Женитьба Фигаро , дир. Герберт фон Караян, компакт-диск Decca, 421 125-2, 1988 г.
- ^ Граммофон , август 2012 г., с. 84
- ^ Jump up to: а б Граммофон , сентябрь 1979 г., стр. 513–514.
- ^ Моцарт и Россини Арии
- ^ Граммофон , октябрь 1979 г., с. 587
- ^ Jump up to: а б с Stereo Review , декабрь 1979 г., стр.87.
- ^ В. А. Моцарт: Свадьба Фигаро , дир. Бернард Хайтинк, компакт-диск EMI, CDS 49753-2, 1988 г.
- ^ В. А. Моцарт: Женитьба Фигаро , дир. Невилл Марринер, Philips CD, 416 370-2, 1986 г.
- ^ Граммофон , июль 1988 г., стр. 197–198.
- ^ Граммофон , Награды, выпуск 2011 г., с. 72
- ^ Моцарт, Вашингтон: Женитьба Фигаро , реж. Герберт фон Караян, Decca CD, 478 343-8, 2012 г.